Кабанис, пьер жан жорж

КАБАНИС

28.06.2008 16:24

словарь

КАБАНИС (Cabanis) Пьер Жан Жорж (1757—1808) — французский врач и философ материалистической ориентации. Был непосредственным участником Великой французской революции. Конвент поручил ему выяснить, причиняет ли нож гильотины физические страдания.

Сознательные ощущения после отсечения головы невозможны. Этот вывод базировался на выдвинутом К. представлении о трех уровнях поведения: рефлекторном, полусознательном и сознательном. Для каждого имеется своя система органов. Преемственность между ними выражена в том, что низшие центры при «отпадении» высших способны к самостоятельной активности. К. опирался на методологические принципы, выработанные предшествующим поколением материалистов.

Прежде всего он был непоколебимо уверен в том, что сознание и тело нераздельны и, стало быть, влияние психического (морального) на организм не может означать ничего иного, кроме «влияния мозговой системы как органа мысли и воли на другие органы». Соединение учения об ощущениях как первоэлементах ума с физиологическим представлением о чувственном раздражении как первоэлементе рефлекторной мышечной реакции было вторым важным принципом.

Чувствительность, из которой, согласно ставшему к тому времени общепринятым убеждению, синтезируются все человеческие идеи, соединялась не только с мозгом, но и с ответной двигательной активностью тела. В соответствии же с «теорией уровней» возникал вопрос о применимости способа объяснения, принятого для элементарных уровней к высшему. Обсуждая вопрос о природе мышления, К. предложил следующую формулировку: &quot

;Чтоб получить правильную идею о действиях, результатом которых является мысль, мы должны рассматривать мозг как особый орган, специально предназначенный для ее производства, так как желудок и кишки предназначены для пищеварения, печень — для очищения желчи, слюнные железы — для изготовления слюны. Впечатления, достигающие мозга, приводят его в деятельное состояние, подобно тому как пищевые продукты, попадая в желудок, вызывают выделение в достаточном количестве желудочного сока и движения, благоприятствующие их растворению».

Эта формула ознаменовала новый шаг в естественнонаучном объяснении сознания. Впервые однозначно утверждалось, что сознание не есть локализованное в мозгу духовное начало субстанционального или феноменального характера, а функция этого телесного органа, не уступающая по степени реальности и телесности другим функциям организма. Общей у этой функции с другими стала, по К., принципиальная схема переработки поступающего извне материала в новые продукты. Процесс мышления осуществляется следующим образом. «Впечатления достигают мозга посредством нервов; в то время они еще изолированы и бессвязны. Мозг приходит в активное состояние; он начинает действовать… и вскоре обращает их в идеи, которые получают внешнее выражение в языке мимики и жестов или в знаках слов и письма». &quot

;Вход» и «выход» этой системы доступны объективному наблюдению. Но что представляет собой внутренний процесс? «Могут сказать: разве нам известны органические движения, посредством которых осуществляются функции мозга? Но и действия, посредством которых нервы желудка определяют различные операции, из которых состоит пищеварение… не менее скрыты от нашего исследования». Следовательно, речь идет о том, что между начальной и конечной фазой процесса мышления, так же как и процесса пищеварения, лежит неизвестный нервный процесс. И в этом общем виде схема К. была важным приобретением детерминистической психофизиологии. Противники материализма, игнорируя позитивное содержание естественнонаучных трудов К., приписали ему вульгарно материалистическую идею о том, что мозг выделяет мысль, как печень — желчь. Это было искажением его позиции, согласно которой внешним продуктом мозговой работы является объективизация мысли в слове и жесте. Слабость позиции К. была обусловлена тем, что он обособлял идейный продукт не от мозга (представляя его якобы как выделяемое, секрет), а от объекта.

Без познавательной и действенной связи с объектом психическое невозможно ни на одном уровне. Относя переработку идей за счет внутримозговой механики, К. становился на путь физиологизации не только индивидуального, но и общественного сознания. В рус. пер.: «Отношения между физическою и нравственною природою человека», т. 1—2, СПб., 1865—1866.М.Г. Ярошевский

Новые статьи:

  • КАНТОР
  • КАНТ
  • КАННАБИХ
  • КАНЕТТИ
  • КАМЮ
  • КАМПАНЕЛЛА
  • КАЛОКАГАТИЯ
  • КАЛМЫКОВА
  • КАЛИФОРНИЙСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
  • КАВЕЛИН

Evolution

Кабанис был одним из первых сторонников эволюции. В Философской энциклопедии говорится, что он «верил в спонтанное зарождение. Виды эволюционировали через случайные мутации (« случайные изменения ») и запланированные мутации (« экспериментальные попытки человека »), которые изменяют структуру наследственности.. «

Он повлиял на работу Жана-Батиста Ламарка, который упомянул Кабаниса в своей Зоологической философии. Кабанис был сторонником наследования приобретенных характеристик, он также разработал свою собственную теорию инстинкта.

Кабанис сделал заявление, которое признало базовое понимание естественного отбора. Историк Мартин С. Стаум писал, что:

В простом изложении теории адаптации и отбора Кабанис утверждал, что виды, избежавшие вымирания, «должны были последовательно сгибаться и подчиняться последовательностям обстоятельств, из которых, очевидно, были рождены, в каждое конкретное обстоятельство, другие совершенно новые виды, лучше приспособленные к новому порядку вещей. «

Примечания

  1. Dictionnaire de la franc-maçonnerie et des francs-maçons (Алек МЕЛЛОР, издание Belfond, 1974)
  2. Dictionnaire Universel de la Franc-Maçonnerie (Моник Кара, Жан-Марк Кара и Марк де Жод, изд. Ларусса, 2011 г.)
  3. La Franc Maçonnerie dans l’Etat — стр. 59 (Goemaere, 1859)
  4. «Кабанис, Пьер-Жан-Жорж» . Вселенная биографии . Том. Премьера тома, AAGE–CORN. 1833. с. 419.
  5. , с. 913.
  6. ^ , с. 914.
  7. Лаффит, Пьер; Жанноль, Шарль (1890). La Revue occidentale philosophique, sociale et politique (на французском языке). Том. 2. Aux Bureau de la Revue. п. 103.
  8. Шопенгауэр, Артур. Die Welt как Wille und Vorstellung . Том. 2. Глава 22.
  9. «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 16 декабря 2020 г.
  10. ^ Стаум, Мартин С. (1980). Кабанис: Просвещение и медицинская философия во Французской революции . Издательство Принстонского университета. стр. 188-189. ISBN 0-691-05301-4 
  11. ^ Ричардс. Роберт Дж. (1987). Дарвин и появление эволюционных теорий разума и поведения . Издательство Чикагского университета. стр. 37-47. ISBN 0-226-71200-1 
  12. Борхерт, Дональд М. (2006). Энциклопедия философии : Том 2 . Макмиллан. п. 3. ISBN 0-02-865782-9 
  13. Русе, Майкл. (1996). От Монады к Человеку: Концепция прогресса в эволюционной биологии . Издательство Гарвардского университета. стр. 53-54. ISBN 978-0-674-03248-4 
  14. Полные произведения Кабаниса . Том. Том 5. Братья Боссанж. 1823. с. 451.

Литература

  • Шойфет М. С. . Кабанис (1757–1808) // 100 великих врачей. — М.: Вече, . — 528 с. — (100 великих). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2931-6.
  • Кротов А. А. Кабанис: классик вульгарного материализма? //Философские науки. 2017. № 9. С. 67-79.
  • Забдудовский П. Е. Кабанис — врач-материалист XVIII в. // Клиническая медицина. 1939, Т. 17. Вып. 5.
  • Martin S. Staum. Cabanis: Enlightenment and Medical Philosophy in the French Revolution. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1980. 430 pp
  • Baertschi, Bernard (2005), «Diderot, Cabanis and Lamarck on psycho-physical causality.», History and philosophy of the life sciences, 27 (3-4), pp. 451-63, PMID 16898212

Life

Кабанис родился в Cosnac (Corrèze ), сын Жана Батиста Кабаниса (1723–1786), юрист и агроном. В возрасте десяти лет он поступил в колледж Брайвс, где проявил огромные способности к учебе, но его независимость духа была настолько велика, что он почти постоянно восставал против своих учителей и был окончательно выгнали. Затем отец отвез его в Париж и оставил на два года учиться по своему усмотрению. С 1773 по 1775 год он путешествовал по Польше и Германии, а по возвращении в Париж посвятил себя в основном поэзии. Примерно в это же время он послал в Французскую академию перевод отрывка из Гомера, предложенного для их приза, и, хотя он не выиграл, он получил такую ​​поддержку от своих друзей, что он подумывал о переводе всей Илиады.

По желанию отца он бросил писать и решил заняться более устойчивой профессией, выбрав медицину. В 1789 г. благодаря его «Наблюдениям за больницами» (1790 г.) он был назначен администратором больниц в Париже, а в 1795 г. он стал профессором гигиены в медицинской школе Пэрис, должность, которую он обменял на кафедру юридической медицины и истории медицины в 1799 году.

Отчасти из-за своего плохого здоровья он, как правило, не практиковал как врач, его интересы заключались в более глубоких проблемах. медицинских и физиологических наук. В течение последних двух лет жизни Оноре Мирабо Кабанис был тесно связан с ним и написал четыре статьи о государственном образовании, которые были найдены среди бумаг Мирабо после его смерти и отредактированы настоящим Вскоре после этого, в 1791 г., во время болезни, оборвавшей его жизнь, Мирабо полностью доверился профессиональным навыкам Кабаниса. О смерти Мирабо Кабанис составил подробный рассказ, призванный оправдать его отношение к делу. Он был в восторге от Французской революции и стал членом Совета пятисот, а затем консервативного сената, и роспуск Директории был результатом предложения, которое он сделано для этого. Его политическая карьера была недолгой. Он был одним из Совета пятисот, а затем был членом Сената. Враждебно относясь к политике Наполеона Бонапарта, он отвергал все предложения места под его властью. Он умер в Меулане.

Его тело похоронено в Пантеоне, а его сердце — на кладбище Отёй в Париже.

Полное издание работ Кабаниса было начато в 1825 году, и было опубликовано пять томов. Его основная работа, Rapports du Physique et du Moral de l’homme (Об отношениях между физическими и моральными аспектами человека, 1802 г.), состоит из мемуаров, прочитанных в 1796 и 1797 гг. В Институте, и представляет собой очерк. физиологическая психология. Психология у Кабаниса напрямую связана с биологией, поскольку чувствительность, фундаментальный факт, является высшей ступенью жизни и низшим уровнем интеллекта. Все интеллектуальные процессы произошли от чувствительности, а сама чувствительность является свойством нервной системы. душа — это не сущность, а способность; мысль — это функция мозга. Подобно тому, как желудок и кишечник получает пищу и переваривает ее, мозг получает впечатления, переваривает их и имеет в качестве своей органической секреции мысль.

Наряду с этим материализм, Кабанис придерживался другого принципа. В области биологии он принадлежал к виталистической школе Г.Е. Шталь, и в посмертном труде Lettre sur les plays premières (1824) последствия этого мнения стали ясны. Жизнь — это что-то добавленное к организму: помимо повсеместно распространенной чувствительности существует некая живая и производительная сила, которую мы называем Природой. Невозможно не приписать этой силе разум и волю. Эта живая сила составляет эго, которое действительно нематериально и бессмертно. Кабанис не думал, что эти результаты противоречат его более ранней теории.

Его работа была высоко оценена философом Артуром Шопенгауэром, который назвал его работу «превосходной».

Он был членом масонской ложи Les Neuf Sœurs с 1778 года.

definition — Кабанис,_Пьер_Жан_Жорж

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Кабанис, Пьер Жан Жорж

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня , Конак, Коррез, — 5 мая , Рюэй) — французский философ-материалист и врач.

Биография

Ученик Э. Б. де Кондильяка. По своим политическим воззрениям был близок к жирондистам; его друзьями были Ж. Б. Мирабо и М. Ж. Кондорсе. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. Участвовал в перевороте 18 брюмера. В Кабанис был избран во Французскую академию, после его смерти его академическое «кресло» занял единомышленник Кабаниса, Дестют де Траси. Похоронен в парижском Пантеоне.

Идеи

Материализм и атеизм Кабаниса были менее последовательными и воинствующими, чем у старшего поколения французских материалистов XVIII века. Кабанис утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Это дало основание считать Кабаниса одним из предшественников вульгарного материализма. Вместе с Антуаном Дестютом де Траси Кабанис был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей. Считал медицину главным средством совершенствования человеческого рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. Кабанис оказал значительное влияние на развитие медицины и физиологии, в частности в США в XVIII в. В последние годы жизни склонялся к витализму.

См. также

Антуан Дестют де Траси

Файл:Aristotel template.gif Это незавершённая статья о философе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это незавершённая статья об учёном-медике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: