Фонтенель — популяризатор науки
Убеждённый картезианец, Фонтенель был более писателем-популяризатором, чем учёным. В его «Беседах о множественности миров» (Entretiens sur la pluralité des mondes. П., 1686) в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, которая ранее ничего не слышала о предмете, излагаются важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. Автор нередко пользуется в своих объяснениях понятием вихрей Декарта. Причём многие авторы, писавшие о Фонтенеле, упрекали его за чрезмерную преданность духу и букве физики Декарта и тогда, когда развитие науки показало неправомерность «теории вихрей» в декартовском толковании
Как популяризатор он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров.
На вопрос этот он отвечает утвердительно как для других планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, — так и для Луны. Книга имела огромный успех: она переведена почти на все европейские языки и выдержала множество изданий во Франции, из которых особенно замечательным было вышедшее в 1800 году с примечаниями Лаланда и затем перепечатанное в 1826 году под заглавием «La pluralité des mondes, précédée de l’astronomie des dames par J. de Lalande» (2-е изд., П.).
На русском языке книга Фонтенеля в переводе кн. Антиоха Кантемира, сделанном в 1730 году, вышла в свет под заглавием «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля, Парижской академии наук секретаря» (СПб., 1740. — 218 с.). Переводчик добавил от себя предисловие и примечания. Третье издание того же перевода вышло в 1802 году. И в том же году в Москве был опубликован новый перевод княгини Е. А. Трубецкой. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин Фонтенель назван в числе философов XVII—XVIII вв., книги которых составляли библиотеку Онегина. В «Арапе Петра Великого» Ибрагим изображён в парижском обществе эпохи Регентства «на ужинах, одушевленных молодостью Аруэта и старостью Шолье, разговорами Монтескье и Фонтенеля».
В начале XIX века, когда слава и распространённость сочинения Фонтенеля уже приходили к концу, появилась согласованная с новейшими на тот момент успехами астрономии попытка его продолжения H. Favre, «Fontenelle et la Marquise de G. dans les mondes» (Женева, 1821).
В честь Фонтенеля в 1935 году назван кратер на Луне.
Л. Галлош. Портрет Фонтенеля. Версаль, Музей
Наследие
Портрет Фонтенеля работы Николя де Ларжильера
Фонтенель был популярной фигурой в образованном французском обществе своего периода, занимая положение, сравнимое только с положением Вольтера . Однако, в отличие от Вольтера, Фонтенель избегал заводить важных врагов. Он уравновешивал свою склонность к универсальному критическому мышлению либеральными дозами лести и похвалы соответствующим лицам в аристократическом обществе.
Фонтенель является связующим звеном между двумя очень разными периодами французской литературы: периодами Корнеля , Расина и Буало , с одной стороны, и периодами Вольтера, Даламбера и Дидро , с другой. Это можно сказать о нем не только в силу его преклонного возраста; у него действительно было много общего с beaux esprits 17-го века, а также с философами 18-го. Но именно к последнему, а не к первому периоду он по праву принадлежит.
По словам Шарля Огюстена Сент-Бёва , он заслуживает места «в dans la classe des esprits infiniment distingués » — к этому почетному месту, однако, следует добавить скорее ум, чем интеллект, и не столько способность говорить много, сколько способность говорить немного хорошо. Было выпущено несколько сборников произведений Фонтенеля, первое из которых напечатано в трех томах. в Гааге в 1728–1729 гг. Лучшим из них является «Париж» в 8 томах, 1790 г. Некоторые из его отдельных работ часто переиздавались, а также переводились.
Pluralité des mondes был переведен на современный греческий язык в 1794 году. У Сент-Бева есть интересное эссе о Фонтенеле с несколькими полезными ссылками в Causeries du lundi , vol. III. См. также Villemain , Tableau de la littérature française au XVIIIe siècle ; аббат Трюбле, Mémoires pour servir à l’histoire de la vie et des ouvrages de M. de Fontenelle (1759 г.); Лаборде-Милаа, Фонтенель (1905 г.) из серии « Grands écrivains français »; и Л. Мегрон, Fontenelle, l’homme, l’œuvre, l’influence (Париж, 1906).
Его «Диалоги мертвых » демонстрируют его эрудицию и остроумие, представляя выдуманные, но правдоподобные диалоги между мертвыми древними, мертвыми современными и целую книгу, посвященную диалогам между древним и современным. На вопрос Монтеня , было ли в некоторые века больше мудрецов, чем в другие, Сократ с грустью отвечает, что «общий порядок в природе кажется очень постоянным». В одной из книг Роксолан и Анна Болейн обсуждают политику и то, как женщина может решить, что мужчина женится на ней. Диалог между Монтесумой и Кортесом позволяет первому опровергнуть некоторые мифы о мудрости Древней Греции, приведя контрпримеры.
В 1935 году его именем был назван
лунный кратер Фонтенель .
Ранняя работа
Он начал как поэт, написав стихотворение на латыни в возрасте 13 лет и неоднократно соревновался за призы Французской академии, но он никогда ничего не выигрывал. Время от времени он бывал в Париже и сблизился с аббатом Сен-Пьером, аббатом Верто и математиком Пьером Вариньоном. В 1680 году он стал свидетелем полного провала своей трагедии Аспар. Впоследствии Фонтенель подтвердил общественный приговор, сжег свою злополучную драму. Его либретто на оперу Паскаля Колласса Тетис и Пеле («Фетида и Пелей »), премьера которой состоялась в Парижской опере в январе 1689 года, было встречено с большим успехом. признание.
Его Lettres galantes du chevalier d’Her…, анонимно опубликованные в 1685 году, представляли собой собрание писем, изображающих мирское общество того времени. Это сразу оставило свой след. В 1686 году его знаменитая аллегория Рима и Женевы, слегка замаскированная под соперничающих принцесс Мрео и Эенегу, в «Отношении де л’иль де Борнео» доказала его смелость в религиозных вопросах. Но именно в его «Новых диалогах смерти» (1683) Фонтенель действительно претендовал на высокий литературный ранг; и это заявление было усилено тремя годами позже тем, что было обобщено как наиболее влиятельная работа о множественности миров того периода, Entretiens sur la pluralité des mondes (1686). Он много писал о природе вселенной : «Узрите вселенную настолько огромную, что я потеряюсь в ней. Я больше не знаю, где я. Я просто ничто. Наш мир ужасает своей незначительностью.
Сочинения
Éléments de la géométrie de l’infini, 1727
Из многочисленных других общедоступных сочинений Фонтенеля, появлявшихся в разных журналах и сборниках, на русский язык были переведены «Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий» («Сочинения и переводы», май, 1758, с. 487—493) и «Оставшиеся письма Ф. и доктора Юнга» («Новые ежемесячные сочинения», часть LXIX, март, 1792, с. 83—102).
Строго научные сочинения Фонтенеля:
- «Eléments de la géométrie de l’infini» (П., 1727) и
- «Théorie des tourbillons cartésiens» (там же, 1752).
В первом из этих сочинений содержатся очень интересные рассуждения о возможности измерения и сравнения между собой бесконечно больших величин.
Фонтенель написал и опубликовал труды об истории Парижской академии:
- «Histoire de l’Académie royale des sciences, dépuis son établissement jusqu’en 1680. Eloges des académiciens» (П., 1719);
- «Histoire du renouvellement de l’Académie royale des sciences en 1699, et les éloges historiques de tous les académiciens morts depuis ce renouvellement» (Амстердам, 1708—20).
Из академических похвальных речей, произнесенных Фонтенелем, следует отметить посвященные Лейбницу и Ньютону:
- «Eloge de Leibniz» (1716);
- «Eloge de Newton» (П., 1728); также в «Histoire de l’Académie des sciences; année 1727» и в англ. переводе Пембертона (Лондон, 1728).
Сочинения Фонтенеля были изданы в 1758 году (11 т.), и переизданы в 1790 году с примечаниями.
На русский язык избранные работы Фонтенеля были переведены С. Я. Шейнман-Топштейн и изданы в серии «Научно-атеистическая библиотека» издательства «Мысль» в 1979 году (Б. Фонтенель. «Рассуждения о религии, природе и разуме»).
Биография
Родился в аристократической семье Руана. Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после первой же неудачи отказался от неё и решил заняться литературой. Написал несколько пьес („Brutus“, „Bellérophon“, „Endymion“ и др.), которые, будучи посредственными, не имели успеха
В 1683 году выпустил «Диалоги мёртвых древних и новейших лиц» (Nouveau dialogues des morts aucienne et modernes), в которых уже отразилось до известной степени его миросозерцание; три года спустя обратил на себя общее внимание рассуждением «Беседы о множественности миров» („Entretiens sur la pluralité des mondes“).
В развернувшейся во Франции полемике, которая получила название «Спор о древних и новых», выступил («Отступление по поводу древних и новых»,1688) как критик античности и сторонник теории прогресса в литературе и искусстве («новые»).
В 1691 году Фонтенель был избран членом Французской академии. В 1708 году напечатал один из лучших (особенно по языку и манере изложения) своих трудов — «Похвалы академикам» („Eloges des académiciens“) (2-е изд., 1719 г.).
Фонтенель дожил почти до ста лет (своё долголетие он объяснял обильным потреблением клубники) и застал на закате своих дней совершенно иную эпоху — просветительный и философский век, одним из предшественников и провозвестников которого был он сам. Он посещал литературные салоны маркизы де Ламбер, мадам Тансен, мадам Жофрен и других, пользуясь уважением нового поколения. В „Entretiens sur la pluralité des mondes“, a также в „Histoire des oracles“ («История оракулов», 1687) ярко отразилось скептическое миросозерцание Фонтенеля, его убеждение в том, что все истины требуют проверки и солидных доказательств, его более чем холодное отношение к религии и всему, что с ней связано, отрицание всего чудесного и сверхъестественного, скрытые нападки на католицизм, облечённые в форму оценки языческих верований.
Эти особенности миросозерцания Фонтенеля сближали его с философами XVIII века, которые могли видеть в нём раннего защитника рационализма и скептической философии. Как человек Фонтенель отличался любезным, общительным, но холодным характером, ничем не увлекался, мог рассуждать в красивой и ясной форме о каких угодно вопросах, никогда не имел настоящих друзей, хотя у него всегда было много знакомых.
Избранный в члены Парижской академии наук, Фонтенель был её постоянным секретарём с 1699 по 1741 год. Жорж Кювье и Жозеф Лаланд расценивали его деятельность на посту секретаря академии как одну из причин процветания наук во Франции XVIII века.
Бернар ле Бовье де Фонтенель
Фонтенель (Fontenelle) Бернар Ле Бовье (11 февраля 1657, Руан — 9 января
1757, Париж) — французский писатель, философ, ученый-популяризатор. С 1691 член
Французской академии, в 1699—1740— ее постоянный секретарь. Получил образование
в иезуитской школе, избрал юридическую карьеру, но затем занялся литературой,
наукой и философией. Член Французской академии, Берлинской АН и Лондонского
королевского общества. Познакомил французское общество с открытиями
Галилея,
Коперника,
Кеплера. В духе
Ф. Бэкона и
Р. Декарта с ростом научного знания
связывал освобождение от невежества и предрассудков. Картезианский рационализм
сочетал с эмпиризмом, выступал против
окказионализма. В «Беседах о
множественности миров» (рус. пер. 1987) изложил представление о бесконечности
Вселенной и обитаемости других миров.
И. С. Андреева
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
IV, с. 262.
Фонтенель, Бернар ле Бовье де
(Fontenelle, Bernard Le Bovier de) (1657–1757), французский писатель и
философ. Родился 11 февраля 1657 в Руане. Играл заметную роль в парижских
салонах и славился умением сочетать изящество стиля с научной
основательностью. В 1697 стал постоянным секретарем Французской Академии и в
этом качестве написал историю Академии и Похвалы академикам (loges des
Acadmiciens) – важный источник сведений по истории науки. Его Диалоги
мертвых (Dialogues des morts, 1683) состоят из воображаемых разговоров между
знаменитыми людьми прошлого. Свободное рассуждение о древних и новых (Digression
sur les anciens et les modernes, 1688) оспаривало убеждение, что античность
выше современности в искусстве, и утверждало, что она ниже в науке и
философии. Беседы о множественности миров (Entretiens sur la pluralit des
mondes, 1686) – популяризация идей Коперника и изложение некоторых
революционных следствий этих идей в философии. В Происхождении басен (L’Origines
des fables, 1724) и Истории оракулов (L’Histoire des oracles, 1686)
Фонтенель рассматривал античные мифы с рационалистической точки зрения. Он
прокладывал дорогу эпохе Просвещения борьбой с предрассудками; выступал за
методическое сомнение, за проверку фактов и критический дух, что должно
было, по его мнению, привести все человеческие верования в согласие с
разумом. Умер Фонтенель в Париже 9 июля 1757.
Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».
Сочинения:
Рассуждения о религии, природе и разуме. М.,
1979
Диалоги мертвых – древних и новых. Свободное
рассуждение о древних и новых. – В кн.: Спор о древних и новых. М., 1985
Oeuvres, t. 1—8. P., 1790—92; Texts choisis et commente’s par E. Faguet. P.,
1912.
Литература:
Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1983;
GosentiniJ. W.
Fontenelle’s art of dialoge. N. Y., 1952;
Marsak L. M. В., De Fontelelle. Phil.,
1959.
Антикейменос и Радикальный Субъект
Термин «Антикейменос» является удачным эквивалентом термина «Радикальный Антихрист». Он не столько добавляет «Радикальному Антихристу» какие-то новые свойства или черты, сколько позволяет свободно оперировать им – не только в теологическом контексте или в контексте политической теологии, но прибегать к нему в аналогичных, но более отвлеченных от религии и религиозной эсхатологии случаях, сохраняя при этом все глубинное содержание соответствующего примордиального метафизического опыта.
Антикейменос можно применять к философии как эквивалент объекта, но такой эквивалент, в котором уже содержится отсылка к лафкрафтианской действительности богов ужаса или к прорыву инфракорпоральных орд Гогов и Магогов из-под «Яйца Мира» (в духе символизма Р. Генона ).
С другой стороны, это позволяет отстраниться от конкретности христианского учения о последних временах и свободно оперировать в диалогах с представителями иных религиозных традиций, которым будет гораздо проще принять нейтральный термин, вложив в него свое содержание. Вместо таких синкретических формул – Дадджал/Антихрист – и еще более громоздких, можно отсылать к Антикейменосу.
Еще одной замечательной особенностью этого концепта является возможность его операционного использования в политологическом, а также социологическом и культурологическом контекстах – по аналогии и в прямой симметрии с концептом Катехона, получившим широкое распространение вслед за удачной интерпретацией его Карлом Шмиттом .
Позже работа
Éléments de la géométrie de l’infini, 1727
Фонтенель поселился в Руан, но в 1687 году переехал в Париж; и в том же году он опубликовал История оракулов, книга, которая вызвала значительный резонанс в теологических и философских кругах. Он состоял из двух эссе, первое из которых было разработано, чтобы доказать, что оракулы не были даны сверхъестественной силой демонов, а второе, что они не исчезли с рождением Иисуса. Это вызвало подозрение церкви, и Иезуит, по имени Жан-Франсуа Балтюс опубликовал тяжеловесное его опровержение; но миролюбивый нрав ее автора побудил его оставить своего оппонента без ответа. К следующему году (1688 г.) принадлежит его Экскурсия по древним и современным, в которой он принял современную сторону в бушевавшей тогда полемике; его Doutes sur le système Physique des вызывающих событий (против Николя Мальбранш ) появился вскоре после этого.
Он оставался влиятельным и в старости, и когда тогда еще неизвестный Жан-Жак Руссо встретил его в 1742 году, когда Фонтенелю было 85 лет, он передал совет, который давал всем молодым писателям, которые приходили к нему: «Вы должны смело предлагать свой лоб лавровым венкам и свой нос сморкаться».
Отмеченный гурман, он объяснил свое долголетие питанием клубника. В девяносто два года один наблюдатель написал, что он был таким же живым, как мужчина двадцати двух лет. Когда в конце девяноста он встретил прекрасную Мадам Гельвециус, как сообщается, он сказал ей: «Ах, мадам, если бы мне снова было восемьдесят!»
Линии и циклы
Лекция 9. Время индуизма. Танец Шивы. Атман и прана. Кали против Калы
Лекция 10. Сезоны Луны. Дифракция вечности. Масштабности циклов
Лекция 11. Время Ирана. Линейность битвы белого и черного бога.
Лекция 12. Время Прометея. Против вечности и движения. Человек как хрономеханизм
Лекция 13. Время Стои. Промысел и рок. Когда прийдет Огонь
Христианское время
Лекция 14. Христианское время. Эсхатон
Лекция 15. Время Апокалипсиса. Эон, кайрос, хронос
Лекция 16. Катехон. Царство как мера времени
Лекция 17. Время Оригена. Охлажденные души. Апокатастасис
Лекция 18. Сотворенная вечность. Хроно-ангелы. Православная темпоральность отцов каппадокийцев
Лекция 19. Исповедальное время бл. Августина. Настоящее как настоящее
Лекция 20. Иоанн Скот Эриугена: четыре момента бытия. Возвращение/Воскрешение
Генеалогия экстернальности
Лекция 21. Иоахим де Флора. Темпоральная граница европейского историала
Лекция 22. Галилей: одержимость часами. Бросок в экстернальность
Лекция 23. Генеалогия экстернальности -1. Злая Вселенная и ее «творец»
Лекция 24. Генеалогия экстернальности -2. Демокрит: грехопадение атомов
Лекция 25. Генеалогия экстернальности -3. Иоанн Филопон: отчужденное время
Лекция 26. Генеалогия экстернальности — 4. Николай Коперник: извращенный гелиоцентризм
Лекция 27. Генеалогия экстернальности — 5. Эпикур/Гассенди. К упразднению времени
Лекция 28. Генеалогия экстернальности -6. Францисканцы (Дунс Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам): идейный штаб экстернального наступления
Лекция 29. Исаак Ньютон-1: абсолютное (анти)время. Детерминизм и предсказуемость
Лекция 30. Исаак Ньютон-2: экстернальный бог
Темопоральность философов Нового времени
Лекция 31. Рене Декарт. Бог время и длительность.
Лекция 32. Темпоральность Спинозы. Паннатурализм и барокко.
Лекция 33. Готфрид Лейбниц: Империя монад
Лекция 34. Черная церковь прогресса
Лекция 35. Кант: поворот к интернальности
Лекция 36. Гегель — 1. Онтология радикального негатива. Язык эфира
Лекция 38. Шеллинг: Бог, который будет.
Лекция 39. Антивечность и время Антихриста.
Лекция 40. Время в феноменологии. Настоящее и его окрестности. Гештальт. Этимасия. Экстатические горизонты.
Оценки и критика
Жан де Лабрюйер в восьмом издании своей книги «Характеры, или нравы нынешнего века» (1694) вывел молодого Фонтенеля под именем Кидия как утомительного болтуна, педанта и жеманника, единственное желание которого «думать иначе, чем другие, и ни в чём не быть похожим на них». Жан Расин отозвался на премьеру его трагедии «Аспар, состоявшуюся 7 декабря 1680 года и окончившуюся провалом, эпиграммой «На «Аспара» г-на де Фонтенеля. Происхождение свиста.
Отмечая его дар критика, Сент-Бёв писал: «В поэзии заслуги его весьма невелики, поэт он был посредственный, хоть и притязал на новизну. Во второй же своей ипостаси он явил собой совершеннейшего критика своей эпохи, патриарха её». Немецкий публицист и в то же время французский просветитель Ф. М. Гримм назвал его «одним из самых замечательных людей, которые не только были свидетелями всех революций, произошедших в человеческом знании в этом столетии, но и были создателями многого в этих революциях и положили начало для других. Его труды стали классическими…»