Писатели казахстана

Алтынсарин Ибрай

Алтынсарин  Ибрай родился в 1841 году 2 ноября в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского  уезда (нынешний Затобольский район Костанайской области). Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, фольклористом, этнографом. Алтынсарин закончил первую особую школу в Оренбурге для казахских детей. Он много времени уделял самообразованию, изучил много произведений мировой литературы-Шекспира, Гете, Байрона и других. В 1864 году начинается его преподавательская деятельность, непосредственно при его участии была открыта начальная школа для казахских детей в крепости Торгай. Алтынсарин был талантливым  организатором. Литературное наследие Алтынсарина включает переводы,  стихотворения, рассказы, басни этнографические очерки, казахские сказки. Тематика его  произведений  разнообразная. Его по праву называют основателем детской литературы. Часть произведений в «Киргизской  хрестоматии» представляют художественные переводы. Алтынсарин сделал переводы  Л.Н.Толстого,  К.Д.Ушинского, И.А.Крылова, И.И.Паульсона и др.В  своей педагогической практике Алтынсарин широко  использовал произведения этих писателей.   Умер он 17 июля 1889 года и похоронен на берегу Тобола.

Древняя казахская литература

По свидетельствам китайских летописных источников VI-VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду. Это подтверждают также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках — текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII вв.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

Именно на территории Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках — «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII-X вв., был записан в XIV-XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы.

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.

Героические и лирические поэмы

Не секрет, что ещё с момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор — акын. Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него — песни-прошения, песни-письма и т.д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).

В XI-XII вв. при дворе Караханидов появилось первое крупное литературное произведение — поэма «Кутатгу билик» («Благодатное знание») () Юсуфа Баласагуни. Она состоит из 13 тысяч двустиший. Поэма построена в виде диалогов, изречений, назиданий. В её основу легли эпизоды и предания районов Жетысу, бассейна озера Иссык-Куль и Кашгарии, её действующие персонажи — реальные исторические лица. Основная идея этой поэмы заключается в том, что знание — единственный источник благополучия и правителей, и народа.

Религиозная литература

У кочевых тюркоязычных племён Казахстана даже вплоть до начала XX в. сохранялись своеобразная монотеистическая религия тенгрианство, культ гор, а также шаманизм. В VI-IX вв. в казахские степи пришли буддизм, зачатки христианства и манихейства. Верования населения средневекового Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Однако начиная с IX в. картина постепенно изменилась. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать культ Тенгри, а в оседлых земледельческих районах получил распространение ислам, и начала развиваться религиозная литература.

В период распространения ислама литературный язык оставался пёстрым, неоднородным, письменная литература развивалась в основном в городах. Значительное место в культурной жизни городского населения играли произведения дервишских поэтов и писателей. Одним из наиболее известных дервишей был сын степного музыканта, проповедник ислама Ходжа Ахмет Яссауи, автор сборника стихов религиозно-мистического содержания «Диван-и-Хикмет» («Книга премудрости»). В своём сочинении Яссауи проповедовал аскетизм и смирение, полагая, что путь к истине и есть путь к богу. Книга содержит немало культурно-исторических, этнографических сведений о племенах того времени. Ученик Яссауи Сулеймен Бакыргани — автор сборника «Заму назир китабы» («Книга о конце света»). Она повествует о том, что во время конца света все сущее погибнет, но Бог опять создаст мир и все возродится вновь. Книги Яссауи и Бакыргани на протяжении последующих столетий были обязательным учебным пособием в медресе Средней Азии и Казахстана. Кроме них известным произведением того времени является книга Ахмета Иугнеки «Хибат ул-Хакайк» («Подарок истины»), призывавшая к достойной жизни, упорному труду, стремлению к знаниям и человечности.

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев родился в 1845 году в Семипалатинской области, в семье главы рода Тобыкты. Абай Кунанбаев является поэтом, композитором, философом, мыслителем, просветителем, а также родоначальником новой казахской реалистической литературы. Абай рос в среде акынов и сказателей, что в последствии оказало влияние на его творчество. Три месяца Абай учился в русской приходской школе  помимо Семипалатинского медресе. Среди русских поэтов  Пушкин и Лермонтов были любимыми. В конце 80-х годов 19 века перевел отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин «и в то же время Абай глубоко национальный поэт и философ. Предметом его творчества было описание жизни казахского народа.  Абай умер в  1904 году, первый его сборник стихов вышел после его смерти в 1909 году в Петербурге. Произведения  Абая переведены на многие языки мира. Одним из наиболее известных произведений Абая является поэма «Кара соз» в дословном переводе «Черное слово», которая состоит из 45 кратких притч. Основными изданиями являются: первый сборник стихов «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева.»  Лирика и поэмы, Абай Кунанбаев Избранное Пер. с каз. под редакцией Л. Соболева, Абай Кунанбаев Собрание сочинений в одном томе «Слова назидания «Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»). В Семипалатинске открыт республиканский музей дом-музей Абая. Во многих городах Казахстана Абаю Кунанбаеву установлены памятники, а также памятники  такому выдающемуся деятелю культуры установлены в Стамбуле, Тегеране и в Москве.

Средневековая литература

Согласно китайским письменным источникам VI-VIII вв. н.э., тюркские племена Казахстана имели традицию устной поэзии. Они пришли из более ранних периодов и в основном передавались бардами : профессиональными рассказчиками и музыкальными исполнителями. Следы этой традиции видны на каменных изваяниях орхонской письменности V-VII вв. н.э., описывающих правление Культегина и Бильге, двух раннетюркских правителей («каганов»). Править У казахов бард был преимущественно, хотя и не исключительно, мужской профессией. По крайней мере, с 17 века казахских бардов можно было разделить на две основные категории: жырау(жираус, жыраус), которые передавали чужие произведения, обычно не создавая и добавляя свои оригинальные произведения; и акыны (акыны), которые импровизировали или сочиняли собственные стихи, рассказы или песни. Существовало несколько типов произведений, таких как дидактические термы , элегические толгавы и эпические жыры .

Хотя происхождение таких сказок часто неизвестно, большинство из них было связано с бардами недавнего или более отдаленного прошлого, которые предположительно создали их или передали их, ко времени, когда большая часть казахской поэзии и прозы была впервые записана во второй половине 19 века. Существуют явные стилистические различия между произведениями, впервые созданными в 19 веке, и произведениями, относящимися к более ранним периодам, но не задокументированными до 19 века, например, произведениями, приписываемыми таким бардам 16 и 17 веков, как Эр Шобан и Досмомбет Жирав. (также известный как Доспамбет Жырау; он, по-видимому, был грамотным и, как сообщается, посетил Константинополь ), и даже таким бардам 15-го века, как Шалкиз и Асан Кайгы. Среди других известных бардов — Казтуган Жырау, Жиембет Жырау, Ахтамберды Жырау и Бухар Жырау Калкаманулы, который был советником Аблай-хана , чьи произведения были сохранены Машхюром Жюсипом Копеевым. «Ер Таргин» и «Алпамыс» — два самых известных образца казахской литературы, записанных в 19 веке.

Книга Деде Коркута и Огуз Наме (рассказ о древнетюркском царе Огуз-хане ) — самые известные тюркские героические сказания. Первоначально созданные примерно в 9 веке нашей эры, они передавались из поколения в поколение в устной форме. Легендарные сказания были записаны турецкими авторами в 14-16 вв . н.э.

Казахская устная литература 15-19 веков

Казахская литература уже давно в устной традиции, и, наконец, положить в письменной форме до конца XIX — го  века.

В казахской литературе преобладает поэзия и поэтические жанры. В истории казахской поэзии можно выделить три различных периода:

  • период отмечен барды ( так называемый jyraou — Казахстан  : жырау ) в XV — го  века до начала XVIII — го  века;
  • поэтический период, вторая половина XVIII — го  века до начала XIX — го  века;
  • Период айтысы, второй половины XIX — го  века до начала XX — го  века

У казахов существовала традиция поэтического соревнования акынов, называемого айтысом, когда поэты импровизировали под аккомпанемент домбры . Заявления должны сопровождаться музыкой. Первоначально имея на философские темы, в айтысах по XVIII Е  -  XIX E  век стали политическими, некоторыми казахскими Акыны как Махамбет Outemissov, Cherniyaz Jarylgassov и Souyounbaï Аронов, используя эти соревнования, чтобы позвонить, чтобы бороться против баев . В то же время некоторые акыны, такие как Дулат Бабатаев, Чортанбай Канаев и Мурат Монкеев, представили консервативное и идеализированное видение прошлого, защищая религию. Акыны позднего XIX — го  века, в том числе Биржана Kojagoulov, Asset Naïmanbayev Сара Tastanbekova и Жамбылская jabayev, использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость, что может привести к правительству Казахстана провести форму цензуры на айтыс.

Произведение Казахская символизирует XIX — го  века Кыз Жибек .

Назад в СССР


Сильно ли постсоветская школьная программа по литературе Казахстана отличается
от той, которую изучали твои родители?

— Мама говорила, что не очень. Они также разговаривали
на уроках о писателях, обсуждали их произведения. Какие-то учили, какие-то
просто читали. Единственное, что сильно отличало нашу программу от советской,
это то, что у них предмет вели на русском языке. Да, обсуждали казахских
авторов и казахскую литературу. Но делали это на родном, для моих родителей,
языке.


Поскольку Казахстан является бывшей республикой СССР, то в нем живут и русские
по национальности люди. А каким образом русские дети, проживающие в Вашей
стране, изучают казахскую литературу? В Казахстане существуют школы, где
преподавание ведется на русском и казахском языках?

— У нас в школах обычно два
направления классов: русский и казахский. В русском классе все обучение
проходит на русском языке, в казахском – на казахском, соответственно.

Я училась в русском классе. На
казахском языке у меня было только два предмета – непосредственно казахский
язык, где нас учат грамоте, и казахская литература. На этих предметах мы обычно
и говорим, и пишем, и читаем только на казахском. Иногда преподаватели
помогают и какую-то сложную информацию объясняют на русском. Но, в целом, эти
два урока направлены на погружение в мир казахской культуры.


А в казахской литературе есть такие произведения, которые твое поколение в
школе изучало, однако сейчас этих авторов уже вывели из программы и нынешние
казахские школьники их не проходят?

— Даже не знаю. Мне всегда казалось, что в
школьной программе казахской литературы для русских классов было много
писателей и поэтов. Нас почти со всеми знакомили. При этом, каждый год меняли
произведения. И я никогда не обращала внимания, кого из авторов уже нет в
содержании книги. Поэтому, очень сложно сказать, какие рассказы из программы
сейчас уже убрали, а кого все еще изучают.


Помимо казахской вы в школе изучали и всемирную литературу? Какие произведения?
Было ли что-то из русской классики? А какие шедевры мировой литературы тебе бы
хотелось видеть в школьной программе?

— Всемирной литературы у нас не
было. И я, честно говоря, немного об этом жалею, потому что очень поздно
открыла для себя творчество зарубежных писателей. А хотелось бы обсуждать на
уроках «Приключения Оливера Твиста» Диккенса, «Убить пересмешника» Ли или
«Собор Парижской богоматери» Гюго. Просто эти произведения будут очень кстати в
школьном возрасте.

А вот русская литература была.
Изучали все то же самое, что и российские школьники, наверное: «Мастер и
Маргарита», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д.


Французский писатель Виктор Гюго

-Вершинами
русской литературы часто называют «Войну и мир», «Отцов и детей», «Преступление
и наказание», «Мертвые души». А есть ли произведения такого уровня в казахской
литературе? Скажем, классика классики?

— Мне кажется, это роман-эпопея
Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Книги переведены на несколько языков. Я точно
знаю, что есть и на русском, потому что сама начинала читать. Помимо биографии
Абая, в книге есть и исторический пласт: жизнь и быт казахского народа, его
характер, духовный уклад и истории о кочевниках того времени. Поистине великое
произведение. Сюда же можно отнести и «Слова Назидания» самого Абая Кунанбаева.
Это сборник высказываний поэта, а также его мыслей, волнений и взглядов.

Вот такой душевный, познавательный
разговор получился у нас с Линой. Конечно, знакомиться с шедеврами мировой
книжной классики-это замечательно. Однако, в первую очередь, все же необходимо
быть знакомым с творчеством и своих соотечественников, которые также оставили
яркий след в истории всемирной литературы.

3. Зарождение казахской письменной литературы

Казахская письменная литература в её современном виде начинает складываться только во второй половине XIX в. под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, — романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов, автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (1910), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера, был реформатором казахского литературного языка.

В конце XIX — начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы — Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев, после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Казахская литература советского периода

Работа Джамбула Джабаева

В советское время наибольшую известность получил казахский писатель Джамбул Джабаев, поэт и акын, который пел под аккомпанемент домбры . По его рассказам написаны былины Суранчи-батыр и Оутеген-батыр . После Октябрьской революции в творчестве Джамбула Джабаева появляются новые патриотические темы; большинство советских героев были упомянуты в его песнях, которые были переведены на русский и другие языки народов СССР, что увеличило его известность, поскольку советская пропаганда использовала его творения. Во время Второй мировой войны он также писал песни, призывающие людей мобилизоваться против врага.

Литература второй половины XX — го  века

Среди казахских писателей советского периода можно назвать поэтов Сакена Сейфуллина, Ильяс Джансугурова  (in), писателей Мухтара Ауэзова , Сабита Муканова (in) и Беимбета Майлина .

В 1926 году было создано Казахское общество пролетарских писателей, выпустившее множество патриотических текстов. В 1934 году был организован Союз казахстанских писателей, к которому позднее присоединились русские и уйгурские писатели.

В 1954 году Мухтар Ауэзов приобрел широкую аудиторию в ряде стран благодаря своему роману-эпопею «Путь Абая», освящающему жизнь казахского поэта Абая Кунанбайулы. Казахская литература заимствовала советские литературные жанры и стили: романы, трилогии, стихи, романы в стихах. Расцветали научная фантастика и театр.

Работа Олжаса Сулайменова

В 1970-е годы некоторого успеха добилась книга писателя Олжаса Сулейменова  (ru) «Аз и Я — Аз и Я»

Книга развивает представление о родстве казахов с древними шумерами, обращая внимание на то, что в русском языке встречается большое количество слов турецкого происхождения, что, по мнению автора, свидетельствует о большом влиянии Турецкие народы о русской культуре.

Муканов Сабит

Муканов  Сабит родился 13 апреля  1900 года в Таузарской волости  Акмолинской  губернии. Учился в  Институте красной профессуры. Сабит Муканов это классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель союза писателей Казахстана. Свое творчество Сабит начал как поэт. «Батрак» и «Броды Октября» его первые поэмы. Поэма «Сулушаш» принесла ему  наибольшую популярность. В 1934 году выходит его поэтический сборник «Тулпар», в котором собраны стихи с раннего творчества по 1933 год. Первым романом был роман » Адаскандар», а одним из самых значительных его романов был роман — «Ботагоз». Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом любимом своем герое — Чокане Валиханове. Несомненно, это был незаурядный человек его связывала дружба с такими известными людьми как Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, с Габитом Мусерповым и многими другими. В 1974 году вышло его посмертное издание этнографического труда «Народное наследие». Его книги переведены на многие языки. К таким выдающимся личностям как  Муканов Сабит отношение в обществе неоднозначно. Но он любил свою родину, и эта любовь прослеживалась в его произведениях.

Ауезов Мухтар Омарович

Ауезов  Мухтар  Омарович родился  28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда. Интересный  факт ,что семья Ауезова была в родстве с семьей Абая Кунанбаева. Образование Мухтар получил в русской  школе . Учился в Ленинградском университете ,  а  также  в  аспирантуре Среднеазиатского университета .Ауезов был известным писателем, общественным деятелем, являлся академиком АН КазССР  он был первым  доктором филологических наук в Казахстане. Им было написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии ,как «Ревизор»,»Любовь Яровая» ,»Офицер флота». Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствовали о зрелости таланта молодого писателя. Особый интерес Ауезов проявлял к творчеству Абая Кунанбаева и в последствии он написал крупное этническое повествование об Абае. Это произведение не сомненно принесло ему известность. Вся четырехтомная эпопея была названа «Путь Абая». Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века. Умер писатель в 1961 году.

Селуйменов Олжас Омарович

Селуйменов Олжас Омарович родился 18 мая в 1936 году в городе Алматы. Он является народным писателем, поэтом, лингвист исследователь, тюрколог, популярный политик, видный государственный и общественный деятель. Его отец был офицером Первого кавалерийского Казахского полка. Но он был расстрелян, как и многие другие офицеры Красной Армии став жертвой сталинских репрессий. После окончания школы он поступает в  Казахский государственный университет им. Кирова. В 1958 году он  поступает на литературные курсы в Москве при Литературном институте им. А.М.Горького. После окончания курсов работает заведующим отделом поэзии журнала «Простор», главным редактором сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», первым секретарем Союза писателей Казахстана, первым секретарем правления Союза кинематографистов Казахстана, секретарем Союза писателей СССР. Алжас Сулейменов становится инициатором и организатором проведения в г. Алматы 5-й конференции писателей стран Азии и Африки. При его деятельности казахский кинематограф получил всемирную известность. Его заслугой как общественного деятеля является организация движения «Невада-Семей», которая добилась моратория на взрывы В Семипалатинском   полигоне.  Олжас Сулейменов известен во всем мире, он является автором многих книг, которые вышли на разных языках. Будучи казахом, он пишет стихи на русском языке, но при этом остается глубоко казахским поэтом. Среди его произведений наибольшую популярность получают такие как: поэтический сборник «Солнечные ночи», «Ночь-парижанка», «Доброе время восхода», «Год обезьяны», «Избранная лирика», «Глиняная книга», «Повторяя в полдень», «Каждый день утро», «Круглая звезда», «Трансформация огня», «Определение берега», «Аз и Я», «Язык письма» и многие другие. Как личность Олжас Сулейменов, является частицей истории казахского народа, его гордостью.

— В Петербурге существует переулок Джамбула, названный в честь известнейшего казахского поэта Джамбула Джабаева. А в школе вы изучали его стихи и песни?

— Стихов в школьной программе было
несколько. Все не вспомню. Но знаю, что читали и учили небольшой отрывок его
одной из самых известных песен «Ленинградцы, дети мои» на казахском языке.


Памятник Джамбулу Джабаеву в Санкт-Петербурге

— Какие
произведения казахских авторов ты бы посоветовала читать казахским школьникам и
считаешь обязательными для изучения?

— Стихотворения прекрасны у всех. Поэтому,
тут можно читать каждого. В школе даже говорили, что при чтении в оригинале,
произведения казахских поэтов как песня – такие же мелодичные. Я в оригинале,
конечно же, читала очень давно и мало, но иногда нахожу случайно в интернете и
красивые переводы. А вот из прозы хотелось бы советовать всем «Путь Абая»,
потому что произведение, как никто другой, хорошо описывает казахскую культуру.
Но роман все же состоит из четырех книг. Не каждому под силу прочитать такой
объем. У меня он пока не дочитан.

4. Казахская литература советского периода

4.1. Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т.д.)

4.2. Литература второй четверти XX века

Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфуллин, Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров, писатели Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Беимбет Майлин.

В 1926 г. была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В 1934 был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.

Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия — появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).

В 1954 г. Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию — роман-эпопею «Путь Абая», посвящённую жизни великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Послевоенная казахская литература стала осваивать масштабные литературные формы большого советского стиля — романы, трилогии, поэмы и романы в стихах. Развивались также драматургия и научная фантастика.

4.3. Творчество Олжаса Сулейменова

В 1970-х внимание читателей привлекла книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В ней он развил идеи о родстве казахов и древних шумеров, обращал внимание на большое количество слов тюркского происхождения в русском языке, что говорило, по его мнению, о сильном влиянии тюркской культуры на русскую

Однако в оживленной дискуссии, развернувшейся в печати, Сулейменова обвинили в пантюркизме и национализме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: