Введение
Риторика фундаменталистов часто содержит апокалиптические ожидания, причиной которых являются утрата религией своего доминирующего положения в обществе, распространение безрелигиозного гуманизма. В следствие этого светский мир, по мнению фундаменталистов, декаданский, греховный, нравственно разлагается, находится под влиянием дьявола, поэтому однажды разгневается на свои творения. Только те люди, кто строго следует наставлениям, данных в божественном откровении, изложенном в Священном писании (Библия, Коран, Тора, Славяно-Арийские Веды), будут спасены.
Хотя эта риторика может послужить для привлечения колеблющихся единоверцев к делу, она так же является сдерживающим фактором возникновения поддержки фундаментализма в иных кругах общества. То, что фундаменталисты ставят (1000+)-летние тексты над современной наукой делает возможность широкого признания его невозможным.
Отдельные фундаменталисты предсказывают конкретную дату начала излития гнева божьего на род человеческий. После того, как день апокалипсиса проходит без начала оного, казалось бы, можно ожидать принесения извинений от предсказателей тем, кто им верил. Однако вместо этого устанавливается новая дата. Однажды это может стать скучным и привести после пятой очередной новой даты к утере веры тех, кто когда-то отказался от мирских благ в ожидании апокалипсиса. Таким образом, фундаменталисты сами себе вредят своей деятельностью.
Идеология религиозного фундаментализма
Религиозный фундаментализм отличается тем, что рассматривает все аспекты общественной и частной жизни как второстепенные по сравнению с существующими религиозными доктринами. С этой точки зрения он должен быть политически и социально организован на основе того, что считается ключевым. Этим ключевым являются истинные религиозные принципы, обычно поддерживаемые верой в буквальную истину Священных Писаний. Поскольку такие принципы могут быть развиты в целостное представление о мире, религиозный фундаментализм по праву может считаться идеологией.
Есть два противоположных взгляда на то, откуда исходит религиозный фундаментализм и почему он возник в конце XX в.:
- фундаментализм как отвлечение или приспособление, допускаемое обществами по мере того, как они привыкают к современной и секуляризованной культуре;
- фундаментализм как непреходящее следствие неспособности секуляризма удовлетворить вечную человеческую потребность в духовной истине.
Религиозный фундаментализм возникал параллельно в разных частях мира. В США в 70-х гг. XX в
важность христианского фундаментализма стала расти в результате появления новых христианских правых течений, приверженцев запрета абортов, введения молитв в американских школах, возвращения к традиционным устоям и семейным ценностям
В попытке помешать формирующемуся палестинскому государству уступить территорию, которую оно считает своей еврейской родиной, в Израиле возросло значение еврейского фундаментализма (давно представленного группой небольших религиозных партий).
Индуистский фундаментализм в Индии развился как сопротивление распространению западного секуляризма и тенденции противостоять влиянию конкурирующих верований, таких как ислам и религия Сикхов.
ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Страница 1 из 3
ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ – термин, заимствованный из христианства, но используемый для общей характеристики современных мусульманских религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада. В этом же смысле употребляются термины «исламское возрождение», «мусульманский интегризм». Отражением исламского фундаментализма в политической практике является политика исламизации, проводимая рядом исламских государств. Для мусульманской цивилизации логика возвращения к первоисточникам в целях исправления недостатков, привнесенных временем и людским несовершенством, представляет собой базовую модель, обеспечивающую сохранение и развитие духовной традиции и социально-религиозного самосознания. Модель, описывающая возвращение к метафизическим и религиозным истокам, зафиксирована и отрефлексирована и в самой исламской традиции. Для обозначения такой логики в суннитской традиции (см. Сунниты) используется термин «салафийа», этимологически адекватный термину «фундаментализм», однако этот термин употребляется в более широком контексте. Исламская традиция выделяет категорию салаф (т.е. «благочестивые предки»), которая включает в себя три первых поколения мусульман – сподвижников пророка (см. Асхабы), их учеников и последователей (табиун) и учеников этих учеников (табиу табиин). Таким образом, салафитами являются те, кто при решении религиозных вопросов апеллирует к опыту «благочестивых предков». При этом, к числу салафитов традиция относит, например, основателей мазхабов. В шиитской традиции (см. Шииты) в аналогичной ситуации используется термин «усули» (араб асль – корень), имеющий аналогичное языковое значение. Происхождение этого термина восходит к разделению ранних школ шиитского фикха на два направления – традиционалистов (ахбари) и рационалистов (усули). Возрождение исламского наследия трактуется современными фундаменталистами как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм через радикальное очищение всяческих «нововведений» (бида). Однако классическая исламская теория фикха делит нововведения на «благие», или «одобряемые» (бида хасана), и «греховные» (бида саййиа). К первой категории относятся нововведения, не противоречащие сути исламского вероучения. Логика современных фундаменталистов отождествляет суть ислама с ее буквальным выражением, что ведет к признанию греховным любое нововведение, не зафиксированное текстуально в Коране и Сунне. Избирательное использование шариатских норм приводит, в сущности, к формированию своеобразного «мифа о шариате», не совпадающего до конца с реальным историческим набором исламских норм. Характерной чертой такой логики является тенденция к монополизации истины. В современных фундаменталистских течениях этот момент наиболее ярко проявляется в идее «обвинения в неверии и уходе от мира» (ат-такфир ва-ль-хиджра). Миру, погрязшему в метафизическом невежестве (джахалийа), противопоставляется «спасшаяся группа» (фирка наджия), имеющая закрытый характер, обладающая наиболее адекватным пониманием шариата и наделенная миссией распространения истинного Божественного порядка на все человечество. В исламской истории проявления подобной логики встречаются уже у хариджитов, впервые выдвинувших тезис о возможности обвинения в неверии мусульман, совершивших большой грех (кабира), необходимости вести против них джихад и возводивших убийство такого «вероотступника» в религиозный принцип. Ярким проявлением подобной логики было движение ваххабитов, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и ставшее впоследствии идеологией первого государства Саудидов.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Характеристика фундаментализма
Существуют следующие виды фундаментализма:
- метафизический;
- эпистемологический (познавательный);
- этический;
- культурный (цивилизационный, национальный);
- религиозный.
Термин «фундаментализм» впервые был употреблён в христианском мире для обозначения консервативного движения в евангелической церкви США на собраниях «Ниагарской библейской конференции» (1878-1897).
Различные направления фундаментализма имеют в качестве матрицы общие характеристики христианского фундаментализма. Фундаментализм проявляется в следующих характеристиках:
- приверженность радикальным доктринам;
- попытка оправдания концепции мира, отвечающей потребностям в интеллектуальной и экзистенциальной безопасности;
- признание идентичности определённых слоёв общества;
- преобладание определённых политических сил, сообществ или религиозных групп;
- радикализм аргументации и неприязнь к противоположному мнению;
- гетерономия, проявляющаяся в догматических утверждениях или использовании авторитетных аргументов.
Хотя этот термин часто используется уничижительно для обозначения негибкости, догматизма и авторитаризма, фундаментализм также может выражать самоотверженность и приверженность принципам.
Христианский фундаментализм
Фундаментализм как движение возникло в США в кругах консервативных пресвитерианских теологов в Принстонской теологической семинарии в конце XIX в. В 1910-1920-х гг. к нему присоединились консервативные баптисты и представители других деноминаций. Движение ставило перед собой цель восстановить старые верования протестантского христианства и самоотверженно защищать их от либеральной теологии, дарвинизма и других вредных для христианства движений.
Христианские фундаменталисты считают Библию в полном объёме (как Новый, так и Ветхий завет) непогрешимой и исторически точной. Среди них выделяется группа «буквалистов», которые настаивают на буквальном прочтении всех мест в Священном Писании, другие воспринимают текст Библии как поэтический и метафорический язык (особенно это касается книги Откровения).
Религиозный фундаментализм в политическом смысле близок к идеям теократии. В этом плане ярким примером является Католическая Церковь с её идеями теократии (власти духовного лица в государстве) и цезаропапизма (симфонии государства и Церкви).
Со временем термин фундаментализм стал связываться с теми течениями, для которых особенно свойственно сепаратистское отношение к современности, к проявлениям культуры, являющихся (по их мнению) типичными для современного мира. а также к христианам, не считающим необходимым удаляться от подобных проявлений.
Хотя изначально в христианстве преобладал религиозный фундаментализм, после иранской революции этот термин стал применяться также к радикальным течениям в исламе.
Пять основ христианского фундаментализма
- Непогрешимость Библии. Фундаменталисты рассматривают Библию, как божественное откровение воли Бога, которое дано было авторам («святым Божьим мужам») божественным вдохновением, а потому эта книга не может содержать ошибок.
- Библейский буквализм. Это подход к толкованию Библии, утверждающий, что библейские тексты следует понимать буквально, кроме отдельных моментов, представляющихся явно символическими. Является противоположным подходом к библейскому аллегоризму, при котором богословы толкуют аллегорически наиболее неудобные места Библии, например, явно противоречащие современным научным знаниям и здравому смыслу или слишком жестокие для религии, позиционирующей себя как всепрощающей и мирной (толкование шести дней творения, как длительных периодов; «глаз за глаз», как денежной компенсации).
- Непорочное зачатие Иисуса Христа. Фундаменталисты вопреки здравому смыслу верят в то, что мать Иисуса зачала его, оставаясь девственницей.
- Искупительная жертва Иисуса Христа. Коротко говоря: Иисус принял муки во имя спасения людей.
- Телесное второе пришествие Иисуса Христа. Часть христиан трактует второе пришествие символично, вплоть до того, что, по их мнению, это событие становится личным для каждого и происходит в душе или сердце. Фундаменталисты стоят в оппозиции к такой трактовке и ждут пришествия Иисуса к людям в материальном теле.
Российские представители
Движение Православных Активистов во главе с Дмитрием Энтео
Классический фундаментализм с православным оттенком. У этого движения вы легко найдете вышеописанные общие черты от веры в непогрешимость Библии, клерикализма, «похоть и разврат захватывают наш мир», теория эволюции неверна, ибо «несовместима с православной догматикой», «православный не может быть эволюционистом» до теорий заговора и обещаний погибели и вечных мук, если вы не примете «истинную веру».
Прославились пикетом против теории эволюции (, ), где выразили свое недовольство существованию широкой поддержки данного «псевдонаучного мифа».
Чеченские сепаратисты
“”Мы, моджахеды, вышли сражаться с неверными не ради сражения, а для того, чтобы восстановить Шариат Аллаха на нашей земле. |
“”после изгнания кафиров, мы должны отвоевать все исторические земли мусульман, а эти границы выходят за пределы Кавказа. |
“”Мы скрупулезно, методично, шаг за шагом будем внедрять, укреплять на нашей земле Шариатский порядок. Установление Шариата — есть возвышение слова Аллаха, есть суть Джихада. |
Исламский фундаментализм
Исламские фундаменталисты видят в шариате (религиозное право на основе Корана) краеугольный камень своей веры. Их целью является установление шариата как государственного закона. В Исламской Республике Иран и Саудовской Аравии исламским фундаменталистам удалось сделать свою идеологию государственной. Правозащитники критикуют их за жестокое обращение с женщинами и немусульманами. Например, за «преступление» быть изнасилованной саудовская женщина может быть сильно избитой вплоть до смерти ее же семьей за позор, который она принесла ей. Неверие в Аллаха карается смертью. В 2013 году в Египте была принята Конституция, основанная на шариате (однако не все фундаменталисты признают ее таковой).
Исламский фундаментализм
В политическом отношении наиболее значительный современный фундаментализм, без сомнения, – это исламский фундаментализм. Два очага фундаменталистских движений в исламском мире возникли в XIX в. в разных местах – салафизм в Аравии и деобандизм в Индии. Оба движения возникли как реакция сопротивления влиянию британского колониализма и распространению европейских модернистских идей. Для них характерно жёсткое толкование Корана и неприятие всех современных его толкований.
В XX в. оба движения быстро распространились по миру. Это происходило из-за влияния богатых монархий Персидского залива, а также из-за принятия идеологии как средства проявления антизападничества и антипатии к неоколониализму западных держав. Оба фундаменталистских движения породили экстремистские течения, которые обозначили геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке в начале XXI в. – салафитскую Аль-Каиду, основанную саудитами и деобанди-талибами в Пакистане.
Совпадение основных постулатов этих движений и совместной борьбы против СССР в Афганистане привело к политическому синтезу, что наиболее ярко отразилось на режиме талибов в России и Афганистане в 1997-2001 гг. Исламский фундаментализм был особенно успешным в выражении стремления городской бедноты в развивающихся странах.
Исламский фундаментализм имеет ярко выраженный антизападный, антиамериканский характер. В отличие от христианского фундаментализма представители исламского фундаментализма не называют так свою идеологию.
Исламский фундаментализм характеризуется возвращением к исходной «чистоте» ислама и тем традициям, которые ислам впитал на протяжении всей истории. Это то, что отличает фундаменталистов от традиционалистов, поскольку последние придерживаются защиты многих более поздних обычаев. Исламский фундаментализм провозглашает главными те социальные институты, которые имели место при жизни Пророка Мухаммеда и первых четырёх пророков.
Исламский фундаментализм – одно из течений, наряду с исламским традиционализмом и исламским модернизмом. Он направлен на восстановление именно государственных и социальных институтов, в то время как традиционализм стремится восстановить морализаторский дух того времени.
Причины сегодняшней популярности этого направления во многом совпадают с причинами возникновения и популярности исламского радикализма.
Религия и политика
Хотя фундаментализм обычно ассоциируется с религией и буквальной трактовкой Священных текстов различных религиозных систем, он также встречается в политических доктринах.
Религия и политика пересекаются во многих отношениях. Важным является вопрос, касающийся развития наиболее важных идеологических традиций. Например, этический социализм стал неотъемлемой частью различных религиозных доктрин, способствуя возникновению христианского и мусульманского социализма. Протестантизм привёл к формированию идеи самомотивированной и индивидуальной ответственности, которая нашла выражение в классическом либерализме.