Примеры интеллигентности в жизни
Интеллигентное общество духовно и морально развито. В нём нет места конфликтам, провокациям, интригам и сплетням. Образованность и интеллигентность тесно связаны. Грамотный и начитанный человек на примере литературных героев стремится повысить свой уровень интеллигентности.
Повторим утверждение: «Интеллигентными людьми не рождаются, ими становятся»
Важно посвящать время своему саморазвитию, образованию. Всестороннее развитие повышает шансы стать интеллигентом
В нашей жизни мы встречаемся со множеством интеллигентов. С ними приятно общаться. Они не оставляют после себя неприятного осадка.
Трудовая интеллигенция представлена педагогами, людьми культуры, врачами, журналистами, телеведущими и дикторами. Конечно, здесь не стоит говорить о том, что каждый из них интеллигентен. Случаются сбои системы. Но качества интеллигентного человека видны сразу. Он не позволяет себе повышать голос, кричать на того, кто ниже его по статусу и социальному положению. Интеллигентка-учительница относится к своим ученикам с уважением. Как правило, дети любят и ценят её.
Часто интеллигентным людям живётся непросто. Кажется, что их просто обидеть. Они ранимы и не умеют постоять за себя. Но общество должно ценить таких индивидов и равняться на них.
Интеллигент умеет входить в положение человека. Он старается понять мотивы поступка, он не позволит себе судить, а тем более, делать это за его спиной.
Представители русской интеллигенции известны нам со школьных лет. Это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В качестве примера можно привести А. Чайковского, А. Солженицына, М. Лермонтова.
Конечно, я не призываю вас стать писателем или музыкантом. Но ваше поведение и поступки должны оставлять о вас приятное впечатление. Тогда окружающие скажут: «какой интеллигентнейший человек!».
Европейская история
Философ Кароль Либельт определил, что статусный класс интеллигенции связан с социальным прогрессом, но при этом готов работать на государство.
Русский писатель Петр Боборыкин определяли интеллигенцию как менеджеров общества и создателей высокая культура.
В Европе интеллигенция существовала как статусный класс (социальный слой) еще раньше. интеллигенцияЭтот термин был придуман в 19 веке. Как люди, чьи профессии помещали их (физически, экономически и социально) за пределы традиционных мест и функций монархических социальных классов города и деревни (королевской семьи, аристократии, буржуазии) того времени, интеллигенция была городским социальным классом. . В своих статусных классовых функциях интеллектуалы участвовали в культурном развитии городов, распространении печатных знаний (книг, текстов, газет) и экономическом развитии съемного жилья ( многоквартирный дом ) для учителя, журналиста и государственного служащего.
В своей работе 2008 года Расцвет интеллигенции, 1750–1831 гг., Мацей Яновский определил интеллигенцию как интеллектуальные слуги современного государства, в той степени, в какой их политика государственной службы уменьшила социальную отсталость и политические репрессии разделенная Польша.
Польский философ Кароль Либельт ввел термин Inteligencja в его публикации O miłości ojczyzny (О любви к Отечеству) в 1844 году. Польский язык, популярное понимание слова Inteligencja близка к определению Либельта, который видел Inteligencja статус-класс как хорошо образованные люди общества, которые обязуются обеспечивать моральное лидерство, как ученые, учителя, юристы, инженеры и т.д .; интеллигенция «руководит по причине своей более высокой просвещенности».[неудачная проверка ]
В 1860-х писатель Петр Боборыкин популяризировал термин интеллигенция (Русский: интеллигенция) в Императорская Россия; он утверждал, что положил начало представлению об интеллигенции как социальной прослойке. Русское слово интеллигенция происходит от немецкого слова Intelligenz (интеллект) и выявил и описал социальный слой людей, занимающихся интеллектуальными занятиями; кроме того, Боборыкин расширил определение интеллигенция (производителей культуры и идеологии) включить художников (производителей высокая культура ).
В 2006 году доктор Виталий Тепикин определил характеристики группы. в составе интеллигенции:
- передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
- активная умственная работа и постоянное самообразование;
- патриотизм, основанный на вере в свой народ и бескорыстной, неиссякаемой любви к малой и большой Родине;
- творческая неутомимость всех частей интеллигенции (а не только ее художественной части, как многие считают), аскетизм;
- независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение ее самому;
- критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократии;
- верность своим убеждениям, продиктованная совестью в самых тяжелых условиях и даже склонность к самоотречению;
- неоднозначное восприятие действительности, что приводит к политическим колебаниям, а иногда — и к проявлению консерватизма;
- обостренное чувство обиды из-за недостаточной реализации (реальной или кажущейся), что иногда приводит к крайней замкнутости интеллектуала;
- периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных групп интеллигенции, а также единым отрядом, вызванное приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).
Рождение понятия и класса интеллигенции
Давно принято характеризовать этот феномен в ряде схематических оппозиций интеллигенции и:
- Интеллектуалов (т.е. образованных людей, преимущественно западного типа). Здесь интеллигенция позиционируется как уникальное явление исключительно России.
- Народа (как основной массы). Здесь она понимается как меньшая часть общества, вплоть до своего маргинального положения.
- Власти (как легитимному правопорядку в государстве). Тут она описывается как непримиримая оппозиция, почти всегда враждебная и почти к любой власти
Определить же точно, что такое интеллигенция как социальное явление, оказывается сложным, если оставаться в этих рамках, поскольку даже само это понятие в процессе своей эволюции претерпевало содержательные изменения.
Само слово возникает на общественном горизонте употребления в середине 19 века:
- Франция – это 30-ые годы
- Германия – 40-ые
- Россия – 60-ые
Поначалу этим словом обозначают отвлеченную «интеллектуальную способность» (конкретнее способность к мышлению, пониманию), а затем данное понятие распространяется на группу, слой, который является олицетворением такого свойства.
Просвещение декларирует идеальность общества, которое основывается на Знание (Разум) – это канун революции во Франции, но уже с 19 века (середина) в идеях человеческого обустройства мира главенствует именно потенциал «интеллигенции». В трудах Конта такое представление расшифровывается как не просто лидерство науки, знания, но как возможность это знание применять в построении социума.
— т.е. ценность интеллекта объявляется в том, что его можно использовать в качестве социальной силы или средства управления. Носителями такой силы называются творческие люди, но пока без какого-либо определенного социального статуса. Лишь к концу 19 века словом интеллигенция станут называть группу, которая выходит в публичное пространство для этих целей.
Почти аналогичный генезис это понятие совершает и в Германии; в работах Гегеля это также поначалу просто способность человека, но далее философ начинает обозначать им среднее сословие, а именно госчиновников. В характеристике данного сословия Гегель отмечает обязательную образованность, которая и отличает чиновничий слой от собственно необразованного народа. Интересно, что в послереволюционной Германии (1848) серьезно обсуждается вопрос введения непременного образовательного ценза для претендентов в парламентарии.
Еще примечательно, что из Германии данное слово впервые проникает в Россию, так поэт Гейне в обращении к российскому монарху использует «интеллигенцию» как исключительную способность августейшей персоны.
Есть разные мнения, когда точно понятие оформилось в нашем языке. В числе первых «авторов» называют писателя П.Боборыкина, И.Аксакова, ряд публицистов-либералов и славянофилов. Причем, эволюция термина такая же – от абстрактной способности до определения группы ее носителей.
Как стать интеллигентом?
Как вести себя интеллигентно? Прежде всего, нужно изучить правила поведения в обществе. Уделите время своему воспитанию и саморазвитию. Недаром говорят, что интеллигентность надо в себе развивать. Это качество, приобретённое с годами.
Следуйте следующим правилам:
1. Интеллигентный человек стремится понять мотив чужого поступка. Он не опускается до осуждения и сплетен.
2. Он требователен к своим недостаткам, стремится их устранить, но проявляет терпимость к недостаткам других людей.
3. Интеллигент скромен. Он не ведёт себя вызывающе, агрессивно, провокационно. Он ненавязчив, пунктуален, вежлив.
4. Интеллигент толерантен. Он понимает, что люди равны, независимо от цвета кожи, сексуальной ориентации, статуса, социального и материального положения. Он уважительно относится как к ребёнку и своему сверстнику, так и к старшему, пожилому человеку.
5. Интеллигент поддерживает интернациональные взгляды. Национальность никак не влияет на его отношение к тому или иному человеку.
Читайте классическую литературу, наблюдайте за поведением уважаемых людей, перенимайте их привычки, будьте терпимы к людям, но не переходите к самолюбованию, не становитесь гордецом. Тогда о вас и скажут, что вы интеллигентный человек.
Заключение
Врождённая интеллигентность – редкость. Невозможно родиться интеллигентным. Ребёнок перенимает поведение своих родителей, впитывает правила поведения с молоком матери. Он видит примеры, совершенствуется и саморазвивается в процессе взросления и становится истинным интеллигентом.
Если вы знаете о своих недостатках, работайте над собой. Уделите время образованию, читайте «умные книги», смотрите художественные фильмы. Отлично, если среди ваших знакомых есть человек, который пользуется репутацией интеллигента. Общайтесь с ним, беседуйте. Вы почерпнёте много полезной информации.
Следует сказать о том, что интеллигентностью не гордятся, ею не кичатся. Интеллигентный человек скромен и не подвержен самолюбованию, хвастовству. Стремитесь к идеалам и у вас всё получится.
Дальнейшее чтение
- Плотва, Джон. «Либерализм и викторианская интеллигенция». Кембриджский исторический журнал 13 № 1 (1957): 58–81. онлайн .
- Боборыкин П.Д. России Интеллигенция В: Русская мысль , 1904, # 12 (В России, Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль 1904. No.12;) .
-
Жуковский В. А. Из дневников 1827-1840 лет , В: Наше наследие, Москва, # 32, 1994 (на русском языке ; Жуковский В.А. Из дневников 1827-1840 гг // Наше наследие М., 1994. Нет.. .32.)
В записи, датированной 2 февраля 1836 года, говорится: «Через три часа после этого общего бедствия … осветился великолепный Энгельгардтов, и к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которые у нас представят всю русскую европейскую интеллигенцию» (« Через три часа после этой общей катастрофы … дом великолепного Энгельгардта был освещен и тренеры начали приходить, наполненную лучший Петербург dvoryanstvo , те , кто не представляют здесь лучшую русскую европейскую интеллигенцию. «) случайные, то есть не-философскими и нелитературный контекст предполагает, что это слово было в обычном обращении.
Новые публикации
Нескучный русский. Кулинарный ажиотаж и его последствия 17.02.2023
Тема сегодняшней публикации касается не кулинарных тонкостей, а орфоэпических, поскольку в кухонном пространстве звучит немало слов с проблемным ударением.
Знай русский! Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха — прописная и строчная в прилагательных и наречиях 17.02.2023
Сегодня коснёмся правил правописания прилагательных и наречий, образованных от индивидуальных названий. Почему мы пишем Прометеев огонь, но ахиллесова пята, Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха?
Русская Аргентина: память о родине, русские клубы и советские медали за боевые заслуги 16.02.2023
В Аргентине живёт сама большая русская диаспора в Латинской Америке. Почему именно там, кто эти люди и за что некоторые из них награждены боевыми наградами СССР времён Второй мировой войны?
Россия – Иран: когда экономическое сотрудничество догонит политическое? 15.02.2023
Двусторонние отношения России и Ирана сегодня развиваются по широкому спектру направлений. Эксперты из двух стран в области медиа, образования, политологии и востоковедения обсудили различные аспекты взаимодействия и перспективные совместные проекты.
Вячеслав Никонов: Мы начали XXI век 15.02.2023
15 февраля первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил в Государственной Думе на «правительственном часе» в ходе обсуждения доклада министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сообщила пресс-служба депутата.
Конкурс «Расскажи о своей Родине»: как дети становятся послами своей страны 15.02.2023
Глава оргкомитета конкурса «Расскажи о своей Родине» Екатерина Аверкиева уверена: конкурс создаёт атмосферу доверия и заинтересованности друг в друге людей из разных стран. Никому ничего не навязывая, наоборот, приглашая с открытым сердцем и душой дружить как можно больше новых друзей из разных стран.
Николай Малинов: Нас не надо учить демократии, культуре и духовности 15.02.2023
США ввели санкции против движения русофилов в Болгарии и его лидера Николая Малинова. В своей авторской колонке Малинов отмечает, что сам факт введения подобных санкций означает для него высокую оценку своей правой деятельности. Он уверен, что для Болгарии полезно развивать отношения с Россией.
Знай русский! Доктор наук, профессор – когда нужна запятая при перечислении должностей и званий? 14.02.2023
Должности, звания, регалии при именах собственных… Как правильно оформлять их перечисление на письме? Всегда ли требуются запятые?
Кто относится к интеллигенции?
Интересно то, что объяснение, кто такой интеллигент, менялось со временем. В советские времена так могли назвать человека неспособного к физическому труду. Оно обозначало, что личность образованна, занимается умственной деятельностью. Если говорить о том, какого человека можно назвать интеллигентным именно в эпоху СССР, то к ним приравнивались учителя, врачи, библиотекари, работники культуры, то есть все те, кто не трудился на заводах, фабриках, в колхозах.
А вот у продавцов признаки интеллигентного человека не находили. Эта профессия даже была антонимом слова интеллигент.
Можно было встретить такое выражение: «Ведёшь себя, как базарная торговка». Оно подразумевало шумную, порой вульгарную личность.
Трудовая интеллигенция – это учителя, музыканты, художники, врачи. Они были примером. Им могли и хотели подражать.
Интеллигентный человек – это тот, кто был немногословен, выбирал выражения, умел вести себя в обществе. Отлично, если он также был образован.
Интеллигентный человек должен был служить образцом для подрастающих детей. Это эталон поведения и нравственности.
Например, никого не удивляла учительница, не умевшая топить печь и колоть дрова. Ей были простительно её неумение. Она была интеллигенткой, белоручкой.
В это время даже появилось такое понятие, как интеллигентные профессии. Родители наставляли своих детей и мечтали о том, чтобы они выбрали специальность интеллигентную.
Стоит обозначить и современные черты интеллигентного человека. В принципе, презрение к интеллигенту сохранилось и сейчас в определённых кругах. Но оно уже не так резко проявляется.
Итак, назовём признаки интеллигента:
- тактичность;
- деликатность;
- воспитанность;
- знание правил этикета;
- умение вести себя в обществе;
- образование.
Если говорить простым языком, то интеллигентный – значит, воспитанный в соответствии с эпохой и временем. А так как правила этикета изменяются со временем, то и значение понятия тоже меняется.
Кроме того, интеллигент умеет держать себя в руках. Он не поддаётся эмоциям, кажется хладнокровным. Он не позволяет себе разражаться матерными словами, когда негодует или ему больно. Он сохраняет уравновешенность и не устраивает сцен ревности, не закатывает истерик.
Возможно, он сильно переживает, возмущается, огорчается или радуется, но понять, что происходит в его душе трудно. Он не показывает никому, что испытывает, и кажется холодным и неэмоциональным.
Происхождение слова интеллигент
Выясним, откуда пошло слово «интеллигент». Этимология слова связана с латинским языком. Изначально термином «intellegens» обозначали человека сведущего, понимающего. Именно таково прямое значение слова.
Интересно то, что русские люди довольно долгое время не были знакомы с ним. В лингвистических словарях Даля не встречается толкование понятия вплоть до 1869-го года.
Последующие толковые словари уже объясняют значение термина. Интеллигенция – это в истории образованная часть населения, которая разбирается в культуре. Прилагательное от него ещё не образовано.
Филолог В. Виноградов находит в масонской литературе 18-го века тексты с употреблением понятия. Это значит, что западные деятели уже использовали лексическую единицу. В русский язык слово проникло до начала 20-го века. Об этом говорят высказывания В. Ленина. Он далеко не лестно характеризует носителей данного качества.
Политик и революционер говорит: «Интеллигенты – подленькие натуры. В их речах звучит призыв к действию, но на деле они безвольны, бесполезны».
В советское время интеллигентам выказывалось презрение. Они считались физически слабыми, неготовыми к борьбе, людьми. Но вот образованными и умными их всё же признавали. Но в те времена больше ценился труд рабочих и крестьян. А уж они-то точно интеллигентами не были.
Сейчас под словом интеллигент подразумевают человека образованного, умного, воспитанного, знакомого с нормами этикета. У него правильная речь, он обучен манерам, знает, как пользоваться столовыми приборами, разбирается в искусстве, то есть, это утончённая натура. Тактичность и деликатность свойственны каждому интеллигентному человеку.
Особенности русской интеллигенции
В нашей историографии нет единства в понимании интеллигенции как социального слоя. Так,
П.Струве ведет ее генеалогию примерно с периода реформ 1861 года, С.Булгаков убежден, что ее появление связано с деятельностью Петра I.
Общее же здесь то, русская интеллигенция уже по своему происхождению стала пересечением несочетаемых культурных кодов — рационального западного и иррационального народного. Поэтому в данном феномене, несмотря на рациональный, по сути, характер его деятельности был очень силен чувственный, иррациональный, глубоко русский компонент, который выражался в повышенном чувстве ответственности и совестливости.
- Рациональность отличает ее от народа.
- Совестливость — от власти.
Таким образом, интеллигенция — прослойка между молотом власти и наковальней народа. В стране, где не существует закона, она
Если воспользоваться терминологией З.Фрейда, то русская интеллигенция — это «Я», сознание народа, вмещающее не только рациональное осознание жизни, но и олицетворяющее его совесть. Как «Я» возникает в процессе сложной биологической эволюции, так и интеллигенции нарождается на определенном этапе социальной эволюции. Ее положение между «молотом» — государства, идеологии и «наковальней» — народной массы, делает эту группу наиболее динамичной и ковкой частью российского общества.
Итак,
- Социологи усматривают в интеллигенции более или менее однородный слой образованных людей, профессионально занятых умственным трудом.
- Философское сознание склонно к рефлексии ее творческого опыта в сфере культуры.
- Писатели создают образы представителей интеллигентов, в которых наглядно выражены их личные и жизненные искания,
- Историки обозначают ту роль, которую сыграла класс интеллигенции в разрушении основ государства Российского.
Каждый из них будет по-своему прав, и, тем не менее, каждое рассуждение только интуитивно предполагает, однако не определяет природы интеллигенции. Характер и тематика развернувшейся в нашем обществе полемики вокруг двух наследий – дореволюционной и советской России – свидетельствуют, что именно проблемы интеллигенции оказываются:
- камнем преткновения в выборе вектора дальнейшего развития
- и водоразделом в отношении к ценностям и идеалам этих двух ипостасей одной исторической России
Социологические исследования неизменно оказываются уже тех социальных значении и культурных норм, в которых находят свое выражение бытие и сознание интеллигенции. А изучения последних лет регистрируют объективную и устойчивую тенденцию к размыванию социальных границ интеллигентского класса в структуре постсоветского общества.
Использование
Слово « интеллигенция», происходящее от польской культурной концепции, вошло в языки Европы; в английском употреблении «интеллигенция» определяет класс интеллектуального статуса в странах Центральной Европы (например, Польша) и Восточной Европы (например, Россия) в 19 и 20 веках. Более узкий термин «интеллектуалы», по словам Пьера Бурдье , может применяться к тем представителям интеллигенции, которые не только работают, используя свой интеллект, но и создают культурное богатство. необходимая цитата Появление элитных классов интеллектуалов или хорошо образованных людей наблюдалось в других европейских странах (например, интеллектуалы во Франции и Гебильдете в Германии).
В современном использовании значения и коннотации термина « интеллигенция» включают интеллектуалов и чьи профессиональные и социальные функции заключаются в создании, распространении и применении знаний в обществе.
Социолог Макс Вебер определил интеллигенцию как главную социальную категорию (статусный класс), которая по своей социальной функции, политическим атрибутам и национальным интересам существенно отличается от других социальных категорий общества. В своей работе « Экономика и общество: очерк интерпретирующей социологии» Вебер использовал термин « интеллигенция» в хронологических и географических системах отсчета, например, «на эту христианскую озабоченность формулированием догм в древности особенно повлиял характерный характер« интеллигенции ». , который был продуктом греческого образования «.
Массовая интеллигенция
В 20 — м века, от термина класса статуса Интеллигенции , социологи вывели термин массовой интеллигенции , чтобы описать население образованных взрослых, с дискреционным доходом, которые преследуют интеллектуальные интересы путем книжных клубов и культурных объединений и т.д. Это социологическое Этот термин широко использовался писателем Мелвином Брэггом , который сказал, что массовая интеллигенция концептуально объясняет популярность книжных клубов и литературных фестивалей, которые в противном случае представляли бы ограниченные интеллектуальные интересы для большинства людей из среднего и рабочего класса.
В книге Campus Power Struggle (1970) социолог Ричард Флэкс обратился к концепции массовой интеллигенции: