Виды транспорта и их показатели
При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
Космический транспорт
С развитием в мире космической отрасли появилось понятие космический транспорт. Сюда входят космические корабли, ракеты, искусственные спутники. Он необходим для доставки грузов и космонавтов на околоземные орбиты. Направляясь в космос, космические корабли везут и команду, которая управляет этим аппаратом. Зачастую космический транспорт управляется с Земли или роботами и служит для доставки грузов. Современными космическими государствами считаются Россия, США, Китай, Индия, Япония. За космическими средствами передвижения будущее. Уже сейчас космические аппараты готовы совершать туристические рейсы и выполнять многофункциональные задачи. Однако туристические путешествия не из дешевых и требует больших вложений и затрат.
Что такое водный туризм
Многоплановость данного туристического направления поражает. Это может быть комфортабельное, расслабляющее и безопасное путешествие. Но оно способно повернуться к человеку и совсем с другой – сверхэкстремальной стороны, где уверенно будут себя чувствовать лишь подготовленные спортсмены – профессионалы.
Водный туризм привлекает отдыхающих удачным сочетанием различных элементов: познавательных, активных, оздоровительных и спортивных направлений. Этим видом может заняться практически каждый человек любого возраста без серьезных изъянов в плане здоровья. Особенности заключаются в наличии степеней сложности, если только речь не идет о круизах, и в том, что он считается экстремальным видом.
Следует учесть советы профессионалов, выполнение которых сделает отдых на воде незабываемо приятным и надежным:
Каким бы хорошим пловцом вы ни были, отправляясь в путешествие по водному пространству, наденьте спасательный жилет.
Важно посещение специализированных обучающих мероприятий, приобретенные здесь знания помогут в трудных походах по водной стихии.
Уровень водного маршрута следует выбирать по восходящей степени сложности.
Собираясь в поход, не забудьте об аптечке, и пройдите курсы, которые не застанут вас врасплох на воде.
Впечатлений от водного туризма, наполненного зашкаливающими эмоциями, хватит надолго.
Использование водных судов
Речной транспорт
В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.
Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.
У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.
В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая
Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).
Буксируемая баржа
В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.
Судно на воздушной подушке СВП-50
Речные пассажирские суда применяются для туристических круизов или для переврзки пассажиров в такие места, с которыми нет сообщения наземным транспортом.
Морской транспорт
Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.
Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.
Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый) можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.
Сухогруз
Есть и другие разновидности морского транспорта:
- Суда-лихтеровозы
- Суда для перевозки скота
- Тяжеловозные суда
- Буксировочные суда
- Рефрижераторы
- Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка
Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.
Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.
Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.
Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.
Воздушный транспорт.
Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.
Наземный или сухопутный транспорт
Наземный или сухопутный транспорт передвигается по суше и способен перевозить на средние и дальние расстояния грузы и пассажиров. Это популярный и востребованный вид транспорта, который охотно выбирают для путешествий, отдыха, поездок к родственникам или друзьям. Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы, трамваи, многочисленные фуры, поезда колесят ежедневно по мировым просторам.
Этот вид транспорта принято разделять на:
- Автомобильный.
- Железнодорожный.
- Трубопроводный.
Лидирующее место среди них по пассажироперевозкам занимает автомобильный транспорт. Объем мировых пассажирских перевозок составляет 82%. Свое лидерство он получил в середине XX века, когда интенсивно начали развиваться современные автомагистрали. Протяженность их с каждым годом возрастает, поэтому длина автомобильной транспортной сети уже более 30 млн. км. Лидерами по длине автомобильных дорог считаются такие страны, как Россия, США, Китай, Индия, Япония, Бразилия. Если же брать густоту автомобильных трасс, то тут в лидерах страны Западной Европы:
- Монако;
- Мальта;
- Бельгия;
- Нидерланды.
Не уступают также Сингапур, Бахрейн, Япония, Барбадос.
Среди положительных характеристик автомобильный транспорт имеет:
- высокую маневренность и скорость передвижения;
- доставляет грузы и пассажиров максимально близко к месту назначения.
Слабые стороны:
- дорогой, так как требует больших затрат топлива;
- способствует загрязнению окружающей среды;
- низкая грузоподъемность;
- перевозит на близкие и средние расстояния.
Железнодорожный транспорт значительно уступает автомобильному по перевозке пассажиров. У него всего 9% мирового объема. Но по грузоперевозкам остается на лидирующих позициях. Мировая сеть железнодорожных путей сформировалась в 20 веке, ее протяженность13,2 млн. км. Отличается неравномерностью расположения. Железными дорогами владеют 140 стран в мире, однако лидерами по длине являются США, Россия, Канада, Китай, Индия. Если учитывать густоту, то здесь первенство держат Бельгия, Швейцария, Германия. Есть в мире места, где железнодорожное полотно отсутствует или его очень мало. Среди стран, которые не владеют железной дорогой, Исландия, Мальта, Андорра, Кувейт, Бутан, Катар и прочие. Лидирующее место по длине железных дорог, которые электрифицированы, занимают Россия, Украина, Франция, Китай, Индия.
Особенностями данного вида транспорта являются:
- регулярность движения;
- низкая себестоимость;
- транспортировка грузов на расстояния средние и дальние;
- высокая грузоподъёмность;
- передвигается при любой погоде и в любой сезон.
Немаловажное значение в мировой экономике имеет трубопроводный транспорт. Он необходим для транспортировки нефти, нефтепродуктов, аммиака, серы и газа к пунктам назначения
Этот вид транспорта достаточно быстро развивается, так как добыча природных ископаемых увеличивается и возрастает потребность в них во многих странах мира. Также отдаленность потребителей от мест добычи способствует росту количества трубопроводов. 11% мирового объема грузооборота приходится на трубопроводный транспорт. Его сети занимают 2 млн. километров. Среди лидеров по длине трубопроводов являются Россия, США, Китай, Канада, Мексика.
Среди известных и уникальных объектов мирового значения можно выделить:
- газопровод Северный поток-2 (связал Россию и Германию, проложен по дну Балтийского моря);
- нефтепровод Кано Лимон–Ковенас (соединил месторождения восточной Колумбии с портом Ковенас);
- нефтепровод Дружба – самый крупный в мире;
- газопровод Запад–Восток – самый дорогой проект в мире;
- серопровод Кэролайн–Шанц – построен для транспортировки расплавленной серы;
- этанолопровод Тампа–Орландо – создан для транспортировки этанолового спирта;
- аммиакопровод Тольятти–Одесса – самый большой в мире по транспортировке аммиака.
Среди особенностей трубопроводного транспорта выделяют:
- удобность и экономичность;
- малозатратность по обслуживанию и трудовым ресурсам;
- способность работать при любой погоде и в любое время года;
- эффективность в любой точке Земного шара и в разных климатических зонах;
- непрерывность в поставке груза;
- способность транспортировать жидкие и газообразные грузы.
Сегодня без транспорта невозможна жизнь современного человека. Ежегодно транспортная система стран мира только усовершенствуется — создаются новые модели автомобилей, строятся трубопроводы в самых недоступных местах, разрабатываются новые космические аппараты.
Внутренний водный транспорт
Реки
Реки являются естественным водным, путем, который может быть использован в качестве средства передвижения. Они подходят для небольших лодок, а также крупных дамб. Речной транспорт играет очень важную роль в развитии современных средств наземного транспорта. Их значение постепенно снижается за счет более надежных и дешевых транспортных услуг, предлагаемых железными дорогами.
Каналы
Они представляют собой искусственные водные пути, изготовленные с целью орошения или навигации. Транспортные каналы требует огромного количества капитальных вложений в строительство и их содержание, т.е. искусственных водных путей. Стоимость канального транспорта, таким образом, выше, чем у речного транспорта.
Озера
Озера могут быть как природные, например как реки или искусственные, как каналы.
Общая характеристика мировой транспортной отрасли
Транспортная отрасль занимает в мире третье место после промышленности и сельского хозяйства. Современное общество не представляет себе жизни без транспорта, который помогает решать многие задачи. С помощью различных видов транспорта мы не только с легкостью можем оказаться в любой части Земного шара, но и быстро доставить самый разный груз в назначенное место. По особым признакам специалисты выделяют разные виды транспорта. Среди них есть:
- Водный.
- Воздушный.
- Космический.
- Наземный или сухопутный.
Трудно точно сказать, какой вид транспорта занимает первое место. Каждый из них по-своему важен и необходим. Если брать грузоперевозки, то здесь лидирует морской транспорт. Если же это касается перевозки пассажиров, безупречное первенство здесь держит автомобильный транспорт. С каждым годом развивается и увеличивается мировая транспортная сеть. Ее протяженность без учета морских путей составляет более 37 млн. км, 78% из них приходится на развитые страны. Немаловажную роль в транспортной системе играют транспортные узлы. В них происходит стыковка нескольких видов транспорта, которые совместно выполняют обслуживание транзитных и местных грузо- и пассажироперевозок. К крупным мировым транспортным узлам относятся:
- Москва (Россия);
- Нью-Йорк (США);
- Токио (Япония);
- Стокгольм (Швеция) и др.
Транспортные средства, инфраструктура, предприятия, терминалы являются составляющими мировой транспортной системы, которая окончательно сформировалась в 20 веке.
Состояние водного транспорта на сегодняшний день
На данный момент внутренний водный транспорт России постепенно становится рентабельным, однако путешествие на круизных лайнерах все еще не по карману многим…
В виду этого водный транспорт дальнего следования все еще является экономически невыгодным. Никто не будет платить огромные средства за транспорт с маленькой скоростью передвижения, сильной географической привязкой (к речному руслу), неудобством мультимодульных перевозок, ограничениями по сезону (а внутри навигации – по погоде) и таким сопутствующим фактором как постоянная качка. А поэтому эта отрасль (функционирующая в СССР в связи с очень дешевыми билетами), увы, так и не возродилась. Все объясняется логикой.
При этом не стоит забывать: лишь 4-я часть судов внутреннего водного сообщения в полностью исправном состоянии. Вы помните, что имели место несколько аварий на реках, имеющих широкий резонанс в обществе. По указанным причинам никто не хочет вкладываться в ремонт.
Мало того, экологи считают, что существующее положение вещей – скорее, выгода, чем упущение. Мол, теперь водоемы меньше загрязняются пятнами от различных видов топлива.
Выгоду описываемого вида пассажирского перемещения видят лишь в трех позициях: обзор красот природного происхождения (недоступный с самого берега), низкое потребление энергии, большая пассажирская вместимость благодаря самому большому габариту этого типа транспорта.
Функция, которую выполняет упомянутый вид перевозок в экономике государства, определяется не числом перемещаемого груза и граждан в год, а неповторимостью значимости роли. Говоря проще, внутренний водный транспорт нужен там, где нет шоссе, ЖД и даже мест, куда можно приземлить хотя бы самолет малой авиации. Здесь без данного сектора транспортной сферы жизнедеятельность будет парализована. Разговор о поселках Сибири и Дальнего Востока.
На данный момент в искомом сегменте еще прослеживаются проблемы, прогрессирующие еще с 90-х годов. Они требуют экстренного изменения его состояния. Развитие указанной сферы осложняется из-за:
-
преступно медленного темпа списания судов (утиль продолжают признавать судном);
-
проблем, связанных в месте речных судов в структуре пассажирского транспорта России;
-
нерационального использования «тягачей» (каждый тянет 2 баржи вместо 7).
Автомобильный транспорт.
Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта — перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.
Пути эволюции ВТ
Первые крупные суда строили в Древнем Египте, в качестве конструкционного материала использовалась древесина. На кораблях устанавливали простейший парус, ловивший попутный ветер. Если попутного ветра не было, использовалась сила гребцов.
В XV столетии появились большие морские суда с несколькими парусами. В начале XIX столетия был построен первый пароход, использовавшийся в качестве речного судна. В качестве материала для корпуса такого корабля начал использоваться металл – железо. А движущую энергию — пар. Следующий этап развития водной техники стало открытие, совершенное в 1876 году Николасом Отто — двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. Именно двигатели внутреннего сгорания начали все в более массово появляться на катерах, яхтах, паромах, кораблях. На сегодняшний момент это основной двигатель, но не единственный, устанавливаемый на ВТ. Еще одним этапом в развитии техники стало бурное развитие нефтехимической отрасли. На данный момент многие водные суда изготавливаются из пластиков полимерных материалов. Во-первых, пластики и полимеры являются легче металла, во-вторых, по прочности либо приближаются, такие же или прочнее металлических сплавов и в-третьих, коррозийностойкие.
На данный момент наибольший интерес из водной техники вызывает экраноплан, судно на воздушной подушке и глиссирующие катера, т.к. они развивают наибольшие скорости. Наиболее скоростным является экраноплан, на нем можно достигнуть скорости экранного полета до 700км/ч. Так же он отличается абсолютной плавностью хода и позволяет преодолеть мелкие препятствия (перешеек, мель). Единственным недостатком явиться его высокая энерговооруженность для перевода машины и поддержания ее в режиме экранного полета, что ведет к высокому потреблению топлива. Судно на воздушной же подушке и катер имеет меньшую скорость, порядка до 150км/ч, плавность хода у ВСП тоже на уровне экраноплана, а вот у катера плавность хода страдает, но тратит СВП и катер гораздо меньше топлива по сравнению с экранопланом.
Экраноплан
На данный момент венцом технической мысли является экраноплан. С развитием новых материалов, и повышением эффективности силовых агрегатов, экранопланы вполне могут заменить частные пассажирские авиаперевозки. А в дальнейшем стать частными средствами для дальних перевозок и мировых путешествий, потеснив яхты и машины.
История
С доисторических времен, человек создает примитивные транспортные средства: байдарки, плоты. Благодаря им удалось поселиться в отдаленных местах, таких как Австралия, Новая Зеландия и другие.
В древности судоходство значительно улучшалось. Появились более крупные и надежные суда. Это в значительной степени способствует развитию торговли, обмену знаниями и идеями.
В средние века наука застопорилась. Развитие судоходства претерпевает незначительные изменения.
Во время эпохи Возрождения наступает водораздельный период, в течение которого благодаря открытиям в навигации в кораблестроении сделаны великие географические открытия.