Ссылки
- , стр. 51f.
- , p. 51.
- Кросс, Флорида, изд. (2005), «Новатианство», Оксфордский словарь христианской церкви , Нью-Йорк: Oxford University Press.
- ^ Чепмен, Джон. «Донатисты». Католическая энциклопедия Vol. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909. 15 марта 2021 г. В эту статью включен текст из этого источника, который находится в открытом доступе .
- Кросс, Флорида, изд. (2005), «Донатизм», Оксфордский словарь христианской церкви , Нью-Йорк: Oxford University Press.
- «Прости нас, как мы прощаем: Донатистский спор» . Vanderbilt.edu . Институт Ошера, Университет Вандербильта. 12 апреля 2021 . Дата обращения 31 августа 2021 .
- Католические ответы
- ^ , стр. 144–45.
- , стр. 156.
- , стр. 157.
- , стр. 159 60.
- , стр 161 62. из писем Константина, сохраненных Оптатом.
- , стр. 40, 43.
- Браун, П. 1967. Августин Гиппопотам . Лондон: Faber & Faber.
- «Августин о том, как законно« принуждать »христиан-донатистов присоединиться к католической церкви» . Архивировано 25 сентября 2014 года . Проверено 25 сентября 2017 года .
- Августин, Аврелий, «2», Письмо.
- Adolphe D. Tanquerey (Rev.) (1930). Духовная жизнь. Трактат по духовному и мистическому богословию . archive.org (2-е изд.). Tournai (BG): Общество Св. Иоанна Богослова, Desclée & Co (типографии для Святейшего Престола и Священного Конгреса Обрядов). п. . Архивировано 16 декабря 2018 года.С из Майкл Дж Керли , Католический архиепископ Балтимора
- Митчелл, Стивен (2007). История Поздней Римской империи . Блэквелл. п. 282.
- «Донатизм», Concordia Cyclopedia , CMU, заархивировано из оригинала 16.07.2011..
- Майкл Гэддис (2005), Нет преступления для тех, у кого есть Христос , Беркли: Калифорнийский университет Press , стр. 122.
- Дюрант, Уилл (1972). Возраст веры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- , в итальянской Википедии
- «Апостолицы» . Британская энциклопедия . 02 (11-е изд.). 1911 г.
- Элизабет Сэвидж (1997). Врата в ад, врата в рай . Дарвин Пресс. п. 98. ISBN .
- Херринг, Джордж (2006), Введение в историю христианства , Нью-Йорк: New York University Press , стр. 230.
- Пеликан, Ярослав (2003), Кредо: Историко-богословское руководство по символам веры и исповеданиям веры в христианской традиции , Издательство Йельского университета , стр. 474.
- Verduin, Леонард (март 1995). «1». Реформаторы и их пасынки . ISBN 0-8028-3791-3.
- Доктрина церковного общения , Возвращение Вальтера.
- Мецгер, Пол В. (1986), Что представляет собой действительное празднование Вечери Господней? , эссе WLS.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянииHerbermann, Charles, ed. (1913). «Донатисты». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Связанные группы и отдельные лица
Донатизм связан с рядом других групп, в том числе:
Некоторые негностические группы донатистов
- В Рогатики были пацифист отколовшаяся фракция, отвергавшая бесчинства Обрезателей и Донатистов.
- Клавдинисты, примирившиеся (с урбанистами) с Церковь от Приман Карфагена
- Тиконий был влиятельным мыслителем, которого донатисты изгнали за то, что он отверг перекрещивание
- Последователи Максимиан, который откололся от донатизма
- В Обрезания, имя основано на циркум Cellas Euntes («происходит вокруг кладовые «) из-за того, что они жили среди крестьян, которых они пытались внушить. Это была разрозненная серия экстремистских групп, которые считали мученичество как высший христианин добродетель (не согласен с Епископальная кафедра Карфагена о первенстве целомудрие, трезвость, смирение, и благотворительная деятельность ). Привлеченные их экстремизмом, некоторые донатисты нашли в них полезных союзников. Очень вероятно, что осуждение этой отколовшейся группой собственности и рабства и защита свободной любви, отмены долгов и освобождения рабов полученный из Карпократ «Доктрина разврата, отказа от брака, отмены социальных каст и приобщения к добру».
- Апостольские церкви, секта, подражающая Апостолы о котором мало что известно Но очень вероятно, что на них повлияли прецедентные гностические Апотактика.
Арианство — ересь варваров
Теологические споры, быстро становившиеся политическими проблемами, начались ещё в эпоху относительной стабильности Римской империи. Религиозные проблемы тесно переплетались с политической ситуацией. Такими кризисами стали расколы, связанные с появлением течений арианства и донатизма.
Одно из первых было связано с именем александрийского клирика Ария, проповедовавшего в 4-м веке в Александрии. Он попробовал внести ясность в довольно размытый догмат о Троице, привнеся в него некоторую иерархичность — например, он утверждал, что поскольку Иисус Христос был сыном божьим, то есть его творением, то он не может считаться равным своему отцу. Это приводило к сомнению в божественном материнстве Марии и постулате о спасении, что серьёзно било по основе религиозной системы.
Император Константин, провозгласивший христианство в качестве официальной имперской религии, резонно опасался таких идей. В 325 году он созвал Никейский церковный собор, на котором, помимо принятия символов веры, существующих поныне, учение Ариана подверглось осуждению, а его теологические труды были сожжены. «Я считаю, — говорил Константин. — страшнее любой войны и ужасной битвы внутренний раздор в собрании бога». Тем не менее влияние арианства было настолько сильным, что император пересмотрел своё решение и вскоре вернул из ссылки осуждённых клириков. В 341 году на Антиохийском соборе это течение фактически стало доминирующим в христианстве. Однако уже в эпоху правления Феодосия I арианство было окончательно осуждено на официальном уровне. Несмотря на это, оно широко распространилось среди варварских народов, проживавших на границах империи, а первые варварские королевства, образовавшиеся после крушения Западной Римской империи, долгое время исповедовали именно арианский вариант христианства.
Отказаться
Последствия богословского успеха Августина и судебного иска императора несколько изменились, когда Вандалы покорили Северную Африку. Донатизм, возможно, также постепенно уменьшался, потому что донатисты и ортодоксальные католики были в равной степени маргинализованы Ариан Вандалы, но он пережил оккупацию вандалов и Юстиниан I с византийский Реконкиста. Хотя неизвестно, как долго существовал донатизм, некоторые христианские историки считают, что раскол и последовавшие за ним волнения в христианском сообществе способствовали возникновению седьмого века. Мусульманское завоевание региона.
Великая схизма: начало католичества и православия
В силу теологических, политических и культурных причин Восточная и Западная христианские церкви всё больше отдалялись друг от друга, несмотря на заявленное единство. Примеры Акакианской и Фотиевой схизм показали, что совсем скоро дело может закончиться разрывом, окончательным и бесповоротным. Он и произошёл в 1054 году, став логичным итогом многовекового противостояния Константинополя и Рима.
В 1053 году константинопольский патриарх Михаил Керуларий через южноитальянских епископов (в то время они подчинялись Восточной церкви) обратился к своим западным коллегам и Папе Римскому Льву IX с резкой критикой проведения многих церемоний — от обряда причастия до великого поста. Более того, в Константинополе в том же году по распоряжению патриарха были закрыты латинские церкви.
В следующем году папа направил на Восток для переговоров легатов во главе с кардиналом Гумбертом и передал с ним встречные претензии. Но Лев IX пошёл дальше — он обвинил Керулария в желании статьи «вселенским» патриархом (то есть претендовать на место папы в иерархии) и, опираясь на «Дарственную Константина», потребовал от константинопольского патриарха подчинения. Сам глава Восточной церкви стремился избежать контактов с папскими послами, а требование о подчинении решительно отверг. Тогда 16 июля 1054 года (уже после смерти Льва IX) папские легаты возложили на алтарь храма Святой Софии грамоту, в которой, помимо прочего, говорилось: «Viedat Deus et judicet» (пусть бог увидит и рассудит).
Карта разделения церквей. (hercegbosna.org)
Через несколько дней, 20 июля, собор в Константинополе объявил анафему всем, кто составил папскую грамоту. С этого времени Западная и Восточная христианские церкви официально разделились. Несмотря на это, во время Первого крестового похода произошло временное сближение константинопольского патриарха и Папы Римского, но о примирении не могло быть и речи. Лишь в 1965 году анафемы были сняты.
Происхождение и противоречие
Римский губернатор Северной Африки, снисходительный к большому христианскому меньшинству, находившемуся под его властью во время гонений Диоклетиана , был удовлетворен, когда христиане передали свои Священные Писания в знак отрицания веры. Когда преследование закончилось, христиан, которые поступили так, называли traditores — «те, кто передал (святыни)» — их критики (которые были в основном из более бедных слоев населения).
Как третий век новацианство , донатисты были ригористами ; церковь должна быть церковью «святых» (а не «грешников»), и таинства, совершаемые traditores, были недействительными. В 311 году Цецилиан (новый епископ Карфагена ) был хиротонисан Феликсом Аптунговским , предполагаемым предателем . Его противники посвятили Майорина , недолговечного соперника, которого сменил Донат.
Два года спустя комиссия, назначенная Папой Мильтиадом, осудила донатистов. Они упорствовали, считая себя истинной Церковью с действительными таинствами. Из-за своей связи с Обрезанием донатисты подвергались репрессиям со стороны римских властей. Хотя у них была местная поддержка, их противников поддерживал Рим и остальная часть католической церкви. Донатисты все еще были силой при жизни Августина Гиппопотамского и исчезли только после мусульманского завоевания в седьмом и восьмом веках .
Донатисты отказывались принимать таинства и духовную власть священников и епископов, которые были traditores.во время преследования. В традиторы вернулась к позициям власти при Константине I ; по мнению донатистов, таинства, совершаемые традиционными людьми, были недействительными. необходима цитата
Вопрос о том, могло ли таинство покаяния примирить предателя к полному причастию, был поставлен под сомнение, и позиция церкви заключалась в том, что причастие могло. Церковь по-прежнему налагала долгие годы (иногда десятилетия) на общественное покаяние за серьезные грехи. Кающийся сначала умолял о молитвах тех, кто входил в церковь снаружи. Затем им будет разрешено преклонить колени в церкви во время литургии . После того, как кающемуся разрешили встать вместе с собранием, ему, наконец, разрешили снова принять Евхаристию . По мнению донатистов, отступничество навсегда лишит человека права занимать руководящие должности в церкви.
Донатисты отрицают законность таинств, совершаемых священниками и епископами, которые были traditores . По словам Августина, причастие было от Бога и ex opere operato (лат. «От выполненной работы»). Священник или епископ в состоянии смертного греха мог продолжать совершать действительные таинства.
Донатисты считали, что раскаявшийся отступник священник уже не мог освятить причастие. в некоторых городах были оба Donatist и католические общины. править
Великий западный раскол: один папа хорошо, а два лучше
В 1378 году на папский престол были избраны одновременно два человека, которых поддерживали разные европейские правители. Такие случаи и раньше происходили в истории христианской церкви, но именно события 14-го века привели к крупнейшему кризису, названному позднее Великим западным расколом.
Откуда появились два папы? Это связано с последствиями знаменитого Авиньонского пленения: на протяжении 68 лет понтифики ведали церковными делами из Авиньона, что на территории Франции. В это время французские короли оказывали большое влияние на папскую курию, а перенесение резиденции святого престола закрепило подневольное положение клириков.
Это закончилось в 1377 году, когда папа Григорий IX решился на возврат в Италию. Именно тогда столицей мирового католичества стал Ватикан. Уже спустя год понтифик скончался, и на его место под давлением римлян был избран неаполитанец Урбан VI.
Он провозгласил намерение провести в папстве реформы, в первую очередь реформирование курии и консистории, что не могло не волновать кардиналов. Профранцузски настроенные высшие сановники святого престола выбрали своего папу, Климента VII, который вернулся в Авиньон. Каждый создал свою административную систему и был поддержан крупнейшими державами того времени — авиньонский папа находился под протекцией Франции, а римский — Англии.
Карта, показывающая, какую позицию европейские державы занимали в расколе. (wikimedia.org)
В 1409 году появился даже третий папа — Александр V, разместившийся в Пизе. Он был избран на церковном соборе, призванном примирить враждующих понтификов, однако те отказались прибыть на переговоры. Спустя десять лет арбитром в конфликте выступил император Священной Римской империи Сигизмунд I. На Вселенском соборе в Констанце в 1417 году все три папы были низложены, а на их место избрали Мартина V.
Литература
На английском:
- Willis G. G. St. Augustine and the Donatist Controversy. L., 1950.
- Frend, W. C. H. The Donatist Church, Oxford, 1952; 2nd ed. Oxford, 1971; reiss. 1985.
- Markus R. A. The Problem of «Donatism» in the VI Cent. // Gregorio Magno e il suo tempo. R., 1991. Vol. 1. P. 159—166.
- Optatus. Against the Donatists, Translation and Commentary by Mark J. Edwards. Liverpool, Liverpool University Press, 1997.
- Brent D. Shaw. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge: CUP, 2011.
- Donatist Martyr Stories: The Church in Conflict in Roman North Africa. Tr. M. A. Tilley. Liverpool, 1996 (Translated Texts for Historians, 24).
- Gaddis, Michael. There is no crime for those who have Christ: Religious violence in the Christian Roman Empire. Berkeley: UCP, 2005, 103—150.
На немецком:
- F. Ribbek, Donatus u. Augustinus oder der erste entscheidende Kampf zwischen Separatismus u. Kirche. Berlin: 1858.
- Soden H., von. Urkunden zur Entstehungsgeschichte des Donatismus. Bonn, 1913.
- Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964.
- Girardet, Klaus Martin. Kaisergericht und Bischofsgericht. Studien zu den Anfängen des Donatistenstreites (313−315) und zum Prozess des Athanasius von Alexandrien (328−346). Bonn: Habelt, 1975 (Antiquitas, Reihe 1, Abhandlungen zur alten Geschichte, 21).
- Kriegbaum B. Kirche der Traditoren oder Kirche der Märtyrer?: Die Vorgeschichte des Donatismus. Innsbruck, 1986.
- Clemens Weidmann, Augustinus und das Maximinianistenkonzil von Cebarsussi. Zur historischen und textgeschichtlichen Bedeutung von Enarratio in psalmum 36, 2, 18-23. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1998.
На французском:
- Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne. P., 1912—1923. Vol. 4-7.
- J.-L. Maier, Le dossier du donatisme. T. I—II. Berlin: 1987—1989 (Theologische Untersuchungen, 135, 143).
На русском:
- Кутепов Н. П., прот. «Раскол донатистов» : Церковно-историческое исследование Н. Кутепова. — Казань: тип. Имп. ун-та, 1884. — 286 с.
- Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1. Миросозерцание Блаженного Августина. — М. : тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. — VIII, 270 с.
- Белоликов В. З. Литературная деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов. — Киев : тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1912. — 146 с.
- Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV—V веках / Отв. ред. Е. М. Штаерман. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 304 с.
- Ткаченко А. А. Донатизм // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 654—657. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
- Кечкин И. Э. Пармениан — донатистский епископ карфагена // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2013. — № 2. — С. 54—63.
- Кечкин И. // Богословский вестник. — 2016. — № 20—21. — С. 169—184.
- Мамонтов А. Л. Донатистская агиография и римское государство // Религия. Церковь. Общество. — 2017. — № 6. — С. 126—149.
- Букин М. А. Блаженный Августин Иппонийский. О Крещении против донатистов. Кн. I:I-IV // Труды и переводы. — 2018. — № 1. — С. 108—119.
- Мамонтов А. Л. Преследование донатистов при императоре Константе // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2018. — № 2. — С. 830—841.
- Мамонтов А. Л. Мученичество в Северной Африке IV-V вв.: самоидентификация и полемика // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2019. — № 83. — С. 107—123.
- Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313-314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2019. — № 86. — С. 9—24.
- Афанасий (Букин), иером. К вопросу о причинах продолжительной жизнеспособности донатистского раскола // Христианское чтение. — 2021. — № 3. — С. 232—242.
Дальнейшее чтение
- Августин Гиппопотам (2014), «Сочинения святого Августина против донатистов», у Филиппа Шаффа; Преподобный Честер Д. Хартранфт DD; Пол А. Бур старший (ред.), «Сочинения святого Августина против донатистов» , перевод преподобного Дж. Р. Кинга, М. А., Независимая издательская платформа CreateSpace; Первое издание, ISBN 978-1499581010.
- Кэмерон, Майкл (2001), «Использование Августином Песни Песней против донатистов», в Ван Флетерен, Фредерик (редактор), Августин: Библейский экзегет , Нью-Йорк: Питер Лэнг.
- Коркоран, Джон Энтони (1997), Augustinus Contra Donatistas , Donaldson: Graduate Theological Foundation.
- Гэддис, Майкл (2005), Нет преступления для тех, у кого есть Христос , Беркли: Калифорнийский университет Press.
- Келехер, Джеймс П. (1961), Понятие Св. Августина о расколе в споре о донатистах , Манделейн: Святая Мария из Озерной семинарии.
- Льюис, Гордон Р. (весна 1971 г.), «Насилие во имя Христа: значение донатистских споров Августина для сегодняшнего дня», Журнал Евангелического теологического общества , 14 (2): 103–10.
- Паас, Стивен (2005), Конфликт власти в ранней африканской церкви: Августин Гиппопотам и донатисты , Качере, Зомба.
- Пак, Чжэ-Ын (август 2013 г.), «Недостаток любви или передача любви? Фундаментальные корни донатистов и нюансное отношение к ним Августина» , The Reformed Theological Review , 72 (2): 103–21.
- Рассел, Фредерик Х. (1999), «Убеждение донатистов: принуждение Августина словами», в Клингширн, Уильям Э. (ред.), Пределы древнего христианства: Очерки поздней античной мысли и культуры в честь Р. А. Маркуса , Анн-Арбор : Издательство Мичиганского университета.
- Scalise, Чарльз J (Fall 1996), «экзегетические Варранты для религиозных гонений: Августин против донатистами», Review & Expositor , 93 (4): 497-506, DOI10,1177 / 003463739609300405 , S2CID .
- Шиммё, Теодор Т. (1991), «Лечение святым Августином ереси донатистов: интерпретация», святоотеческое и византийское обозрение , 10 (3): 173–82.
Оппозиция
Августин Гиппопотамский как епископ выступал против донатизма; благодаря его усилиям ортодоксия взяла верх. Согласно Августину и церкви, действительность таинств была собственностью священства, не зависящей от индивидуального характера. Под влиянием Ветхого Завета он верил в дисциплину как в средство обучения.
В своем письме Винчентию Августин использовал новозаветную притчу о Великом банкете, чтобы оправдать применение силы против донатистов: «Вы считаете, что никого не следует принуждать следовать праведности; и тем не менее вы читаете, что домовладелец сказал своим слугам «Кого вы должны найти, заставить их прийти. »
Государственный секретарь императора Гонория Марцеллин Карфагенский своим указом осудил донатистов как и потребовал, чтобы они сдали свои церкви в 409 году. Это стало возможным благодаря collatio, в котором святой Августин юридически доказал, что Константин предпочел церковь церкви. донатисты как имперская церковь. Донатисты подвергались гонениям со стороны римских властей до такой степени, что Августин возмутился их обращением.
Совет Трент (1545-1563) учил , что в божественной жертве «содержится и обреченным на заклание, в бескровной образом, тот же Христос , который принес Себя в кровавой манере на креста. Следовательно, это та же жертва, тот же священник, приносящий Себя в жертву, который предлагает Себя сейчас через служение священников и который однажды принес Себя на Крест «. Ценность жертвы зависит не от празднующего священника (или епископа), а от «достоинства жертвы и от достоинства — не кто иной, как Сам Иисус Христос»
Воздействие
Секта развивалась и росла в Северной Африке, с волнениями и угрозами беспорядков в Карфагене, связанными с епископскими спорами. Константин, надеясь разрядить беспорядки, дал деньги недонатистскому епископу Цецилиану в качестве оплаты за церкви, поврежденные или конфискованные во время преследования. Донатистам ничего не дали; Константин, по-видимому, не до конца осознавал серьезность спора, который усугублялся его даром. Донатисты обратились к Риму с просьбой о равном обращении; Константин поручил Мильтиаду решить проблему, в результате чего была создана комиссия 313 человек. Донатисты отказались подчиниться решению римского собора, потребовав, чтобы местный совет рассмотрел спор, и обратились непосредственно к Константину. В сохранившемся письме разочарованный Константин призвал к тому, что стало первым Арльским собором в 314 году. Собор вынес решение против донатистов, которые снова обратились к Константину. Император приказал всем сторонам прибыть в Рим на слушание, вынес решение в пользу Цецилиана и предостерег от беспорядков. Делегация из Рима отправилась в Карфаген в тщетной попытке найти компромисс. Донатисты разжигали протесты и уличное насилие, отказ от компромисса в пользу католического епископа. необходима цитата
После константиновского сдвига , когда другие христиане приняли решение императора, донатисты продолжали демонизировать его. После нескольких попыток примирения в 317 году Константин издал указ, грозивший смертью любому, кто нарушит имперский мир; последовал другой указ, призывающий к конфискации всего имущества донатистской церкви. Донат отказался сдать свои постройки в Карфагене , и местный римский губернатор послал войска, чтобы разобраться с ним и его последователями. Хотя исторические записи неясны, некоторые донатисты, по-видимому, были убиты, а их духовенство изгнано. необходима цитата
За пределами Карфагена церкви донатистов и духовенство остались нетронутыми. Попытки Константина объединить церковь и донатистов потерпели неудачу, и к 321 году он попросил епископов проявить умеренность и терпение по отношению к секте в открытом письме. Во время краткого правления Юлиана донатисты возродились и, благодаря имперской защите, оккупировали церкви и совершили зверства. Законы против донатистов были изданы Валентинианом I после поражения узурпатора донатистов Фирма в Северной Африке. необходима цитата
История
Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.
Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.
Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.
Начало раскола
Мученики пользовались особенным почтением — целые толпы христиан посещали заключенных. Епископ карфагенский Менсурий своей властью, при помощи своего архидиакона Цецилиана силой разгонял толпы христиан, собиравшиеся в тюремных дворах. Менсурий и Цецилиан были противниками посещения и почитания мучеников в тюрьме, они ставили пред входом в тюрьму, где были заключены христиане, людей, вооруженных ремнями и плетями. Стражи отнимали у людей, приходивших навестить исповедников, пищу, которую те им приносили, и отдавали собакам. Действия Менсурия вызвали негодование, расценивались как пособничество властям.
После смерти Менсурия в 311 году, на епископскую кафедру города Карфагена небольшой частью епископов был выбран Цецилиан, обвиняемый большинством населения в традиторстве (предательстве). Противники объявили посвящение Цецилиана в сан недействительным, так как его осуществил епископ Феликс Аптунгский, который пошёл на отступничество во время Великого гонения (был объявлен предателем). Бо́льшей частью епископов Карфагена это поставление было не признано, их поддержали епископы Нумидии. Богатая вдова Люцилла с особенным усердием поддержала отделение от Цецилиана. Её поддержал примат Нумидии Секунд, который на поместном Нумидийском соборе поставил епископом Карфагена карфагенского чтеца Майорина, бывшего домашним другом (лат. domesticus) Люциллы. В результате в Карфагене появилось два епископа. Майорин был епископом меньше трёх лет — до своей смерти в 313 году. В октябре 313 года епископом Карфагена вместо Майорина становится Донат Великий, от имени которого христиане Карфагена и Нумидии и получили наименование «донатисты». С этого времени начинается противостояние Доната Цецилиану и его преемникам.
Избравшие вместо Цецилиана другого епископа назвали себя «Церковью мучеников» и провозгласили отлучение от Церкви всех, кто находится в евхаристическом общении с отступниками.
При разделении нашлось принципиальное богословское отличие в учении. Донатисты учили, что главным признаком истинной церкви является святость, проявляющаяся в личном совершенстве её служителей, и что действительны только те таинства, которые совершаются в Церкви
Далее очень важное значение имело их утверждение, что ранее совершенные таинства вне Церкви недействительны. Это утверждение имело практическое следствие — донатисты заново крестили тех христиан, которые переходили к ним от Цецилиана и были крещены клириками Цецилиана
В качестве обоснования этого донатисты приводили правило Карфагенского собора 258 года, согласно которому всех еретиков и раскольников, крещенных вне Церкви, надо крестить.
Для разрешения спора обе противоборствующие стороны обращались к императору Константину I. Тот представил спор на рассмотрение папе Мильтиаду. Папа в октябре 313 года созвал собор в Риме, на который Цецилиану было приказано явиться вместе с десятью епископами, поддерживавшими его, и десятью епископами, не признававшими его. От донатистов выступил Донат из Казы Нигры (лат. Donatus Casae Nigrae) (часть историков считает Доната из Казы Нигры и Доната Великого одним лицом). Папа принял решение в пользу Цецилиана, но Донат отказался подчиниться этому решению и потребовал созвать новый собор. Решениями собора, состоявшегося в Арле в 314 году, Цецилиан вновь был оправдан, а Донат был отлучен от Церкви, а донатизм осужден как ересь — хотя никакой собственной богословской доктрины он в себе не содержал, но оспаривание догмата о независимости святости сана от личной чистоты его носителя имело принципиальное значение (это предвосхищало постановку вопроса в антицерковных ересях позднего Средневековья). Было постановлено не крестить вторично тех, кто уже был крещен во имя Святой Троицы, и лишать священного сана только тех епископов, измена которых Церкви была доказана, сохраняя, однако силу за таинствами, ими совершенными. Требовать покаяния от донатистов, возвращающихся в ортодоксальную церковь, не стали, а за такими епископами сохранили их кафедры.
В ноябре 316 года Константин I утвердил все решения собора в Арле. Донатисты, недовольные решениями соборов, отвергли вмешательство светской власти в дела Церкви и продолжили поступать по-прежнему, чем вызвали преследования со стороны государства — император издал эдикт, предписывающий отобрать у донатистов церкви, а их епископов сослать. В течение нескольких лет Константин I безуспешно пытался подавить схизму, но в 321 году, убедившись в бесполезности преследований донатистов, ослабил гонения и призвал христиан к терпимости по отношению к донатистам.