Арабская литература

Содержание

В арабская литература Он включает в себя всю литературную продукцию в прозе и поэзии носителей арабского языка с использованием арабского алфавита. Произведения, написанные тем же алфавитом, но на другом языке, исключаются из этой группы. Так, например, литературные произведения на персидском и урду не считаются арабской литературой.

Они получили мусульманское влияние в период арабской оккупации, но имеют отличительные особенности. Арабское название литературы в первые дни ее существования было араб что, среди прочего, означает благородство, вежливость и хорошие манеры. Это говорит о том, что арабская литература изначально была ориентирована на образованные классы.

Затем, с появлением Корана и приходом ислама как монотеистической религии арабов, темы и язык произведений изменились. Необходимость расширения веры заставила авторов писать более популярным языком. Таким образом, стиль письма для масс достиг всех тем.

Также были написаны всевозможные тексты для большего числа людей: от биографий и легенд до философских сочинений. В результате образовались две группы с разными взглядами на то, что следует считать арабской литературой.

Одна группа придерживается мнения, что следует рассматривать только то, что было произведено во время Золотого Века. Этот период находится между 8 и 13 веками и является периодом наибольшего великолепия арабской культуры. Это были годы интенсивного литературного творчества в таких областях, как литература, мореплавание, философия и другие.

С другой стороны, другая группа утверждает, что развитие арабской литературы не остановилось после 13 века. Напротив, они считают, что он обогатился благодаря обмену влияниями и смешению с другими культурами.

Ислам и искусство

Нет Аллаха, кроме Аллаха, и Магомет пророк его.Исламская молитва

Каждый мусульманин каждодневно повторяет эту магическую фразу с трепетом душевным, веря в то, что судьба его предопределена свыше, что существует вечная загробная жизнь, что всех правоверных ждет вечное блаженство и самые изысканные чувственные радости.

Всё — от воли Аллаха. «Ты обогащаешь, кого хочешь, и делаешь бедными, кого хочешь, и унижаешь, кого хочешь. Нет Господа, кроме Тебя!»

Такую молитву, обращенную к Богу, читаем мы в собрании арабских сказок «Тысячи и одной ночи» (537-я ночь).
Аллах! Но каков Он? — об этом нельзя даже помышлять. Он вечен и извечен, то есть никогда не был рожден и никогда не умрет. Он един. «И сказал Аллах: «Не берите двух богов; ведь Бог — только один, и Меня бойтесь!»
(Сура 16).

Аллах милостив и милосерд, но Его нельзя представить ни в каком чувственном пластическом образе. Потому ни один живописец, скульптор не осмеливался изобразить Его на полотне или в камне. Более того, Магомет запрещал художнику изображать даже человека или животное, и то, что так ярко и пышно расцвело в искусстве народов, исповедовавших христианство, в искусстве Запада, было совершенно неизвестно искусству исламского Востока… Огромная и невосполнимая потеря.

Однако искусство нашло себе применение. Вдохновение художников обратилось к архитектуре, к игре линий и красок и здесь достигло великого совершенства. Причудливые, строго симметричные рисунки орнаментов поражают нас изысканной, утонченной красотой.

Иногда — это геометрические фигуры, иногда узоры из растительных завитков. Их стали называть арабесками. Иногда они образуют начертанные изречения из Корана или из поэтических произведений. Стены мечетей или богатых сералей покрыты глазурованными плитками с яркой окраской. Изящные зубчатые арки украшают ниши, окна, тонкие колонны придают интерьерам легкость и воздушность. Голубой и золотистые цвета особенно любимы в искусстве ислама. Все зовет к радости и наслаждению.

Искусство ислама. Молитвенная ниша. 1226 год. Иран. Тончайшая вязь из камня.

Такова же поэзия и проза народов, принявших ислам. Роскошь эпитетов, сравнений, метафор, пышность поэтических гипербол создают впечатление праздничной неповседневности того, что описывается в газелях, касыдах и поэмах. Однако реальный мир в них подчас как-то исчезает, теряется, будто и в поэзии сохраняется этот странный запрет
живописать личность во плоти. Сложилась особая система эпитетов и сравнений, подчас нивелирующих, подводящих под общий шаблон всех красавиц или красавцев: глаза томные, взгляд — стрела, брови — изогнутый лук.

Взгляд турчанки стрела,
брови томные выгнуты луком.
Боже мой! Но откуда у ней этот лук
и стрела?
Я плененный орел, я сижу в этой клетке
железной.(Саади)

Лексика Корана подчас проглядывает и в поэзии:

Я солнцем, луною, престолом, венцом
Клянусь…(Фирдоуси)

Проходят века, но поэтические традиции живут. У Алишера Навои (вторая половина XV века) мы находим те же образы, сравнения, метафоры: «Затмился полумесяц перед ней, увидев полумесяцы бровей. Аллах, что дуги-брови наводил, ей на ланиту каплю уронил; и в восхищенье родинкой зовет ту мускусную каплю небосвод… Подобен солнцу лик ее лица, очерченного циркулем творца» и пр. и пр.

Восхищение женщиной доведено поистине до экстаза. Поэтическое описание традиционно, но в нем нет холодного риторизма, оно воспламенено чувством; в красоте человеческой расцветает красота мира во всей пышности и роскоши красок.

История развития арабской поэзии в доисламский период

Многие исследователи находят аналоги между арабской доисламской поэзией и поэзией скальдов. В первую очередь, эта аналогия заключается в гипертрофированной метафоричности. Доисламские поэты, подобно скальдам, занимали высокое положение. Обычно поэт вместе с тем был и воином. Так, знаменитый поэт Имруулькайс происходил из королевского рода и свою жизнь посвятил борьбе за отцовское наследие и мщению за отца.

Первые стихи на арабском, согласно легенде, произнес Адам, когда оплакивал своего сына Авеля. Однако уже в 18 веке арабские филологи эту легенду не воспринимали всерьез, и она скорее свидетельствует об уважении, с которым арабы относились к поэтам. Наиболее старые образцы доисламской поэзии относятся к 5-6 вв. Родиной доисламской арабской поэзии считаются пустыни Аравийского полуострова. Арабские поэты и те, для кого они пели – бедуины Центральной и Северной Аравии – кочевали со стадами в поисках воды и пастбищ, стойко перенося жажду и голод, жар палящего солнца и ночной холод.

Арабы высоко ценили поэтический дар, считая его особым знанием или умением.

Замечание 2

Слово «шаир» — «поэт» — происходило от «шара» — «ведать», «знать».

Стихам приписывалась заклинательная магическая сила по отношению к природным явлениям. Однако для племени особо важным было то, что поэт защищал его интересы и честь, воспевая доблесть соплеменников и критикуя врагов.

Замечание 3

Русский арабист В.Р. Розен отмечал, что в то время «поэзия некоторым образом заменяла прессу».

Стихи пелись на ярмарках в Указе, которые проводили ежегодно и на которые съезжались бедуины со всего полуострова.

В частной жизни авторитет поэта тоже играл важную роль. Например, поэт аль-Аша, выступая на Указе, в стихах восхвалил гостеприимство и щедрость одного своего знакомого, бедняка-бедуина, который растил восемь дочерей. В то же день к бедняку явились люди из знатных семей свататься к дочерям.

Основной жанр арабской доисламской поэзии – касыда.

Касыда – это стихотворение, состоявшее из ста и более строк, и включавшее в себя несколько сюжетов:

  • В первой части описывалась окружающая природа и следы стоянки, покинутой любимой;
  • Во второй части описывается путешествие по пустыне;
  • В третьей части восхваляются достижения племени.

Арабы высоко ценили его меткое слово, и могли за осмеяние человека, не угодившего им, дать автору щедрые дары. Известен даже случай, когда в ответ на оскорбительное стихотворение была развязана война. С принятием ислама изменилось мировоззрение людей, появились новые идеалы и ценности. В современной арабской поэзии слышны отзвуки Корана. Арабская поэзия современности – это религиозное чувство. Но творчество современных поэтов продолжали развиваться, испытывая влияние поэтического наследия доисламского периода.

Характерная черта современной арабской поэзии – глубокая мысль и искренность чувств, которые вкладываются поэтами в стихи.

Творчество арабских поэтов

В Аравии доисламский период называют периодом джахилии – невежества. У арабов была высоко развита устная поэзия, а устные предания получили название «Дни арабов». В доисламской поэзии отражается быт, обычаи и социальные связи разных племен. Поэты рассказывают о племенных собраниях, битвах, традиционных играх, а также отражают нормы общественной морали. И «Дни арабов», и поэзия отражают исторические представления того времени, представления о настоящем и прошлом. Поэты и рассказчики, описывая события, пытаются установить причинные связи между ними. Например, по мнению одного из лучших поэтов, Зухейр ибн-Аби Сульма, основная причина падения былого могущества заключалась во взаимной вражде. Поэт своим творчеством пытался способствовать примирению племен и осуждал межплеменные конфликты.

Набигу аз-Зубийани — один из основоположников политической лирики. Поэт сочинил несколько касыд, в которых содержатся наставления союзникам и соплеменникам. В своих произведениях он призывает племена прекратить конфликты, сохранить верность союзу и общими силами противостоять врагам.

В творчестве арабских поэтов важное место занимала проблема войны и мира, но при этом среди них практически не было певцов войны. В творчестве доисламских поэтов, несмотря на племенной патриотизм, главное место занимала идея объединений и союзов

При этом остро стоял вопрос о политическом лидере объединения. Эту роль оспаривала знать многих племен, и поэты не могли остаться в стороне от этой проблемы.

Творчество поэта Имруулькаиса – это замечательная летопись исторических событий той эпохи, которая сохранила множество сведений по этнографии и истории. Поэт рассказал о политических событиях своей эпохи, об истории киндитов, а также истории других арабских племен, о борьбе за влияние между Византией и Персией. Имруулькаис показал многие стороны общественной жизни арабов, в частности, арабской знати.

Арабскими поэтами был создан идеальный образ доисламского героя, обладающего всеми доблестями воина. Герои их произведений смелый наездник, щедрый в дара, не жадный к добыче, красноречивый, верный своему слову. Это философ, который думает о вечных категориях – о жизни и смерти, о судьбе. При этом он является пылким возлюбленным, кутилой и гулякой, лихим игроком.

Выдающимся певцом и выдающейся личностью был поэт Антара-ибн-Шаддад.

Арабы издавна обладали обостренным чувством красоты. Они занимались художественной отделкой одежды, тканей, оружия, украшений, бытовых предметов. В древней Аравии значительного развития достигла художественная роспись и скульптура, создана монументальная архитектура. И именно в доисламский период были выработаны основные приемы арабского стихосложения.

Раньше всего возникла ритмизированная прозаическая речь – это «устные строчки», в которых рифмовались последние слоги. Такой речью пользовались кахины (прорицатели) в своих пророчествах-заклинаниях. Впоследствии ритмизированная прозаическая речь развивалась в садж — рифмованную ритмизированную прозу.

Замечание 1

Основой всех остальных арабских стихотворных размеров является раджаз (двойной ямб) – простейшая метрическая форма стиха.

Авторы и работы

Абу Усман Амр ибн Бахр аль-Кинани (776-868)

Более известный как Аль-Джахиз, он был известным арабским писателем. В своих работах он занимается искусством жизни и хорошего поведения. Также в его производстве выделялось влияние персидской и греческой мысли.

Среди 200 приписываемых ему работ — «Искусство держать рот на замке», «Книга животных», «Против государственных служащих», «Арабская еда», «Хвала торговцам, легкость и серьезность»)..

Абу Мухаммед Абд-Аллах ибн Муслим ибн Кутайба аль-Динавари аль-Марвази (828-889)

Он был представителем арабской литературы в его золотой век, псевдоним которого был Ибн Кутайба. Он был автором адабской литературы (светской литературы). Кроме того, в своих работах он подходил к предметам богословия, филологии и литературоведения..

К сожалению, немногие работы смогли восстановиться после его литературного производства. Среди них: «Секретарь», «Книга арабов», «Книга знаний», «Книга поэзии и поэтов и доказательства пророчества»..

Ахмад аль-Тифаши (1184-1253)

Ахмад аль-Тифаши был писателем, поэтом и антологом арабской литературы. Он признан за его работу Аллея сердец. Это была антология из 12 глав арабской поэзии.

Аль-Тифаши также написал несколько трактатов, связанных с сексуальной гигиеной. Кроме того, другой из его известных работ была Книга цветов мысли о драгоценных камнях, которая была об использовании минералов..   

Аль-Баладхури (-892)

Ахмад ибн Ягья аль-Баладхури был мусульманским историком, известным своей историей об образовании мусульманской арабской империи. Там он рассказывает о войнах и завоеваниях арабов-мусульман со времен пророка Мухаммеда..

Его работа под названием «Истоки исламского государства» рассказывает об арабской аристократии от Мухаммеда и его современников халифам Омейядов и Аббасов. Точно так же, он содержит истории правлений в этот период.

Ибн Халликан (1211-1282)

Он был арабским ученым, признанным за то, что был составителем большого биографического словаря арабских ученых. Название работы — Смерти выдающихся людей и история детей того времени..

Ибн Хурдадбхих (820-912)

Ибн Хурдадхбих был географом и разносторонним арабским писателем. В дополнение к написанию о географии, он также имеет работы по истории, генеалогии, музыке, винам и даже кулинарному искусству.

Есть расхождения в датах их рождения и смерти. Некоторые историки устанавливают их на 826 и 913, соответственно. Его шедевром был трактат по географии под названием Дороги и Королевства.

Эта работа является объемным историческим трудом, посвященным древним королям и народам Ирана, между 885 и 886 годами. Из-за этого и на дату составления они считают его отцом арабо-исламской географии..

Ибн Халдун (1332-1406)

Абд аль-Рахман ибн Халдун был мусульманским историком и мыслителем XIV века. Он считается предшественником оригинальных теорий в области социальных наук, философии истории и экономики.

Его шедевр называется Muqaddimah или Prolegomena (Введение). Книга оказала влияние на османских историков 17-го века. Они использовали теории книги, чтобы проанализировать рост и упадок Османской империи.

Даже европейские ученые девятнадцатого века также признали важность этой работы. Они считали Ибн Халдуна одним из величайших философов средневековья.

Аль-Хамадани (968-1008)

Ахмад Бади аль-Заман аль-Хамадани был арабо-персидским писателем. Он имел отличную репутацию поэта, но его больше всего помнят как создателя жанра макамат.

С начала 990 года и за многие годы он написал более четырехсот макаматов. Из них только пятьдесят два выжили.

Макамат является богатым источником социальной истории, которая описывает людей среднего класса и интеллектуалов того времени..

Арабы

Великие исторические повороты сопровождались переменами в религии…Ф. Энгельс

Аравийский полуостров. Средиземноморский бассейн. Рядом Азия, уходящая на тысячи километров на восток, в Индию, Китай, к которым тянется таинственный, опасный шелковый путь. Рядом, на западе — Африка с древнейшими государствами, с древнейшей, сказочно богатой культурой.

Когда-то и здесь, в Аравии, особенно в северо-западной части, существовали сильные государства. Одно из них — Набатейское царство, но в 106 году царство покорили римляне и образовали провинцию Аравия. В 524—526 годах Южная Аравия подверглась нападению эфиопов. Через пятьдесят лет арабам удалось сбросить с себя иго эфиопов, но теперь пришли наместники персидского шаха.

Города, некогда процветающие, превратились в груды развалин. «Арабиа феликс» (счастливая Аравия), как называли ее древние римляне, — оскудела, обнищала.

По стране бродили кочевники, бедуины, возя с собой на горбах верблюдов незатейливый скарб.

Только на западе полуострова еще жил активной жизнью город Мекка. В нем находился храм Кааба (от «куб») с черным священным камнем. В нем обосновалось племя курейшитов.

Четыре раза в году здесь устраивались ярмарки, съезжались со всего полуострова и по караванному пути приезжали купцы из Месопотамии. Ныне там проходит великолепная автомобильная дорога в современный Ирак.

В храме Кааба хранились 360 божеств различных арабских племен. В оазисах оседлые племена возделывали злаки, собирали плоды финиковых пальм. Рабов было немного, но они были.

Поэты в касыдах воспевают кочевую жизнь, в меланхолических стихах рассказывают о том, как печально встретить на пути место прежнего бедуинского становища, где когда-то он, бедуин, певец, автор касыды, встретил возлюбленную, какое счастье он испытал тогда и как больно теперь вспоминать об этом. Взгляд поэта переходит на коня или верблюда, своего верного спутника, и, увлекшись, он начинает с восторгом говорить о нем, хвалить его осанку, легкий бег, его верность и выносливость. От коня или верблюда он переходит к описанию природы, рисует картины вечернего покоя, свет луны или смятение бури, смерча. Так доходит он до прославления своего племени, его героических деяний и т.д.

Человек всегда поэт, его влечет красота мира, красота природы. «Какая ночь! Звезды ее как будто привязаны льняными веревками к твердой скале».

Или: «У моего коня бока газели, а ноги, как у страуса. Его бег легок, как поступь волка, а галоп — скок лисенка». Непритязательная, но вдохновенная и чистая в своем простодушии поэзия!

В ходе времен и перемен многое утеряно. Еще в VIII веке арабский автор, ученый-филолог Абу-Амра ибн Аль-Аля писал: «До нас дошла только ничтожная доля того, что создали арабы…»

Ислам перевернул жизнь арабов. Новая религия принесла им поистине непостижимое обновление. Загадку этого трудно объяснить, но от нее никуда не уйти. Она есть.

Академик И. Ю. Крачковский, крупнейший специалист по исламу и переводчик на русский язык Корана, писал: «Хотя арабы появляются на исторической арене с исламом, но уже века за полтора до этого чувствуется в их среде заметное политическое и духовное брожение. Оно отражается, с одной стороны, в повышенном интересе к религиозным вопросам, подготовляющим постепенно почву для ислама. С другой стороны, такое отражение можно наблюдать в несомненном расцвете поэзии за этот период».

черты

Метрика и рифма

В начале арабской литературы стихи читали барды, которые пели факты, случившиеся столетия назад. Обнаруженные на этом этапе пережитки выявили просодическую систему казни.

Позже, после начала письменных записей рассказов, стихи были отмечены определенными образцами рифмы и метра..

Каждая строка разделена на две половины (называемые мишра); второй из двух заканчивается слогом, который рифмуется и используется во всем стихотворении.

Чтобы аудитория могла усвоить рифму, первая строка (которая часто повторялась) использовала рифму в конце обеих половин строки. Оттуда рифма появилась только в конце полной строки.

Категории и формы

Один из первых способов, которым стихи были классифицированы, был в соответствии со слогом рифмы. Даже с девятого века, это было общепринято ссылаться на них этим слогом.

Однако первые составители ранней поэзии вскоре разработали другие способы категоризации, основанные на длине и сегментации. Поэзия в целом была разделена на два типа.

Первым был qi (‘ah («сегмент»), который состоял из относительно короткого стихотворения, посвященного одной теме или составленного и исполненного для определенного случая.

С другой стороны, qasidah это было политематическое стихотворение, которое могло доходить до 100 и более строк и представляло собой тщательно продуманное празднование племени и его образа жизни..

Жанры и темы

Наряду с этими методами категоризации поэзии и поэтов, некоторые классические критики определили три основных «цели» (aghrāḍ) для публичного исполнения поэзии.

Во-первых, это панегирик (маду), который состоял из дани племени и его старейшин. Это был жанр поэзии, который стал предпочтительным способом поэтического выражения в исламский период.

Затем, другой целью является противоположная сатира (хиджа ‘) хвалы, используемая для словесного оспаривания врагов сообщества. Наконец, есть похвала мертвым или элегия (рита).

Литературные жанры

Сборники и руководства

Это была одна из наиболее распространенных форм арабской литературы в период Аббасидов (750 н.э. — 1258 н.э.). Это были сборники фактов, советов, идей, поучительных историй и стихов на разные темы..

Они также предложили инструкции по таким темам, как этикет, как управлять, как быть чиновником и даже как писать. Точно так же они обращались к древним историям, пособиям по сексу, народным сказкам и историческим событиям..

Биография, история и география

С первых письменных биографий Мухаммеда, тенденция в этом жанре была истории со стороны арабских путешественников. Они стали предлагать видение различных культур исламского мира в целом.

Они обычно предлагают в одной работе истории людей, городов или исторических фактов с обильными подробностями окружающей среды. Эта модальность позволила узнать подробности о городах в широкой мусульманской географии.

Таким же образом они зафиксировали развитие мусульманской империи, включая подробности истории личностей, ответственных за это развитие. Любимые темы были вокруг Мекки.

ежедневно

Этот тип жанра арабской литературы начал писаться примерно в 10 веке и состоит из подробного изложения событий, произошедших вокруг автора. В начале это был простой список фактов.

С одиннадцатого века газеты начали заказывать по дате заказа. Такой способ написания сохранился до наших дней. Эти типы журналов называются та’рих.

Эпическая литература

Этот жанр художественной литературы на арабском языке составил древние сказки, рассказанные хакавати (рассказчиками). Он был написан на ал-аммийе (языке простых людей), чтобы его могли понять все.

Истории, рассказанные в этом жанре, включают в себя басни о животных, пословицы, истории джихада (для распространения веры), моральные рассказы, рассказы о хитрых мошенниках и шутниках и юмористические истории.

Многие из этих работ были написаны примерно в 14 веке. Тем не менее, оригинальные словесные истории более ранние, даже доисламские. Самый известный пример арабской художественной литературы — «Книга одной тысячи и одной ночи»..

макамат

Макамат был рифмованной прозой арабской литературы. Помимо объединения прозы и поэзии, он связывал художественную литературу с научной литературой. Это были короткие фантастические рассказы о реальных сценариях.

Благодаря макамату политическая сатира была спрятана в юмористических поступках. Это была очень популярная форма арабской литературы. Его популярность была такова, что он продолжал быть написанным во время падения Арабской империи в 17 и 18 веках.

Романтическая поэзия

Жанр романтической поэзии имеет свои истоки в элементах, касающихся придворной любви. То есть в событиях «любовь к любви» и «возвеличивание любимой дамы», произошедших в арабской литературе девятого и десятого веков.

Идея, связанная с «облагораживающей силой» любви, была разработана персидским психологом и философом Ибн Синой. В своих работах он рассматривал концепцию куртуазной любви как «желание, которое никогда не исполнится».

По мнению историков, этот жанр повлиял на другие стили далеких культур. В качестве примера они приводят Ромео и Джульетту и утверждают, что это могла быть латинская версия арабского романа Лейла и Меджнун (7 век).

театр

Театр и драма были частью арабской литературы только в наше время. Однако существует древняя театральная традиция, которая, вероятно, не считалась законной литературой; следовательно, он не был зарегистрирован.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: