Уильям оккам

Учение

Quaestiones in quattuor libros sententiarum

Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки — это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV—XVI веках).

Литературный оккамизм / номинализм

Уильям Оккам и его работы обсуждались как возможные влияние на некоторых литературных деятелей и сочинений позднего средневековья, особенно на Джеффри Чосера, но также на Жана Молине, поэта Гавена, Франсуа Рабле, Джон Скелтон, Джулиан Норвичский, пьесы Йорка и Таунли и романы эпохи Возрождения. Лишь в очень немногих из этих случаев можно продемонстрировать прямые ссылки на Уильяма Оккама или его тексты. Соответствие оккамистской и номиналистской философии / теологии и литературных текстов от средневековья до постмодерна обсуждались в рамках научной парадигмы литературного номинализма. Эразм в своей «Похвале глупости» вместе с Дунсом Скотом критиковал его за разжигание ненужных споров внутри Церкви.

Применяя бритву Оккама к креационизму / эволюции

Господствующая сегодня гипотеза происхождения Вселенной посредством «большого взрыва» говорит о том, что сингулярность, которая якобы «взорвалась», возникла из ничего посредством «квантовой флуктуации» (флуктуация в переводе означает колебания — прим. ред.). Затем она якобы быстро расширялась и в конечном итоге произвела все сущее. Но эта теория предполагает, что было что-то, что колебалось. Где и когда могла произойти эта предполагаемая квантовая флуктуация, если еще не было пространства и времени?

Применяя бритву Оккама к сценарию «большого взрыва», мы видим, что предлагается несколько начал (например, квантовая флуктуация из ничего, внезапное расширение, замедление этого расширения, «темная» материя и «темная» энергия, которые нельзя обнаружить). Ничто из этого списка не является самоочевидным, либо известным благодаря опыту и не подтверждается авторитетом Священного Писания. 

Напомним, что самоочевидность была главной частью оккамовской логической оценки всех утверждений. «Большой взрыв» совершенно не проходит тест по критерию бритвы Оккама.

Кроме того, по всей Вселенной мы видим разумный замысел, особенно в биологическом мире, а также в небесных телах. Сторонники большого взрыва отрицают это явление, тем самым избегая необходимости объяснять его. Однако интерпретация всех данных, включая дизайн и проектирование, которые явно прослеживаются во Вселенной, заключается в том, что Вселенная была сотворена разумным Творцом, Который обладает достаточной властью, способностью и желанием создать все это. 

Противники концепции «сотворения» утверждают, что обращение к Богу было лишь попыткой первобытного человека объяснения явлений до появления науки. Однако для идеи разумного Создателя является характерным следующее следствие: Творец также должен обладать интеллектом, достаточным для того, чтобы объяснить нам то, что Он сделал. И именно это мы находим в Библии в повествовании о сотворении в Книге Бытия, которому сам Уильям Оккам верил.

Принцип единообразия природы

Оккам отрицает существование причинно-следственной связи в смысле особого существа, отличного от индивидуальных вещей, называемых причиной и следствием. А называется причиной Б, если за существованием А следует существование Б, а в отсутствие А — нет Б. Следствие практически не содержится в причине, и из рассмотрения одного вопроса нельзя сделать вывод, что оно является причиной другого. Причинная связь не обязательно обусловлена природой вещей; о ее существовании можно судить только на основе опыта, наблюдая, что всякий раз, когда А присутствует, Б также присутствует. Понятия времени, движения, отношения, места трактуются подобно причинно-следственной связи: Они не являются реально существующими сущностями, а служат для описания непосредственно наблюдаемых состояний реальных объектов — людей и качеств.

В отличие от ученых XIII века, утверждавших, что теология — это наука (scientia), Оккам указывает на то, что большинство богословских истин не соответствуют главному критерию научного познания: быть очевидными из опыта или доказанными из очевидных предпосылок. Но теологические предложения, несомненно, верны, потому что их источником является откровение. Теологическая концепция Оккама основана на разграничении двух аспектов божественного всемогущества. Считается сама по себе, безотносительно установленного порядка природы и порядка благодати в сотворённом мире, он ничем не ограничивается: Бог способен создать все, что не является самопротиворечивым. Мир, созданный Богом, является одним из возможных миров, и Бог мог бы создать совершенно иной естественный, священный и нравственный порядок. Но, создав определенный порядок, Бог добровольно взял на себя обязательство его поддерживать.

Проблематика воли в философии Оккама

Иоанн Дунс Скот полагал, что в человеке главнее не разум, а воля. Воля обеспечивает стремление. Она первенствует. Если не будет стремления, не будет ничего. Воля должна выбирать. В выборе своем она не руководствуется разумом. Воля приоритетна. Бог сотворил мир, его надо принять безоговорочно. Есть истина, которая не дается в разуме. Это божественная истина. Она дается через откровение и принадлежит церкви. Познать ее можно только через церковь. То, что принадлежит этому миру — это объект разума. Государство относится к миру вещей. Оно должно быть объектом разума. А церковь — не объект деятельности человеческого разума. Тут познание дается только посредством откровения. Если высшая истина не может быть постигнута разумом, церковь выводит себя из деятельности разума. Она претендует только на высшую истину. Если разум не может возвыситься до постижения конечной цели, то где он должен остановиться в своей познавательной деятельности? До первопричины дойти не возможно.

«Бритва Оккама» — принцип универсальной простоты

Уильям Оккам, философ-номиналист

Уильям Оккам был сторонником двойственности истины, то есть он считал, что у религии истина одна, а у философии — другая. Эти две сферы не нужно смешивать и пытаться совместить, потому что в вопросах веры разум бессилен, а в вопросах науки и познания не нужна вера. Он спорил со схоластами, которые настаивали, что высшая ступень знания — это Божественное откровение. Какие же инструменты предлагает применять Уильям Оккам для постижения реальности? Прежде всего это наблюдения, эксперименты, размышления и логические построения, то есть все, что используется наукой.

Самое известное утверждение философа — сформулированный им принцип, позже названный «бритвой Оккама». Другие названия этого положения — закон экономии и принцип бережливости. Он звучит так: «Не следует множить сущности без необходимости» или: «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». Не нужно усложнять то, что можно объяснить просто; не нужно вводить дополнительные понятия и категории, если для доказательства какой-либо истины можно обойтись без них.

Александр Великий разрубает гордиев узел. Эта история олицетворяет безнадежную проблему, которая решается при помощи разрубания самой сложности, и является грубой аналогией «Бритвы Оккама».

Сам Оккам применял свой принцип в первую очередь для подтверждения существования Бога. Он стремился удалить из сложившейся к тому времени философской системы все лишние понятия, введенные его предшественниками. Основным в теории Уильяма Оккама было представление о Боге как о существе, обладающем бесконечным и безграничным могуществом.

Литература

  • Оккам У. Семь избранных диспутов. // Антология средневековой мысли в 2х тт. (т.2) Хрестоматия. Учебно-научное издание под ред. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлаки. Изд-во РХГИ, СПб, 2001-2.
  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.
  • Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. — М .: Мысль, 1978. — (Мыслители прошлого).
  • Столяров А. А. Номинализм Оккама / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995. — с.373-374.
  • Verbum. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность.// Альманах Центра по изучению средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского университета. СПб.: Издательство Санкт-ПЕтербургского философского общества, 2001. — 277 с.
  • Лисанюк Е.Н. Средневековая логика (XI-XIV вв). // Историко-логические исследования. Межвузовский сборник. Издательство СПбГУ СПб, 2003.
  • Лисанюк Е.Н. Теория суппозиции в средневековой логике. // Verbum, N3, Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете СПбГУ. СПб, 2001.
  • Лисанюк Е.Н. Учение о мысленном языке в средневековой логике.// Вестник Мурманского государственного технического университета, т.3, N 3, Мурманск, 2000.

