Биография
Бональд родился в Ле Монна в дворянской семье, получил классическое образование, служит в роте мушкетеров. Свою политическую деятельность начал в своем родном городе, где был избран мэром в 1785 году. Изначально принимал либеральные теории веющие во Франции, затем стал на сторону старой монархии. Участвовал в битвах против революционной Франции в войсках принца Конде. В 1791 году был вынужден эмигрировать за рубеж, где скрывался около восьми лет в городе Гейдельберге. Там же пишет свой первый массивный труд «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе». Этой работой Бональд заявил себя как ярый критик либеральных идей, отстаивая принципы роялизма и клерикализма, доводя первое до той радикальной степени, которая позволяла современникам окрестить автора ультрароялистом.
В 1799 году возвращается во Францию. Начиная с 1800 года пишет трилогию, в которой он последовательно отстаивает традиционалистские взгляды. Так в 1800 Бональд заканчивает работу «Опыт анализа естественных законов социального устройства», а в 1801 и 1802 году ставит точку работам «О разводе» и «Законы первобытного общества, рассмотренные в недавние времена при помощи одного только света разума», соответственно. С приходом к власти Наполеона Бональд становится сторонником его курса, видя в сильной власти инструмент для объединения Европы. Однако, затем разочаровывается и переходит на сторону монархистов. Сотрудничает в газете «Mercure de France».
С реставрацией Бурбонов 1814 года, у Бональда начинается новый виток политической деятельности. Он становится членом палаты депутатов, в которой, благодаря его пламенным речам, становится лидером ультрароялистов. С 1816 года становится членом Французской Академии, а в 1821 и 1823 возводится в виконты и пэры, соответственно. Революция 1830 года положила конец политической карьеры Бональда: его изгоняют из палаты пэров. Бональд прожил ещё десять лет уединенно в своем родном городе где и умер 23 ноября 1840 года.
Работает
- 1796: Теория дю Пувуар Политическая и религиозная.
- 1800: Essai Analytique sur les Lois Naturelles de l’Ordre Social.
- 1802: Législation Primitive (3 тома).
- 1817: Pensées sur Divers Sujets.
- 1818: Recherches Philosophiques sur les Premiers Objets des Connaissances Morales.
- 1815: Réflexions sur l’Intérêt Général de l’Europe.
- 1818: Наблюдения за домом мадам де Сталь.
- 1819: Mélanges Littéraires, Politiques et Philosophiques.
- 1830: Философская демонстрация принципа Конституционного общества общества.
- 1821: Мнение о Loi Relative à la Censure des Journaux.
- 1825: De la Chrétienté et du Christianisme.
- 1826: De la Famille Agricole et de la Famille Industrielle.
- 1834: Discours sur la Vie de Jésus-Christ.
Полное собрание сочинений
- Uvres de M. de Bonald, 1817-1843 (А. Ле Клер, 14 тт. В-8 °).
- Uvres de M. de Bonald, 1847-1859 (А. Ле Клер, 7 тт. В-8 ° гр.).
- Uvres Complètes de M. de Bonald, 1858 г. (Жак-Поль Минь, 3 тома в-4 °).
- Uvres Complètes, Архивы Karéline, 2010 (факсимиле издания Migne).
Сочинения в английском переводе
- В Menczer, Béla, 1962. Католическая политическая мысль, 1789-1848 гг., Университет Нотр-Дам Пресс.
- О разводе, Издатели транзакций, 1992.
- В Блюме, Кристофер Олаф, редактор и переводчик, 2004 г. Критики Просвещения. Wilmington DE: ISI Books.
- 1815: «На Bossuet, Епископ Мо, «С. 43–70.
- 1817: «Мысли на разные темы», стр. 71–80.
- 1818: «Наблюдения за Мадам де Сталь с Соображения об основных событиях французская революция, «С. 81–106.
- 1826 г .: «О семье земледельцев, семье промышленников и праве Первородство, «С. 107–32.
- Истинное и единственное богатство народов: очерки семьи, общества и экономики, пер. Кристофера Блюма. Издательство университета Аве Мария, 2006. ISBN 1-932589-31-7
Идеи
Бональд был одним из ведущих писателей теократический или традиционалистская школа, который включал де Местр, Ламенне, Ballanche и барон Фердинанд д’Экштейн. Его труды в основном касаются социальной и политической философии и в конечном итоге основаны на одном великом принципе — божественном происхождении язык. По его собственным словам, «L’homme pense sa parole avant de parler sa pensée» (человек думает, прежде чем произнести свою мысль); первый язык содержал суть всей истины. Из этого он делает вывод о существовании Бог, божественное происхождение и последующий высший авторитет Священное Писание, а непогрешимость из католическая церковь.
Хотя эта мысль лежит в основе всех его рассуждений, существует формула постоянного применения. Все отношения можно сформулировать как триаду причины, средства и следствия, повторяющуюся в природе. Таким образом, в вселенная он находит первую причину как движущую силу, движение как средство и тела как результат; в государстве власть как причина, служители как средства и субъекты как следствия; в семье такие же отношения демонстрируются отцом, матерью и детьми. Эти три термина имеют особые отношения друг к другу; первый относится ко второму, а второй — к третьему. Таким образом, в великой триаде религиозного мира — Бог, Посредник и Человек — Бог для Богочеловека так же, как Богочеловек для Человека. На этой основе он построил систему политического абсолютизма.
Цитаты
- «Монархия рассматривает человека в его связях с обществом; республика рассматривает человека независимо от его отношения к обществу».
- «Геометрия существовала в мире до Ньютона, а философия — до Декарта, но до языка не было абсолютно ничего, кроме тел и их образов, потому что язык является необходимым инструментом любой интеллектуальной операции, более того, средством всякого морального существования».
- «Человек обдумывает свое слово до того, как высказывает свою мысль, или, другими словами, человек не может выразить свою мысль, не думая своего слова».
- «Деист — это человек, который за свое недолгое существование не успел стать атеистом».
- «Абсолютная свобода печати — это налог для тех, кто читает. Этого требуют только те, кто пишет».
- «Клич« Свобода, равенство, братство или смерть! » была в моде во время революции. Свобода закончилась тем, что накрыла Францию тюрьмами, равенство — умножением титулов и наград, а братство — разделением нас. Одна смерть победила ».
Философские и политические взгляды
Свою теорию идей Бональд черпает из Кондильяка и Мальбранша, трактуя идеи как божественно данные и известные всем, но затуманенные в сознании, способные проясниться с помощью образования. Одной из таких изначально данных идей предстает идея общества. Государство, у Бональда, высшая констатация идеи общества, оно находится между Богом и народом, как язык посредник между идеей и духом. Сам язык выступает как трансцендентное выражение Бога, его инструмент для самораскрытия.
Власть, считает Бональд, действенна лишь тогда, когда она будет воспринята и осознанна как нечто высшее по отношению к людям. Если общественное состояние будет восприниматься как результат общего договора, на чём настаивает либеральная мысль, то и идея вне-общественного состояния может быть также результатом общей воли, отсюда, выводит философ, опасность от либеральных идей, в сущности ведущих к потенции деструктивации общества. Особую опасность представляет для Бональда либеральная индивидуализация человека, вычленение его из необходимой общественной роли, что ведет также к разладу государства. Стоит особо отметить позицию Бональда по вопросу необходимости Божественного проведения. Идея государства, считает философ, необходима, но Бог все же оставляет человеку некую свободу, которая ничего не может в сущности изменить, но может существенно приостановить необходимый, провидением данный, исторический процесс. И в этом вред и зло этой человеческой воли, ибо она тем полезнее, чем менее себя проявляет, соглашаясь с необходимым процессом истории.
Общество трансцендентно для индивида, посему он не может делать никаких сущностных выводов относительно его происхождения роли и функции. «Если иные защищали религию человека, я защищаю религию общества» — так писал Бональд в защиту Божественной идеи общества. Общество доиндивидуально и стоящее над индивидом. Роль и место человека диктует ему общество, он существует посредством общества и для общества, общество выступает как некий высший творческий элемент, постоянно производящий этого человека. Общество, считал Бональд, находится в постоянном движении, извечно и на века заданном процессе естественного конституирования себя.
Государство Бональд рассматривает как организм, со своей сложной непостижимой динамикой. Свои силы Государство черпает из прошлого, из энергии традиции. Традиции народа покоятся на предрассудках, необходимом материале всякого будущего. Суть критики Бональдом Великой Французской Революции и заключается в недопустимости попрания этих самых предрассудков, невозможности, с одной стороны, достижения tabula rasa, с другой стороны, строительства чего либо с чистого листа.
Фундаментом же общества может быть только религия (Бональд везде имеет в виду христианство). Так человек помимо его социального происхождения, обязан своему существованию ещё и предопределенному проведению. Свободу Бональд рассматривает двояко: с одной стороны человек свободен физически, с другой, религиозно. Другими словами человек обретает свободу в своем теле и в Боге. Но эта двуединая свобода всегда нечто присущее лишь обществу, она гражданская. Человек, следовательно, может быть свободен только в обществе.
Комментарии
Скоч Андрей Владимирович
депутат Государственной думы РФ
Усатый Ренато Георгиевич
политический деятель и борец против коррупции в Молдове
Алиев Нурали Рахатович
казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева
Арутюн Арменакович Сурмалян
депутат Заксобрания Ростовской области
Слепцов Владимир
мэр г. Ярославля
Андрей Робертович Иванов
российский политик, предприниматель общественный деятель.
Жирков Евгений Иванович
подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области
Владимир Вольфович Жириновский
российский политик, основатель ЛДПР
литература
- Жак Алибер: Les triangles d’or d’une société catholique. Луи де Бональд, теорисьен де ля Контрреволюция . Теки, Париж, 2002 г., ISBN 2-7403-0925-2
- Дэвид Клинк: французский контрреволюционный теоретик Луи де Бональд (1754-1840) . Ланг, Нью-Йорк, 1996, ISBN
- Габриэле Лоренц: Де Бональд как представитель формирования контрреволюционной теории. Исследование систематики и истории эффектов . Ланг, Франкфурт / М. 1997, ISBN 3-631-30658-X
- Райнер-Михаэль Люддеке: Литература как выражение общества. Литературная теория Виконта де Бональда . Ланг, Франкфурт / М. 1995, ISBN 3-631-48315-5
- Паоло Пастори: Rivoluzione e potere в Луи де Бональде . Ольшки, Флоренция 1990, ISBN 88-222-3699-8
- Роберт Спеманн : Социология зародилась в духе реставрации. Исследования LGA de Bonald . Клетт-Котта, Штутгарт 1998, ISBN 3-608-91921-X
- Мишель Тода: Луи де Бональд. Théoricien de contre-Revolution . Издание Clovis, Étampes 1997, ISBN 2-903122-88-1
Заметки
- Нисбет, Роберт А. (1943). «Французская революция и подъем социологии во Франции». Американский журнал социологии, Vol. 49, № 2, с. 156–164.
- Нисбет, Роберт А. (1944). «Де Бональд и концепция социальной группы», Журнал истории идей, Vol. 5, № 3, с. 315–331.
- Риди, У. Джей (1994). «Историческое воображение социальных наук в постреволюционной Франции: Бональд, Сен-Симон, Конт», История гуманитарных наук, Vol. 7 нет. 1. С. 1–26.
- Симпсон, Марин (2005). «Бональд, Луи де (1754–1840)». В: Энциклопедия мысли девятнадцатого века. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, стр. 58.
- ^ .
- Симпсон (2005), стр. 58.
- Доршель, Андреас (2008). «Aufgeklärte Gegenaufklärung», Süddeutsche Zeitung, № 25, с. 16.
- Годешо, Жак (1982). Контрреволюция: доктрина и действие, 1789–1804 гг. Издательство Принстонского университета.
- Массо, Дидье (2000). Les Ennemis des Philosophes. Издания Альбина Мишеля.
- ^ Баттини, Микеле (2016). Социализм дураков: капитализм и современный антисемитизм. Издательство Колумбийского университета. С. 30–36.
- ^ .
Значение и вклад в политическую мысль XIX века
Несомненно, Бональд — идейный представитель консерватизма. В пользу данного утверждения говорят многие положения философа, в частности: обоснование необходимого единства народа, рассмотрение современности с позиций историзма, утверждение коллективного типа рациональности, наконец, защита традиции, предрассудков как центрального нерва общественного состояния. Его жизненный путь — свидетельство борьбы за свои взгляды, при жизни Бональд имел множество своих сторонников, а обширное литературное наследие во многом определило ход развития консервативно — традиционалистских настроений.
Роковая ошибка Бюсси
Как мне кажется, военные успехи для Луи де Клермона были менее значимыми, нежели любовные победы. К сожалению, именно многочисленные интриги и романы, а также хвастовство стали причиной гибели барона де Бюсси.
В одном из своих писем ловелас рассказал, что покорил сердце графини де Монсоро, жены Шарля де Шамба. Тот служил ловчим у герцога Анжуйского, которому в руки и попало послание Бюсси со столь откровенным заявлением. Оскорблённый граф де Монсоро решил подстроить ловушку против Бюсси. По его требованию супруга написала письмо Клермону, в котором заявила, что ждёт встречи в назначенный час.
Образ графа де Монсоро во французском фильме «Графиня де Монсоро»
Конечно, сама графиня осталась дома, а к месту встречи прибыл де Монсоро с десятком слуг. В последние мгновения своей жизни Луи де Клермон проявил невиданную отвагу. Он расправился с помощниками графа, сломал шпагу, после чего рванулся к окну, стремясь скрыться от преследователей.
Однако путь к свободе Клермону преградил сам де Монсоро, что убил его ударом кинжала. В дальнейшем граф Шарль де Шамб не скрывал причастности к убийству Бюсси. Впрочем, он заявил, что тот был вором, проникшим в его имение. Именно поэтому такой поступок не вызвал общественного суждения.
Актер Николя Сильбер в образе Луи де Клермона в мини-сериале «Графиня де Монсоро»
На момент гибели Луи де Клермону было всего 30 лет. Несмотря на столь короткий жизненный срок, его путь был наполнен яркими происшествиями, скандалами, приключениями и, конечно, романами.
Если вдуматься, то погубили Бюсси не его невоздержанность в проявлении чувств или обилие недоброжелателей, а скверная черта характера. Барон обожал хвастаться своими победами на любовном поприще, и именно этот порок оказался роковым для этого “рыцаря”, воспетого Александром Дюма.
Жизнь
Происхождение и образование
Луи-Габриэль-Амбруаз де Бональд «происходил из семьи старых французских землевладельцев в южной провинции Руэрг ». В 1769 году он поступил в колледж в Жюи, которым руководило католическое братство ораторианцев, школа-интернат к востоку от Парижа, которую предпочитала французская знать в 18 веке . С 1774 г. до его роспуска в конце 1776 г. он проходил военную подготовку у мушкетеров . Затем он женился на 22 февраля 1778 Элизабет-Маргерит Guibal де Combescure (родился 30 июля 1754 в Виган), дочь офицера кавалерии в Полк — де — ла — Reine Анри де Combescures и Маргерит Rolland († 21 января 1826 в Шато ле Monna) . Его сын Луи-Жак-Морис де Бональд (1787-1870) стал кардиналом.
Политическая карьера
6 июня 1785 года Бональд был избран мэром своего родного города Мийо, несмотря на его сравнительно молодой возраст . В 1790 году, через год после начала Французской революции, он стал президентом департамента Аверон в рамках административной реструктуризации Франции . В результате принятия Civile du clergé Конституции с последующим преследованием священников, отказавшихся принять государственную присягу, он ушел в отставку 31 января 1791 года и вскоре отправился в Гейдельберг со своими двумя старшими братьями, чтобы присоединиться к контрреволюционной эмигрантской армии принца Конде . В 1797 году он вернулся во Францию, но отказался от всякой должности в Империи. В 1815 году он стал эмиссаром ультрароялистов. Он представлял ярко выраженную политику семьи и власти с целью воссоединения церкви и государства. С Реформацией в мир пришли смятения и индивидуализм, современность пришла в упадок. В его статье «Sur les Juifs», опубликованной в 1806 году, также содержатся различные антиеврейские обвинения (предполагаемый паразитизм, государство в государстве и т. Д.). « Реставрация стала кульминацией его карьеры: в 1816 году виконт был принят в Академию Франции, а в 1823 году он был назначен на должность« Пара де Франс ». Ему доверено управление цензурой. Но в 1830 году, с июльской революцией, все было кончено. Он отказывается принять присягу на верность новому порядку и теряет свою цензуру и все пенсии. Гражданин король Луи Филипп — фигура для него высокомерная. Остальное — уход ».