Введение
Существует стереотип, что искусственный свет – это очень сложно, а студийные съемки – прерогатива фотографов с особыми умениями. Неудивительно, что первые съемки в студии обычно очень волнительны. Но все не так страшно, если подготовиться к фотосессии заранее, в этом поможет Contentography.
Сегодня расскажем, как правильно использовать свет в съемке в студии на примере 10 самых востребованных световых схем.
Для повторения нижеприведенных схем понадобится следующее оборудование:
- насадки: рефлектор, портретная тарелка, софтбокс, октобокс, серебряный зонт, стрипбокс – лучше длинный для удобства съемки в полный рост;
- 3 моноблока;
- белые и черные флаги – предпочтительно человеческого роста или чуть выше.
Маргарита Ишмаева
Марго, фотограф с 2011г. и куратор курсов школы Contentography
Функционал осветительных приборов
Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на функциональные особенности осветительных приспособлений. Потому как в редких случаях для съёмки достаточно возможностей только лампы
Диммер
Регулировщик силы света меняет яркость потока в зависимости от условий производства съемки. Такая регулировка существует двух видов:
- плавная, позволяющая настраивать яркость в зависимости от окружающей ситуации;
- ступенчатая настройка – менее точный, но более надежный вариант. Чем больше регулировочных ступеней, тем точнее выставляется нужная яркость.
Шторки
Регулируют угол рассеивания потока света, который позволяет изменить распределение излучения, делает его при необходимости рассеянным или направленным. Чем больше диапазон возможного регулирования (к примеру, 30-60°), тем точнее возможность подстроиться оператору под данные условия съемки.
Заряд батарей
Необходимый показатель контроля уровня работоспособности аккумулятора устройства, помогающий избежать непредвиденного отказа в работе осветителя или вспышки.
Настройка цветовой температуры
Эта функция обычно представлена двумя способами:
- Светофильтры – обычно в комплекте идут светофильтры 3200К и 5600К, которые устанавливаются на излучатель прибора. Некоторые изделия комплектуются 3-4 фильтрами для более точной регулировки температуры.
- аппаратная –2 светодиода 3200К и 5600К встраиваются в корпус осветитель. Это более удобный вариант, обеспечивающий плавную настройку цветовой температуры.
Дополнительное оснащение
Осветительные приборы часто комплектуются аккумулятором, зарядным устройством для него, ручкой для удобного удержания в руках, микрофоном, кабелями и другим сопутствующим оборудованием. Иногда производители снабжают изделия накамерного света чехлами для удобной переноски и хранения.
Управление
В классическом исполнении приборы для освещения места съёмки оснащаются кнопочным управлением на задней панели аппарата.
Существуют модели с дистанционным управлением устройством на расстоянии или с помощью приложения для смартфона.
Советы фотографу
1. Как избежать снимка с черной полосой?
Черная полоса появляется на снимке, когда шторка затвора не успевает пройти за время выдержки, и отображается в кадре. Стандартная выдержка для съемки с импульсом – 1/160-1/125 в зависимости от камеры. Если на краю кадра появляется тень, попробуйте сделать выдержку чуть длиннее. Допустим, вы поставили значение выдержки 1/160, но тень все равно есть, тогда сделайте выдержку длиннее – до 1/125, чтобы кадр стал чистым.
2. Какими должны быть мощности моноблоков и вспышки?
Это зависит от вашей задачи и окружающих условий. Мы рекомендуем начинать со средних значений. Допустим, если вы снимаете на профото, это будет 6-7, а если на годокс, то 1/32 (у годокса самая большая мощность вспышки 1, самая маленькая 1/128). Сориентироваться можно на месте, у разных производителей отличается рабочий диапазон.
На максимальной мощности быстрее сгорают лампы и вырабатывается ресурс аппаратуры. Поэтому не рекомендуется ставить вспышки на максимальное значение, лучше остановиться хотя бы за один пункт до. В большинстве случаев в крайних значениях вспышки нет необходимости – достаточно средних мощностей.
3. Как управлять экспозицией?
Экспозиция это связка выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Для начала нужно определиться с задачей и световыми условиями. Если света достаточно, нужно ставить ISO поменьше. Увеличить его можно всегда, но начинать лучше с малого (например, с ISO 100).
Дальше можно рассуждать исходя из диафрагмы или из выдержки.
Допустим, мы точно знаем, что можем удержать камеру без смазов и трясущихся рук на выдержке 1/100. Тогда ставим эту выдержку. это значит, что свет будет попадать на матрицу 1/100 секунды. Если смазы все-таки есть, или хочется сделать кадр темнее за счет диафрагмы, делаем ее короче (например, 1/320 и меньше). Если хочется получить больше смазов или сделать кадр светлее за счет диафрагмы, делаем выдержку длиннее (например, 1/30).
После решаем, какую картинку хотим получить. Если более четкую, без размытия – закрываем диафрагму до 11 и больше, тем самым добавляя резкости на всех планах изображения и делая кадр темнее. Если хотим получить больше глубины резкости и приятное размытие за спиной модели – открываем диафрагму до F2,8, забирая на матрицу больше света.
Чем больше открыта диафрагма (числовое значение меньше), тем светлее кадр и больше размытие. Чем больше закрыта диафрагма (числовое значение больше), тем кадр более резкий и темный.
4. Как синхронизировать спуск затвора со вспышкой?
Для этого есть специальные синхронизаторы, их обычно выдают в студиях.
Синхронизатор можно надеть на камеру, если на ней предусмотрен “горячий башмак” с центральным контактом. Он есть на большинстве камер, но вы можете проверить свою.
Освоить базовые знания о технике, настройках и студийной работе можно на курсе начинающего фотографа в Contentography. Без воды и занудства за 10 уроков топ индустрии Макс Баев расскажет всё, что нужно знать для уверенного старта.
Прокачайте технические скиллы и заложите прочный фундамент в профессии с курсом начинающего фотографа.
Что такое комплект
Чаще всего комплекты студийного оборудования используются для организации домашней или переносной фотостудии. В студийный комплект входит два-три источника света, штативы для их крепления, рассеиватель (софтбокс), дополнительные аксессуары: отражатели, цветные фильтры, фоны, сумки.
Falcon предлагает следующие варианты комплектации для домашней студии:
- Простой набор: две вспышки (SL-400), две стойки, два софтбокса и сумка.
- Расширенный: две вспышки (Falcon-Eyes DE‑300BW), две стойки, два зонта, один отражатель, коническая насадка, синхронизатор.
Комплект студийного света Falcon
Варианты наборов студийного света от Grifon.
- Простой набор: две вспышки (SS-300DI, ведомые), два зонта, две стойки.
- Расширенный: две вспышки (RX-100 AXIO), два рефлектора, две стойки, два зонта, два кабеля для синхронизации.
Raylab предлагает купить комплект студийного света:
- Простой набор: два осветителя (Axio2 RX-100), две стойки, два зонта, два рефлектора, сумка.
- Расширенный: два осветителя (SPRINT II STD-300), два рефлектора, две стойки, софтбокс, зонт, сумка, пульт управления.
Комплект студийного света Elinchrom
Суть работы осветителей
Итак, из названия специальности понятно, что осветитель или по-простому световик – это сценический рабочий, который отвечает за работу освещения на съемочной площадке. Основная задача – выставление нужного света в соответствии с творческим замыслом режиссера.
Такие специалисты незаменимы при организации концертов, праздников, на телевидении, в театральных постановках. Опытные осветители могут организовывать собственное световое шоу.
Часто также осветитель разрабатывает схему освещения совместно с остальными работниками сцены, но, как правило, задачу ему ставят режиссер и главный оператор. Нередко осветителю приходится в одиночку монтировать всё оборудование, а затем разбирать его. Впрочем, на больших мероприятиях осветитель, как правило, работает с помощниками.
Обязанности осветителя на площадке:
-
Погрузочно-разгрузочные работы и упаковка светового оборудования;
-
Монтаж софитов, кабелей, стоек и прочего оборудования, а затем его демонтаж;
-
Обслуживание приборов освещения (протирка линз, проверка исправности кабелей, смазка штативов, замена ламп освещения и т.д.);
-
Починка сломанного оборудования;
-
Изготовление аппаратов для световых эффектов;
-
Выставление приборов по световой партитуре и управление ими во время постановки, спектакля, музыкального концерта;
-
Расстановка освещения и управление командой осветителей;
-
Программирование сложных схем освещения и их переключение с компьютерного пульта.
Как видим, обязанностей у специалиста хватает. При этом их количество по мере набора опыта только возрастает.
Нередко осветителю приходится работать на открытом воздухе, если речь идет о выездных концертах, фестивалях или съемках на натуре.
Подобная работа предполагает постоянный контакт с людьми творческих профессий (музыкантами, режиссерами, актерами), участие в репетициях и ненормированный рабочий день. Одним словом, у осветителя масса обязанностей и довольно напряженный график. Зарабатывают они чаще всего, исходя из количества отработанных часов (числа спектаклей, концертов, съемочных дней).
Практически всегда осветителям приходится выполнять работу электриков, подсобных рабочих и грузчиков. Особенно, если речь идет о небольшом театре или частной студии.
Часть специалистов предпочитают вообще не трудоустраиваться официально, а зарабатывать на фрилансе. Услуги осветителей востребованы при организации, например, детских праздников, городских концертов, а нередко и крупных фестивалей.
Начинающий осветитель вряд ли может рассчитывать на собственные контракты – скорее всего ему доверят лишь вспомогательные работы. Однако опытный специалист вполне может дорасти до художника по свету, наработать клиентскую базу и таким образом зарабатывать себе на жизнь. Опять-таки заработок осветителя на фрилансе напрямую зависит от количества заказов, предполагает постоянные разъезды в любое время дня.
Опытный световик может устраивать собственные световые шоу, выступать на международных фестивалях. Это вершина карьеры специалиста, которая гарантирует ему стабильную прибыль и заработок. Однако до таких вершин ещё предстоит дорасти.
Источник фото frimufilms/freepik
Где учат на осветителей, курсы подготовки
Курсы подготовки осветителей довольно легко найти в интернете. Они, как правило, длятся от полутора до трех месяцев с обязательной практикой. Слушателям преподают основы электротехники, рассказывают про основные виды осветительной аппаратуры, марки ламп, кабелей и т.д. Также дают навыки настройки и обработки линз, штативов, тубусов, установки оборудования и её переноса по площадке.
Но строго говоря, специальное образование для такой работы не нужно. Достаточно разбираться в электротехнике и уметь настраивать осветительную аппаратуру. Однако для работы весьма желательно иметь специальность и удостоверение электрика с соответствующими допусками.
Почему нужен готовый набор
Причин для выбора готового комплекта студийного освещения три:
- Отсутствие опыта. Новичок не знает, что именно должно входить в набор.
- Совместимость – дело тонкое. Достаточно ошибиться, например, в байонете вспышки и на неё не будут крепиться насадки (фильтры, софтбоксы).
- Цена на готовые наборы ниже, чем покупка всех приборов и предметов набора в розницу. Это учебный вариант, как «китовый» объектив. Научившись пользоваться освещением на таком наборе, фотограф при желании сможет его расширить, или частично заменить более дорогими составляющими. Учебный комплект обойдется в 800-1000 долларов.
Недостатки:
- К комплекту привыкаешь и не стремишься опробовать новое.
- Невозможно использовать более сложную световую схему.
Перспективный фотограф всегда стремится к укомплектованной, полноценной фотостудии. Это может быть как стационарное оборудование, так и мобильное.
Однако, как бы ни хотелось начать с набора, в котором есть всё, осваивать студийную фотосъемку всё-таки лучше с простого оборудования. Учебный набор позволит усвоить азы студийной фотографии и стать настоящим профессионалом.
https://youtube.com/watch?v=xnoCpLlekxk
Виды источников света
- Рисующий свет является основным в фотографии: он создает светотеневой рисунок. Другие источники используются для работы с тенями (высветление или затемнение) или выделения деталей кадра.
- Заполняющий свет используется вместе с рисующим: он высветляет тени от основного источника.
- Моделирующий свет необходим для создания бликов, которые помогают отобразить объем в кадре. Также используется для смягчения или полного устранения теней.
- Фоновый свет освещает фон.
- Контровый свет освещает объекты сзади. Используется, когда необходимо подчеркнуть четкий контур объекта или в качестве дополнительного при стандартной портретной съемке.
- Эффектный свет – это схема света, задача которой состоит в иммитировании эффекта от любого реального источника света: солнца, луны и т.п.
- Выравнивающий свет используется для устранения теней и создания равномерного рассеянного освещения.
Особенности импульсного света
- Импульсный свет позволяет снимать при минимальных значениях ISO и действовать в условно идеальных световых условиях.
- Можно снимать на коротких выдержках и замораживать движение.
- У модели гораздо меньше устают глаза, так как импульсный свет работает вспышками.
- Не греется, а значит не заставляет модель и команду изнывать от жары.
Особенности постоянного света
- Постоянный свет позволяет сразу видеть светотеневой рисунок.
- Удобен при командной работе: можно параллельно снимать фото и видео, не меняя сетапы.
- Большое разнообразие типов источников – от классического галогена типа Arri и dedolight до диодных источников, панелей и световых палок.
Требования к навыкам световиков
Чтобы успешно работать осветителем, требуется немало технических познаний, а также творческая жилка.
Во-первых, нужно отлично разбираться в электротехнике и принципах работы осветительных приборов. Во-вторых, уметь всё это вовремя починить, быстро настроить, вовремя перенести на нужное место и включить. В-третьих, следует понимать, как то или иное освещение влияет на художественный замысел постановки, концерта или фильма. А здесь, как ни крути, нужен эстетический вкус и понимание замысла режиссера.
Нередко в технической бригаде во время постановки работает целая бригада осветителей, так что очень важны их скоординированные действия и четкое выполнение команд.
Очень важны для техника-осветителя такие качества как:
-
дисциплинированность;
-
исполнительность;
-
ответственность;
-
трудолюбие;
-
умение работать в команде;
-
острое зрение;
-
правильное восприятие цветов, умение различать оттенки.
Что немаловажно для осветителя, это выносливость и хорошее здоровье, учитывая, что ему приходится вручную перетаскивать ящики с аппаратурой, распаковывать её и монтировать. Таким образом, осветителями чаще всего работают мужчины
Возможно, вам также будет интересно
Для обеспечения фото- и видеосъемки при недостаточном уровне освещенности, а также для создания более контрастного изображения используют осветители общего назначения. К ним относятся световые панели для равномерного освещения объекта в широком угле, стержневые осветители для съемок в ограниченном пространстве, для местных и динамических съемок, автономные осветители для съемки в помещении или на местности, студийные осветители.
К настоящему времени белые светодиоды, в том числе и светодиоды с потребляемой мощностью от 1 до 10 Вт, уже являются массово выпускаемыми приборами полупроводниковой техники. Объемы производства подобных изделий составляют от 1 до 10 млн шт. в месяц в зависимости от потребительского спроса и возможностей производителей. Тем не менее, хотя ассортиментный ряд мощных белых светодиодов
Светодиод Cree XLamp XP-G3 Photo Red S Line
1 марта, 2021
Данный светодиод продолжает линейку светодиодов популярной серии XLamp XP-G3.
Светодиоды серии XLamp XP-G3 оптимальны для применения в светильниках направленного света с высоким световым потоком и высокой эффективностью.
Светодиод XLamp XP-G3 Photo Red S Line — флагман линейки светодиодов Cree для освещения растений и имеет самое высокое в индустрии нижнее значение максимального бина по мощности излучения среди светодиодов с длиной волны 660 нм — 525 мВт. А также лучшие показатели PPF — 2,85 мкмоль/с (нижнее значение.) и PPF/W— 4,18 мкмоль/Дж (нижнее значение).
Royal Blue
Photo …
Как подобрать оптимальный свет
Правильно подобранное освещение уберет лишние тени на фотографии или видео картинке, отвлекающие зрителя. Неверно подобранная лампа прибора будет искажать. Например, люминесцентные излучатели в видео могут придавать зеленоватый оттенок. А некоторые галогеновые лампы здорово нагреваются, и макияж модели может потечь еще до начала самой съемки.
Как правильно выбрать осветители для фото и видео съемок
Осветительные приборы, надеваемые на гаджеты для фото- и видеосъемки или устанавливаемые рядом на штатив, ещё называют накамерным светом. Они дают точечное, направленное или рассеянное освещение снимаемого участка. Дополнительные светильники применяются в условиях неустойчивого в сумерках или слабого в темном помещении освещения при репортажной реализации либо художественной съемке.
Точечные светодиодные осветители
Рассмотрим типичные точечные светодиодные осветители, предназначенные для подсвета и обеспечения фото- и видеосъемки локальных элементов объекта.
Рис. 9. Три точечных 1-Вт СД-осветителя Falcon Eyes DV-3B
Falcon Eyes DV-3B (рис. 9) — светодиодное устройство из трех отдельных точечных осветителей (суммарная мощность 3 Вт, цветовая температура 5000–5500 К, угол подсвета 2ω = 53–120°), расположенных на гибких кронштейнах. Блок управления устанавливается на крепление типа «горячий башмак». В комплект входят различные фильтры и насадки для изменения температуры, а также степени рассеивания светового потока. Вес прибора 220 г. Питание осуществляется от четырех пальчиковых батареек типа АА.
Рис. 10. Точечный осветитель JJC LED-2D на гибких держателях
Светодиодный гибкий осветитель JJC LED-2D (рис. 10) представляет собой два независимых в управлении точечных LED-светильника на гибких держателях длиной 230 мм (цветовая температура 5500 К). Освещенность на дальности 0,25 м — 262/136 лк (левый светильник) и 72 лк/52 лк (правый светильник). Прибор может устанавливаться как на «горячий башмак», так и вне камеры. Подходит для съемок, требующих светового акцента на снимаемом объекте (макросъемки, предметной съемки и др.).
Светильники для съемки подразделяются на две основные категории
Осветители
Это источники освещения, которые непрерывно излучают свет в течение некоторого достаточно продолжительного отрезка времени. Постоянный свет от ламп оборудования отличается рассеянной мягкостью, что придает дополнительный объем освещению. Поскольку распределение света является статичным, осветитель не нуждается в ограничении выдержки. Во время работы видеокамеры практикуется использование только осветителей.
Вспышки
Так называют приборы, излучающие свет лишь на малую долю секунды. Вспышка – это источник импульсного освещения. Она имеет конкретные ограничения по выдержке. В реальности невозможно срабатывание выдержки выставлять короче, чем короче 1/200-1/320 сек. Это время синхронизации фотокамеры со вспышкой.
От теории к практике
Для работы в помещении потребуется не меньше трёх источников света (осветителей).
Базовых установок осветителей несколько:
Заполняющее освещение выполняется посредством установки осветителя за спиной фотографа. Цель – убрать резкие тени.
Рисующее освещение обеспечивается размещением осветительного прибора в метре или полутора метрах от снимаемого объекта (под углом в сорок пять градусов к фотоаппарату). Цель – придать форму, проявить объём
Важно выбрать точную высоту! Свет должен находиться немного выше головы объекта (или выше снимаемого предмета). Высокое размещение даёт тёмные тени (например, под глазами), искажающие формы лица
То же самое происходит и при низком размещении.
Контровое освещение– наиболее эффектный приём фотографии, позволяющий выделить контуры модели (или предмета), придать им ореол или лёгкое свечение. Достигается размещением осветителя позади снимаемого объекта (угол 40-50 градусов). Устанавливается строго с той же стороны, что и рисующее освещение. Например, если рисующий свет справа, контровый тоже должен быть размещён справа.
Фоновое освещение придает фотографии пространство и лёгкость. Можно использовать фотометрическую прямоугольную панель, излучающую постоянный свет. Такие панели отлично справляются с ролью вспомогательного освещения.
Рисующее освещение комплектом студийного света
Что еще нужно кроме осветителей
Лучшие «друзья» осветительных приборов – софтбоксы. Эти рассеиватели из полимеров, которые благодаря своей форме, размерам и цвету способны смягчать освещение, придавая ему нужные оттенки.
- Небольшие используются в портретной съёмке и фотографировании натюрмортов.
- Средние подходят для портретов по пояс.
- Большие (в человеческий рост) – для семейных фотографий.
Софтбокс крепится непосредственно на осветитель (импульсную вспышку).
Зонт отражает свет и одновременно его пропускает. С помощью цвета зонта можно имитировать огонь, закат и достигать других интересных цветовых решений. Этот аксессуар самый дешевый и простой в использовании.
Отражатель (рефлектор) применяется для подсвечивания затемнённых участков. Представляет собой раму с полимерной тканью. Цвет может быть любым, но предпочтительней белый. Он самый универсальный и естественный для освещения – именно он позволяет незаметно разгладить морщинки на лице.
Потребуются штативы и держатели, желательно на колёсиках. Они необходимы и для маленькой студии.
Характеристики ламп в осветительных приборах
Потребляемая мощность
Чем выше этот параметр, тем более яркий свет излучает элемент. Измеряется в ваттах. Очень мощные лампы в приборах имеют крупные габариты и неудобны для размещения на компактной фото- или видеокамере. Такие мощные осветители обычно устанавливаются на штативах. И такое техническое решение используется только для студийной работы.
Яркость света
Она напрямую зависит от количества потребляемой мощности. Исчисляется в люксах. Очень яркое освещение участка съёмки требуется не всегда, но зато дает хорошую подсветку в полной темноте.
Коэффициент цветопередачи
Так называется воздействие спектра излучения на восприятие оттенков цвета глазом человека по сравнению со стандартом солнечного света. Измеряется величина в процентах. Чем выше его значение, тем излучаемый изделием поток ближе к солнечному, естественному освещению и тем искажение цветов меньше.
Цветовая температура
Текущий параметр указывает на оттенок свечения лампы осветительного устройства («холодные» либо «теплые» цвета). Измерение цветовой температуры производится в кельвинах (К). Чем больше эта величина, тем «холоднее» излучаемый цвет.
Цветовая температура разнится от типа прибора освещения:
- галогенный – в районе 3200К;
- светодиодный превышает 4000-6000К и выше.
Следует учитывать присутствие или отсутствие дополнительных источников света во время съемки. Если эти источники существуют, то подойдет освещение цветовой температурой 5000К, если их нет, то лучше выбирать модель устройства с температурой в 3200К.
Угол рассеивания
Это величина угла, рассеивания света от излучателя. Измеряется в градусах. Для достижения равномерного освещения угол должен быть равен 60°. Для точечного направленного освещения понадобится изделие с маленьким углом рассеивания. Обычно в продаже встречаются приспособления с углом рассеивания света 55-65°.
Ведущее число
Еще одна из значимых характеристик – ведущее число, означающее мощность излучения вспышки и оценивает, как далеко прибор может осветить пространство. Данный параметр указывается при открытии диафрагмы f/1и чувствительности ISO 100. Чем выше показатель, тем дальше срабатывает вспышка. При закрытии диафрагмы расстояние до объекта съемки становится пропорционально меньше. Например, при ведущем числе 32 м диафрагма составляет f/1, то при 16 м она будет равна f/2, при 8 м – f/4 и т.д.
Источники питания
Они бывают в нескольких вариантах:
- батарейка (АА) – легко купить при необходимости, но означает постоянные накладные расходы;
- аккумулятор (часто Li-Ion) – существенно дешевле при регулярном использовании, но требует мониторить заряд постоянно;
- от сети (через адаптер) – самый экономичный способ, но подходит лишь для студийной работы;
- комбинированный (батарейка и АКБ) – вариант универсальный, для любых ситуаций.
Крепление
Существует двух типов:
- на так называемый «горячий башмак» для установки непосредственно на фото- или видеокамеру;
- на отдельный штатив при работе в студии.
Оптимальный вариант подбирается, основываясь условиями производства съемки.
Вакансии и средняя заработная плата осветителей
На рынке труда не так много вакансий подобных специалистов. Как правило, через сайты по поиску работы ищут работников театры или телевизионные компании. В этом случае можно рассчитывать на официальное трудоустройство и полную занятость, однако, и зарплата оставляет желать лучшего – в районе 15-20 тысяч рублей.
Гораздо чаще осветители работают по договору найма на различных проектах от гастролей музыкальных групп до работы на свадьбах и детских праздниках. Здесь все очень индивидуально. Хороший осветитель имеет возможность самостоятельно назначать плату и работать по фиксированному тарифу. Это одновременно и преимущество, и недостаток, поскольку специалист сильно зависит от количества клиентов.
Итоги
Следует учитывать, что в случае использования накамерных элементов освещения, это не подойдет для съемки ювелирных украшений, блестящих поверхностей, женского макияжа и др. Потому как на картинке появляются бликующие участки, заметно ухудшает качество изображения.
Следует обращать внимание на конструкционные особенности излучателя. Встречаются обычно два решения: либо один светодиод, либо световая панель
У каждого оператора свои предпочтения, но будет лучше остановиться на светодиоде, дающем отличную фокусировку направленного света и высокое качество цветопередачи.
Самый удобный, практически универсальный источник освещения для всех видов работы с передачей изображения – светодиодный (LED). Слабая сторона у таких ламп лишь одна — соотношение цена/мощность. Цена реально сильной светодиодной лампы довольно высока. Однако LED-осветители смогут справиться со всеми основными задачами и в съёмке видео, и в фотографии, если вам не нужна «заморозка» движения (короткая выдержка в 1/1000 сек и очень сильный световой поток).
Удачного выбора!