Педагогическая система гербарта

Педагогические идеи

Гербарт являлся сторонником именно ассоциативной психологии, он считал, что психология должна быть построена только на опыте: предметом психологии должны являться факты и ощущения, осязания. Для того, чтобы превратить психологию именно в науку, Гербарт пытался заложить в ее основание математику, использовал ее для представлений динамик. Согласно его учению, сознание базируется не иначе как на трех областях: сознание, осознание, ясность сознание, между которыми проходят смытые границы, которые Гербарт назвал порогами. Для представления перехода из бессознательного в сознательное, Гербарт использовал термин «вытеснение», который плотно вошел в психоанализ. Выявленные условия перехода представлений из бессознательного в сознательное также имеют место быть.

Замечание 1

Целью воспитания Герюарт считал воспитание человека гуманистически настроенного, добродетельного, уважающего установленный правопорядок и умеющего приспосабливаться к различным явлениям в обществе. Развитие многосторонности интересов есть цель самой педагогики, благодаря которой формируется нравственный характер воспитываемого.

Гербарт выделял пять идей нравственности:

  1. Удерживать воспитанника
  2. Определять воспитанника
  3. Устанавливать жесткие правила поведения
  4. Не подвергать сомнениям истины
  5. Волновать душу ребенка одобрением или порицанием.

Большое внимание Гербарт уделял именно духовному образованию ,а вот процесс трудового воспитания он обходит стороной, объясняя это тем, что необходимо воспитывать мыслителя , а не деятеля. Читал, что религия есть сдерживающее начало и смирение для воспитанника

Введением в педагогику термина «воспитывающее обучение» мы обязаны также Гербарту. Он утверждал, что самодеятельность учащегося не должна отделяться от общих знаний. Оформляя свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести понятия логики обучения и логики воспитания. Оба направления должны устремляться ввысь, открываю воспитаннику тем самым самое прекрасное и достойное

Опытная психология, которую мы связываем с именем Гербарта и его мысли явились важной ветвью для разработки основ школьного воспитания и обучения

Замечание 2

Задачами обучения Гербарт считал именно развитие у воспитанников интереса ко всем преподаваемым дисциплинам. Ценил такие дисциплины как древние языки, математика, история. Считал, что управлять детьми необходимо с целью подавления резвости, упорядоченности поступков. Основой обучения считал именно интерес. Методы управления детьми по Гербарту: главные- надзор, наказание, угроза, телесные наказания, вспомогательные -любовь.

Среди видов обучения выделял:

  1. Описательный:дополнить имеющийся опыт ребенка, а также выявить его.
  2. Аналитический: мысли воспитанника должны быть подправлены, а также модернизированы.
  3. Синтетический-мысли должны быть стройного характера.

Слайд 12М. М. Бахтин пишет: «И. Ф. Гербарта выдвинул программный тезис: прекрасное — не идея,

не содержание, но свойство самой формы; форма, же определяется внутренней

связью, структурной организацией частей. Идеализм, учил Гербарт, недооценивает самостоятельность формы перед лицом содержания, а это значит — недооценивает зримости, поверхности явлений по сравнению с их внутренним, духовным содержанием. Значит, не те или иные идеально-содержательные моменты создают прекрасное как некоторое целое, но формообразующие соотношения этих моментов между собою. В историко-философском плане Гербарт и его школа намечали направление мышления, ведущее за пределы спекулятивно-метафизической эстетики. По И. Ф. Гербарту, эстетическая форма определяется присущими какому-либо предмету отношениями; сущность прекрасного — в отношениях».

Слайд 14Однако среди учений об искусстве есть одно, чьи предписания

требуют обязательного соблюдения, ибо мы, сами того не сознавая, постоянно

представляем собой предмет этого учения. То есть этот предмет — мы сами, а названное учение — это учение о добродетели, которое в отношении наших проявлений переходит в дела и возможности, в учение об обязанностях».Эстетические идеи И. Ф. Гербарта были развиты Р. Циммерманом, Э. Гансликом, А. Риглем, Г. Т. Фехнером. Циммерман все эстетические построения, начиная с Платона и кончая Гербартом, оценивал с точки зрения положения, что первоосновой прекрасного в искусстве является форма, а не содержание. В этом, как и в понимании формы, он следует Гербарту. Алоис Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает «отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому». Идеи Гербарта развиты в психологической эстетике Г. Т. Фехнера.

Психология

Научная психология

Гербарт — первый автор, который попытался разработать научную психологию . Несмотря на влияние Канта, он считает, в отличие от последнего, что психология может быть строго научной, когда к ней применяется математика. Математизации психологии заключается в количественной оценке психических явлений, прибегая к сложным математическим процедурам, метод, который он представил в 1825 году в его Psychologie ALS Wissenchaft neugegründet Ауф Erfahrung, Metaphysik унд Mathematik ( «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике») . Он предлагает реальную статистику, а также механику психической жизни, где в игру вступают представления. Таким образом, психология поднимается в ранг точной науки так же, как механика твердого тела. Вопреки ее последующим разработкам, например, Вильгельмом Вундтом и Густавом Фехнером, научная психология остается для Гербарта чисто дедуктивной наукой, которая не может вести к экспериментированию. Это часть идеала универсальной математики .

Фундаментальная идея психологии Гербарта состоит в том, что закон ассоциации идей, на котором базировалась психология английской эмпирической школы, следует рассматривать как реальный феномен притяжения на модели физического притяжения, гравитационного . Его амбиции — обновить для психологии подвиг, который Исаак Ньютон совершил для физики. Именно из ньютоновской физики Гербарт черпает идею силы притяжения, концепцию, которую он переносит в область идей и представлений: между идеями существуют силы притяжения и отталкивания, которые определяют их отношение к тому же самому, что и твердые тела. . Психическая энергия, которая проявляется через ее силы, поддается количественной оценке, и она раскрывается через все психические процессы. Таким образом, существовала бы реальная динамика репрезентаций, как и динамика твердых тел. Следовательно, у психологии нет специфики по сравнению с другими естественными науками, даже если ее объект, «духовная материя», отличается от изучаемого ими.

Гербарт пытается описать и объяснить деятельность ума в терминах взаимодействия между содержанием репрезентаций . По его словам, сами представления можно рассматривать как силы, а душевную жизнь — как результат взаимного действия этих сил. Он более точно отождествляет представления с реакциями разума на нарушения окружающей среды. Изменение интенсивности этих представлений может быть полностью описано математической моделью, как и любое физическое изменение в природе. Таким образом, если две идеи, вступающие в конфликт, имеют одинаковую силу, каждая из них увидит, что их интенсивность уменьшится вдвое. Если, наоборот, их силы неравны и если, например, идея a больше, чем идея b, сумма тормозящего действия будет обратно пропорциональна их интенсивности. Итак, идея a будет подавлена ​​( a ² + abb ²) / ( a + b ), а идея b будет подавлена b ² / ( a + b ). В случае, когда ( bab ) / ( a + b ) = 0, идея b исчезает, а значит, она больше не достигает порога сознания . Это понятие порога сознания будет подхвачено психофизиками и, в частности, Фехнером.

Понятие бессознательного

Согласно Гербарту, представление может быть «  вытеснено  » ( verdrängt ) другим, поскольку баланс присутствующих сил означает, что это представление больше не достигает сознания, потому что представление, более сильное, чем оно, подавляет его. Отсюда следует, что представление может стать бессознательным . Существует порог, ниже которого представления не достигают сознания и который мы больше не можем вычислять.

Психология Гербарта считается одним из основных источников влияния на работы «первого  Фрейда  »: ряд фрейдистских концепций фактически уже присутствует в психологии философа. Первыми историками психоанализа, отметившими повторное присвоение Гербартианской психологии Фрейдом, были Ола Андерссон и Анри Элленбергер . Его самый замечательный вклад в психологию бессознательного — это его тезис о том, что репрезентации продолжают существовать ниже порога сознания. Этот тезис позволяет ему представить себе бессознательную деятельность разума, реальность которой может быть выведена с помощью математических процедур. Таким образом, Гербарт представляет почти за столетие до Фрейда психическое бессознательное, наделенное репрезентациями и управляемое силами, специфичными для разума.

Слайд 13И. Ф. Гербарт пишет об эстетики: «Еще существует класс понятий, которые

совпадают с ранее упомянутыми в том, что по отношению к

ним мышление не может ограничиться простым логическим приведением к отчетливости (Verdeutlichung); отличаются же они тем, что не требуют подобно вышеупомянутым изменений, а приносят с собой такое дополнение в нашем представлении (Vorstellen), которое заключается в суждениях одобрения или неодобрения. Наука о таких понятиях — эстетика. С познанием данного она по своему происхождению связана лишь постольку, поскольку побуждает нас представить себе понятия, которые совершенно независимо от их реальности вызывают одобрение или недовольство. Но применительно к данному эстетика переходит в ряд учений об искусстве (Kunstlehren), которые все без исключения можно назвать практическими науками, потому что они указывают, как должен обрабатывать определенный предмет тот, кто занимается ими, чтобы порождалось не недовольство, а, напротив, чувство удовлетворения.

Философия

Бывший ученик и ученик Фихте, Иоганн Фридрих Гербарт очень рано порвал с идеалистическими тенденциями того времени. Его философия познания предлагает противоположное прочтение Канта, как реалистическое, так и эмпирическое, которое отвергает идею трансцендентного субъекта . Отвергая кантианскую критику разума и понимания, Гербарт, тем не менее, продолжает свое наследие, провозглашая интеллектуальное тщеславие любого интеллектуального отношения, которое имеет тенденцию знать что-то за пределами отношений, в которых они представлены нам. В своих метафизических выводах он стремится постичь реальное посредством понятий и в этом смысле развивает метафизику, согласно которой бытие является не свойством вещи, а определением рассудка. Его онтология, хотя и реалистична, принимает кантовский принцип различия между феноменом и «  ноуменом  » или вещью в себе; но он не принимает разделения между ними, поскольку явления причинно определяются ноуменом. Для Гербарта существует причинная связь между ноуменами и явлениями, так что эмпирический анализ явлений автоматически вводит вещи в себя.

В « Die Hauptpuncte der Metaphysik» («Основные моменты метафизики»), опубликованной в 1806 году, Гербарт противопоставляет «  реалистическую метафизику » идеализму, внутреннее противоречие которого он осуждает и которому он противопоставляет свой «метод отношений». С помощью этого метода Гербарт утверждает, что разрешает противоречие множественного единства субстанции, наделенной случайностями, интерпретируя его как связь ( Zusammen ) простых элементов, которые не имеют между собой необходимой связи. Эта связь — основа всего, что должно появиться: таким образом существо теряет свой фундаментальный характер. Понятие субстанции, безусловно, сохраняется, но для Гербарта это всего лишь конструкция мысли, необходимая для объяснения тождества репрезентаций.

Метафизика Гербарта включает психологию, которую он рассматривает в связи с естественными науками. К разуму, который сам по себе недоступен, можно подойти эмпирически через действие, которое проявляет его присутствие, а динамика психической жизни может быть полностью формализована математикой . Таким образом, Гербарт первым применил методы исчисления бесконечно малых для решения задач философского исследования. По его словам, и в отличие от Канта, ум формируется опытом и врожденных способностей нет .

Для Гербарта этика — лишь один из аспектов эстетики, который включает в себя так называемую мораль в собственном смысле слова: вкус и моральное чувство для него имеют одну и ту же природу. Как и Кант, Гербарт утверждает, что мораль поступков основывается на априорных нормах, и он отвергает эвдемонизм, а также все «материальные мотивы», когда они выступают в качестве морального оправдания действия. Как и Кант, он считает, что моральные суждения должны соответствовать «форме воли», определенной этикой, но в отличие от первого, Гербарт рассматривает этические суждения как форму эстетического суждения.

5. Идеи в области обучения

Задачи обучения. Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ: элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения — интерес. Виды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения: 1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность — углубление в состоянии покоя

У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2

Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система — поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал что, педагогическая работа проводится успешнее, если её предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Психологические идеи

Основоположник эмпирической психологии в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе. Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией).

1. Биография

Родился в Ольденбурге. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 1841 году в Гёттингене.

Могила

Иоганн Фридрих Гербарт

Гербарт (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841), немецкий философ,
психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель
плюрализма: в основе мира — множество неизменных «реалов». Попытался построить
психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и
математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней обучения (ясность, ассоциация,
система, метод). Основоположник т.н. формальной эстетики (источник прекрасного –
симметрия, пропорции, ритм и т.д.). Преподавал в Кенигсбергском университете с
1809. Именем Гербарта была названа ул. в Кенигсберге (ныне часть ул. Чайковского
в Калининграде).

Материалы перепечатываются из проекта «Восточно-Прусский словарь»,
составленного Алексеем Петрушиным с использованием кн.: «Очерки истории
Восточной Пруссии», под редакцией Г.В. Кретинина.

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776— 1841), — немецкий философ-идеалист, психолог и
педагог. Основой всего существующего Гербарт считал «реалы» — вечные,
неизменные, духовные (как
«монада» у Лейбница) и
непознаваемые (как «вещь в себе» у Канта)
сущности. «Душа» — наиболее совершенный «реал», порождающий все психические
явления. В логике Гербарта стоял на позициях Канта. В педагогике он отошел от
демократических принципов своего учителя Песталоцци. Отдельные его взгляды
(деление внимания на активное и пассивное, признание опытной психологии и др.)
сыграли положительную роль. Религию он обосновывал телеологией.
Социально-политические взгляды Гербарта реакционны: он отвергал конституционный
строй, высшей добродетелью народных масс считал подчинение господствующим
классам.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 88.

Другие биографические материалы:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Философ,
педагог, психолог (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).

Кондаков И.М. Основоположник эмпирической психологии
в Германии (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М.
Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Пискунов А.И. Крупнейший немецкий педагог-теоретик
XIX столетия (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.
Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Шуман А.Н. Единственный источник всякого
знания — элементарные понятия, постигаемые чувствами (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Михайлов И.А. Философию понимал как науку о понятиях
(Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д).

Философия Гербарта не получила в Германии широкого
распространения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983).

Далее читайте:

Гербарт. Первые лекции по
педагогике (1802 г.)

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Германии
(биографический указатель).

Сочинения:

Samtliche Werke, Bd. 1-19. Lpz.—Langensalza, 1887-1912;

AUgemeine Padagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet, 1806; 4 Aufl.
1920; в рус. пер.: Психология. СПб., 1875;

Психология. СПб., 1875; Учебник психологии. СПб., 1895;

Главнейшие педагогические сочинения. М„ 1906;

Избранные педагогические сочинения. М., 1940. Т. 1;

Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 2.

Литература:

Болтунов А. Методологические принципы психологии Гербарта // Вопросы
философии и психологии. 1913. Кн. 118;

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.:
Академия, 1996.

Работает

  • Идея Песталоцци об азбуке восприятия . Гёттинген 1804 г.
  • Общая педагогика вытекает из цели обучения . Гёттинген 1806 г.
  • О философских исследованиях . Göttingen 1807.
  • Общая практическая философия . Гёттинген 1808 г.
  • Учебник как введение в философию . Кенигсберг 1813 г.
  • Общая метафизика вместе с истоками философской теории природы . 2 части. Кенигсберг 1828/29.
  • Краткая энциклопедия философии с практической точки зрения . Зал 1831 г.
  • Педагогическая лекция . Göttingen 1835; 2-е, увеличенное издание 1841 г.
  • Психологическое исследование . Гёттинген 1839/40.

Редакции

  • Учебник как введение в философию. Meiner, Гамбург 1997, ISBN 978-3-7873-1343-3 .
  • Более точная разработка основных терминов, входящих в определение педагогической цели (= педагогическая реформа в источниках. Том 2). Отредактированный Ротро Кориандом. Йена 2006 г., ISBN 3-938203-22-6 .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: