Ранние годы
Сын дворового человека, служившего домоправителем у графа И. П. Салтыкова и получившего вольную в 1806 году. Дед академика был крепостным крестьянином графа Г. П. Чернышёва.
Как писал в статье для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. А. Полиевктов, «обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер Погодина: он отличался большой практичностью, совмещавшуюся в нём с немалой долей сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой».
До десятилетнего возраста мальчик обучался дома, и уже в эту раннюю пору жизни в нём стала развиваться страсть к учению; знал он в то время одну лишь русскую грамоту и с жадностью прочитывал «Московские ведомости», тогдашние журналы «Вестник Европы» и «Русский Вестник» и переводные романы.
С 1810 по 1814 год Погодин воспитывался у приятеля своего отца, московского типографа А. Г. Решетникова. Глубокое впечатление на мальчика произвёл 1812 год, когда дом отца Погодина сгорел в пламени московского пожара, а его семья должна была искать спасенья в Суздале.
С 1814 по 1818 год Погодин обучался в Московской губернской гимназии, а с 1818 по 1821 год — на словесном отделении Московского университета. Вошёл в состав студенческого кружка Раича, из которого позднее выросло Общество любомудров; подружился со многими участниками кружка, и в особенности с Д. Веневитиновым. Характерная дневниковая запись (1 ноября 1820 г.):
По окончании университета до 1825 года преподавал географию в университетском благородном пансионе и одновременно давал частные уроки в семействе князя И. Д. Трубецкого. Летом жил в подмосковной усадьбе последнего, Знаменском, где «любил только княжну Голицыну и княжну Александру Трубецкую» (дневниковая запись).
Древлехранилище
Погодиным было собрано «Древлехранилище» — значительная коллекция предметов старины: около 200 икон, лубочные картины, оружие, посуда, около 400 литых образов, около 600 медных и серебряных крестов, около 30 древних вислых печатей, до 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг, около 2000 рукописей, включая древние грамоты и судебные акты. Отдельный раздел составляли автографы знаменитых людей, как российских, так и зарубежных, включая бумаги российских императоров начиная с Петра I.
Первые коллекции Погодин собрал в 1830-е годы лично в ходе поездок по России. Позднее по его заданиям древности приобретали агенты (Т. Ф. Большаков, А. Г. Головастиков, В. Я. Лопухин, Д. В. Пискарев, А. Е. Сорокин, К. Я. Тромонин, Н. П. Филатов) в различных регионах.
В 1852 году Николай I приобрёл собрание Погодина для государства, заплатив за него 150 тысяч рублей серебром. Рукописи были переданы в Публичную библиотеку, археологические и нумизматические древности (включая минц-кабинет) поступили в Эрмитаж, а древности церковные — в патриаршую ризницу (ныне — в Оружейной палате).
Михаил Петрович Погодин
М. П. Погодин Неизвестный художник. 1846
Погодин Михаил Петрович (11.XI.1800 — 8.XII.1875) — русский историк,
писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В
1821 году окончил Московский университет. В 1826-1844 годы — профессор
Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 года — русской истории. В
1827-1830 годы издавал журнал «Московский вестник», в 1841-1856 годы при тесном
участии С. П. Шевырева — «Москвитянин». В 20-30-х годах Погодин написал
несколько беллетристических и драматических произведений («Черная немочь», М.,
1829, «Петр I», M., 1831, «Повести», ч. 1-3, М., 1832, и др.). В те же годы
Погодин выступил и как историк с критикой
М. Т. Каченовского и скептической
школы. Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и
славянской истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин
установил связи с видными славянскими учеными
П. Шафариком, Ф. Палацким,
способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования
Погодина по отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении
первоисточников и имели положительное значение. Сюда относятся: установление
источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение
постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.
Признание самобытности русского исторического процесса составляло основу
исторических взглядов Погодина. Он полагал, что «вечное начало, русский дух»
лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя
борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин
признавал только для стран Западной Европы. В вопросах всеобщей истории
солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю
Запада без истории восточных (главным образом славянских) стран, представлявших,
по Погодину, особый мир. Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал
завоевания, которых не видел в России, так как полагал, что Русское государство
основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой
проблемой Погодин в 60-х годах вел диспуты с
Н. И. Костомаровым и
Д. И.
Иловайским. В целом Погодин не имел определенной и законченной исторической
концепции. Считал невозможным осмысление русского исторического процесса с
выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть
подведена под ту или иную теорию, в ней много «чудесного и необъяснимого».
Будучи историком официального направления, Погодин главную задачу истории видел
в том, чтобы она сделалась «…охранительницею и блюстительницею общественного
спокойствия…» («Взгляд на русскую историю», т. 1, М., 1842, с. 16).
Публицистика Погодин в 30-х — начале 50-х годов 19 века преследовала те же
охранительные цели и проповедовала «православие, самодержавие и народность». В
славянском вопросе Погодин был сторонником организации и поддержки славянского
национального движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов
(самобытность русского исторического процесса, роль православия и некоторые
другие) взгляды Погодина были близки к воззрениям славянофилов. После Крымской
войны 1853-1856 годов стал выступать как сторонник проведения реформ и
некоторого сближения с Западом.
Погодин вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание
сочинений И. Т. Посошкова (т. 1-2, 1842-1863), «Псковской летописи» (1837),
собрал и издал много писем H. M. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С 30-х годов
Погодин начал собирать письменные и вещественные памятники русской истории,
составившие обширную и весьма ценную коллекцию («Древлехранилище»), большая
часть которой в 50-х годах была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.
Н. M. Пирумова. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968.
Сочинения: О происхождении Руси, М., 1825; Исследования, замечания и лекции о
рус. истории, т. 1-7, М., 1846-57; Историко-критич. отрывки, т. 1-2, М.,
1846-57; Древняя рус. история до монг. ига, т. 1-3, М., 1871; Историко-политич.
письма и записки в продолжении Крымской войны 1853-1856 гг., М., 18,74.
Литература: Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23,
М.-Л., 1926; Милюков П., Гл. течения рус. историч. мысли, 3 изд., т. 1, СПБ,
1913; Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22, СПБ, 1888-1910;
Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1948 (библ.); Очерки истории ист.
науки в СССР, т. 1, М., 1955; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-76
гг., М., 1960; Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII
и XIX ст., сост. Г. Геннади, т. 3, М., 1908 (библ.).
5. Библиография
- Корсаков Д. А. Погодин М. П.: биографический очерк. СПб., 1902. — 12 с.
- Языков Д. Д. М. П. Погодин. М., 1901. — 28 с.
- Бестужев-Рюмин К. Н. М. П. Погодин. СПб., 1892. — 9с.
- Бестужев-Рюмин КН. Биографии и характеристики. (Летописцы России). М., 1997.
- Павленко Н. И. М. Погодин: жизнь и творчество. М., 2003.
- Анненкова Е. И. Н. В. Гоголь и М. П. Погодин. Эволюция творческих отношений // Н. В. Гоголь. Проблемы творчества. СПб. 1992.
- Виролайнен М. Н. Молодой Погодин // Погодин М. П. Повести. Драма. М., 1984. С. 3-18.
- Умбрашко К. Б. М. П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. М., 1999
- Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. СПб., 1995. С. 103—112.
- Вацуро В. Э. От бытописания к поэзии действительности // Русская повесть XIX века. Л., 1973. С. 200—244.
- Манн. Динамика русского романтизма. М., 1995. Глава 7. С. 233—235.
- Виролайнен М. Н. «Сделаем себе имя»: Велимир Хлебников и М. П. Погодин: миф числа// Имя-сюжет-миф. — СПб., 1996. — С. 149—159.
- Двирник Е. В. Исповедь как форма диалога с читателеи// Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе. — Саранск, 2002. — С. 151—155.
- Капитанова Л. А. Светская повесть М. П. Погодина //Филология = Philologica. Краснодаор, 1994. — № 3. — С. 40-41.
- Кузнецов И. В. Повесть М. П. Погодина «Преступница» и традиции древнерусской словесности// Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск, 2002. — Вып. 5. — С.97-105.
- Ломова Е. А. Ирония в русской повествовательной прозе 20-40-х годов XIX века: (На материале повестей Одоевского, Павлова, Сомова,Погодина)//Жанрово-стилевые искания и литературный прцесс. — Алма-Ата, 1998. — С.42-51.
- Мельник В. И. Проблема народа в прозе 1830-х годов: (М. П. Погодин и Н. А. Полевой)// Вопросы филологии. — Ульяновск, 1998. — С. 3-14.
- Федорова С. В. Развитие М. П. Погодиным жанра повести о творческой личности: (Сб. «Повести М. Погодина», 1832 г.)// Жанр и стиль. — Йошкар-Ола, 1988. — С. 103—114.
- Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб., 1995.
Литература
- Анненкова Е. И. Н. В. Гоголь и М. П. Погодин. Эволюция творческих отношений // Н. В. Гоголь. Проблемы творчества. — СПб. 1992.
- Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина Архивная копия от 10 марта 2020 на Wayback Machine: В 22-х т. — СПб.: Издательство: Погодин и Стасюлевич, 1888—1910. — 22 т.
- Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики Архивная копия от 23 марта 2020 на Wayback Machine: Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1882. — , 358 с.
- Бестужев-Рюмин К. Н. М. П. Погодин. — СПб., 1892. — 9 с.
- Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики. (Летописцы России). — М., 1997.
- Вацуро В. Э. От бытописания к поэзии действительности // Русская повесть XIX века. — Л., 1973. — С. 200—244.
- Виролайнен М. Н. «Сделаем себе имя» (Миф числа у Михаила Погодина и Велимира Хлебникова) Архивная копия от 23 марта 2020 на Wayback Machine / Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. — СПб.: Амфора, 2003. — 503 с. — С. 411—437. — ISBN 5-94278-486-7.
- Виролайнен М. Н. Молодой Погодин // Погодин М. П. Повести. Драма. — М., 1984. — С. 3—18.
- Двирник Е. В. Исповедь как форма диалога с читателем // Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе. — Саранск, 2002. — С. 151—155.
- Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. — СПб., 1995. — С. 103—112.
- Капитанова Л. А. Светская повесть М. П. Погодина // Филология. — Краснодар, 1994. — № 3. — С. 40—41.
- Корсаков Д. А. Погодин М. П.: биографический очерк. — СПб., 1902. — 12 с.
- Корсаков Д. Погодин, Михаил Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Кузнецов И. В. Повесть М. П. Погодина «Преступница» и традиции древнерусской словесности // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. — Новосибирск, 2002. — Вып. 5. — С. 97—105.
- Ломова Е. А. Ирония в русской повествовательной прозе 20-40-х годов XIX века: (На материале повестей Одоевского, Павлова, Сомова, Погодина) // Жанрово-стилевые искания и литературный процесс. — Алма-Ата, 1998. — С. 42—51.
- Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. Глава 7. — М., 1995. — С. 233—235.
- Мельник В. И. Проблема народа в прозе 1830-х годов: (М. П. Погодин и Н. А. Полевой) // Вопросы филологии. — Ульяновск, 1998. — С. 3—14.
- Павленко Н. И. Михаил Погодин: Жизнь и творчество. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 360 с. — 800 экз. — ISBN 5-88451-137-X. (в пер.)
- // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 20-е мая 1875 года. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1875. — С. 417.
- Умбрашко К. Б. М. П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. — М., 1999.
- Фёдорова С. В. Развитие М. П. Погодиным жанра повести о творческой личности: (Сб. «Повести М. Погодина», 1832 г.) // Жанр и стиль. — Йошкар-Ола, 1988. — С. 103—114.
- Языков Д. Д. М. П. Погодин. — М., 1901. — 28 с.
4. Журнальные публикации
- К предсказаниям о Пушкине // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 1947.
- Напоминание о Павском // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 1948-1951.
- Отрывок из воспоминания о С.Р. Шевыреве, читанного в заседании Общества Любителей Российской словесности 17 ноября 1865 г. // Русский архив, 1865. – Изд. 2-е. – М., 1866. – Стб. 1261-1269.
- Записки М.П. Погодина о политике России 1853-1854. // Русская старина, 1874. – Т. 10. — № 5. – С. 121-138; № 6. – С. 399-407.
- Из воспоминаний о Пушкине // Русский архив, 1865. – Изд. 2-е. – М., 1866. – Стб. 1247-1260.
- Мое представление историографу. (Отрывок из записок). // Русский архив, 1866. – Вып. 11. – Стб. 1766-1770.
- О кончине А. П. Ермолова. Письмо к редактору // Русская старина, 1875. – Т. 13. — № 7. – С. 452-453.
Сравнение отечественной и всемирной истории
Учёный высказал ряд интересных мыслей об общих и отличительных чертах по поводу развития Европы и России. По его мнению, их прошлое имеет множество параллелей: феодализм и удельная система, последующее её ослабление и укрепление монархической власти. Однако исследователь утверждал, что несмотря на общие черты, эти истории никогда не пересекутся. Он в конце концов пришёл к заключению, что наша страна развивается особым путём. Это возможно благодаря тому, что государство было основано мирным призванием, а не завоеванием. И поэтому империя застрахована от революций, которые в это время происходили на континенте.