Книги (5)
Избранные философские произведенияРаздел библиотеки: Философия
Избранные философские труды Сандерса Пирса (1839-1914) — американского философа, логика, математика, «отца научной философии США», члена Американской академии наук и искусств.
Чарльз Пирс ввел в философию понятие «прагматизм» как обозначение нового философского направления (а также и «прагматицизм», однако это последнее понятие не привилось). Познание, по мнению Пирса, неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Пирс положил начало новому направлению — прагматической философии, существующей на границе философии и науки.
Читать »
Начала прагматизма. В 2-х томах. Том 1Раздел библиотеки: Философия
Первый том настоящего издания составлен из ряда статей известного американского мыслителя Чарльза Сандерса Пирса, написанных им в период с 1868 по 1903 г. и адресованных, по его словам, «непосвященной публике», а также нескольких издательских компиляций более позднего времени, в которых излагаются философские предпосылки его семиотического проекта, получившего название «прагматизм».
Читать »
Начала прагматизма. В 2-х томах. Том 2. Логические основания теории знаковРаздел библиотеки: Философия
Во второй том настоящего издания включена наиболее известная издательская компиляция «Спекулятивная Грамматика», а также переписка Пирса с секретарем Смитсоновского института профессором Сэмуэлем Лэнгли и Виолой Уэлби, автором вышедшей в одно время с Principia Mathematica книгой «Что такое Значение».
Пирс не ограничивает знак функциями обозначения и сообщения, но говорит о нем как о некоем учреждающем событии репрезентации — действия, подчиненного особой семиотической каузальности и организующего взаимосвязь между чувственной достоверностью и мотивацией человеческих поступков, между эгоистическим намерением и публичной истиной, между словами и вещами.
Читать »
Принципы философии. Том ІРаздел библиотеки: Философия
«Принципы философии» открывает кембриджское издание восьмитомного «Собрания сочинений» известного американского логика Чарльза Сандерса Пирса.
В этой книге собраны главы задуманных, но так и не написанных им книг по философии и истории науки, законченные статьи и отдельные фрагменты без датировки, посвященные различным историко-философским проблемам, а также работы по классификации наук.
Центральную и наиболее важную часть тома занимает изложение автором феноменологических предпосылок семиотики, основные положения которой легли в основание его философского учения, получившего позднее название «прагматицизм».
Читать »
Принципы философии. Том ІІРаздел библиотеки: Философия
«Принципы философии» открывает кембриджское издание восьмитомного «Собрания сочинений» известного американского логика Чарльза Сандерса Пирса.
В этой книге собраны главы задуманных, но так и не написанных им книг по философии и истории науки, законченные статьи и отдельные фрагменты без датировки, посвященные различным историко-философским проблемам, а также работы по классификации наук.
Центральную и наиболее важную часть тома занимает изложение автором феноменологических предпосылок семиотики, основные положения которой легли в основание его философского учения, получившего позднее название «прагматицизм».
Читать »
Добавить отзыв
Человек, который не следовал правилам
В 1860-е Пирсу несколько раз поручали проводить занятия по логике и философии со студентами Гарвардского университета, а с 1879 по 1884 год он преподавал логику в Университете Джона Хопкинса. Но, несмотря на все свои старания и ходатайства некоторых влиятельных людей, среди которых особенно много усилий приложил Уильям Джеймс, Пирсу не удалось получить профессуру ни в этом университете, ни в Гарварде, ни где-либо еще. Хотя огромная эрудиция Пирса, ценность его естественнонаучных работ и его одаренность как логика ни у кого не вызывали сомнений, двери всех университетов, за исключением редких приглашений для чтения отдельных лекций, оставались закрытыми до конца его дней. Главная причина неудач Пирса на академическом поприще крылась в его особенностях как ученого и преподавателя и в его подходе к науке, в понимании им задач университета. Он совершенно не мог приспособиться к рутине университетской жизни. Не случайно он писал: «Я не собираюсь ни кончить старым чудаком, ни следовать правилам, навязанным мне другими людьми. Но если мне все же суждено превратиться в старого чудака или покладистого парня, то крахом окажется вся моя жизнь, ибо на моем последовательном отказе от этого построена вся моя теория».
Как педагог Пирс всегда делал ставку на небольшую группу избранных, наиболее одаренных слушателей, которые легко схватывали разбрасываемые им намеки и самостоятельно развивали их дальше. Он, видимо, совсем не интересовался основной массой рядовых студентов. И в личных отношениях, и в научной работе он ориентировался на своего рода духовную аристократию. Американский исследователь Мюрей Мерфи писал: «Чарльз Пирс не унаследовал состояния, которое сделало столь гладким путь Уильяма и Генри Джеймсов… тем не менее он всегда смотрел на себя как на члена той аристократии культуры… существование которой в огромной степени определяло значение Гарварда и Кембриджа его времени».
Видимо, поэтому Пирс расходился с традиционным представлением о назначении университета как учреждения, целью которого должно быть обучение студентов. В статье, написанной в 1891 году для Century Dictionary, Пирс определял университет как «объединение людей для научных занятий», для выработки методов научных исследований и открытий. Задача университета, по мысли Пирса, должна состоять не в сообщении студентам определенной суммы сведений, а в развитии у них способности самостоятельно решать проблемы, выдвигаемые жизнью. Впоследствии многие его идеи развил известный американский педагог и философ Джон Дьюи.
Пирс писал, что, если бы он снова получил доступ в аудиторию, единственное, что он сделал бы, — постарался «заставить слушателей мыслить самостоятельно». «Я бы настаивал на том, что они не обязаны считать мои мнения правильными, но должны вырабатывать свои собственные способы мышления». Подобные взгляды воспринимались администрацией университетов чуть ли не как покушение на устои университетской жизни. Во времена Пирса вся система обучения в университетах была настолько пропитана догматизмом и конформизмом, что молодые люди, желавшие получить действительно хорошее образование и имевшие необходимые средства, должны были отправляться учиться в Европу.
Но в 1870–1880-е годы совершенно независимо от Пирса уже началась ломка старой системы университетского образования, вызванная нуждами промышленного и научно-технического подъема, дух свободного исследования начинал проникать в застойную атмосферу американских университетов. Взгляды Пирса на задачи высшего образования в известной мере отвечали этому новому духу. Но Пирсу это не помогло. Потеряв надежду на получение профессуры, он продолжал службу в Береговом и геодезическом управлении, посвящая свободное время разработке своих логических и философских идей.
Arisbe, дом Пирса в маленьком городке Милфорде, где он провел почти в полном уединении последние двадцать лет своей жизни (современный вид)
Wikipedia
Логика Пирса
В своих исследованиях Пирс очень важным образом связал логику с теорией знаков; хотя особенно это было посвящено изучению логики в научной среде или «логики науки», то есть индукции (как извлечь выводы или принципы из набора данных и логическим способом).
К этому последнему, Пирс добавил два метода для генерации гипотез, которые он назвал «воспроизводство» и «похищение». Похищение, для Пирса, является дополнением к индукции и дедукции то есть они тесно связаны между собой.
И он утверждал, что последнее не только найдено в научном методе, но является частью нашей повседневной деятельности. Это происходит потому, что, сталкиваясь с явлением, которое мы едва ли можем объяснить, мы демонстрируем ряд убеждений, которые, поскольку мы не можем предложить решение наших сомнений, приводят нас к созданию ряда гипотез об этом явлении.
Затем мы выводим последствия этой гипотезы и, наконец, проверяем их на опыте. Эта логика позволяет нам не столько проверять, какая гипотеза верна, но из чего состоит каждая из них и чем она отличается от других, что побуждает нас прежде всего оценить совокупность ее практических последствий.
По словам Пирса, все это можно понять только через широкое знание методов и рассуждений, присутствующих во всех науках .
Аналогично, среди исследований, которые он провел в области логики науки, Пирс в течение нескольких лет анализировал работу немецкого философа Иммануила Канта, заключая, что это были аргументы с логикой, которую Пирс назвал «поверхностной», и которая в конечном итоге привела его к формальные исследования в логике, как в философии, так и в других дисциплинах.
Объединенная берегово-геодезическая служба
Влияние его отца, суперинтенданта Объединенного побережья и геодезической службы, помогло ему начать работу в этом учреждении. Он был там с 1865 по 1891 год и провел важные исследования гравитации и силы света звезд.
Среди его достижений — изобретение квинкунциальной проекции сферы, а также то, что он первым использовал длину волны света в качестве меры.
Воспользовавшись этими исследованиями, Пирс отправился в Европу, где приобрел значительный профессиональный авторитет и был назначен членом таких организаций, как Американская академия искусств и наук в 1867 году или Национальная академия наук в 1877 году.
Эти успехи не означали, что его характер улучшился. Его годы работы в прибрежной инспекции были отмечены множеством инцидентов. В конце концов, после десятилетий работы над ним, он был вынужден уйти в отставку в 1891 году.
Творческое наследие
Концепция синехизма – часть творческого наследия Пирса, которая относится к философским течениям. Понятие синехизма, которое представляет собой итог его философских раздумий о непрерывности, стало основополагающим понятием для современной физики и математики.
Такие философские рассуждения стали продолжением его исследований в области математики, результаты которых были изложены в работе «порядки бесконечного» 1860 года. В ней он самостоятельно сформулировал базовую идею для определения кардинальных чисел, сделав это раньше Георга Кантора, который опубликовал аналогичное исследование на тему иерархии алефов только в 1895 году. Идея состояла в том, что можно хотя бы на качественном уровне, но различать, оценивать и иерархически упорядочивать «непрерывное».
Пирс ввел философское различие градаций непрерывности, которому характерен и теологический аспект. Пирс утвердительно отвечал на вопрос о бессмертии души с точки зрения синехизма. В соответствии с синехизмом Пирса, душа никуда не исчезает, не прерывает своего бытия после смерти, а продолжает существовать в духовном и общественном сознании человечества, а также из-за ее принадлежности и общности с некоторыми фундаментальными «архетипическими» идеями, истинами и законами устройства Вселенной, которым характерна непрерывность в высшем ее проявлении.
Прагматизм – это философское течение, зародившееся в 1870-х годах в США. Прагматизм рассматривает мысли в качестве инструмента прогнозирования и решения проблем и действий, а также отвергает идею того, что человеческая функция мысли напрямую связана с метафизикой и прочими абстрактными вещами, такими как параллельные реальности и влияние высшего разума на судьбу. Прагматики утверждают, что истина – это то, что может дать практический и полезный результат. Чарльз Пирс описывает прагматизм в качестве изменяющейся вселенной, в то время как идеалисты, реалисты и томисты придерживались мнения о том, что вселенная неизменна. Прагматизм – это философия, противоречащая всем попыткам объяснить метафизику и переопределить какую-либо истину определенного направления во временный консенсус людей в исследуемой области.
Семиотика – это процесс изучения смыслообразования сигнальных процессов. Она включает изучение признаков семиотических процессов, их указание, обозначение, аналогию, сходства, аллегории, метафоры и символику. Данной наукой исследуется изучение знаков и символов в качестве части коммуникаций. Семиотика, в отличие от лингвистики занимается изучением неязыковой системы знаков.
Семиотикой Чарльза Пирса выделен ряд ключевых понятий. Он понимал, что данная область исследования должна быть объединена единой наукой – семиотикой. Поэтому Пирсом были выделены и определены базовые понятия семиотики:
знаки-иконы: изобразительные знаки, в которых значимому и означающему объектам отведена единая смысловая обоснованность
Например, предупреждающий автомобильный знак «Осторожно: дети», с изображением бегущих детей. Этот дорожный знак побуждает снизить скорость на дороге и устанавливается рядом с общеобразовательными школами, детскими садами, юношескими секциями спорта.
Знаки-индексы: означаемые и означающие объекты, или действия связаны между собой расстоянием, временем или пространством
Например, указатели на дорогах, дающие человеку информацию о названии, направлении и расстоянии до следующего населенного пункта, изобразительные знаки, иллюстрирующие, например, нахмуренные брови – также знаки-индексы, так как в этом случае передается эмоциональное состояние человека.
Знаки-символы: означаемое и означающее носят единый характер под прикрытием определенной конвекции. Например, дорожный знак – перевернутый треугольник. Данный знак передает смысл о необходимости уступить дорогу, но его обозначение никак не связано с побуждающим действием, так как по сути это просто перевернутый треугольник.
Американский прагматизм или прагматизм
Пирс утверждал, что научный метод является одним из ресурсов конструирования и модификации убеждений, а также один из самых важных инструментов для выяснения сложных проблем и предложить им успешные решения.
В прагматизме Пирса каждая идея имеет смысл из ее практических последствий, то есть из ее эмпирической ценности. И в попытке отличить другие потоки прагматизма, которые начали развиваться, от его работ, Пирс окрестил свою собственную традицию как «прагматизм», который в настоящее время служит синонимом школы «американского прагматизма» и отличается, например, от прагматизма. его коллег Уильям Джеймс и Джон Дьюи.
взносы
Как уже упоминалось, его работа очень широка и охватывает множество различных дисциплин. Так, он писал о философии, семиотике, нескольких научных направлениях и о некоторых других темах..
Философский прагматизм
Пирс считается отцом этого философского течения. Происхождение термина «прагматизм» было введено самим Пирсом во время встреч, проведенных так называемым Клубом Метафизики в Кембридже. В этом клубе приняли участие ученые и философы, в том числе Уильям Джеймс.
Основополагающий принцип этой концепции заключается в том, что именно практические последствия определяют значение убеждений и мыслей..
Пирс обвинил Джеймса в чрезмерном упрощении прагматизма, исключив логико-семиотический фундамент, который он сам создал.
Таким образом, прагматизм поддерживает тезис о том, что практическая значимость чего-либо определяет его значение..
Это философское течение считается самым важным американским вкладом в эту тему в 20 веке. Его влияние достигло Европы.
Вклад в науку
В научной сфере Пирс также внес важный вклад. В них он подчеркнул общественную и социальную природу науки.
Некоторые из его самых выдающихся работ были его эксперименты на маятнике, пытаясь вычислить форму и плотность нашей планеты. Кроме того, его исследования световых волн и их длины выделяются.
Другие исследования, которые он проводил, были сосредоточены на физических, оптических и математических проблемах, среди других тем..
Личная жизнь
Пирс впервые женился в 1863 году, когда ему было 24 года. Союз продлился до 1876 года, когда он развелся после поездки в Европу.
Через несколько лет он снова женился, на этот раз на Джульетте, женщине на двадцать семь лет моложе его, о которой никто ничего не знал. Это вызвало тогда небольшой скандал.
Когда он потерял работу в Геодезической службе, Пирс и его жена переехали в Милфорд, штат Пенсильвания. Пара прожила там 27 лет, в течение которых испытала массу финансовых проблем. Несмотря на огромное количество материала, подготовленного автором, он редко публиковал его.
Необходимость вынуждала его соглашаться на всевозможные второстепенные задания, в дополнение к необходимости читать лекции по всей стране.
семиотика
Учитывая большое значение автора в изучении семиотики, он считается одним из родителей дисциплины. Его основной вклад заключается в том, что знаки, слова — это не только то, что мы используем для обозначения какого-либо объекта или идеи, но и то, что они «что, когда мы знаем это, заставляет нас знать что-то большее».
В отличие от классической теории Соссюра, Пирс фокусируется на общих аспектах языка, определяемых как способ, которым человек познает реальность. Через язык человек относится к миру.
По его собственным словам, автор определяет знак как «что-то, что для кого-то, а не что-то другое, его объект, в некоторых его аспектах. Или что-то, что создает в уме этого человека более развитый знак, который является его интерпретирующим ». То есть это то, что используется для создания ментального представления, с которым известны реальные объекты.
Концепция знака как триады
Согласно теории Пирса, и знак, и реальность состоят из трех разных частей: объекта, представителя и интерпретатора..
— Объект будет частью реальности, к которой человек получает доступ через знак.
— Представителем будет представление этого объекта, знак, с которым мы получаем доступ к реальному миру. По словам Пирса, это были бы «аспекты объекта, которые мы можем узнать».
— Интерпретант связан с индивидуальным и коллективным опытом. При использовании знака ментальная интерпретация отличается в зависимости от наших предыдущих знаний. Например, каждый знает, что такое «птица», но, услышав слово, каждый воспроизведет в своем уме птицу другого типа..
Еще один новый аспект в его работе по семиотике — рассматривать знания как нечто, создающее ряд выводов. Таким образом, увидев пепел, наблюдатель приходит к выводу, что что-то сгорело. Таким образом, Пирс утверждает, что мир может быть познан только через знаки.
индексы
Это указывает на преемственность в реальности представленных объектов. Например, молния является показателем шторма.
символы
Значение символов не является прямым, но может использоваться в социальных соглашениях. Таким образом, щиты или слова в целом являются символами, которым они были приданы значение.
Слайд 9 Уильям Джемс, верный друг и покровитель Пирса, оказавший ему
множество услуг, в 1894 году писал : «Что касается Пирса,
то это наиболее удивительный пример таланта, не способного сделать карьеру. Он человек настолько уже сформировавшийся, с довольно устойчивыми привычками, но без привычки к преподаванию, что было бы рискованно дать ему назначение. Я не уступлю никому в восхищении его гениальностью, но у него склонный к парадоксам и необщительный ум, и он не заботится о том, чтобы ладить с людьми, с которыми он общается. При всём при этом, в его характере есть черты чувствительности и мягкости, но столь незначительные, что они всегда удивляют меня, когда я с ними встречаюсь. Всё же он гений, и я с жадностью ожидаю результатов его работы».
биография
Первые годы
Чарльз Сандерс Пирс появился на свет 10 сентября 1839 года в американском городе Кембридж, штат Массачусетс..
Его семья была хорошо известна в Бостоне в политической, социальной и, особенно, интеллектуальной сферах. Поэтому среда, в которой рос молодой Пирс, была полна научных и философских стимулов.
Его собственный отец был профессором в Гарварде и имел большой престиж как астроном и математик. С самого раннего возраста Чарльз получил уроки физики, астрономии и математики, которые вел его отец.
В 8 лет он также начал посещать уроки химии, а в 11 он пришел написать статью, объясняющую историю этого предмета. В подростковом возрасте он посвятил себя углублению в философии и логике, читая произведения великих авторов.
образование
Несмотря на большой интеллект и всю подготовку, которую он получил дома, у Пирса было много проблем в школе. Учителя жаловались на отсутствие дисциплины и интереса. Его неустойчивое поведение и неспособность вести себя в обычных ситуациях были неизменной чертой всей его жизни..
В любом случае, Пирс присоединился к Гарварду в 1855 году. В 1961 году он получил степень в области искусств, а два года спустя — в области наук. В то же время он начал работать в береговой службе США..
Профессиональная жизнь
Великая цель Пирса состояла в том, чтобы получить кафедру в университете, чтобы преподавать логику. Однако все, что он получил, были временные должности. Его личность, которую некоторые называют маниакально-депрессивным, помешала ему добиться успеха в качестве учителя.
Таким образом, между 1864 и 1884 гг. Он преподавал логику в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе и Гарварде, но никогда в качестве профессора.
Объединенное побережье и геодезическая служба
Влияние его отца, управляющего в Объединенном побережье и геодезической службе, помогло ему начать работать в этом учреждении. Он был в этом с 1865 по 1891 год и разработал важные исследования на серьезность и интенсивность звездного света.
Среди его достижений — изобретение квинкунальной проекции сферы, а также первое использование длины волны света в качестве меры..
Воспользовавшись этими исследованиями, Пирс отправился в Европу, где приобрел значительный профессиональный авторитет и был назначен членом таких организаций, как Американская академия искусств и наук в 1867 году или Национальная академия наук в 1877 году..
Эти успехи не означали, что его характер улучшился. Его годы в Обзоре Побережья были приправлены многими инцидентами. В конце концов, после десятилетий работы в этом он был вынужден уйти в отставку в 1891 году.
Личная жизнь
Пирс женился впервые в 1863 году, когда ему было 24 года. Союз просуществовал до 1876 года, в котором он развелся после поездки в Европу.
Несколько лет спустя он снова женился, на этот раз с Джульеттой, женщиной на двадцать семь лет моложе его, и никто ничего не знал о ней. Это вызвало небольшой скандал в то время.
Когда он потерял работу в Геодезической службе, Пирс и его жена переехали в Милфорд, штат Пенсильвания. Супруги прожили там 27 лет, в течение которых они провели достаточно экономических проблем. Несмотря на огромное количество материала, который автор подготовил, ему редко удавалось опубликовать его..
Необходимость заставила его принять все виды мелких заданий, в дополнение к необходимости читать лекции по всей стране.
Последние годы
Здоровье Пирса и его жены начало ухудшаться. Недостаток ресурсов заставил их жить в довольно плохих условиях. Несмотря на это, философ продолжал вести расточительный и безрассудный образ жизни с рискованными инвестициями, которые только ухудшали его положение.
Пытаясь решить свои проблемы, Пирс попросил у Института Карнеги грант, чтобы написать то, что он назвал философским трудом своей жизни. Они были 36 работ несомненной ценности, но не получили поддержку со стороны учреждения.
В 1914 году больной раком Чарльз Пирс умер, не оставив потомков. У его интеллектуального министра было около 80 000 страниц рукописей, многие из которых неопубликованы. Его вдова продала их Гарвардскому университету в том же году.