С этим оружием деды шли к Октябрю
Шкулёв Филипп Степанович (1868—1930), русский поэт, автор текста песни «Мы кузнецы» (1905).
Бесхитростные слова песни «Мы — кузнецы» написаны человеком, как говорится, на своей шкуре испытавшим подневольный труд. Сын бедняка, он подростком ушел из деревни в город искать работу, поступил в Подмосковье на фабрику. Шел фабричному мальчишке только пятнадцатый год, когда машина оторвала ему правую руку — случай для тех времен, для последней четверти прошлого века, довольно заурядный. Рабочая сила была дешева, капиталисты мало заботились об охране труда и здоровье рабочих.
В пятнадцать лет став инвалидом, Филипп Шкулев после нескорого выздоровления — два года пришлось провести в больнице — снова в поисках работы. Он нашел ее у овощного торговца, пожалевшего однорукого парня.
Филипп Шкулев писал стихи с ранних лет, но в печати они стали появляться в начале XX столетия. «Смелые песни» — так назвал он книгу своих стихов, изданную в «Дешевой народной библиотеке». Он рассказывал о тяжелом труде, о нужде и мечтах рабочих. К песне «Мы кузнецы» рабочий поэт пришел не сразу, как бы по ступеням. Образ кузнеца воссоздает написанное в 1910 году стихотворение «Куем». Приведу такие строки из этого стихотворения:
Мы с гордо поднятым челом
Жизнь внукам новую куем.
Правильно было бы назвать Шкулева поэтом, рожденным революцией 1905 года, хотя писать он начал, как я уже сказал, раньше. Поэт организовал в Москве издательство — выпускал песенники, революционные книги и журналы. Нагрянула полиция, издательство было разгромлено, а Шкулева приговорили к шести месяцам одиночного заключения.
«Мы — кузнецы, и дух наш молод» — это стихотворение впервые было напечатано в мае 1912 года в газете «Невская звезда». За опубликование этого мятежного стихотворения на газету был наложен арест.
Но разве можно запретить песню?
Песня продолжала жить, постепенно обретая мелодию, становясь все более и более популярной. К 1917 году это ужо боевой марш рабочего класса. Это одна из тех песен, которые формируют революционное сознание русского народа…
Революция свершилась, пророческие слова революционных песен сбылись. Казалось бы, песни сделали свое дело и могут теперь уйти на полки архива Революции, уступая место на улицах и площадях новым песням победившего народа. Да, новые песни появились, но любимые песни, с которыми, как с боевым оружием, шел народ на штурм твердынь старого мира, тоже не забыты. После Октября еще шире запелась песня «Мы — кузнецы».
Как это часто бывает, неизвестно кем и, пожалуй, правильно будет сказать — народом была внесена поправка в текст этой песни.
У Шкулева:
И по полям родным и ярам
Народ измученный встает.
а мы пели — я это хорошо помню — в школе в 1923 году:
И по полям земного шара
Народ измученный встает.
Яр — в русском языке слово редкое, ударение в стихе Шкулев сделал неверное: односложные слова во множественном числе обычно приобретают ударение на втором слоге, и надо бы «ярам». Кроме того, допуская приблизительную рифму, песня все же не любит, когда открытая гласная сочетается с согласной. Так что рифма «удара — шара» и по смыслу и по звучанию куда более подходит, чем «удара — ярам».
Филипп Степанович Шкулев дожил до 1930 года, продолжал писать стихи, но удача его не посетила. Сказалось прежде всего малое образование. Но мы благодарны поэту за песню, ставшую боевым призывом к Революции и рабочим гимном молодого Советского государства.
Мы изучаем — Шкулев Филипп Степанович. Подсказки школьнику
Шкулев Филипп Степанович родился в 1868 в деревне Печатниково, Московской губернии в бедной крестьянской семье.
С 10 лет начал работать на фабрике, но после увечья правой руки оставил фабрику и перешел работать в овощную лавку. Здесь, используя свободное время, выучился читать и писать.
С 15 лет стал писать стихи, подражая Некрасову и Надсону.
В 1890 появились первые произведения Филиппа Степановича в печати (поэма В ночь под Ивана Купалу, стихотворение В день Благовещения и другие).
С этого времени Шкулев постоянно сотрудничает в различных журналах и газетах. Будучи редактором газеты Новая пашня, Русский день, журналах Удаль, Народный рожок и других, собирает вокруг этих изданий поэтов-самоучек, выходцев из рабочих и крестьянских масс.
Филипп Степанович активно участвовал в Декабрьском вооруженном восстании 1905 в Москве.
В 1912 сотрудничал в большевистских газетах Звезда и Правда. За редактирование революционных журналов, печатание политических брошюр был в 1912 арестован и заключен в тюрьму на 6 месяцев. Октябрьскую революцию встретил как долгожданное освобождение рабочих масс от оков капитализма и эксплуатации.
После Октября активно участвовал в пролетарском литературном движении.
В 1918 вступил в Коммунистическую партию.
В советское время вышли два сборника его стихов: Гимн труду (1922), Кузнецы. Трудовые песни (1923).
Ранние произведения Шкулева полны жалоб на тяжелое положение рабочего люда, надежд на человеколюбие хозяев фабрик и заводов, христианского смирения и всепрощения. С развитием рабочего движения, с обострением классовой борьбы в России развивалось политическое самосознание рабочего поэта, созревало его пролетарское мировоззрение.
Стихи Шкулева Ф. С. освобождаются от христиански-пессимистических настроений, в них крепнет мысль, что только в борьбе народ завоюет свое освобождение. В период первой русской революции он написал стихотворение Мы кузнецы, и дух наш молод (1906), ставшее популярной народной песней, особенно распространившейся в 20-30-е гг.
Важнейшая тема творчества Шкулева Филиппа Степановича тема труда; с любовью и глубоким уважением рисует он образ рабочего, человека труда. Тяжелый, изнурительный труд на капиталиста, изображенный в дореволюционных стихах поэта, уступает радостному гимну освобожденному труду в произведениях, созданных им после Октября.
Умер в 1930 в Москве.
Библиография
- Шкулев Ф. Думы пахаря. М., 1895
- Шкулев Ф. Не всем счастье. М., 1902
- Шкулев Ф. Кто винова? М., 1903
- Шкулев Ф. Гимн труду. М., 1922
- Шкулев Ф. Кузнецы. М.-Пг., 1923
- Шкулев Ф. К счастию ключи. М., 1960
- Шкулев Ф. Стиховорения. М., 1973
Шкулев, Филипп Степанович
(1868-1930), русский поэт.
Биография
Родился 4 ноября 1868 в д.Печатники под Москвой в бедной крестьянской семье, рос без отца, умершего до его рождения. Проучившись несколько месяцев в церковноприходской школе, девяти лет был отдан на текстильную фабрику, где покалечил правую руку. Был подручным в овощной лавке в Москве, много читал и писал стихи. В 1890 в сб. Наша хата опубликовал поэму В ночь под Ивана Купала и стихи В день Благовещенья, печатался в товарищеских сборниках писателей из народа «Метеор», «Родная нива», «Дума», «Грезы», «Памяти Н.А.Некрасова», «Почин», «Вперед», «Молодые всходы», а также в периодических изданиях «Родная речь», «Родина», «Детский друг», «Семья и школа», «Муравей», «Юная Россия» и др.В 1895 выпустил свой первый поэтический сборник Думы пахаря. В 1902 вместе с товарищами организовал Московский товарищеский кружок писателей из народа (с 1903 — Суриковский литературно-музыкальный кружок). В 1904 в переводе Шкулева
вышла книга стихов итальянской поэтессы-народницы Ады Негри. В стихотворениях Гимн труду (1904), Рабочий (1905) и др. создал символический образ рабочего-богатыря, вступающего в единоборство с отживающим миром капитализма («Он смугл, могуч и плотен. / Из бронзы пара рук»). В 1905 совместно с М.Леоновым (отцом писателя Л.Леонова) организовал книжный магазин «Искра» и при нем издательство, которое вскоре было закрыто за выпуск революционной литературы.В 1905 Шкулев
участвовал в вооруженном восстании в Москве, сражался на баррикадах Пресни. В эти дни создал свое знаменитое стихотворение Кузнецы («Мы кузнецы — и дух наш молод…»), опубликованное в 1906 в московском еженедельнике «Наше дело» и вскоре ставшее популярной революционной песней (2-я ред. 1912, опубликовано в газете «Невская звезда», тираж был арестован, против редактора возбуждено уголовное дело; 3-я ред. 1923).Со второй половины 1900-х годов, активно продолжая литературно-политическую деятельность, Шкулев выступал как сатирик и редактор газеты «Новая пашня», «Русский день», «Молодая воля», «Мужицкая правда», «Народная правда», писал фельетоны, пародии, частушки, басни в журналах «Удаль», «Гроза», «Мой рожок» и др. В 1911 за издание журнала «Народный рожок» приговорен к тюремному заключению. Опасаясь преследования полиции, уехал в Архангельск, где, возобновив сотрудничество с М.Леоновым, участвовал в его газете «Северное утро», выпускал сатирические журналы «Заноза» и «Северное жало». В 1912 печатался в газете «Звезда» и «Правда», выпустил сборник Смелые песни, поэму Марусино счастье, в 1917 издал «многовековую быль» Один с сошкой, а семеро с ложкой, антимонархическую поэму Николай в аду.Выступая под множеством псевдонимов (Шмель, Филипп Богатырь, Кузнец Вакула, Левша
и др.), Шкулев создал разноликий ряд образов тружеников — литейщика и земледельца, кузнеца и ткача, сапожника и телеграфиста, по сути, бывший образом одного эстетического и идейного наполнения — простого и честного малого, способного на глубокие чувства и яростный гнев, выражающего свои мысли и чувства сочно, однозначно и ярко.После Февральской революции Шкулев
— председатель волостного земства в родных Печатниках, после Октябрьской революции (в 1918 вступил в партию большевиков) — председатель волостного комитета партии, секретарь партийной ячейки, военный комиссар, судья. Продолжал активно публиковаться в газетах («Беднота», «Рабочая Москва» и др.), журналах и сборниках пролетарской поэзии («Коммунар», «Кузница», «Чернозем» (1-й и 2-й), «Рабочая весна», «Поэзия рабочих профессий» и др.).В 1918 Шкулев
написал Гимн коммунаров (впервые опубл. в сб. Гимн труду, 1922), развивающий, как и вся послереволюционная поэзия Шкулева, маршевую тональность и ритмический напор его Кузнецов. Член объединения пролетарских писателей «Кузница», почетный член (с 1922) литературной группы «Рабочая весна», Шкулев охотно работал с начинающими поэтами из рабочих. В 1929 издал свой последний прижизненный сборник Кузнецы. Трудовые песни, закрепляющий характерную и для него самого, и для произведений поэтов его ряда конца 19 — начала 20 вв. идейно-образную систему ценностей, основанную на вере в непременную доброкачественность человека тяжелого физического труда, двигающего локомотив истории.Умер Шкулев в Печатниках под Москвой 16 ноября 1930.
1868—1930
Филипп Степанович Шкулев родился в бедной крестьянской семье. В 11 лет был отдан на текстильную фабрику, попал правой рукой в машину, остался калекой. Десять лет работал подручным в овощной лавке «за харчи». С 15 лет писал стихи, сблизился с писателями-суриковцами, дебютировал в их сборнике «Наша хата» (1891). Его ранние стихи и рассказы — на крестьянские темы, в религиозном духе. Под влиянием роста рабочего движения в мировоззрении поэта происходит перелом. Его «Гимн труду» (1904) призывает тружеников к борьбе, стихи 1905 г. отражают настроения борющегося пролетариата («Я — раскаленное железо», «На баррикадах» и др.). В годы реакции Шкулев занимался издательской деятельностью, редактировал сатирические журналы писателей из народа. В 1912 г. выступил в большевистской печати («Мы кузнецы, и дух наш молод…» и «Гуди, набат!»). Несколько месяцев провел в тюрьме, в начале 1914 г. был выслан из Москвы. Признание и возможность широко печататься получил лишь после революции.
Изд.: Шкулев Ф. Стихотворения. М., 1973.
….
ПАХАРЬ
Встану я пораньше
Утренней зарею,
Распластаю землю
Матушкой сохою.
Брошу в землю зерна,
И те дни придут,
Землю смочит дождик,
Семена взойдут.
Да, пора и взяться
Мне за труд родной…
Будет, отдохнул я
Долгою зимой.
Хлеб уж весь подъелся,
Пусты закрома,
Корму нет скотине, —
Всё взяла зима.
Вся теперь надежда
На труды и пот,
А за них Господь мне
Урожай пошлет.
1902
417
КУЗНЕЦЫ
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к счастию ключи!
Вздымайся выше, тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Мы светлый путь куем народу,
Мы новый, лучший мир куем…
В горне желанную свободу
Горячим закалим огнем.
Ведь после каждого удара
Редеет тьма, слабеет гнет,
И по полям родным и ярам
Народ измученный встает.
Недолог час — огнем объятый,
Великий, славный грянет бой.
И всех врагов с земли проклятых
Сметем мы бурною волной.
Вздымайся вихрем, грозный молот,
В стальную грудь сильней стучи.
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к счастию ключи!
1906
СВОБОДА
Она не умерла. Она еще живет!Она в простых сердцах таится,И страшным гневом разразитсяИ всё позорное сметет.
Она не умерла. Она и не умрет!Она взлелеяна народом,Она сильнее с каждым годомПо стороне родной растет.
Она не умерла. Пусть думают они,Что спит она на дне могилы,От грозных взмахов темной силыИ царства их вернулись дни…
418
Она не умерла. О нет! Она живет.Она живет и силы копитИ злое всё снесет, потопит, —Несчастные счастье принесет!
<1907>
* * *
Люблю я осени картины:
Полей чернеющих простор,
И гроздья красные рябины,
И мягкий озими ковер.
Прозрачной сетью паутина
В прохладном воздухе плывет…
И на увядшие куртины
Листки свершают свой полет.
В выси над голыми полями
Летят косою журавли…
И хлеб высокими скирдами
Блестит на солнышке вдали.
1908
ГУДИ, НАБАТ!
Гуди, набат, сильней над Русью,
Смелей, настойчивей гуди
И всех, кто спит в родной отчизне,
На дело общее буди.
Несися вдаль по горным кручам,
По стогнам бедных деревень,
Где под ярмом тяжелой доли
Страдают люди ночь и день.
Гуди призывом к грозной буре,
Чтоб наш измученный народ
Разрушил цепи роковые
И сбросил вековечный гнет…
Гуди, набат, гуди сильнее,
Гуди над Русью без конца…
Пусть от твоих ударов мощных
Дрожат холодные сердца.
1912
419
Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.