Эмманюэль мунье

Приложения

Библиография

В хронологическом порядке публикации:

  • «Мунье (Эммануэль)», в энциклопедии Grand Larousse, т.  7, Книжный магазин Ларусс ,1963 г., стр.  561
  • Жан-Луи Лубе дель Байль, Нонконформисты 1930-х годов: попытка обновить французскую политическую мысль, Париж, Сёй,1969 г. ; переиздание Le Seuil, колл.  «Очки», 2001 г.
  • Жан-Мари Доменак, Эммануэль Мунье, Париж, Сёй, колл.  «Писатели всех времен»,1972 г.
  • (это) Джузеппе Лимоне, Tempo della persona e sapienza del possible: Valori, politica, diritto в Emmanuel Mounier, t.  1, Неаполь, ESI,1988 г., 424  с.
  • (it) Джузеппе Лимоне, Tempo della persona e sapienza del possible: Per una teoretica, una crisica e una metaforica del personalismo, т.  2, Неаполь, ESI,1990 г., 556  с.
  • М. Винока, «  Vichy и дело Мунье  », L’Histoire, п о  186,Март 1995 г., стр.  52–59
  • Зеев Стернхель, La Troisième Voie fasciste или поиск альтернативной политической культуры, Pessac, Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine,1995 г., стр.  17–29
  • Жерар Луроль, Эммануэль Мунье: Генезис человека, Париж, Éditions L’Harmattan ,2000 г.в двух томах; первое издание тома 1 в University Publishing, 1990 г.
  • Дидье да Силва и Ронан Геллек (ред.), Человек будущего: наследие и присутствие Эммануэля Мунье, Au Signe de la Licorne ,2002 г., 217  с. ( ISBN  978-2-913034-01-3 )
  • Сирил Дунай, Размышляя об отношениях с Эммануэлем Мунье, Les Plan-sur-Bex (Швейцария) / Paris, Parole et Silence ,2019 г., 99  с. ( ISBN  978-2-88959-099-5 )
  • Даниэль Блох, «Жак Шевалье, Эммануэль Мунье и обзор Esprit  », La Pierre & l’Ecrit, Presses Universitaires de Grenoble, 30, 2019, стр. 189-226
  • Даниэль Блох, Анри Бергсон, Жак Шевалье и Эммануэль Мунье: три философа, смотрящие в свое время, Bulletin de l’Académie delphinale, Presses Universitaires de Grenoble, 40-57, 2020
  • Даниэль Блох, Жак Шевалье и Эммануэль Мунье. Два философа сталкиваются со своим временем, L’Harmattan, 2021 год.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы исследования

    Классика социальных наук

     :

  • Ресурс, относящийся к религии

    Словарь духовности

     :

  • Ресурс, относящийся к общественной жизни

    «Майтрон»

     :

  • Примечания в общих словарях или энциклопедиях  :

Персонализм

Похороны Эммануэля Мунье на старом кладбище Шатене-Малабри .

Персонализм Мунье, также называемый общинным персонализмом, не является ни системой, ни доктриной . Это «философская матрица», — предполагает Жан-Мари Доменак, бывший директор Esprit . Это, как предполагает Гай Кок, «место встречи вокруг нескольких точек опоры, где христиане, мусульмане, агностики, евреи и неверующие могут собраться вместе, чтобы поразмышлять о мире, который мы должны построить. »

Даже если его вдохновляет христианская вера, он не намерен заниматься деноминационной работой. Таким образом, Esprit будет не католическим журналом, а журналом, в котором верующие и неверующие встречаются, обсуждают и выражают свое мнение. Мунье хочет создать братство, основанное на общих ценностях и на методе, благоприятствующем обсуждению и множественности точек зрения.

Благодаря журналу и его книгам, переведенным на несколько языков, влияние персонализма распространилось по всей Европе. Дух продолжается, новое поколение философов ( Этьен Борн, Жан Лакруа, Габриэль Мадинье, Жозеф Виалату …) берет верх, продлевает и расширяет размышления. Утверждение неотъемлемого достоинства человеческой личности становится все более популярным в персоналистском направлении и позволяет основать мысль о правах человека .

Взгляды Мунье на современное общество и государство

Одной из главных тем в творчестве Муне является критика современного общества, а также развитие собственной утопии, основанной на славе социалистических и христианских идей и ценностей.

Мунье яростно выступает против капиталистической системы и выдвигает против нее ряд обвинений:

Вмешательство государства в сферу личности и его сознания,
Выбор финансирования как самоцели, а не как средства достижения цели,
Популяризация режимов, отрицающих ценность и существование личности, которую они провозглашают конструктивной.
Мюнье рассматривает революцию как основной способ решения вышеперечисленных проблем, который должен происходить на двух уровнях. Это социально-экономическая революция, целью которой является восстановление социального порядка, основанного на человеке, и признание его высшей ценностью, а также революция персоналистов. Последнее было признано Мулинье гораздо более важным фактором.

Несмотря на значительные заимствования у марксистских идей, Мюнье также критикует социалистические идеи. По мнению философа, социалисты слишком много внимания уделяют экономической базе, в то время как главную роль в трансформации общества играет духовная база, а именно католическая доктрина.

Мюнье близок к анархическим взглядам, в его утопическом обществе коллективная частная собственность является общей, а прерогатива власти принадлежит местной администрации, но философ признает необходимость федерального правительства, на которое должны быть возложены контрольные функции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Венский кружок
  2. Герменевтика и культурная коммуникация
  3. Валериан Николаевич Муравьев, русский философ и общественный деятель
  4. Гераклит – родоначальник современной диалектики
  5. Классический и неклассический тип рациональности
  6. Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае
  7. Материализм и идеализм в философии Просвещения — Характерные черты философии Просвещения
  8. Направления в гносеологии
  9. Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
  10. Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога

биография

Эммануэль Мунье, отец-фармацевт и домохозяйка, с 1924 по 1927 год изучал философию в Университете Гренобля, где брал уроки у Жака Шевалье . Он получает от этого «импульс» и метод исследования, которые, по его словам, «чувство, что всегда есть что искать. « — роль рыцаря во время Второй мировой войны с правительством Виши, чтобы не забыть профессора философии, что он умел быть.

Помимо Шевалье, Анри Бергсон и Шарль Пеги также оказали глубокое влияние на Эммануэля Мунье.

Он является секретарем после Жана Гиттона в «   » и субсидируемой Lyonnais Victor Carlhian.

23 июня 1927 года в возрасте 22 лет он успешно защитил диссертацию на тему «Конфликт антропоцентризма и теоцентризма в философии Декарта». Эта работа ученика Шевалье составляет первую философскую работу Эммануэля Мунье. Он приехал в Париж, чтобы пройти агрегацию в 1927-1928 годах в Сорбонне; он оставался невосприимчивым к идеализму Леона Бруншвича, часто бывал у отца Пуже, которого он посетил по рекомендации Жака Шевалье в ноябре 1927 года, и встретил Жака Маритена, который, отделившись от Action française, искал путь демократического гражданского участия. Он занял второе место в совокупности после Раймона Арона .

В начале 1930 — х лет, приверженность и обзор Мунье в Дух, чтобы иметь дело с «человеческим кризисом в XX — м  века» имеет место — рядом с этим в движении New Order ( Aron, Александр Марк, Дени де Ружмон ) — в течение отражение и исследование персоналистской ориентации, объединяющее тех, кого сегодня историография называет выражением нонконформистов 1930-х годов . До войны Мунье стремился углубить ориентацию «персоналистической и общественной» революции, которую он хотел осуществить, чтобы исправить «установившийся беспорядок», не попадая в тоталитарные тупики фашизма или сталинизма .

Пацифист до Мюнхенского соглашения, заинтересованный в некоторых из первых направлений режима Виши (молодежная политика, на которую он вдохновил идею Jeune France ), он заставил Esprit снова появиться, но обзор был запрещен в августе 1941 года. Арестован, он находится освобожден после изнурительной голодовки без предъявления ему обвинений. Затем он удалился в Дром, где продолжил свою интеллектуальную деятельность. Эммануэль Мунье, приглашенный в школу менеджмента Uriage директором, капитаном Пьером Дюнуайе де Сегонзаком, который оставляет ему полную свободу слова, является одним из постоянных выступающих. Он отмечает школу своей философией.

В журнале Esprit, опубликованном в 1958 году, мы воспроизвели цитату Эммануэля Мунье, который квалифицировал как «французскую измену» Мюнхенские соглашения, оставляющие Чехословакию во власти нападений Третьего рейха, и предупредил общественное мнение об опасностях государственной измены. Франции. Преподаватель в Lycée du Parc в Лионе, он преподавал во время Второй мировой войны в Lycée Robin в Вене .

По словам Джованни Мария Виан, он был первым, кто вызвал «молчание» Пия XII (в данном случае относительно вторжения Италии в Албанию) и, таким образом, способствовал созданию «черной легенды» об этом папе.

После войны он увеличил свои путешествия и контакты. Он участвует во франко-германском примирении, реальной отправной точке для воссоздания Европы . В 1948 году он создал Французский комитет по обменам с Новой Германией.

Эммануэль Мунье умер в 44 года от сердечного приступа (инфаркт миокарда), 22 марта 1950 г..

Проблема «кризиса человека» как главный вопрос персонализма

Французский персонализм возник как реакция левых католических мыслителей на противоречия и проблемы, стоящие перед человеком в начале ХХ в. Во Франции вся проблема персонализма базируется на вопросе «кризиса человека», который представители этого движения пытаются понять как следствие общего кризиса буржуазной цивилизации. В буржуазном обществе, утверждает Мулинье, человек полностью подчинен производству, конкретные люди заменяются юридическими абстракциями, а капиталистическая цивилизация является «режимом безответственности и эгоизма».

В 1930-е годы проблема «человеческого кризиса» в персонализме понимается, прежде всего, как кризис активных факультетов индивидуума, вызванный его участием в капиталистическом производстве, и как упадок духовности, вызванный буржуазным образом жизни и дехристианизацией широких масс; французских персоналистов также беспокоит слияние христианства с «буржуазным беспорядком». В одном из первых номеров журнала «Esprit» (март 1933 г.) Э. Мунье и Ж. Маритайн провозгласили намерение адептов «личной философии» отделить христианство от буржуазного мира, «вырвать Евангелие из рук буржуазии» (Ж. Маритайн — ведущий теоретик христианской философии). Маритайн, ведущий теоретик нео-томизма, который в 1930-е годы участвовал вместе с Мунье в развитии персоналистских идей, позже обвинил Мунье в том, что он слишком далек от христианства). Теоретики персонализма поставили перед собой задачу разработать новую концепцию христианства, которая могла бы служить духовной опорой трансформации буржуазной цивилизации на гуманистической основе.

Основные идеи персонализма Мунье

Большое влияние на формирование философии Мунье оказал экономический, политический и общественный кризис Франции в 30-ых годах, который рассматривался философом как кризис цивилизационный, как маркер неверного развития общества в настоящее ему время.

Одной из главных причин этого кризиса и проблем современности Мунье полагал выпадении личности как из поля зрения общества и экономики, так и из сферы внимания самой власти. Личность, отдельный человек становились лишь винтиком, средством в системе товарно-денежных отношений, что по мнению Мунье было недопустимо.

Основная идея персонализма заключалась в наложении радикально гуманистических воззрений на религиозно-католическое основание. Личность, персона – вот что должно стоять во главе всего, по мнению Мунье, именно на удовлетворение ее интересов должна быть ориентирована и политика, и общественная жизнь. Однако во избежание конфликтов и противостояний, которые могут вызвать расширение эгоистических потребностей личности, Мунье видит основу ее существования в восприятии и следовании заветам и морали католической церкви.

Мунье выделяет у личности два пласта, две линии существования:

  • вовлечение,
  • трансцендирование.

Вовлечение есть определяющая тенденция существования личности в обществе. Мунье радикален – «жить значит любить». Только вовлеченность в дела и страдания ближних, только любовь к другому, через которую человек способен познать и полюбить самого себя, могут являться надежными основания для построения гармоничного и справедливого общества, продвижение и развитие данных ценностей есть главная цель персоналитической революции, о которой говорит Мунье со страниц «Эспри».

Трансцедентирование составляет вторую, не менее важную составляющую жизни личности. Это преодоление себя и обстоятельств, движение к идеалам, к богу. Бог представляет собой совокупность тех недостижимых идеалов и целей, к которым должен стремится каждый член общества, он играет роль путеводной звезды выводящей бытие человека на новый уровень.

Работает

Оригинальные издания

  • La Pensée Шарля Пеги, Plon, колл.  «Розо д’Ор»,1931 г.
  • Персоналистическая и общественная революция, Париж, Эд. Монтень,1934 г.
  • От капиталистической собственности к человеческой собственности, Desclée de Brouwer, колл.  «Спорные вопросы»,1936 г.
  • Манифест на службе персонализма / Под ред. Монтень,1936 г.
  • Пацифисты или беллицисты, Париж, Éditions du Cerf,1939 г.
  • L’Affrontement chretien, Невшатель, Éditions de la Baconnière,1944 г.
  • Монталамбер (Избранные пьесы), Фрибург, LUF, колл.  «Крик Франции»,1945 г.
  • Свобода в условиях, Париж, Éditions du Seuil,1946 г.
  • Соглашение о характере, Париж, Éditions du Seuil,1946 г.
  • Введение в экзистенциализмы, Париж, Деноэль,1946 г.
  • Что такое персонализм? , Париж, Editions du Seuil,1947 г.
  • Пробуждение Черной Африки, Париж, Éditions du Seuil,1948 г.
  • Маленький Страх XX — го  века, Париж, Editions Du Seuil,1948 г.
  • Персонализм, колл.  »  Что я знаю?  », University Press Франции, п о  395, 1950
  • Позднее христианство, Париж, Editions du Seuil,1950
  • Трудные определенности, Париж, Éditions du Seuil,1951 г.
  • Мунье и его поколение. Письма, записные книжки и неопубликованные книги, Париж, Éditions du Seuil,1956 г.
  • Коммунизм, анархия и персонализм, Париж, Éditions du Seuil,1966 г.

Полное собрание сочинений (1961-1962)

  • Сочинения, 4 тома, Париж, изд. дю Сёй, 1961-1962 (не издается):
    • I. 1931–1939 (книги и подборка статей)
    • II. Трактат о характере
    • III. 1944-1950 (книги)
    • IV. Посмертные коллекции и переписка

Доступны современные переиздания

  • Обязательство веры, тексты, отобранные и представленные Полетт Мунье ( 1- е  издание: Le Seuil, 1968), представляя Guy Coq, Paris, Editions Word and Silence 2005
  • Персонализм, ППУ, колл.  «Что я знаю? » N O  395, 2001 ( 1 — е  издание: 1950)
  • Refaire la Renaissance, предисловие Ги Кока, Le Seuil, колл.  «Очки-Эссе», 2000 г.
  • Письма о персонализме, предисловие Поля Рикера, Le Seuil, колл.  «Очки-Эссе», 2000 г.Эти два сборника воспроизводят большую часть текстов первого тома Сочинений .
  • Мунье и его поколение. Письма, записные книжки и неопубликованные книги, Paris, Parole et Silence,2000 г. ; переиздание книги 1956 года
  • Маленький Страх XX — го  века, предисловием Поля Рикера, R & N Publishing, 2020

Примечания и ссылки

  1. — Письмо Жаку Шевалье, 16 мая 1929 г., Сочинения, том IV, стр.  446

  2. В статье Мунье, опубликованной в La Vie catholique от 3 апреля 1926 года под заголовком «Французский мыслитель: Жак Шевалье».
  3. 13 марта 1946 года, когда Шевалье был в тюрьме, Мунье написал ему:

    — In uvres, T. IV, p.  804

  4. На данный момент: персонализм и политический и моральный кризис XX — го  века. Жизнь и творчество Эммануэля Мунье 1905-1950, исследование, проведенное в 1965 году Полем Арно под руководством Роз-Мари Мосе-Бастид и опубликованное в 1988 году.
  5. Жерар Луроль, Генезис человека, стр.  33 .
  6. Ср Джованни Мария Виан, »  Il Silenzio ди Pio XII: Вся origini делла Leggenda Нера  «, Архив Historiae Pontificiae, т.  42,2004 г., стр.  223-229 : »  Вопрос о» силе Пио XII «для первого Эммануэля Мунье, дополнительная информация о папском элезоне кардинального сегретарио Стато Эухенио Пачелли (2 марта 1939 г.), в качестве предложения итальянского агрегации Албании . » ( С.  223 ).
  7. .
  8. .
  9. С полной библиографией книг и статей Мунье.
  10. .

Ссылки

  1. Джон Хеллман (2002). Коммунальный третий путь: Александр Марк и Орден Нуво, 1930–2000 годы . Пресса Макгилла-Куинса — MQUP. п. 120. ISBN 978-0-7735-2376-0.
  2. ^ Р. Уильям Раух, Политика и вера в современной Франции: Эммануэль Мунье и христианская демократия, 1932–1950 , Springer, 2012, с. 67.
  3. Deweer, Дрис (2013). «Политическая теория персонализма: Маритен и Мунье о личности и гражданстве» . Международный журнал философии и теологии . 74 (2): 110. DOI10,1080 / 21692327.2013.809869 . ISSN 2169-2335 . S2CID .
  4. Deweer, Дрис (2013). «Политическая теория персонализма: Маритен и Мунье о личности и гражданстве» . Международный журнал философии и теологии . 74 (2): 115. DOI10,1080 / 21692327.2013.809869 . ISSN 2169-2335 . S2CID .
  5. Савченко, Лесли Дайан (2013). Вклад Габриэля Марселя и Эммануэля Мунье в философию Поля Рикера (диплом магистра). Калгари, Альберта: Университет Калгари. п. II. DOI10.11575 / PRISM / 28033 .
  6. Джадт, Тони. Несовершенное прошлое: французские интеллектуалы, 1944–1956 (2011, New York University Press).
  7. Черная легенда о Пии XII была изобретена католиком: Мунье

Биография Эмманюэля Мунье

Эмманюэль Мунье родился в 1905 году в Гренобле во Франции. Его отец был фармацевтом и хотел, чтобы сын пошел по его стопам и изучал медицину, однако Эмманюэль пошел против воли отца и занялся философией. Его научным руководителем был Ж. Шевалье, в 1928 году Мунье защитил диссертацию и занялся преподавательской деятельностью в лицеях Сент-Омё и Неёи.

Замечание 1

Большое влияние на формирование философских взглядов Мунье оказало общение с такими философами как Ж. Маритен, Г. Марсель и в особенности Бердяев, от которого Мунье воспринял идею сплава христианской и марксистской философии.

В 1932 году Мунье вместе с единомышленниками основывает журнал «Эспри», через который декларирует идеи персонализма. Мунье отграничивает свой персонализм от индивидуализма, считая, что последний сосредоточен на человеке, как конечной и единственной точке, в то время как человек главным своим свойством имеет открытость, как к миру, так и к другим людям, а также к богу.

В 1935 году выходит том «Эспри» под названием «Революция персоналистская и общностная» в котором Мунье излагает главные идеи своей философии, связанные с необходимость преобразования как отдельной личности, так и общества в целом, поскольку капиталистическая система ориентирована на экономику и товар, а потому убивает духовную жизнь и бытие человека. Вместе с тем Мунье не рассматривает свой персонализм в качестве учения или строгой теории, он позиционирует его как некое вдохновение.

В том же году Мунье переезжает в Брюссель, где преподает в лицее, а в 1940 перебирается в Лион, для организации издания «Эспри» в южной Франции. Вскоре Франция капитулирует и новое коллаборационистское правительство запрещает издание «Эспри» основные идеи которого безусловно им оцениваются как опасные.

Мунье принимает участие в движении «Сопротивления», в 1942 году его привлекают к суду, но оправдывают за недостаточностью доказательств. После освобождения Франции издание «Эспри» возобновляется, в журнале обсуждаются наиболее актуальные проблемы, связанные с политическим и этическим миропорядком.

Умирает Мунье в Париже в 1950 году.

Основные его произведения:

  • «Манифест персонализма»,
  • «Трактат о характере»,
  • «Свобода под условием» и др.

Французский персонализм: основные идеи представителей

Французский персонализм — одно из ведущих философских течений современности; вместе с феноменологией, экзистенциализмом и неотомизмом он сформировал целую эпоху во французской интеллектуальной жизни первой половины ХХ века. Французский персонализм зародился в октябре 1932 года, когда появилось первое издание «Эсприта». Эммануэль Мюнье (1905-1950), философ и католик по профессии, был основателем и главным теоретиком французского персонализма. Ему удалось сплотить вокруг Эсприта творческую молодежь — философов, социологов, журналистов, литературных и художественных критиков различных направлений, которых волновала судьба человека и цивилизации, переживавшей в начале века глубокий экономический, политический и духовный кризис.

Центральной проблемой философии персонализма является вопрос всеобщего развития личности, личности, которая, в конце концов, и дала этому учению свое название. На вопрос о качествах и характеристиках личности философ-персоналисты искали ответ в Сократе и Цицероне, Декарте и Лейбнице, Канте, Паскале, Мальбранше, Руссо, Фихте, Шелере, Бергсоне, Пегуе, Прудоне, Бердяеве, Достоевском, Л. Толстом, Марксе и Ленине.

Французские персоналисты, однако, связали возникновение концепции личности с христианством, которое, как отметил также Мунье, первым заговорило о множественности человеческих душ и призвало каждую из них к внутренней связи с божественным. «Глубокий смысл человеческого существования» …. Измените «тайну собственной души», чтобы получить в ней Царство Божье и воплотить ее на земле». Идея воплощения Царства Божьего на земле стала программной в философии французского персонализма. В отличие от традиционного христианства, которое ориентировало человека в основном на созерцательную жизнь, Мюнье и его сподвижники делали упор на активную жизнь и придавали очень конкретную форму идее воплощения божественных ценностей на земле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: