Абай кунанбаев: биография, годы жизни, творчество, произведения

Память

  • Дом-музей Абая Кунанбаева в Семее и Лондоне
  • Памятники Абаю Кунанбаеву установлены в Алма-Ате, Семее, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Стамбуле, Тегеране, Ташкенте, Москве, Пекине
  • Имя Абая Кунанбаева носят города и села в Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской Южно-Казахстанской области
  • Улицы и проспекты имени Абая Кунанбаева расположены в Баку, Алма-Ате, Актобе, Орске, Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и многих других городах
  • С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта
  • В честь Абая назван ледник в Джунгарский Алатау и на Заилийском Алатау
  • В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
  • Именем Абая назван Культурно-досуговый Комплекс в Актау.
  • Изображение Абая Кунанбаева на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге
  • 1938 — Роман «Абай» (авторы Мухтар Ауэзов и Леонид Соболев)
  • 1942-1956 — Роман в 4-х томах «Путь Абая» (автор Мухтар Ауэзов)
  • 1945 — Фильм «Песни Абая» (актер Калибек Куанышпаев)
  • 1995 — Фильм «Абай» (актер Габиден Турыкпаев)

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Другие произведения Абая Кунанбаева

Кроме «Слов назидания», из-под пера классика вышло 170 стихотворений. Из них наиболее известны четыре произведения, посвященные сезонам года, «Кулембаю», «Управитель начальству рад», любовная лирика «Ты – зрачок очей моих» и другие. На творчество Кунанбаева оказали влияние и великие мастера словесности Востока.

Абай восхищался произведениями Алишера Навои, Фирдоуси, Ибн Сины, Физули, Низами и других. Их мотивы он вплетал в свое творчество. Например, излюбленная на Востоке тема Александра Македонского была интерпретирована Абаем Кунанбаевым в его поэме «Искандер». Но в ней автор вовсе не восхищается великим завоевателем античности, а противопоставляет ему просветителя и мудреца Аристотеля.

Также известны такие поэмы Кунанбаева, как «Сказание об Азиме» и «Масгуд». Абай сделал более пятидесяти переводов на казахский язык произведений русских и европейских поэтов. Этот вклад нельзя переоценить. Ведь таким образом классик приблизил свой народ к сокровищнице мировой культуры. А Европа узнала о Казахстане.

Биография

Для начала стоит коротко рассказать о биографии Абая Кунанбаева.

Родился будущий великий просветитель 10 августа 1845 года в Чингизских междугорьях, в Семипалатинской волости (по современному административному делению – в Восточно-Казахстанской области). Как говорилось выше, является выходцем из знатного рода судей и баев (богатых людей).

Образование началось с посещения муллы, после чего Абай отправился в Семипалатинск, где обучался в медресе, изучая персидский и арабский языки. Параллельно посещал русскую школу, построенную для детей чиновников и военных, проходящих службу на территории Казахстана. Окончив ее, пытался писать первые стихи.

В возрасте 13 лет Кунанбай попытался привить сыну навыки главы рода. Однако уже в 28 лет Абай отказывается от нее, вплотную занявшись самообразованием, общаясь с просвещенными людьми. В первую очередь их роль играли русские политические ссыльные С. Гросс, Н. Долгополов, Е. П. Михаэлис и другие.

Параллельно он много читал – его наставниками, пусть и заочно, стали Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Крылов и другие писатели. Читая переводы на русский язык, он ознакомился с творчеством многих европейских писателей, приобретая тонкий вкус, развиваясь и просвещаясь. Стоит отметить, что он пытался донести европейскую культуру до своего народа. Ярким примером можно назвать конкретный случай. Немецкий поэт Гете написал стихотворение «Ночная песня странника». Лермонтов, впечатленный ее красотой и поэтичностью, перевел и адаптировал на русский язык, создав «Горные вершины спят во тьме ночной». Спустя около полувека его прочитал Абай Кунанбаев. Стих, переведенный им под названием «Горы дремлют в темной ночи» стал народной песней, широко разойдясь среди простых людей.

Скончался в возрасте 58 лет в 1904 году.

24 интересных факта об Абае Кунанбаеве

  1. Абай Кунанбаев (1845-1904) – поэт, композитор, лингвист, переводчик, мыслитель и общественный деятель.
  2. Кунанбаев ставил перед собой цель объединить казахскую, русскую и европейскую культуры на основе просвещенного Ислама.
  3. Абай является талантливым переводчиком. Благодаря ему казахи смогли ознакомиться с творчеством Лермонтова, Гете, Пушкина, Крылова и других писателей (см. интересные факты о Крылове).

  4. Кунанбаев является одним из самых выдающихся реформаторов литературы и культуры в истории Казахстана.
  5. Знаете ли вы, что подлинное имя поэта Ибрагим, тогда как «Абай» считается его прозвищем?
  6. В переводе с казахского «Абай» означает «внимательный» или «осторожный».
  7. У отца Кунанбаева было 4 жены, одной из которых была его мать по имени Улжан Асанова.
  8. Интересен факт, что у самого Абая было 3 супруги, родивших ему 20 детей.
  9. Племянник Абая Кунанбаева, Шакарим Кударбериев, также относится к числу знаменитых казахских поэтов.
  10. В своих произведениях Абай неоднократно иронизировал в отношении традиций родового аула. К примеру, он был «против рабского положения женщин», а также против любого социального унижения и зла.
  11. Любопытно, что свои первые серьезные стихи Кунанбаев написал, когда ему было уже примерно 40 лет.
  12. Кроме писательской деятельности Абай Кунанбаев сочинял музыку, часто перекладывая ее на свои стихотворения.
  13. В Лондоне (см. интересные факты о Лондоне) находится музей, посвященный жизни и творчеству казахского классика.
  14. Кунанбаев начал работать, когда ему едва исполнилось 13 лет. Отец приобщал сына к административной работе.
  15. Абай был одним из основателей первого нормативно-правового документа, написанного на казахском языке.

  16. Кунанбаев неоднократно подвергался травле со стороны российских властей за то, что поддерживал множество диссидентов и опальных писателей.
  17. Интересен факт, что за свою жизнь Абай Кунанбаев сочинил порядка 170 стихотворений и перевел более 50 иностранных произведений на казахский язык.
  18. Поэт ввел в казахское стихосложение инновационные формы рифм и стихосложений, в частности 8-стишных и 6-стишных.
  19. Памятники Абаю Кунанбаеву можно увидеть в Москве, Тегеране, Ташкенте, Стамбуле и многих городах Казахстана (см. интересные факты о Стамбуле).
  20. Кроме стихотворений, перу Кунанбаева принадлежит несколько поэм.
  21. Абая нельзя было назвать бедным человеком. Он имел большие стада верблюдов и баранов, численность которых достигала нескольких тысяч голов.
  22. Абай Кунанбаев изображен на казахской купюре, номиналом в 20 тенге.
  23. Наихудшими человеческими качествами поэт считал лень и отсутствие стремления к чему-то новому.
  24. В честь Кунанбаева назван город Абай, находящийся в Казахстане.

Это были самые интересные факты об Абае Кунанбаеве. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Творчество

Сочинительством начал заниматься в годы учебы в медресе. Кунабаев был разносторонне образованным человеком. Изучал основы логики и мусульманского права в толковании ученых-богословов Востока, исторические труды ат-Табари, Рабгузи, Рашид ад-Дина, татарского историка Ш.Марджани и других. Произведения подписывал именем друга – Кокпая Джантасова. Пика творческой активности достиг к 40 годам, тогда же начал использовать псевдоним Абай.

Кунабаев – автор лирических и сатирических стихотворений, поэм «Масгүт» («Масгуд», 1887 г.), «Әзiм» («Сказание об Азиме»), «Ескендiр» («Александр Великий», 1901 г.). В прозаическом философско-этическом произведении «Гакълия» («Слова назидания») нашли художественное отражение жизнь различных слоев казахского общества того времени, актуальные философско-этические проблемы. В ней Кунанбаев, говоря о татарах, писал, что «…они хорошие солдаты; они хорошие ученики, умеют трудиться». В своих произведениях он призывал казахов не ограничиваться традиционным кочевым скотоводством, а заниматься также земледелием, овладевать ремеслами, получать светское образование. Путь к экономическому процветанию, культуре и прогрессу поэт видел в честном труде на общее благо.

Кунанбаев перевел на казахский язык стихи и поэмы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, И.Гёте, А.Мицкевича и других. Перевод «Письма Татьяны» из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина был положен им на музыку и стал популярной песней. Кунанбаев сочинял музыку и на другие свои стихи. Его песни и мелодии для домбры и кубыза широко известны и в настоящее время. Стихи Кунанбаева распространялись устно и в рукописях, с 1886 г. печатались в еженедельном приложении на казахском языке к газете «Акмолинские ведомости». Первая книга была опубликована в 1909 г.

Произведения Кунанбаева переведены на 60 языков мира, в том числе на татарский. Его художественное наследие оказало влияние на творчество татарских поэтов начала ХХ в. На татарском языке сборники стихов и поэм Кунанбаева были изданы в Казани в 1947 и 1981 гг.

Имя поэта носят город Абай Карагандинской области (с 1961 г.), Алма-Атинский государственный университет, Казахский театр оперы и балета (город Алма-Ата) и другое. В ряде городов Республики Казахстан открыты музеи Кунанбаева.

Литературные достижения

Определенной популярностью пользуются и книги Абая Кунанбаева. В Казахстане, на родине писателя, существует даже особая дисциплина абаеведение, задачей которой является изучение его наследия, поиск скрытых смыслов.

При жизни писателя ни одно из его произведений не было напечатано. Первая книга появилась в 1909 году – ею стал сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева». Впоследствии она дважды переиздавалась в 1922 году, в Казани и Ташкенте.

В последующие годы, начиная с 1933 и по наши дни издавались многие произведения Абая Кунанбаева. Так, в 1940 году вышла книга «Лирика и поэмы», в 1945 году «Избранное». Произведения активно издавались на русском и казахском языках, в Казахской ССР (позже Казахстане) и РСФСР.

Творчество

С подросткового возраста отец приобщал сына к деятельности главы рода, но тот в 28 лет отошел от нее, полностью погрузившись в самообразование. Только к 40 годам им были созданы первые серьезные поэтические произведения.

На формирование его мировоззрения повлияли гуманистические идеи Низами Гянджеви, Алишера Навои, Фирдоуси и других, взгляды русских демократов, труды русских классиков и в целом европейская литература. Он переводил на родной язык Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова, Иоганна Гете и Джорджа Байрона, общался с политическими ссыльными Евгением Михаэлисом, Нифонтом Долгополовым, Северином Гроссом.

Новатор казахской поэзии, некоторое время побывший волостным управителем, ввел новые размеры, рифмы и формы в казахское стихосложение, яркий пример тому — стихотворения, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»). Абай прославился как знаток народной жизни, обычаев и судейских решений и автор сатирических сочинений и поэм, в своих «Словах назидания» высказав просветительские идеи.

Огромное внимание в работах Кунанбаева уделялось нравственному и трудовому воспитанию молодежи, где решающая роль отводилась семье и положительному примеру родителей и старших родственников. В духовном совершенствовании человека особое значение придавалось поэзии и музыке, а благородство зависело от развитости чувства прекрасного

Мыслитель выступал и помогал распространению русской и европейской культуры среди казахов, являлся композитором, оказав влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков.

Личная жизнь

Абай имел трех жен, которые жили не вместе, а в разных аулах. Первая, Дильда, подарившая мужу шестерых детей, происходила из знатного рода и являлась внучкой бия Алшынбая. По соглашению отцов, пара вступила в брак в 15 лет.

Самая любимая супруга — Айгерим (настоящее имя Шукиман), прозванная мужем луноликой красавицей. Она пришла в этот мир на 11 лет позже избранника (свадьба состоялась, когда просветителю исполнилось 30 лет), родила 4 наследников и восходила корнями к национальному герою, защитнику казахов от джунгар Мамай-батыру.

Еркежан стала третьей героиней личной жизни Кунанбаева после смерти своего мужа Оспана в 1892-м, приходившегося ему братом. Общих сыновей и дочерей у них не было.

Абай Кунанбаев с сыновьями Акылбаем и Турагулом / «»

В исторических документах чаще всего упоминается о 4 сыновьях «ювелирного мастера художественного слова». Акылбая (1861–1904), создавшего произведения «Дагестан», «Зулус» и «Жарах», в ранние годы отдали младшей жене Кунанбая. Абдирахман, или Абиш (1868–1895) окончил реальное училище в Тюмени, Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге и умер от туберкулеза.

Магауия, или Магаш (1870 –1904) обучался в Семипалатинске, писал поэмы, служил судьей в родном ауле. Турагул (1875–1934) — общественный деятель партии «Алаш Орда», поэт, писатель и переводчик.

Первые стихотворения

Отроческие годы жизни поэта были наполнены обучением. В это время Абай стремился постичь ораторское искусство, а также больше узнать об обычаях и правилах, по которым жил его народ. Он слушал от сказителей, акынов, народную поэзию. Таким образом начал сочинять свои стихи, перенимая их опыт и умения.

Первые стихотворные строки, в том числе и первый из шедевров под названием «Лето — солнечная пора», он опубликовал не под своим именем, а под именем своего друга, Кокбая Жанатайулы, в 1889 году в газете «Дала уалаяты». После этого он заплатил другу откупную и вернул собственное имя своему творчеству.

Детство и юность

10 августа 1845-го по новому стилю Улжан, одна из четырех жен крупного бая, принадлежащего к местной знати, Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева), подарила мужу сына Ибрагима.

По некоторым сведениям, имя для младенца привиделось отцу во сне, когда к нему явился великий представитель его рода Тобыкты племени Аргын — мыслитель и философ Анет Баба Кишикулы. Однако прославился он под прозвищем Абай («осторожный», «внимательный» или «милый»), данным еще в детстве бабушкой Зере (Токбалой) Бектемиркызы, ставшей первым учителем и воспитателем.

Мнения источников о том, где именно ребенок появился на свет, разошлись. Одни утверждали, что это был город Семей, другие — урочище Жидебай в Чингизских горах, тогда относившееся к Бийскому уезду Томской губернии Российской империи. Дед Оскенбай (Оскембай) и прадед Иргизбай (Ыргызбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.

Получив домашнее образование, будущий основоположник казахской письменной литературы учился в медресе в Семипалатинске, где преподавали восточные языки. Параллельно с этим ученик посещал и русскую школу, где пробовал сочинять стихи, приписывая авторство другу.

Глава семейства поспособствовал развитию в наследнике таких личных качеств, как человечность, целеустремленность и справедливость. От матери, баловавшей старинными поэмами и айтысами акынов, тот перенял остроумие и способность в саркастической форме высмеять людские недостатки.

Происхождение

Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда – известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

Сын Ыргызбая – Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

Отец же Абая – Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку – прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

Память в бонистике и филателии

Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

Топонимы в честь Абая

Еще больше внимания поэту уделено при переименовании русских деревень и маленьких городков, расположенных на территории Казахстана. Десятки населенных пунктов были переименованы в 90-е годы после распада СССР и получения Республикой Казахстан независимости.

Яркими примерами можно назвать Мичуринск, Сухиновку, Интернационал, Авангард, Шавровку. Все эти населенные пункты, основанные русскими переселенцами, впоследствии были переименованы в честь Абая.

Во многих крупных городах Казахстана установлены памятники Абаю Кунанбаеву. Сюда можно отнести Алматы, Астану, Усть-Каменогорск, Семипалатинск.

Практически в каждом крупном городе (и многих мелких населенных пунктах) есть улицы и проспекты Абая – большая часть из них получила новое название уже после обретения независимости Казахстаном.

Образование и самообразование

Улжан помнила много стихов, знала наизусть многие старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря маме и бабушке у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы.

Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

Следующим замечательным учителем стал для него казахский народ. С юных лет он с упоением слушал акынов и писателей, впитывая в себя образцы народной поэзии, стал сочинять свои первые стихи. На формирование мировоззрения Абая оказывали влияние ученые Востока, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература. (Приложение 2.)

3. «О, казахи мои, мой бедный народ». Главные произведения.

Философ, поэт, патриот раскрывал пороки своего народа. Его больно задевало социальное зло, их невежество. Твердо встать на ноги казах встать еще не может. «Почему?» несколько раз звучит в «Словах назидания» Абая.

И в настоящее время вопрос остается актуальным. «На чем бы основывалась религия, не будь разума? – Добро и Зло созданы Всевышним, но не он творит их», — пишет в раздумье Абай. «От чего мы, как и в прежние времена, полны зависти, корысти, не хотим видеть в другом хорошее, ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств братьев своих», — недоумевает он, — Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю считает для себя зазорным?». (Приложение 3.)

Детство и учеба

Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).

Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей

Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием

От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины — мать и бабушка — и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.

Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.

Взрослая жизнь и творческий путь

Как правило, взрослая жизнь в степи начиналась очень рано, а степной уклад не совсем располагал к образованию и искусству. Сразу после медресе отец начал приобщать сына к ведению как своего довольно обширного хозяйства, так и участию в улаживании бесконечных, чаще всего междоусобных, конфликтов и споров. Уже в достаточно юном возрасте Абай заслужил репутацию рассудительного и справедливого юноши, при этом не всегда согласного со своим властным отцом.

Молодой Абай Кунанбаев

Степной период занял основную часть жизни Абая

Его внимание по-прежнему занимали и многотысячные табуны и отары, и управление делами рода. При этом он никогда не расставался с творчеством, но история сохранила лишь малую часть его произведений

Можно отметить несколько основных вех его жизненного пути.

  1. Следуя вековым традициям, он женился в возрасте 15 лет и через год стал отцом.
  2. К двадцати годам приобрел славу первого оратора, знатока обычаев, традиций и правовых отношений, к нему шли за решением не только именитые бии «киргизской» степи, но и простые казахи.
  3. К 30-летнему возрасту авторитет Абая позволил ему стать одним из признанных лидеров степного самоуправления и играть в нем одну из первых ролей.
  4. В 70-80-х годах Абай часто бывал в Семипалатинске, где нашел много знакомых среди политических ссыльных. Особое влияние на формирование не только его мировоззрения, но и художественного восприятия оказали Северин Грос, народоволец Нифонт Долгополов и Евгений Михаэлис.
  5. Летом 1884 года Северин Грос совершил месячную поездку по Чингизской волости, собирая материалы об обычаях и традициях казахов. Неоценимую помощь в работе была оказана ему непосредственно Абаем, а ее итогом стало издание в 1886 году в Омске научного труда «Материалы дел изучения обычаев киргизов».
  6. В 1885 году, вскоре после открытия в Семипалатинске краеведческого музея, Абай передал в него более 50 экспонатов из повседневного кочевого уклада жизни.
  7. В том же 1985 году Абай принял участие в качестве главного судьи на чрезвычайном съезде, итогом которого стал свод законов, устанавливающий компромиссное взаимодействие между государственными и неписанными степными законами. При этом титул главного судьи – «тобе би» не был официальной должностью Абая, а служил признанием его авторитета и народного уважения.
  8. Лишь достигнув 40-летнего возраста, Абай в 1886 году первый раз поставил подпись под стихотворением «Лето». Этот год считается официальной датой его творческой и поэтической деятельности, а его наследию принадлежат около 230 стихотворения, в том числе 3 поэмы.
  9. После издания собранных Гросом материалов и по его представлению в 1886 году Абай стал членом Семипалатинского областного статистического комитета, ставшего впоследствии частью Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества.
  10. В ноябре 1888 года Абай написал стихотворение «Ноябрь – преддверие зимы», в котором обрушил свой гнев на жадность баев, бросающих свой народ на произвол судьбы. Его предчувствие оправдалось в самое ближайшее время – страшный джут наступившей зимы унес почти половину скота и множество жизней.
  11. В 1895 году от туберкулеза умер сын Абая Абдирахман (Абиш), офицер-артиллерист, на которого он возлагал большие надежды. Эта смерть глубоко ударила по здоровью и жизненному настрою аксакала.
  12. Многие решения Абая в качестве народного судьи встречали противодействие и открытое сопротивление. В 1898 году, участвуя по приглашению уездных властей в разделе границ между волостями, он подвергся нападению толпы озлобленных казахов и спасся благодаря вмешательству стражи.
  13. Как человек глубоко верующий, Абай свято верил в слово Корана и действовал согласно его канонам. Свои философские и богословские раздумья он уже на склоне лет передал в своем главном труде – «Книге слов» или «Книге назиданий». Отрывки труда входили частями в различные произведения, а целиком впервые были изданы уже после смерти поэта в 1918 году.
  14. В мае 1904 года умер самый любимый сын Абая Магауя. Этот удар 59-летний Абай уже не смог вынести и смог пережить сына всего на 40 дней.

Абай Кунанбаев

«Слова назидания»

Самое значительное произведение перекликается с биографией Абая Кунанбаева. Он достаточное время проработал мировым судьей (бием), чтобы понять пороки общества. А потому плодом его размышлений над жизнью и мироустройством стал прозаический сборник «Кара сез». В дословном переводе название означает «Черное слово».

Но в казахском языке «кара» имеет несколько толкований. Идиоматическое выражение «кара сез» означает «простая речь», как бы сегодня сказали, «без зауми». Сборник состоит из 45 философских высказываний, созданных автором под конец жизни. В них Абай Кунанбаев поднимает тревожащие его проблемы морали, образования, социальной справедливости.

Классик высоко оценивает труд – как физический, так и духовный, призывает быть справедливым и добрым. «Кара сез» был переведен на русский язык дважды: В. Шкловским под названием «Книга слов» и Сатимжаном Санбаевым – «Слова назидания». Это второе издание получилось более удачным и передает всю глубину мысли великого поэта.

В 2010 году епископом РПЦ в Республике Казахстан Геннадием (Гоголевым) была совершена попытка перевести некоторые притчи Кунанбаева в стихотворной форме. А вообще, «Кара сез» существует в английском, французском, китайском, корейском, узбекском, монгольском, турецком, татарском и латышском вариантах.

Интересные факты

  • В 1780 году Иоганн Гете написал «Ночную песнь странника», которую через 60 лет на родной язык перевел Михаил Лермонтов. Кунанбаев переложил стихотворение на казахский язык, после чего оно стало народной песней «Горы дремлют в темной ночи».
  • Племянник Шакарим, сын старшего брата Абая Кудайберды, — поэт, писатель, переводчик («Дубровский» и «Метель» Александра Пушкина), композитор, историк и философ. Племянник Какитай, сын младшего брата Ыскака, — поэт, издатель стихов знаменитого дяди.
  • Мухтар Ауэзов создал роман-эпопею «Путь Абая», состоявшую из четырех книг, отмеченную Сталинской (первые 2 тома) и Ленинской премией (после завершения).
  • Знаменитое стихотворение Абая о весенней природе в 2012-м на казахском языке прочитал Иван Ургант в эфире авторского шоу «Вечерний Ургант».
  • В начале марта 2021-го президенты Кыргызстана и Казахстана договорились установить памятники Манасу Великодушному и Чингизу Айтматову в Нур-Султане и Абаю Кунанбаеву — в Бишкеке.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: