Католико-православный экуменизм
Экуменический диалог после встречи Папы Павла VI и Православного Патриарха Афинагора I в 1964 году пробудил почти тысячелетние надежды на христианское единство. После отмены отлучения во время встречи Павла VI и Афинагора I в Иерусалиме были и другие важные встречи между Папами и Вселенскими Патриархами Константинополя. Одна из последних встреч была между Бенедиктом XVI и Варфоломеем I, которые совместно подписали Общую декларацию . В нем говорится: «Мы благодарим Создателя всего доброго, Который позволяет нам еще раз в молитве и диалоге выражать радость, которую мы чувствуем как братья, и возобновлять нашу приверженность движению к полному общению
В 2013 году Патриарх Варфоломей I присутствовал на церемонии возведения нового римско-католического Папы Франциска , и это был первый раз, когда какой-либо Вселенский Патриарх Константинополя присутствовал на такой установке.
В 2019 году Предстоятель ПЦУ Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что «теоретически» Украинская Православная Церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь могут в будущем объединиться в единую Церковь вокруг Киевского престола. В 2019 году Предстоятель УГКЦ верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав заявил, что необходимо приложить все усилия для восстановления первоначального единства Киевской Церкви в ее православной и католической ветвях, заявив, что восстановление евхаристического общения между Римом и Константинополем — это не утопия.
Отказ от униатства
На встрече в Баламанде , Ливан , в июне 1993 года Совместная международная комиссия по теологическому диалогу между католической церковью и православной церковью заявила, что эти инициативы «привели к союзу некоторых общин с Римским престолом и принесли с собой как следствие, разрыв общения с их Матери Церквами Востока… произошел не без вмешательства внецерковных интересов »; и то, что было названо « униатством », «больше нельзя принимать ни как метод, которому нужно следовать, ни как модель единства, к которому стремятся наши церкви» (раздел 12).
При этом комиссия заявила:
- 3) Что касается восточно-католических церквей, очевидно, что они, как часть католического сообщества, имеют право на существование и действовать в ответ на духовные потребности своих верующих.
- 16) Восточные католические церкви, которые пожелали восстановить полное общение с Римским престолом и остались верны ему, имеют права и обязанности, связанные с этим общением.
- 22) Пастырская деятельность в католической церкви, как латинской, так и восточной, больше не направлена на то, чтобы верующие одной церкви переходили к другой; Другими словами, он больше не нацелен на прозелитизм среди православных. Он нацелен на удовлетворение духовных потребностей своих верующих и не стремится к расширению за счет Православной церкви. В рамках этих перспектив, чтобы больше не было места для недоверия и подозрений, необходим взаимный обмен информацией о различных пастырских проектах и, таким образом, сотрудничество между епископами и всеми теми, кто несет ответственность в наших Церквях. движение и развитие.
история
Уже в раннем христианстве в христианских общинах сформировались различные обряды и традиции, которые в результате получили дальнейшее развитие. Патриархаты Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима и Рима занимали особое положение в древней церкви .
В поздней античности разделенная Римская империя на Западную Римскую ( Рим ) и Восточную Римскую империю ( Константинополь Опель ) и от церкви Римской Империи различные церковные традиции, которые в конечном итоге развились на Латинском Западе и греческом восточно- восточном расколе, привели к разделению. В западном христианстве, латинская церковь и результирующие церкви Реформации, а затем отделение вышли из древней церкви патриаршества Рима .
Однако, по крайней мере, со времен средневековья, географическое распределение уже неясно; Среди прочего, через крестоносцев на Ближний Восток пришло и латынь, и западное христианство.
Что такое западное христианство?
Западное христианство включает в себя Католическую церковь и протестантскую церковь, Римско-католическая церковь имеет крупнейших последователей на планете с более чем 1,29 миллиарда человек. Хотя протестантская церковь состоит из многочисленных групп по всему миру и имеет свои основополагающие основы от католической церкви.
Лидером Римско-католической церкви является епископ, известный под именем Папа. Учения Церкви находятся в Никейском символе веры. Его координационный надзорный орган, который называется Святой Престол, находится в Ватикане, расположенном в Риме, Италия.
Эта Церковь необычайно повлияла на многие части рассуждений, науки, культуры и мастерства на Западе. Протестантская церковь, как бы то ни было, была известна как надежно защищающая первое христианское доверие, которое римско-католическая церковь отказалась.
Богословие Древневосточных православных церквей
Помимо обрядовых различий, по сравнению с церквями византийской и латинской традиций, Древневосточные православные церкви отличаются своей христологией, берущей начало в богословии Александрийской школы и, в частности, в учении святого Кирилла Александрийского, освященного на Третьем Вселенском соборе. Древневосточные православные церкви сохраняют христологическую формулу святого Кирилла «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη» («едина природа Бога Слова воплощенного»), почему их христологию называют миафизитской.
Древневосточные православные церкви не признают Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традиций, Вселенские соборы, в связи с чем, они также называются Дохалкидонскими или Нехалкидонскими церквями. В религиоведении также принято название Ориентальные Православные Церкви.
Древневосточным православным церквям их оппоненты, исходя из полемической логики, часто ошибочно приписывают исповедание монофизитства (особенно часто это встречается среди греческих и латинских авторов, некоторые исследователи используют выражение «номинальные монофизиты» ). Сами же Древневосточные православные церкви анафемствуют монофизитство, как и его создателя Евтихия, и остаются верными дохалкидонскому Православию.
Антихалкидониты — инославные сообщества, ведущие преемство от Церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Халкидонский Собор отлучил эти сообщества как содержащие монофизитскую ересь.
Различия между Восточным и Западным христианством[ | ]
Основная статья: Различия между православием и католицизмом
Главными догматическими расхождениями между православными и латинянами, которых принято называть по их самоназванию католиками (что не соответствует по сути верным наименованием с православной точки зрения), являются
- различие в Символе веры — о происхождении Святого Духа (Филиокве).
- вера в безошибочность папы римского в вопросах веры и морали (ex cathedra), считая папу наместником Христа на земле. Источником вероучения католики считают не только Библию, но и решения всех соборов, называемых ими Вселенскими (а не только первых семи, признаваемых православными) и суждения пап, имеющие для них даже приоритет перед суждением соборов.
Есть и другие расхождения в догматике, восходящие к тому, что латиняне принимали новые догматы (или догматизировали какие-то мнения, бытовавшие ранее), с точки зрения православных, самочинно и произвольно, без соборного обсуждения с православными (полнотой Церкви), считая свои собственные, без участия православных, соборы за Вселенские и потому достаточные. К таким догматам, например, относится вера латинян в чистилище (в дополнение к раю и аду).
Духовенство в католицизме даёт обязательный обет безбрачия. Многочисленны также различия в таинствах и обрядах. Одним из важных различий в прошлом, существовавших даже еще до разделения, было существенное различие в причащении клириков и мирян в римской традиции.
Кроме того, между восточной и западной моделями церкви можно провести разграничение и на основании их отношения к светской власти. Если церковные институты западной ветви действовали в период Средневековья согласно идее «двух мечей» власти, которые Бог передаёт в руки церкви, а та, в свою очередь, предоставляет один из них королю, что означает их равное существование и создаёт предпосылки для борьбы церкви за верховенство в управлении государством, то в восточной модели церковь отстраняется от политики, признаёт светскую власть императора и сохраняет своё влияние лишь в духовном, клерикальном аспекте.
Православие
В 300-х годах нашей эры католическая церковь начала укреплять свои позиции в качестве религии Римской империи. К 313 году император Константин узаконил христианство, фактически положив конец многовековым гонениям.
В 325 году он перенес центр управления из Рима в греческий город Византия, который стал Константинополем, а позже Стамбулом. Хотя Константину часто приписывают превращение христианства в государственную религию Римской империи, на самом деле это не было сделано до 380 г.
Переезд Константина в Византию с течением времени создал две отдельные церковные культуры. Одну западную в Риме и восточную в Византии. К 1054 году это привело к тому, что известно как Великий раскол.
Время, когда восточные католики отделились от Запада и стали так называемыми “православными”. В основном, раскол был вызван политическими разногласиями. В том числе тем, имел ли папа в Риме власть над патриархом Восточной Европы.
Когда Восточная церковь не приняла папскую власть Рима, Рим отлучил церковь в Константинополе. Восточная церковь ответила тем же, что отлучила Запад. Сегодня более 260 миллионов человек считают себя православными, что делает их второй по величине христианской конфессией.
Основные вопросы восточной ветви христианства[ | ]
Ещё до официального церковного раскола 1054 года внутри последователей Христа единство начало постепенно разлагаться. Христиане западных и восточных территорий сталкивались со всё большим количеством противоречий в своих взглядах. Кроме того, внутри самой восточной церкви не наблюдалось единства. Так, важнейшим богословским вопросом стал спор о способе сочетания божественной и человеческой природы Христа. Одна часть восточных христиан утверждала, что, несмотря на очеловечивание, он всё равно являлся именно Божественной сущностью, то есть отвергалась идея полного вхождения Иисуса в мир людей, его человеческая составляющая умалялась. Оппоненты данной идеи утверждали, что в Христе в равной степени сочеталась и человеческая, и Божественная природа, так как это было необходимо для спасения человечества.
Коптская православная церковь
Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом
, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С самого начала коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек.
Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.
Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между русским правочлавием и египетским христианством – и в теологии, и в традициях. Копты – монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две – божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Коптами были Св. Афанасий, Св. Василий – автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом – основатель монашеского и отшельнического движения.
Заметьте, именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила.
Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты – самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.
Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. В большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения — древний коптский (его алфавит был создан на основе гроеческого).
Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.
Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.
Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. В Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.
Взято с блога «Хранитель идей».
Амиши
Баптизм был реформацией протестантизма. Его политика определялась верой в возможность крещения только для взрослых. Кроме того, они боролись за “свободную церковь”, отделенную от вмешательства государства.
Амиши были консервативной ветвью баптизма. Когда амиши пришли в США, они столкнулись с техническим прогрессом и решили его “избежать”.
Во-первых, это было изобретение телефона. Разделившее сообщество на тех, кто считал это нормальным, и тех, кто так не считал. Далее, это был автомобиль. Которым они никому не разрешали владеть.
После этого они отказывались быть призванным в Первую мировую войну. И когда правительство обязало всех детей посещать школу, родители-амиши скорее готовы были отправиться в тюрьму. Чем соблюдать законы и отправлять своих детей в школу.
По сей день общины амишей в той или иной степени “избегают” технологий.
Отличительные черты православия от других направлений христианства
Специфика православия – сохранение им древних, восходящих к первым векам, основ вероучения, богослужения, молитвенной, а также аскетической практики.
В чем отличие протестантов от православных
Прежде всего, это:
- протестанты отрицают большинство таинств, признают лишь Крещение; например, Евхаристия у большинства протестантских деноминаций – просто символическое «воспоминание» о тайной вечере; им также неизвестны священство, монашество;
- протестанты не молятся святым, Богородице, отрицают иконы;
- не признают молитв о усопших.
Отличия католиков от православных
К их числу принадлежат:
- различия в области догматов, главное – католическое прибавление к Символу Веры, говорящее об исхождении Св. Духа «etFilioqe» («и от Сына»);
- расхождения по части богослужебной традиции (одно из главных – совершение католиками литургии на пресном хлебе);
- в области духовной жизни – с точки зрения православия, для католиков характерно некритическое отношение к религиозному опыту, «видениям и откровениям», чрезмерная чувственность, экзальтация; это одна из причин того, что многие святые, канонизированные католиками после раскола, не признаются таковыми у православных;
- в области богословия – католическая традиция отличается большей опорой на разумное объяснение истин веры, рационализмом; он был особенно характерен для Средневековой схоластики, когда «объяснения от ума» доходили даже до изобретения «доказательств Бытия Божия».
Баптисты
Что отличало баптистов, так это то, что они считали, что вы должны добровольно следовать за Христом. И только взрослый может сделать это. Поэтому только взрослые могут креститься.
Многие христианские конфессии по-прежнему придерживаясь традиции крещения младенцев.
Первая баптистская церковь была основана Роджером Уильямсом. Уильямс родился в 1603 году в Лондоне. И проповедовал в Соединенных Штатах как пуританин.
Но позднее, его убеждения пришли в противоречие с пуританскими по вопросу об отделении церкви от государства. Уильямс не верил, что правительство имеет право управлять чьими-либо духовными убеждениями. Он считал, что “принудительное поклонение оскорбляет Бога”.
Сегодня баптисты являются крупнейшей евангелической протестантской конфессией.
Пуритане и квакеры
Хотя Елизавета I приблизила англиканскую церковь к протестантизму. Некоторые христиане хотели вообще покончить с католицизмом. Эти группы считали англиканскую церковь коррумпированной и стремились отделиться.
Эти сепаратисты хотели основать новую церковь на новой земле. Где они могли бы свободно исповедовать более чистую форму протестантизма.
Пуритане – многочисленная группа протестантов из Англии. И они не столько хотели отделиться от англиканской церкви, сколько хотели улучшить ее. Пуритане бежали из Англии, потому что их преследовал король Карл I. Который карал несогласие смертью или тюрьмой. Пуритане укоренились в Америке, где они создали сеть религиозных центров.
Квакеры зародились в Англии в 1652 году под руководством Джорджа Фокса. В действительности, они были протестантами. Которые отличались от пуритан тем, что верили, что в каждом человеке содержится “Свет Христа”. Около 10 000 квакеров в Англии были заключены в тюрьму за свои убеждения. В то время как некоторые квакеры отправились в колонии ранее. Тысячи последователей отправились в Америку в поисках религиозной свободы в 1685 году.
Мормоны
Мормоны считают себя христианами. Но многие христиане не признают мормонизм официальной конфессией. Тем не менее, мормоны верят во многое из того же, что и традиционные христиане.
В то, что Иисус есть Сын Божий, в распятие, крещение и авторитет Библии как Слова Божьего. Их различие в основном связано с человеком по имени Джозеф Смит, их основателем.
Джозеф Смит родился в Вермонте в 1805 году. Он верил, что ангел по имени Мороний заговорил с ним и попросил написать Книгу Мормона.
Считается, что Мормон был отцом Морония, пророком, жившим в древней Америке. Мормонизм отличается от традиционного христианства откровениями, изложенными в Книге Мормона. Которая не признается другими религиями или конфессиями.
Традиции
Византийское христианство
→ Основная статья : Византийский обряд
На основе экуменического патриархата Константинополя, который сегодня по-прежнему занимает почетное место в византийских православных церквях, возникли византийские православные церкви и восточно-католические церкви византийской традиции, каждая из которых состоит из большого количества национальных церквей с разной степенью независимости. .
Сирийское христианство
→ Основная статья : Сирийские христиане
Генеалогическое древо сирийских церквей
Сирийское христианство зародилось на Ближнем Востоке от ранних церковных патриархатов Антиохии и Селевкии-Ктесифона . К ним относятся сирийско-говорящие этнические группы арамейцев, ассирийцев, халдеев и маронитов, а также христиане Фомы в Индии.
На Западе Сирия или Антиохийская церковь включает сирийскую православную церковь Антиохии, в католической церковь сирийской, в церковь маронитов, в маланкарскую православная сирийскую церковь, и католическая церковь Malankar . Греческая православная Патриархат имеет сирийские корни, но классифицируется как часть византийского православия.
Восточно — сириец, несторианского или халдейские церкви включают халдейской католической церкви, в Ассирийской Церкви Востока, и Старая церковь Востока .
Армянское христианство
→ Основная статья : Армянский обряд
Армянское христианство, которое в основном поддерживается армянской диаспорой, имеет даже протестантское отделение с 1846 года — Армянскую евангелическую церковь со штаб-квартирами в Ереване и Бейруте.
Александрийское христианство
→ Основная статья : Александрийский обряд
Из Александрийского Патриархата возникла Коптская церковь и различные восточные православные и католические церкви, которые возникли из нее, а также эфиопское христианство в Эфиопии и Эритрее, которое возникло из нее . Нубийское христианство погибло.
Основным языком александрийско-египетской литургии был и остается греческий. В поздней античности все еще использовались различные коптские языки, а в районах проведения миссий — нубийский и эфиопский. После арабизации Египта арабский язык использовался для библейских и агиографических чтений и использовался в священнических молитвенниках в качестве вспомогательного средства для понимания при переводе на полях. В наше время арабский язык все чаще используется в текстах общины. Несмотря на неблагоприятное социальное положение в исламской среде, коптское христианство сохранило свои традиции и развило уверенность в себе, восходящую к Древнему Египту.
Коптская православная церковь
Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47-48 гг.
и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта.
В 69 году он принял мученическую смерть от римлян.
Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх.
С самого начала коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу.
Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.
Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек.
Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте,
потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса.
Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому.
Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода.
Эти места посещают христианские паломники со всего мира.
Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства,
но существует много различий между русским правочлавием и египетским христианством – и в теологии, и в традициях.
Копты – монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность,
а не две – божественная и человеческая. В 451 г.
Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение,
и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Коптами были Св. Афанасий, Св. Василий – автор праздничной православной церковной литургии,
Св. Пахом – основатель монашеского и отшельнического движения.
Заметьте, именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру.
Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.
Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим.
Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла.
Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина
родились и жили на берегах Нила.
Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались.
От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах.
Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет,
потому что официальной государственной религией является ислам.
Копты – самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке.
Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством,
в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.
Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто,
иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. В большинстве храмов есть скамейки.
Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы:
алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи.
Язык богослужения — древний коптский
(его алфавит был создан на основе гроеческого).
Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях,
поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест.
Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах.
При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь.
Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся.
Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.
Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек.
Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются.
Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны
давно исповедует ислам.
Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви,
начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире
и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий.
Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников.
В Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей,
где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.
Наименования
В современном использовании антихалкидониты известны под рядом названий, большинство из которых являются спорными и могут с легкостью быть ложно истолкованными. Сами себя антихалкидониты именуют «православными», из-за чего их иногда называют «Ориентальными» или «Древневосточными православными». Исторически они известны среди православных и других инославных под именем монофизиты, как члены сообщества осужденного за эту ересь. В своей среде антихалкидониты не приемлют этого термина и называют свое христологическое учение миафизитством. Члены двух антихалкидонских сообществ – Церквей Армянской и Сирийской – иногда называются по именам ассоциируемых с ними основоположников – (армяно-)григорианами и (сиро-)яковитами. Наконец, распространены наименования дохалкидонские и нехалкидонские, указывающие на центральное место Халкидонского Собора в характеристике этих сообществ.
- не подразумевает общности данных сообществ и Православной Церкви;
- не определяет христологию современных антихалкидонских сообществ, связь которой с монофизитством является обсуждаемым вопросом;
- не ассоциирует сообщества с мнимыми основателями;
- наиболее ясно указывает на характер отношения этих сообществ к решениям IV Вселенского Собора.
Фотиева схизма: патриарх против папы
В 863 году Папа Римский и константинопольский патриарх вновь нашли повод для разрыва отношений. Однако в этот раз ситуация имела более серьёзный характер — оба понтифика предали друг друга анафеме. Папа Николай I и патриарх Фотий стали инициаторами следующего крупного раскола христианской церкви, названного Фотиевой схизмой.
К этому времени накопилось достаточное количество расхождений в теологических вопросах между Западом и Востоком. Фотий, избранный константинопольским патриархом в 857 году и до этого не имевший к церкви никакого отношения (его назначение было вызвано внутриполитической борьбой в Византии) серьёзно критиковал западные литургии, римскую трактовку Святой Троицы и выступал против целибата. К теологическим спорам прибавились и политические разногласия: болгарский царь Борис I, приняв крещение по византийскому образцу, стремился к союзу с Римом.
Раскол завершился сразу после смещения Фотия с поста патриарха после очередного государственного переворота в Византии. На Четвёртом константинопольском соборе новый глава византийской церкви Игнатий и Папа Римский Николай I осудили учение свергнутого клирика, объявили о воссоединении церквей, однако Рим был вынужден признать Болгарию частью сферы влияния Восточной Римской империи.
Допрос Фотия. Иллюстрация из рукописи «Обозрения истории». (wikimedia.org)
Фотий вернул себе патриаршество после смерти Игнатия, однако о вражде с папством уже не было речи. На Софийском соборе 879 года доброе имя клирика было восстановлено.