ранняя жизнь и образование
Хофманн, 1846 г.
Август Вильгельм Хофманн родился в Гиссен, Великое Герцогство Гессен 8 апреля 1818 года. Он был сыном Иоганна Филиппа Гофмана, тайного советника и провинциального архитектора Дармштадтского двора. В молодости он много путешествовал со своим отцом. Август Вильгельм поступил в Гиссенский университет в 1836 г.
Первоначально он занялся изучением права и филология в Гиссен. Возможно, он заинтересовался химией, когда его отец увеличил лаборатории Либиха в Гиссене в 1839 году. Август Вильгельм сменил учебу на химия, и учился Юстус фон Либих.Здесь он получил докторскую степень в 1841 году. В 1843 году, после смерти отца, он стал одним из помощников Либиха.
Его отношения с Либихом в конечном итоге стали не только профессиональными, но и личными. Его первая жена, Хелен Молденхауэр (род. 12 августа 1846 г.), и его третья жена, Элиз Молденхауэр (род. 19 мая 1866 г.), были племянницами жены Либиха, Генриетты Молденхауэр. Сообщается, что Хофман ухаживал за Элис после того, как дочь Либиха Джоанна отказалась от него.:44, 318 В промежутках он женился на Розамонд Уилсон (род. 13 декабря 1856 г.), а позже на Берте Тиман (род. 11 августа 1873 г.). У него было одиннадцать детей.
Страницы биографии
Удары судьбы сопровождали Гофмана от рождения до смерти. Он родился в Кёнигсберге, где в ту пору профессорствовал «узколицый» Кант. Родители быстро разошлись, и с 4-х лет вплоть до университета он жил в доме дяди, успешного юриста, но человека чванливого и педантичного. Сирота при живых родителях! Мальчик рос замкнутым, чему способствовал его малый рост и облик уродца. При внешней расхлябанности и шутовстве натура его была уязвима до чрезвычайности. Экзальтированная психика определит многое в его творчестве. Природа наделила его острейшим умом и наблюдательностью. Душа ребёнка, подростка, тщетно жаждавшая любви и ласки, не ожесточилась, но, израненная, страдала Показательно признание: «Юность моя подобна иссушённой пустыне, без цветов и тени».
Университетские занятия юриспруденцией он рассматривал как досадную повинность, ибо по-настоящему любил только музыку. Чиновничья служба в Глогау, Берлине, Познани и особенно в захолустном Плоцке тяготила. Но всё же в Познани счастье улыбнулось: обвенчался с очаровательной полькой Михалиной. Мишка, хоть и чуждая его творческим исканиям и духовным запросам, станет его верным другом и опорой до конца. Влюбляться он будет не раз, но всегда без взаимности. Муки неразделённой любви запечатлеет он во многих произведениях.
В 28 лет Гофман – правительственный чиновник в занятой пруссаками Варшаве. Здесь раскрылись и композиторские способности, и певческий дар, и талант дирижёра. С успехом поставлены два его зингшпиля. «Музы всё ещё ведут меня по жизни как святые заступницы и покровительницы; им предаюсь целиком», – пишет он другу. Но и службой он не пренебрегает.
Вторжение Наполеона в Пруссию, хаос и нескладица военных лет положили конец недолгому благополучию. Началась скитальческая, материально неустроенная, порой голодная жизнь: Бамберг, Лейпциг, Дрезден… Умерла двухлетняя дочь, тяжко занемогла жена, сам заболел нервной горячкой. Он брался за любую работу: домашний учитель музыки и пения, торговец нотами, капельмейстер, художник-декоратор, директор театра, рецензент «Всеобщей музыкальной газеты»… А в глазах обывателей-филистеров этот маленький, невзрачный, нищий и бесправный человечек – попрошайка у дверей бюргерских салонов, шут гороховый. Между тем, в Бамберге он проявил себя как человек театра, предвосхитив принципы и Станиславского, и Мейерхольда. Здесь он сложился как универсальный художник, о котором мечтали романтики.
О «Житейских воззрениях кота Мурра»
Книга задумывалась как итоговая, в ней сплелись все темы и особенности манеры Гофмана. Здесь трагедия соединилась с гротеском, хотя они обратны друг другу. Сама композиция тому способствовала: биографические записки учёного кота прослаиваются страницами из дневника гениального композитора Иоганна Крейслера, которые Мурр использовал вместо промокашек. Так и напечатал рукопись незадачливый издатель, помечая «вкрапления» гениального Крейслера как «Мак. л.» (макулатурные листы). Кому нужны страдания и печали любимца Гофмана, его alter ego? На что они годятся? Разве что на просушку графоманских упражнений учёного кота!
Иоганн Крейслер, дитя бедных и невежественных родителей, познавший нужду и все превратности судьбы, – странствующий музыкант-энтузиаст. Это – любимец Гофмана, он действует во многих его произведениях. Энтузиасту чуждо всё, что имеет вес в обществе, потому его ждут непонимание и трагическое одиночество. В музыке и любви уносится Крейслер далеко, далеко в светлые миры, известные ему одному. Но тем безумнее для него возврат с этой высоты на землю, в суету и грязь маленького города, в круг низменных интересов и мелких страстей. Натура неуравновешенная, постоянно раздираемая сомнениями в людях, в мире, в собственном творчестве. От восторженного экстаза он легко переходит к раздражительности или к полной мизантропии по самому незначительному поводу. Фальшивый аккорд вызывает у него приступ отчаяния. «Крейслер нелеп, почти смешон, он постоянно шокирует респектабельность. Эта неконтактность с миром отражает полное неприятие окружающей жизни, её тупости, невежества, бездумия и пошлости… Крейслер восстаёт один против целого мира, и он обречён. Мятежный дух его гибнет в душевной болезни» (И.Гарин).
Но ведь не он, а учёный кот Мурр претендует на роль романтического «сына века». Да и роман пишется от его имени. Перед нами не просто двухярусная книга: «Крейслериана» и животный эпос «Мурриана». Новое здесь – линия Мурра. Мурр не просто филистер. Он пытается предстать энтузиастом, мечтателем. Романтический гений в образе кота – смешная идея. Вслушайтесь в его романтические тирады: «… я знаю твёрдо: моя родина – чердак!. Климат отчизны, её нравы, обычаи – как неугасимы эти впечатления… Откуда во мне такой возвышенный образ мыслей, такое неодолимое стремление в высшие сферы? Откуда такой редкостный дар мигом возноситься вверх, такие достойные зависти отважные, гениальнейшие прыжки? О, сладкое томление наполняет грудь мою! Тоска по родному чердаку поднимается во мне мощной волной! Тебе я посвящаю эти слёзы, о прекрасная родина…» Что это как не убийственная пародия на романтические эмпиреи йенских романтиков, но ещё больше – на германофильство гейдельбергцев?!
Писатель создал грандиозную пародию на само романтическое мировоззрение, зафиксировав симптомы кризиса романтизма. Именно сплетение, единство двух линий, сталкивание пародии с высоким романтическим стилем рождает нечто новое, неповторимое.
«Что за истинно зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты и рядом – какая жажда красоты, какой светлый идеал!» Достоевский так оценил «Кота Мурра», но это достойная оценка творчества Гофмана в целом.
Литературное наследство Гофмана
Сам Гофман своё призвание видел в музыке, но славу приобрёл писательством. Всё началось с «Фантазий в манере Калло» (1814-15), затем последовали «Ночные рассказы» (1817), четырёхтомник новелл «Серапионовы братья» (1819-20), своеобразный романтический «Декамерон». Гофман написал ряд больших повестей и два романа – так называемый «чёрный», или готический роман «Эликсиры сатаны» (1815-16) о монахе Медарде, в котором сидят два существа, одно из них – злой гений, и незавершённые «Житейские воззрения кота Мурра» (1820-22). Помимо этого, сочинялись сказки. Самая известная из них рождественская – «Щелкунчик и мышиный король». С приближением Нового года в театрах и по телевидению идёт балет «Щелкунчик». Музыка Чайковского у всех на слуху, но лишь единицы знают, что балет написан по сказке Гофмана.
Награды и награды
Памятник Хофманну в Берлине, разрушенный в 1944 году в результате налета британской авиации
Он был избран член Королевского общества в 1851 г. Он был удостоен награды общества Королевская медаль в 1854 г. и их Медаль Копли в 1875 г. В 1888 году, когда ему исполнилось 70 лет, он получил дворянский титул, что позволило ему добавить приставку «фон» перед своей фамилией.
В 1900 году Немецкое химическое общество построило «Hofmann-Haus» в Берлине, а в 1902 году — Золотая медаль Августа Вильгельма фон Хофмана в его честь быть награжденным за выдающиеся достижения в области химии. Первыми получателями были Сэр Уильям Рамзи Англии и профессор Анри Муассан Парижа.
Источники
Wikisource имеет оригинал работы, написанные или о:. Август Вильгельм фон Хофманн |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Августом Вильгельмом фон Хофманном. |
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Хофманн, Август Вильгельм фон ». Британская энциклопедия. 13(11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 563–564.
- Bericht über die Entwickelung der chemischen Industrie während des letzten Jahrzehends: im Verein mit Freunden und Fachgenossen erstattet. Том 1–3.1, Vieweg, Брауншвейг 1875–1877 гг. Цифровое издание Университета и государственной библиотеки Дюссельдорфа
Смерть
В 1819 году здоровье 43-летнего Гофмана было подорвано. Жизненные сложности превратили талантливого человека в пьяницу, сифилис вызывал ослабление конечностей, а с начала 1822 года – паралич до самой шеи. Несмотря на это, Эрнст продолжал творить: свои заключительные произведения он диктовал жене или секретарю.
Одновременно с подступающей смертью Гофман боролся с судебной несправедливостью
В романе «Повелитель блох» (1822) писатель имел неосторожность воссоздать карикатуру на комиссара Кампца
Могила Эрнста Гофмана
Когда того сделали председателем комиссии политического инакомыслия, учрежденной королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, он решил отомстить Гофману, то есть арестовать его. Король поручил выписать автору выговор, а «Повелителя блох» подвергнуть цензуре.
Эрнст Гофман умер от сифилиса 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина. На надгробии указано имя писателя при рождении и его регалии:
Детство и юность
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (сейчас – Калининград, Россия). В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер мальчик стал последним из трех детей.
Портрет Эрнста Гофмана
Спустя 2 года после рождения Гофмана-младшего родители расстались. Кристоф, забрав сына Иоанна Людвига, уехал в Инстербург (ныне – Черняховск, город в Калининградской области), а мать с Эрнстом остались в Кёнигсберге. Средний сын умер в младенчестве.
Гофман проявлял большой талант к игре на фортепиано, писательству и рисованию, но развития в этих навыках не предвиделось – учреждение находилось в провинции, куда не доходили обширные знания о классических формах искусства и новых художественных идеях Пруссии.
Карикатура Эрнста Гофмана на самого себя
В 1781-1792 годах мальчик обучался в лютеранской школе Burgschule. Мальчик самостоятельно изучал творчество Шиллера, Гете, Свифта, Стерна, Руссо и Жана Поля.
Около 1787 года Эрнст подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, в будущем политическим деятелем, который познакомил его с творчеством Иммануила Канта. В 1792-м Гофман прослушал несколько лекций философа.
Карьера
Королевский химический
Хофманн на открытии Химической школы в Лондоне. Chimistes Celebres, Коллекционная карточка мясной компании «Выдержка Либиха» , 1929 г.
Будучи президентом Королевского общества в Лондоне, Альберт, принц-консорт королевы Виктории , был полон решимости содействовать научному прогрессу в Британии. В 1845 году он предложил открыть в Лондоне школу практической химии по типу Королевского химического колледжа . К Либиху обратились за советом, и он рекомендовал Хофманна на пост директора нового учреждения. Хофманн и принц встретились, когда принц Альберт во время посещения своей альма-матер в Бонне обнаружил, что его старые комнаты теперь заняты Хофманном и его химическим аппаратом. В 1845 году к Хофманну обратился сэр Джеймс Кларк , врач королевы Виктории, с предложением стать директором. При поддержке принца Альберта и финансировании из различных частных источников учреждение открылось в 1845 году с Хофманном в качестве его первого директора. : 112
Финансовое положение нового учреждения было несколько шатким. Хофманн принял эту должность при условии, что он будет назначен экстраординарным профессором в Бонне с отпуском на два года, чтобы он мог возобновить свою карьеру в Германии, если назначение в Англии не пойдет хорошо. Колледж открылся в 1845 году с 26 студентами на Ганновер-сквер, 16, а в 1848 году переехал в более дешевое помещение на Оксфорд-стрит, 299. Сам Хофманн отказался от своего бесплатного личного жилья на Ганновер-сквер и отказался от части своей зарплаты. Несмотря на такое трудное начало, учреждение на какое-то время добилось успеха и стало международным лидером в разработке анилиновых красителей. Многие из мужчин, которые учились там, внесли значительный вклад в историю химии.
В 1853 году Королевский химический колледж стал частью государственного Департамента науки и искусства при новой Горной школе, что дало ему возможность получать государственное финансирование на несколько более надежной основе. Однако со смертью принца Альберта в 1861 году организация потеряла одного из своих самых значительных сторонников. Хофманн глубоко переживал потерю, написав в 1863 году: «Ранняя доброта оказала столь сильное влияние на судьбы моего существования. Год за годом я все глубже чувствую свой долг благодарности перед ним … это я чувствую, что ему я обязан своими возможностями в жизни». Без поддержки принца британское правительство и промышленность потеряли интерес к науке и технологиям
Решение Хофманна вернуться в Германию можно рассматривать как симптом этого упадка, и с его уходом Королевский химический колледж потерял свое внимание
Берлинский университет
В 1864 году Хофманну предложили кафедру химии в Боннском университете и еще одну в Берлинском университете . Не торопясь, чтобы решить, какое предложение принять, Хофманн спроектировал лабораторные корпуса для обоих университетов, которые впоследствии были построены. В 1865 году он сменил Эйльхарда Мичерлиха в Берлинском университете на посту профессора химии и директора химической лаборатории. Он занимал эту должность до своей смерти в 1892 году. После своего возвращения в Германию Хофманн был основным основателем Немецкого химического общества (Deutsche Chemische Gesellschaft zu Berlin) (1867) и 14 сроков занимал пост его президента.
О сборнике «Фантазии в манере Калло»
Французский художник XVII века Жак Калло известен своими гротескными рисунками и офортами, в которых реальность выступает в фантастическом обличье. Уродливые фигуры на его графических листах, изображавших сцены карнавала или театральные представления, пугали и притягивали. Манера Калло импонировала Гофману и дала определённый художественный стимул.
Центральным произведением сборника стала новелла «Золотой горшок», у которой подзаголовок – «Сказка из новых времён». Сказочные происшествия случаются в современном писателю Дрездене, где рядом с обыденным миром существует потаённый мир чародеев, волшебников и злых колдуний. Впрочем, как выясняется, они ведут двойное существование, некоторые из них прекрасно совмещают магию и волшебство со службой в архивах и присутственных местах. Таков ворчливый архивариус Линдхорст – владыка Саламандр, такова злая старуха-колдунья Рауэр, торгующая у городских ворот, дочь репы и драконова пера. Именно её корзинку с яблоками нечаянно опрокинул главный герой студент Ансельм, от этой мелочи и пошли все его злоключения.
Каждая глава сказки названа автором «вигилия», что на латинском языке означает – ночная стража. Ночные мотивы вообще характерны для романтиков, здесь же сумеречное освещение усиливает таинственность. Студент Ансельм – растяпа, из породы тех, у кого, если падает бутерброд, то непременно маслом вниз, но и он верит в чудеса. Он – носитель поэтического чувства. При этом он надеется занять подобающее место в обществе, стать гофратом (надворным советником), тем более, что дочь конректора Паульмана Вероника, за которой он ухаживает, твёрдо определилась в жизни: она станет женой гофрата и будет красоваться по утрам в окне в элегантном туалете на удивление прохожим франтам. Но волею случая Ансельм прикоснулся к миру чудесного: внезапно в листве дерева он увидел трёх изумительных золотисто-зелёных змеек с сапфировыми глазами, увидел и – пропал. «Он чувствовал, как в глубине его существа шевелилось что-то неведомое и причиняло ему ту блаженную и томительную скорбь, которая обещает человеку другое, высшее бытие».
Гофман проводит своего героя через множество испытаний, прежде чем он попадает в волшебную Атлантиду, где соединяется с дочкой могущественного повелителя Саламандр (он же архивариус Линдхорст) – синеглазой змейкой Серпентиной. В финале все обретают партикулярный облик. Дело заканчивается двойной свадьбой, ибо Вероника находит своего гофрата – это прежний соперник Ансельма Геербранд.
Ю. К Олеша в заметках о Гофмане, которые возникли при чтении «Золотого горшка», задаётся вопросом: «Кто он был, этот безумный человек, единственный в своём роде писатель в мировой литературе, со вскинутыми бровями, загнутым книзу тонким носом, с волосами, навсегда поднявшимися дыбом?» Возможно, знакомство с его творчеством позволит ответить на этот вопрос. Я бы рискнула назвать его последним романтиком и родоначальником фантастического реализма.
Публикации
Памятник Хофманну в Берлине, разрушенный в 1944 году налетом британской авиации.
Хофманн говорил на нескольких языках и много публиковался, особенно о своей работе по каменноугольной смоле и ее производным. В 1865 году Хофманн опубликовал «Введение в современную химию », в котором обобщил теорию типов и новые идеи о химической структуре. Теория типов смоделировала четыре неорганические молекулы, водород, хлористый водород, воду и аммиак, и использовала их в качестве основы для систематизации и классификации как органических, так и неорганических соединений, исследуя замену одного или нескольких атомов водорода на эквивалентный атом или группу. Сам Хофманн сосредоточился на исследовании аммиака, но в своей книге обсудил все четыре модели. В нем же он впервые ввел термин валентность, под его более длинным вариантом квантивалентности, для описания комбинационной способности атома. Его учебник сильно повлиял на вводные учебники как в Европе, так и в Соединенных Штатах.
В дополнение к своим научным работам Хофманн писал биографические заметки и очерки по истории химии, в том числе исследование Либиха.
Двоемирие Гофмана: буйство фантазии и «суетня жизни»
Каждый истинный художник воплощает своё время и ситуацию человека в этом времени на художественном языке эпохи. Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Разрыв между мечтой и действительностью составляет основу романтического миросозерцания. «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман» – эти слова Пушкина можно поставить эпиграфом к творчеству немецких романтиков
Но если предшественники, возводя свои воздушные замки, уносились прочь от земного в идеализированное Средневековье или в романтизированную Элладу, то Гофман отважно погружался в современную реальность Германии. При этом он как никто до него смог выразить тревожность, зыбкость, изломанность эпохи и самого человека
По мысли Гофмана, не только общество поделено на части, каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Личность утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для Гофмана. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом ведётся почти во всех его произведениях. Не дать тёмным силам места в своей душе – вот что волнует писателя.
При внимательном чтении даже в самых фантастических вещах Гофмана, таких как «Золотой горшок», «Песочный человек», можно обнаружить весьма глубокие наблюдения над реальной жизнью. Он сам признался: «Во мне слишком сильно чувство реальности». Выражая не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс, Гофман передавал его с помощью романтической иронии и гротеска. В его произведениях полным полно всяческих духов и призраков, происходят вещи невероятные: кот сочиняет стихи, министр тонет в ночном горшке, у дрезденского архивариуса брат – дракон, а дочери – змейки и прочее и прочее, тем не менее, он писал о современности, о последствиях революции, об эпохе наполеоновских смут, которые многое перевернули в сонном укладе трёхсот немецких государств-княжеств.
Он заметил, что вещи стали властвовать над человеком, жизнь механизируется, автоматы, бездушные куклы берут верх над человеком, индивидуальное тонет в стандартном. Он задумывался над таинственным феноменом претворения всех ценностей в меновую стоимость, прозревал новую силу денег.
Что позволяет ничтожному Цахесу превратиться в могущественного министра Циннобера? Три золотых волоска, которыми наделила его сострадательная фея, имеют чудодейственную силу. Это отнюдь ещё не бальзаковское понимание беспощадных законов нового времени. Бальзак был доктором социальных наук, а Гофман – провидец, которому фантастика помогала обнажать прозу жизни и строить гениальные догадки о будущем. Показательно, что сказки, где он давал волю безудержной фантазии, имеют подзаголовки – «Сказки из новых времён». Он не просто судил современную действительность как бездуховное царство «прозы», он сделал её предметом изображения. «Опьянённый фантазиями Гофман,– как писал о нём выдающийся германист Альберт Карельский, – на поверку обескураживающе трезв».
Уходя из жизни, в последнем рассказе «Угловое окно» Гофман поделился своей тайной: «Ты, чего доброго, думаешь, что я уже поправляюсь? Отнюдь нет… Но вот это окно – утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка её никогда не прекращающаяся суетня».
Берлинский дом Гофмана с угловым окном и его могилу на иерусалимском кладбище «подарили» мне Мина Полянская и Борис Антипов из породы энтузиастов, столь чтимой нашим юбиляром.
definition — Гофман,_Август_Вильгельм
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Гофман, Август Вильгельм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Август Вильгельм фон Гофман
Август Вильгельм Гофман (нем. August Wilhelm Hofmann, August Wilhelm von Hofmann) (8 апреля , Гисен, — 5 мая , Берлин) — немецкий химик-органик.
Биография
Окончил Гисенский университет. Ученик Ю.Либиха. В приват-доцент Боннского университета. С первый директор основанного в том же году Королевского химического колледжа в Лондоне, в котором работал 20 лет. С президент Лондонского химического общества. В занял кафедру химии в Берлинском университете (1865—92). В основал Германское химическое общество и его печатный орган. Был председателем этого общества до .
Работы
В Гофман обнаружил в каменноугольной смоле анилин и хинолин. В Гофман выделил из каменноугольного дёгтя бензол; обработкой смесью серной и азотной кислот перевёл его в нитробензол и восстановлением последнего водородом получил анилин. Этим Гофман усовершенствовал реакцию Н. Н. Зинина. В 1845-46, совместно с Д.Ш Маспрэттом открыл толуидины. В Гофман показал, что при нагревании йодистого этила C2H5I с аммиаком могут быть получены амины. В Гофман предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых кислот (см. реакция Гофмана).
Работы Гофмана и его школы имели большое значение для создания промышленной переработки каменноугольной смолы и производства синтетических красителей. Гофман синтезировал () краситель анилиновый красный (фуксин) и установил его состав (); выяснил строение некоторых др. красящих веществ и получил ряд трифенилметановых красителей.
В Гофман совместно с К.А.Марциусом открыл перегруппировку типа:
C6H5—NH—CH3 -> CH3—C6H4—NH2
Гофман нашёл способ образования первичных аминов из амидов кислот действием на них брома и щёлочи ().
Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т. I, 3-е изд., Мир, 1985, 468 c.
Гофман в Берлине
Осенью 1814 года Гофман с помощью друга получил место в уголовном суде в Берлине. Впервые за многие годы скитаний у него появилась надежда обрести постоянное пристанище. В Берлине он оказался в центре литературной жизни. Здесь завязались знакомства с Людвигом Тиком, Адальбертом фон Шамиссо, Клеменсом Брентано, Фридрихом Фуке де ла Мотт, автором повести «Ундина», художником Филиппом Фейтом (сыном Доротеи Мендельсон). Раз в неделю друзья, назвавшие своё сообщество в честь пустынника Серапиона, собирались в кофейне на Унтер-ден-Линден (Serapionsabende). Засиживались допоздна. Гофман читал им свои новейшие произведения, они вызывали живую реакцию, расходиться не хотелось. Интересы пересекались. Гофман стал писать музыку к повести Фуке, тот согласился стать либреттистом, и в августе 1816-го романтическая опера «Ундина» была поставлена на сцене Королевского Берлинского театра. Состоялось 14 спектаклей, но через год театр сгорел. В огне погибли чудесные декорации, которые по эскизам Гофмана выполнил сам Карл Шинкель, прославленный художник и придворный архитектор, который в начале Х1Х в. построил чуть ли ни пол-Берлина. А поскольку с Тамарой Шинкель, прямым потомком великого мастера, я училась в Московском пединституте, то чувствую и себя причастной к гофмановской «Ундине».
Со временем занятия музыкой отошли на второй план. Своё музыкальное призвание Гофман как бы передал любимому герою, его alter ego, Иоганну Крейслеру, который из произведения в произведение несёт с собой высокую музыкальную тему. Гофман был энтузиастом музыки, называл её «праязыком природы».
Будучи в высшей степени Homo Ludens (человеком играющим), Гофман по-шекспировски воспринимал весь мир как театр. Его близким другом был знаменитый актёр Людвиг Девриент, с которым он встречался в кабачке Люттера и Вегнера, где они бурно проводили вечера, предаваясь как возлияниям, так и вдохновенным юмористическим импровизациям. Оба были уверены, что у них имеются двойники и поражали завсегдатаев искусством перевоплощения. Эти посиделки закрепили за ним славу полубезумного алкоголика. Увы, он и в самом деле под конец стал пьяницей и держался эксцентрично и манерно, но чем дальше, тем яснее становилось, что в июне 1822 года в Берлине от сухотки спинного мозга в муках и безденежьи скончался величайший маг и чародей немецкой литературы.