Характеристика анимизма
Анимизм — это вера в существование духов, души, в одухотворённость природы. Термин «анимизм» происходит от латинского слова anima и означает в переводе «дух, душа»
. Впервые этот термин предложил английский этнограф Э.Б. Тейлор. По словам Тейлора, анимизм — начальная форма религии. Религиозные верования анимизма заключаются в том, что существуют некие божества, которые управляют процессом менее развитых живых существ, существуют духи, души, а также множество жизней, через которые нечто неразрушимое проходит, меняя формы. По словам учёного, анимизм берёт своё начало в «философствовании первобытного дикаря», который стал интересоваться такими явлениями, как сон, сновидение, смерть и так далее.
Здесь следует разобрать вопрос: чем, собственно, человек отличается от животного?
Это интересно
Чем человек отличается от животного?
На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?
По большому счёту, отличий этих не так много, и одно из них — человек осознаёт свою смертность. И это заставляет его искать ответы на вопросы. И это ещё одно отличие человека от животного: его не устраивает инстинктивное существование, заложенное природой, он стремится к самопознанию. И именно зарождение такого качества, как стремление к самопознанию, скорее всего, когда-то и стало началом эволюции человека, когда в нём пробудилось некое духовное начало.
Итак, с точки зрения анимизма всё имеет свою душу. Как человек, так и камень — оба являются живыми существами. И как могли убедиться вышеуказанные учёные, это утверждение не лишено истины. Так Е.Ф. Карский говорил о том, что причина появления такой начальной формы религии, как анимизм, в том, что, когда славянин осознал себя не только физическим телом, но и душой, он по аналогии наделил этим качеством и весь окружающий мир.
И можно ли сказать, что славянское представление о том, что всё вокруг является живым, ложно? Исходя из выводов учёных, например, о том, как вода и растения реагируют на слова. А сколько уже есть подтверждений тому, что растения способны слышать, видеть, думать и общаться между собой?
Исходя из этого, можно сказать, что анимизм — это не просто первобытная религия, это одна из первых ступеней духовного становления человека. Ведь если человек начинает понимать, что вокруг него не просто куски материи, которые можно использовать по своему усмотрению, а живые существа, то это выводит его отношения с окружающим миром на качественно новый уровень. Главный принцип жизни наших предков гласил: «Жить по совести, в ладу с природой». И в философии анимизм — это не просто какая-то вера в духов, это именно понимание того, что материальный мир далеко не так материален, что называется, до мозга костей.
Термин «анимизм» открывает перед нами более глубокую философию, более глубокое восприятие реальности. Да, в какой-то мере можно сказать, что понятие анимизма и его зарождение во многом связано, например, с недостатком понимания некоторых явлений, когда обычной грозе приписывалось свойство «гнева богов» и так далее.
Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет актуальности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более, что современные научные открытия только подтверждают это.
Отличие от анимизма
Говоря о том, что такое анимизм и чем он отличается от тотемизма, следует отметить, что в первом случае существовало множество духов, каждый из которых отвечал за свое явление природы или стихию. А свойствами тотема наделялось одно конкретное животное или растение. В отдельных племенах, например, у индейцев, оба верования переплелись: многие племена имеют собственные тотемы, при этом верят в существование духов природы.
В проторелигиях можно отметить и общее – если религия анимизм предполагала проведение обрядов для задабривания духов (как природных, так и предков), то тотемизм подразумевал задабривание тотемных существ.
Основные положения
Происхождение термина анимизм довольно простое. От латинского слова animus, что означает душа. Анимизм предполагает веру в существование многочисленных духов, окружающие нашу жизнь.
Так получилось, что человек с первых дней своего существования, в любой культуре и в любой стадии развития так или иначе с помощью одушевления окружающего мира, происходило его познания и попытка объяснить происходящее. Кроме того, первобытные верования ещё и выполняли важную психологическую функцию — развеивали страх перед неизвестностью. Ведь согласитесь, гораздо проще воспринимать реальность, если ты знаешь, что гром и молнии пускает некий дух, а не происходит это само по себе неведомым образом. Дух тут же наделяется личностью. А раз есть личность, то с ней можно договориться, умилостивить его и даже заключить сделку через определённые ритуалы.
Общее одушевление природы называется аниматизмом (от латинского animatus — одушевлённый). Культурологи и антропологи называют аниматизм первичной стадией анимизма, когда ещё не было чёткого разделения духов на их функционал и зоны ответственности. То есть общая вера в природу как единое разумное существо. Родственный термин аниматизму — это панпсихизм (с греческого пан — всё, психо — душа).
Через анимизм мы можем проследить как человечество пришло к языческом пантеону. Прежние духи, которые жили по соседству с человеком стали обожествляться и превращаться в уже в человеческие копии с определённым отождествлением природы. Прежде чем, например, Аполлон из греческой мифологии приобрёл известный всем образ, он прошёл долгий путь от духа солнца, сохранив, в итоге, ассоциацию с этой звездой. И почти все языческие боги, начиная от славянских и скандинавских и заканчивая африканскими или полинезийскими, прошли подобный путь — из духа в боги. А уже потом разрозненный пантеон в человеческом разуме начинает приобретать единый характер под давлением экономических, социальных и политических факторов, создавая первые монотеистические религии. Впрочем, это уже другая история.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от лат. anima, animus душа, дух) вера в души и духов. Термин был введен в научный обиход английским этнологом Е. Тайлор для обозначения ранней стадии в истории развития религии. Тайлор считал А. “минимумом религии”. Хотя многие ученые, вслед за Тайлором, считают А. начальной стадией религии, более правильным является мнение Г. В. Плеханова и других, что А. является необходимым элементом каждой религии. Анимистические образы – это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы, а также особенно разнообразная и многочисленная группа духов природы. Духи стихий могут быть благотворными, они также могут угрожать благополучию людей. Поэтому в необходимых случаях им приносились небольшие жертвы. Характерна вера во множество душ и в “бестелесные” души. С развитием веры в духов и души появились обобщенные термины для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей), такие как “мана”, “ойренда”, позже “благодать”. (в христианстве). Элементы А. сохранились и в современных мировых религиях…. см.
Тотемизм по своей природе схож с анимизмом. Люди привязывали души не только к окружающим их предметам, но и к животным, которые жили поблизости. Некоторые племена верили, что все животные имеют душу, другие – что только определенные животные, так называемые тотемные животные, которым поклонялось племя. Что касается душ животных, то они, как говорят, тоже могут мигрировать. Интересным фактом было то, что многие верили, что души умерших могут переселяться не только в нового человека, но и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя конкретного племени.
О природе
Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.
Фетишизм
Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения.
Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям.
В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте.
Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии – вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы.
Анимизм в современном мире
Анимизм (от лат. anima – душа) – это мировоззрение, в котором не только одушевленные, но и неодушевленные объекты (по определению современной науки) воспринимаются как живые и одушевленные. Элементом, характерным для А., в отличие от аниматизма, является идея существования духов (душ), отделенных от тела, которые представляются антропоморфно или зооморфно. Английский антрополог Э. Б. Тайлор (см. Английская антропологическая школа), выдвинувший идею аниматизма, считал, что А. – самая простая и первобытная форма религиозного сознания, возникшая в первобытные времена; одним из доказательств простоты и первичности А. был, по мнению Тайлора, тот факт, что аниматизм был характерен и для детей (см. Детский анимизм). (Б. М.)
. См.
Таким образом, и в исламе, и в буддизме есть анимизм. Например, в исламе существуют такие сущности, как джинны
Это чем-то похоже на демонов в христианстве, но есть важное отличие: они не представлены как некие злые существа, которые могут только вредить. В исламе этот вопрос рассматривается более широко и дает представление о том, что все демоны – немного ангелы, а все ангелы – немного демоны, что, конечно, звучит кощунственно для тех, кто привык делить мир на черное и белое
Как бороться с анимизмом в подростковом возрасте
Ваше отрицание анимизма может только усугубить ситуацию, и вызвать в ребёнке очередной внутренний протест, поэтому, постарайтесь пойти на компромисс – если ребенок утверждает, что мишка будет сидеть с ним за столом потому, что хочет кушать, вы можете сказать ребёнку, что тот обязательно покормит мишку, но позже, так как за столом сидят люди, а не животные.
Если же вы видите, что все ваши усилия не приносят ожидаемых результатов – обратитесь за помощью к психологу. Если тот определит, что затяжной детский анимизм — это не следствие психологической травмы, а отклонение в развитии, то он порекомендует вам дальнейшую консультацию у невропатолога и психиатра.
Как показывает практика, детский анимизм, в случае правильного родительского подхода, можно успешно пережить вместе с ребёнком, и даже извлечь из этого ожившего мира игрушек и придуманных друзей педагогическую пользу.
Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.
Идея смерти в анимизме
Хотя среди последователей анимистических убеждений существует высокая степень изменчивости, многие из них поддерживают идею о том, что душа существует после смерти тела человека. Как только тело становится чем-то неодушевленным, Альпа отправляется в мир или космос, который гарантирует больший комфорт и благополучие.
В контрапункте, некоторые очень специфические области, такие как общины навахо в Северной Америке они утверждают, что эти души остаются на земле, иногда прибывая, чтобы стать злыми существами.
Наконец, есть определенные культуры, которые предпочли бы объединить эти два убеждения. По их словам, душа обязана покинуть этот мир. В противном случае, он становится призраком, обреченным бродить в остальное время его существования.
Чтобы этого не произошло, родственники умершего человека устраивают обширные похороны и дуэли, в которых поклоняются предкам, чтобы направлять их души.
ПОЛИТЕИЗМ
(Polytheism). Так называют веру во множество различных богов, т.е. многобожие. Политеизм формальноотличается от пантеизма, т.е. веры в безличного Бога. смотреть
ПОЛИТЕИЗМ (от греч. polys – много и theos – Бог)многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм. Философский эн. смотреть
(греч., лат. многобожие). Античный П. не был дальнейшим развитием доисторич. полидеймонизма, но результатом историч. соединения отдельных посел. смотреть
(от Поли. и греч. theós — бог) многобожие, почитание многих богов. П. возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма — почитан. смотреть
(греч. многобожие) языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Поли. смотреть
многобожие») – вера в несколько или множество богов. Противоположен монотеизму – единобожию. Политеизм является ранней формой религиозного сознания, он. смотреть
1) Орфографическая запись слова: политеизм2) Ударение в слове: полите`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): политеизм4) Фонетическая транскрипц. смотреть
Политеизм (поли… + греч. theos – бог) – многобожие, вера во многих богов. Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003. Синонимы. смотреть
политеизм религия, многобожие, язычество. Ant. однобожие Словарь русских синонимов. политеизм см. многобожие Словарь синонимов русского языка. Пра. смотреть
(Polytheism; Polytheismus) — вера в нескольких богов или поклонение нескольким богам вместо одного.Юнг использовал это понятие внутри исторического кон. смотреть
(от греч. πολί — много и θεος — бог) — «многобожие», вера во многих богов в противоположность монотеизму — единобожию. О противоположных взглядах Юма и. смотреть
Политеизм (от греч. πολί — много и θεος — бог) — «многобожие», вера во многих богов в противоположность монотеизму — единобожию. О противоположных взгл. смотреть
(греч. poly много и theos бог) многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. смотреть
-а, м. книжн. Религия, признающая существование многих богов; многобожие; противоп. монотеизм.Синонимы: многобожи. смотреть
политеи́зм, политеи́змы, политеи́зма, политеи́змов, политеи́зму, политеи́змам, политеи́зм, политеи́змы, политеи́змом, политеи́змами, политеи́. смотреть
Ударение в слове: полите`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: полите`изм
(греч,-многобожие): система религиозных представлений, основу которых составляет вера во множество богов. Политеистическими религиями являются индуизм. смотреть
политеизмפּוֹלִיתֵיאִיזם ז’* * *אמונה באלים רביםפוליתאיזםСинонимы: многобожие, религия, язычество
Анимизм в философии
Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись — повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии — это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.
Это интересно: Кто такие фарисеи
Тотемизм
Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.
Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.
Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:
— запрет на убийство тотемного животного;
— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);
— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;
— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.
Магия и шаманизм
Магия
— четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.
Религию шаманизм
часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии — вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах — в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии — это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.
Что такое анимизм?
Если мы рассмотрим латинский корень его имени: анимачье значение душа; Нам легче понять, что такое анимизм. Эта концепция охватывает целую серию убеждения, согласно которым оба объекта, люди или любая часть природы обладают душой и самосознание
Другими словами, согласно сторонникам анимизма, существует целый ряд духовных сущностей, среди которых есть и человеческие души, которые занимают все виды существ и предметов, как одушевленных, так и неодушевленных, так что все, что нас окружает каждый элемент, который существует в мире, — это душа или сущность сознания.
Однако существует несколько вариантов этой доктрины, например, в которой допускается существование ряда персонифицированных духовных и сверхъестественных существ, которые у них есть разум, интеллект и воля и они населяют все виды элементов, которые, в принципе, не рассматриваются остальной культурой как живые существа.
Хотя эти верования уходят в далёкие времена, задолго до появления современных религий, анимизм имеет отличную репутацию на всей планете. Причина в том, что вера в душу является константой, которая проявляется во всех видах культур и религий, независимо от того, насколько они разнообразны.
Существуют определенные различия в анимизме в зависимости от региона мира и культуры, в которой он создан. Тем не менее, они пользуются определенными общими чертами, и все они пытаются найти объяснение или смысл того, что находится за пределами смерти а также установление связи между людьми и всем, что их окружает.
Относительно того, имеют ли неодушевленные объекты внутреннюю душу или сознание, эта вера также варьируется между регионами. В некоторых из этих мест анимизм также состоит в убеждении, что некоторые неодушевленные предметы, также включая природные явления и проявления, такие как штормы или циклоны ; которые считаются выражением разумной совести.
Анимистическая теория[править]
Огромный вклад в исследование анимизма сделал известный английский этнограф и антрополог Эдвард Тейлор. Он первый обосновал анимистическую теорию и изложил ее в своем труде «Первобытная культура». Тейлор рассматривал анимизм как основу религии, ее «минимум».
Основные положенияправить
Анимизм в понимании Тейлора — родовой признак религии, которая позволяет объединить самые разнообразные формы духовной культуры в одно логическое целое. То есть он объясняет развитие более сложных форм религии из простых. Основная черта анимизма — перенос личных качеств людей, которые существуют в процессе жизненных изменений, на «неодушевленный» предмет или явление.
В книге приводится несколько предположений. Во-первых: «какая разница между живым и мертвым телом, какова причина сна, экстаза, болезни и смерти?»; во-вторых: «что такое человеческие образы, которые появлялись во сне?» Эти вопросы в дальнейшем привели к зарождению представлений о том, что у человека есть душа. Тейлор в своей работе пытается объяснить, что именно является человеческой душой — «… тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто за образец пар, воздух или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она неразрывно обладает сознанием и волей своего телесного обладателя. Она также способна покидать тело и переноситься быстро с места на место … Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладеть ими и влиять на них». В основе такого подхода к изучению древней духовной культуры лежит представление о первобытном человеке, как о существе рациональном.
Теория имеет большое значение в плане исследования религиозных представлений первобытных племен: с одной стороны она дает возможность реконструировать становление абстрактных понятий, сказок, легенд, а с другой стремится раскрыть понятия «дикарями» окружающего мира.
Тотемы: что такое тотемное животное?
Считалось, что им может стать для человека особое животное: главным образом, некий защитник, помогающий людям своей энергетикой и дающий им силу (особенно в бою).
Исходя из этого убеждения, для каждого мужчины или женщины можно подобрать его тотемное животное, с которым они могут взаимодействовать на энергетическом уровне. И у каждого человека оно будет индивидуальным. Образ такого существа, нанесенный на оберег, становится олицетворением некой сильной энергетической связи, которая защищает владельца такой вещицы от всякого сглаза, от дурного влияния и даже от негативного физического воздействия.
С давних времен сохранились разные виды и представления этого культа. Люди на протяжении человеческой истории поклонялись тем или иным идолам. Яркими примерами таких взаимоотношений человека и природы являются культуры древнего Египта, североамериканских индейцев и многие другие, где с тотемами были связаны амулеты или разного рода знаки, где присутствует облик того или иного священного животного.
Тотемное животное панда или как не растратить энергию впустую
Особое значение в этом смысле имеет, например, амулет с изображением панды. Это, действительно, удивительное животное, и в разных народах оно несет в себе разные смыслы. Панды водятся, как известно, в основном, в Китае, но также есть сведения и о том, что их можно встретить и в Тибете.
Оберег с изображением панды заключает в себе смелость, отвагу, дружелюбие, терпеливость, гармонию и даже, как ни странно, является признаком отшельничества. Энергетика этого животного поистине невероятная, нужно только уметь правильно ею владеть. Если человек опытен, то для него определить того, кто может принадлежать к тотему панды, не составит труда. Как правило, речь, в этом случае, будет идти о нежном, симпатичном, а порой даже забавном персонаже, который во всем будет искать позитив и никогда не будет лезть на рожон.
Тотем обезьяны или как получить помощь в сложной ситуации
Что касается тотема обезьяны, то он также вызывает у людей самые разные соображения и эмоции. Кто-то может предположить, что обезьяна глупая и агрессивная, но это далеко не так. Принадлежа к тотему обезьяны, человек по праву считается уравновешенным, очень умным и спокойным. Кроме того, такие люди обладают силой и выносливостью. Именно этот символ олицетворяет тех, кто умеет протянуть руку помощи нуждающемуся в самый трудный момент. Также стоит упомянуть, что в Индии обезьяне поклоняются как божественному животному.
Значение тотемов птиц или про духов покровителей
Тотем птиц символизирует возвышенность и легкость, а порой даже и тщеславие. Зачастую этот тотем подбирается как сила, которая оберегает, как правило, родственников. Однако, надо иметь в виду, что значения тотемов птиц неоднозначны и символ каждой птицы имеет свою трактовку.
Существуют так называемые хорошие тотемы, а есть и антитотемы. Такие символы и амулеты могут быть с изображениями вороны, совы и галки, и изображение это символизирует смерть и колдовство. Возможно, результатом взаимодействия с такого рода “оберегом” и становится то, что человек постепенно начинает утрачивать веру в себя или сбиваться со своего жизненного пути… Ну, а о путях его взаимодействия с таким символом можно только гадать…
Роль Анимизма в становлении современных религий.
Данная концепция играет важнейшую роль во многих «примитивных» духовных практиках, таких как шаманизм. Следует понимать, что анимизм является корнем большинства современных религий. Христианство не является исключением, так как понятие наличия бессмертной души, которая в свою очередь направляется высшей силой, занимает центральное место в самой концепции верований.
Большинство «истинных» анимистов предполагают наличие души во всех природных объектах. К примеру, горы или реки, содержат в себе души различных божеств. Эти верования находят отражение во многих древних легендах, где различные стихии или природные явления трактовались как изъявления воли богов.
Многие анимистические верования включают в себя идею, что душа не привязана к телу. В соответствии с этими убеждениями предполагается возможность переселения души или в том или ином виде. Некоторые шаманы утверждают, что во время ритуальных их дух покидает физическое тело и путешествует в другие места.
В культурах, которые практикуют анимизм, существует огромное количество праздников и торжеств посвященных удовлетворению воли духов. Лучшим примером могут послужить различные языческие праздники наших предков.
АНИМИЗМ
(от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.
В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков ; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. Родоначальник греческой натурфилософии Фалес Милетский полагал, что все тела, приводимые в движение присущей им внутренней силой, одарены душою – «все полно богов». Свойством души является движение и притяжение (поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо). Этот разум или душу Фалес представлял как нечто вещественное, существующее отдельно от видимого мира. В Древнем Риме Лукреций называл духом (animus) неизъяснимо тонкую материю, которая (по представлению его учителя Эпикура) в виде особо тонких частиц истекает с поверхности всех материальных предметов, действуя на органы чувств и производя ощущения. Будучи разновидностью материи, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинять тело. Аристотель , Парацельс и Кардано считали душу ваятельницей тела.
Введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.
Впервые же этот термин употребил немецкий учёный Г. Э. Шталь . В сочинении «Theoria medica
» () он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.
Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.
Однако накопленные данные породили ряд новых, так называемых преанимистических , или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер) , эпоха аниматизма , одушевления
всей природы (Р. Маретт , Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).