Типы тотемизма и их характеристики
Как современные течения, так и древний тотемизм делятся на три типа:
- Индивидуальный – предполагает особые отношения между конкретным человеком и его тотемом. Возможна передача тотема по наследству, чтобы продолжить функцию защиты наследника.
- Половой – особенность заключается в том, что представители разных полов имеют свой тотем.
- Клановый – допускает наличие одного, либо нескольких тотемов у клана. Если группа людей объединена одним тотемом, то вновь входящие в клан приобретают его.
В современном мире тотемизм по-прежнему широко распространен. В современных обществах тотемизм по-прежнему широко распространен и проявляется, в частности, в использовании амулетов и украшений в виде животных, а также татуировок с тотемическими символами на теле.
Этимология и оригинальная идея
Пиктограммы Анисинабе, от которого происходит термин «тотем»
Неправильная интерпретация терминов ототеман ( язык оджибве : братья и сестры по крови) и нинтотем (семейные значки, основанные на именах животных) пяти кланов индейцев анисинабе на юго-востоке Канады в связи с идеей личных духов-хранителей в ранней этнологии привело к идее, что это был Тотем всегда связан с духовным существом в форме животного, растения или минерала. Это фальсифицированное представление вскоре было произвольно перенесено на аналогичные явления у других народов при культурном сравнении . В этнологии конца 19 — начала 20 веков это привело к идее всемирно распространенного тотемизма как «универсальной изначальной религии» (→ также: ). В этом смысле концепция тотемизма сейчас считается устаревшей.
Тотемизм
Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.
Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.
Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:
— запрет на убийство тотемного животного;
— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);
— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;
— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.
Культы и религии Африки
Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.
Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.
Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.
Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).
Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.
У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.
Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.
Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.
Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред
Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота
Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.
Формы тотемизма
Даже в век высоких технологий тотемизм по-прежнему популярен в отдаленных районах Австралии и Африки. Его разновидности могут существовать параллельно в одном и том же племени. Как раннюю форму религии тотемизма, так и современные течения можно разделить на следующие поджанры:
- Индивидуальный – вид тотемизма, предполагающий личные отношения индивидуума с конкретным животным или природным явлением, которого наделяют особенными свойствами. Тотем может передаваться по наследству, такой амулет становится настоящим защитником, наделяя хозяина сверхспособностями, присущими животному.
- Половой – вид тотемизма, при котором происходит разделение внутри племени по гендерному признаку, представители каждого пола имеют свой собственный тотем. Это разделяет племя на две половины, женщины и мужчины могут даже враждовать между собой.
- Понятие клановый тотемизм – вид религии, который подразумевает наличие одного или нескольких тотемов у целого клана. Такие защитные обереги передавались из поколения к поколению, не могли изменяться, и с возрастом только увеличивали свое значение в жизни рода.
Забытая вера в современном мире
Для многих подобное мировоззрение кажется детским и примитивным. Ведь как предком человека может быть волк или медведь? Или как простой зверь способен повлиять на погоду? Подобные вопросы вполне логичны для современных людей.
Однако даже в эпоху всемирного прогресса и технического бума есть те, кто по-прежнему остается верным древней системе ценностей. Например, тотемизм — вполне обычное явление для большинства южноафриканских племен и австралийских аборигенов. Даже обладая спутниковым телевиденьем и сотовой связью, они все еще верят в свое прошлое родство с дикими зверями и растениями. Поэтому еще рано говорить о тотемизме как о вере, канувшей в Лету.
Что значит тотемизм
Слово тотемизм (тотемное животное) в широком смысле обозначает комплекс убеждений о существовании своеобразного родства между человеческой группой или отдельным человеком — с животным или растением, являющимся для такой группы или отдельного человека тотемными. Эта взаимосвязь предполагает ряд ритуалов и табу (особенно пищевого и сексуального характера), которые связывают тех, кто признает себя принадлежащими к одному и тому же тотему.
В антропологии внедрение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов были начаты в конце девятнадцатого века
В этот период ученые особенно сильно сосредоточили свое внимание на такого рода исторических источниках. Многие из них стали впоследствии формами разных религий
Содержание этих мифов отражало самые архаичные формы поклонения в первобытной культуре. Таким образом, идея тотемизма достигла широкой известности и так или иначе была проанализирована наукой. Её введение в антропологическую дискуссию восходит к Джону Мак-Леннану, шотландскому юристу и этнологу, который подчеркнул, что тотемизм характеризует три элемента:
- собственно фетишизм (культ неодушевленных предметов);
- экзогамия (запрет на браки между членами рода);
- матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).
К этим аспектам Риверс позже добавит еще один элемент: запрет на употребление в пищу тотемных растений или животных (за исключением происходящего в процессе некоторых некоторых ритуальных событий).
Первобытный тотемизм
Первобытный Тотемизм
И поэтому первобытный тотемизм – это не страхи и фантазии, а небеспочвенные представления о мире. Тотем в те времена объединял группы людей только благодаря тому, что у них общее священное животное. Ведь у них была общая вера и общие обязанности. Тотем, в свою очередь, оберегал племена от стихийных бедствий, болезней, часто посылал знаки и предупреждения. Иногда тотемных животных содержали в плену с тем, чтобы покланяться и лицезреть. Именно первобытный тотемизм способствовал возникновению первых табу и ограничений. Если они не выполнялись, то тотемное животное могло покарать за такое. Ну а, чтобы задобрить и расположить дух тотема, вожди племен преподносили жертвы.
Руны без страха
Как правильно применять Руны
ЗАПИСАТЬСЯ
Вечерний чай
Книга для новичков в Таро
СКАЧАТЬ
10 секретов Таро
Бесплатный онлайн-курс
ПОЛУЧИТЬ
Азбука Таро
Бесплатный мастер-класс
ЗАНЯТЬ МЕСТО
Таро и Деньги
Запишись и получи подарок!
ПОЛУЧИТЬ
Тотемизм анимизм магия
Тотемизм анимизм магия
Тотемизм, анимизм и магия берут свое начало почти в одно и тоже время. Все они предполагают поклонение чему-то. В магии поклонялись любым магическим способностям или сверхъестественным силам. Анимизм располагает верить в существование душ и духов. Ну и тотемизм подразумевает силу предметов, растений, животных.
Все эти культы и верования формировались постепенно, и тотемизм, анимизм и магия на сегодняшний день проявлены в других может несколько формах
Однако влиянию этих всех сил и сейчас уделяют должное внимание. Часть их отошла в народные традиции, часть превратилась в отдельную науку
Природа в тотемизме
Магия тотемизма формировала веру, которую почитали все без исключения, и это было священным обязательством в любой общине. При этом каждый тотем имел своё значение, которое соотносилось с проявлением возможностей человека (сила, ум, мудрость) и под которое подбиралось определенное животное.
В зависимости от ситуации, амулетами могли выступать даже целые классы животных, покровительствующих племенам. Но также существовали племена, в которых одновременно могли быть воины под покровительством Медведя, Волка, Койота, Ворона, а также Грома и Ветра. Хотя, в большинстве случаев, тотемом являются, как правило, животные.
История исследований
Тотемизм и религия
Человек или шаман связаны со своим животным духом (койот), возможно, верхом на змее. ( Петроглиф, Окаменевший лес, Аризона, США)
Джон Фергюсон МакЛеннан был первым, кто связал тотемизм с религией в 1869 году . Он видел в этом пережиток фетишизма . Уильям Робертсон Смит пошел еще дальше и увидел происхождение религии в тотемизме. Почти все авторы XIX века приняли эту доктрину или, по крайней мере, считали тотемизм самой ранней известной формой религии. Все эти теории основаны на эволюционизме или произошли от него путем критического анализа.
Смит (а позже и Зигмунд Фрейд, который, однако, не видел религиозной подоплеки) приписывал жертвоприношение тотемизму. Тотем строго табу, но в особых случаях его забивают и едят вместе. Ф. Б. Джевонс подозревал линейное развитие от тотемизма к религии в 1896 году. Анимизм — это скорее примитивная философия, чем форма религиозной веры.
Лига психолога Вильгельма Вундта писала в 1912 году: «Отсюда с большой вероятностью можно сделать вывод, что тотемическая культура сформировалась на протяжении предшественников более поздних событий и переходной стадии между состоянием первобытного человека и Эпохой героев и богов» .
Поскольку тотемное животное крайне редко бывает убито и съедено, теория жертвоприношения Фрейда и Смита лишена своего самого важного основания. Тотемизм широко распространен во всем мире, но многочисленные дикие хищники «древние народы» (например, пигмеи, палеосибирские этнические группы) не знают тотемизма
Следовательно, тезис Вундта о том, что тотемизм является общей переходной стадией, не имеет силы.
Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм сделал тотемизм основной религией
Эмиль Дюркгейм провел обширное исследование тотемизма австралийского Аррернте и принял четыре основные идеи Смита:
- что первобытная религия — это клановый культ,
- что этот клановый культ был тотемистическим (он считал, что тотемизм и клановая система автоматически взаимозависимы),
- что бог клана — это сам одухотворенный клан и
- тотемизм — самая элементарная и в этом смысле самая оригинальная форма религии из известных нам.
Он видел религию как единую систему верований и практик, связанных со священными вещами, т. Е. ЧАС. об изолированных и запретных вещах. По этому критерию тотемизм можно определить как религию. Какому объекту поклоняются в тотемной религии? По мнению Дюркгейма, люди уважают само общество. Тотем является одновременно символом Бога или принципа жизни, как и для общества, потому что Бог и общество — одно и то же. В символах тотема члены клана выражают свою идентичность и принадлежность к группе.
Социокультурные интерпретации
Джеймс Джордж Фрейзер придерживался противоположной точки зрения в 1910 году в книге Тотем и экзогамия»«Чистый тотемизм ни в коем случае не является религией сам по себе, потому что тотемам не поклоняются, они ни в коем случае не являются божествами». Следовательно, мы должны только воздерживаться от поклонения тотемам. разговаривать. WH Rivers увидел в нем сочетание элементов социальной связи, психологического и ритуального характера. Рэдклифф-Браун подчеркнул в 1929 году, что принципы тотемной категоризации напоминают современные научные классификации.
Клод Леви-Стросс
Этнолог Клод Леви-Стросс оказал решающее влияние на тотемные теории.
Клод Леви-Стросс основывал свои соображения на интерпретации древнего филолога Эндрю Ланга, который еще в 1911 году описал первое сообщение о тотемизме, которое торговец мехом Джон Лонг привез от индейцев Анисинабе в 1791 году, как неправильный перевод и путаницу. Леви-Стросс поэтому предположил, что только клановая система названий животных племени может быть описана как тотемизм, но не отдельные духи-хранители в форме животных. Он поместил последнюю отдельно от религиозной «системы Маниту», как он ее называл. Леви-Стросс расширил мифологически-социальное объяснение в 1962 году и признал в мифическом мышлении тотемизма универсальную человеческую способность создавать естественные и социокультурные модели порядка. Леви-Стросс считается самым ярым критиком идеи религиозного тотемизма, и его обширные критические работы по-прежнему имеют большое значение.
Некоторые этнологи сегодня критикуют чисто социокультурные подходы, основанные на теории Леви-Стросса: предполагаемое сочетание идеи защитного духа и символа клана является только формальным и лингвистическим, и поэтому разделение является искусственным. На самом деле, несомненно, существует связь между двумя идеями, потому что такие элементарные идеологические идеи всегда являются частью мифически закрепленной космологии, которая часто «переплетается» с социальными и религиозными аспектами.
Тотемизм – примеры
Явления природы, части растений и зверей, целые группы животных – люди поклонялись всему. Разбираясь в вопросе, что это тотемизм, необходимо вспомнить примеры, которые существуют до сих пор в некоторых удаленных странах.
- В Северной Америке жили племена, которые состояли из родов, каждый из которых поклонялся одному животному.
- Люди, населявшие золотые берега Африканского континента, в качестве тотемов использовали растения – смоковницу и маис.
- Племена рода буйволов хоронили своих родственников обернутыми в шкуры животных, считая, что в следующей жизни они превратятся в рогатых зверей.
Тотемизм в первобытном обществе
Вера в таинственные связи, существующие между людьми и природой, отличает многие виды религий. Что такое тотемизм в истории, можно рассмотреть на примере жизни первобытного клана. Животное, которому поклонялись, считалось родоначальником всего рода. Все такие звери, обитающие на территории, где жили люди, становились членами племени. Поедание тотемного животного было ритуалом, который проводился для того чтобы повадки зверя перешли к людям. Позже в роду создавали эгрегор тотемного животного, который содержал информацию о всех членах клана, передаваемого потомкам.
Тотемизм в современном мире
Современный мир меняет представление о классическом тотемизме. Понятие знака клана, предмета защиты, как в стародавние времена, для тотема уже не актуален. Исторический тотемизм в наши дни принимает другие формы, на первый план выходят личностные, человеческие формы. Символом тотемизма в последнее время становится лидер, главное лицо государства, глава значимой партии в стране. Примерами тотемизма в современном мире можно считать:
- Интернетные прозвища и никнеймы, которыми люди называют свои профили в соцсетях, пытаясь выделиться и подчеркнуть свои особенные качества.
- Подвески, талисманы, обереги, которые выполняются в форме частей тел тотемных животных, или в виде всего зверя целиком.
- Тематические татуировки – изображение на теле знаков, орнаментов, несущих определенный смысл, наделяющих своего хозяина какими-то сверхъестественными способностями, помогающих в сложных ситуациях.
Гороскоп друидов, составленный древним племенем, верившим в тонкую связь между людьми и природой, в своей основе имеет календарный год, разделенный на части. Каждому периоду покровительствует свое дерево, отвечающее за жизнь людей, родившихся под его началом.
Свой камень Близнецы, как женщины, так и мужчины, должны выбирать для уравновешивания своих слабых сторон и усиления положительных качеств. Существуют минералы способные гармонизировать личную жизнь, оздоравливать и приносить успех в бизнесе.
Тантрический массаж используется влюбленными для того, чтобы обострить свои чувства, усилить влечение и связь. Процесс несложный и его можно освоить самостоятельно
Есть ряд особенностей и правил проведения воздействия, которые важно учитывать
Мудры представляют собой священные жесты, которые способны влиять на разные аспекты жизни, меняя энергетику человека. Чтобы получить результаты, необходимо практиковаться регулярно, соблюдая существующие правила и технику выполнения каждого жеста.
Одной из шести частей света является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.
Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?
Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.
Фетишизм
Фетишизм — вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов
В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам — как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.
У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами
С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было — когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.
В большинстве современных религий, да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам — это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.
Развитие тотемизма
«Танцующий шаман» в форме оленя: наскальная живопись в пещере Трех братьев во Франции
Тесные отношения человека и тотема являются древними и могут быть связаны с ранними политическими союзами, в которых было согласовано распределение источников жизни (включая женщин как источник потомков); это объяснило бы определенные запреты и правила обмена женщинами (см. Клод Леви-Стросс ). В любом случае идеи тотема — важный элемент
Тотемизм в первую очередь укоренился в анимистических культурах охотников-собирателей, которые, как и ожидалось, имеют сильную связь с животными
Эти охотничьи культуры все больше оттесняются, так что важность тотемизма уменьшается. Колониализм и христианские миссионеры имеют драматический в прошлом культурных изменений инициированы
Тотемические идеи все еще встречаются сегодня, особенно в центральной и южной Африке, среди некоторых традиционных обществ, среди некоторых австралийских и меланезийских племен и среди (пока еще) нехристианизированных коренных народов Центральной и Южной Америки, которые живут рядом с природой .
Особенности тотемизма
Трудно представить предмет, который не мог бы выполнить роль тотема, люди поклонялись священным животным, наделяя их сверхъестественными качествами. Тотемы животных считались одушевленными и полноценными представителями фауны наравне с человеком. Мистическое, эмоциональное, культурное взаимоотношение с природными явлениями было присуще племенам, которые признавали тотемизм. Особенностями данной религии можно считать:
- Тотем – хранитель души человека, ее помощник и покровитель. Тотему поклонялись, его оберегали, перед ним благоговели.
- Тотем способен влиять на сознание, внушать страх и уважение.
- Тотемизм имеет систему имен и символики, все рисунки и изображения в этой религии наделены определенным смыслом.
- Люди, исповедующие тотемизм, уподобляются своему тотему, мечтают стать похожими на него, считают его примером для подражания.
- Ритуалы в жизни людей, исповедующих данную религию, играют большое значение.
Понятие тотемизма: общая характеристика
Концепция тотемизма пришла из антропологии, и стал известен благодаря шотландцу МакЛину в 1870 году в Лондоне.. Фактически, Маклинн определяет тотемизм буквально как «фетишизм, включающий экзогамию и материнскую принадлежность».
С другой стороны, хотя это понятие тесно связано с религией, тотемизм не для всех основан на нем. В следующем разделе мы увидим, какое отношение это может иметь к религии.
С другой стороны, помимо вышеупомянутого определения, тотемизм также это связано с отношениями между людьми и природой. Он включает в себя серию идей, символов и практик, все они связаны между человеком или социальной группой и объектом, животным или даже растением (тотемом). Если говорить более мистично, тотемизм включает отношения между природным и культурным.
Таким образом, тотемизм — это также термин, используемый для обозначения всех этих идей и практик, основанных на убеждении, что существует родство и мистические отношения между социальной группой (или человеком) и определенным объектом природы (например, тотемом). Это вера очень древнего происхождения, глубоко укоренившийся в присущем ему первобытном человеке.
Отношение к тотему
Тотем – это священный символ. Поэтому во многих культурах его обоготворяли, что привело к возникновению определенных обрядов и обычаев. Самым распространенным было убеждение, что тотемные животные или растения находятся под запретом: их нельзя убивать, калечить, а порой даже говорить о них в плохой манере.
По мере развития социальных отношений менялись и представления об идолах. Если вначале они служили лишь напоминанием о далеком прошлом, то в более поздние времена их наделили мистической силой. Теперь дух-покровитель мог защитить от болезней, засухи, врагов, пожаров и так далее. Временами это приводило к войне между племенами, так как одни считали, что все их беды оттого, что чужой тотем переманивает к себе всю небесную удачу.
Что значит тотемизм
Слово тотемизм (тотем животных) в широком смысле относится к набору верований о существовании особых отношений между человеческой группой или индивидуумом и животным или растением, которое является тотемом для этой группы или индивидуума. Эти отношения включают в себя набор ритуалов и табу, особенно диетических и сексуальных, которые связывают тех, кто признает свою принадлежность к одному и тому же тотему.
В антропологии введение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов начался в конце девятнадцатого века
В этот период внимание ученых было особенно приковано к такого рода историческим источникам. Многие из них впоследствии стали формами различных религий
Содержание этих мифов отражает самые архаичные формы поклонения в первобытной культуре. Таким образом, идея тотемизма приобрела большую популярность и так или иначе анализировалась учеными. Его введение в антропологические дебаты восходит к Джону Макленнану, шотландскому юристу и этнологу, который указал, что тотемизм характеризуется тремя элементами:
- собственно фетишизм (культ неодушевленных предметов);
- экзогамия (запрет на браки между членами рода);
- матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).
К этим аспектам риверы позже добавили еще один элемент: запрет на употребление в пищу тотемических растений или животных (за исключением определенных ритуальных мероприятий).
Анимизм
Что такое анимизм как проторелигия? Современные ученые определяют ее как веру в духовный мир, то есть в существование нематериального принципа. Анимизм включает в себя веру в духов природы, умерших предков и духов-хранителей. Это одушевление всего, что окружает человека и непостижимо.
Первобытный человек наблюдал за явлениями природы и приписывал им определенные качества. Со временем они стали считать духов природы разумными существами, управляющими их жизнью. Чтобы умиротворить духов природы и успокоить их гнев, приносили дары и жертвы.
Люди также верили, что существует подземный мир, куда уходит душа умершего человека. Также существовали различные сущности и духи.
Типы и их характеристики
Групповой тотемизм
Групповой или коллективный тотемизм является наиболее широко распространенной формой тотемизма в мире. Обычно оно включает в себя ряд убеждений, таких как мистическая связь с растениями или видами животных или природными явлениями, связанными с группой людей..
Кроме того, групповой тотемизм охватывает все убеждения, которые связывают это убеждение с определенной группой людей. Эти группы обычно имеют прямые отношения, и тотемы связаны со всеми членами, которые составляют их.
Этот тип ассоциаций обычно происходит внутри кланов, племен или семейных линий. Во многих случаях названия кланов или групп могут быть связаны с тем, что каждый из них связан с конкретным животным или духовным растением..
В групповом тотемизме запреты или табу обычно используются при взаимодействии с животным или растением, которое считается духовным проводником (например, запрещено есть животных того же вида, что и тотем). Кроме того, могут быть вторичные тотемы, связанные с основными.
Появление такого типа мышления обычно дается местными мифами или легендами. Выбор конкретного животного в качестве тотема обычно происходит в решающий момент в жизни какого-то предка.
Это общее убеждение в некоторых племенах Северной Америки, Южной Америки, Европы, Африки и даже Австралии.
Индивидуальный тотемизм
Индивидуальный тотемизм — это отношения дружбы или защиты, которые конкретный человек имеет со своим тотемом, который обычно является животным или природным объектом. Согласно поверью, этот предмет или животное может дать особую силу человеку.
Верования индивидуального тотемизма в основном связаны с верованиями души, которые есть у людей. Мысль о том, что существует альтер-эго или одновременное присутствие, которое представляет определенного человека, но что другое тело обитает (что, по мнению, должно быть у животного).
Говорят, что эта вера в отношения между человеком и животным представлена таким образом, что, когда одна из двух сторон заболевает или получает травму, то же самое происходит и с ее коллегой..
Это породило табу вокруг тотемов, которые были связаны с шаманами, вождями племен, семьями и важными людьми в аборигенных обществах древних времен..
Считается, что индивидуальный тотемизм был первой стадией группового тотемизма, и что последний развивался с первой. Это распространенный тип тотемизма в племенах коренных американцев и австралийцев.
Анимизм
Впервые понятие «анимизм» появилось в научных трудах в 1708 году, когда известный германский ученый Георг Шталь назвал этим определением верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов. Современные исследователи под анимизмом понимают все верования, основанные на вере в существование нематериальных духов. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.
Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.
Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.