Эпикур

Учение Эпикура

Эпикур делил собственную философию на три части:

  • каноника;
  • физика;
  • этика.

Эпикур свою теорию познания назвал «каноникой», так как ее основой являлось учение о критериях или канонах истины. Не согласившись с Аристотелем и Платоном, он считал первичным и главным критерием истины ощущения, в которых человеку дается жизнь. Разум, по мнению Эпикура, – полностью зависим от ощущений. Так как чувственное познание непогрешимо, то ошибки в познании или заблуждения проистекают из ошибочных суждений о том, что дается в ощущениях.

В канонике Эпикура также выделены и вторичные критерии истины, к которым относят предвосхищение, претерпевание и образный бросок мысли.

Предвосхищение – это понятие или общее представление, возникающее на основании чувственного восприятия из единичного представления.

Претерпевание – скорее критерий отношения к вещи, нежели критерий истины. Претерпевание служит основой для моральных оценок, соответствующих этическим принципам.

Образный бросок мысли – это интуиция, а главным признаком совершенного знания служит умение быстро использовать бросок мысли.

Эпикур в своем учении стремился дать практическое руководство для жизни, для чего ему необходима была физика, а для нее – логика.

В соответствии с учением Эпикура о природе, Вселенная – результат столкновения и разъединения атомов, кроме которых не существует ничего. Вселенная, по мнению Эпикура, — бесконечна.

В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которые не заботятся о мире и людях.

Замечание 1

Природные явления Эпикур объяснял схоже с физиками Нового времени, поэтому он считается отцом эмпирического естествознания.

Для Эпикура идеал человека – мудрец. Познание природы не является самоцелью, оно освобождает человека от страха суеверий, а также от страха смерти. Для Эпикура смерть – отсутствие ощущений.

Эпикур выделял естественные желания и пустые. Естественные желания могут быть необходимыми. Но не любое желание достойно быть удовлетворенным, так как некоторые из них могут повлечь за собой страдания. Поэтому мудрецу необходимо обладать определенной осмотрительностью.

Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, так как это приводило к неприятностям. К общественности он относился дружественно, но сдержанно

Эпикур говорил о необходимости жить неприметно, нужно не привлекать к себе внимание по жизни. Не нужно стремиться к славе, власти и богатству, нужно наслаждаться мелкими радостями – друзьями, вкусной едой и пр

Эпикур говорил об идеи справедливости как общественного договора, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такой договор необходим для использования всех выгод совместного проживания в упорядоченном обществе. По Эпикуру, общество возникло именно из такого договора живущих уединенно и руководствующихся естественным правом людьми. Такой договор заключен, чтобы не причинять вреда друг другу.

Развитие речи Эпикур связывал с условиями окружающей среды. Так, он считал, что люди в разных географических местностях, под влиянием одних и тех же вещей издавали разные звуки, из-за разного влияния условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Иными словами, первые слова, которые произнес человек, различались, поэтому различаются и языки в мире.

Можно выделить несколько положений, соответствующих целостному учению Эпикура:

  • человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям;
  • человек – результат развития природы;
  • боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле;
  • человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека;
  • человеческая душа умирает вместе с телом;
  • умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука.

Замечание 2

В соответствии с Эпикуром, бог – существо бессмертное и блаженное. Он утверждал, что тот вид, в котором боги существуют, не проявляет никакого интереса к людям, они ничего не знают о существовании людей, а значит, не могут наказать человека ни в жизни, ни после смерти.

Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующим положениям:

  • боги существуют;
  • истинное знание о богах образуется предвосхищением;
  • обывательские представления о богах – ложные;
  • боги – бессмертные и блаженные, они пребывают в междумирии.

Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура

Согласно гедонистической этике Эпикура, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Эпикур признал счастье, удовольствие (гедоны) высшим благом. Она заключается в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к определенному душевному равновесию — к спокойствию души («атараксия»), а затем к счастью («эвдемония»).

Отправной точкой и целью эпикурейской философии было то же самое, что и в других философских системах эллинизма: отправной точкой был тезис о том, что счастье — это высшее благо, а целью было объяснить, на чем основано счастье и как его можно достичь. Объяснение, которое дал Эпикур, было самым простым из всех: Счастье основано на удовольствии, а несчастье — на выносливости страданий. Это объяснение не было тавтологией, ибо греки понимали счастье как лучшую жизнь (эвдемонию), в которой достигается совершенство, доступное человеку. Эпикур понимал само совершенство совершенно гедонистически, в то время как другие школы видели совершенство жизни не в достижении удовольствия. Гедонизм был прочно связан с именем Эпикура, хотя это не было его изобретением, так как он давно был известен Аристипусу. Эпикур дал гедонизму оригинальную форму, очень далекую от посредственного гедонизма Аристипа.

Отношения Эпикура с другими философами

Сохранившиеся труды Эпикура сводятся к трем значимым письмам к своим друзьям, восьмидесяти афоризмам, которые называются «главными мыслями», а также к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его сохранившихся работ.

Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур создал свою философскую систему, как противопоставленную академической.

Отдельные авторы древности упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в произведении «Жизнеописание Эпикура» утверждал, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении в качестве высшего блага. Сам Эпикур отзывался о других философах достаточно пренебрежительно, можно даже сказать презрительно.

Горацио

Последователи Эпикура были найдены не только среди философов. Были и другие интеллектуалы, пропагандировавшие его идеи в его произведениях, например, Квинто Орасио Флако, один из главных поэтов Древнего Рима.

Гораций, известный своими сатирическими стихами, несколько лет жил в Афинах, где изучал греческий язык и философию, особенно эпикурейство.

Для его работы характерно размышление о желаемом. Помимо повторяющейся похвалы за пенсионную жизнь, которую он называл Beatus Ille, Горацио известен созданием максимы, идеально сочетающейся с эпикуреанством: carpe diem, что означает «лови день».

Физический

Реальность, согласно Эпикуру, состоит из двух основных элементов. Во-первых, это атомы, материалы. Второй — это вакуум, пространство, в котором движутся атомы.

Эпикурейцы думали, что все в мире представляет собой различные комбинации атомов. Для них одна и та же душа состояла из атомов, хотя и особого вида, более тонких, чем те, которые являются частью тела.

Однако это не означало, что душа перестала быть материальной. В этой школе думали, что когда умирает человек, умирает и душа.

По мнению экспертов, Эпикур заимствовал эту идею у Демокрита, хотя и изменил значительную часть своего учения. Основное отличие состоит в том, что он ввел элемент случайности в движение атомов, заявив, что, вопреки словам Демокрита, в их поведении нет детерминизма.

В связи с этим Эпикур всегда старался придавать большое значение свободе. Он считал этику фундаментальным аспектом, а остальные вопросы были ему подчинены.

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти. Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать. Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие. Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

В «Саду Эпикура», его последователи предпочитали духовные удовольствия, отрицая услаждение тела. Они возносили потребности духа, находя успокоение в дружбе и взаимопомощи.

Диоген из Эноанды

Поскольку до наших дней сохранилось очень мало произведений Эпикура, работы некоторых из его последователей имеют решающее значение для понимания его философии. Среди них выделялся Диоген Эноанда, греческий философ второго века, который распространял идеи этого течения.

В рамках своей просветительской работы Диоген приказал записать некоторые изречения Эпикура на большой стене возле главного рынка в городе Эноанда, сегодня в Турции. Цель заключалась в том, чтобы граждане помнили, что они не найдут счастья в покупках или потреблении.

Именно фрагменты этой стены, разрушенной землетрясением, составляют для историков один из основных источников эпикурейства. В них появляется часть его доктрины, которая была почти неизвестна специалистам, клинамен (отклонение).

К сожалению, удалось восстановить только треть того, что было записано на стене.

Физика эпикурейцев

Школу эпикурейцев относят к представителям античного материализма, так как для объяснения бытия они использовали учение об атомах. Тит Лукреций Кар, самый известный из римских последователей Эпикура, развил атомистическую теорию и изложил ее основные положения в своем поэтическом труде «О природе вещей». В чем же суть этой теории? Тела и души всех живых существ, включая человека, состоят из атомов: души — из легчайших, тела — из более тяжелых. Зарождение душ происходит по тем же законам, что и зарождение миров, в результате столкновения атомов. При этом каждый атом может отклониться от своей траектории. То же касается и человеческой жизни: человек может изменять свою судьбу.

Тит Лукреций Кар, как и другие эпикурейцы, считал целью человеческой жизни атараксию, что переводится как «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие». Это умение сосредоточиться на самом главном, отбросить все лишнее и наслаждаться простыми вещами. Духовное наслаждение, к которому стремились эпикурейцы, — гораздо более устойчивая вещь, чем наслаждение чувственное, потому что оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек сам выбирает, как ему относиться к той или иной ситуации.

Хотя и в чувственных удовольствиях, по мнению эпикурейцев, тоже нет ничего зазорного. Даже смерть можно встретить с радостью. Рассказывают, что Эпикур, чувствуя приближение своей кончины, попросил приготовить себе теплую ванную и налить бокал вина. Так он покинул этот мир в полном соответствии со своим учением, наслаждаясь каждым мгновением.

Поделиться ссылкой

Судьба

Информация о судьбе Эпикура содержится в сочинениях Диогена Лаэртского и Лукреция Кара. Это единственные достоверные источники, благодаря которым воссозданы не только его идеи, но и фото скульптур.

Родился великий мыслитель на острове Самос в 342-341 году до н. э. в семье школьного учителя Неокла. Интерес к науке и поиску смысла жизни возник в 12-13 лет, после прочтения трудов Демокрита. В 324 году до н. э. сын и отец перебрались в Афины.

В возрасте 32 лет молодой мужчина открывает собственную школу на острове Лесбос. В 308 году до н. э. вместе с учениками возвращается в Афины, выкупает территорию с садами и остается там до конца своих дней. Именно поэтому последователей его догматов называют философами Сада.

По сообщению Диогена Лаэртского, основатель школы дожил до 70 лет. Причиной смерти стали камни в почках.

Мнение Эпикура о роли языка, как формы передачи информации

Согласно взглядам Эпикура, язык создавался, как необходимость выражать чувственное впечатление от вещей. Названия вещам давались, исходя из индивидуальных особенностей восприятия. У каждого народа они были своими, поэтому языки формировались отдельно и были не похожи друг на друга.

Первобытные языки были малословными: слова использовали для обозначения бытовых предметов, действий и ощущений. Постепенное усложнение быта — главная причина развития языка. Появление новых предметов требовало изобретения новых слов. Иногда у разных народов появлялись похожие слова, имеющие разные значения, и создавали двусмысленности — амфиболии. Чтобы избегать подобных ситуаций, Эпикур предлагал руководствоваться договорным началом: каждый народ определяет значение слова своего языка и не переносит его на другие языки.

Задолго до Эпикура, похожую теорию высказал Платон. В своем диалоге «Кратил» он изложил примерную концепцию развития языка, как динамической структуры.

источник

Эпикурейскому учению учил Эпикур Самосский, который также дал свое имя. Философ родился в 341 г. а. С и, пройдя через несколько мест, он основал школу под названием Сад. Именно там он разработал свои идеи.

эпикуреец

Эпикуро родился на острове Самос в афинской семье. Его образование было предоставлено его отцом, учителем и различными философами.

Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился в Афины на военную службу. После этого он воссоединился со своим отцом в Колофоне, где он начал преподавать.

В 311 году он создал свою первую философскую школу на острове Лебос. Вскоре после этого он был директором другой школы в Лампсако, сегодня в Турции..

Сад

Философ вернулся в Афины в 306 году. Вскоре он начал преподавать свои идеи группе последователей. Выбранное место было внутренним двориком дома Эпикура, сада, в результате которого школа получила свое название..

В отличие от других философов, женщины могли пойти в Эль-Жардин, чтобы учиться у учителя. Это вызвало много клеветы на действия, которые имели место. Тем не менее, Эпикур был очень успешным, и его слушали студенты из Малой Азии и остальной Греции..

Помимо преподавания этих классов, Эпикур написал много работ. По словам историков, когда он умер, он оставил более 300 договоров, хотя почти ничего из них не сохранилось..

Современное знание об авторе приходит из трех разных букв: Heródoto, по теории знаний; Питоклу, по астрологии и космологии; и последний Meneceo, об этике. Кроме того, некоторые косвенные заметки о его учении сохранились.

Характеристики учения

В отличие от значительной части гедонизма, эпикурейство не фокусировало поиск удовольствий только на теле. Последователи этого течения придавали большее значение интеллекту. Кроме того, большая часть определения удовольствия или счастья в этой школе относится к отсутствию, а не к присутствию.

Таким образом, они рассматривали удовольствие как отсутствие боли или каких-либо недугов, таких как голод или сексуальное напряжение. Речь шла о достижении идеального баланса между телом и разумом, который обеспечивал бы безмятежность или атараксию.

Короче говоря, Эпикур указал, что эта безмятежность пришла из области страха, который отождествлялся с богами, смертью и неуверенностью в будущем. Целью философа было избавиться от этих страхов, чтобы быть счастливым.

Удовольствия и страдания

Эпикуреизм считал, что удовольствия, а также страдания являются следствием получения или неудовлетворения аппетита. Это учение различает три вида удовольствий:

— Первые были естественными и необходимыми. Среди них были те, кто кормился, искали убежища и чувствовали себя в безопасности.

-Следующее было естественно, но не обязательно. Они выделялись в этой группе для приятного разговора или секса.

-Наконец, он указал на неестественные или необходимые удовольствия, такие как погоня за властью, славой или деньгами.

Эксперты подчеркивают, что Эпикур не был дуалистом. Столкнувшись, например, с Платоном, Эпикур не верил, что существует разница между душой и телом. Оба были материалами и состояли из атомов.

Это привело его к различию двух других типов удовольствий, основанных на душе и теле, разных, но объединенных.

Части тела не были самыми важными для последователей этого течения. Эпикур выступал за сознательное уравновешивание этих удовольствий. Таким образом, он сказал, что нельзя было бы наслаждаться едой, если бы душа не была познана.

С другой стороны, были радости души. Они были лучше, так как более прочные и влияют на организм.

Представители и их идеи

Самые известные последователи Эпикура были в Древнем Риме. Среди них выделяются поэт Орасио, автор декларации «Carpe Diem» (Воспользуйтесь преимуществами дня), Вирджилио и Лукрецио. Историки описывают эпикурейство как типично средиземноморскую доктрину со светскими характеристиками и языческими точками.

Хотя в течение семи веков после смерти своего создателя школа мысли имела определенные трудности, средневековье означало конец ее влияния. Многие из его произведений были уничтожены, поскольку христианство резко отвергло его идеи. Христианское видение боли полностью противоречило эпикурейской философии.

Лишь некоторые последователи платонизма или аристотелизма включили некоторые свои идеи немного, но с небольшим успехом.

Диоген Эноанды

Так как очень немногие из работ Эпикура дошли до наших дней, работа некоторых из его последователей имеет фундаментальное значение для понимания его философии. Среди них был Диоген де Иноанда, греческий философ второго века, который распространял мысль об этом течении..

В рамках своей работы Диоген приказал записать некоторые из принципов Эпикура на большой стене рядом с главным рынком города Эноанда, который сегодня находится в Турции. Цель состояла в том, чтобы граждане помнили, что они не найдут счастья с помощью покупок или потребления.

Именно фрагменты, найденные в этой стене, разрушенные землетрясением, представляют собой один из основных источников историков об эпикурействе. В них фигурирует та часть его учения, которая была почти неизвестна специалистам, клинамен (отклонение).

К сожалению, только треть того, что было записано на стене, была восстановлена.

Зенон де Сидон

Зенон был философом, родившимся в первом веке до нашей эры. C. в Греции, вероятно, в городе Сидон (сегодня в Ливане). Он был современником Цицерона, который заявил в своей книге «О природе богов», что Зенон презирал других философов, в том числе таких классиков, как Сократ..

Вслед за Эпикуром Зено подтвердил, что счастье заключается не только в том, чтобы наслаждаться настоящим, а тем более в том, что было. Для него надежда на непрерывность процветания и удовольствия была фундаментальной. Речь шла о том, чтобы не смотреть в будущее со страхом.

Орасио

Последователи Эпикура были не только среди философов. Были и другие интеллектуалы, которые обнародовали свои идеи в своих произведениях, такие как Квинто Орасио Флако, один из главных поэтов Древнего Рима..

Орасио, известный своими сатирическими стихами, несколько лет жил в Афинах, где изучал греческий язык и философию, особенно эпикурейство..

Его работа характеризуется размышлениями о желаемом. Помимо повторяющейся похвалы за уходящую в отставку жизнь, которую он назвал Беатус Илле, Орасио известен тем, что создал максиму, которая идеально сочетается с эпикурейством: carpe diem, что означает «захватить день».

Лукреций

Романо, как и Орасио, Лукрецио был философом и поэтом, жившим между 99 а. С и 55 а. C. Известен только один текст этого автора, который называется De rerum natura (О природе вещей). В этой работе защищает учение Эпикура, в дополнение к атомистической физике Демокрита.

Лукреций объяснил движение и группировки атомов, а также указал на смертность души. По замыслу экспертов, автор хотел освободить человека от страха перед богами и смерти. Эти страхи, для поэта, были основными причинами несчастья.

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Это интересно: 889,Шумерское искусство в Раннединастический период, комплекс царских гробниц в уре

Философия Эпикура (кратко)

Главный раздел эпикурейства в философии – это этика. И именно эта концепция мыслителя и была обозначена термином эпикуреизм. Его труд можно условно поделить на три раздела:

  1. Философия мудреца или как ее еще называют – эпикурейство.
  2. Физика, которая дает нам понимание о мире, вселенной и о природе вещей. В этой части Эпикур позиционировал себя в качестве материалиста и здесь можно было провести связь атомистического материализма между Демокритом и Эпикуром.     
  3. Теория философа о Богах.

Мудрец считал, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, которые управляют людьми, освободит их от мистических заблуждений и тревогами перед смертью. По его мнению, умирающий перестает чувствовать, а значит, у него нет смысла тревожиться. 

Пока человек есть — смерти для него не существует, а когда его жизнь закончена — его личность перестает существовать. Цель по эпикурейски – это стремление к получению удовольствия и избавление от страдания. Для достижения таких целей, согласно учению философа, жизнь обязана проходить без тревог и переживаний, но в ней обязательно должны присутствовать удовольствия и непоколебимость к неудачам.

Литература

  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
  • Герлак Г. Ньютон и Эпикур // Физика на рубеже XVII—XVIII вв. — М.: Наука, 1974. — С.44-74.
  • Гончарова Т. В. Эпикур. — М., 1988. (ЖЗЛ)
  • Гюйо М. Мораль Эпикура и её связь с современными учениями. Собр. соч., т. 2. — СПб., 1899.
  • Конш М. Эпикур и квантовый анализ // Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. Лилль, 26-29 апреля 1978 года. — М., 1983. — С.42-56.
  • Никольский Б. М. Эпикур о наслаждении: проблема кинетического и статического наслаждения  (недоступная ссылка с 12-05-2013 ). // Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. — М.: РГГУ, 2000. — С.421—451.
  • Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. — М., 1926.
  • Тер-Аракельянц, Владимир. Критика русскими религиозными философами XIX—XX вв. принципов этики Эпикура (недоступная ссылка) // Культура и религия. — 2011. — № 1(01).
  • Тер-Аракельянц В.А. Эразм Роттердамский и Томас Мор против Эпикура //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2 (87). С. 41-45.
  • Шакир-Заде А. С. Эпикур. — М.: Соцэкгиз (Серия: Мыслители прошлого), 1963. — 224 с.
  • Шахнович, М. М. Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С.21-28 (Symposium, 5).
  • Шахнович, М. М. Парадоксы теологии Эпикура. — СПб., 2000. — 152 с. — ISBN 5-93597-008-2.
  • Шахнович, М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 284 с. — ISBN 5-288-02654-8.
  • Шахнович, М. М. Эпикур // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Bailey C. The Greek Atomists and Epicurus. — Oxford, 1928.
  • Г. Гегель «Лекции по истории философии». — Гегель. Сочинения — том X — М.., Партиздат, 1932. — С. 361—390
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: