Преемники Нанака
Почувствовав приближение смерти, Нанак назначил своим преемником одного из учеников по имени Лехна и дал ему новое имя — Ангад, означающее «часть меня». Ангад разработал алфавит для языка панджаби, который назвали гурмукхи, что означает «из уст гуру». Почти 200 лет, поколение за поколением, один гуру сменял другого, и каждый из них просвещал и наставлял сикхов.
Гуру Нанак был потрясен жестокостью вторжения Бабура в Индию) и выступал против тирании могольского императора
Борьба против политической и социальной я несправедливости до сих пор занимает важное место в учении сикхов
Сикхизм
Социальная жизнь
Сикхи не признают кастовую систему, они даже яростно ей противостоят; Сикхизм был создан на основе концепции равных прав для всех. Точно так же сикхи не верят в поклонение идолам, магические ритуалы или суеверия.
Короли и преданные поклоняются Гуру Нанаку .
Эта религия соответствует образу существования, служению человечеству и порождению терпимости и братства по отношению ко всем. Gurus сикхизма не прошу о выходе из мира, чтобы достичь спасения. Этого может достичь любой, кто честно зарабатывает материальные блага и ведет жизнь, основанную на стремлении к миру.
- «Он один знает Путь, о Нанак,
- Кто зарабатывает себе на жизнь в поте лица
-
а затем поделитесь с другими »
- (Гуру Грант, стр. 1245 )
Богатство и личное имущество не препятствуют реализации духовных идеалов:
- «Те, кто по милости Гуру, находятся в близости к Господу,
-
Достичь Господа в Майе (то есть изобилия) »
- (Гуру Грант, стр. 921 )
Сикхизм пропагандирует подлинную ясность и смелость (за пределами пессимизма и оптимизма ):
- «Когда все другие средства исчерпаны,
-
тогда совершенно правильно вытащить меч. »
- (Гуру Гобинд Сингх)
Нет людей низкого происхождения, которых следует презирать или исключать (из-за их рождения или состояния), но есть низкие отношения, которых следует полностью избегать:
— Гуру Грант Сахиб, стр. 91, строка 3.
Свадьба
Сикхская свадьба.
Сикхи должны жениться на человеке по своему выбору. Тем не менее, «с другой стороны, между сикхскими семьями, принадлежащими к разным кастам, брак или родство невозможны»
Физический, сексуальный союз — это только венец предыдущего духовного союза.
Без этого предшествующего духовного союза не может быть брака и, следовательно, физический союз невозможен или желателен.
В связи с этим Гуру Грант Сахиб заявляет:
Основы веры[править]
Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому неизвестно.
Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.
Учителя сикхов[править]
Файл:Sikh Gurus with Bhai Bala and Bhai Mardana.jpg Редкая живопись в стиле Танджор, конца XIX века, изображающая десять сикхских гуру с en:Bhai Bala и en:Bhai Mardana.
С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.
Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.
<timeline>
ImageSize = width:1100 height:200
PlotArea = left:105 bottom:65 top:0 right:55
Alignbars = justify
DateFormat = yyyy
Period = from:1469 till:1708
TimeAxis = orientation:horizontal format:yyyy
Colors =
id:1 value:green legend:1469-1539 id:2 value:gray(0.40) legend:1504-1552 id:3 value:orange legend:1479-1574 id:4 value:blue legend:1534-1581 id:5 value:purple legend:1563-1606 id:6 value:green legend:1595-1644 id:7 value:gray(0.40) legend:1630-1661 id:8 value:orange legend:1656-1664 id:9 value:blue legend:1621-1675 id:10 value:purple legend:1666-1708
Legend = orientation:horizontal position:bottom
ScaleMajor = increment:20 start:1469
BarData =
bar:Nanak text:"Гуру Нанак" bar:Angad text:"Гуру Angad" bar:Amar text:"Гуру Amar" bar:Ram text:"Гуру Ram" bar:Arjan text:"Гуру Arjan" bar:Hargobind text:"Гуру Hargobind" bar:Har text:"Гуру Har Rai" bar:HarK text:"Гуру Har Krishan" bar:Tegh text:"Гуру Tegh Bahadur" bar:Gobind text:"Гуру Гобинд Сингх"
PlotData=
width:10 textcolor:black align:left anchor:from shift:(12,-6)
bar:Nanak from:1469 till:1539 color:1 bar:Angad from:1504 till:1552 color:2 bar:Amar from:1479 till:1574 color:3 bar:Ram from:1534 till:1581 color:4 bar:Arjan from:1563 till:1606 color:5 bar:Hargobind from:1595 till:1644 color:6 bar:Har from:1630 till:1661 color:7 bar:HarK from:1656 till:1664 color:8 bar:Tegh from:1621 till:1675 color:9 bar:Gobind from:1666 till:1708 color:10
</timeline>
Закон кармы
Общеизвестно, что кармические законы, которые так чтят в восточных религиях, превращают человека в заложники его прошлых деяний, и ему приходится вечно нести на себе бремя своей прошлой грешной жизни, не имея возможности хоть как-то освободиться от гнета предначертанной судьбы.
Религия сикхизма также учитывает эти законы, однако она и здесь более милосердна к людям. Согласно ее учению, Бог готов смягчать человеческую карму, и она вовсе не является чем-то неизбежно фатальным
Важно при этом вести духовную, праведную жизнь: и тогда можно рассчитывать на некоторые послабления ударов судьбы, так как человеческая личность, в этом случае, может возродиться заново, и грешник может превратиться в праведника и даже приобрести святость, достигнув просветления
Сикхское государство[править]
Основная статья: Сикхское государство
В —1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.
Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:
- Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
- Штат Пенджаб, современная Индия
- Союзную территорию Чандигарха, Индия
- Штат Харьяна, Индия
- Штат Химачал-Прадеш, Индия
- Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
- Дели
- Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
- Зону племён, Пакистан
- Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
- Части северо-восточного Афганистана
После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.
Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.
С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.
После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.
Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.
С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.
В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).
Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.
Морально-этические нормы сикхизма[править]
Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.
Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.
Файл:Kakaars x3.JPG Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)
Файл:Sikh.man.at.the.Golden.Temple.jpg Сикх на фоне Золотого храма
Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет права об этом рассуждать, чтобы тебя к чему-либо принудить.
Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.
В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.
Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.
Пять пороков у сикхов: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм.
Пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.
Повседневная жизнь и ценности
Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.
Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.
Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.
Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».
Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегдаголодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.
При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках.
Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.
Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.
Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:
- кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
- кангха – гребень для фиксации волос;
- кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
- качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
- кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.
Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.
К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.
Женщины обычно надевают юбки иголовной убор.
Учение Нанака
Главным в учении Нанака было представление о том, что все равны перед Богом. Он отвергал кастовую систему Индии, разделяющую людей на группы властителей и подчиненных. Нанак объяснял свое учение путем аллегорических рассказов. Мораль этих рассказов в том, что люди должны честно жить сами, не используя труд других. Придя в одно селение, Нанак отказался пообедать с богатым купцом. Вместо этого он разделил трапезу с бедняком Лало.
Богач был в гневе. Чтобы объяснить свое поведение, гуру пришел к нему в дом и взял со стола кусок хлеба. Он сжал в кулаке хлеб. К изумлению и ужасу богача, из хлеба закапала кровь. Затем Нанак попросил хлеб у Лало и выжал его. На этот раз из хлеба закапало молоко. Все вокруг были удивлены. Нанак объяснил, что Лало жил честно, несмотря на бедность. Богатство же купца было нажито на несчастьях других.
История[править]
На протяжении тысячелетий господствующей религией в Индии был индуизм в различных формах, с незначительным меньшинством буддистов и джайнов. В начале 13 века Индия была завоевана мусульманами, которые принесли с собой свою религию — ислам. Распространение ислама привело к росту межрелигиозной вражды и нетерпимости. В этих условиях сикхизм зародился как попытка религиозного примирения. Основатель сикхизма Нанак взял с каждой из религий то, что казалось ему хорошим, и отверг все то, что на его взгляд было злым. Индуистское общество построено на основе варн, которые утверждали неравенство между людьми. Нанак провозгласил всех людей, включая женщин, равными, отбросив касты, осудив ритуал сати и практику ношения паранджи. Он взял от ислама монотеизм, а от индуизма теорию перерождения душ. Он отверг свойственные индуизму аскетизм и попрошайничество, проповедуя семейную жизнь, возразил необходимости ограничения в еде, как вегетарианство в индуизме, так и запрет есть мясо нечистых животных в исламе. Напротив, Нанак запретил употребление в пищу мяса животных, забитых ритуально. Разработанная Нанаком религия также осуждает внешние проявления религиозности — ритуалы, паломничества, храмы, существование отдельного слоя священников. Однако, Нанак поощрял благотворительность, что проявляется в бесплатном раздаче пищи в гурдварах и их открытость для людей любой веры.
Суть учения сикхизма
Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи. Сам Нанак и его последователи понимали бога как нечто единое: бескрайнее, наделённое бесчисленным количеством качеств и непостижимое.
На первых порах сикхизм был очень близок к суфийскому варианту ислама и реформаторскому индуистскому движению бхакти. При этом заимствования из ислама были весьма поверхностными, а идеи бхакти, особенно в раннем сикхизме, были весьма развиты. Как и учёные-бхакты, сикхи проповедовали слияние с божеством через индивидуальные медитативные и созерцательные практики без обращения к священнослужителям и священным книгам. Источником веры для сикхов раннего периода были не рациональные доводы, а интуитивное знание. Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх».
Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством.
Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:
- похоть,
- гнев,
- жадность,
- стремление к суетному,
- гордыня.
Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.
При Говинде Сингхе учение Нанака, в целом, доброжелательное и неагрессивное, сохранив прежнюю догматику, трансформировалось. Теперь оно включало в себя такие понятия как «праведный гнев», «воинственность», «разрушение во имя блага» и т. д. Именно при десятом гуру одним из неотъемлемых атрибутов мужчины-сикха стал меч, который нужно было применять для защиты слабых и борьбы со злом.
8 ФАКТОВ О СИКХИЗМЕ
- Сикхизм – самая молодая из мировых религий.
- Его основатель Гуру Нанак Дев родился в деревне под названием Талванди, ныне известной как Нанкана-Сахиб в Пакистане, в 1469 году.
- Сикхи почитают десять гуру. Считается, что у всех у них была одна и та же душа, хотя у них были разные тела, и что именно дух Гуру Нанака Дева перешел к его девяти преемникам.
- Сикхи называют Бога «Вахэ Гуру», что означает, что Бог велик. Их общее приветствие – Сат Сири Акал (Бог верховен и бессмертен). «Вахэ Гуру Джи Ка Хальса, Вахэ Гуру Джи Ки Фатех» имеет двоякое значение. Оно указывает на особые отношения между Богом и теми, кто посвящает свою жизнь Его любви и служению. Также это выражение веры преданного в окончательную победу Истины над Ложью. Это сикхское приветствие означает «Хальса принадлежит Богу, и только Богу принадлежит Победа».
- Гуру Грантх Сахиб – священная книга сикхов. Считается, что десятый гуру, Гуру Гобинд Сингх, даровал Грантху титул Гуру.
- Сикхи поклоняются только одному Всемогущему Богу в его абстрактной форме. Им не разрешается поклоняться каким-либо идолам, изображениям или фотографиям.
- Согласно сикхской вере, Бог – это вечная истина; он вне страха, вражды и смерти. Он нерожден и самосущ. Он сам является творцом, хранителем и разрушителем.
- Сикхи верят, что всем сущим управляет один всемогущий, вездесущий и всезнающий Господь, именуемый разными именами: Ишвар, Иегова, Аллах и Вахэ Гуру.
Ниханги — осколок Средневековья
«Во время страшной битвы воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был побеждён, храбрый воин сам упал замертво»
Фрески с подобными надписями можно встретить во многих сикхских храмах. Несмотря на то, что сикхи сами по себе являются чрезмерно воинственными, среди них есть те, кто считается по праву наиболее искушёнными в воинских делах. Речь идёт о нихангах — рыцарский орден внутри сикхской общины. Эти люди добросовестно берегут своё военное искусство, и ещё более ревностно защищают древние знание от иностранцев. Ниханги отличаются особенно огромными тюрбанами, в складках которых часто скрытое оружие, а сам головной убор украшают чакры — металлические кольца, которые используются как холодное метательное оружие. Им запрещено стричься и бриться, традиционными для них являются синие и жёлтые цвета.
Ежегодно эти воины проводят показательные ритуальные бои в день праздника Весны, на которых особенно ярко выглядят всадники-нихангы. Нихангы дают клятву умереть в бою, и большинство из них старается эту клятву выполнять. Этим воинам запрещено иметь семьи и частную собственность. В наше время большинство нихангов ведут бродячий способ жизни. Им не надо работать, а все нужное они чаще всего получают от сородичей бесплатно. Их уважают ровно настолько – насколько боятся.