Группировки кавказской языковой семьи
Другим определением абхазо-адыгской языковой семьи является «северо-западно-кавказская», что связано с основной территорией её распространения — Северо-Западный Кавказ, который включает республики Абхазия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Кроме того, на языках этой группы говорят в среде ближневосточной диаспоры (Турция, Сирия, Иордания).
Общее число носителей абхазо-адыгских языков составляет 3 миллиона человек. В составе абхазо-адыгской языковой семьи выделяют следующие ветви:
- адыгская ветвь, которая включает адыгейский и кабардино-черкесский языки;
- абхазо-абазинская ветвь, которая включает абхазский и абазинский языки;
- убыхская ветвь, которая состоит из единственного убыхского языка.
Картвельская (южнокавказская) языковая семья распространена на Южном Кавказе, в основном на территории Грузии. На языках этой семьи говорят порядка 5,5 миллионов человек. Она состоит только из двух ветвей:
- южнокартвельская ветвь, которая состоит из грузинского, еврейско-грузинского (чаще рассматривается как диалект грузинского), мегрельского и лазского языков;
- севернокартвельская (сванская) ветвь, которая включает только сванский язык.
Нахско-дагестанская языковая семья (также называемая северо-восточно- или восточно-кавказской) объединяет языки, на которых разговаривают в восточной части Северного Кавказа (в Ингушской, Чеченской и Дагестанской республиках), в отдельных частях Грузии, Азербайджана, Турции, Иордании и ряда других ближневосточных стран.
Нахско-дагестанская языковая семья охватывает 5 миллионов человек, являющихся носителями почти пятидесяти языков, наиболее распространёнными из которых являются чеченский, аварский, даргинский и лезгинский языки. Эти языки объединены в следующие ветви:
- нахская ветвь;
- аваро-андо-цезская ветвь;
- лакская ветвь;
- даргинская ветвь;
- лезгинская ветвь.
Особенности акцента армян, азербайджанцев и грузин
Российский лингвист, доцент филфака МГУ Елена Брызгунова также считает, что одной из характерных примет «кавказского» акцента является аканье, которое свойственно армянам, азербайджанцам и грузинам. К особенностям «кавказского аканья» относят растягивание гласных и «напряженность глоточной артикуляции». Глухие гласные «п», «т» и «к» армяне произносят более грубо, твердо и четко, а северокавказцы и азербайджанцы – мягко, басовито, на выдохе.
Для многих проще всего узнать армянина, потому как русские слова «рубль, «разговор», «разгром» он произносит с характерным раскатистым «р-р-р»: «рр-р-рубль», «р-р-р-разговор», «р-р-р-разгром». Другой приметой армянского акцента является отсутствие «йота» после согласного: «булён» (вместо «бульон»), «белё» (вместо «бельё»), копё (вместо «копьё»). Интересно, что грузины «йот» заменяют на «и». Так что если услышите, как вставший начал тост со слов «Я пиу за…», знайте – перед вами грузин.
Спорные связи с другими семьями
Северо-Кавказская семья
Некоторые лингвисты, такие как Сергей Старостин считает, что северо-восточные и северо-западные кавказские языки являются частью более широкой северокавказской семьи, ссылаясь на общий словарный запас и типологические особенности в качестве доказательства. Это предлагаемое семейство обычно не включает соседние картвельские языки. Эта гипотеза недостаточно хорошо доказана.
Связь с хурритским и урартским языками
Некоторые лингвисты, в частности Игорь М. Дьяконов и Старостин, видят свидетельства генеалогической связи между Северо-Востоком Кавказская семья и вымершие языки хурритский и урартский. На хурритском говорили в различных частях Плодородного полумесяца в 3-м и 2-м тысячелетиях до нашей эры. Урартский язык был языком Урарту, могущественного государства, существовавшего между 1000 г. до н.э. и 585 г. до н.э. в районе с центром озера Ван в нынешней Турции. Эти два языка вместе относятся к хурро-урартской семье. Дьяконов предложил название Алародиан для союза хурро-урартского и северо-восточного кавказцев.
Многие ученые, однако, сомневаются в родстве языковых семей или полагают, что, хотя связь возможна, доказательства далеко не окончательные.
Предположения, объясняющие взаимосвязи кавказских языков
Грузинским и советским лингвистом прошлого века А. С. Чикобава была выдвинута иберийско-кавказская гипотеза. Она заключалась в том, что между всеми вышеперечисленными языковыми группами существует языковое родство, тем самым, образуя, так называемую, иберо-кавказскую языковую семью.
Эта гипотеза особо поддерживалась в советском языкознании, которое в целом было ориентировано на централизацию и унификацию, продиктованные языковой политикой государства.
Объяснение объединения кавказских языков в одну семью заключалось не в их генетическом родстве, а их типологической близостью и возможным существованием кавказского языкового союза.
Другая точка зрения, которая является более распространённой, чем гипотеза А. С. Чикобава, гласит о существовании языкового родства только между двумя языковыми семьями: абхазо-адыгского и нахско-дагестанского. На основе их объединения предполагается выделить отдельную северокавказскую языковую надсемью.
Кроме того, в советские времена культивировалась гипотеза о родстве кавказских языков с баскским языком, который распространён на севере Испании – юге Франции. Однако зарубежные баскологои не одобряют данную гипотезу.
Ещё одно предположение, тесно связанное с предыдущим, состоит во включении кавказских языков в состав сино-кавказской языковой макросемьи. Эта гипотетическая макросемья была предложена в 1980-е годы советским лингвистом С. А. Старостиным и объединяла несколько языковых семей Евразии и Северной Америки.
Эта гипотеза критикуется большинством лингвистов, хотя сторонники сравнительно-исторического языкознания активно её используют в своих исследованиях. В рамках же макрокомпаративистики в сино-кавказскую макросемью включается только северокавказская семья, а оставшаяся картвельская языковая семья относится к ностратической языковой семье (другая гипотетическая макросемья, охватывающая большинство современных языковых семей).
Помимо баскского языка, в качестве родственных кавказской семье языков также рассматривались семитские, индоевропейские, бурушаски, шумерский и другие языки. Имеют место быть хатто-иберская гипотеза, которая заключается в существовании языкового родства абхазо-адыгских языков с древним хаттским языком Малой Азии, и алародийская гипотеза, которая утверждает существование взаимосвязи между нахско-дагестанскими и хуррито-урартскими языками.
Самые многоязычные – селяне
До распространения на дагестанских землях русского языка сельские жители, помимо родного, знали несколько языков соседей, а порой и один крупный язык местности. Одними из самых многоязычных дагестанцев называли жителей соседствующего с Грузией села Генух. Кроме родного гинухского языка, они владели соседними бежтинским и цезским, межнациональным языком местности аварским, а все мужчины достойно изъяснялись еще и на грузинском. К середине 20 века в этот список прибавился русский, постепенно начавший вытеснять остальные малочисленные наречия. Тем не менее, в Генухе и сегодня можно встретить множество возрастных жителей, владеющих пятью-шестью языками.
Правда, подобной многоязычностью отличались далеко не все дагестанцы. Носители самых крупных национальных языков порой не знали никаких других, кроме родного. Аварцы, лакцы, лезгины вполне удовлетворялись одним. Лишь наиболее образованные представители крупнейших групп дополнительно осваивали арабскую грамоту. Сегодня большая часть дагестанцев говорят на родном и русском языках.
Кстати, весьма распространено мнение, что на Кавказе живут исключительно смуглокожие и черноволосые люди. На самом же деле там можно встретить даже голубоглазых блондинов.
Дагестан — одна из самых многонациональных республик России. Численность населения — 2621.8 тыс. человек (2005). Сельское население составляет 57,3 % (2005), а удельный вес городского населения составляет 42,7 % (2005). Плотность населения: 52,1 чел./км² (2005). По данным правительства республики, за её пределами постоянно проживает ещё более 700 тысяч дагестанцев. Народы Дагестана говорят на языках четырёх основных языковых групп.
Озвучивание отрывных согласных
Нахские языки имеют отношение к гортанной теории индоевропейского языка, потому что вайнахская ветвь претерпела озвучивание абективов, что постулировалось, но широко высмеивалось как невероятное в этой семье. В начальной позиции Бэтс абъективы соответствуют вайнахским абъективам, а в неначальной позиции — вайнахским звонким согласным. (Исключение составляет *qʼ , которое в вайнахском языке остается отрывочным.)
летучие мыши | чеченский | блеск | дагестанский родственник |
---|---|---|---|
н’ап’ | наːб | ‘спать’ | |
‘мокрый’ | Ад | ‘хлыст’ | Гигатил Чамалал: цатан |
пакаль | пагал | ‘заяц’ | Анди: tɬʼankʼala |
док | два | ‘сердце’ | Анди: роко |
коврики | мези | ‘вошь’ | Чадаколоб аварский: нац |
ʕartsʼiⁿ | ʕärʒa- | ‘черный’ | Гигатил Чамалал: -etʃʼár |
Джоп’к’ | жук | пепел |
Аналогичные изменения произошли и в некоторых других дагестанских языках.
использованная литература
- Йоханна Николс, «Чечен» и «Ингуш» в сборнике Р. Смеца (ред.), Языки коренных народов Кавказа (1994).
- Пол Фэллон, 2002 г. Синхронная и диахроническая фонология отрывков, стр 245.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник. Рутледж Керзон: Оксон, 2005.
- Вахушти, грузинский историк XVIII века, цитируемый Джаймухой, по-видимому, заявил, что «кахи считали глигвов, дзурдзуков и кистин своими этническими родственниками». Дзурдзук — грузинское имя чеченцев, кисть здесь используется для обозначения ингушей.
- Джаймуха. Чеченцы. Стр.29
- Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I — XV вв. н. э. Тбилиси, 1961 стр.138
- Меликишвили Г. А. К изучению древней восточноазиатской этнонимики. ВДИ, 1962,1 стр.62
- Гамрекели
- ^ Меликишвилли
- ^
- Джавахишвили И. А. Введение в историю грузинского народа. кн.1, Тбилиси, 1950, с.47-49
- Ахмадов, Шарпудин Бачуевич (2002). Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века. Элиста: «Джангар», АПП. п. 52.
- Гаджиева В. Г. Сочинение И. Гербера Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся, М., 1979, стр.55.
Ты мне не выкай!
Не стоит обвинять чеченца в неуважении, если он обратится к незнакомцу на «ты». Дело в том, что местоимения «вы» в чеченском языке нет. Форма «хью» употребляется в двух значения – и «вы», и «ты». Вот и забывают чеченцы о русском «вы». Кроме того, в чеченском языке глагол имеет больше наклонений, при этом одно только повелительное используется в речи в пяти видах. Поэтому, чеченец при использовании глагола в вежливом повелении обязательно добавляет «пожалуйста»: «Пожалуйста, говори!», «Пожалуйста, уходи!», «Пожалуйста, закрой!». Но не только эти особенности выдают чеченца, говорящего по-русски.
Русский язык чеченцы изучают еще в школе наряду с родным, поэтому при общении на русском акцент почти не слышен. И все же особенность фонетики чеченского языка выдает чеченца с головой. Как объясняет профессор, преподаватель и доктор филологических наук Зулай Хамидова, согласные в чеченском всегда твердые, поэтому русское «дети» чеченец произносит как «дэты».
Другая характерная примета – ошибки в использовании рода, которые объясняются отсутствием в чеченском языке категории родовой принадлежности. Вместо русского рода (мужского, женского, среднего и общего) в чеченском категории грамматического класса – от первого до шестого. Поэтому ошибочно чеченец может сказать «маленькая мальчик пошла» или «высокий женщина сел».
Языки и вымирающие представители
Интересно и сложившееся социолингвистическое положение среди учащихся. В селах маленькие дети говорят на родном им языке. В школе начинается преподавание русского. Носители бесписьменных автохтонных языков должны, помимо родного, знать хотя бы один письменный. Это необходимо для обучения и социальных нужд. Обычно, таким языком выступает какой-то из дагестанских литературных: аварский, лезгинский, даргинский, кумыкский и т.д. Выходит, что носители малых дагестанских языков многоязычны. К примеру, на не обладающем госстатусом андийском языке не ведётся преподавание в школе. В качестве родного преподаётся аварский, не являющийся даже близкородственным для андийцев. Следом к нему подключается русский, а в старших классах – 1-2 иностранных. В итоге, рядовой андиец в разной степени владеет пятью языками.
Сегодня ситуация с языками не радужная. Подрастающее поколение, особенно это касается продвинутых городских жителей, все реже пользуется своим национальным говором в будничной речи. Поэтому для них даже базовый язык становится проблемой. Такая картина ведет к исчезновению дагестанских языков, подавляющая часть которых уже признаны вымирающими.
Языковая классификация
Традиционная классификация (Nichols (2003)) |
Последняя попытка внутренней классификации (Шульце (2009)) |
Ветвление без относительной хронологии (Шульце (2009)) |
) Давняя классификация делила семью на нахскую и дагестанскую ветви, отсюда и термин нахо- Дагестанский. Однако попытки реконструировать протоязык позволяют предположить, что нахские языки отличаются от дагестанского не больше, чем различные ветви дагестанского языка друг от друга, хотя это все еще не универсально. Салли принято. Следующий план, основанный на работе лингвиста Бернарда Комри и других, был принят Ethnologue. Ветвь аварско-анди-дидосского была оставлена, но была возрождена, поскольку языки «нового типа» в Шульце (2009, 2013) и лак-даргва также вернулись.
Одним из факторов, усложняющих внутреннюю классификацию внутри семьи, является то, что диахроническое развитие соответствующих ветвей характеризуется как крайней степенью диффузии, так и дивергенции, за которой следует вторичная конвергенция, что усложняет метод сравнения.
Данные о населении взяты из 16 изд. «Этнолога».
Аваро-андская семья
Распространена в высокогорье Северо-Западного Дагестана и западного Дагестана. Аварский язык является lingua franca для этих и цезских языков и является единственным литературным языком. Шульце (2009) дает следующее генеалогическое древо для аварско-андских языков:
- аварский (761 960)
-
андийские языки
- анди (кваннаб) (5 800)
- Ахвах-Тинди
- Ахвах (210 по состоянию на 2010 год)
- Карата-Тинди
- Карата (Кирди) (260 по состоянию на 2010 год)
- Ботлих – Тинди
- Ботлих (210 на 2010 г.)
- Годобери (130 на 2010 г.)
- Чамалал (500 на 2010 г.)
- Багвалал-Тинди
- Багвалал (1,450)
- Тинди (2,150)
Фигуры, извлеченные из Этнолога. На этих языках говорят в следующих районах Дагестана :, Ботлих, Буйнакск (Шура), (Цуриб), Гергебиль, Гумбетовский (Баклул), Гуниб, Казбековский (Дылым), (Агвали), Унцукул, и Закатальский район в Азербайджане.
континуум даргинского (даргинского) диалекта
На нем говорят 492 490 человек в Дагестане, а также в Азербайджане, Средней Азии и Украине. Собственно даргва — литературный язык.
- Даргва (Даргва)
- Кайтак
- Кубачи
- Ицари
- Чираг
На даргве говорят в следующих районах Дагестана :, Кайтак, Каякент, Сергокала.
В Губинском районе Азербайджана.
Хыналуг (Хиналуг) (1000 говорящих)
Лакский изолят
Говорят в высокогорье Центрального Дагестана. Лак — литературный язык.
Лакский (152000 говорящих)
Лакский говорят в двух районах Дагестана : и Кулинском (Вачи).
Лезгинская семья
Говорят на юго-востоке Дагестане нагорье и в Северном Азербайджане. лезгинский язык или, как сами его называют лезгинский народ Лезги члал (лезги ч’ал), является самым большим по количеству носителей всех языков Лезгическая группа (другие языки из этой группы включают табасаранский, удинский, цахурский и рутулский). На них говорят в следующих районах Дагестана : Агуль, Ахты, Дербент (Квевар), Касумхур, Курах, Магарамкент, Рутул, Табасаран, Усухчай, Хив и Куба и Закатала в Азербайджане.
Табасаран когда-то считался языком с наибольшим количеством грамматических падежей — 54, что могло, в зависимости от анализа, быть цезским языком. с 64.
Лезгинский и табасаранский — литературные языки.
Лезгийское генеалогическое древо
- Периферийное: Арчи (970 говорящих)
- Самур (или ядерный лезгинский)
- Восточный Самур
- Табасаран (128,900)
- лезгинский (655,000)
- Агуль (29,300)
- Уди (6,590)
- Южный Самур
- Крыц (5,000)
- Будух (1000)
- Западный Самур
- Рутул (47400)
- Цахур (23673)
- Восточный Самур
Все цифры взяты из Этнолога.
Семья Нах
В Чечне, Ингушетии и Грузии. Чеченский и ингушский языки являются официальными языками своих республик.
- Летучие мыши (в Грузии в 2000 г. говорило 3420 человек)
-
Вайнахские языки
- чеченский (1 350 000)
- ингушский (322 900)
Цезицкая (дидойская) семья
В основном говорят на юго-западе Дагестана. Нет литературных языков. Ранее географически классифицируемые как Восточный Цезич (Хинух, Безта) и Западный Цезич (Цез, Хварши, Хунзиб), эти языки могут фактически образовывать разные подгруппы согласно последним исследованиям Шульце (2009) :
- Цез-Хинух
- Цез (Дидо) (12 500)
- Хинух (Хинукс, Гинух) (5 по состоянию на 2010 г.)
- Бежта – Хунзиб – Хварши
- Бежта (Капуча) (6 800)
- Хунзиб (Гунзиб) (1420)
- Хварши (Хварши) (8,500)
Все фигуры, кроме Хварши, были взяты из Этнолога. На этих языках говорят в Цунтинском и Бежтинском районах Дагестана.
Изучение нахских и дагестанских языков
Первые материалы по дагестанско-нахским языкам (кон. 18 — сер. 19 в.в.)
Первые материалы по дагестанским и нахским языкам появляются в конце XVIII в.
в словарных собраниях П. С. Палласа и Г. А. Гюльденштедта,
а в начале XIX в. — в путевых заметках Г. Ю. Клапрота.
Первую попытку создать грамматические очерки нахско-дагестанских языков представляют собой труды А. Шифнера
по удинскому, бацбийскому и аварскому языкам, вышедшие в свет в середине XIX в.
Основы научного описания нахско-дагестанских языков
Основы научного описания нахско-дагестанских языков были заложены П. К. Усларом,
подготовившим в 60-е гг. XIX столетия грамматики чеченского, аварского, лакского,
даргинского («хюркилинского»), лезгинского («кюринского») и табасаранского языков,
увидевшие свет лишь после смерти их автора — в конце XIX в. (табасаранская грамматика — только в 1979 г.).
Услар по существу разработал методику научного исследования бесписьменных языков,
характеризующуюся прежде всего фонологическим подходом к их звуковому плану.
Анализ грамматических категорий опирался у Услара на значительный текстовый и фразовый материал.
На материапе нахско-дагестанских языков П. К. Усларом были сформулированы
основные положения теории пассивности эргативной конструкции.
В начале XX в. целую серию исследований по дагестанским языкам провел А. М. Дирр,
чьи работы не утратили своего значения и по сей день как первые источники по многим бесписьменным языкам Дагестана.
Зарождение сравнительно-исторического изучения дагестанских и нахских языков
справедливо увязывается с именем Н. С. Трубецкого, выпустившего в 20-е — 30-е гг. серию статей,
посвященных сравнению фонетики и морфологии восточнокавказских языков.
Изучение нахско-дагестанских языков в СССР, разработка письменностей
В Советском Союзе в это время основное внимание было обращено на решение проблем разработки письменностей,
создания учебных пособий, нормативных грамматик и словарей
(Л. И
Жирков, Н. Ф. Яковлев, А. Н. Генко, Р. Шаумян и др.).
В Тбилиси уже в 40-х гг. развертывается исследование практически всех подгрупп нахско-дагестанских языков.
Результатом исследований грузинских ученых явились не только грамматические описания
многих нахско-дагестанских языков, но и работы сравнительного характера:
в частности, по истории андийского и цезского консонантизма,
по реконструкции общедагестанского консонантизма, системы склонения и др.
Особенно интенсивный характер работа по изучению дагестанских и нахских языков приобрела в послевоенные годы,
когда фактически складываются научные школы кавказоведения.
В Москве в это время успешно работали Л. И. Жирков,
Е. А. Бокарев, осуществивший первое комплексное исследование цезских языков
и предложивший первую реконструкцию фонетической системы прадагестанского
и затем правосточнокавказского языка-основы;
С. М. Хайдаков, исследовавший диалекты и словарный состав лакского языка,
а также осуществивший ряд исследований общедагестанского характера,
посвященных лексике, глагольной системе и именной классификации дагестанских языков;
Ю. Д. Дешернев, написавший грамматики бацбийского и хиналугского языков,
сравнительную грамматику нахских языков и др.
Большие научные коллективы в послевоенные годы создаются в Дагестане
(Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Дагестанский государственный университет,
Дагестанский государственный педагогический университет), с конца 50-х гг. в Чечне и Ингушетии.
С 1972 г. выходят работы, посвященные дагестанским языкам,
выполненные на Кафедре структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ.
Миф пятый: дагестанские языки — бедные
Бедные» языки — ненаучное определение, но при работе с такой категорией богатству словарного запаса дагестанского языка можно позавидовать. Например, у животноводов, занимающихся разведением горных пород, есть много слов для описания овец, баранов, ягнят разного возраста и разных частей тела этих животных, гораздо больше, чем в русском языке. Рельеф и склоны различных гор показаны очень подробно. Например, солнечная и теневая стороны гор часто обозначаются разными словами
Еще одной интересной особенностью горных языков является внимание к высоте. Во многих языках есть специальные местоимения, которые указывают не только на то, находится ли объект рядом или далеко от говорящего (например, «этот» или «эта» в русском языке), но и на то, находится ли он выше или ниже говорящего
Выступающий.
Что касается грамматического «богатства», то в дагестанских языках есть много типов, которых нет в русском и других хорошо известных нам языках. Например, в русском языке мужской, женский и нейтральный роды выражаются прилагательными, некоторыми глаголами и окончаниями местоимений. Вчера мой любимый Саша вернулся домой. Для британцев это очень сложно, вы нигде не увидите род в подобных предложениях. В некоторых языках Дагестана род может произноситься на всех языках, кроме существительных, наречий, числительных и даже оружия.
У Энди есть разные слова для местоимения «я», в зависимости от того, кто говорит — мужчина или женщина. А Мегебия славится своим особенным девственным сексом. Когда мы говорим, что Магомед пришел, слово пришел с конца. Скажем, пришла корова, пришла другая корова, скажем, пришла Пастимат, вы должны выбрать один из двух вариантов в зависимости от того, замужем Пастимат или нет.
История[править | править вики-текст]
Основная статья: Аварская литература
После 1917 года аварская художественная литература достигла значительного расцвета, хотя многие произведения писались по заказу партии. В настоящее время растёт доля аварской молодёжи, не владеющей родным языком, что в будущем может привести к исчезновению сначала литературного, а позже и разговорного аварского языка.
Специалистов по аварской филологии готовит Дагестанский государственный университет в Махачкале.
Известными аварскими поэтами являются: Заид Гаджиев, Расул Гамзатов, Машидат Гаирбекова, Фазу Алиева, Адалло Али.
Из довольно известных произведений следует отметить народную «Песню о Хочбаре», «Герои в шубах» писателя Раджаба Дин-Магомаева.
Ветви восточнокавказских языков и время их выделения
Нахско-дагестанские (восточнокавказские, восточно-северокавказские) языки
включают нахские и дагестанские языки, которые, по мнению ряда ученых,
образуют два отдельных ответвления нахско-дагестанской языковой семьи.
По другим версиям, нахская подгруппа (чеченский, ингушский, бацбийский языки)
включается в нахско-дагестанскую семью наряду с языковыми подгруппами,
традиционно объединяемыми как дагестанские, а именно:
-
аваро-андо-цезские языки
(аварский;
андийские языки: андийский, ботлихский, годоберинский, каратинский, ахвахский, тиндинский, багвалинский, чамалинский;
цезские языки: цезский, хваршинский, гинухский, бежтинский, гунзибский); - лакский язык;
-
даргинский язык (по мнению ряда лингвистов, группа языков, включающая, в частности,
урахинский, акушинский, кайтагский, кубачинский и, возможно, другие идиомы,
квалифицируемые обычно в качестве диалектов); -
лезгинские языки
(лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, арчинский, крызский, будухский, удинский); - хиналугский язык.
В научной литературе лакский и даргинский языки нередко объединяются в так называемую лакско-даргинскую подгруппу,
а хиналугский язык причисляется к лезгинской подгруппе,
в прошлом за пределы лезгинской группы иногда выводились арчинский и удинский языки.
Время распада общевосточнокавказского языка-основы лингвисты относят к концу III тысячелетия до н. э.,
основываясь на данных лексикостатистики, а также сопоставляя лингвистические наблюдения с археологическими материалами.
Полагают, например, что наличие общедагестанских названий золота и серебра (но отсутствие названия железа)
позволяет отнести дивергенцию дагестанской языковой общности к ранней ступени бронзового века.
Дивергенция дагестанских языков
Дагестанские языки делятся на 3 группы: аваро-андо-цезскую, лакско-даргинскую и лезгинскую.
В начале 21 века появились данные, позволяющие выделить хиналугский язык
(относимый ранее к лезгинской подгруппе дагестанской группы),
в отдельную группу северо-кавказской семьи,
объединяя её в нахско-дагестанско-хиналугскую языковую общность.
Вскоре после распада нахско-дагестанско-хиналугской языковой общности (III Тыс. до н.э.),
началось членение протодагестанского языка на аваро-андо-цезский и лако-даргино-лезгинский ареалы.
Деление ареалов на ветви произошло во II тыс. до н.э., когда образовались лезгинская и лако-даргинская ветви
(аваро-андо-цезская общность дольше сохраняла единство).
В I тыс. до н.э. разделилась лако-даргинская ветвь и начался распад протолезгинской общности.
Тогда же, предположительно, обособился хиналугский язык.
В 9 в. до н.э. обособился язык Алазанской долины,
на котором говорили агване (кавказские албанцы, арранцы
[связано с топонимом Харран и/или этнонимом арьян ?]),
образовавшие в последующем государство Кавказская Албания.
Ныне на этом языке говорят удинцы — потомки албанцев .
В 6 в. до н.э. от протолезгинского массива откололся арчинский язык,
а сам протолезгинский массив разделился на юго-восточную и западную зоны
.
В 3 в. до н.э. юго-западная зона распалась на самурскую и шахдагскую общности.
Самурская распалась сразу на цахурский и рутульский языки.
Шахдагская общность (крызский и будухский языки) сохраняла единство до 10 в. н.э.
Восточная зона в 3 в. до н.э. разделилась на табасарано-агульскую и, собственно, лезгинскую общности.
Табасаранский и агульский фигурируют как самостоятельные языки с 7 в. н.э.
Разделение аваро-андо-цезских языков произошло на рубеже н.э., когда откололась цезская ветвь.
Языки этой подгруппы сохранили много черт,
характерных для древнего восточно-кавказского языка.
Распад аваро-андийской языковой общности произошло в 8 в. н.э.
И. Гаджимурадов. Была ли у дагестаноязычных народов в древности своя письменность?
Об открытии памятников алванского письма и родстве дагестанских языков с шумерским.
История нахских (вейнахских, чечено-ингушских) языков
Вейнахские языки иногда объединяются с дагестанскими в нахо-дагестанскую
семью языков.
Антропологически вайнахи сложились в конце бронзового века,
в эпоху расцвета кобанской и каякент-харачойской культур на Северном Кавказе.
Они являются представителями кавкасионского типа балкано-кавказской ветви европеоидной расы.
По одной из версий этноним «нах» происходит от названия хурритского племени нахов – потомков дзурдзуков,
выходцев из урартской провинции Шем [ономастически связано с Симом и/или семитами?] (в районе озера Урмия).
Читайте далее…
Национальный состав
Национальный состав Дагестана по переписям СССР
Народ | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|
Аварцы | 138 749 | 230 488 | 239 373 | 349 304 | 418 634 | 496 077 |
Агулы | 7653 | — | 6378 | 8644 | 11 459 | 13 791 |
Азербайджанцы | 23 428 | 31 141 | 38 224 | 54 403 | 64 514 | 75 463 |
Даргинцы | 108 926 | 150 421 | 148 194 | 207 776 | 246 854 | 280 431 |
Кумыки | 87 960 | 100 053 | 120 859 | 169 019 | 202 297 | 231 805 |
Лакцы | 39 878 | 51 671 | 53 451 | 72 240 | 83 457 | 91 682 |
Лезгины | 90 509 | 96 723 | 108 615 | 162 721 | 188 804 | 204 370 |
Ногайцы | 26 086 | 4677 | 14 939 | 21 750 | 24 977 | 28 294 |
Русские | 98 197 | 132 952 | 213 754 | 209 570 | 189 474 | 165 940 |
Рутульцы | 10 333 | — | 6566 | 11 799 | 14 288 | 14 955 |
Табасараны | 31 915 | 33 432 | 33 548 | 53 253 | 71 722 | 78 196 |
Таты | 204 | — | 2954 | 6440 | 7437 | 12 939 |
Цахуры | 3531 | — | 4278 | 4309 | 4560 | 5194 |
Чеченцы | 21 851 | 26 419 | 12 798 | 39 965 | 49 227 | 57 877 |
Что касается этнических групп Западного Дагестана, то они зафиксированы в переписи 1926 года, по которой в Дагестане проживали 7681 андийца, 854 арчинца, 3677 ахвахцев, 3054 багулала, 3354 ботлихца, 1425 годоберинцев, 3276 дидойцев (цезов), 1447 капучинов (т.е. бежтинцев), 3812 тиндинцев, 3438 чамалинцев, 1019 хваршинов и 98 хунзалов (т.е. годоберинцев) . В последующих переписях населения СССР они не выделялись.
Национальный состав Дагестана по переписи 2002 года
Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. К ним относятся: аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, русский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки.
-
Параллельные синтаксические конструкции доклад
-
Доклад о третьей планете
-
Действие закона по кругу лиц доклад тгп
-
Доклад об использовании местных видов топлива первая печатная работа 1915
- Доклад о положении семей с детьми за 2019 год
Название семья
Для этой семьи использовалось несколько имен. Самый распространенный термин, северо-восточный кавказский, противопоставляет три установленных семейства кавказских языков: северо-кавказские, северо-западные (абхазо-адыгские) и южнокавказские (картвельские ). Это может быть сокращено до восточно-кавказского. Термин нахский (о) -дагестанский язык может быть использован для отражения первичного разделения семьи на нахскую и дагестанскую ветви, точка зрения, которая больше не является широко принятой, поскольку дагестанский язык может включать в себя всю семью. Редкий термин «Северный Каспий» (как на границе с Каспийским морем) используется только в противовес использованию Северного Причерноморья (как на границе с Черным морем) для языков Северо-Западного Кавказа.
Вымершие нахские языки
Многие малоизвестные древние языки или народы были постулированы кавказскими учеными как нахские, многие — на Южном Кавказе. Ни одно из них не было подтверждено; большинство из них классифицируются как нахи на основании географических названий.
Èrsh
В Резкий язык, язык эров, населявших Северную Армению, а затем, (возможно) позже, в основном Hereti в Юго-Восточной Грузии и Северо-Западе Азербайджан. Это считается более или менее подтвержденным как нах. Со временем они ассимилировались, и их язык был заменен грузинским или азербайджанским.
Малх
Язык Малхс (чье имя, малх, относится к солнцу) на Северном Кавказе, жившие в наши дни Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, и однажды ненадолго завоевал Убыхия и Абхазия. Сначала они были завоеваны скифо-говорящими аланскими племенами, а затем тюркскими племенами, и, похоже, в значительной степени покинули свою родину и нашли убежище среди Чеченцы, что привело к формированию тейп назван в их честь. Те, кто остались, были либо истреблены, либо ассимилированы.
Ках
Язык кахов, старожилов Кахетия и Тушети в Восточной Грузии. Кахи, видимо, называли себя кабаца, а свою территорию ках-баца. Они могут быть или не быть предками современных летучих мышей, и они могут быть или не могут быть тесно связаны с ними. Они были ассимилированы (полностью или почти полностью, в зависимости от того, верит ли кто-то в теорию, что летучие мыши произошли от них) картлийцами, чтобы говорить по-грузински.
Глигвич
Глигвс, загадочный народ на Северном Кавказе, которого грузинские историки приписывают нахскому народу. Они могут быть предками ингушей, но грузины постоянно используют термин «кисть», вызывая большую путаницу (поскольку нахов в Грузии, говорящих на чеченском языке, также называют «кистями»).
Цанар
Язык Цанары в исторической Грузии многие историки считают нахом на основании географические названия, географическое положение и другую подобную информацию.
Двал
Язык Двалы многие историки считают нахом, хотя есть конкурирующий лагерь, аргументирующий его статус близкого родственника Осетинский. Различная поддержка нахской теории (разные ученые используют разные аргументы) включает присутствие нахских топонимов на территории бывшего двала, свидетельства нахско-сванских контактов, которые, вероятно, потребовали бы наличия нахской природы двалов или людей, существовавших до них, и наличие иностранного клана двалов среди чеченцев, По-видимому, это означает, что двалы нашли убежище (как, как известно, нашли убежище малхов) среди чеченцев после завоевания их земель иностранными захватчиками (предположительно осетинами). Двалы были ассимилированы грузинами (а возможно, и осетинами) и покорены осетинами на севере. Считается, что двалы не вымерли полностью до 18 века, что сделало двалов последним нахским народом, который, как известно, вымер (если бы они были нахами).
Цов
По мнению грузинских ученых И.А. Джавашвили и Георгий Меликишвили, то Урартский состояние Супани населяло древнее нахское племя цов, государство которого в древнегрузинской историографии называется Цобена. Цовский язык был доминирующим языком, на котором говорили его люди, и эти грузинские историки (как и ряд других) считали его нахским. Цов и его родственники в этом районе, возможно, способствовали Хурро-урартский субстрат в Армянский язык.