Далее чтение

  • Адамс, Мэрилин (1987). Уильям Оккам. Нотр-Дам: Университет Нотр-Дам Press. ISBN 0-268-01940-1.
  • Бекманн, Ян (1992). Ockham-Bibliographie, 1900–1990. Гамбург: F. Meiner Verlag. ISBN 978-3-7873-1103-3.
  • Фрепперт, Лукан (1988). Основы морали по Уильяму Оккаму. Franciscan Herald Press. ISBN 978-0-8199-0918-3.
  • Кныш, Джордж (1996). Политический оккамизм. Виннипег: Совет научных обществ WCU. ISBN 978-1-896637-00-6.
  • Лабелларте, Альберто (2015). Logica, conoscenza e filosofia della natura в Гульельмо ди Оккаме. Рома: Gruppo Albatros Il Filo. ISBN 978-88-567-7421-4.
  • МакГрейд, Артур Стивен (2002). Политическая мысль Уильяма Оккама. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52224-3.
  • Паначчо, Клод (2004). Оккам о концепциях. Олдершот: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-3228-3.
  • Пеллетье, Дженни (2012). Уильям Оккам о метафизике. Наука о бытии и Боге. Лейден: Брилл. ISBN 978-9-0042-3015-6.
  • Робинсон, Джонатан (2012). Ранняя теория прав собственности Уильяма Оккама в контексте. Лейден: Брилл. ISBN 978-9-0042-4346-0.
  • Ширбаум, Соня (2014). Предположение Оккама о мысленной речи: мышление в мире частных. Лейден: Брилл. ISBN 978-9-0042-7734-2.
  • Спейд, Пол (1999). Кембриджский компаньон Оккама. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58244-X.
  • Wood, Rega (1997). Оккам о добродетелях. Издательство Purdue University Press. ISBN 978-1-55753-097-4.

Философия Уильяма Оккама

Метафизический

Вильгельм Оккама известен тем, что в споре об универсалиях утверждал, что универсалии (универсальные и абстрактные концепции, такие как человечество, животное, красота ) являются только условными терминами, а не реальными вещами, в отличие от Фомы Аквинского, который утверждал, что «они -«  второстепенные субстанции ». (тезис о реализме универсалий ). Для Оккама есть только индивидуальность. Он называет свою позицию «терминизмом», поскольку она основана на анализе терминов, но в истории философии распространилась практика рассматривать францисканца как мыслителя номинализма, деноминации, появившейся в конце XV в. й  век .

Оккам также известен принципом, известным как бритва Оккама . Этот принцип экономии, тесно связанный с его номинализмом, гласит, что «нельзя умножать сущности без необходимости» («  entia non sunt multiplicanda praeter needitatem  »). Таким образом, он использует схоластическую пословицу, заимствованную у Аристотеля  : «Напрасно человек делает с несколькими то, что можно сделать с малым» («  Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora  », Summa totius logicae, 1323, I, 12) .. Это принцип логический, но также онтологический. Он сделал Уильяма Оккама предшественником английского эмпиризма . Он также будет рассмотрен Куайн в XX — м  веке.

Физический

Вследствие своей бритвы Оккам отвергает в физике ненужные сущности (количество, место, время и т. Д.) Как реальности, отличные от телесной субстанции. Кроме того, в 1323 г. он ввел различие между так называемым динамическим движением (которое мы генерируем) и кинетическим движением (порождаемым взаимодействиями, включая столкновения) .

Философия познания

Как следствие отрицания существования универсалий, Оккам считает, что знание исходит от органов чувств и относится только к единичным вещам. Об универсалиях нужно думать, но классы, к которым они относятся, являются только инструментами для развития знания об отдельных вещах, а не объектом знания.

Философия языка

Окки являются одним из первых основали философию языка из предположения о ментальном дискурсе или лингва подбородочной мышце, восстановлении в XX — м  века по Фодорам . Опираясь на Боэций и его комментарии к Об интерпретации от Аристотеля, а также о Августин Блаженный и книги XV О Троице, он, таким образом, утверждает, что существует три вида письменных предложений и терминов, произнесенные и проектируемых. Он считает слова условными знаками, значение которых произвольно и которые относятся к ментальным идеям или концепциям. Это, с другой стороны, естественные знаки, относящиеся к внешним вещам и предметам. Таким образом, слова относятся к вещам вторичным образом, через ментальные концепции. Это отношение слова к ментальному понятию дублируется отношением письменного слова к сказанному.

Богословие

Вильгельм Оккамов идет дальше, чем Фома Аквинский, в утверждении разделения разума и веры, утверждая, что нет никакой иерархии между философией и теологией, что первого не существует.Может стать слугой второго, потому что нет связи между их.

Богословско-политический вопрос: для разделения духовных властей и светских властей

Так же, как наука и Бог не встречаются, Вильгельм Оккам считает, что временная власть другого порядка, чем духовная. Он, в свою очередь, обвиняет Папу Авиньона Иоанна XXII в ереси и во вмешательстве в то, что его не касается, для избрания Императора Священной Империи. За шесть веков до того, как принцип разделения церкви и государства начал приобретать определенную степень, Вильгельм Оккам был предвестником секуляризации . В этом он ставит себя продолжателем и модератором работы Марсилио де Падуя .

Влияние на Реформацию?

Лютер в монастыре и во время учебы следил за уроками Габриэля Биля, в зависимости от мысли Оккама. Он восстал против нее, потому что для него она была возвращением к пелагианству, которое оправдывало мужчин своими делами.

Согласно Джозефу Лорцу  (in), будущий реформатор встретил бы мастеров, отмеченных номинализмом: вместо того, чтобы встретить классическую схоластику, представленную Фомой Аквинским, он был бы отмечен оккамизмом и, таким образом, отошел бы от католической церкви. Действительно, в своем введении к средневековой философии, Курт Flasch указывает на влияние Уильяма Оккама на Лютера через Грегори Римини . Это влияние в основном касается разделения веры и разума, следовательно, теологии и философии, а также строгого морального августинизма .

Работает

  1. Комментарий к предложениям Питера Ломбарда (I): Ordinatio sive Scriptum in librum primum Sententiarum, (Г. Гал, С. Браун, Г. И. Эцкорн, Ф. Э. Келли, четыре тома, 1967, 1970, 1977 и 1979).
  2. Комментарий к приговорам Питера Ломбарда (II, III и IV): Reportatio sive Quaestiones in secundum tertium et quartum librum Sententiarum, (Г. Гал, Г. И. Эцкорн, Ф. Э. Келли, Р. Вуд, три тома, 1981, 1982 и 1983 гг. ).
  1. Quodlibeta Septem, (JC Wey, 1980).
  • Пролог к комментарию к фразам, переведенному Андре де Муральтом  : Ставка средневековой философии: томистские, скотистские, оккамианские и григорианские исследования, Лейден, Э. Дж. Брилл, 1991, с. 353-373.
  • Комментарий к книге Порфирия «Предсказания», Шербрукский центр исследований эпохи Возрождения, Университет Шербрука, 1978.
  • Somme de Logique, Mauvezin, TER Editions, 1988 (перевод Joël Biard: Tome I, 1993, Tome II 2000, Tome III, First part, 2003, Tome III, Second part, 2008).
  • Opus nonaginta dierum et dialogi, Lyon, Jean Trechsel, 1495.
  • Breviloquium de potestate papae, Париж, Врин, 1937 (французский перевод Жан-Фабьена Шпица, под названием: Краткий договор о тиранической власти, Париж, PUF, 1999).
  • Интуиция и абстракция, трад. Дэвид Пиче, Врин, Translatio, 2006.
  • Трактат о предопределении, пер. Сирил Мишон, Vrin, Translatio, 2007.

Позиция Оккама в споре об Универсалиях

В $XI-XII$ вв. было предложено новое истолкование проблемы универсалий. Предшественники полагали рода и виды реальными. Однако возникало сомнение относительно данного положения. Невозможно, чтобы общее понятие было предикатом какой-либо конкретной вещи. Это сомнение привело к тому, что общее понятие стало считаться лишь словом (vox или nomen). Это стало основанием для возникновения реалистов и номиналистов.

Замечание 2

У. Оккам занимал промежуточное место между двумя этими позициями. Он признавал реальность общих понятий, но полагал их существующими внутри субъекта, в виде умственных образов, или концептов. Оккам представил структуру души, состоящую из перцептов и концептов. Перцепты, в данном случае, понимались им как знаки, которые относятся к единичным предметам, концепты же – знаки, термины, которые обозначают отношения между перцептами, а так же соотносятся с другими схожими объектами.

Понятия выступают в качестве производных от перцептов. Оформление перцеатов в концепты, или преобразование знаков первого рода в знаки второго рода происходи при помощи речи. Знак в цчении Оккама занимает центральное положение. Взаимоотношения между объектом и его образом носит знаковый характер. Универсалии, в таком случае, есть знаки, которые являются результатом мышления. Так же он отрицал существования универсалий в Боге.

С возникновением Доктрины Уильяма Оккама обозначился закат средневековой схоластической философии.

Биография

Оккам слушал в Оксфорде францисканца-схоластика Дунса Скота, затем преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчинённым в мирских делах — государям, а в духовных — всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 году), он был заключён под стражу, но в 1328 году бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Подобно другим знаменитым схоластикам, Оккам получил от своих учеников почётные названия Doctor invincibilis (непобедимый), Doctor singularis (единственный), Inceptor venerabilis (почтенный кандидат; так как не достиг учёного звания богослова, но оставался «inceptor», то есть начинающим).

Из многочисленных учеников и последователей Оккама особую известность приобрели французские мыслители Жан Буридан (ок. 1300—1358) и Пётр д’Альи (1350—1425).

Примечания и ссылки

  1. Оккам — это название его родного города на юго-западе Лондона, иногда французского Оккама. Таким образом, обе записи верны, однако БНФ отдает предпочтение форме Оккама .
  2. (in) Грэм Оппи, Н. Н. Тракакис, Средневековая философия религии: История западной философии религии, Том 2 ,2014 г., стр.195
  3. Э. Аманн
  4. ↑ и
  5. Э. Аманн, стр.   869
  6. Гедеон Гал, Уильям Оккамский Умер нераскаявшимся в апреле 1347 г., «Францисканские исследования» 42 (1982) с. 90–95.
  7. View (in) Quine, «On what there is», in From a Logical Point of View, Кембридж, издательство Гарвардского университета, 2- е изд. 1980, с.1-9.
  8. См. Клод Паначчо, « Слова, концепции и вещи». Семантика Гийома д’Оккама и номинализм сегодня, Монреаль, Беллармин и Париж, Врин, 1991, для связей между Фодором и Оккамом.
  9. Логическая сумма и , часть I, 1.
  10. Daniel Boquin и Жан Celeyrette, «  Guillaune d’Окки и др ль nominalisme  », Налейте ли науки, п о  49,2005 г.

Ссылки:

  1. Например, выдуманный учёный, участник проекта SETI Элли Эрроуей в научно-фантастическом романе Карла Сагана «Контакт».

  2. William of Ockham, Stanford Encyclopedia of Philosophy, см. plato.stanford.edu/entries/ockham, стр. 9. Ссылка, приведённая там: “Sent. I, dist. 30, q.1.”

  3. William of Ockham, Encyclopaedia Britannica, britannica.com/biography/William-of-Ockham.

  4. Папская булла – это юридический документ, издававшийся папами католической церкви. Назван так по названию свинцовой печати (буллы), которая добавлялась в конце для подтверждения подлинности.

  5. Catholic Encyclopedia: William of Ockham.

  6. Как утверждает, Л. Краусс в A Universe from Nothing: Why There Is Something Rather than Nothing, Free Press 2012 г. См. обзор: Reynolds, D.W. Godless universe untenable, J. Creation 27(1):30–35, creation.com/krauss-review.

  7. Иногда это называют квантовым вакуумом, что не то же самое, что «ничто», см. Sarfati, J., In the beginning God created—or was it a quantum fluctuation?, creation.com/krauss.

  8. Sarfati, J., By Design, Creation Book Publishers, Georgia, USA, 2008 г., creation.com/s/10-2-524.

Показать больше

Историческое значение философского учения Оккама

В 1324 папа Иоанн XXII призвал Оккама в Авиньон, чтобы тот ответил на предъявленное ему обвинение в ереси. Хотя сам Оккам и не был официально осужден, папская комиссия отвергла 51 тезис, заимствованный из его сочинений, в том числе его учение об оправдании человека и о свободе Бога от нравственного закона, его агностицизм и учение о евхаристии. В 1328 Оккам был отлучен от церкви и бежал из Авиньона, чтобы искать убежища у заклятого врага папы, Людвига Баварского. Здесь он написал трактаты о церкви и государстве, отрицая абсолютную власть папы и выступая в поддержку независимости светских правителей от церкви. Признавая приоритет папы в решении духовных вопросов, он в то же время настаивал на том, что решения вселенских соборов должны ограничивать папскую власть. В последние годы жизни Оккам постарался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 папа даровал ему прощение. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 или 1350.

Оккам – один из наиболее влиятельных английских философов, теологов и политических мыслителей эпохи позднего Средневековья. Его номинализм проложил дорогу эмпиризму и позитивизму Нового времени. На последующее развитие религиозной и политической мысли оказали глубокое влияние учение Оккама о разделении сфер компетенции веры и разума, церкви и государства, а также его демократический идеал государственного устройства.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. М., 1978 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979

Уильям О́ккам (англ. William of Ockham ; ок. 1285 ( 1285 ) , Оккам, графство Суррей — 1349, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из Оккама , маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.

Присутствие в культуре

В литературе

Один из персонажей « Имени розы » Умберто Эко, францисканский монах Гийом де Баскервиль, по собственному признанию Эко, является намеком на Уильяма Оккама, имя которого он разделяет. Первый день, вечерня: «мы не должны умножать объяснения и причины без крайней необходимости. ( Entia non sunt multiplicanda praeter needitatem ). Имя монаха — дань уважения персонажу Шерлока Холмса и знаменитого рассказа Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей » . Как и Уильям Оккам, Гийом де Баскервиль умер бы во время эпидемии черной чумы.

В кинотеатре

В фильме Жан — Жак Анно в, имя Розы, адаптированный из романа, это шотландский актер Шон Коннери (самый известный за его предыдущих ролей, как Джеймс Бонд), который играет роль, своего рода Шерлок Холмс в одежде францисканец столкнулся с серийными убийствами монахов в аббатстве, охваченном теологическими и политическими конфликтами конца средневековья. Его исполнение было встречено критиками и зрителями.

Краткая биография Уильяма Оккама

Гильермо де Оккам родился примерно в 1985 году (есть разночтения относительно точной даты) в английском городе Оккам, за что получил свое прозвище. Это небольшой городок на юго-востоке Англии. Он получил образование в лондонском доме Грейфрайарс, монастыре, принадлежащем францисканскому ордену.

Позже он поступил в Оксфордский университет, чтобы стать богословом. Он учился в этом учреждении между 1309 и 1321 годами. В то время, когда он заканчивал обучение в определенной области, он имел обыкновение получать звание регентского учителя, по которому он мог вести занятия по этой дисциплине.

Однако Уильям Оккам не получил такой аккредитации. Напротив, почтенный новичок получил более низкое звание, что дало ему возможность стать учителем, но сохранив статус ученика. В любом случае, позже он станет профессором Парижского университета.

Именно в то время, когда он был учителем в этом учебном заведении, он смог обучить других студентов, которые стали великими мыслителями, такими как он, как это было в случае Жана Буридана, философа, который в будущем сохранял разногласия в отношении подходов произведений Уильяма Оккама.

Споры с церковью

В средние века была создана серия христианских богословских трудов, которые Церковь считала фундаментальными. Одним из них были приговоры Петра Ломбарда от 1150 года. Теологи и мыслители часто размышляли над подобными произведениями. Гильермо де Оккам сделал то же самое, но его идеи не понравились ни другим авторам, ни авторитетам церкви.

Настолько, что комментарии, которые он написал по поводу приговоров, привели к встрече епископов в синоде, которая привела к созыву встречи с Вильгельмом Оккамом во французском городе Авиньон в 1324 году. По сути, такой суд пришел к выводу, что их идеи далеки от постулатов Церкви. Некоторые даже называли его еретиком.

Следствием приговора этого папского суда стало уединение в этом городе на четыре года, в то время как Церковь углубила свое расследование его писаний. Этот факт вызвал у некоторых историков разночтения, поскольку, согласно другим источникам, Вильгельм Оккама отправился в Авиньон, чтобы преподавать философию во францисканском центре.

Что касается этой версии, некоторые авторы утверждают, что целью этого действия было бы противодействовать влиянию ученых, преподававших произведения Фомы Аквинского. Именно некоторые из этих последователей были теми, кто обвинял Гильермо в ереси.

Эта вторая версия событий основана на том факте, что, согласно другим источникам, папский суд вызвал Уильяма Оккама не в 1324 году, а в 1327 году, и что приговора в этом отношении не было, не говоря уже о домашнем аресте на несколько лет.

Еще один факт, вызвавший большие трения между этим автором и руководителями Церкви — это работа, которую он выполнил по просьбе Мигеля де Чезены, президента францисканцев. Это побудило Гильермо де Оккама изучить вопрос об апостольской бедности, вопрос, который вызвал большие споры между самими францисканцами и папой, в дополнение к другим орденам, таким как орден доминиканцев.

Францисканцы утверждали, что, как апостолы и сам Иисус проповедовали в нищете, так и представители церкви должны поступать так же. Это то, что этот приказ назвал Правилом Сан-Франциско, которое не было одобрено другими рукоположениями или самим Папой, что вызвало конфликт между обеими сторонами.

Выводы Гильермо в этом отношении были не только в поддержку его собственного приказа, но также добавили, что Папа Иоанн XXII впал в ересь, что означало полный разрыв между двумя фигурами.

Перелет из Авиньона и этап в Пизе

Трения Гильермо де Оккама с церковью привели к тому, что в 1328 году он решил окончательно покинуть французский город Авиньон и направиться в район Пизы в Италии в компании некоторых францисканцев, среди которых был и сам Мигель.

Несмотря на щекотливую ситуацию, в которой они оказались, имея в качестве врага не что иное, как Папу Римского и высшие эшелоны церкви, эти монахи нашли защиту в лице Людовика IV Баварского, короля Италии и императора Священной Империи. Это позволило Гильермо де Оккаму жить в мире, не подвергаясь репрессиям, на последнем этапе его жизни.

В течение этих лет он тратил время на создание новых работ по теологии, философии, а также политике и праву. После смерти своего партнера и друга Мигеля де Чезены он взял на себя руководство своей группой францисканцев, ставших диссидентами после конфликта с Папой Иоанном XXII.

Гильермо де Оккам провел свои последние годы в монастыре своей конгрегации, расположенном в немецком городе Мюнхен. Считается, что его смерть наступила из-за болезни Черной Смерти. Существуют разногласия относительно даты его смерти, поскольку одни источники относят ее к 1347 году, а другие — к 1349 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: