Развитие драматургии
Однако Софокл пошел еще дальше. В действие пьесы он ввел участие третьего актера и тем самым сделал возможным более живое действие на сцене, более богатый сюжет и более разнообразие характеров героев.
Иллюстрация к трагедии «Антигона»
Софокл был первым драматургом, который отказался от собственного исполнения ролей, несмотря на то, что он сам был мастер плясать и петь. С того времени произошло разделение профессий актера и режиссера. Хору была отведена более спокойная роль, вне самого действия, и драматизм отныне выступал многозначительно вперед, являясь главной основой трагедии. Сам Эсхил осознал прогресс, внесенный в драматургию Софоклом. Он не только усвоил внешние улучшения трагедии, но и сам поднялся, побуждаемый своим молодым соперником, до более зрелой обработки драмы.
Рисунок на вазе. Иллюстрация трагедии Софокла
Софокл, как и Эсхил, не чуждался общественной жизни. Однако он в первую очередь оставался поэтом. Его современник Ион (отец исторической биографии) описал Софокла, когда он его встретил на Хиосе, где Софокл исполнял роль афинского стратега, как человека относящегося с большим юмором к своим обязанностям.
Произведения Софокла
Работы Софокла были влиятельными и значимыми для греческой культуры. Две из семи его пьес имеют точную дату написания — “Филоктет” (409 г. до н. э.) и “Эдип в Колоне” (401 г. до н. э., поставленный после его смерти внуком драматурга). Из остальных его пьес «Электра» имела поразительное сходство с этими двумя пьесами, что поставило на передний план тот факт, что она была написана в более позднее время его творчества.
Опять же, основываясь на стилистических характеристиках «Царя Эдипа», которые пришли в его средний период, «Аякс», «Антигона» и «Трахинии» принадлежали к его ранним дням. Софокл писал эти пьесы в отдельных фестивальных конкурсах с разницей в несколько лет. Их нельзя назвать трилогией из-за наличия между ними несоответствий. Кроме того, Софокл, как предполагается, написал еще несколько фиванских пьес, таких как «потомство», которые сохранились фрагментами. Большинство его пьес изображали скрытое течение раннего фатализма и смещение сократической логики, являющейся краеугольным камнем долгой традиции греческой трагедии.
Трагедии Софокла
До нас дошло всего семь трагедий древнеафинского драматурга. Три трагедии относятся к фиванскому циклу мифов, три к троянскому и одна к Гераклову:
- «Эдип в Колоне»
- «Царь Эдип»
- «Антигона»
- «Аякс»
- «Электра»
- «Филоктет»
- «Трахинянки».
Из других трагедий сохранились только фрагменты, которых насчитывается около 1000.
В трагедии «Царь Эдип» автор рассказывает историю фиванского царя, который, согласно древнему преданию, сам того не зная, убил родного отца и затем женился на собственной матери.
В трагедии «Эдип в Колоне» этот сюжет продолжается. Здесь автор изображает, как царь, сам себя ослепивший за это преступление, после долгих мучений примиряется с богами и умирает в Колоне.
В третьей трагедии фиванского цикла – «Антигоне» — речь идет о дочери царя Эдипа, которую казнили за то, что она похоронила Полиника, своего убитого брата, объявившего войну родному городу. В наказание за убийство Антигоны вся семья Креонта, казнившего ее царя, погибает.
В трагедии «Филоктет» речь идет о судьбе раненого героя, которого греческое войско, направлявшееся к Трое, бросило на острове Лемнос. Затем выясняется, что взять Трою невозможно без стрел Геракла, которые принадлежат Филоктету. Тогда Одиссей пытается коварным образом выкрасть эти стрелы у раненного при помощи Неоптолема, сына Ахилла. Однако Неоптолем не соглашается на обман даже ради греков, бьющихся под Троей.
В трагедии «Аякс» герой Троянской войны в споре из-за оружия Ахилла оказывается обманутым Одиссеем и другими вождями. Тогда Аякс решает мстить, но Афина лишает его рассудка. Вместо врагов Аякс избивает коров и овец. После того, как Аякс приходит в себя, он осознает свой позор и кончает с собой.
В основе «Электры» находится миф о детях главного греческого вождя в Троянской войне, Агамемнона, который был убит изменницей-женой и ее любовником. Позже Электра и Орест, дети Агамемнона, мстят матери за его смерть.
В основе сюжета трагедии «Трахинянки» положен миф о невольном убийстве Геракла Деянирой, его женой. Стремясь вернуть любовь своего мужа, Деянира посылает ему рубашку, которая пропитана кровью кентавра, однако она не знает, что эта кровь является смертельным ядом.
Антигона
Наиболее известной пьесой Софокла является «Антигона».
Впервые была поставлена в 442 году до н.э. Произведение является одной из частей фиванского цикла, наравне с «царем Эдипом». Сюжет довольно закручен и трагичен — в стиле Софокла. Дочь Эдипа, Антигона, лишается обоих братьев — они пошли друг на друга войной.
Только один из них защищал Фивы, другой предал. Царь Фив Креонт запретил проводить обряд погребения предателя, но Антигона в обход приказа похоронила брата по человечески.
Креонт велел арестовать девушку и замуровать в пещере.
Антигона покончила жизнь самоубийством, но на этом дело не закончилось — ее жених, сын Креонта, не пережив смерти возлюбленной, также свел счеты с жизнью, за ним последовала его мать.
Креонт остался один и признал, что был не прав.
Упоминание трагиков в комедии Аристофана «Лягушки»
При характеристике древнегреческих авторов нельзя не упомянуть еще одного выдающего автора, но в области комедии (трагики — это Эсхил, Еврипид, Софокл). Аристофан прославил трех сочинителей в своей комедии «Лягушки». Эсхил (если говорить о времени Аристофана) умер достаточно давно, а Софокл и Еврипид скончались практически одновременно, спустя половину века после Эсхила. Сразу же пошли споры о том, кто из троих все же был лучше. В ответ на это Аристофан поставил комедию «Лягушки».
Произведение названо именно так, потому как хор представлен лягушками, обитающими в реке Ахероне (через нее Харон перевозит мертвецов в царство Аида). Покровителем театра в Афинах являлся Дионис. Именно он и озаботился судьбой театра, задумал спуститься в загробный мир и вывести обратно Еврипида, чтобы тот продолжал ставить трагедии.
По ходу действия оказывается, что в загробном мире тоже есть соревнования поэтов. Свои стихи читают Эсхил и Еврипид. В итоге Дионис решает вернуть к жизни Эсхила. Заканчивается комедия партией хора, в которой прославляется Эсхил и Афины.
Мировоззрение.
Тот факт, что внимание драматурга сосредоточено на поступках людей, а божественная воля отодвигается на задний план, т.ч. она, как правило, проявляется в пьесе как пророчество, а не первопричина или непосредственное вмешательство в действие, заставляет предполагать, что автор придерживался «гуманистической» точки зрения (впрочем, недавно была сделана изящная попытка охарактеризовать мировоззрение Софокла как «героический героизм»)
Впрочем, на большинство читателей Софокл производит иное впечатление. Немногие известные нам подробности его жизни указывают на глубокую религиозность, и трагедии это подтверждают. Во многих из них перед нами предстает человек, сталкивающийся в ходе переживаемого им кризиса с загадкой мироздания, и загадка эта, посрамляя все человеческие ухищрения и проницательность, неотвратимо навлекает на него поражение, страдание и смерть. Типичный герой Софокла полностью полагается в начале трагедии на свое знание, а завершается все признанием полного неведения или же сомнения. Человеческое неведение – постоянная тема Софокла. Свое классическое и наиболее устрашающее выражение она обретает в Царе Эдипе, однако присутствует и в других пьесах, даже героический энтузиазм Антигоны оказывается в ее заключительном монологе отравлен сомнением. Человеческому неведению и страданию противостоит тайна обладающего всей полнотой знания божества (его пророчества неизменно сбываются). Это божество являет собой некий непостижимый для человеческого разума образ совершенного порядка и, возможно, даже справедливости. Подспудный мотив трагедий Софокла – смирение перед непостижимыми силами, которые направляют судьбу человека во всей своей сокрытости, величии и загадочности.
При таком мироустройстве человеческая воля к действию должна была бы ослабнуть, если не вовсе исчезнуть, однако героев Софокла отличает как раз упрямая нацеленность на действие или же на познание, для них характерно яростное утверждение своей независимости. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить своей репутацией, властью и, наконец, зрением. Аякс, в конце концов осознав ненадежность человеческого существования, отказывается от него и бесстрашно бросается на меч. Филоктет, презирая уговоры друзей, неявное повеление оракула и обещание исцеления от мучительной болезни, упорно отвергает свое героическое назначение; чтобы его убедить, требуется явление обожествленного Геракла. Точно так же Антигона презирает общественное мнение и угрозу смертной казни со стороны государства. Ни один драматург не был способен так героизировать мощь человеческого духа. Шаткое равновесие между всеведущим промыслом богов и героическим натиском человеческой воли делается источником драматического напряжения, благодаря которому пьесы Софокла по-прежнему полны жизни, причем не только при чтении, но и на театральной сцене.
«Аякс», «Трахинянки», «Электра»
Тема трагедии Софокла «Аякс» — присуждение доспехов Ахилла не Аяксу, а Одиссею. На Аякса наслала припадок безумия Афина и тот перерезал стадо скота. Аякс думал, что это ахейское войско, во главе которого стоит Одиссей. Когда главный герой пришел в себя, то, опасаясь насмешек, покончил жизнь самоубийством. Так, все действие построено на конфликте между могуществом бога и зависимостью от божественной воли отдельного человека.
В произведении «Трахинянки» жена Геракла становится преступницей по незнанию. Она пропитывает плащ мужа кровью убитого им кентавра, желая вернуть любовь. Но дар кентавра оказывается смертоносным. Геракл умирает в муках, а его жена совершает самоубийство. Женщина изображается кроткой, верной и любящей, прощающей слабости супруга. Чувство ответственности за преступление, которое она совершила по неведению, заставляет ее наказать себя таким жестоким образом.
Темой трагедий Еврипида и Софокла «Электра» послужил одноименный миф о дочери Агамемнона и Клитемнестры. Электра — страстная натура, у Софокла этот образ отличается психологической глубиной. Девушка вместе с братом убивает мать, выполняя священную волю бога Аполлона, покровителя отцовского права. Идея трагедии заключается в наказании преступления и защите религии Аполлона. Это подтверждается не только финалом, но и многими партиями хора.
Софокл
Бытует мнение, что чем старше литература, тем сложнее и скучнее её читать, потому что надо быть хотя бы примерно знакомым с культурой того народа, чьи произведения так сильно хочется прочитать. И это действительно так: немало необходимо потратить времени, чтобы хотя бы в общих чертах разобраться во всех хитросплетениях событий, исторических лиц, мифологии и какой-никакой светской жизни, скажем, древних греков.
Но какое прекрасное ощущение захлёстывает тебя, когда ты понимаешь, что находишься у истоков искусства, медленно зачерпываешь в ладони кристально чистую воду и погружаешься в те древние, прекрасные времена, когда трава была зеленее, небо голубее, а жизнь проще.
У древних греков было очень много празднеств. На Дионисиях, праздниках, посвящённых Дионису, богу вина, как раз и родилась сперва трагедия, а потом уже и комедия, которые очень быстро заняли прочное место в жизни греческого народа.
Трагедия — это, как понятно, о грустном. Построенная обычно на мифологическом сюжете, трагедия действительно поражает. Необходимо некоторое время, чтобы проникнуться всей драмой сложившейся ситуации, привыкнуть к необычному стилю повествования, постоянно прерываемым хоровыми вставками, гармонично, однако, вливающимися в общую композицию произведения, смириться с тем, что непонятных мест будет больше, чем понятных, и что надеяться стоит только на свои знания или на комментарии составителей, и в конце концов понять, что наслаждаться стоит процессом, а не самой развязкой, которая почти всегда предсказуема и известна заранее. Преодолев все эти рубежи, остаётся только проникнуться повествованием, которое поднимает очень много злободневных проблем общества того времени: здесь и судьба человека, которой играют боги, как игрушкой («Царь Эдип»), конфликт между моральными и государственными законами («Антигона»), осуждение крайностей, связанное с любовью греков к золотой середине, («Ипполит»). Даже не видя самого представления, а читая лишь текст трагедии, невольно переживаешь и сочувствуешь героям, выносишь какой-то урок, соприкасаешься с прекрасным и нетленным.
Древнегреческая комедия внезапно поражает. До нас дошли лишь комедии Аристофана, которые отличаются обилием грязных и пошлых шуток, высмеиванием абсолютного всего. В комедиях даже есть отдельная хоровая часть, именуемая парабасой, в которой трагик обращается к зрителям, понося и высмеивая своих врагов или людей, которые ему просто-напросто не нравятся. Вычурные сюжеты, отвратительные герои, глупые и мерзкие шутки — это всё про древнегреческую комедию. Представленные в сборнике древнеримские комедии, являющиеся дополненными переделками не дошедших до нас древнегреческих комедий более позднего времени, уже не вызывают отвращения, так как представляют собой обыкновенные смешные жизненные истории, с добрыми и злыми, умными и глупыми героями, попадающими во всевозможные переделки, наблюдать за которыми можно если не со смехом, то хотя бы с лёгкой улыбкой. Многие из этих комедий стали материалом для работ Шекспира, Мольера, Островского, что о чём-то да говорит.
Как и всё первозданное, античная драма имеет как свои недостатки, так и свои достоинства, главными из которых смело можно назвать открытие театрального жанра, создание для него каких-никаких канонов, да и просто малое, но качественное наследие, состоящее из литературно-театральных произведений, которые читали, читают и будут читать люди, которым не безразлично прошлое народов нашей планеты и его искусства.
Жизнь
Мраморный рельеф поэта, возможно, Софокла.
Софокл, сын Софилла, был богатым членом сельской деме (небольшой общины) Гиппея Колона в Аттике , которая должна была стать декорацией для одной из его пьес; и он, вероятно, родился там, за несколько лет до Марафонской битвы в 490 г. до н.э .: точный год неясен, но наиболее вероятен 497/6. Он родился в богатой семье (его отец был производителем доспехов) и был высокообразованным. Его первый художественный триумф был в 468 г. до н.э., когда он занял первый приз в Дионисии , победив действующего мастера афинской драмы Эсхила . Согласно Плутарху , победа пришла при необычных обстоятельствах: вместо того, чтобы следовать обычному обычаю выбирать судей по жребию, архонт попросил Кимона и других присутствующих стратегов определить победителя состязания. Плутарх далее утверждает, что после этой потери Эсхил вскоре уехал на Сицилию. Хотя Плутарх говорит, что это была первая постановка Софокла, сейчас считается, что его первая постановка была, вероятно, в 470 году до нашей эры. Триптолем, вероятно, был одной из пьес, представленных Софоклом на этом фестивале.
В 480 г. до н.э. Софокл был избран возглавить пеан (хоровое песнопение богу) в честь победы греков над персами в битве при Саламине . начале своей карьеры политик Кимон мог быть одним из его покровителей; но если это так, то Перикл , соперник Кимона, не испытывал зла, когда Кимон подвергся остракизму в 461 г. до н. э. В 443/2 Софокл служил одним из Hellenotamiai , или казначеев Афины, помогая управлять финансами города во время политического господства Перикла. В 441 г. до н.э., согласно Vita Sophoclisон был избран одним из десяти генералов, должностных лиц в Афинах, как младший коллега Перикла; и он участвовал в афинской кампании против Самоса . Он должен был быть избран на эту должность в результате его производства Антигону , , но это «самое невероятное».
В 420 г. до н.э. он был избран, чтобы получить изображение Асклепия в своем собственном доме, когда культ был введен в Афинах, и ему не хватало надлежащего места (τέμενος). За это ему посмертно дали афиняне прозвище Дексион (приемник). Но «к этой истории присоединяются некоторые сомнения». Он также был избран в 411 г. до н.э. одним из уполномоченных ( пробулоев ), который отреагировал на катастрофическое разрушение афинских экспедиционных сил на Сицилии во время Пелопоннесской войны .
Софокл умер в возрасте 90 или 91 года зимой 406/5 г. до н.э., увидев за свою жизнь как греческий триумф в Персидских войнах , так и кровопролитие Пелопоннесской войны. Как и многие известные люди классической античности, его смерть вдохновила на создание ряда апокрифических историй. Самая известная цитата необходима — предположение, что он умер от напряжения, пытаясь процитировать длинное предложение своей Антигоны, не останавливаясь, чтобы перевести дух. Согласно другому сообщению, он подавился, когда ел виноград на фестивале Anthesteria в Афинах. Третий считает, что он умер от счастья, одержав свою последнюю победу в Городе Дионисии. Несколько месяцев спустя комический поэт в пьесе «Музы» написал такую панегирик: «Блажен Софокл, который прожил долгую жизнь, был счастливым и талантливым человеком, автором многих хороших трагедий; и он закончил его жизнь хорошо, без каких-либо несчастий «. По некоторым данным, однако, его собственные сыновья пытались объявить его недееспособным ближе к концу его жизни; и что он опроверг их обвинение в суде, прочитав из своего нового Эдипа в Колоне . Один из его сыновей, Иофон , и внук, по имени Софокл, также стали драматургами.
Гомосексуализм
Древний источник, работа АфинеяСофисты за обедом» , содержит ссылки на сексуальность Софокла. В этой работе персонаж по имени Миртил утверждает, что Софокл «был неравнодушен к мальчикам, так же как Еврипид был неравнодушен к женщинам» («φιλομεῖραξ δὲ ἦν ὁ Σοφοκλῆς, ὡς ριπίδης φιλογύνης»), и рассказывает анекдот, приписываемый Иону Хиосскому , о Софокле, флиртующем с прислужником на симпозиуме
Он также говорит, что Иероним Родосский в своих Исторических записках утверждает, что Софокл однажды вывел мальчика за городские стены для секса; и что мальчик схватил плащ Софокла (χλανίς, khlanis ), оставив свою мантию размером с ребенка («παιδικὸν ἱμάτιον ») для Софокла. Более того, когда Еврипид услышал об этом (это много обсуждалось), он высмеял пренебрежительное обращение, сказав, что сам занимался сексом с мальчиком, «но не дал ему ничего, кроме его обычного гонорара». («ἀλλὰ μηδὲν προσθεῖναι»), или, «но ничего не было снято» («ἀλλὰ μηδὲν προεθῆναι»). В ответ Софокл написал такую элегию:
Особенности творчества Софокла (кратко)
Софокл произвёл важные реформы в области античной сценической постановки. Он увеличил число актеров с двух до трех, а состав выступавшего вместе с ними хора – с 12 до 15 человек. При этом Софокл сократил хоровые части трагедии в пользу актеров, усовершенствовал декорации и маски. Всё это придало греческой драме более напряжённое действие и усилило впечатление, производимое на зрителей. Сохранив древнюю суть трагедии как акта чествования богов, священнослужения, призванного будить в душах зрителей глубокие нравственные чувства, Софокл очеловечил греческую драму сильнее, чем его предшественник, Эсхил. Продолжая черпать сюжеты из древних мифов, Софокл стал глубже раскрывать душевные борения и страсти их героев, сближая своих персонажей с обыкновенными смертными. В этом направлении двигался уже Эсхил в его образах своих Прометея и Ореста. Но Софокл пошел здесь гораздо дальше.
Софокл
В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.
Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.
По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.
Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла
Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида, у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).
Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.
Трагедия «Филоктет»: краткий анализ произведения
Софокл кратко изучается на филологических факультетах, но недостаток учебных часов нередко заставляет исключить из программы некоторые произведения
Так, часто обходят вниманием «Филоктета». Между тем образ главного героя нарисован в развитии, что представляет особый интерес
В самом начале действия это одинокий человек, но еще не потерявший окончательно веру в людей. После появления Геракла и надежды на исцеление он преображается. В обрисовке характеров можно увидеть приемы, присущие Еврипиду. Основная идея трагедии — человек находит счастье не в удовлетворении собственных интересов, а в служении родине.
Электра. Картинка к рассказу
Театральные новшества
Софокл внес существенные изменения в театральные постановки. Его нововведения стали использовать и другие известные драматурги той эпохи. Так например был добавлен третий актер, для того чтобы уменьшить роль хора. Затем исключен автор пьесы из числа выступающих. Скорее всего, это было сделано из-за слабого голоса Софокла. И сам хор уменьшился с 15 человек до 12. Эти изменения привнесли новые краски в греческие постановки, и Афинский театр получил огромную популярность.
Истинный патриот
Софокл быстро завоевал сердца зрителей, а о его таланте заговорили и за пределами Афин. Многие иностранные правители приглашали его выступить для них, но каждый раз он отказывался. Как говорил сам драматург, он хочет радовать своих соотечественников и выступать только в Афинах. Зрители любили Софокла, благодаря их голосам на литературных состязаниях он одерживал победы. В 469 г. до н.э. драматург представил на фестивале тетралогию (до наших дней не сохранилась), с которой одержал свою первую блистательную победу и превзошел Эсхила.
Сохранившиеся произведения
По данным древнегреческого филолога Аристофана Византийского Софокл написал 123 произведения. Но до наших дней сохранилось всего 7 из них: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой является «Царь Эдип», написанная примерно в 429-426 годы до н.э. Сам Аристотель назвал ее идеалом трагического произведения. Эта пьеса входит в фиванский цикл и открывает его. Хронологически ее продолжает пьеса «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.). Поставлена она была уже после смерти автора. «Антигона» (442-441 год до н. э) стала заключительной трагедией в этом цикле. Как критики, так и зрители высоко оценили пьесы Софокла. Его герои живые и эмоциональные, каждый со своим характером. У них есть как слабые стороны, так и сильные. Софокл был верующим человеком, но в своих произведениях все же право выбора оставляет за героями. Они отдаются собственным желаниям и действуют, поддавшись чувствам.
Социально-политическая деятельность
Софокл занимался не только литературой, но и активно принимал участие в общественно-политической жизни Афин. Примерно в 443-442 годах до н. э. Софокл был членом коллегии казначеев Афинского союза. А позже в 440 году до н. э. его назначили стратегом Самосской войны. Так же он помогал Афинам восстановиться после неудачной Пелопоннесской войны.
Тайна смерти
Софокл прожил очень длинную жизнь и скончался в 406 году до н. э. До сих пор нет единого мнения, о том, как это произошло. Существует три разные версии. Некоторые историки говорят о несчастном случае. Якобы драматург поперхнулся виноградом. Другие называют причиной смерти сердечный приступ, из-за сильного эмоционального напряжения после очередной победы на литературном состязании. Третья версия наименее вероятна, но и у нее есть сторонники. Так во время чтения «Антигоны» перед зрителями, автор не рассчитал запас воздуха и на слишком длинной фразе задохнулся. Похоронили Софокла возле дороги, ведущей из Афин в город Декелея.
Софокл в одном ряду с Эсхилом и Еврипидом
И Эсхил, и Софокл, и Еврипид — величайшие греческие авторы трагедий, значительность творческого наследия которых признавали еще их современники. Между этими авторами, принадлежавшими к разным поколениям, обнаруживается значительная разница в области драматической поэзии. Эсхил проникнут заветами старины во всех отношениях: религиозном, моральном и политическом, его персонажи часто даны схематично, а герои Софокла — уже не боги, а обычные личности, но отличающиеся проработанными характерами. Еврипид жил уже в эпоху нового философского движения, начал пользоваться сценой для пропаганды определенных идей. Эсхил и Софокл значительно отличаются в этом плане. Действующие лица Еврипида — совершенно обычные люди со всеми слабостями. В произведениях он поднимает трудные вопросы религии, политики или морали, но окончательного ответа никогда нет.
Ссылки
- Пиво, Джош (2004). Софокл и трагедия афинской демократии . Издательство «Гринвуд». ISBN 0-313-28946-8
- Bowra, CM (1940). «Софокл о собственном развитии». Американский филологический журнал . 61 (4): 385–401. DOI10.2307 / 291377 . JSTOR .
- Финкель, Рафаэль. «Номер Адлера: сигма, 815» . Suda on Line: Византийская лексикография . Проверено 14 марта 2007 года .
- Фриман, Чарльз. (1999). Греческое достижение: основание западного мира . Нью-Йорк: Viking Press. ISBN 0-670-88515-0
- Хаббард, Томас К. (2003). Гомосексуализм в Греции и Риме: Справочник основных документов .
- Джонсон, Маргарита и Терри Райан (2005). Сексуальность в греческом и римском обществе и литературе: Справочник . Рутледж. ISBN 0-415-17331-0 , 978-0-415-17331-5
- Ллойд-Джонс, Хью и Уилсон, Найджел Гай (редактор) (1990). Софоклис: Fabulae . Оксфордские классические тексты .
- Ллойд-Джонс, Хью (редактор) (1994). Софокл: Аякс. Электра. Эдип Тиранн . Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 20.
- Ллойд-Джонс, Хью (редактор) (1994). Софокл: Антигона. Женщины Трахиды. Филоктет. Эдип в Колоне . Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 21.
- Ллойд-Джонс, Хью (редактор) (1996). Софокл: Фрагменты . Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 483.
- Лукас, Дональд Уильям (1964). Греческие трагические поэты . WW Norton & Co.
- Платон. Платон в двенадцати томах , тт. 5 и 6 переведены Полом Шори. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1969.
- Шульц, Фердинанд (1835). . Фил. Дисс., Берлин.
- Скаллион, Скотт (2002). Трагические даты , Classical Quarterly, новая последовательность 52, стр. 81–101.
- Сифорд, Ричард А.С. (2003). «Сатирическая драма». В Саймоне Хорнблауэре и Энтони Спофорте (ред.). Оксфордский классический словарь (пересмотренное 3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1361. ISBN 978-0-19-860641-3.
- Смит, Филипп (1867). «Софокл» . У Уильяма Смита (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . 3 . Бостон: Литтл, Браун и компания. С. 865–73. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 19 февраля 2007 года .
- Соммерштейн, Алан Герберт (2002). Греческие драмы и драматурги . Рутледж. ISBN 0-415-26027-2
- Соммерштейн, Алан Герберт (2007). «Общее введение», стр. Xi – xxix в книге «Соммерштейн, А. Х., Фитцпатрик, Д. и Толлбой, Т. Софокл: Избранные фрагментарные пьесы: Том 1» . Арис и Филлипс. ISBN 0-85668-766-9
- Софокл. Софокл I: Царь Эдип, Эдип в Колоне, Антигона . 2-е изд. Грен, Дэвид и Латтимор, Ричард, ред. Чикаго: Чикагский университет, 1991.
- Британская энциклопедия, Inc. «Глубокие знания макропедии». Новая Британская энциклопедия, том 20. Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 2005. 344–46.