Дорога в Антарктиду и подготовка к походу
Не беспокойтесь, «Терра Нова» не тонет. Описана штатная ситуация — если не сказать, просто ежедневная зарядка для путешественников. Просто судно настолько прохудилось, что дает такую течь, и ничего с этим не поделаешь.
Несмотря на это, у всех отличное настроение. Ученые уже приступили к океанологическим исследованиям, зоологи — вместе с Гаррардом — наблюдают за животными. Еще до первой высадки в Антарктиде ученые встречают пингвинов адели и их главного врага — морского леопарда.
«Терра Нова»
По пути Гаррард также описывает и шельфовый ледник Росса — и это одно из первых свидетельств отступления крупных ледников, которое началось в начале XIX века: «В настоящее время открытое море бьется о его стену на 60 километров, если не больше — южнее, чем это было во времена Росса».
Высадившись в районе мыса Эванс, команда Скотта построила там дом и начала подготовку к походу. Приключения поджидали на каждом шагу. Изучая местность, пытаясь управиться с животными и моторными санями (еще одна идея Скотта — кроме обычных саней нужно было обязательно взять с собой моторные), полярникам довелось балансировать с лошадьми на льдинах (местами это были настоящие прыжковые паззлы), проваливаться с головой в ледяную воду и даже бегать от касаток.
Уют на мысе Эванс. Черри — слева внизу.
За следующий год были обустроены склады на пути к Южному полюсу, которые можно будет использовать в походе и на обратном пути. Нельзя сказать, что Скотт был настроен оптимистично.
Но до Южного полюса Гаррарду и еще двум полярникам из группы Скотта предстоит еще одно путешествие. Собственно, именно его Гаррад и назовет “самым ужасным”.
Разочарование
17 января 1912 года Скотт и четверо его товарищей наконец достигли полюса и обнаружили, что они опоздали. Случилось то, чего Скотт опасался, но что он предвидел — Руаль Амундсен прибыл сюда первым. Они увидели следы лыж и палатку норвежцев, в которой обнаружили записку от Амундсена, в котором он сообщал, что покорил полюс месяцем раньше и просил сообщить об этом норвежскому королю в случае его гибели.
Настроение всей команды сильно упало, британцы были подавлены утратой первенства, ведь кому, как не Скотту, уже побывавшему здесь десять лет назад, принадлежало право закончить начатое. Но делать было нечего — после проведения необходимой программы наблюдений и навигации, предстояло отправиться в обратный путь. 18 января перед тем, как отправиться назад, они сделали последнюю фотографию, где мы можем увидеть всех пятерых — они не в лучшей форме, но выглядят по-прежнему достаточно здоровыми, до сих пор бреют лица и не намерены сдаваться.
Награды и отличия
Уилсон во время «беседы у камина», во время которой он получил медаль Аддисона Эмери Веррилла в 2007 году.
Уилсон обращается к аудитории на открытии Центра биофилии, названного в его честь, на плантации Нокус в округе Уолтон, Флорида.
Научные и природоохранные награды Уилсона включают:
- Член Американской академии искусств и наук, избран в 1959 г.
- Член Национальной академии наук , избран в 1969 г.
- США Национальная медаль науки , 1977
- Премия Лейди , 1979 г., от Академии естественных наук Филадельфии.
- Пулитцеровская премия за человеческую природу ,
- Премия Тайлера за достижения в области окружающей среды , 1984 г.
- Премия ECI , Международный институт экологии, экология суши, 1987 г.
- Почетный доктор факультета математики и естественных наук Уппсальского университета , Швеция, 1987 г.
- Премия «Золотая пластина» Академии достижений , 1988 г.
- Его книги «Общества насекомых и социобиология: новый синтез» были удостоены награды Science Citation Classic от Института научной информации .
- Премия Крафорда , 1990, премия, присуждаемая Шведской королевской академией наук.
- Пулитцеровская премия за Муравей (с Бертом Holldobler ), 1991
- Международная премия по биологии , 1993 г.
- Премия Карла Сагана за общественное понимание науки , 1994
- Медаль Audubon Национального общества одюбонов, 1995 г.
- Time Magazine ‘ S 25 самых влиятельных людей в Америке, 1995
- Почетная грамота, Международные конгрессы энтомологов, Флоренция, Италия, 1996 г.
- Бенджамин Франклин медаль за выдающиеся достижения в области наук о Американского философского общества , 1998.
- Гуманист года 1999 года Американской гуманистической ассоциации
- Премия Льюиса Томаса за статьи о науке, 2000 г.
- Премия Ниренберга 2001 г.
- Награда «Выдающийся орел-скаут» 2004 г.
- Морская лаборатория острова Дофин окрестила одно из своих исследовательских судов R / V EO Wilson .
- , 2006 г.
- Медаль Аддисона Эмери Веррилла из Музея естественной истории Пибоди , 2007
- Премия TED 2007 вручается ежегодно максимум трем людям, которые продемонстрировали, что могут каким-то образом положительно повлиять на жизнь на этой планете.
- XIX Международный чемпионат Каталонии 2007
- Член Почетного совета World Knowledge Dialogue и научный сотрудник симпозиума 2008 года, организованного в Кран-Монтана (Швейцария).
- Центр биофилии Е.О. Уилсона на плантации Нокус в округе Уолтон, Флорида, 2009 г., видео
- Медаль Клуба исследователей , 2009 г.
- Премия BBVA Frontiers of Knowledge 2010 в категории «Экология и биология сохранения»
- Медаль Томаса Джефферсона в архитектуре , 2010 г.
- Приз Heartland 2010 за художественную литературу за его первый роман Anthill: A Novel
- Научный коммуникатор года EarthSky , 2010
- Международная премия «Космос» , 2012 г.
- Международная медаль Кью (2014)
- Доктор наук, honoris causa, Американский музей естественной истории (2014).
- Премия Харпера Ли 2016
- Воспоминание в эпитете вида Myrmoderus eowilsoni (2018)
- День памяти в эпитете вида Miniopterus wilsoni (2020 г.)
Мужество
Во время первого похода по закладке промежуточных складов на пути к полюсу произошло сразу несколько удивительных случаев, из которых полярники чудом вышли живыми и здоровыми, с честью преодолев эти испытания. После тяжелейшего месяца похода на обратном пути к хижине на мысе Эванса одна из собачьих упряжек провалилась в трещину на шельфовом леднике. Собаки одна за другой исчезали в глубине синей бездны, будто устремляясь в погоню за каким-то неведомым зверем. Лишь вожак по кличке Осман сумел удержаться, широко расставив лапы и вцепившись в лёд когтями. Два часа, прилагая невероятные усилия, трудились Скотт и трое его помощников (Уилсон, Мирз, Черри-Гаррард) — удалось вытащить всех собак, кроме двух, которые вырвались из постромок и свалились на 65 футов вниз, задержавшись на снежном карнизе. Все было уже решили, что придётся с ними распрощаться, но Скотт, несмотря на возражения спутников, спустился вниз на верёвке и вытащил их одну за другой. Во многом именно такое отношение к собакам не позволило Скотту принять распространённую в то время полярную тактику (ей пользовался и Амундсен) — забивать собак на корм собратьям по мере движения к цели.
В ещё более опасную ситуацию чуть позже попали трое участников (Боуэрс, Крин, Черри-Гаррард), пытавшихся перегнать пони на завершающем этапе пути с мыса Хат на мыс Эванса через замёрзший залив. Осознавая риск непрочного осеннего льда, они заночевали посреди залива и утром были разбужены треском ломающегося покрова. Весь лёд залива разломало на отдельные льдины, и ветром их уносило в открытое море. Целый день они прыгали с льдины на льдину и переводили лошадей, рискуя каждую минуту провалиться вниз на корм голодным касаткам, которые шныряли вокруг. Отчаянный Боуэрс, о смелости и стойкости которого говорили все участники, сумел не только организовать спасение своих товарищей, но и вытащить большую часть снаряжения и спасти одного пони из четырёх.
Кот Ниггер.
Эти случаи говорят не только о том, что Скотт и другие участники ценили свои «средства передвижения», но и об их истинном гуманизме и любви к животным. Чего только стоит история, когда на пути в Антарктиду ради упавшего с мачты судового кота «Терра-Новы» по кличке Ниггер во время шторма остановили корабль и спустили шлюпку, чтобы разыскать его в бушующем море.
Духовные и политические убеждения
Научный гуманизм
Уилсон придумал фразу научный гуманизм как «единственное мировоззрение, совместимое с растущим знанием науки о реальном мире и законах природы». Уилсон утверждал, что это лучше всего подходит для улучшения условий жизни человека. В 2003 году он был одним из подписантов Гуманистического манифеста .
Бог и религия
В вопросе о Боге Вильсон назвал свою позицию временным деизмом и явно отрицал ярлык « атеист », предпочитая «агностик». Он объяснил свою веру как отход от традиционных верований: «Я отошел от церкви, я больше не был агностиком или атеистом, а просто баптистом и христианином». Уилсон утверждал, что вера в Бога и религиозные ритуалы являются продуктами эволюции . Он утверждал, что их не следует отвергать или отклонять, а следует дополнительно исследовать наукой, чтобы лучше понять их значение для человеческой природы. В своей книге «Сотворение мира» Уилсон писал, что ученые должны «протянуть руку дружбы» религиозным лидерам и заключить с ними союз, заявив, что «наука и религия — две из самых могущественных сил на Земле, и они должны объединиться, чтобы сохранить творение «.
Уилсон обратился к религиозному сообществу во время лекций в Мидленд-колледже, штат Техас, например, и что «это обращение получило« массовый ответ »», что был подписан завет и что «партнерство принесет существенные плоды. степень по прошествии времени «.
Однако в интервью New Scientist, опубликованном 21 января 2015 года, Уилсон сказал, что «религия« тянет нас вниз »и должна быть устранена« ради прогресса человечества », и «поэтому я бы сказал, что ради человеческий прогресс, лучшее, что мы могли бы сделать, это уменьшить, вплоть до уничтожения, религиозные верования «.
Экология
Уилсон сказал, что, если бы он мог начать свою жизнь заново, он бы работал в области микробной экологии , обсуждая возрождение своих первоначальных областей исследования с 1960-х годов. Он изучал массовые вымирания в 20 веке и их связь с современным обществом, а в 1998 году в Капитолии выступил за экологический подход:
С конца 1970-х годов Уилсон активно участвовал в глобальном сохранении биоразнообразия, внося свой вклад и продвигая исследования. В 1984 году он опубликовал « Биофилию» , работу, в которой исследовал эволюционные и психологические основы влечения человечества к окружающей среде. В этой работе появилось слово « биофилия», которое повлияло на формирование современной этики сохранения природы. В 1988 году Уилсон отредактировал том « Биоразнообразие» , основанный на материалах первой национальной конференции США по этому вопросу, которая также ввела в язык термин « биоразнообразие» . Эта работа оказала большое влияние на создание современной области исследований биоразнообразия. В 2011 году Вильсон вел научные экспедиции в национальный парк Gorongosa в Мозамбике и архипелагов в Вануату и Новой Каледонии в юго — западной части Тихого океана. Уилсон был участником международного природоохранного движения , консультантом Института Земли Колумбийского университета , директором Американского музея естественной истории , Conservation International , The Nature Conservancy и Всемирного фонда дикой природы .
Понимание масштабов кризиса исчезновения привело его к защите лесов, в том числе к «Закону о спасении американских лесов», который был впервые введен в 1998 году до 2008 года, но так и не был принят. Декларация « Леса сейчас» призывает к созданию новых рыночных механизмов для защиты тропических лесов. Уилсон однажды сказал, что уничтожение тропического леса ради экономической выгоды — это все равно, что сжечь картину эпохи Возрождения, чтобы приготовить еду. В 2014 году Уилсон призвал выделить 50% поверхности Земли для процветания других видов как единственную возможную стратегию решения кризиса исчезновения. Влияние Уилсона на экологию через популярную науку было освещено Аланом Г. Гроссом в The Scientific Sublime (2018).
Уилсон сыграл важную роль в запуске инициативы « Энциклопедия жизни» (EOL) с целью создания глобальной базы данных, включающей информацию о 1,9 миллионах видов, признанных наукой. В настоящее время он включает информацию практически обо всех известных видах. Это открытое и доступное для поиска цифровое хранилище характеристик организмов, измерений, взаимодействий и других данных имеет более 300 международных партнеров и бесчисленное количество ученых, которые обеспечивают глобальный доступ пользователей к знаниям о жизни на Земле. Со своей стороны Уилсон открыл и описал более 400 видов муравьев.
Наследие [ править ]
В 1913 году Уилсон был посмертно награжден медалью мецената со стороны Королевского географического общества за его работу в Антарктике. В колледже Гонвилля и Кая в Кембридже сохранился флаг колледжа, который Уилсон вывел на Южный полюс .
Произведения Уилсона и связанные с ним предметы находятся в нескольких музейных коллекциях. Самая большая коллекция его работ хранится в Институте полярных исследований Скотта при Кембриджском университете, где хранится более 200 акварелей британских птиц Уилсона, а также еще 150 картин, выполненных в Антарктиде. Полярный музей института показывает ряд объектов, связанных с Уилсоном, в том числе:
- Флаг санках его жена сшила для него, был, после его смерти, впервые показанный в Глостер собор , в настоящее время в коллекции исследовательского института Скотт Полярного.
- Черный флаг экспедиции Амундсена на Южный полюс, найденный недалеко от Южного полюса и принесенный Вильсоном во время Британской антарктической экспедиции 1910–1913 годов.
- Медаль патрона Королевского географического общества (выпуск Георга V) в темно-синем футляре, посмертно врученная Уилсону и подаренная миссис Уилсон в 1913 году .
- Подсвечник, сделанный Уилсоном из формы для печенья Huntley & Palmers во время Британской антарктической экспедиции.
Журнал, который Уилсон вел во время южнополярного путешествия экспедиции Terra Nova, хранится в Британской библиотеке вместе с дневником капитана Скотта из экспедиции. Художественная галерея и музей Уилсона в Челтенхэме хранят коллекцию акварелей и рисунков, сделанных Уилсоном, а также семейные бумаги его отца, Эдварда Томаса Уилсона, который сыграл важную роль в создании Camera Club, музея, библиотеки, лихорадочная больница, районная медицинская организация, снабжение города чистой водой.
RRS Discovery в Данди, корабль Вильсон первым отправился в Антарктиду, сохраняются в качестве объекта наследия, и доступны для посетителей. Коллекция Dundee Heritage Trust также включает небольшую коллекцию материалов, включая альбом для вырезок и фотографии из экспедиции Terra Nova .
Статуя Уилсона на набережной в Челтнеме, созданная по образцу вдовой Скотта Кэтлин Скотт , была открыта 9 июля 1914 года исследователем Арктики сэром Клементсом Маркхэмом . В сентябре 2013 года Художественная галерея и музей Челтнема были переименованы в «Уилсон» в его честь. В Hesters Way , Cheltenham, есть большой многоквартирный дом, названный в его честь . Один из домов в Cheltenham College назван Westal в честь семейного дома Уилсона на Montpellier Parade, Cheltenham.
На бывшем доме Кая в Баттерси есть синяя мемориальная доска . Начальная школа Эдварда Уилсона в Паддингтоне , Лондон, названа в его честь. Студенческое кафе в Медицинской школе больницы Святого Георгия носит имя Эдди Уилсона.
В фильме 1948 года « Скотт из Антарктики» Уилсона сыграл Гарольд Уоррендер . В сериале Центрального телевидения 1985 года «Последнее место на Земле» Уилсона сыграл Стивен Мур . В 2007 году в постановке BBC Four «Худшее путешествие в мире» Уилсона сыграл Джон Артур .
Наши
Несмотря на то, что по факту Антарктиду открыли именно русские — первым мореплавателем, увидевшим её берега, стал Фаддей Беллинсгаузен (в 1820 году), — русские не возвращались на юг в течение целого века. Зато в британской экспедиции на «Терра-Нове» участвовали сразу двое русских: каюр Дмитрий Гирев и конюх Антон Омельченко. Особенно большую роль сыграл Гирев, который оставался с британцами до конца и даже участвовал в поисках пропавшего Скотта.
В то же время в Китовой бухте в составе экспедиции Руаля Амундсена, который, как известно достиг полюса раньше Скотта, зимовал русский полярник Александр Кучин. Вернувшись в Россию, он согласится участвовать в экспедиции Владимира Русанова и пропадёт в том же 1912 году вместе со всей экспедицией.
Человечество в космической перспективе
Эдвард Осборн Уилсон — выдающийся ученый, труды которого неизменно производят большое впечатление и на людей науки, и на широкую публику. Небольшую работу под звучным названием «Смысл существования человечества» он написал в возрасте 84 лет, уже отойдя от научной деятельности и полностью сосредоточившись на создании книг. В ней Уилсон суммировал свои философские позиции, выработанные за десятилетия активного интеллектуального поиска и блестящей научной карьеры.
Эдвард Уилсон стал специалистом по поведению муравьев в результате несчастного случая: повредив глаз и подвергнувшись тяжелой операции в возрасте восьми лет, мальчик вынужденно сосредоточил свое внимание на мелких объектах — и «проводил в наблюдении за муравьями и бабочками больше времени, чем любой другой ребенок». Человечество обязано этой случайности ценными открытиями: посвятив себя изучению муравьев, Уилсон не только открыл более 300 новых видов насекомых, но и заложил основы социобиологии, а увлекшись проблемой биоразнообразия Земли, создал теорию островной биогеографии, которая трактует закономерности исчезновения растений и животных на архипелагах и отдельных островах
В своей самой философской работе «Смысл существования человечества» Уилсон как биолог и мыслитель осмысливает наш вид в контексте бесконечно разнообразного континуума, в котором человечество «выиграло в генетической лотерее». Человек предстает здесь как продукт биологической и социальной эволюции, пороки и слабости цивилизации получают генетическое объяснение, история познания себя и окружающего мира описана как цельный процесс, в котором сегодня наступает (должен наступить) еще один плодотворный этап — Новое Просвещение. Удивительная оптика этой книги заставляет посмотреть на человечество с двух очень разных ракурсов: с одной стороны, мы — всего лишь физически несовершенные, мелкие существа, населяющие периферийную планету в одной из галактик. С другой — самый могущественный на родной планете вид, который сумел построить цивилизацию и теперь должен нести ответственность не только за себя, но и за другие виды, населяющие Землю. Уилсон анализирует соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания, рассказывает о биологических основах идеологии и объясняет, как и почему люди заняли уникальное место на планете. Условие нашего успеха как вида и надежда на светлое будущее заключается в способности действовать сообща и прогнозировать результаты своих усилий.
Гибель
Обратная дорога таила в себе смертельные опасности. Погода всё ухудшалась, всё чаще путников задерживали сильные метели и штормы. Температура снижалась с каждым днём, поверхность становилась всё хуже и хуже. При крайне низких температурах и сильном ветре снег спрессовывается и становится похожим на сыпучий песок, по которому так трудно тащить сани. По самым последним данным (Сюзан Соломон «Холодный март», Научный мир, 2010 г.) в 1912 году в Антарктике зима наступила необычайно рано и была необычайно холодной. Это стало роковым для партии Скотта. Все они к этому моменту страдали от нехватки продовольствия, обморожений, признаков цинги. В складах, где они пополняли запасы провизии и топлива по пути домой обнаружилось, что керосин испаряется через растрескавшиеся кожаные прокладки банок. С каждым складом топлива оставалось всё меньше и меньше.
4 февраля Эдгар Эванс провалился в трещину на леднике и сильно ударился головой. В течение двух недель ему становилось всё хуже и хуже, он стал рассеянным, быстро уставал. 17 февраля он в очередной раз отстал от своих товарищей, а когда те, почуяв неладное, вернулись за ним, обнаружили его дезориентированным и сильно обмороженным.
Роберт Фолкон Скотт
Теперь их осталось четверо, и до мыса Эванса было больше 400 миль. Температура продолжала падать, они всё сильнее страдали от обморожений и истощения. Несмотря на то, что на следующий день после гибели Эванса они дошли до лагеря «Бойня» и подкрепились хорошим мясом, темп их движения замедлялся, порой они проходили всего по 4 мили в день — а впереди была ещё, как минимум, треть пути.
Л. Отс.
К 16 марта Лоуренс Отс был очень сильно обморожен, особенно страдали его ноги — он практически не мог идти, чем очень сильно задерживал своих друзей. Но на неоднократные просьбы оставить его с его долей провианта, они отвечали отказом. Несколько дней он смиренно ждал своей гибели, осознавая, что выбраться живым у него нет шансов, но смерть не хотела приходить за бравым драгунским капитаном. Тогда он сам пошёл ей навстречу.
«A very gallant gentleman». J.C. Dollman, 1913.
Их осталось трое. Погода ухудшилась катастрофически. Когда 20 марта началась свирепая пурга, остановившая их продвижение, до очередного спасительного склада оставалось всего 11 миль. В 72 милях дальше, в лагере «Одной тонны», Эпсли Черри-Гаррард и Дмитрий Гирев с собачьими упряжками ждали возвращения Скотта, но не могли выйти им навстречу ввиду нехватки продовольствия и критического состояния здоровья.
В (напрасном) ожидании
Дальнейшие события после возвращения назад Гаррард в своей книге описывает в главе под названием «Ожидание». Представляется, как он и другие сидели в хижине сложа руки, считая дни до возвращения полярной партии. Но это было не так. 26 февраля Эпсли и еще один участник экспедиции — русский полярник Дмитрий Гирев, отправились на собачьей упряжке к одному из складов — «Одной тонны» — пополнить его, а может и встретиться с партией Скотта, которая должна была идти назад. 3 марта они прибыли на место.
Гирев и Черри прождали Скотта неделю, не особо беспокоясь о его судьбе. Рассуждали так: у группы куча провианта с собой, плюс несколько складов по пути назад. Кроме того, по изначальному плану Скотт возвращался назад в начале апреля — в общем, время еще было. 16 марта, никого не дождавшись, они двинулись назад. Партия Скотта в тот момент находилась от них всего в 200 километрах — не самое большое расстояние при таких масштабах.
«Мы конечно, беспокоимся, но, мне кажется, пока нет особых причин для тревоги, они вполне могли задержаться даже при нормальном ходе событий», — писал Черри-Гаррард в своем дневнике 17 марта. Через три дня он слег от истощения: пара лет антарктических приключений дала о себе знать. В порядке рехаба он на какое-то время остался один в хижине на мысе Хат.
«Случалось в иные дни, что я от слабости мог только ползать по хижине на четвереньках <…> Хижина при одном жильце оказалась страшно холодной. Не будь среди запасов, доставленных с мыса Эванс, немного морфия, не знаю, что бы со мной сталось».
Хижина на мысе Хат
26 марта судовой врач Эдвард Аткинсон и еще один полярник отправились в последний поход на юг в надежде встретить партию Скотта. Пройдя порядка 80 километров, они повернули назад.
«Учитывая погоду, температуру и время года <…> я решил возвращаться. <…> В этот момент я в глубине души был уверен, что партия погибла, — приводит Черри воспоминания Аткинсона. — И действительно, 29 марта, находясь в 18 километрах от склада Одной тонны, капитан Скотт сделал последнюю запись в своем дневнике».
Но и Аткинсон, и Черри-Гаррард узнают эти подробности позже.
Партия Скотта была не единственной, о ком беспокоились полярники. Еще одна группа ученых, прибывшая на судне «Терра Нова» в Антарктику — так называемая Северная партия во главе с Виктором Кэмпбеллом — в то же самое время оказалась в ледяном плену в районе Земли Виктория. Сейчас полярникам во главе с Аткинсоном, который в отсутствие Кэмпбелла и Скотта оставался за старшего, предстояло переждать зиму. Но сначала понять, к чему готовиться летом — к поискам на 99,9 процентов мертвой группы Скотта, или более «перспективной» группы Кэмпбелла. Скотт победил почти единогласно. Пересилил холодный расчет, согласно которому Кэмпбелл еще имел шансы на спасение, а вот даже мертвых товарищей Скотта следовало найти быстрее, чтобы понять, чем закончился главный поход всей экспедиции.
28 октября 1912 года стартовала поисковая партия. Шли две группы: первая — семь человек на мулах, которых теперь решили использовать вместо лошадей; вторая — три человека на упряжках: Черри-Гаррард, Аткинсон и Гирев.
Последенее фото Роберта Скотта
Поиски заняли почти две недели. В среднем в день проходили по 19-20 километров. Пожалуй, это был самый беспроблемный поход из всех, что переживал Гаррард. Но его развязка была предсказуемо печальной. 10 ноября, всего в 22 милях от спасительного склада Одной тонны — не так и много по местным масштабам — поиски закончились.
Потом из дневника Скотта, который до последнего делал записи, все узнают, что в этой «гробнице» он с товарищами провел несколько дней, не в состоянии покинуть ее из-за сильнейшей пурги.
Как бы дико это не звучало, была и хорошая новость: вернувшись на базу, Аткинсон обнаружил там группу Кэмпбелла — ужасно истощенную, но в полном составе. Столь рискованное решение не снаряжать поход на живыми людьми в пользу поисков мертвых, оказалось верным. Хоть что-то в этой экспедиции пошло так, как задумывалось — но уже не Скоттом.
Загадка существования человечества
Современное состояние человека — продукт не только исторического периода (порядка шести тысячелетий цивилизации), но и гораздо более протяженного доисторического времени, когда наш вид обособился от других приматов и начал развиваться самостоятельно.
Биологи знают, что возникновение сложного социального поведения у людей происходило по тому же сценарию, что и у других эусоциальных видов — то есть тех, у которых существует разделение труда и репродуктивных функций, перекрывание поколений и совместная забота о потомстве.
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:Первые 7 дней доступа — бесплатно.
Быстрая регистрация
Эдвард Уилсон — Смысл существования человека
Москва — Альпина нон-фикшн, 2015. — 216 с.
ISBN 978-5-91671-434-0
Эдвард Уилсон — Смысл существования человека — Содержание
I Почему мы существуем
- Смысл смысла
- Разгадывая тайну человеческого вида
- Эволюция и наш внутренний конфликт
II Единство знаний
Новое Просвещение
Исключительная важность гуманитарных наук
Движущая сила социальной эволюции
III Иные меры
- Человечество, затерянное в мире феромонов
- Суперорганизмы
- Почему микробы господствуют в Галактике
- Портрет инопланетянина
- Коллапс биоразнообразия
IV Идолы разума
- Инстинкт
- Религия
- Свобода воли
V Будущее человечества
Одни во всей Вселенной и совершенно свободны
Эдвард Уилсон — Смысл существования человека — Смысл смысла
Новейшие прорывы в науке и технике подводят нас к величайшей моральной дилемме, сравнимой, пожалуй, лишь с тем моментом, когда Господь остановил руку Авраама : имеем ли мы право модифицировать человеческий генотип? И если да, то насколько? Мы все ближе подходим к этому неизбежному выбору, так как человечество уже начало пересекать в своем развитии важнейший, но пока еще малоисследованный порог нашей научно-технической эры. Мы вот-вот откажемся от естественного отбора — процесса, благодаря которому мы возникли, — чтобы направлять нашу эволюцию в ходе сознательного отбора , меняющего нашу биологию и саму человеческую природу по нашему собственному разумению. Одни гены (точнее, аллели — варианты кодов одного и того же гена) больше не будут преобладать над другими в результате воздействия сил природы — кстати, большинство таких стихий не поддаются человеческому контролю, а иные — даже нашему пониманию. Мы сможем сами выбирать гены и кодируемые ими признаки. Открываются самые широкие возможности: это и продление жизни, и увеличение объема памяти , более острое зрение, снижение агрессивности, превосходные атлетические навыки, приятный запах тела… список бесконечен.
В биологии ответы на вопросы «как?» и «почему?» довольно обыденны и, как правило, сводятся к описанию «непосредственных причин» и «первопричин» тех или иных процессов, протекающих в живом организме. Пример непосредственной причины: у нас именно две руки и десять пальцев на руках, поэтому мы действуем ими так, а не иначе. Первопричина же позволяет понять, почему у нас именно две руки и десять пальцев, почему мы склонны совершать руками именно такие действия. Выводя объяснение из непосредственных причин, мы просто признаем, что наша анатомия и эмоции жестко запрограммированы на совершение определенных действий. Если же понять первопричину, то можно выяснить, почему связь такая, а не другая. Для проникновения в суть человеческой природы и смысла существования человека нам потребуется ответить на поставленные вопросы сразу на двух вышеупомянутых понятийных уровнях.
На страницах этой книги я исследую второй, более широкий смысл существования нашего вида. Я считаю, что человечество возникло без всякого внешнего вмешательства, в результате долгой последовательности событий, имевших место в ходе эволюции. Перед нами не стоит никакой предзнаменованной цели, и мы не несем ответственности ни перед какими высшими силами, а только сами перед собой. Нас спасет мудрость, основанная исключительно на самопонимании, а не на благочестии. Мы не получим свыше ни воздаяния, ни второго шанса. В нашем распоряжении — лишь та планета, которую мы населяем, и лишь тот смысл, который заложен в нас и который нам предстоит разгадать. Мы отправляемся в путешествие к познанию тайн человеческой природы, и для начала нам потребуется сформулировать гораздо более широкое определение истории, чем то, к которому мы привыкли.
Пенсия и смерть
В 1996 году Уилсон официально ушел из Гарвардского университета , где продолжал занимать должности почетного профессора и почетного куратора энтомологии. Он основал фонд EO Wilson Biodiversity Foundation, который финансирует премию PEN / EO Wilson Literary Science Writing и является «независимым фондом» при Николаевской школе окружающей среды Университета Дьюка. В рамках соглашения Уилсон стал специальным лектором в Университете Дьюка .
Уилсон и его жена Ирен проживали в Лексингтоне, штат Массачусетс . У него была дочь Екатерина. Он умер в соседнем Берлингтоне 26 декабря 2021 года в возрасте 92 лет.
Книги (5)
Сборник книгРаздел библиотеки: Разное
Уилсон утверждает, что любое поведение животных, и в частности человека, является продуктом наследственности, экологических стимулов и прошлого опыта, а свобода воли — это иллюзия. Социобиологическая теория Уилсона призвана научно обосновать несостоятельность подхода «tabula rasa», согласно которому человек рождается без каких-либо врождённых знаний.
Читать »
О природе человекаРаздел библиотеки: Человек
Эдвард Уилсон является основоположником социобиологии. В своей книге, удостоенной Пулитцеровской премии, он показывает, каким образом самые разнообразные формы социального поведения людей могут быть объяснены при помощи биологических законов, — в отличие от принятых в социальных и гуманитарных дисциплинах отсылок к воспитанию, нормам, ценностям и другим составляющим человеческой культуры.
Эта книга — вызов мировоззрению, абсолютизирующему роль культуры в нашем обществе. С точки зрения Уилсона, как бы разнообразны ни были проявления человеческой культуры, все они возможны лишь благодаря определенным генетическим предрасположенностям человека.
Читать »
Хозяева ЗемлиРаздел библиотеки: Человек
Социальное завоевание планеты человечеством.
Книга известного биолога и социолога Эдварда Уилсона, ведущего ученого Гарвардского университета и лауреата Пулитцеровской премии, которого часто называют наследником великого Дарвина, суммирует предыдущие работы и исследования автора.
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? Эдвард Уилсон создал удивительно сильную, ясную и страстную работу, которая отвечает на эти три фундаментальных вопроса религии, философии и науки, одновременно кардинальным образом переосмысливая теорию эволюции и ставя в качестве главной движущей эволюционной силы семью и групповой отбор.
Уилсон доказывает, что история не имеет никакого смысла без предыстории, а предыстория не имеет смысла без биологии. Демонстрируя, что источники морали, религии и творчества носят принципиально биологический характер, Уилсон дает нам наиболее ясное и понятное объяснение о происхождении человека и причинах, приведших к нашему господству в биосфере Земли.
Читать »
Будущее Земли: Наша планета в борьбе за жизньРаздел библиотеки: Природа
Книга «Будущее Земли» известного американского социобиолога Эдварда Уилсона — сигнал бедствия, страстный призыв и одновременно конкретный план действий. Показывая непрерывный процесс вымирания различных видов животных, растений, беспозвоночных и микроорганизмов, автор предупреждает: постепенно мы одну за другой «отпиливаем ветки с древа жизни».
Ставший властелином планеты в одно мгновение, по геологическим меркам, наш вид успел катастрофически повлиять на весь природный мир, и последствия этого влияния для биосферы, для всей экосистемы Земли и самого человека в перспективе губительны. И все же Уилсон видит выход и предлагает достижимую цель. Этому и посвящена книга.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Посмотрите доступные книги по теме: Природа
Смысл существования человекаРаздел библиотеки: Эволюция
Куда мы идём и почему. Новое понимание эволюции.
Занимает ли наш вид особое место во Вселенной? Что отличает нас от остальных видов? В чем смысл жизни каждого из нас?
Выдающийся американский социобиолог, дважды лауреат Пулитцеровской премии Эдвард Уилсон обращается к самым животрепещущим вопросам XXI века, ответив на которые человечество сможет понять, как идти вперед, не разрушая себя и планету. Будущее человека, проделавшего долгий путь эволюции, сейчас, как никогда, в наших руках, считает автор и предостерегает от пренебрежения законами естественного отбора и увлечения идеями биологического вмешательства в человеческую природу.
Обращаясь попеременно к естественно-научным и к гуманитарным знаниям, Уилсон призывает ученый мир искать пути соединения двух этих крупных ветвей познания. Только так можно приблизиться к самым сложным загадкам: «Куда мы идем?» и, главное, «Почему?»
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Посмотрите доступные книги по теме: Эволюция
Добавить отзыв