Михаил ломоносов

Смерть

Великий ученый скончался 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни. Причина смерти – воспаление легких. На следующий год после смерти служителя науки была опубликована задуманная в двух томах книга «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года». Второй том Ломоносов написать не успел.

Могила Михаила Ломоносова

Известно, что, когда не стало Михаила Васильевича, Григорий Орлов (по приказу Екатерины II) опечатал сохранившиеся рукописи Ломоносова. Позже библиотека и бумаги ученого были перевезены во дворец и вскоре канули в Лету. По слухам, приближенные к власти боялись, что документы Ломоносова «попадут в чужие руки». Могила гения находится на Лазаревском кладбище.

Дикий блат

Михаил Васильевич Ломоносов

Ранняя биография Ломоносова практически полностью основана на его собственных рассказах. Согласно им, он, бедный крестьянин из Холмогор, очень любил с детства читать книги, за что его ругала злая мачеха; отец желал видеть сына помощником на рыбном промысле. Но Ломоносов так тянулся к знаниям, что в 19 лет не выдержал и ушел пешком в Москву вместе с рыбным обозом. Всю дорогу он ел только соленую рыбу. А уже в Москве оказалось, что у одного из его земляков есть знакомства в Славяно-греко-латинской академии, куда Ломоносов слезно молил его принять, соврав, что он из дворян… В общем, настоящая патриотическая сказка о юном самородке.

Сказка, правда, распадается на части почти сразу же. Прежде всего, семья Ломоносова была довольно богатой. Отец владел гукором «Чайка» — двухпарусным судном грузоподъемностью 5400 пудов (около 90 тонн). И хотя Ломоносов действительно многократно ходил с отцом на промысел, готовили его вовсе не к рыбному делу.

Двухмачтовый гукор

Ломоносова, по его рассказам, грамоте обучал деревенский дьячок; однако для такого образования он оказывается чересчур развит. Посмотрите на его беглую скоропись в 14-летнем возрасте. Для того времени это высший пилотаж — так учили писать в столицах. Кроме того, в хронике жизни ученого есть любопытная запись: в 1728-м он встречается с архимандритом Соловецкого монастыря Варсонофием. Ломоносовы, видимо, имели хорошие связи в духовной среде — сложно иначе объяснить встречу Михайлы с таким крупным духовным лицом. Например, дядя Ломоносова, Иван Дорофеевич, был таможенным подьячим Антониево-Сийского монастыря, крупного культурного центра Поморья. Сохранились также сведения о близости Ломоносова к старообрядцам-беспоповцам — а старообрядцы отличались своей книжной культурой. Стоит предполагать, что так хорошо Ломоносова подготовили в любом случае в духовной среде.

Отъезд в Москву был запланированным — он получил в воеводской канцелярии паспорт сроком на год и заручился согласием отца. Отъезд Ломоносов замыслил, очевидно, после знакомства с Иваном Каргопольским, прибывшим в Холмогоры в 1730 году. Каргопольский учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем 6 лет провел во Франции, в частности, слушая лекции в Сорбонне. В Холмогоры он приехал преподавать языки в Словесную школу, основанную архиепископом Холмогорским и Важеским Варнавой, его бывшим учителем в академии. В регионе были необходимы переводчики — через единственные пока порты шла активная торговля с Западом.

Спустя два месяца Ломоносов отправляется в Москву и сразу же попадает на аудиенцию у ректора Академии, архимандрита Заиконоспасского монастыря Германа. Именно ему Ломоносов якобы «соврал» о том, что он дворянин. Разумеется, «соврать», не предъявляя никаких документов, в разговоре с иерархом такого уровня было невозможно. Ломоносов наверняка был известен Герману, который всего через четыре месяца сменил умершего Варнаву в качестве архиепископа в Холмогорах.

Место на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Заиконоспасский монастырь действует до сих пор

Блат блатом, но Ломоносов, поступив в Академию, начинает демонстрировать бешеные интеллектуальные способности. Первые успехи — в латыни, языке европейской учености. Ломоносов начинает учить его в январе 1731, но к июлю уже говорит и делает переводы, в ноябре 1732 года учит стихосложение по учебнику, написанному на латыни.

В 1734 он готовится к рукоположению в священники — логично для человека, заканчивающего лучшую духовную академию страны. Тут-то и приходится разобраться в происхождении: сначала он говорит, что он сын священника, а на следующий день признается, что из крестьян. Паспорт, выданный ему при отъезде с родины, он «потерял». И это происходит в Московской синодальной конторе, части Синода, «правительства» русской церкви. Контора, как ни в чем не бывало, рекомендует Заиконоспасскому монастырю рукоположить Ломоносова… Никто и ухом не ведет насчет лжи Ломоносова о своем происхождении и того, что у него вообще нет никаких документов — а он живет в Москве уже три года!

Был ли Ломоносов рукоположен? Неизвестно. Когда в следующем же году ректор Академии приказывает ему ехать в качестве священника в Карелию, он «отозвался» (не для того Михайло уехал с Севера, чтобы возвращаться!) Вот так вот, запросто отказался от приказа ректора. Но уже в ноябре 1735 ректор отправляет Ломоносова учиться в Петербургскую Академию наук.

Заслуги Михаила Васильевича Ломоносова

Он внес вклад в разные области науки, техники и культуры. Благодаря уникальным познаниям, широким взглядам и многогранности интересов, он создал выдающиеся труды в области физики и химии, астрономии и оптики. Он также занимался геологическими исследованиями и минералогией, кристаллографией. Он создавал уникальные технические шедевры. Ученый был сведущ в географии и метеорологии. Ему легко давались многие гуманитарные науки. Ломоносов создавал уникальные работы по экономике и истории, литературе и педагогике. Он один из тех, кто заложил основы для развития этих наук в современности.

В заслуги ученому можно отнести создание первой российской научной химической лаборатории. Он также организовывал разные астрономические и метеорологические исследования. Ломоносов принимал участие в снаряжении географических и геологических экспедиций. Он также подготавливал морские экспедиции, целью которых было изучение и освоение Северного морского пути. На его счету разработка проектов переустройства Петербургской академии наук.

Одной из основных заслуг Ломоносова является основание Московского университета. Он известен не только, как ученый, которому с легкостью поддавались точные науки, но и автор удивительных стихотворных произведений. Ему отлично удавались мозаичные портреты и картины.

Жизнь Ломоносова сама по себе удивительна и вызывает уважение. Он был талантливым ученым с энциклопедическими знаниями, его целью был постоянный научный поиск. Ученого характеризовала неутолимая жажда знаний и упорство в труде, искреннее бескорыстие в делах и самоотверженная любовь к отчизне. Он преданно любил Россию и ее народ.

Изобретения

Авторству Ломоносова принадлежит много важнейших изобретений, каждое из которых существенно повлияло на развитие науки.

Цветное стекло

Ломоносов начал изучать стекла еще в период обучения в университете Марбурга. После возвращения в Россию он открыл химическую лабораторию для исследований и продолжил работы в этой области.

Во время проведения экспериментов ученый заново открыл ряд секретов алхимиков. На их основании он создал методы получения разноцветных стекол и смальты. До работ исследователя в этой сфере все работали интуитивно – без теоретических основ.

Из своего стекла ученый создал множество мозаик. Сегодня они служат украшением Эрмитажа. Также именем ученого назвали Императорский фарфоровый завод, который стал первым подобным производством в России.

Аэродинамическая машина

Ученый увлекался изучением атмосферного электричества и прочих климатических явлений. Благодаря этому он придумал один из прототипов современного вертолета. По задумке ученого, этот аппарат служил для того, чтобы перемещать метеорологические устройства на нужную высоту. Свое изобретение Ломоносов назвал аэродинамической машиной.

Сеть метеорологических станций

Ученый придумал и реализовал несколько устройств, которые помогали наблюдать за погодой. Самым значимым из них стала так называемая громовая машина. Это устройство ученый создал совместно с Георгом Рихманом.

Катоптрико-диоптрическая зажигательная система

Это приспособление стало прообразом современной солнечной печи – прибора для получения высоких температур с применением солнечного света. В структуру зажигательной системы Ломоносова входило 7 зеркал и 8 линз. Они концентрировали лучи солнца в конкретной точке. В ней размещался предмет, который требовалось расплавить. Аналогичная система стала основой прожектора.

Телескоп

Одним из важных открытий Ломоносова стало усовершенствование телескопа. Ученый улучшил оптический прибор Исаака Ньютона и Джеймса Грегори. Исследователь оставил в устройстве только одно зеркало, которое отражало свет в окуляр. Этот элемент находился не с торца трубы, а с боковой стороны.

Благодаря такому усовершенствованию удалось увеличить световой поток и наблюдать за объектами, которые до этого были недоступны. Реальный прототип устройства Ломоносов представил в Академии наук. Он сделал это в мае 1762 года. Однако публикаций об этой разработке не было. Через 50 лет похожее устройство разработал Фредерик Гершель. Его именем и назвали прибор.

Прообраз громоотвода

Во время работ в сфере исследования атмосферного электричества Михаил Васильевич, конечно, понимал всю опасность. Его ближайший коллега и соратник Георг Рихтер погиб от удара молнии во время использования громовой машины.

При этом Ломоносову удалось установить, что молнии во время грозы обычно попадают в высоко расположенные объекты. Тогда ученый придумал конструкцию громоотвода, который изготавливался из металлического стержня и выводил в землю разряд электроэнергии. Ломоносов сделал это изобретение независимо от Бенджамина Франклина.

Аппараты для морского кораблевождения

Исследователь придумал важные приборы и для мореплавателей. Он сделал одно из первых устройств ночного видения. Свое изобретение ученый назвал ночезрительной трубой. С помощью этой конструкции моряки могли ночью видеть корабли и другие объекты, которые до этого сливались с горизонтом.

  • устройства для оценки скорости судов и морских течений;
  • морской барометр;
  • самопишущий компас – стал прообразом курсографа, который применяется в настоящее время;
  • прибор для определения качки судна.

Получение твердой ртути

В 1759 году Ломоносов совместно с Иосифом Брауном провел ряд экспериментов, которые помогли получить твердую ртуть. До этого подобных результатов не удавалось достичь ни одному исследователю в мире. В 1760 году Ломоносов сумел доказать электропроводность и ковкость вещества. На основании этого ртуть отнесли к металлам.

Михаил Ломоносов – это величайший русский ученый, который прославился в разных научных сферах. За свою жизнь исследователь сделал много величайших открытий, которые внесли существенный вклад в формирование науки.

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

  • Разработал атомно-корпускулярную теорию и предвосхитил современную теорию химического строения вещества.
  • Открыл закон сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций.
  • Заложил основы физической химии как науки.
  • Внедрил исчисляемость и измеряемость результатов исследований в химии.
  • Изучил растворимость солей, кристаллизацию и свойства соляных растворов.
  • Разработал теорию теплоты.
  • Изучил свойства атмосферы и открыл существование атмосферы у поверхности Венеры.
  • Внес вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов.
  • Разработал новые приборы для проведения опытов и измерений.
  • Усовершенствовал телескоп для астрономических наблюдений.
  • Разработал «ночезрительную трубу», т.е. прибор ночного видения.
  • Сконструировал прототип подъемного летательного аппарата вертолетного типа.
  • Сконструировал оптический батоскоп для исследования морских глубин.

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.

И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!

А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.

Желаем удачи и ждем на наших уроках!

Смерть Михаила Васильевича

В каком году и почему умер Ломоносов? Смерть ученого является главной загадкой. В последние годы жизни он был, как и раньше здоров, обладал не дюжей физической силой. Говорили, что он с легкостью поднимал теленка. Но незадолго перед смертью сильно сдал по неизвестной причине.

Одна из версий, которая была выдвинута в конце 18-го века, гласила о возможном отравлении ученого вместе с супругой. Намекали на то, что это было сделано на поминовении императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году. Причиной отправления называли возможное родство Михаила Васильевича Ломоносова и умершей императрицы. Его считали её родным братом. Ходили слухи, что он также приходился незаконнорожденным сыном императору Петру Первому. Причиной таких сплетен были приезды Петра в молодости в Холмогоры. В Михаиле Васильевиче находили сходство с императором. Они были одинакового роста и сложения, похожи внешне и отличались схожими талантами и способностями.

Это довольно сомнительная причина смерти Ломоносова, но говорили, что он мог претендовать на трон после смерти императрицы. Считалось, что возможное родство подвергнется широкой огласке. Поэтому ученый с женой и были отравлены на званом ужине при дворе. И сделано это было, для того чтобы он не мог претендовать на трон.

Во сколько лет и отчего умер Ломоносов? После того, как он был приглашен на поминки, вместе с Елизаветой Андреевной, они вскоре обезножили. Причиной называют выпитое отравленное вино. Ученый так и не смог оправиться, его ноги покрылись язвами, а затем ими покрылось и все тело. Он выпил около двух бокалов вина, тогда как его супруга только пригубила из бокала. Наверное, поэтому Елизавета Андреевна уже через неделю была на ногах.

Официальной версии, из-за чего умер Ломоносов, все-таки нет. Он прожил около трех лет после возникновения болезни. Последние два года не мог работать в Академии. Он сильно сдал физически и не был способен вести выдающуюся научную деятельность как прежде. Его состояние можно было назвать инвалидным, заглушать ужасные боли приходилось большими порциями алкоголя.

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

«Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает…» («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 г.) Позже, в 1755 г., в посвящении к «Российской грамматике», Ломоносов находит еще более сильные и точные слова, чтобы достойно оценить величие нашего языка: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был исукусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Всем своим литературным творчеством Ломоносов убеждал читателя, что «российский язык» действительно обладает высокими качествами, выделяющими его среди других языков. Поражает удивительная простота, точность, ясность научных определений и объяснений великого ученого.

Учение Ломоносова о трех штилях

Как ни прекрасен был русский язык, но Ломоносов отлично видел, что словарь его требует упорядочения, а грамматические правила большего единства. В русском языке наряду с российскими словами и формами, употреблялось — особенно в книгах — немало церковно-славянских слов (наряду со словом «голос» — «глас», наряду с глаголом «сказал» — «рек» и т. д.). С другой стороны, в Петровскую эпоху в русский язык вошло множество иностранных слов, появление которых было обусловлено необходимостью обозначить новые понятия. Новые предметы в быту, научные термины, которых прежде вообще не было в русском языке,— все это требовало новых слов, приводило к засорению русского языка чужеземными словами и оборотами.

Чтобы упорядочить употребление в книжной речи церковно-славянских слов (не ставших еще бессмысленными для русского человека) и открыть доступ в нее разговорных слов и оборотов, Ломоносов создал так называемое учение о трех стилях («штилях»). Все литературные жанры он разделил на три группы; каждый жанр, по его мнению, должен писаться одним из трех стилей («штилей»): высоким, допускающим и элементы церковно-славянские; средним, с преобладанием речений, «больше в российском языке употребительных»; и низким, где допустимы только «российские» слова с привлечением просторечия. Учение «о трех штилях» практически давно уже в литературе не применяется, но идея его — необходимость разного стиля для разных родов и жанров поэзии — остается живой и ценной. Историческое значение трех стилей Ломоносова в деле упорядочения русского словаря для его времени было весьма велико.

История

Многие заслуги Ломоносова в науках, в частности в области истории, не так просто оценить, основываясь на оригинальных текстах. Чаще всего трудность прочтения и понимания созданных им трудов объясняется тем, что язык Ломоносова является архаичным. Однако по нравственно-художественным характеристикам он очень высок, а по стилю, структуре и форме гармоничен и отточен. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостной реалистичности. Он избегал высказывать личное мнение, а свою “Историю Российскую” создал на основании тщательно проработанных и разнообразных источников, прочитанных им за годы.

Ломоносов пытался “очистить исторические корни” нашей страны. Он доказал, что славяне не являются шведами, поэтому “норманнскую” версию следует считать ошибочной

Михаил Васильевич открыто выступил, хотя и с большой осторожностью и чуткостью, против церковного догмата. По этому догмату считалось, что славяне ведут свое происхождение от внука библейского Ноя, Мосоха

Активная деятельность Михаила Васильевича Ломоносова

Кем же был Михаил Васильевич? Смерть Ломоносова прервала его выдающуюся научную и просветительскую деятельность. Он был членом Академии художеств, почетным членом Шведской и Болонской академий наук.

Когда умер Ломоносов, выдающийся деятель науки и культуры, осталось богатейшее наследие. Он сделал много научных открытий, некоторые из них нашли подтверждение только спустя десятилетия.

В 1832 году в Архангельске за великие достижения установили памятник ученому. Изваяние создал скульптор Мартос. В 1940 году был открыт музей Ломоносова. Он был создан на месте именной усадьбы. Основой музейной экспозиции являлись научные и литературные труды выдающегося деятеля. Годы спустя, памятники ученому были возведены в селе Ломоносово и в городе Северодвинске.

Образование

Михаил не собирался останавливаться на достигнутом. Он мечтал о продолжении учебы в большом городе — Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года Ломоносов тайно покинул свой дом (родные не одобряли его планы) и с рыбным обозом отправился в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он отправился в Киево-Могилянскую академию. Однако проучился там недолго и уже через несколько месяцев вернулся в Москву. Из Москвы Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге.

В 1736 году он поехал в Германию, где изучал физику, химию, металлургию, горное дело, иностранные языки, литературу. Ломоносов также увлекался танцами, рисованием, фехтованием. За границей молодой ученый переводил научные труды иностранных авторов, написал несколько научных работ и стихотворений на русском языке. В 1740 году Михаил Ломоносов решил вернуться домой, в Россию. Ему удалось сделать это лишь год спустя. Русского ученого принудили завербоваться в прусскую армию, откуда он через несколько недель дезертировал.

Вернувшись в Россию, Ломоносов занялся научной работой. Он написал две диссертации и стал адъюнктом Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук. Эта должность давала ученому возможность заниматься наукой самостоятельно и участвовать в работе академического собрания. К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова. Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

В Германии

Осенью 1736 г. Михаил Ломоносов в числе самых способных студентов Академии отправился в Германию для обучения химии и горному делу. Во время жизни заграницей молодой человек поселился в Марбурге, усердно постигал науки, осваивал итальянский и французский языки, брал уроки рисования и танцев, много читал. Около года он провёл в разъездах, несколько раз бывал в Голландии. В 1737-1739 гг. Ломоносов написал две серьёзных научных работы по физике и химии.

Наступили перемены и в личной жизни: в 1739 г. Михаил Васильевич женился гражданским браком на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх. От этой связи 8 ноября 1739 г. родилась девочка, названная при крещении Екатериной-Елизаветой. 26 мая 1740 г. молодые обвенчались в марбургской церкви реформатской общины.

Тогда же в 1740 г. Ломоносов предпринял первую попытку вернуться на родину, но по дороге был схвачен и против воли завербован в прусскую армию, откуда вскоре дезертировал и некоторое время вновь жил в тещином доме, не оставляя, впрочем, мыслей о России. 22 декабря 1740 г. жена родила Михаилу Васильевичу сына Ивана, однако мальчик прожил чуть более месяца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: