Буркхардт — размышления о всемирной истории

БУРКХАРДТ Якоб Кристофер

Страница 1 из 2

БУРКХАРДТ Якоб Кристофер (1818–1897 гг.) – швейцарский историк христианской культуры и искусства, один из основателей искусствоведения и культурологии. Сын протестантского священника, принадлежавшего к одному из старинных родов Базеля. Учился в Базельском (1837–1839 гг.) и Берлинском (1839–1843 гг.) университетах; занимался историей античности и Средневековья в семинарах Иоганна Густава Дройзена (1808–1884 гг.), Леопольда фон Ранке (1795–1886 гг.), Франца Теодора Куглера (1808–1858 гг.), Якоба Людвига Карла Гримма (1785–1863 гг.), интересовался художественными и архитектурными достижениями эпохи Ренессанса; с научными целями посетил Германию, Бельгию, Италию. В молодости увлекался христианской теологией, но затем, пережив мировоззренческий кризис, обратился к пантеизму. В 1843 г. получил степень доктора философии Базельского университета, читал частные лекции по истории искусства. В 1855–1857 гг. был преподавателем в Швейцарском федеральном институте в Цюрихе. С 1858 г. – профессор истории искусства в Базельском университете. Одним из его студентов был Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900 гг.). В 1893 г. Я.К. Буркхардт вышел в отставку. Монография «Время Константина Великого» (1853 г.) – первая попытка Я.К. Буркхардта воссоздать историю Римской империи в период её кризиса и становления христианства как новой официальной религии. Ему принадлежит важная роль в осмыслении эпохи поздней империи и раннего христианства как переходного времени от античности к средневековой культуре, которая приобрела классические формы в XII–XIII вв. В XIX в. большой известностью пользовалась книга «Чичероне: Пособие для наслаждения произведениями искусства Италии» (1855 г.), где в жанре путеводителя Я.К. Буркхардт описал историю итальянского искусства, начиная с античности, снабдив повествование подробными научными комментариями, в которых отразились и его собственные впечатления. В этой книге заметно изменение культурологической концепции Я.К. Буркхардта, для которого классическое искусство является продуктом индивидуальной фантазии, регламентируемой нормативной культурной традицией, а не «органической» или «исконной» экспрессией народного духа. В книге «История современного зодчества» (1867 г.) Я.К. Буркхардт рассматривает историю искусства как «историю художественных задач», стоявших в определённое время перед зодчими, что в перспективе дало, по выражению ученика Я.К. Буркхардта и его преемника на кафедре Базельского университета Генриха Вёльфлина (1864–1945 гг.), «историю искусства без имён».

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Работа

Исторические труды Буркхардта во многом установили важность искусства в изучении истории; действительно, он был одним из «отцов-основателей истории искусства», но также и одним из первых создателей истории культуры. Contra Джон Лукач, который утверждал, что Буркхардт представляет собой одного из первых историков, поднявшихся над узким представлением XIX века о том, что «история — это политика прошлого, а политика — текущая история»,Лайонел Госсман утверждает, что, подчеркивая важность искусства, литературы и архитектуры как основного источника для изучения истории, Буркхардт (вместе с более поздним голландским историком культуры Йохан Хейзинга ) считал себя работающим в традициях французского историка-романтика Жюль Мишле

Бессистемный подход Буркхардта к истории был категорически против интерпретации Гегельянство, который был популярен в то время;экономизм как интерпретация истории; и позитивизм, которые стали доминировать в научных дискурсах (включая дискурс социальных наук).

В 1838 году Буркхардт совершил свое первое путешествие в Италию и опубликовал свою первую важную статью «Bemerkungen über schweizerische Kathedralen» («Замечания о швейцарских соборах»). Буркхардт прочитал серию лекций в Базельском университете, которые были опубликованы в 1943 году компанией Pantheon Books Inc. под названием Сила и свобода: интерпретация истории Якоба Буркхардта. В 1847 году он выпустил новые издания двух великих работ Куглера: Geschichte der Malerei и Kunstgeschichte, а в 1853 году он опубликовал свою работу, Die Zeit Constantins des Grossen («Возраст Константин Великий Он провел большую часть 1853 и 1854 годов в Италии, собирая материал для своего 1855 года. Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens (7-е немецкое издание, 1899 г.) («Цицерон: или, Художественный справочник по живописи в Италии. Для путешественников», перевод на английский язык А. Х. Клафа в 1873 г.), также посвященный Куглеру. Работа «лучший путеводитель из когда-либо написанных» который покрыл скульптура и архитектура, и живопись, стала незаменимым путеводителем для путешественников по Италии.

Около половины оригинального издания было посвящено искусству эпоха Возрождения. За этим последовали две книги, по которым Буркхардт наиболее известен сегодня, его 1860 г. Die Cultur der Renaissance in Italien («Цивилизация Возрождения в Италии») (английский перевод С. Г. Миддлмора, в 2-х томах, Лондон, 1878 г.) и его 1867 г. Geschichte der Renaissance in Italien («История Возрождения в Италии»). Цивилизация Возрождения в Италии была самой влиятельной интерпретацией итальянского Возрождения в 19 веке и до сих пор широко читается.

В связи с этой работой Буркхардт, возможно, был первым историком, использовавшим термин «современность «в четко определенном академическом контексте. Буркхардт понимал Возрождение как объединение искусства, философии и политики и утверждал, что он создал «современного человека». Буркхардт разработал амбивалентную интерпретацию современности и последствий Возрождения, восхваляя движение как введение новых форм культурного и культурного наследия. религиозная свобода но также беспокоясь о потенциальных чувствах отчуждение и разочарование современные мужчины могут это чувствовать.[требуется дополнительная ссылка (и) ] Эти утверждения оказались довольно спорными, но научные суждения Буркхардта История Возрождения иногда считаются оправданными последующими исследованиями, по мнению историков, в том числе Десмонд Сьюард и историки искусства, такие как Кеннет Кларк. Буркхардт и немецкий историк Георг Фойгт основал историческое исследование эпохи Возрождения. В отличие от Фойгта, который ограничился своими исследованиями до Итальянский гуманизм Буркхардт занимался всеми аспектами общества эпохи Возрождения.

Буркхардт считал изучение древней истории интеллектуальной необходимостью и был очень уважаемым исследователем греческой цивилизации. «Греки и греческая цивилизация» суммирует соответствующие лекции «Griechische Kulturgeschichte», которые Буркхардт впервые прочитал в 1872 году и которые он повторял до 1885 года. На момент своей смерти он работал над четырехтомным обзором греческой цивилизации. , который был опубликован посмертно с дополнительными работами других авторов.

«Суждения об истории и историках» основаны на лекциях Буркхардта по истории в Базельском университете между 1865 и 1885 годами. В них дается его понимание и интерпретация событий всего периода западной цивилизации от античности до эпохи революции, в том числе Средние века, история с 1450 по 1598 год, история семнадцатого и восемнадцатого веков.

Примечания

  1. Identifiants et Référentiels (фр.)
  2. Jacob Burckhardt // RKDartists (нидерл.)
  3. Burckhardt, Jacob Christop // Biographisches Jahrbuch und Deutscher Nekrolog (нем.)
  4. ↑ .
  5. Фридрих Ницше Падение кумиров. — СПб.: Азбука-Классика, 2008. — С.66-67. ISBN 978-5-91181-364-2
  6. Peter Burke. Introduction // Jakob Burkchardt, The Civilisation of the Renaissance in Italy  (англ.) (рус. — London, 2004. — P. 5
  7. Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке: К 75-летию подписания Пакта Рериха. — М.: Летний сад, 2010. (PDF-версия)
  8. Ч. 2-я «Государство как произведение искусства» по итогам совместного заседания Московско-Петербургского философского клуба и Флорентийского общества в книге «Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики». — М.: Летний сад, 2010. — С. 293. ISBN 978-5-98856-119-4
  9. Баренбойм П. Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» // Законодательство и экономика. — 2010. — № 9.

Биография

Семья Буркхардтов, разбогатевшая на производстве шёлка и торговле с соседними странами, на протяжении трёх столетий была одной из самых влиятельных в Базеле. Состоятельность родителей позволила Якобу получить блестящее частное образование с упором на изучение древнегреческого языка. Предполагалось, что юноша вслед за отцом и дедом пойдёт по теологической стезе, однако Якоб, не афишируя свою религиозную позицию, довольно скоро стал тяготиться узкими рамками протестантской догматики.

В 1839 году Буркхардт окончательно решил связать свою судьбу с изучением истории и поступил в Берлинский университет, где читали лекции самые знаменитые немецкие историки того времени — Леопольд фон Ранке и Франц Куглер. С Ранке он расходился почти по всем вопросам. В отличие от учителя, в истории его привлекали не столько законы, политика и дипломатия, сколько искусство и архитектура. Не разделял он и увлечения Ранке прусской государственностью и милитаризмом.

Несмотря на заманчивую перспективу преподавательской карьеры в Берлине, Буркхардт предпочёл в середине 1840-х годов удалиться в считавшийся провинциальным Боннский университет, где его больше всего привлекало общество историка искусства Готфрида Кинкеля. Революционные события 1848—1849 годов укрепили его преклонение перед прошлым и окончательно оттолкнули от современности, которая казалась ему мелкой и пошлой. Революция совпала с личным кризисом: единственная женщина, которую любил этот убеждённый холостяк, предпочла ему базельского банкира.

С 1837 года, когда Буркхардт пешком пересёк Альпы и посетил Апеннины, Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа». Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. В 1858—1893 годах он преподавал в тихом Базельском университете, где число его слушателей исчислялось несколькими десятками. До 1886 года он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти. Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшие, отборные умы, что видно из каждого их взгляда, из каждого слова и даже молчания… Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле».

Политика

В образе Буркхардта есть напряжение между мудрым и мирским учеником Итальянский ренессанс и осторожный продукт швейцарской Кальвинизм, которую он много изучал для служения. Швейцарское государство, в котором он провел почти всю свою жизнь, было намного более демократичным и стабильным, чем это было в Европе XIX века. Как швейцарец, Буркхардт холодно относился к немецкому национализму и немецким притязаниям на культурное и интеллектуальное превосходство. Он также был хорошо осведомлен о быстрых политических и экономических изменениях, происходящих в Европе его времени, и в своих лекциях и сочинениях комментировал это явление. Индустриальная революция, европейские политические потрясения того времени и растущий европейский национализм и милитаризм. События полностью оправдали его предсказание о катаклизме 20-го века, в котором жестокие демагоги (которых он называл «ужасными упрощителями») будут играть центральные роли. В последующие годы Буркхардт обнаружил, что демократия, индивидуализм, социализм и многие другие идеи, модные при его жизни, не производили на него впечатления.

Он также заметил более века назад, что «государство берет на себя долги из-за политики, войны и других высших причин и« прогресса »… Предполагается, что в будущем эти отношения будут соблюдаться вечно. Государство извлекло уроки из купцов. промышленники — как эксплуатировать кредит; он бросает вызов нации, позволяющей ему обанкротиться. Наряду со всеми мошенниками государство теперь стоит там как главный мошенник ».

прием

Буркхардт на швейцарской банкноте

В честь Якоба Буркхардта названа улица в Базеле, Цюрихе и на немецкой стороне в Констанце и Фрайбурге-им-Брайсгау. В его честь названа премия Якоба Буркхардта Фонда Иоганна Вольфганга фон Гете в Базеле, которая присуждается за образцовые художественные достижения, а также одноименная премия, присуждаемая Институтом истории искусств во Флоренции — Институтом Макса Планка. молодым ученым искусствоведения.

На самой высокой банкноте Швейцарии, банкноте в , с 1995 года изображен портрет историка культуры Базеля.

Швейцарский историк Арам Маттиоли в своем эссе раскритиковал антисемитизм и этноцентризм Якоба Буркхардта . Буркхардт верил в превосходство «кавказских расовых народов». Маттиоли также раскритиковал отказ Буркхардта от демократии.

растение

По пути на лекцию Якоб Буркхардт прошел Базельский собор, 1878 г.

Пребывание Буркхардта в Италии и его совместная работа над справочниками Франца Куглера по истории искусства привели к переориентации на классические идеалы эпох Винкельмана, Гете и Вильгельма фон Гумбольдта . Буркхардт все больше и больше придерживался европейской гуманистической точки зрения и отходил от господствующей парадигмы политической истории (ср. Раупп, столбец 855). Это прежде всего можно услышать в трех его «классических» работах, которые сделали его выдающимся историком культуры и соучредителем истории современного искусства. Буркхардт решительно опровергал историко-философские рассуждения, которые понимали историю как временное развитие подчиненного, вечного исторического процесса. Для него единственным постоянным явлением в истории была человеческая природа. Цель существования и вся история оставались для Якоба Буркхардтом загадкой.

Первым крупным произведением Буркхардта, опубликованным в 1853 году, является «Время Константина Великого», которое он понимал как необходимый переход от античности к христианству и как основу средневековой культуры (ср. Позднюю античность ). В отличие от преобладающих взглядов того времени, Буркхардт отрицательно относился к императору Константину, как к чисто силовому политику, чей поворот к христианству был обусловлен только политическими соображениями. В 1855 году появилась его вторая работа « Цицерон», в которой он описывает мир итальянского искусства от античности до наших дней.

Его работа Die Cultur der Renaissance in Italien (Культура Возрождения в Италии), опубликованная в 1860 году, имела величайшее историографическое значение . Во время своих путешествий по Италии Якоба Буркхардта сильно увлекла итальянская культура эпохи Возрождения .

Долгое время этот термин использовался как обозначение эпохи в истории искусства. Первым, кто использовал его непосредственно для исторического периода, был Жюль Мишле . «Возрождение» было воспринято общественным мнением только благодаря исследованиям Буркхардтом итальянской культуры XV и XVI веков и публикации его результатов. Работа до сих пор считается эталонным произведением той эпохи. В нем Буркхардт рисует общую картину итальянского общества эпохи Возрождения; Это первое всестороннее изложение той эпохи оказало сильное влияние на образ Возрождения в Европе и стало образцовой работой в культурной историографии. Георг Фойгт, с другой стороны, исследовал движение итальянского гуманизма как феномен интеллектуальной высокой культуры. Что общего у них, так это признание того, что Возрождение положило начало современности в Европе; они оба считаются основоположниками современных исследований эпохи Возрождения.

После своей смерти Буркхардт оставил для печати четыре неопубликованные работы, в том числе воспоминания Рубенса . Из поместья также публиковались статьи об истории греческой культуры и широко читаемые материалы по мировой истории . Буркхардт никогда не намеревался опубликовать свой курс «Изучение истории», который он провел трижды с 1868 по 1872 год. Еще находясь на смертном одре, он поручил своему племяннику Джейкобу Ори (1844–1908 гг.) Уничтожить все рукописные останки, но Ори удалось убедить его получить разрешение на осмотр. То, что это понимание должно занять несколько лет и закончиться публикацией, конечно же, не входило в намерения Буркхардта. Как это часто бывает с лекциями, проводимыми несколько раз, скрипты доступны в нескольких версиях, перемежающихся вставками и обновлениями. Сохранившийся рукописный материал — не считая стенограмм студентов — примерно в два раза больше, чем текст, который Оери тогда опубликовал для книжного издания 1905 года. Самым смелым нововведением Оери, вероятно, было изменение названия на « Соображения всемирной истории», вступительная лекция Буркхардта, возможно, должна была приблизить его к « Несвоевременным размышлениям» Ницше .

Работы Буркхардта часто публиковались и переводились. Сохранилось и опубликовано более 1700 писем из оживленной переписки Буркхардта. Осенью 2000 года, публикация нового критического полного издания началась в Verlag CH Beck, 27-томной компании в. Тома с 1 по 9 посвящены произведениям, опубликованным самим Якобом Буркхардтом или подготовленным к публикации, тома с 10 по 26 содержат произведения, лекции и лекции из поместья, том 27 содержит указатель.

Бюст в Базеле ( Артур Фолькманн, 1899)

Исторические взгляды

Могила Буркхардта в Базеле

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства — выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма, вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма.

В первом крупном произведении — «Век Константина Великого» (1853) — Буркхардт с горечью и сожалением живоописал гибель античного мира под напором христианства. В своём самом знаменитом произведении — «Культура итальянского ренессанса» (1860) — он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм. Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта — Генрих Вёльфлин).

Посмертно вышли из печати философские размышления Буркхардта о соотношении в истории свободы и насилия, а также четыре тома, посвящённые различным аспектам древнегреческой цивилизации.

Наследие

Фридрих Ницше , назначенный профессором классической филологии в Базеле в 1869 году в возрасте 24 лет, восхищался Буркхардтом и посещал некоторые из его лекций. Оба мужчины были поклонниками покойного Артура Шопенгауэра . Ницше считал, что Буркхардт согласен с тезисом его «Рождения трагедии » о том, что греческая культура определялась противоположными «аполлоническими» и «дионисийскими» тенденциями. Ницше и Буркхардт наслаждались интеллектуальной компанией друг друга, хотя Буркхардт держался на расстоянии от развивающейся философии Ницше. Опубликована их обширная переписка за несколько лет. требуются дополнительные ссылки

Ученик Буркхардта Генрих Вельфлин сменил его в Базельском университете в возрасте всего 28 лет. В свою очередь, преемник Вельфлина, Вернер Каэги , посвятил всю свою жизнь завершению шеститомной интеллектуальной биографии Буркхардта, в дополнение к переводу работы первопроходца. Голландский историк культуры Йохан Хейзинга на немецкий язык. Госсман утверждал, что «обширная переписка между Каэги и Хейзингой свидетельствует о тесных интеллектуальных и личных отношениях между Хейзингой и человеком, который чувствовал, что унаследовал мантию Буркхардта».

В 2018 году Британская академия провела международную конференцию по случаю двухсотлетия Буркхардта. Эта конференция поставила перед междисциплинарной группой исследователей эпохи Возрождения, а также перед самим Буркхардтом задачу изучить как собственную повестку дня швейцарского историка, так и актуальность и полезность ярлыка «итальянский Ренессанс» в наши дни.

Замечания

  1. Вернер Каэги : Якоб Буркхардт. Биография. Том 1: Детство и ранняя юность. Schwabe Verlag, Базель 1947, стр. 577.
  2. См. Буркхардт: Weltgeschichtliche Wantrungen, стр. 36.
  3. По теории истории Буркхардта см. Эссе Йорна Рюзена: Часы, которые бьют час. История как процесс культуры с Якобом Буркхардтом. В: Карл-Георг Фабер, Кристиан Мейер (ред.): Исторические процессы ( вклад в историю, том 2). Deutscher Taschenbuch Verlag, Мюнхен, 1978, стр. 186–217.
  4. Jacob Oeri (ed.): Jakob Burckhardt: Weltgeschichtliche Contextrungen. Об изучении истории. Мюнхен, 1982, с. 169.
  5. Арам Маттиоли: Джейкоб Буркхардт и пределы человечества. Провинциальная библиотека, Weitra 2001, стр. 14.
  6. Маттиоли: Джейкоб Буркхард и пределы человечества, стр.17.
  7. Маттиоли: Джейкоб Буркхард и пределы человечества, с. 48.
  8. Джейкоб Буркхардт: Время Константина Великого. Под редакцией Хартмута Леппина, Мануэлы Кесслер и Миккеля Мангольда. Мюнхен 2013, здесь с. 574.
личные данные
ФАМИЛИЯ Буркхардт, Якоб
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Буркхардт, Джейкоб Кристоф (полное имя)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Швейцарский историк культуры, специализирующийся на истории искусства.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 25 мая 1818 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Базель
ДАТА СМЕРТИ 8 августа 1897 г.
МЕСТО СМЕРТИ Базель

Дальнейшее чтение

  • Бауэр, Стефан (2001): Polisbild und Demokratieverständnis в книге Якоба Буркхардта «Griechischer Kulturgeschichte». Базель: Швабе. ISBN 978-3-7965-1674-0 
  • Гилберт, Феликс (1990). История: политика или культура? Размышления о Ранке и Буркхардте . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 109. ИСБН 0-691-03163-0.
  • Госсман, Лайонел , 2000. Базель в эпоху Буркхардта: исследование несвоевременных идей . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-30500-7 
  • Гроссе, Юрген, 1999, «История чтения: Джейкоб Буркхардт как читатель-источник», Journal of the History of Ideas 60 : 525-47.
  • Госсман, Лайонел. «Джейкоб Буркхардт: либерал времен холодной войны?» Журнал современной истории (2002) 74 № 3 стр. 538–572 в JSTOR
  • Хинде, Джон Р., 2000. Джейкоб Буркхардт и кризис современности . Исследования Макгилла-Куина по истории идей. Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-1027-3 
  • Ховард, Томас Альберт, 1999. Религия и рост историзма: В.М.Л. Де Ветте , Джейкоб Буркхардт и теологические истоки исторического сознания девятнадцатого века, издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-65022-4 
  • Кахан, Алан С., 1992. Аристократический либерализм: социальная и политическая мысль Джейкоба Буркхардта, Джона Стюарта Милля и Алексис де Токвиль . Издательство Оксфордского университета. ISBN  
  • Моммзен, Вольфганг. «Джейкоб Буркхардт — защитник культуры и пророк судьбы», Правительство и оппозиция (1983) 18 № 4, стр. 458–475.
  • Рюзен, Йорн. «Джейкоб Буркхардт: политическая точка зрения и исторический взгляд на границу постмодернизма», History and Theory (1985) 24 № 3, стр. 235–246.
  • Сигурдсон, Ричард, 2004. Социальная и политическая мысль Джейкоба Буркхардта . ун-т из Торонто Пресс. ISBN  

Комментарии

Филипп Яффе

немецкий историк

Янь Либэнь

китайский художник периода Тан

Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах

Савва Ямщиков

Васильевич Ямщиков

Наталья Яковенко

историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии

Иван Яблонский

литовский языковед, текстолог, переводчик

Серафим Владимирович Юшков

историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР

Юрий II Болеслав

Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: