Клоунада как цирковое искусство

Введение

Пребывание ребенка в условиях лечебно-профилактического учреждения практически всегда — кризисная ситуация . Под кризисом мы понимаем переломный момент жизни, для которого характерна временная неспособность человека справиться с возникшей неизбежной проблемой с помощью привычных средств. Длительное пребывание в больнице, болезненные процедуры, оперативные вмешательства, нахождение в отдаленности от дома, относительная (иногда полная) изоляция от сверстников и родственников нередко ведут к развитию синдрома госпитализма — совокупности психических и соматических расстройств, обусловленных длительным нахождением ребенка в стационаре. Но даже и при кратковременном пребывании дети переживают изолированность от привычной окружающей обстановки, относятся к медицинским обследованиям с опаской и тревогой. Нередко им трудно поделиться своими проблемами с врачом и воспитателем — во время бесед они пассивны, держатся обособленно и сдержанно. К большому сожалению, не во всех отделениях предусмотрены квалифицированные психологи, в некоторых стационарах нет даже воспитателей. Работа по адаптации ребенка к психотравмирующим факторам госпитализации не проводится. Таким детям необходима помощь в социализации, при этом работа должна осуществляться как с ребенком, так и с его родителями. Частично эти функции выполняет врач. Хотя следует отметить, что он, по долгу своей профессиональной деятельности, уделяет больше внимания лечению заболевания.

Одним из методов психосоциальной реабилитации детей, находящихся в стационарах, является больничная клоунада. Язык клоунады включает в себя многое: игру, юмор, смех. Именно этими способами коммуникации располагает к себе ребенка больничный клоун. Под игровой терапией здесь понимается динамическая система отношений между ребенком и терапевтом (больничным клоуном), обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог более полно выразить и исследовать собственное «я» (чувства, мысли, поступки) . Игровая деятельность дает возможность детям «проиграть» свои чувства, проблемы точно так же, как взрослый человек «выговаривает» свои трудности в процессе психотерапии .

L. Linge отмечает, что помощь, оказываемая больничными клоунами, позволяет ребенку выйти за границы обыденного (создает волшебную зону безопасности и комфорта), развивает волю и перспективу желаний ребенка. Это безвозмездная помощь во всех смыслах — радость без требований, веселье без условий. Эта помощь отвлекает ребенка от медицинских манипуляций, тревоги и боли .

Больничная клоунада — особый вид социально-психологической реабилитации детей в больничном учреждении методами арт-терапии и игротерапии, осуществляющий систему психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния детей, устранение тревоги и страхов. Это не драматическое актерское искусство, не цирковой и не эстрадный жанр, это новая профессия со своей, только ей присущей спецификой.

Организация больничной клоунады в лечебных учреждениях направлена на создание позитивной атмосферы для детей, нуждающихся в адаптации и психологической поддержке, является важным аспектом профилактики развития синдрома госпитализма и благоприятствует выздоровлению ребенка .

Слайд 10Клоунаду можно назвать наиболее демократическим жанром. Ее истоки – в выступлениях

странствующих артистов, в разных странах носящих разные названия (Россия – скоморохи, Франция – жонглеры, Германия – шпильманы, Польша – франты, Средняя Азия – масхарабозы и т.д.). Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.» В их выступлениях сочетался грубоватый юмор, ставящий своей целью потешить, рассмешить зрителей, со злободневными сатирическими элементами.

Слайд 6Специализацию клоунов можно подразделить на: – клоунов-буфф, исполняющих

разговорные или мимические сценки; – коверных клоунов, заполняющих шуточными сценками паузы в представлении, когда униформисты готовят манеж к следующему номеру; – музыкальных клоунов, играющих на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющих куплеты под собственный аккомпанемент; – клоунов-дрессировщиков; – клоунов-акробатов.

Коверный -это клоун,который заполняет паузу между различными цирковыми номерами. И таких клоунов стали звать «коверный»,либо «клоун у ковра»,а также их называют- Рыжий. И такая должность появилась в цирке еще во второй половине девятнадцатого века.

Формирование клоунады как самостоятельного жанра

Клоунада как самостоятельный жанр сформировалась на рубеже 18–19 вв. в лондонских комедийно-фарсовых театрах «Друри-Лейн», «Ковент-Гарден», «Сэдлерс-Уэллс». Во многом это произошло благодаря творчеству английского комика Дж. Гримальди. Роберт Купер. Портрет Джозефа Гримальди. 1822 г. Британский музей, Лондон. The Trustees of the British Museum. CC BY-NC-SA 4.0

В 1806 г. он выступил на сцене театра «Ковент-Гарден» в пантомиме Ч. Дибдина «Арлекин и матушка гусыня, или Золотое яйцо» в роли Клоуна – вороватого, проказливого персонажа; эта роль принесла артисту огромную популярность и стала основной в его творчестве. Возможно, имя персонажа и яркая буффонадная манера игры артиста послужили причиной того, что большинство исследователей считают Гримальди основоположником жанра. Почти одновременно, в первые десятилетия 19 в., в парижском театре «Фюнамбюль» в образе Пьеро выступал комик-мим Ж.-Г. Дебюро, оказавший значительное влияние на становление клоунады. Именно он создал узнаваемый костюм этого персонажа, дошедший без принципиальных изменений до 21 в. Таким образом, первоначально принципы жанра клоунады формировались на театральных сценах.

В первых стационарных цирках Европы клоуны появились как комические персонажи конных сцен. Первым цирковым зданием Нового времени принято считать лондонский амфитеатр Ф. Астлея – здание с круглой ареной для цирковых зрелищ. Здесь выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника. Впоследствии эта сцена стала классической клоунадой, существующей и в современном цирке. В середине 19 в. клоуны заняли самостоятельное место в цирковых программах. Наиболее заметные фигуры этого периода: Ж.-Б. Ориоль во Франции, Т. Кемп в Великобритании, Фортунелли в Италии, Кватлиц в Германии, Луи Виоль, Валериан Яковлев, Н. Я. Филиппов в России. Этапным событием стало появление в 1870-х гг. клоунской маски Августа (Рыжего), а позднее и клоунских дуэтов – Августа и Белого клоуна.

О цирковом жанре

Клоунада — цирковой жанр, состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады.Истоки клоунады — в народных фарсах. Традиционная маска Белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского и английского площадного театров, Рыжего клоуна — от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между нарядным и самоуверенным Белым клоуном и неловким, нелепым Рыжим клоуном, строится так называемое антре, в котором победителем обычно бывает Рыжий.В драматургии 20-го века клоунада часто используется не в развлекательных целях, а как эстетическая антитеза серьезным вопросам духовного, социального и философского характера, поставленных режиссёром или драматургом. Так к эстетике клоунады прибегали великие абсурдисты — С.Беккет «В Ожидании годо», Сл.Мрожек «Танго», В. Гомбрович «Венчание», «Ивонна, принцесса Бургундская», А. Жарри «Король Убю» и другие.

Немного из истории клоунады

Существует три разновидности клоунады: разговорная, музыкальная и беззвучная (та самая пантомима) и, следовательно, три вида клоунов: артист разговорного жанра,музыкальный клоун и мим.

Выступать они могут совершенно разными способами: по одному, дуэтом или группой.

Если заглянуть далеко в прошлое, можно увидеть зарождение клоунады: она берет свои истоки из европейского искусства придворных шутов. А извечные образы Арлекина и Пьеро послужили прототипом Рыжего и Белого клоуна. У первого клоуна обычно была какая-то акцентная черта: наивность; флегматичность или хитрость, а Белый клоун, как правило, выступал как пародист, заполнял паузы и брал на себя всю комедийную нагрузку.

Окончательные образы двух клоунов и их дуэт сложились в 1870-х годах. В выступлении считывалось яркое социальное противостояние, где Белый клоун — глупый хозяин, а Рыжий — хитрый слуга.

Кирилл Устинов, 24 года

арт-школа авторской песни

У меня был один дисковый плеер и один диск. До сих пор помню все 15 треков, которые там были: Crazy Frog, Братья Гримм, Кустурица, Серега. Мне было больно это слушать, но я слушал, потому что ничего другого не оставалось.

Но как-то раз мой дворовый друг перекачал мне по ик-порту своего музла. Мы с ним вот так с двумя телефонами провели весь день — утром встретились, вечером разошлись.

Я прям захотел сыграть «Лесника». Я представлял себя рок-звездой, которая играет что-то подобное на сцене.

Вскоре я узнал, что мой одноклассник тоже любит Короля и Шута, и у него был целый диск со всей их дискографией. Я скопировал и знал все их песни наизусть. Тогда я окончательно осознал, что есть не только попсовый мир, есть мир крутых авторов и музыкантов. И мне захотелось к нему каким-то образом приблизиться.

В итоге я начал писать песни. Сначала я писал по наитию, потом пришло осознание, что песня — такое же целостное произведение, как фильм или книга. А самые гениальные произведения те, из которых ты не можешь убрать ни ноту, ни кадр — ничего. Этим я и руководствовался.

Второй момент — рифма. Мне неинтересно искать рифму там, где она очевидна. Это не значит, что теперь мы никогда не будем рифмовать кровь и любовь, но это значит, что в песне должно быть очень серьезное основание для этой рифмы.

Третий момент — мне нравится писать текст так, чтобы каждая строчка была наполнена каким-то смыслом.

Большинство своих самых крутых текстов я написал до 20 лет, до загонов. Потом жизнь усложнилась, к тому же я начал заниматься социальным проектированием, студенческими проектами, был председателем студсовета, и под тяжестью этой деятельности у меня сильно притупилась творческая жизнь. Для того чтобы заниматься творчеством, надо вести творческий образ жизни — раздолбайский, то есть не думать, что вокруг тебя происходит, а пропускать это через себя.

Но ты же не можешь так жить, не можешь не думать о событиях и проблемах. И творчеством не заниматься тоже не можешь. Тогда постепенно приучаешь себя работать.

Литература

  1. Долженкова М.И. Больничная клоунада в структуре технологий социокультурной реабилитации// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 21. — № 8. — С. 84-94. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-84-94.
  2. Казинс Н. Анатомия болезни. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
  3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  4. Мазайлова Т.А., Сиротина Т.В. Основы паллиативной помощи. — Барнаул: АлтГУ, 2015.
  5. Ольшанский В.М. Путь клоуна. История смехотерапии. — М.: Зебра Е, 2013.
  6. Сахно Л.В., Поздняк В.В., Уваров Н.А., и др. Сме-хотерапия — механизм партисипативности (родитель — врач — пациент) в социально-психологической реабилитации детей, находящихся в стационаре // Медицина: теория и практика. — 2019. — Т. 4. — №S. — С. 500-501.
  7. Трутаева Л.Н., Седов К.С., Александрова К.О. Больничная клоунада как психотерапевтический метод коррекции у детей старшего возраста // Медицинский совет. — 2013. — № 2. — С. 119-120.
  8. Agostini F., Monti F., Neri E. et al. ParentaL anxiety and stress before pediatric anesthesia: a piLot study on the effectiveness of preoperative cLown intervention. J Health Psychol. 2014;19(5):587-601. https:// doi.org/10.1177/1359105313475900.
  9. Dionigi A., Sangiorgi D., FLangini R. Clown intervention to reduce preoperative anxiety in children and parents: a randomized controlled trial. J Health Psychol. 2014;19(3):369-380. https://doi. org/10.1177/1359105312471567.
  10. Bains G., Berk L., Lohman E., et al. Decrease in InfLammation (CRP) and Heart Rate Through MirthfuL Laughter. FASEB J. 2017;31(1S).
  11. Bennett M. P., Zeller J. M., Rosenberg L., McCann J. The effect of mirthful laughter on stress and natural killer cell activity. Altern Ther Health Med. 2003;9(2):38-45.
  12. Berk L., Prowse M., Bains G., et al. Humor-associated Laughter affects appetite hormones. FASEB J. 2010;24(1S).
  13. Berk L. S., Tan S. A. -Endorphin and HGH increase are associated with both the anticipation and experience of mirthful laughter. FASEB J. 2006;20(4).
  14. Berk L. S., Tan S. A., Fry W. F., et al. Neuroendocrine and Stress Hormone Changes During Mirthful Laughter. Am J Med Sci. 1989;298(6):390-396. https://doi. org/10.1097/00000441-198912000-00006.
  15. Dvory A., Goshen Y., Ruimi S., et al. Dream Doctor Intervention Instead of Sedation: Performing Radio-nuclide Scanning Without Sedation in Young Children: A Study in 142 Patients. J Altern Complement Med. 2016;22(5):408-412. https://doi.org/10.1089/ acm.2015.0090.
  16. Ford K., Courtney-Pratt H., Tesch L., Johnson C. More than just clowns — Clown doctor rounds and their impact for children, families and staff. J Child Health Care. 2014;18(3):286-296. https://doi.org/ 10.1177/1367493513490447.
  17. Goldberg A., Stauber T., Peleg O., et al. MedicaL cLowns ease anxiety and pain perceived by chiLdren undergoing allergy prick skin tests. Allergy. 2014;69(10): 1372-1379. https://doi.org/10.1111/all.12463.
  18. Dean R. A., Gregory D. M. Humor and laughter in palliative care: an ethnographic investigation. Palliat Support Care. 2004;2(2):139-148. https://doi.org/10.1017/ s1478951504040192.
  19. Linge L. Magical attachment: Children in magical relations with hospital clowns. Int J Qual Stud Health Well-being. 2012;7. https://doi.org/10.3402/qhw. v7i0.11862.
  20. Meiri N., Ankri A., Hamad-Saied M., et al. The effect of medical clowning on reducing pain, crying, and anxiety in children aged 2-10 years old undergoing venous blood drawing — a randomized controlled study. Eur J Pediatr. 2016;175(3):373-379. https://doi. org/10.1007/s00431-015-2652-z.
  21. Meiri N., Ankri A., Ziadan F., et al. Assistance of Medical Clowns Improves the Physical Examinations of Children Aged 2-6 Years. Isr Med Assoc J. 2017;19(12): 786-791.
  22. Polak P. The crisis of admission. Soc Psychiatry. 1967;2:150-157. https://doi.org/10.1007/BF00578050.
  23. Redman J. How many kids can a clown hug at one time? The Hospital Clown Newsletter. 2008;11(4): 16-17.
  24. Spielberger C. D., Gorsuch R. L., Lushene R., et al. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto: Consulting Psychologists Press; 1983.
  25. Tarsitani L., Biondi M. Development and validation of the VRS, a rating scale for rapid stress assessment. . Medicina psicosomatica. 1999;44:163-177.
  26. Wolyniez I., Rimon A., Scolnik D., et al. The Effect of a Medical Clown on Pain During Intravenous Access in the Pediatric Emergency Department. Cli-ni Pediatr. 2013;52(12):1168-1172. https://doi. org/10.1177/0009922813502257.

Театральная клоунада и причем здесь Слава Полунин?

В 20 веке широко распространяется театральная клоунада. Театральная клоунада — это чаще всего импровизационное представление с вовлечением в шоу зрителя

Настоящий клоун обращает внимание на детали, он реагирует на любое движение извне и делает из этого целое представление

Лидером театральной клоунады становится Слава Полунин, клоун, поклонник Чарли Чаплина и просто дурак. Чтобы вы знали дурак — это далеко не ругательство, и Полунин даже организовал Академию дураков, в которую вступили самые творческие и глубокомыслящие люди: Михаил Жванецкий, Григорий Данелия, Борис Гребенщиков, Валентин Гафт и многие другие.

Дурак — это человек, умеющий удивляться, восхищаться и изумляться; он доверчивый и непосредственный. Дурак — это человек, который сохранил в себе умение мечтать!

Юлия Вяткина, 30 лет

арт-школа циркового искусства

Мне родители говорили: «Юль, иди в театральный». Но я их не слушала. Мне казалось, что актер или режиссер — это супербесполезная профессия. Что я потом буду делать? Так что я выучилась на лингвиста и несколько лет работала переводчиком, то есть пошла по пути, когда ты сначала получил какое-то образование, удовлетворился тем, что ты умный, и после позволил себе быть просто красивым.

Но произошло это случайно. Мне подкинули книгу по уличным театрам, я ее перевела и во все это влюбилась. Пришла к ребятам, которые мне книгу заказали, и плавно перетекла в новую сферу — они увидели во мне «своего» и позвали работать в качестве артистки и параллельно копирайтера.

В течение пяти лет я перенимала их опыт, училась быть артистом-импровизатором, перформером, клоунессой, помощницей режиссера. Потом пробовала себя как режиссер в самостоятельной постановке уличного шоу. И после всего этого меня позвали помощником режиссера в цирковой проект «Изобретатели велосипедов».

«Изобретатели велосипедов» на то и изобретатели велосипедов, что здесь практически каждый член команды занимается «не своим» делом. Например, один из наших артистов флейтист, другой — барабанщик. Наш режиссер, Анна Березина, перкуссионист. Чисто цирковых у нас по пальцам пересчитать.

Человеку приходится быть мультиинструменталистом, ему приходится подстраиваться, осваивая новые профессии, зачастую, казалось бы, несовместимые.

Я за свою жизнь успела побыть конструктором одежды, копирайтером, мебельным мастером. И все это очень помогает в цирке, потому что вам нужно и костюмы шить, и декорации делать, и писать анонсы. И это очень круто, когда ты можешь во всем поучаствовать. Возникает такое детское всежелание: а тут я буду шить, а еще я инженер, а еще я режиссер. И ты выдумываешь эти миры, в которых ты профессионал во всех сферах, везде эксперт. И оно раз — и вроде складывается.

Прямо сейчас мы готовимся к фестивалю «Тавриды» — дорабатываем и тестируем новый цирковой аппарат, который придумала и сконструировала Анна Березина еще несколько лет назад. Это сцена, которая движется за счет шести унициклов, в центре установлен пилон. Сцена может быть подвижной, может — статичной, там могут быть пилонисты, эквилибристы, все это можно подсвечивать — делай что хочешь.

Изначально идея была в том, чтобы музыканты находились в сцепке с унициклистами и играли на музыкальных инструментах — их унициклы были приварены к платформе, и ребята могли не переживать за сохранность своих ног и рук. Но к моменту, когда платформа была сделана, все музыканты научились кататься на унициклах и параллельно играть.

А решили соединить музыку и цирк, потому что, как я уже сказала, многие здесь с музыкальным образованием, а сидеть и играть в оркестре — это скучно, хочется какого-то драйва. Так и пошло.

«Изобретатели велосипедов» — это новый цирк. А новый цирк — это про слияние, диффузность разных историй. Тут у тебя проверенные цирковые приемы, а здесь музыка, а здесь глубокие тексты и так далее. Новый цирк дает больше пространства и тем, на которые ты можешь говорить.

Слайд 29Белый клоун всегда разумел и логичен. Рыжий же — нелеп, глуповат,

неуклюж, он все делает невпопад, он является предме­том насмешки. И какой бы сюжет ни разыгрывали Белый и Ры­жий, в его основе всегда лежит конфликт их характеров. Рыжий постоянно стремится обмануть, перехитрить Белого. Но, даже когда они выступают не вместе, а создают сольные номера, эти черты основных клоунских масок сохраняются.Поскольку Рыжий несет основной смеховой эффект в парной кло­унаде, может показаться, что он в паре — главный

Но суть в том, что наиболее ярко, заразительно, смешно выступление Рыжего проходит только тогда, когда находящийся рядом Белый всем сво­им поведением (а если есть, то и текстом) оттеняет поведение Ры­жего и как бы сосредоточивает внимание зрителей на последнем.Эти две маски всегда контрастны, что выражается не только в гриме и костюме, но в их характерах, устремлениях, системе жизненных ценностей персонажей, их взгляде на мир.

Каково жалованье актера в странах ближнего и дальнего зарубежья?

Работа за рубежом для клоуна в большинстве случаев организована на контрактной основе.

Рассмотрим выручку специалистов в разных странах мира:

  • Белоруссия. Цирковое искусство в стране развивается с конца 19-го столетия. В Белорусском государственном цирке штатный клоун зарабатывает до 800 б. рублей в месяц (408 долларов) + гонорары за гастроли. Гомельские коллеги получают за 1 выступление до 50 баксов. Выезд в страны Восточной Европы приносит артистам неплохую выручку.
  • Казахстан. Наиболее известным цирком в стране является «Павильон цирка дю Солей». Именно сюда мечтают попасть лучшие артисты. Ведь даже начинающий клоун здесь зарабатывает до 65000 тенге в месяц (195 у.е.), а профессионал — до 277000 тенге (834 доллара). Конкуренцию может составить разве что Астанинский цирк, где штатный клоун имеет жалованье в 400 баксов в месяц;
  • США. Главной изюминкой американского цирка «Ringling Brothers And Barnum & Bailey» является выступление слонов, которые в огромном количестве выпускаются на сцену. Между программами артистов и животных выступают профессиональные клоуны. Виртуозные мастера юмора и сатиры имеют прибыль до 4500 баксов в месяц;
  • Китай. Китайский государственный цирк знаменит своими постановочными сценами по боевым искусствам. Ремесло формировалось еще со времен императорских дворцов. Титулованный и опытный клоун имеет фиксированный оклад в Пекине от 1500 долларов. В акробатическом цирке «Золотой лев» коллеги зарабатывают свыше 2000 баксов.
  • Канада. «Цирк солнца» поражает своими масштабами проведения. Пять континентов знакомы с синтезом восточного и западного искусства. Профессиональный клоун здесь зарабатывает до 60 тыс.$ в год;
  • Австралия. «Оз» — это гордость Мельбурна. Уникальные и изящные спектакли успешно себя проявили в период мирового турне. Зарплата трудоустроенного клоуна в компании составляет 5000 долларов в месяц + премиальные за ненормированный график в период турне.

Слава Полунин

В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона.

Клоунский нос — это интимно

Среди клоунов бытует негласное правило: чужой нос трогать нельзя. Это табу, взять чей-то красный нос — это как почистить зубы чужой щеткой. Кстати, и носы эти настоящие клоуны создают себе самостоятельно из подручных материалов.

Бытует легенда, что красный нос стал символом клоунады в 1860 году, когда немецкий цирковой артист Том Беллинг случайно упал на сцене и разбил себе нос, из него пошла кровь, и нос стал красный. Так и родился стереотип о глупом, неуклюжем клоуне с красным носом.

Также существует мнение, что красный нос формирует образ пьяницы, который ходит и творит разную кутерьму.

Вместо вывода

Таким образом, архетипический образ клоуна в наше время имеет главнейшее значение для общества. Занимая место трикстера и культурного героя, этот вывернутый наизнанку архетип обладает большой функциональностью для любого рода власти. С одной стороны, клоун отражает действительность как она есть, суммирует в себе культурные процессы брожения, а с другой – является мощнейшим инструментом воздействия на сознания людей посредством кино, новостей и создания нового мифа, где центральное место героя занимает «искалеченный человек в маске».

Как варианты выхода из такой социальной деменции видятся два пути:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: