Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Различия между классическим и оперантным обусловливанием

Один из самых простых способов отличить классическое и оперантное обусловливание друг от друга заключается в том, чтобы проанализировать поведение и понять, является ли оно сознательным или подсознательным

Классическое научение подразумевает создание ассоциации между стимулом и невольной реакцией, в то время как оперантное принимает во внимание связь между сознательно контролируемым поведением и его последствиями

В процессе оперантного обусловливания поведение человека контролируется при помощи стимулов, к которым он чувствителен, в то время как классическое обусловливание такого рода стимулов не подразумевает. Также помните, что классическое обусловливание является пассивным со стороны ученика, в то время как оперантное требует активного участия обучаемого: он должен выполнять определённые действия для того, чтобы его затем поощрили или наказали.

Сегодня учителями, родителями, психологами, дрессировщиками и т.д. повсеместно используются как классическое, так и оперантное обусловливание:

  • в дрессуре очень часто используют классическое обусловливание, неоднократно связывая звук кликера с пищей (в конце концов, звук кликера начнет вызывать ту же реакцию, что и вид пищи);
  • во время занятия учителя применяют оперантное обусловливание, выставляя отметки в качестве награды за хорошее поведение или правильные действия.

Теги: бихевиоризм, научение, обусловливание, Оперантное научение, поведение

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Основные компоненты научения через наблюдение

Недостаточно просто видеть имитационную модель

Важно выбирать то, из чего можно извлечь значимую информацию. Допустим, присутствие студента на лекции, не есть гарантией того, что он усвоит полученный материал

Разнообразные мысли в его голове, могут попросту «унести» его куда-то далеко из аудитории, тем самым исказив сам процесс научения.

Процесс сохранения

Включает в себя долгосрочное представление в памяти того, что когда-то наблюдалось. Говоря проще — эффекта от наблюдения не будет, если человек, попросту не запомнит саму модель, не зафиксирует её в памяти.

Моторно-репродуктивные процессы

Имеется в виду то, что закодированная в памяти информация символической направленности, переводится в необходимые действия. То есть человек может в уме что-то многократно прокручивать, но без применения на практике он не сможет выстроить соответствующие действия и поведение. Например, для игры на музыкальных инструментах, или вождения, или гимнастических упражнений нужна регулярная практика.

Мотивационные процессы

Предполагается, что, если присутствует потенциальное позитивное подкрепление, человек имитирует моделируемое поведение.  Проще говоря, без весомого стимула, люди, попросту не будут воспроизводить определённую модель.

Допустим, если ребенок будет знать, что за помощь по дому он получит поощрение и похвалу, с учетом того, что они для него являются значимыми, он, без труда и напоминаний займется несложной работой по дому.

Как ты могла сама убедится, тема научения через наблюдения является достаточно емкой и многоплановой. Она дает ответы на многие вопросы, связанные с действиями и способна разъяснить поведение, как собственное, так и других людей.

Примеры научения через наблюдение у детей

В одном из своих экспериментов, связанных с агрессией и насилием, Бандура доказал: дети подражают насильственным действиям взрослого. Но как только они видят, что за подобное поведение взрослый был наказан, они менее склонны к имитации агрессии и насилия.

  • Когда в детском саду, ребенок присоединяется к группе детей, которые играют в какую-то игру. При этом, он ранее никогда в неё не играл. Наблюдая как играют другие, и видя основные правила и действия, он их понимает и после подключается к игре с другими.
  • Еще как пример: маленький ребенок видит, как мама складывает вещи. Чуть позже он берет какой-нибудь предмет одежды и начинает имитировать складывание вещей.

Практическое применение теории оперантного научения

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера получал широкое практическое применение в таких научных областях как педагогика, психология, бизнес, медицина и т.д. В России наиболее популярно использование оперантного научения в программированном обучении. Суть данного способа обучения опирается на применение принципов постепенного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно педагог, являющийся автором программы, а не учащийся, является ответственным за успешность процесса обучения.

Принципы теории оперантного научения:

  1. Скорость обучения и планирование постепенного приближения к поставленной цели поведения для каждого человека устанавливаются индивидуально.
  2. Именно тот (исследователь, педагог, врач и т.д.), кто ставит цель, разрабатывает план, в конечном итоге и несет ответственность за успешность реализованного научения.
  3. Мероприятия (терапевтические, учебные) планируются таким образом, что наиболее сложные задачи стоят после успешно выполненных предыдущих, которые привели к очевидному успеху.
  4. Программа работы с человеком должна постоянно пересматриваться и корректироваться в зависимости от получаемых в ходе мероприятий результатов.

Применение теории оперантного научения в практической деятельности, наиболее ярко представлено в таких сферах как:

  1. В сфере менеджмента – осуществление планирования и последовательной реализации в организациях «моментальной среды подкрепления», наиболее ценных для предприятия действий.
  2. В сфере рекламы – теория оперантного поведения заложена в принцип незначительных подарков и накопительных бонусов.
  3. В правоохранительной деятельности – в настоящее время система штрафов заменяется системой накоплений и подкреплений.
  4. В психотерапии – теория оперантного научения заложена в основу новой ветви психотерапии – модификация и терапия поведения.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.

Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Критика имплицитного научения

Однако не все учёные согласны с теорией Артура Ребера и экспериментальными выводами исследований в этой области. Так, они утверждают, что сознание всегда остаётся активным. И многие участники экспериментов по имплицитному научению отмечают, что чувствуют, что что-то знают, но не могут объяснить, что именно.

Но этот эффект «знания» можно объяснить особенностью нашего мозга — он всё хочет контролировать и понимать. Поэтому участники исследований рассказывают, какие закономерности они увидели в эксперименте. Но часто эти объяснения совершенно не соответствуют реальным законам, которые предполагали авторы.

Такой эффект называют когнитивными искажениями. В этом случае человек подгоняет факты под свою теорию, которая может никак не соотноситься с реальностью. Исследованием подобных искажений занимался израильско-американский психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман.

Исследования и выводы Даниэля Канемана в области когнитивных искажений можно почитать в его книге, которая стала всемирным бестселлером «Думай медленно… Решай быстро».

Основные положения теории оперантного научения

В основе теории оперантного научения лежит оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, основной целью которого является предсказание и контроль поведения конкретного индивида.

Основные положения теории оперантного научения являются:

  1. Поведение любого человека можно определить достоверно, предсказать его дальнейшее развитие и осуществить контроль посредством условий его окружения.
  2. Отстаивание и защита функционального анализа поведения организма человека.
  3. Отрицание идеи о самости и личности, стимулирующей и направляющей поведение.
  4. Упор на интенсивный анализ индивидуальных особенностей прошлого жизненного опыта человека и наличия у него уникальных врожденных способностей.
  5. Исследование личности должно обязательно включать в себя изучение и нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением и полученными результатами, подкрепляющими его.
  6. Все люди находятся в зависимости от собственного прошлого опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теория оперантного научения 480 руб.
  • Реферат Теория оперантного научения 270 руб.
  • Контрольная работа Теория оперантного научения 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По мнению Б.Ф. Скиннера организм человека является своеобразным «черным ящиком». Поведение – это функция его правомерных отношений. Личность же является набором форм и реакций, характерных для данного поведения. Личность индивида представляет собой приобретенные в процессе жизнедеятельности, относительно сложные реакции. Для того, чтобы понять причины поведения человека, необходимо изучить его прошлое.

В основе поведения человека, по мнению Б.Ф. Скиннера, заложены оперантные реакции. На основании данных реакций различают два основных типа поведения:

  1. Респондентное – является ответом на знакомый стимул.
  2. Оперантное – определяется и контролируется результатом, следующим за ним.

Оперантное поведение – особый путь образования условных рефлексов человека, которые заключаются в подкреплении спонтанно возникшей реакции, а не стимула.

Б.Ф. Скиннер считал, что не нужно рассматривать мотивационные состояния и внутренние силы человека как основные факторы поведения. Напротив, необходимо сосредоточиться на взаимоотношениях между конкретными явлениями и поведением других людей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 1

Таким образом, Б.Ф. Скиннер определял личность как определенные формы поведения, приобретенные человеком посредством оперантного научения.

Инструментальное научение.

Также по теме:

РЕФЛЕКС

Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874–1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие. Другой пример инструментального обучения – метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904–1990). «Ящик Скиннера» представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента – научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением.

Иногда научение определенному поведению оказывается таким долгим или сложным, что животное никогда не смогло бы прийти к нему случайно. Тогда применяется метод «последовательных приближений». Не ожидая выполнения всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение за что-то похожее на желательный поведенческий акт. Например, если собаку нужно научить перекатываться, ей сначала дают лакомство просто за то, что она ложится по команде. После того, как первая часть освоена, собака получает поощрение лишь при случайном выполнении нужного движения: например, после того, как ляжет, она перекатится на бок. Шаг за шагом дрессировщик добивается все более близкого соответствия желаемому поведению, по принципу детской игры «холодно – теплее – горячо». В целом, инструментальное научение очень похоже на эту игру, но роль спрятанного предмета выполняет определенный вид поведения, а роль слова «горячо» – поощрение.

Последовательные приближения к желаемому поведению применяются и при лечении тяжелых форм шизофрении, когда единственная цель – побудить пациента двигаться и разговаривать вместо того, чтобы уйти в себя и хранить молчание. Как всегда при инструментальном научении, для успешности метода необходимо найти что-то, чего пациент хочет (например, сладости, жевательную резинку или интересные фотографии). После того как обнаружена хоть какая-то реакция, следует определить, какие аспекты поведения наиболее желательны, и сделать их условием получения вознаграждения. Отметим, что к способам инструментального научения относится и наказание, но здесь зависимость возникает между нежелательным поведением и неприятным воздействием.

Как работает оперантное обусловливание?

Концепция оперантного обусловливания сосредотачивается на использовании подкрепления либо наказания для воздействия на поведение. Благодаря этому процессу образуется связь между поведением и последствиями для такого поведения. Представьте, например, что хозяин пытается научить собаку приносить мяч. Когда собака успешно справляется — по команде приносит хозяину мяч, — она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда животное не справляется с заданием, хозяин воздерживается от похвалы. В конце концов, к собаки устанавливается связь между определённым поведением и возможностью получить награду.

Теория социального научения Альберта Бандуры

В своей книге Бандура пишет: «Научение было бы очень трудоёмким и рискованным процессом если бы люди, в информации о том, что нужно делать, полагались исключительно на результаты собственных действий».

Если говорить о том, что же такое обучение, его можно поделить на два блока.

  • Для первого будет характерно то, что мы изучаем самостоятельно. Например, корпим над учебниками, или занимаемся изучением языка, или обучаемся игре на гитаре.
  • Второй блок включает в себя взаимодействие с теми, кто знает и умеет больше нас.

Советский психолог Лев Выготский указал, что обучение — это, в том числе, и социальный процесс. Ключевая мысль: нам что-то всегда будет недоступно из-за неопытности, но может быть реализовано при содействии куратора, то есть того, кто поделится с нами необходимым опытом.

Аналогично считал и американский психолог А. Бандура. Основная идея заключается в том, что мы учимся не только на своем опыте, но и наблюдая за другими: научение через наблюдения.

Психология. Научение и его виды

Если отталкиваться от вышенаписанного, то вырисовывает разница между обучением и научением.

Путь научения проходит через моделирование, имитацию.

Родители, родственники, учителя, персонажи из книг и кино являются для индивида поведенческими моделями.

Ступенчатость научения через поведенческую модель подражания выражена возрастным характером. Бандурой выделяются две репрезентивные системы основ памяти.

Наверное, ты уже сама поняла, что образная является системой, благодаря которой ребенок запоминает материал благодаря образам. Вторая — вербальная. Здесь еще проще: материал запоминает при помощи слов.

  • Для ранних ступеней развития ребенка — научение сводится к естественному копированию. Но в процессе развития когнитивной сферы, ребенок воспроизводит уже и обобщенные схемы действий.  То есть воспроизводятся уже трудные формы поведения фундаментом которых являются ранее освоенные.
  • На более поздних ступенях моделируемое поведение развивается и фиксируется при помощи вербальных символов.  Бандура возводил именно эту систему в высокую степень, так как она является наиболее емкой.

С его точки зрения верное воплощение модели зависит от многоразового повторения одной символической модели.

Удержание материала в памяти — Бандура отнес к особым условия формирование научения.

Исследования Бандуры выделяют и специфические типы формирования моделей.

К ним относятся:

  • Абстрактное моделирование
  • Креативное моделирование

Если говорить о первой модели, её «подключение» актуально в тех случаях, когда ошибки неприемлемы. Допустим, обучение будущих медиков, предполагает недопущение ошибок в процессе работы с живыми людьми.

«Подключается» специальный тип моделей, «компонентами» которого являются разные формы поведения, предполагающие различные ситуации, с которыми люди будут сталкиваться. 

Построение указанной модели в первую очередь связано с развитием моральной и вербальной направленности.

Алгоритм второго, заявленного моделирования, базируется на элементах различных моделей. Креативная модель поясняет процесс формирования активностей ребенка предполагающую творческую направленность и ведущую к новым типам поведения ребенка, относящиеся к наблюдаемым.

Имплицитное научение: что это такое

Современная психология изучает много интересных вопросов. Как формируется личность, что на неё влияет и, в том числе, как мы учимся. Исследования, которые начались в середине прошлого века, открыли совсем новое понятие — имплицитное научение. Что же это такое? Давайте дадим определение.

То есть это способ, при котором человек может быстро получить какие-то знания или освоить навык, но не может объяснить, как именно он это сделал.

В качестве примера можно привести способность кататься на велосипеде. В первый раз вы садитесь, падаете, делаете много попыток проехать ровно — и в какой-то момент получается. Но как? Описать точную последовательность словами практически невозможно.

Если один раз научился ездить на велосипеде, то уже не разучишься

То же самое происходит и с изучением языка. Маленькие дети в отличие от взрослых, которые тратят много лет, чтобы выучить времена английского языка, просто слышат речь и научаются говорить. Как они «считывают» правильные грамматические конструкции и не путаются в спряжениях — ни сами дети, ни учёные до сих пор не могут объяснить.

Имплицитное научение противопоставляют эксплицитному. Эксплицитное научение (от латинского «explicite» — явный, открытый) — это психологический процесс, при котором обучение происходит осознанно. Человек ставит цели, сознательно изучает взаимосвязи и контролирует результаты.

Теория имплицитного научения

Все эти эксперименты дали возможность Артуру Реберу в 1993 году сформулировать теорию имплицитного научения. В ней он предполагает, что в психике человека существует две системы, которые по-разному усваивают информацию:

  • имплицитная — это древняя, более сложная система, которая действует в обход сознания;
  • эксплицитная — эволюционно более молодая, которая позволяет сознательно систематизировать и вербально передавать знания другим.

Если человек попадает в аварию, он может потерять способность запоминать и удерживать в памяти даже простые последовательности чисел. Однако при этом сохраняется имплицитное научение, при котором он может осваивать новые навыки.

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений

Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Учение — обучение

В том же «Словаре системы основных понятий» приводится сразу несколько определений «обучения» из нескольких источников. Например, Большая советская энциклопедия определяет обучение как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство человека к жизни и труду, а Российская педагогическая энциклопедия — как совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Тем не менее в качестве более современного определения приводится такое:

«Обучение (синоним — учение) — развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося — или, что то же, — развитие его опыта (в первом, психолого-педагогическом значении)».

То есть обучение тут ставится в один ряд с учением, а оно, в свою очередь, — в один ряд с учебной деятельностью. С учётом того, что в другом определении учение приравнивалось к научению, немудрено запутаться.


Фото: Ground Picture / Shutterstock

Известный российский психолог Роберт Немов в книге «Психология» («Книга 2. Психология образования») , что все три понятия (учебная деятельность, обучение и учение) относятся к содержанию учебного процесса:

Учебная деятельность — процесс приобретения новых или изменения существующих знаний, умений и навыков, развитие способностей человека.

Обучение — совместная деятельность учащегося и педагога, то есть передача знаний от одного к другому

«Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения», — уточняет он.

Учение — относится к действиям, которые предпринимает уже ученик, чтобы развить свои навыки, знания и способности.. Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

«Обучение отличается от научения <…> ещё и тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, в то время как научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности, связанный с работой учащегося, также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. В первом случае учение является стороной обучения, трактуемой в широком смысле этого слова, а во втором — результатом того, что называется социализацией. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятия учения и обучения обычно связаны со специальной учебной деятельностью».

Проще говоря, обучение и учение — это процесс, а научение — результат. Учение — процесс учащегося, а обучение — совместный процесс учащегося и того, кто его учит.

Кроме того, разница между научением, обучением и учением, объясняет Роберт Немов, касается и возрастных рамок: «Разница между научением, обучением и учением видится также в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения — импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное — ребёнок оказывается практически готовым с первых дней и месяцев жизни, то есть почти сразу после рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется у него примерно к 4–5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, то есть в возрасте около 7–8 лет».

При этом научение происходит в процессе учебной деятельности, а она, в свою очередь, включает два других процесса. Это учение — то есть деятельность того, кто учится, и обучение — деятельность того, кто обучает.

Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения

Интересно, что в настоящее время появляются исследования, которые изучают имплицитное научение в самых разных сферах. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете провели эксперимент, который помог доказать, что можно даже «научить» испытуемых воспринимать внешность других людей, введя неявную закономерность.

Этот эксперимент назывался «Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения». В нём молодым мужчинам предъявляли фотографии студенток, которые предоставили два снимка: с распущенными волосами и с забранными в хвост. При этом испытуемым не только показывали фото, но и ставили предварительные оценки. Девушки с распущенными волосами получали выше пяти баллов, а с хвостом — пять и ниже.

Восприятию внешности тоже можно «обучать»

В конце эксперимента сами участники должны были оценить фотографии девушек по привлекательности. Они не заметили закономерности между причёской и привлекательностью, а оценки поставили, опираясь именно на навязанную экспериментаторами шкалу. И это сработало даже несмотря на то, что некоторым участникам первоначальные оценки казались неадекватными.

Эксперименты, которые показывают, что люди склонны приписывать положительные черты тем, кто кажется нам более привлекательными, также являются следствием гало-эффекта от имплицитного научения.

Торндайк Эдвард

Американский зоопсихолог, психолог и педагог. Эдвард Торндайк был один из первых исследователей, кто вывел психологию за пределы сознания.

Лекции К.Л. Моргана, прочитанные им в 1896 году в Гарвардском университете, «… побудили Э. Торндайка начать изучение рассудочной деятельности животных. Однажды Морган рассказал Торндайку, как его собака Тоби научилась открывать задвижку на садовой калитке, просовывая голову между рейками штакетника. Торндайк разработал способы повторения этого наблюдения в контролируемых лабораторных условиях. В его опытах кошки, крысы, собаки и другие животных открывали сложные запоры и задвижки, справлялись со сложными механизмами, однако сами эти механизмы чаще всего были недоступны восприятию животного. Например, кошка помещалась в клетку, откуда она могла выбраться, только потянув за верёвку, открывающую дверку. В результате беспорядочных попыток найти выход кошка случайно дёргала за верёвку и выбиралась наружу. После многих таких попыток кошка обучалась дергать за верёвку сразу после того, как оказывалась в клетке. Торндайк считал, что такое поведение может сформироваться на основе «самодрессировки», но понимание ситуации в целом животным недоступно. Исследования Торндайка были обобщены в его книге «Animal Intelligence» (1911), а его теории не менее полувека господствовали как в психологии животных, так и в психологии воспитания. Типичным для крайних приверженцев бихевиоризма было описание любого сложного поведения, в том числе и человеческого, в понятиях «стимул-реакция»».

Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 14.

В 1901 году Эдвард Торндайк так подвёл итог своим экспериментам: «Обезьяны плохо обезьянничают» («monkey don’t ape»). Или: будучи активными, обезьяны не столько подражают, сколько непрерывно делают новые пробы и, в итоге, способны вырабатывать весьма сложные формы поведения.

Бертран Рассел не без юмора воспринял разницу между взглядами бихевиористов и гештальтистов (например, немца Вольфганга Кёлера). Он писал: «Животные, которых изучали американцы, бешено прыгают с невероятным напором и темпераментом, и наконец, случайно получают желаемый результат. А животные, которых наблюдали немцы, сидят спокойно, думают и в конце концов выдают решение из своего внутреннего сознания».

Цитируется по: Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 19.

Интересно, что именно Эдвард Торндайк первым заметил, что все очень охотно говорят об уме животных и никто не говорит об их глупости (а значит, и не исследует…).

В литературе существуют два диаметрально противоположных мнения, и оба основывают свои притязания на массе доказательств. Согласно одному из них, которое с жаром поддерживал американец Торндайк, ум есть совершенно разнородное собрание способностей, которые как бы лежат друг подле друга, но, в самом строгом смысле слова, остаются независимыми одна от другой. Противоположное мнение, защищаемое американцем Спирменом, с роскошным аппаратом математических формул, сводится к тому, что ум един, что в каждом из нас существует способность, которую можно назвать общей интеллигентностью, и что существует соответствие между степенями всех наших способностей, даже наиболее друг от друга удалённых; оно существует, например, между лёгкостью, с которой мы воспринимаем ощущения, и нашим умением выпутываться из разных житейских дел».

Альфред Бине, Измерение умственных способностей, СПб, «Союз», 1999 г., с. 241.

Учитель: Ульям Джеймс.

См. концепцию «проб и ошибок» по Александру Бэну.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: