Дизайнеры
Хотя законодателями диско-моды были парни и девушки с рабочих окраин, совсем без дизайнеров всё же не обошлось. Наибольший вклад внёс модельер Рой Хальстон. В середине 70-х он выпустил новую линейку одежды для танцпола, среди которой, помимо уже упомянутых платьев, были шорты-комбинезоны, кашемировые брючные костюмы, удлиненные кардиганы в сочетании с очень короткими шортами, замшевые платья-рубашки и многое другое.
Вторым по популярности дизайнером был Билл Гибб , который создал известные всем топы с люрексом и клетчатые юбочки-плиссе. В моделировании обуви преуспел Терри Де Хевилленд, создававший туфли на платформе с блестящей отделкой из кожи психоделических и неоновых расцветок.
Донна Саммер – королева диско
«У нас не было уверенности в том, что диско – это самостоятельный жанр до Донны Саммер» .
(Ларри Харрис – Исполнительный вице-президент и со-основатель Casablanca Records)
Хотя диско-звучание уже покорило американские клубы, рождение нового жанра нельзя было считать состоявшимся без яркой звезды. И такая звезда появилась!
В 1975-м году Донна Саммер взорвала танцполы с песней «Love To Love You Baby», которую многие критики считают первой канонической диско-записью! Именно Донна Саммер первой донесла андеграундное клубное звучание до массового слушателя!
Некоторые авторы ставят открытие диско в заслугу продюсеру Джорджо Мородеру, который, якобы, «привёз в Америку европейское звучание». Однако никакого диско в Европе тогда ещё не было. На написание великолепных диско-шедевров его вдохновлял всё тот же филадельфийский соул, звучание которого он взял за основу.
«От филли я оставил только одну вещь – скрипки. Я думаю, что довёл их до нужного уровня. Одна, две, три, четыре… Так что люди могли танцевать даже лучше, чем под какое-то другое звучание» .
(Джорджо Мородер)
Песня «Love To Love You Baby» стала переломным моментом как в карьере малоизвестной поп-дивы, так и в истории диско-музыки. С полной ответственностью, можно сказать, что талантливому продюсеру удалось «поймать» звучание десятилетия!
https://vk.com/video_ext.php
С Джорджо Мородером и его компаньоном Питом Беллотом Донна познакомилась в Европе, когда выступала то в Германии, то в Австрии в составе разных коллективов.
Идея записи песни родилась с шутки – Донна придумала фразу «Love To Love You Baby» и предложила Джорджо записать такую песню. Мородер, которому тема секса была очень близка, загорелся идеей создания некоего гимна плотской любви!
Никакого издания песни не планировалось, это был просто смелый творческий эксперимент. Однако Джорджо решился отправить 3-минутную запись Нилу Богарту — шефу лос-анджелесской студии Casablanca Records, известной своей любовью к сексуальной музыке и голыми девушками на обложках пластинок.
«Нил Богарт позвонил мне в 4 утра и сказал: «Я вчера включил эту песню на вечеринке, и мои гости просили поставить её снова и снова. Почему бы тебе не сделать длинную версию?». Вот так я увеличил длительность песни, а Донна Саммер записала целых 17 минут стонов!»
(Джорджо Мородер)
«Душевная, дикая, артистичная, сексуальная – всё в одном человеке!»
(Найл Роджерс, Chic)
«Это было просто великолепно – её оргазм длился 15-минут! Невероятно… Одним словом… давай Донна, так держать!»
(Дебби Харри, Blondie)
Словно ураган, песня пронеслась по гей-клубами Майами, откуда разошлась по всей стране! Её ждала 2-я строчка в поп-чарте, 3-я в чарте соул-музыки и четыре недели на вершине диско-чарта журнала Billboard!
Успех песни позволил Донне вернуться в Америку, где она сразу оказалась под влиянием Нила Богарта и его жены Джойс, ставшей менеджером Донны. Студия продолжила яростно эксплуатировать образ секс-символа, столь далёкий от истиной Донны, но столь обожаемый публикой!
С выпуска «Love To Love You Baby» началась череда успешных диско-релизов, превративших студию Casablanca в один из самых покупаемых диско-лейблов!
С этого момента уже никто не сомневался в том, что диско – это самостоятельный музыкальный жанр!
Назад
Вперёд
Диско в СССР[править]
В СССР стиль диско стартовал приблизительно с 1978 года. Первоначально новое западное музыкальное направление встретило у советских властей глубокое неприятие, как чуждое советской культуре и идеологии. Однако ситуация кардинально изменилась в преддверии летних олимпийских игр 1980 года. В конце 1978 года СССР с гастролями посетила немецкая поп-группа Boney M. Одним из первых отечественных музыкальных коллективов исполняющих композиции в стиле диско был «Оркестр и вокальная группа «Диско». Кроме перепевок зарубежных диско-хитов, советские исполнители и ансамбли исполняли произведения отечественных авторов на родном языке. В конце 70-х — начале 80-х активно начали исполнять и писать песни в стиле диско: композиторы Давид Тухманов, Александр Зацепин, Аркадий Хаславский, Вячеслав Добрынин, Юрий Антонов, Алла Пугачёва, ВИА «Здравствуй, песня», «Красные маки», «Верасы» и «Весёлые ребята». В начале своего творческого пути песни в стиле диско исполнял и ансамбль «Земляне». Одной из ярчайших песен в стиле диско считается композиция Александра Зацепина «Ищу тебя», написанная им для фильма «31 июня» в 1978 году и исполненная певицей Татьяной Анциферовой.
Платья Хальстона
Популярной одеждой у девушек были длиннополые платья (halston dress), идея которых принадлежала модельеру Рою Хальстону, известного своей нелюбовью к лишним нефункциональным деталям. На его платьях не было застёжек, молний, пуговиц или бантиков – верх платья (halter top) напоминал петлю, которая набрасывалась на шею.
Практически все диско-дивы, включая Донну Саммер, Глорию Гейнор и солисток Boney M
не обошли своим вниманием платья Хальстона! Несмотря на кажущуюся простоту и аскетичность, они очень сексуально облегали тело, выгодно подчёркивая его формы. Отсутствие под платьем бюстгальтера не только не скрывалось, но и всячески подчёркивалось глубоким вырезом, доходившим почти до трусиков, впрочем и их под него надевали далеко не всегда…
В повседневном обиходе были джинсовые макси-юбки, а также сарафаны на бретельках (ещё одно изобретение Хальстона), в сочетании с футболками крикливых оттенков и расцветок. Входит в моду наносить на футболки фотопринты, особенно с названиями музыкантов или рок-групп (band t-shirts).
Атрибутами почти всех видов одежды были блёстки или пайетки – золотинки, красиво сверкавшие в дискотечных огнях. Помимо одежды ими украшались волосы и даже лицо!
Общая информация[править]
Диско почти одновременно развивалось в США и Европе. На становление жанра преимущественно повлияли такие стили музыки, как фанк, латиноамериканская музыка и соул-музыка. Для американского диско характерно звучание, близкое к фанку и соулу, в то время как европейское диско тесно переплеталось с традиционной эстрадой и общими тенденциями поп-музыки. В большинстве песен диско струнные, духовые, электрическое пианино и электрические гитары создают сочное и полированное звучание. Оркестровые инструменты, такие как флейта, часто используются в качестве солирующих инструментов, в отличие от гитары, солирующей в рок-музыке. С развитием технологий многие исполнители стали включать в аранжировку электронные инструменты, например, синтезаторы.
В 70-х диско имел несколько подстилей, в том числе «диско-фьюжн», «мюнхенское звучание» и т. д., а после 1976 года благодаря распространению электронных музыкальных инструментов — такие подстили, как Евродиско, Итало-диско и Космодиско.
Самые известные исполнители диско — это Донна Саммер, Дайана Росс, гр.Bee Gees (с середины 70-х годов), KC and the Sunshine Band, Глория Гейнор, Village People, Chic и The Jackson 5. Донна Саммер станет первой известной и самой популярной диско-певицей, в конечном счете получив звание «Королевы диско», дарованное ей различными критиками, а также будет играть роль первопроходца в электронной музыке, которая позже стала заметным элементом диско-музыки в целом. В то время как исполнители и группы получили львиную долю внимания публики, продюсеры, работающие за кулисами, играли равную, если даже не большую, роль в создании диско-музыки, так как они сочиняли песни и создавали инновационные методы производства, которые были частью звука диско.
Многие не-диско-исполнители записывали танцевальные композиции в разгар популярности стиля, и такие фильмы, как «Лихорадка субботнего вечера», только способствовали его популяризации и вторжению в верхние строчки чартов. По словам музыкального критика Пьеро Скаруффи, феномен диско-движения распространился необычайно быстро, потому что «коллективный экстаз» диско был освободительным и регенеративным и привел к свободе слова и самовыражения». На данный момент диско является последним массовым движением поп-музыки, которое было обусловлено поколением бэби-бума.
Особенности стиля
Для стиля диско в одежде характерны такие материалы, как лайкра, полиэстер, мерцающий люрекс. Наиболее подходящий наряд — облегающий, сверкающий, яркий. В тренде неоновые цвета, такие как лимонный, салатовый, оранжевый, малиновый, а также ткани с эффектом «металлик». Для девушек восьмидесятых были актуальны узкие трикотажные топы, мини-юбки, мини-платья, широкие подолы до пола, короткие обтягивающие шорты, комбинезоны, леггинсы, платья в стиле сафари, изготовленные из замши.
Благодаря стилю диско, возникла мода на одежду «унисекс» — отныне мужчинам стало позволительно надевать яркие, обтягивающие футболки, рубашки из трикотажа, узкие брюки, а женщины смогли примерить мужские сорочки, комбинезоны. Для диско свойственны броские, заметные аксессуары: огромные серьги, множество разнообразных браслетов, надетых одновременно, несколько цепочек вокруг шеи, крупные кольца, цветные солнцезащитные очки.
Обувь непременно должна соответствовать всем остальным деталям одежды. Для женщин лучше всего подходят босоножки, туфли, сапоги на высокой шпильке или платформе, а для лета — яркие сандалии с множеством декоративных элементов. Цветные колготки, нередко с люрексом, перешли из категории китча в остромодные аксессуары. Полупрозрачные топы, атласные брюки, обтягивающие бедра, стали носить и девушки, и мужчины.
Влияние стиля на другие направления музыки
Музыкальное направление диско преображалось и видоизменялось. В 70-х песни исполнялись ансамблями со сложной аранжировкой и совокупностью инструментов. К 80-м состав начал приближаться к двум или одному исполнителю, а синглы записываются с использованием драм-машин и синтезаторов.
Для создания мелодий заимствовали элементы джаза и блюза. Оригинальный звук disco послужил основой для:
- DJ-культуры. В 1978 выпускается Technics SL-1200 MK2, ставшие отправной точкой в музыкальной и танцевальной культуре. Диджеи и диск-жокеи использовали инструмент и старые наработки диско-исполнителей для микширования. Клубная индустрия получила второй дыхание.
- Rave-культуры. Электронная музыка преображалась и не один раз. Появление кислотного хауса, уличные танцы и другие тенденции выразились в rave-культуре. В основе лежала музыка дискотек 70-х. Вечеринки проходили скрыто на старых заброшенных заводах.
- Хип-хоп и электро требуют отдельного разговора. На стили оказывала серьёзное воздействие диско-сцена. Ранние композиции часто использовали бас-гитары, дублирование рифов. Влияние прослеживается в работе Planet Rock от коллектива Afrika Bambaataa. Звучание сингла повлияло и на становление электрической музыки и выражается в песнях: Let the Music Play, Play at Your Own Risk, One More Shot, Planet Patrol.
- House музыка зародилась в 1984 в Чикаго. Жанр быстро охватил американскую сцену и распространился по Европе. Диджеи видоизменяли звучание, но использовали реплики и вставки из старых мелодий в стиле disco.
- Nu-диско или новое поколение disco-музыки появилось в XXI веке после возобновления интереса публики к вечеринкам. Появляются новые записи и специальные магазины с раритетными пластинками. Эксперты для описания использовали понятие Electroclash.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Общее представление о музыке в стиле disco
В классическом звучании используется: синкопированная электрическая басовая линия, хай-хэт, восьми и шестнадцатинотный квадровый ритм. В поздних записях применяются рожки, электрическое пианино, гитары, оркестровые инструменты. При перерождении стилистики появляются новое оборудование: синтезатор, микшер
Особое внимание уделяется вокалу ‒ сильный голос, соответствующий ритму мелодии. Музыканты применяли сольные линии для придания нестандартности, поиска экспериментальной стилистики
Треки по продолжительности составляли 3 минуты, но для клубов использовались удлинённые версии.
Термина дискотека (диско) появился в 40-х годах во Франции. Слово звучало во время трансляций на радио и обозначал ночные клубы. В середине 70-х появляется огромное количество мест отдыха с танцевальным уклоном, где играла музыка в стиле disco. В Великобритании в пик развития культуры создано 25000 дискотек, где работало 40 тысяч диск-жокеев.
Советы стилистов
Эксперты советуют подбирать образ с некоторой аккуратностью:
Если тип фигуры «яблоко», то стоит отдать предпочтение свободным футболкам, использование которых стиль вполне допускает. А вот ноги, которые у «яблок» обычно стройные и красивые, можно обтянуть лосинами или чулками — контраст будет выглядеть интересно и привлекательно.
«Грушам» стоит, наоборот, надеть обтягивающую футболку или майку, которая подчеркнет легкость верхней части фигуры
А вот вместо коротких шортиков выбрать расклешенные прямо от бедра джинсы — они скроют массивность и отвлекут внимание от ног. Пышная прическа дополнит образ.
«Перевернутому треугольнику» стоит тоже предпочесть расклешенные джинсы с ярким ремнем на талии и тяжелой пряжкой
А вот наверх лучше надеть топ или майку без рукавов, которые не подчеркнут плечи и не привлекут к ним лишнего внимания.
«Прямоугольнику» стоит акцентировать и плечи, и бедра, и талию.
Помимо этого, важную роль играет рост и телосложение:
худеньким девушкам стоит подчеркивать худобу — в диско она в вечном тренде, потому выступающие ребра и четкая талия могут стать огромным достоинством;
дамам с нормальным весом стоит привлекать внимание к красивым частям тела — подчеркивать их и цветом, и формой одежды;
полным девушкам не стоит отказываться от обтягивающих нарядов — в больших футболках они, напротив, выглядят обычно совсем бесформенными;
низеньким модницам необходимо выбирать высокие платформы и вертикальные линии без четкого горизонтального разделения в одежде;
высоким девушкам следует под джинсами спрятать невысокий каблук, горизонтальным разделением укоротить фигуру.
Яркие, спортивные, зажигательные 80-ые годы ХХ века породили новый стиль жизни и одежды. Это прекрасное направление, взрывное и праздничное, символизирующее отказ от серости будней. Носить одежду можно в любом возрасте, при любом телосложении, лишь бы это было приятно и уместно.
Космос
Повальное увлечение научной фантастикой внесло в диско-моду свежие элементы: сияющие серебристые костюмы, платья и обувь. В моду входит металлик — цвет скафандров и космических кораблей !
Появляются серебристые и золотые платья, куртки, шорты, топы, туфли, зонтики и сапоги, а в косметике – даже тени-металлик! Особенно ярко проявила себя космическая мода в костюмах артистов – в те дни все они словно сошли со страниц комиксов, наряжаясь астронавтами, инопланетянами и супергероями!
Ещё одно «космическое» новшество: комбинезоны. Они были в обтяжку от бедра до колена и расклешенными от колена. Расклёшивались и рукава (flared sleeves), впрочем, их могло и не быть.
Пик популярности музыкального стиля disco
Перерождение и популяризация диско происходят в середине 70-х годах и связывается с именем Джорджо Мородер (Giorgio Moroder). Композитор выпускает серию синглов, попадающие на верхние строчки чартов США и Европы. Возникает необходимость коммерциализации проектов, зарождается новая стадия музыкального стиля.
В период с 1974 по 1977 год различными студиями звукозаписи выпускается 1352 сингла, которые звучали в клубах и на радио. Хитами считаются песни Love’s Theme от Барри Уайта (Barry White), а также Salsoul Hustle, Tangerine. Первой пластинкой, достигшей показателя миллионной продажи, стала композиция Rock the Boat 1974.
Среди топовых исполнителей на disco сцене выделяется Донна Саммер (Donna Summer), Bee Gees, Jackson 5. В дальнейшем музыкальный стиль начал вырождаться в поп-культуру. Продвижение последней уходило с дискотек и перемещалось на радио, телевидение.
Мир накануне диско
Нет единого мнения о том, с какого трека начинать отсчет эпохи диско. Никто специально не изобретал этот стиль: он спонтанно зародился в Нью-Йорке конца 1960-х в клубах, где собирались афроамериканцы, выходцы из Латинской Америки, Испании и Италии и представители ЛГБТ+. И только в 1974 году слово «диско» вошло в широкий оборот благодаря журналу The New York Magazine, который обозначил так музыкальный жанр. До этого диско называли «дискотечным роком».
Нью-Йорк конца 1960-х был настоящей дырой: серые улицы, кучи мусора и проплешины руин между жилыми зданиями — эти времена хорошо описаны в книге Патти Смит «Просто дети». США увязли во вьетнамской войне, и экономика страны страдала. Наряду с антивоенными протестами усилились движения за гражданские права афроамериканцев, женщин и геев. Многие молодые американцы и американки были недовольны ситуацией, им хотелось отвлечься от этого хаоса, забыться и просто хорошо провести время, почувствовать свободу.
Для этого языческие племена входили в транс под ритмичные барабаны, а эллины воздавали хвалу богу виноделия Дионису оргиями с вином и экстатическими плясками. Но с приходом христианства такие танцы ушли в прошлое, став сдержанными и потеряв тактильность. Спустя столетия диско в полной мере воплотило в себе древние принципы, вернув моду на радикальное выражение своих эмоций и сексуальности.
Мода 80-х годов
Родом из этого времени множество хитов, которые не теряют своей актуальности и сейчас. Ритмичные песни часто звучат по радио, а многие клубы используют их для проведения тематических вечеринок. Однако, чтобы максимально окунуться в атмосферу того времени и получить массу положительных эмоций, нужно повторить стиль 80-х в одежде. В то время большой популярностью пользовались:
- лосины ярких расцветок;
- кофты с расклешенными рукавами;
- футболки;
- брюки-бананы металлических тонов;
- обувь на высокой платформе;
- мини-юбки.
Чтобы воссоздать образ, нужно дополнительно использовать аксессуары, такие как клипсы, бусы, пластиковые браслеты, полосатые гетры, повязки на голову. Кроме того, нужно сделать макияж с использованием голубых теней и розовой помады. На голове нужно сделать большой начес.
Парни в то время надевали на дискотеку узкие джинсы, расклешенные книзу, облегающий гольф или рубашку с воротником-стойкой ярких расцветок, а также ботинки на платформе.
Известные диско-исполнители
Пик популярности музыкального стиля disco приходится на 70-80-е, а известными исполнителями считаются: Вики Сью Робинсон (Vicki Sue Robinson), Грейс Джонс (Grace Jones), Тельма Хьюстон (Thelma Houston), Диана Росс (Dianna Ross), Шер (Sher), Донна Саммер (Donna Summer). Достойны упоминания и творчество групп ABBA, Boney M, культовой персоны Madonna.
Чтобы проследить историю развития стиля, узреть людей за кулисами музыкального процесса, рекомендуем посмотреть киноленту «Слава Богу, это пятница» 1978 года и «Субботняя ночь навсегда» 1977. Видео оказало влияние на становление и рост популярности танцевальной музыки.
Диско в масс-медиа
Новая танцевальная музыка и сопутствовавшая ей клубная культура очень скоро получили освещение в СМИ. 13 сентября 1973 года в журнале Rolling Stone вышла знаменитая статья Винса Алетти «Discotheque Rock ’72 Paaaaarty» , которая считается первым в истории упоминанием диско!
«Лучшие дискотечные ди-джеи — звезды андеграунда. Они обнаруживают остававшиеся незамеченными альбомы, иностранные импортные пластинки, не вошедшие в альбомы треки и малоизвестные синглы, причем умеют привести толпу в восторг, играя их в наложении, без пауз, так что вы танцуете до упаду. Поскольку эти ди-джеи гораздо тоньше чувствуют сиюминутные изменения в предпочтениях публики, они первыми реагируют на них, на несколько месяцев опережая журнальные чарты и почти все радиостанции» .
(Винс Алетти)
Винс Алетти был одним из первых журналистов, которые отнеслись к диско серьёзно. Но, в отличие от многих других, он не только отмечал внешнюю привлекательность диско, но и задумывался над истоками дискотечной культуры.
Уже в первой статье он отметил огромный потенциал клубных ди-джеев в раскрутке новых записей.
C 1974-го года его колонка с обзорами клубных новинок стала выходить еженедельно в журнале «Record World». Наблюдая за движением диско изнутри, Алетти доносил до читателей все новости из первых рук. Оказавшись в легендарном клубе Loft Дэйвида Манкузо, Алетти стал первым, кто описал происходящее там:
«Танцуя в Loft, вы словно скользите по волнам музыки, отдаваясь морю песен, которое то вздымается ослепительно ярким гребнем, почти невольно вызывая одобрительные восклицания в толпе, то стихает, успокаивается, медленно готовясь к очередному подъёму волны» .
Винс Алетти принимал активное участие в организации фонограммного пула и стоял у истоков основания лейбла RFC Records.
В настоящее время он считается одним из главных экспертов, который не только обладает бесценными знаниями о музыкальной культуре тех лет, но и сам был её частью! Без его интервью не обходится ни один стоящий документальный фильм о диско!
Следующим упоминаем о диско была статья Марка Джейкобсона в журнале «New York» от 1 июля 1974-го под названием: «Hollyw-o-o-o-d! The return of the New York Disco» . В ней давалось подробное описание нью-йоркских клубов и ди-джеев.
«В 72-м и 73-м годах слово диско ещё не было. Никто не говорил: «мы идём на диско». Оно просто не использовалось. Говорили: «мы идём на вечеринку», «мы идём в клуб». Слово диско не появлялось до 1974-го года. «Нью-Йорк» выпустил статью о нас и The Loft. И они поместили там слово диско. Вот так это слово вошло в обиход»
(Ники Сиано)
6 июля того же года о диско написал и Billboard – статья Джима Мелансона «Labels Eye Discos as Hot Spots to Break R&B Product» .
Поскольку термин «диско» тогда ещё не прижился, автор по старинке называет его «R&B»:
«Не спешите списывать дискотеки со счетов как ностальгическую примету 60-х. В новом образе, наполненные отменной музыкой R&B, они вновь занимают сцену и важные рынки, а люди из музыкального бизнеса используют все возможности танцевальных клубов, чтобы совершить прорыв R&B» .
Джим Мелансон отмечает роль дискотек в росте популярности нового звучания и проводит обзор популярнейших танцевальных треков, таких как «Soul Makossa» Ману Дибанго и «Rock The Boat» от Hues Corporation, считая их успех не случайным, а закономерным.
«Я был очень смущён, когда они начали называть это «диско», потому что я всегда считал, что делаю музыку R&B, а тут вдруг почувствовал, что меня разрывает пополам: я теперь диско или R&B, или кто?» .
(Гарри Уэйн «K.C.» Кейси, KC & The Sunshine Band)
В следующем 1975-м году такие публикации как «Soho vs. Disco» и «Dancing Madness» Винса Алетти, а также «Bump In The Night», вышедшая в издании Newsweek и «The Street People Have Taken Over the Discotheques!» Генри Эдвардса окончательно утвердят «диско» в качестве названия для нового танцевального феномена 70-х!