Григорианский хорал: становление канона церковной музыки

«Большая книга органума»: расцвет литургической полифонии

Время и место создания

Середина XIII века, Франция.

Что содержит

Около 900 полифонических композиций парижской школы Нотр-Дам.

Где хранится

Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция (шифр Ms. Pluteus 29.1). Кодекс выложен в интернет, загрузить можно здесь.

«Большая книга органума» считается главным наследием школы Нотр-Дам — музыкального сообщества, сложившегося при одноименном парижском соборе приблизительно в 1150–1250 гг. Под этим названием объединяют три рукописи

Самой важной является так называемая Флорентийская рукопись F, созданная для французского короля Людовика Святого в середине XIII века. Она содержит почти 900 полифонических композиций в разных жанрах: от органумов на два, три и даже четыре голоса до кондуктов и дискáнтов

Особенности исполнения

Церковные произведения вобрали строгость и аскетизм раннего христианства. Изначально католические хоралы исполнялись исключительно монахами. Позднее песнопения стали доступны и обычным прихожанам.

Несмотря на одноголосное изложение, церковные песни часто исполняются хором. Есть два основных вида воспроизведения:

  • респонсорное — чередование сольного и хорового пения;
  • антифонное — попеременное звучание двух групп исполнителей.

В богослужениях применяются оба вида. Кроме того, григорианский хорал, как символ средневековья, стал основой для развития музыкальных церковных традиций. Он послужил определенным тематическим каркасом для создания многих полифонических произведений, которые впоследствии обогатили католические службы.

Ссылки

  1. .
  2. ^ .
  3. Работы 00820 , 00847 , 01277 , 01280 , 01283 , 01298 , 01299 и 01305 насайте Bach Digital .
  4. , стр.  38 и далее. .
  5. , Иоганна Себастьяна Баха : партитуры в проекте International Music Score Library Project
  6. , с.  .
  7. ^ , p.  .
  8. , с.  .
  9. .
  10. .
  11. , с.  .
  12. , с. 44–45.
  13. , стр. 701–703.
  14. Карраган, Уильям. nd « Симфония № 5 Брукнера: временной анализ
  15. Джопи Харри. Петербургский придворный распев и традиция восточнославянского церковного пения . Финляндия: Университет Турку (2011), с. 23–24
  16. .
  17. ^ .
  18. ^ , с. 3.
  19. .
  20. .
  21. .
  22. .
  23. .
  24. Профессор Питер Шикеле * — Истерическое возвращение PDQ Баха в Карнеги-холле на Discogs . Проверено 28 ноября 2019 г..
  25. .
  26. .
  27. , с. xii .
  28. Леопольд Стоковски — Филадельфийский оркестр: Хронологическая дискография электрических записей 1925–1940 , stokowski.org
  29. «Bach Edition» , musicweb-international.com, 1 декабря 2001 г.
  30. Бокс-сет Teldec 1999 Bach 2000, ограниченное издание , amazon.com
  31. Bach-Edition: The Complete Works (172 компакт-диска и CDR) на веб-сайте Hänssler Classic Архивировано 29 сентября 2015 г. в Wayback Machine .

Типы

Хоральные мелодии часто бывают в форме бара , то есть состоят из повторяющейся первой фразы, называемой Stollen , и заключительной второй фразы. Гармонизация такой хоральной мелодии может повторять одну и ту же гармонизацию для обоих проходов Stollen или может представлять вариант гармонизации на втором проходе первой фразы мелодии.

Вокал

Часть песни

Псалтырь:

  • Мелодия в партии тенора, постановка из трех-пяти частей, например, Eyn geystlich Gesangk Buchleyn (Walter 1524)
  • Настройка от четырех до шести частей с тщательным басовым сопровождением, например, Neu Leipziger Gesangbuch (Vopelius 1682)

Сборники, например хоральные издания Баха из четырех частей.

Аккомпанемент Colla parte , например, заключительные хоралы кантат Баха

Проработанные хоровые настройки

Хоральная фантазия , например, вступительная часть Страстей по Матфею (на английском языке это скорее называется Chorus, чем Chorale)

Монодика с инструментальным сопровождением

Голос и континуо, например Schemellis Gesangbuch (1736 г.) — на немецком языке
скорее называется
Lied .

Инструментальная

В инструментальных хоральных постановках, а также имитации четырехголосной гомофонии существуют подходы типа хоральной фантазии.

Первоначально Choralbearbeitung , т.е. постановка ранее существовавшей хоральной мелодии.

Орган

Хоральные прелюдии, например Erster Theil etlicher Choräle (Pachelbel), Clavier-Übung III (Bach)

Не основано на ранее существовавших мелодиях гимнов, например, хоралы Сезара Франка Trois .

Другое

Хоралы для фортепиано соло включены, например, в « Прелюдию, хорал и фугу » Франка (1884 г.), « Спорт и дивертисменты » Сати (1914 г., опубликовано около  1923 г.) и « Контраппунтистическую фантазию » Бузони (несколько версий, начало 1910-х гг.). Последнее сочинение существует и в авторской обработке для двух фортепиано (начало 1920-х гг.).

Невмы — ноты для духовной музыки

Первоначально в западноевропейской церковной музыке, так же, как и в византийской, и в древнерусской, использовались только невмы, без линеек. В первой трети 11-го века монах Гвидо из Ареццо усовершенствовал нотную запись, совместив невмы-«крюки» с линейным станом. Линии помечались ключами C (до) и F (фа), под которыми располагались полутоны в звукоряде. Количество линий колебалось от двух до четырёх, дополнительные линейки в Средние века не применялись. Кроме ключей, использовалось цветовое обозначение высоты: линия «фа» чертилась красной, а «до» — жёлтой. Затем к ним добавилась зелёная линия, соответствующая ноте «соль».

Расположение невм на линиях с определённой высотой стало одним из важных актов утверждения рационального западного мышления, позволившим легко спеть мелодию. Однако ритм в григорианском хорале не фиксировался, опытные певцы «считывали» его, исходя из особенностей произнесения текста. Из-за неопределённости ритма григорианские песнопения также получили название cantus planus — плавное пение, то есть ровное, где все ноты как бы одинаковой длительности.


Информационная табличка у статуи Гвидо в Ареццо. (Wikimedia Commons)

Квадратная линейная нотация, возникнув в Западной Европе в 11-м веке, получила вторую жизнь в русской церковной музыке, став в синодальный период фактически официальной нотацией Русской православной церкви. Киевской квадратной нотацией (музыканты называют её нотами «на топориках») изложены песнопения в изданиях Синодальной типографии начиная с 1772 года (Обиход, Октоих, Ирмологий и Праздники) и вплоть до революции (последним вышло 3-е издание «Спутника псаломщика» в 1916 году).

Киевская нотация распространилась в Московской Руси в последней четверти 17-го века. Её появление связано с приездом киевских певцов, приглашённых ко двору Алексеем Михайловичем в 1652 году, исполнявших новомодные партесные концерты. За пару десятилетий нотация укоренилась на отечественной почве, кроме партесного многоголосия ей были перезаписаны и знаменные, и строчные певческие книги, а также светские жанры (канты, псальмы и др.).

Развитие нотной записи

Несмотря на эволюцию нотного письма, григорианский хорал по сей день записывается по тому принципу, которым руководствовался Гвидо Аретинский в XI столетии — на четырех строчках. Учитывая небольшой диапазон песнопений, в пятой строчке нотоносца не было необходимости. Примечательно то, что при записи обозначается лишь приблизительное местоположение звука, а точная длительность не указана вовсе. Ключ показывает начальную ступень, которая служит отправной точкой для дальнейшего пения.

Однако такой способ изложения появился не сразу. Поначалу церковные произведения записывались без нот в тонариях и градуалах, которые представляли собой памятки для исполнителей и сборники гимнов. В X веке появляется невменная нотация — фиксирование музыки при помощи специальных обозначений, подставляемых в тексте. В XII столетии получает широкое распространение более совершенная нотация — квадратно-линейная. В ней появляется отображение ритмического рисунка, а направление мелодического движения становится более определенным. Теперь исполнители точно понимали, сколько нужно выдерживать очередную ноту.

Источники

  • Браун, А. Питер (2002). Первый золотой век Венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Издательство Индианского университета . ISBN .
  • Чеонг, Вай-Линг (октябрь 2010 г.). «Plainchants как цветное время в Couleurs de la Cité Céleste Мессиана ». Темп . 64 (254): 20–37. doi10.1017/S0040298210000392 . S2CID   .
  • Дингл, Кристофер (апрель 1995 г.). «Очарование и простота: последние произведения Мессиана». Темп (192): 2–7. doi10.1017/S0040298200004058 .
  • Дингл, Кристофер (2013). Последние произведения Мессиана . Издательство Ашгейт. ISBN 978-0754606338.
  • Финшер, Людвиг (2016). «Симфония и кредо художника: Камиль Сен-Санс и его Третья симфония» . В Ноулз, Джон (ред.). Critica Musica: Очерки в честь Пола Брейнарда . Рутледж . стр. 97–124. ISBN .
  • Флорос, Константин (1981). «Симфония Zu Mahlers Fünfter». Густав Малер: Симфония № 5 (примечания на обложке) (на немецком языке). Чикагский симфонический оркестрКлаудио Аббадо . Гамбург: ПолидорDeutsche Grammophon . стр. 1–3. 427 254-2.
  • Хартен, Уве. 1996. Антон Брукнер. Эйн Хандбух . Зальбург: Residenz Verlag. ISBN 3-7017-1030-9 . 
  • Хортон, Джулиан (2013). Кембриджский Компаньон Симфонии . Издательство Кембриджского университета . ISBN .
  • Лейхтлинг, Аврохом (2009). «Джозеф Иоахим Рафф: Ein feste Burg ist unser Gott (Могучая крепость — наш Бог), Увертюра к драме о Тридцатилетней войне, op.127 (1854 / rev.1865)» . www.raff.org .
  • Парри, Хьюберт ; Мартино, Рассел (1900). «Хорал»  . Ин Гроув, Джордж ; Фуллер Мейтленд, Джон Александр (ред.). Словарь музыки и музыкантов . Лондон: Макмиллан. п. 351 и Приложение, стр. 588–590.
  • Перри, Джеффри (1993–1994). «Реквием по Реквиему»: О реквиемных песнопениях Стравинского . Музыкальный симпозиум колледжа . 33–34: 237–256.
  • Прассль, Франц Карл (2001). «Хоровой» . Oesterreichisches Musiklexikon онлайн . Проверено 25 октября 2017 г.
  • Роман, Золтан (1981). «Малер: Симфония № 5». Густав Малер: Симфония № 5 (примечания на обложке). Чикагский симфонический оркестрКлаудио Аббадо . Гамбург: ПолидорDeutsche Grammophon . стр. 4–5. 427 254-2.
  • Сати, Эрик (15 мая 1914 г.). «Предисловие» и «Хоровой неаппетит». Спорт и развлечения (автограф композитора).
  • Шлеттерер, Ганс Михаэль (1886). «Николай, Отто»  . Allgemeine Deutsche Biography . Том. XXIII. Historische Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften de . стр. 598–607.
  • Смит, Дэвид Х .; Траут, Дон (2011). «Эскизы Стравинского к Большому хоралу». Интеграл . 25 : 89–120.
  • Сомфаи, Ласло (1972). Симфонии духовых инструментов (1920): наблюдения за органической конструкцией Стравинского». Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae . 14 : 355–383.
  • Штраус, Джозеф Н. (лето 1997 г.). «Бэббит и Стравинский в сериале «Режим» . Перспективы новой музыки . 35 (2): 17–32. doi10.2307/833640 . JSTOR   .
  • Уилл, Ричард (2002). Характеристическая симфония в эпоху Гайдна и Бетховена . Издательство Кембриджского университета . ISBN .
  • Загер, Дэниел (2006). Музыка и богословие: очерки в честь Робина А. Ливера . Пугало Пресс. ISBN .
  • Зан, Йоханнес (1889–1893). Die Melodien der deutschen evangelischen Kirchenlieder . Том. I–VI. Гютерсло: Бертельсманн .
  • ван Зволь, Корнелис. 2012. Антон Брукнер 1824–1896: Leven en werken . Буссум: ТОТ. ISBN 978-90-6868-590-9 . 

Антифонарий Харткера: сборник григорианских хоралов

Время и место создания

Конец X — начало XI веков, Священная Римская империя.

Что содержит

Годовой цикл церковных распевов в традиции григорианского хорала.

Где хранится

Кодекс разделен на две рукописи, обе хранятся в библиотеке Санкт-Галленского монастыря, Швейцария (шифр Cod. Sang. 390–391). Электронное факсимиле можно посмотреть здесь.

Целью реформы была унификация церковного обряда и богослужения на всей территории огромной империи и вытеснение локальных певческих традиций (на тот момент основных насчитывалось пять: амвросианская в Милане, староримская в Риме, мосарабская в Испании, галликанская во Франкии и беневентанская на юге Италии).

Повсеместное распространение хорала в Европе заняло более двух столетий. Вместе с ним происходило утверждение и первой средневековой формы музыкальной нотации — нéвменной, в которой записывали мелодии распевов.

История и возникновение термина

В раннехристианских литературных источниках григорианский хорал определялся как певческий стиль римского происхождения и назывался cantus romanus или cantilena romana. Впоследствии этот канонизированный свод мелодических напевов получил широкое распространение не только на территории Рима, но и далеко за его пределами.

Название хорала происходит от имени Григория I Великого (540-604 гг. н. э.) Но термин принят спустя 300 лет после его смерти. Также Григорию Великому нередко приписывается авторство песнопений. Однако это неверно. Безусловно, он внес значительный вклад в развитие музыкальных католических традиций, но не сочинял произведения самостоятельно. Его роль заключалась исключительно в отборе и редактировании напевов, которые впоследствии стали фундаментом. Папа Григорий Великий, который также известен под именем Двоеслов, утвердил основную структуру, систематизировал проведение католических богослужений, упорядочил по датам церковного года христианские мелодии и тексты для духовного чтения.

Принято считать, что григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья. Однако корни этой традиции уходят значительно дальше – еще ко временам поздней Античности. Именно тогда на Ближнем Востоке начали образовываться первые христианские общины. Предпосылкой для создания и распространения этого жанра послужило желание папской власти упорядочить музыкальную сторону богослужения.

Кодекс Шантильи: изощренная полифония королевского двора

Время и место создания

Рубеж XIV–XV веков, Франция.

Что содержит

Полифонические произведения второй половины XIV века в стиле ars subtilior.

Где хранится

Музей Конде во французском городе Шантильи (шифр Ms. 564). Выложен в сеть, загрузить можно здесь.

Ars subtilior буквально означает «более тонкое искусство». Оно возникло во второй половине XIV века в результате экспериментов группы композиторов — Бода Кордье, Якоба Сенлеша, Жана Кювелье, Филипокта Казертского и др.

Большое количество произведений в стиле ars subtilior содержится в Кодексе Шантильи.

Они написаны в светских жанрах мотета, рондо́, баллады и поражают своей ритмической изощренностью и сложностью вокальных аранжировок.

Винчестерский тропарь: начало европейской полифонии

Время и место создания

Первая половина XI века, Англия.

Что содержит

Более 160 двухголосных полифонических произведений — оргáнумов.

Где хранится

Винчестерский тропарь разделен на две рукописи. Одна хранится в Оксфорде в Бодлианской библиотеке (шифр Ms. Bodleian 775). Другая принадлежит собранию колледжа Корпус-Кристи в Кембридже (шифр Ms. 473). Посмотреть их можно здесь и здесь.

Тропарем в литургической традиции называется сборник с тропами — краткими вокальными вставками, которые присоединялись к традиционным григорианским хоралам. Винчестерский тропарь — это старейший в Европе сборник, включающий в себя полифонические (многоголосные) произведения. Происхождение сборника связывают с английским Винчестерским собором, возведенном и освященном в XI веке. Содержащиеся в тропаре произведения получили названия органумов.

Антифон «Сауле, Сауле»

В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.


Фрагмент листа из итальянского антифонария 14-го века. (Музей им. Андрея Рублёва)

Большой двухсторонний лист пергамента с латинскими песнопениями на квадратных нотах являлся частью певческой книги католического обихода. Он содержит григорианские хоралы из службы апостолу Павлу. Антифон «Сауле, Сауле» передаёт разговор будущего апостола с богом на пути в Дамаск, когда господь остановил преследователя христиан одним своим словом:

— Савл, Савл, что ты гонишь меня?

— Кто ты, господи?

— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.

Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.

«Кантиги святой Марии»: жемчужина короны Альфонсо Мудрого

Время и место создания

Вторая половина XIII века, Испания.

Что содержит

Около ста тридцати кáнтиг — одноголосных композиций на галисийско-португальском языке.

Где хранится

Библиотека Эскориала, Мадрид (шифр Ms. To. 10069). Электронное факсимиле можно посмотреть здесь.

В правление короля Альфонсо X Мудрого (1252–1284) испанские королевства Кастилия и Леон переживали культурный подъем. Альфонсо покровительствовал искусствам и наукам, писал стихи и трактаты, за что получил прозвище el Sabio, «Мудрый». При этом монархе был также создан музыкальный кодекс, посвященный Деве Марии. Наиболее ранняя рукопись сборника, получившего название «Кантиги святой Марии», была составлена в Толедо около 1275 года и содержит почти 130 произведений. Всего написано более четырех сотен кантиг на галисийско-португальском, языке поэзии и музыки в средневековой Испании. В них воспевались чудеса Богоматери, небесной покровительницы Альфонсо.

Музыкальные особенности григорианики

Классическое пение в этом жанре подразумевает близкое к разговорной речи одноголосие с элементами речитатива. Со временем стиль немного менялся под влиянием ладов народной музыки. Отдельные исполнители вносили собственные интонационные обороты и мелодические украшения, обогащая классическую структуру церковных гимнов.

Основу католического напева составляет текст молитвы или хвалебного текста. Музыка опирается исключительно на слова богослужения. Однако есть некоторые особенности. По типу мелодического изложения григорианские хоралы можно разделить на несколько групп:

  • силлабические — каждый слог сопоставляется с музыкальным тоном, что позволяет добиться четкости восприятия речитатива;
  • невматические — возможны распевы одного слога на две или три ноты; это помогает достигнуть легкости и непринужденности;
  • мелизматические — особый тип исполнения, в котором допускается импровизация, а количество распеваемых нот на каждый слог не ограничивается какими-либо правилами.

Послушайте и сравните григорианские хоралы:

Песнопение «Alleluia. Magnus Dominus» относится к мелизматическому типу изложения мелодики.

Это произведение отличается импровизационностью и относительной свободной в сравнении с более ранними аскетичными творениями католических монахов.

А теперь представлен невматический тип мелодического исполнения. Это офферторий «Populum humilem».

Он отличается легкостью восприятия текста и строгостью.

Однако разграничения по стилям весьма условны. Каждый отрывок можно охарактеризовать, опираясь лишь на преобладание определенного сопоставления нот и слогов. Разделение мелодических отрезков строго соответствует границам смысловых отрывков текста.

Антифонарий — свод песнопений Григория Великого

В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.

Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.


«Григорий Великий». Карло Сарачени, ок. 1610. (Wikimedia Commons)

Термин «антифонарий» впервые возник в конце 8-го века. Поначалу книга была ненотированной, её мелодии передавались изустно. Во второй половине 9-го века появилась невменная нотация. Антифонарии отражали региональные особенности богослужения.

Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические

Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.

Знаменитые распевы

Многие европейские и русские композиторы использовали григорианские хоралы в качестве основной темы для своих произведений. Одним из самых известных считается Dies Irae, что в переводе значит «День гнева». Автор хорала неизвестен, но первые упоминания датируются серединой XIII века. Тема этого песнопения послужила основой для импровизационной разработки произведений таких композиторов как Верди, Моцарт, Рахманинов, Брамс, Берлиоз, Лист и многих других.

Еще один знаменитый григорианский хорал — Ave Maria. Традиционное католическое богослужение включало несколько вариантов распева этого текста. Одно из самых известных в дальнейшем использовалось многими композиторами, в том числе Бахом, Шубертом и Верди.

По мнению преподавателя григорианики в Эссенском университете искусств Штефана Клекнера это направление нельзя назвать устаревшим. Строгие католические песнопения обладают простотой и красотой, что позволяет «очистить слух». На вопрос «Почему григорианский хорал приобрел такую популярность?» профессионал отвечает, что для многих такие мелодии стали неким успокоительным средством. Благодаря чему католические распевы можно смело назвать музыкой будущего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: