Изборники Святослава.
Философско-дидактический Изборник 1073 считается древнейшим учительным сборником. Переведенный с греческого языка при болгарском царе Симеоне (892–927), он был переписан с него дословно неким дьяком Иоанном Грешным во времена правления сына Ярослава Мудрого, черниговского кн. Святослава Ярославича (1027–1076), одного из составителей Русской правды. Изборник 1073 был найден в 19 в. К.Калайдовичем в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре под Москвой, а ныне его текст хранится в отделе рукописей Российского исторического музея.
Принадлежавший с 18 в. коллекции рукописей кн. М.М.Щербатова, Изборник 1076 ныне хранится в Рукописном отделе Российской публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петебурге.
В конце 15 в. тексты обоих изборников вошли в основу нового собрания поучений – Домостроя.
Мудрость Менандра, Маргариты, Азбуковники.
К концу 13 в. относят появление на Руси Азбуковников – безымянных рукописных сборников справочно-поучительного характера, статьи которых располагались в азбучном порядке. Содержавшиеся в них статьи учебного характера по грамматике, истории, естествознанию, философии приближали этот вид литературных памятников к букварям и энциклопедиям. Имевшийся в них материал для занимательного чтения и поучительные наставления определил их огромную популярность и бытование вплоть до эпохи Петра I (последним из азбуковников было Школьное благочиние, написанное силлабическими виршами).
Ранние сборники изречений и слов зарубежных дидактиков (Пандекты, Пареносисы, Патерики).
С конца 11 в. византийские монахи передавали в русские монастыри особые переводы всеобъемлющих руководств по нравственному воспитанию – Пандекты Антиоха, инока лавры Саввы Освященного в Иерусалиме (лат. pandectae – вceобъемлющий). Как и другие базовые тексты русского православного богослужения, Пандекты содержали толкование текстов Писания, разъяснения догматов христианского вероучения и были вначале переведены на болгарский, а затем на церковнославянский язык. Состояли из 130 глав, пропагандировавших нормы христианской морали и обличавших пороки и ереси.
Часть слов из Пандектов и Пареносиса позже вошла в Прологи, Часослов, жития, а также сборники, сочинявшиеся русскими проповедниками, в том числе Никоном Черногорцем (вторая половина 11 в.). Все они были богаты содержащейся в них ортодоксальной аргументацией по поводу догматических, церковно-практических и религиозно-философских проблем, имевших отношение к моральному воспитанию прихожан. В виде отдельных рукописных книг и в составе сборников хранятся Российском Государственном архиве древних актов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
1.Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).
2.Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета
Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
-
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).
Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.
Список литературы и использованных источников
. 1.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. — М.: Карапуз, 2010.
2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. — М.: Форум, 2009.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду — / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.М.:Просвещение,2008.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. — Изд. 2-е, — М.: Просвещение, 1972.
Приложения:
-
file1.doc.. 29,5 КБ
Опубликовано: 18.11.2019
Дидакти́ческая литерату́ра (от др.-греч. διδασκειν — поучать) — литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и прочих идей.
Традиционное определение дидактической литературы как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько сужает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так называемой описательной, или дескриптивной поэзии, с другой — формы тенденциозной и агитационной литературы, в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно дидактической литературы.
Включение дидактической литературы в область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем дидактической литературы. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления (например, научные произведения), ни литературные формы, преследующие другие (например, мнемотехнические) цели (рифмованные правила грамматики, катехизисы и тому подобное) не входят в понятие дидактической литературы.
Формы
Формы дидактической литературы особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья; именно на почве этих культур создаются канонические формы дидактическая литература:
- дидактический эпос,
- фабульный и бесфабульный, малые фабульные жанры (притча, басня, аполог),
- дидактическая лирика — различные формы изречения
Ещё не выделившиеся на тот момент формы знания:
- агрономия («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия),
- космогония («De rerum natura» Лукреция),
- философия (Парменид и др.),
- астрономия (Арат), поэтика («Ars poetica» Горация)
Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства, лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов; явно преобладает дидактическая литература в эпоху реформации и контрреформации.
Специфическая установка дидактической литературы — «miscere utile dulci» — ставит её перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих её оформление. Это поиск фабульной формы: отсюда — тяготение дидактической литературы к аллегорическому выражению, позволяющему подавать динамически (путём введения фабульной интриги, драматического конфликта и т. п.) в сущности статический материал.
В области внешнего оформления — Vortrag — можно отметить в дидактической литературе преобладание торжественной периодической речи, обильно усыпанной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров (басня, моралите и т. п.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);
2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6.принцип познавательной мотивации;
7.принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё
Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями
Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Паремийники и Палеи.
В княжеских и монастырских книжных собраниях наличествовали Палеи двух типов – исторические и толковые. Исторические (иные их названия Очи палейные, Книги бытия небеса и земли), известные в Болгарии с 9 в., ценились как кратчайшие изложения библейской истории. Толковые палеи были сродни занимательным справочникам и содержали пропедевтические сведения об устройстве мира, обучали основам логики в случае множественности толкований, давали пищу для размышлений о символическом значении библейских событий. Рассказывая о сотворении мира, составители толковой палеи сообщали также о различных природных явлениях, о странных и легендарных, зачастую никогда не существовавших животных, о процессах, происходящих в человеческом организме, об иных конфессиях (Палея толковая на Иудея).
Диоптры, Златые Цепи, Измарагды.
Эпоха становления единого Русского государства во главе с Москвой породила значительное распространение на его территории литературных произведений, призванных обучать человека поведению в обществе. Так, в начале 14 в. на русский язык было переведено произведение византийского писателя 11 в. инока Филиппа Монтропа (Пустынника) Диоптра или душезрительно зерцало, существовавший в двух редакциях (первая – перевод с текста 11 в., вторая – южно-славянского происхождения и выполнена на Афоне в 1418).
При этом Зерцало, или Диоптра не была связана текстуально с Великим зерцалом, а также с изданной в 1612 книгой эпохи литературного барокко Диоптра альбо Зерцало и выражение живота людского на том свете, хотя они и были также дидактическими трактатами.