Родители, детство и юность
15 июля 1606 года в семье голландского мельника Хармена Герритсзона ван Рейна появился на свет шестой ребёнок. Родители дали ему имя – Рембрандт. Мать новорождённого – Корнелия, была дочерью состоятельного булочника. Семья великого художника и гравёра жила в Лейдене и придерживалась католической веры.
Мать – Хармена Герритсзона ван Рейна
Как и большинство лейденских детей того времени, мальчик начал получать начальное образование с 4 лет. Хотя оно было в основном религиозное, но через три года ученик уже умел читать, писать и считать, а также знал основы католической религии.
В 7 лет Рембрандт пошёл в шестилетнюю латинскую школу, хотя обычно дети поступали туда только к 12 годам. В учебном заведении давали углубленные знания по религии, а также по каллиграфии, риторике, логики и греческому языку.
После её окончания, 13-летний вундеркинд поступил в местный университет на факультет филологии, но через несколько месяцев покинул его. Причины до конца не ясны, возможно, это связано с вопросами веры.
Родители решили развивать в сыне талант художника, который был заметен уже в юношеском возрасте. Молодой человек брал уроки живописи у признанного лейденского мастера Якоба ван Сваненбюрха. Работ молодого художника того периода не сохранилось.
В 1623 году Рембрандт уехал в Амстердам, чтобы продолжить образование в мастерской живописца Питера Ластмана, отдающего предпочтение в своём творчестве мифологическим и библейским сюжетам.
Рембрандт в возрасте 23 лет (автопортрет)
Детство и юность
Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.
В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.
Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.
Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.
Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.
Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».
Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.
В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.
Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.
Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.
В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.
Отрада для художника
В самое тяжёлое время находится неравнодушная душа – художник сближается с Хендрикье Стоффельс, своей молодой служанкой, которая стала невенчанной женой Рембрандта. Впоследствии у них появилась дочь Корнелия (в честь матери Рембрандта, которую он бесконечно любил и уважал). Официальный брак был невозможен – художник лишился бы права на наследство Саскии для Титуса. Несмотря на осуждение обществом и даже отлучение от церкви за непристойную связь, Хендрикье остаётся верной спутницей Рембрандта до конца жизни. В результате из-под кисти живописца выходят портреты, которые полны нежности и любви. Кто такая была Хендрикье для именитого мастера, становится понятно.
Лейденская мастерская
- Вернувшись в Лейден в 1627 году, художник и его приятель Ян Ливенс открыли мастерскую, где занялись созданием картин и обучением желающих живописи.
- Влияние стиля Ластмана весьма заметно в творчестве молодого Рембрандта, его картины «Крещении евнуха», «Сцена из древней истории» и другие, значительно красочней, чем произведения более позднего времени, в них тщательно прорисована каждая деталь. Художник старался передать в них атмосферу праздника, изображая персонажи в красивых нарядах Востока с блеском драгоценностей.
- В картинах «Валаам и ослица» и «Товит и Анна», которые считаются итоговыми произведениями лейденского периода, выходит на первый план приём передачи эмоций персонажей с помощью резкого контраста света и тени. Это позволяло мастеру более выразительно показать их переживания.
- Период с 1628 по 1631 годы для специалистов представляет определённую проблему, связанную с совместным творчеством Рембрандта со своим другом Ливенсом. Они иногда одновременно, работали над одним и тем же сюжетом. Оба художника восхищались творчеством Рубенса, пытаясь дотянуться до высот его творчества. В процессе работы над картинами молодые дарования порой делились друг другом творческими открытиями.
- В 1629 году друзья познакомились с известным поэтом и меценатом Константином Гюйгенсом, имевшем очень высокое мнение об их творчестве. Особенно ему нравилась картина Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребреников». С помощью нового знакомого, давшего им высокие рекомендации, художники смогли выйти на богатых клиентов и получать выгодные заказы.
В молодости (автопортрет)
Период невзгод
- В 1640-ые годы Рембрандт всё более испытывал недостаток в заказах, что вело к его постепенному обнищанию. В этот период мастера притягивают пейзажи с ненастной природой. Отдавая дань теме, он написал реалистичную картину «Зимний пейзаж», а также рисунки «Три дерева» и «Мельница».
- Вплоть до 1647 года художник работал над семью полотнами «Из Жизни Христа», которые ему заказал Фридрих Генрих принц Оранский в 1539 году.
- С 1643 по 1649 годы Рембрандт уделял немало времени созданию гравюр, используя весь известный ему потенциал этого искусства. В основном он использовал религиозные темы, но также создавал портреты влиятельных горожан.
«Три дерева»
Движение на спад
До сих пор биографы спорят о том, виновата ли именно эта картина или изменение стиля в целом, в том, что очень быстро Рембрандт скатился к забвению, его финансы также быстро испарились.
Рембрандт «Ночной дозор», 1642 годМестонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды
Постепенно живописца покидали ученики, становясь более востребованными чем их прежний мастер. В личной жизни у Рембрандта также произошли перемены, он стал сожительствовать со своей служанкой. Образ молодой Хендрикье Стоффлес прослеживается во многих работах того периода, как, например, в картине «Флора». В этом союзе родилась дочь.
В 1656 году Рембрандт объявил себя банкротом в материальном смысле, а в 1668 году он стал банкротом на духовном уровне, умер его любимый сын. Видимо, эта последняя, но очень существенная утрата стала для художника роковой. В 1669 году не стало и самого Рембрандта.
Любимый сын Титус.Рембрандт «Портрет Тита», 1657 годМестонахождение: Коллекция Уоллоса, Лондон, Великобритания
Живопись
Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.
В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.
Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:
- «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625),
- «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
- «Давид с головой Голиафа» (1627),
- «Похищение Европы» (1632),
Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.
Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).
Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.
Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.
В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.
В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.
Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.
По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.
Автопортрет с перевязанным ухом (1889)
Чем знаменита эта картина?
Обсуждая с кем-то Ван Гога, неизбежно, что разговор в конечном итоге зайдет о том, что именно произошло с его ухом — изображенном на этой самой картине. Творчество Ван Гога неразрывно связано с его личной жизнью и событиями, которые разворачивались на протяжении его творческой карьеры. Образ Ван Гога с перевязанным ухом — знаковый, а иногда (к сожалению) первый образ, который приходит на ум, когда кто-то думает о Винсенте Ван Гоге.
Какая предыстория?
Живя со своим другом (это предмет споров) и коллегой-художником Полем Гогеном в Париже, Ван Гог оказался далеко не идеальным соседом по комнате. У него с Гогеном часто возникали разногласия, которые иногда становились насильственными. Во время одного из таких разногласий Ван Гог, как полагают, испытал припадок и угрожал Гогену бритвой, прежде чем вместо этого ранить себя, отрезав часть его левого уха и перерезав артерию на собственной шее. В обостренном психическом состоянии Винсент посетил местный бордель и показал мочку своего уха одному из секс-работников. На следующий день его доставили в больницу, и он не помнил о произошедших событиях.
Еще одна вещь, которая может быть интересна (как только будут даны ответы на все вопросы, связанные с ухом), — это частично показанный свиток японской стены на заднем плане.Это основано на подлинном произведении искусства, которое принадлежало Ван Гогу и висело на его стене (на фото слева): Гейши в пейзаже, японский эстамп 1870-х годов, который также показывает, как японское искусство повлияло на его собственные работы.
«Мадонна с младенцем в окружении святых и донаторов»
А. Картон. Мадонна с младенцем в окружении святых и донаторов. 1445—50 годы. Авиньон, Пти Пале
Этот алтарь, сохранившийся в неполном виде, не упоминается ни в одном из известных документов. Неизвестно и его истинное происхождение — гербы стёрлись, а вместе с ними пропала и надежда определить личность донаторов. Колорит, моделировка, сдержанные лики, впалые глаза, тип Мадонны, руки, тонкий штриховой мазок — всё это свидетельствует в пользу авторства Картона. Костюмы также соответствуют моде второй половины 1440-х годов. Трон Мадонны, удивительно архаичный, с небольшими колоннами и тонкой позолотой, восходит к франко-фламандской миниатюре начала XV века. Картина хранится в Авиньоне, в музее Пти Пале.
Биография
Годы ученичества
Рембрандт Харменссон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым источникам 1607 года) в многодетной семье богатого владельца мельницы в Лейдене. Семья его матери осталась верна католической вере даже после Нидерландской революции 3 .
Концерт» 1626 года — пример влияния Ластмана на молодого Рембрандта.
В Лейдене Рембрандт посещал университетскую латинскую школу, но больше всего его интересовала живопись. В возрасте 13 лет его отправили учиться изобразительному искусству к историческому лейденскому художнику Якобу ван Сваненбоергу, который придерживался католической религии. Работы Рембрандта этого периода не исследовались, и вопрос о влиянии Сваненборга на формирование его художественного стиля остается открытым: Об этом лейденском художнике известно очень мало.
В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластманна, который получил образование в Италии и специализировался на исторических, мифологических и библейских сюжетах. После возвращения в Лейден в 1627 году Рембрандт открыл собственную мастерскую вместе со своим другом Яном Ливенсом и взял подмастерьев. В течение нескольких лет он приобрел значительную репутацию.
Влияние Ластмана и караваджистов
Пристрастие Ластмана к мелочам и неважной отделке 1 оказало большое влияние на молодого художника. Это видно из его самых ранних сохранившихся работ — «Побиение камнями святого Стефана» (1629), «Паладин перед Агамемноном» (1626) и «Крещение евнуха» (1626)3
По сравнению с его более зрелыми работами, они чрезвычайно красочны, художник старается тщательно прорисовать каждую деталь материального мира 2, чтобы как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейского мифа 3. Почти все герои предстают перед зрителем в роскошных восточных одеждах и сверкающих драгоценностях, создавая атмосферу величия, пышности и праздника («Концерт», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).
Уникальный морской пейзаж Рембрандта (ок. 1630 г.) был украден из Музея Изабеллы Гарднер в 1990 году и до сих пор находится в розыске.
Последние работы этого периода — «Товит и Анна» и «Валаам и ослица» — отражают не только богатое воображение художника, но и его стремление как можно выразительнее изобразить драматические переживания своих фигур
Как и другие мастера барокко, он начал понимать важность резко очерченных света и тени для передачи эмоций3. Его учителями в работе со светом были Караваджисты из Утрехта 3, но он также черпал вдохновение в работах Адама Эльсхаймера, немца, работавшего в Италии 3
Наиболее значительными картинами Рембрандта являются «Притча о злом богаче» (1627), «Сретение в храме» (1628) и «Христос в Эммаусе» (1629).
Рядом с этой группой находится первый сохранившийся автопортрет (1628), на котором художник изображен в студии, размышляющим о своей работе. Холст, над которым идет работа, находится на переднем плане, а сам художник кажется карликовым по сравнению с ним3 .
Мастерская в Лейдене
Одним из нерешенных вопросов в творческой биографии Рембрандта является его художественный резонанс с Левенсом. Они работали бок о бок и несколько раз обращались к одной и той же теме, например, «Ослепление Самсона» (1628) или «Воскрешение Лазаря» (1630). Оба частично достигли Рубенса, который в то время считался лучшим художником во всей Европе 3 ; иногда Рембрандт заимствовал художественные находки у Ливенса, иногда происходило обратное 3. По этой причине различие между работами Рембрандта и Ливенса в 1628-32 годах вызывает определенные трудности у искусствоведов 3 .
Личная жизнь
Летом 1633 года Рембрандт знакомится со своей будущей супругой – дочерью зажиточного бюргера Саскией. Удачный брак, заключенный не по расчету, еще сильнее укрепил его положение в обществе. Художник горячо любил свою молодую жену, и на долгие годы она стала его главной музой и источником вдохновения.
Саския регулярно появлялась на его картинах. Порой это были четко узнаваемые портреты, но иногда черты ее лица проявлялись у героев сюжетных полотен. Например, маленькая девочка на картине «Ночной дозор» удивительным образом напоминает Саскию.
Рембрандт и Саския
Мне нравитсяНе нравится
Безоблачную счастливую жизнь омрачал лишь тот факт, что влюбленная пара долго не могла завести детей. Первые трое малышей Саскии умерли вскоре после рождения.
В 1641 супруга Рембрандта наконец рожает здорового мальчика, но сама погибает в родах. Эта трагедия надолго выбивает художника из колеи. Утешение он находит в своей работе, много пишет и завершает полотно «Ночной дозор».
Лишь спустя два года он заводит новые отношения со своей служанкой Хендрикье. Она, как и первая жена живописца, была запечатлена на его картинках. Ярким примером является портрет «Хендрикье у окна».
Хендрикье у окна
Мне нравитсяНе нравится1
Образование и творчество
Первоначально Рембрандт посещал латинскую школу в Лейдене, но точные науки ему были не интересны и давались с трудом. Заметив у ребенка талант и тягу к рисованию, родители отдали его на обучение художнику Якобу ванн Сваненбургу, дальнему родственнику семьи. В его мастерской юноша пробыл всего три года.
О влиянии первого учителя на дальнейший творческий путь Рембрандта сложно сказать, так как Якоб был мало известным живописцем и не оставил после себя художественного наследия.
В 1923 году Рембрандт отправляется в Амстердам, где поступает на обучение к Питеру Ластману. Учеба длилась всего шесть месяцев, но за это время юный ван Рейн успел овладеть искусством гравюры и перенял некоторые художественные приемы, которые впоследствии использовал в своих картинах: насыщенность красок, детализация флоры, а также особая игра света и тени на полотнах. Сам ученик очень ценил своего учителя и бережно хранил его работы в личной коллекции.
После возвращения домой в 1927 году Рембрандт вместе со своим другом Яном Ливенсом открывают собственную мастерскую, которая быстро наполняется учениками. Четыре года товарищи работают бок о бок, делясь новыми художественными находками и часто работая над одним и тем же сюжетом.
Период до 1931 года оказался очень успешным и насыщенным. За это время талантливый живописец написал целый ряд картин и обрел почитателей, среди которых был секретарь принца Оранского популярный поэт того времени Константин Гюйгенс. Он помог художнику найти состоятельных покупателей и сам приобрел несколько полотен для принца.
Несмотря на большой успех в родном городе Рембрандт решает продолжить работу в столице. Он не ошибается в своем выборе и в Амстердаме добивается еще большей популярности. Его уникальные портреты, во всей полноте открывающие зрителю характер и настроение изображенного на нем человека, пользовались большим спросом, а результат трудов до сих пор восхищает зрителей и художников.
Только за первые годы пребывания в городе он написал не менее полусотни работ. На заработанные деньги мастер сумел приобрести особняк, который начал постепенно заполнять обожаемым антиквариатом.
Перемены в личной жизни
В 1632 году молодой пылкий живописец влюбляется. Его избранницей становится Саския ван Эйленбюрх, девушка из зажиточной семьи. В 1634-м молодые поженились, что значительно расширило круг заказчиков, ведь семья, имеющая отношение к власти, имела огромные связи. Из-под кисти Рембрандта, ставшего уже модным художником, выходят десятки портретов знатных господ. Эти годы, сразу после женитьбы, были самыми счастливыми в жизни живописца: рядом была обожаемая и любящая супруга, профессиональная востребованность тешила самолюбие и загружала работой, художник с лёгкостью мог позволить себе покупать любые предметы роскоши, произведения искусства, наряды и украшения, коих в избытке было в порту (купцы Голландии торговали со всем миром). На десятках портретов была изображена и сама Саския – муза художника во всём поддерживала и дополняла своего талантливого супруга.
Но череда несчастий разрушила счастливую гавань живописца: дети рождались и умирали в младенчестве. После трёх потерь родился сын Титус (в 1641 году). Мальчику не было и года, когда от туберкулёза внезапно умирает его мать. Мир Рембрандта рухнул.
Саския — жена и муза
В 1634 году Рембрандт связал себя узами брака с обаятельной и веселой девушкой Саскией ван Эйленбюрх. Юная спутница жизни стала его моделью. По уши влюбленный художник наряжал свою жену в изумительные одежды, изображал на полотнах в виде богини. При этом он никогда не открывал наготы своей музы, будто бы охранял ее от чужих взглядов.
И вот в 1642 году, когда Рембрандт был в зените славы, счастье изменило ему. Прекрасная Саския, его горячо любимая супруга, скоропостижно скончалась от воспаления легких, оставив художнику годовалого сына Титуса, свою живую копию. Сказать, что Рембрандт был в отчаянии, — ничего не сказать. Он забросил живопись, отказался от приема гостей. Единственной его отрадой был Титус, за которым присматривала Гертье Диркс, сначала его кормилица, а затем бонна. Между Гертье и художником пробежала искра. Но когда последний сошелся с юной служанкой Хендрикье Стоффелс, Диркс, к тому времени полновластная хозяйка в доме живописца, обратилась в суд, обвинив Рембрандта в нарушении обещания взять ее в законные супруги. Суд предписал художнику ежегодно выплачивать экс-возлюбленной 200 гульденов. По тем временам это была неподъемная сумма. Так начался самый тяжелый период в жизни живописца.