Биография николая егоровича жуковского

НОВАЯ МЕЧТА

Юный магистр поехал за границу. Он посещал лекции крупнейших ученых, знакомился с инженерами и изобретателями.

Здесь он впервые встретился с авиационными исследователями. В то время не было еще аэропланов. Но мысль человека все упорнее обращалась к этой идее. В разных странах появились исследователи, которые строили модели аппаратов тяжелее воздуха и производили с ними всевозможные испытания.

Профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной

Эти модели приводились обычно в движение небольшими двигателями. Так, например, профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной мощностью в 1 лошадиную силу. На испытаниях этот аппарат—автор назвал его «аэродромом» — пролетел против ветра 160 метров за 1 минуту 46 секунд. Современным авиамоделистам этот результат покажется весьма скромным, но тогда, на заре развития авиации, это было настоящим достижением.

За границей Жуковский наблюдал полеты моделей, построенных европейскими конструкторами. Многое в тайне полета было еще не разгадано. Вернее, здесь все было неясно. Одни загадки. И с этого времени до гробовой доски Жуковским овладела мечта о покорении воздушной стихии.

Интересные факты

Жуковский никогда не любил летать. Лишь однажды, будучи на Всемирной выставке в Париже, он поднялся на небольшую высоту на воздушном шаре, но там, наверху плохо себя почувствовал. Больше не летал никогда.

В 1890 году Жуковский написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлёй Нестерова».

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической механики в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. товарищества печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчётно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчёт аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованіе устойчивости конструкціи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза в 1920 году.

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ, ИНЖЕНЕР, ПЕДАГОГ

Жуковский не был только аэродинамиком. 180 написанных им научных трудов затрагивают вопросы математики, механики — теоретической, прикладной и строительной,— астрономии, баллистики и многие другие. Это был великий ученый и великий инженер.

Интереснейшие решения трудных инженерных задач заключены в работах Жуковского «О форме судов», «О спутной волне», «Об устойчивости полета продолговатого снаряда», «Бомбометание с аэропланов», «О вращении веретена».

Жуковский не пугался практических задач. Напротив: он любил их. Они давали ему почву для создания новых теорий.

К Жуковскому, например, обратились как-то за помощью в таком сугубо практическом деле. На московском водопроводе происходили частые аварии: магистральные трубы лопались без всяких видимых причин. Жуковский установил, что одной из главных причин этих аварий являлось ударное действие воды, которое развивалось в трубах, когда их быстро открывали или закрывали. Аварии прекратились, как только на трубах были поставлены специальные краны, медленно закрывавшие доступ воды. Так называемые вентили.

Это был практический вывод. За ним последовал теоретический. Жуковский создал общую теорию гидравлического удара в трубах, опубликованную впоследствии на всех языках и вошедшую во все учебники гидравлики.

Жуковский пользовался большой популярностью и трогательной любовью студенчества. Он был не только лектором, но и воспитателем. Он особенно заботился о развитии инженерского мышления, о техническом кругозоре юношей. Он страстно желал все свои знания передать молодежи, чтобы дальше двигать русскую науку.

Почти накануне смерти, уже не вставая с постели, Жуковский говорил: «Мне бы хотелось еще прочесть специальный курс по гироскопам. Ведь никто не знает их так хорошо, как я». Это был великий педагог.

Научные заслуги Жуковского получили широкое признание. Николай Егорович был членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом многих научных русских и иностранных обществ.

Но Жуковский, человек величайшей скромности и бескорыстия, не искал славы. Он отказался от избрания в действительные члены Академии наук, так как не мог совмещать работу в Москве и Петербурге, где находилась тогда Академия, а согласиться на формальное избрание в члены Академии наук не считал возможным.

Судя по всему, россиянки по-прежнему тратят много денег на красивую одежду

Нежелания быть причастными к современной моде, серого уныния, в каком зачастую упрекают немок, ни одна из фэшн-журналисток не разглядела. И хотя содержимое их сумок для покупок изменилось, россиянки определенно до сих пор тратят много денег на красивые вещицы. Большинство вещей из своей космической коллекции Александр Арутюнов, по его словам, продает в России, а его коллега Алена Ахмадуллина вообще называет цифру в 90%. «Русские женщины любят тратить деньги», — говорит она.

Дарья Болль-Палиевская соглашается с этим лишь отчасти. «Вопрос не в том, действительно ли россияне тратят больше денег, чем люди в других странах, а в том, какие у них приоритеты», — считает она. Россияне хотят выжать максимум из неопределенности своего времени: красивую одежду, дорогие автомобили, хорошую еду, дорогие билеты в оперу. «Экономический кризис несколько лет назад не прошел бесследно и в России, — объясняет Болль-Палиевская, — но рестораны и театры в Москве тем не менее всегда были полны людей».

РОЖДЕНИЕ АВИАЦИИ

Особенное внимание уделялось в Кучинском институте изучению подъемной силы крыла самолета. Как образуется подъемная сила? Как ее можно рассчитать? Человечество веками тщетно пыталось ответить на эти вопросы, расплачиваясь за свои попытки жизнями лучших своих сынов. Как образуется подъемная сила? Как ее можно рассчитать? Человечество веками тщетно пыталось ответить на эти вопросы, расплачиваясь за свои попытки жизнями лучших своих сынов

Как образуется подъемная сила? Как ее можно рассчитать? Человечество веками тщетно пыталось ответить на эти вопросы, расплачиваясь за свои попытки жизнями лучших своих сынов.

Ответил на эти вопросы Жуковский.

Вокруг крыла самолета, когда он летит, помимо основного встречного потока воздуха, образуется добавочное вихревое движение воздушных частиц. Эти добавочные вихри омывают крыло, создают циркуляцию вокруг него. Если крыло изогнутой формы и имеет вверху выпуклость, то воздушный поток наверху крыла сжимается, а скорость его увеличивается.

Подвесьте два листа бумаги, изогните их, как показано на рисунке, и подуйте в пространство между ними — листы не разойдутся, а сблизятся.

Вспомним известный физический опыт, который так поражал многих из нас на школьной скамье. Мы можем даже повторить его, так как для этого не требуется ничего, кроме двух листов бумаги. Возьмем два листа бумаги и, слегка выгнув их, будем держать близко друг к другу выпуклыми сторонами. Теперь дунем в пространство между ними. Вопреки ожиданию, листы не разойдутся, а сблизятся друг с другом.

Это — наглядное подтверждение известного закона Бернулли. Он характеризует связь между скоростью потока и его давлением на тела, с которыми он соприкасается. Чем выше скорость потока, тем меньше давление, и наоборот. В нашем опыте увеличение скорости движения воздуха между листами уменьшило давление между ними, и листы поэтому сблизились.

Но ведь нечто подобное происходит и с крылом в воздушном потоке. Наверху крыла скорость воздуха увеличивается— значит, по закону Бернулли, давление воздуха уменьшается. Внизу крыла обратная картина: благодаря вогнутости крыла воздушный поток здесь расширяется и скорость его уменьшается, а следовательно, давление увеличивается.

Таким образом образуется разность давлений вверху и внизу крыла. Она-то и создает подъемную силу.

Эту силу можно подсчитать. Для этого, как показал Жуковский, надо знать четыре величины: скорость потока, величину циркуляции, длину крыла и плотность воздуха. Произведение этих величин и даст подъемную силу.

Но чтобы самолет взлетел, должна существовать циркуляция, то есть омывание воздухом крыла. Как же это обеспечить?

Для образования циркуляции необходимо наличие острых кромок у обтекаемого контура. Но их не должно быть много. Плавное обтекание, которое требуется, возможно только в том случае, если у контура не более двух острых кромок. Если же взять именно две кромки, то возникает новое неудобство: хотя плавное обтекание и будет происходить, но не всегда, а лишь при некотором постоянном угле наклона крыла самолета к потоку воздуха, что практически трудно осуществить в полете.

Таким образом, из рассуждений Жуковского вытекает, что наиболее целесообразным для крыла следует признать контур с одной острой кромкой. Но ведь это как раз и есть форма сечения крыла самолета 1946 года: Жуковский нашел ее свыше сорока лет назад.

Результаты этих исследований были сформулированы Жуковским в работе, опубликованной под скромным названием «О присоединенных вихрях» (так как в исследовании шла речь о присоединении к скорости основного потока тех вихрей, которые образуются вокруг крыла).

Теперь аэродинамика стала наукой. С этого дня и поныне во всех учебниках мира по аэродинамике излагается теория Жуковского о подъемной силе. Отныне стал возможен аэродинамический расчет самолета.

Это был действительно великий день для авиации. Именно его следует считать днем рождения авиации. Ведь первый практический полет братьев Райт или любой другой полет был в то время, по существу, только трюком — пусть выдающимся, но все же трюком.

Даже десятки подобных полетов не могли в такой мере способствовать развитию авиации, как это сделала одна формула Жуковского. Теперь не нужно было вслепую изобретать самолеты, их можно было заранее рассчитывать, конструировать по этим формулам.

Жуковский и хотел это сделать. Но хозяин института миллионер Рябушинский «не нашел» денег на постройку опытного самолета, а вскоре вообще заявил, что, по его мнению, все основные проблемы аэродинамики уже выяснены.

Жуковскому пришлось оставить институт.

Истоки таланта и его огранка

С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.

«Христос и грешница», 1888

Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.

“На лодке. Абрамцево.”, 1880

Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.

“Московский дворик”, 1878

“Заросший пруд”, 1879

Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным.

“Портрет художника Ильи Репина”, 1879

Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна

Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника

“Монастырь над рекой,”1899

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ

В 1909 году Жуковский создал новое научное учреждение— аэродинамическую лабораторию Московского высшего технического училища. Жуковский стремился «завлечь в науку сколь можно больше русских сил». Кружок учеников Жуковского стал рассадником выдающихся деятелей русской науки. Именно из этого кружка вышли академики Юрьев, Чудаков, Кулебакин, выдающиеся ученые и конструкторы: Туполев, Микулин, Климов, Ветчинкин, Стечкин, Сабинин, Мусиньянц, — известный летчик Россинский и многие другие.

С помощью членов этого кружка Жуковский создавал замечательные свои работы. Особое место среди них занимают теория и метод расчета воздушных винтов. Ученики Жуковского Юрьев и Сабинин, начав, как делал всегда их учитель, с эксперимента, пришли к выводу, что работающий винт создает мощный осевой поток воздуха

Это очень важное явление не учитывалось раньше ни одним исследователем. За границей соответствующую поправку в теорию внесли лишь десять лет спустя

Вскоре Жуковский, изучив с помощью Ветчинкина ряд новых явлений, предложил еще более совершенную теорию винта. Его работа «Вихревая теория гребного винта» составила новую эпоху в науке. Формулы и теоремы этой теории охватывают все случаи работы винтов. Значение вихревой теории выходит далеко за пределы авиации; ее теоремы послужили основой конструирования мощных вентиляторов и компрессоров. Жуковский написал эту работу 35 лет назад*. Но и сегодня во всем мире при расчете винтов пользуются формулами Жуковского. 
__________
*Статья написана в 1946 г.

Жуковский с помощью Чаплыгина разработал остроумную теорию крыльев самолета. Построенные на основании этой теории крылья на всех языках мира называются «крыльями Жуковского».

С участием другого своего ученика, Туполева, Жуковский разработал методы аэродинамического расчета всего самолета.

В России начала быстро развиваться авиация. Стали появляться конструкции самолетов, далеко опережающие иностранные модели. Это казалось удивительным при общей технической отсталости России и полном равнодушии царского правительства к новой отрасли техники.

Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением русского учёного Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолета ИТУ

Теперь мы знаем секрет этого успеха. Он был вызван блестящим состоянием русской аэродинамической науки, которая заняла самые передовые позиции в научном мире. Законы этой науки были сформулированы и систематизированы Жуковским в его знаменитом первом в мире курсе «Теоретических основ воздухоплавания». Курс этот явился как бы энциклопедией авиационной науки.

До Жуковского считали, что в аэродинамике нет места теории, что это область чистой практики. «Основы» впервые показали возможность и необходимость изучения авиации и теоретическим путем. В то же время Жуковский подчеркивал огромное значение правильно поставленных опытов.

В «Теоретических основах воздухоплавания» была установлена незыблемая связь теоретических и опытных исследований как основная предпосылка дальнейшего развития авиации.

Василий Андреевич Жуковский: жизнь и творчество

Василий Андреевич Жуковский – крупный литературный деятель, писатель, переводчик, внесший огромный вклад в такое грандиозное направление русской литературы, как романтизм. Придворный учитель императорской семьи, друг и наставник Александра Пушкина. Родился 29 января (9 февраля по новому стилю) 1783 года в селе Мишенское Тульской области. История его появления на свет была необычной: его отцом был помещик, а матерью крепостная крестьянка родом из Турции. Имя и фамилию мальчик получил от приятеля отца Андрея Жуковского. Жена Афанасия Бунина – блудного отца мальчика сжалилась над младенцем и приняла в семью, воспитывая на протяжении всей жизни как родного сына.

Василий получил отличное образование, сперва в благородном пансионе в Москве, а затем в народном училище родной Тулы. С юности его привлекала литература, особенно произведения древнерусских классиков. Помимо этого он посвящал много времени самообразованию в области мировой истории.

Еще будучи студентом пансиона Жуковский начал делать первые шаги на литературном поприще: в 1797 году он начал писать свои первые переводы, а в 1782 журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал его переложение «Сельского кладбища» Грея. 1808 год ознаменован знаковым для автора событием: увидела свет его знаменитая баллада «Людмила» и Жуковского пригласили на должность редактора в «Вестнике Европы».

С 1812 по 1813 годы служил в ополчении и написал балладу «Светлана». Тиф, которым он заразился на службе, помешал дальнейшему его пребыванию на фронте и Жуковский ушел в отставку. Его политические воззрения отразились в таких произведениях как «Императору Александру» и «Певец во стане русских воинов». С 1815 года Жуковский стал трудиться в литературном объединении «Арзамас».

В 1817 году писатель был удостоен великой чести стать придворным учителем для княгини Александры Федоровны, будущей императрице Николая I. Позже он учил и цесаревича Александра II, став не только его проводником в мире науки, но и духовным наставником. Всего он провел при дворе 25 лет.

Период с 1810 по 1820 годы считаются самыми плодотворными в его творчестве. Именно в это время были написаны множество удачных переводов, стихов и баллад. В их числе: «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев». Такого подъема его творчество более не испытывало не до не после. Однако, и позже он творил поистине шедевральные вещи, например перевод «Одиссеи» и «Рустем и Зораб», которые вышли в 1849 году.

Переводы, сделанные Жуковским, не раз отмечалась критиками, как самостоятельные цельные произведения, которые по стилю и композиции зачастую превосходили оригиналы. Жуковского современники характеризовали, как нежного, сентиментального, мечтательного человека, обладающего притом недюжинным жизненным опытом, мудростью и прозорливостью. Он был исключительно честен, умен и порядочен. Безнадежная влюбленность в собственную племянницу Марию Протасову повлекло два предложения руки и сердца, на которые были получены отказы.

1841 год повлек за собой резкое ухудшение состояния здоровья писателя, в надежде поправить самочувствие он отправился в Германию. Тогда же принял решение жениться на 18–летней Елизавете, в браке с которой на свет появились дочь Александра и сын Павел.

24 апреля 1852 года Жуковский скончался в Баден-Бадене, его тело предали земле в Петербурге, где он провел большую часть своей жизни. Известно, что под конец жизни писатель совершенно ослеп, однако продолжал творчество. Последним произведением, написанным поэтом стала баллада «Странствующий жид».

Жуковского можно по достоинству назвать самой яркой личностью допушкинского периода русской литературы. Он являлся основоположником романтизма и с его творчеством связывают расцвет данного художественного направления. Через все его произведения красной нитью проходят темы души человека, патриотизма, любви к природе и Родине, нравственной составляющей человеческой жизни. Он сам старался жить по совести и неизменно призывал к этому читателя. Патетика его произведений захватывает от первой до последней строчки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души.

Отрицание теории относительности

В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесённой 3 марта 1918 года в Московском математическом обществе, Жуковский, в частности, сказал:

Жуковский поддержал деятельность Н. П. Кастерина по выводу уравнений Максвелла в классической форме. Жуковский упомянул доклад Кастерина, представленный в Петроградскую Академию наук, об анализе опытов Бехерера над полётом β-частиц, выделяющихся из радия, и их несоответствие формуле Эйнштейна. Жуковский предположил в этой речи, что механику эфира можно построить на основе классических представлений, используя аналогию трубок Фарадея с вихрями несжимаемой жидкости.

ПЕРВЫЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Начало нового, XX века стало и началом новой эры в жизни и работе Жуковского. В 1902 году он построил в Московском университете первую аэродинамическую трубу.

За границей пробовали испытывать модели летательных аппаратов в особых галлереях, сквозь которые при помощи вентиляторов прогонялся воздух. Но нагнетающие вентиляторы создавали завихрения воздуха, которые искажали картину и делали испытания непохожими на условия действительного полета.

Русский ученый поступил иначе. Он заставил вентиляторы не нагнетать, а откачивать воздух из галлереи. Поток воздуха двигался в ней равномерно со скоростью 30 километров в час. Так была создана первая в мире всасывающая аэродинамическая труба. Она была скромных размеров — 75 см в поперечнике. Эта труба послужила затем образцом для целой серии таких приборов, построенных в России и за границей. На базе этой первой своей научной лаборатории Жуковский начал сколачивать группу исследователей-аэродинамиков из студентов университета.

Жуковский заставил вентилятор не нагнетать, а откачивать воздух из галлереи. Так была создана первая в мире всасывающая аэродинамическая труба.

В 1904 году он создал под Москвой, в Кучине, первый в мире институт, специально оборудованный для аэродинамических исследований. Знаменитый Геттингенский аэродинамический институт Прандтля, в Германии, возник лишь через пять лет, имея уже опыт Жуковского.

В Кучинском институте, кроме аэродинамической трубы, было уже и другое оборудование: гидродинамическая лаборатория, физический кабинет, специальный прибор для исследования винтов, мастерские и т. д. Жуковский начал с исследования различных форм аэродинамических труб. Результаты его исследований как раз и помогли Прандтлю и другим зарубежным исследователям при строительстве их лабораторий.

Исследовалось поведение плоскостей в потоке воздуха, изучались воздушные винты. В Кучине был построен первый динамометр для измерения тяги винта.

Параллельно проводилась большая работа по изучению атмосферы. Для этого применялись небольшие шары, которые запускались ввысь с метеорологическими приборами, автоматически записывающими температуру и давление воздуха и другие данные. Подобные шары — зонды, как их называют—применяются для этой цели и теперь.

Литература

  • Арлазоров М. С.  Жуковский. — М.: Молодая гвардия, 1959. — 302 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Волков В. А., Куликова М. В.  Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — 294 с. — 2000 экз. — ISBN 5—8037—0164—5. — С. 89—90.
  • История механики в России / Под ред. А. Н. Боголюбова, И. З. Штокало. — Киев: Наукова думка, 1987. — 392 с.
  • Сысоева Е. К. ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 243—245. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Чернышёв С. Л., Гайфуллин А. М., Егоров И. В., Липатов И. И., Нейланд В. Я., Суханов В. Л. Н. Е. Жуковский / С. Л. Чернышёв, председатель ред. коллегии. — 2. — Москва: Наука, 2018. — 271 с. — ISBN 9785020401501.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчетно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчёт аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованіе устойчивости конструкціи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

В заключение

Научное наследие «отца русской авиации» чрезвычайно велико. Гениальность и предвидение Жуковского не вызывает сомнения. Современники и потомки отдавали дань уважения этому человеку. В честь ученого названы города, улицы, институты и, даже, кратер на Луне.

Но есть факты, которые могут удивить читателя. Так, исследователь и теоретик полетов, знавший все об этом досконально, никогда не летал на самолетах. Он поднялся в воздух единственный раз, и то на воздушном шаре, во Франции.

Удивительны высказывания ученого о теории относительности Эйнштейна

Отрицая ее важность, которая сегодня доказана абсолютно точно, Жуковский говорил о метафизическом характере рассматриваемого вопроса

Хотя, может именно это наиболее ярко свидетельствует о гениальности Жуковского. Ведь многие открытия, перевернувшие представление об окружающем мире, были сделаны теми, кто выдвигал теории, кардинально отличающиеся от бытующих в обществе представлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: