Синкопа
Ударение, падающее на слабую долю такта. Таким образом ударение вступает в противоречие с метрическим акцентом, образуя ритмическую сбивку — синкопу. Ощущение синкопы возникает только при наличии 2-х условий: 1) если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта; 2) если акцент на слабой доле такта будет не просто более сильным звуком, а подлинным ритмическим акцентом, вызывающим у слушателя внутренний толчок. Если же не будет этих 2-х внутренних акцентов, слушатель воспримет не синкопу, а сдвиг тактовой черты или нечто ритмически неоформленное.
В некоторых народных ритмах (грузия, средняя азия) присутствует едва заметное микроритмическое синкопированное опережение или запаздывание в соотнесении с основным метробитом, придавая некоторую живость ритму за счет естественной хромоты.
Пример синкопы в ритме Халиджи
1-+-2-+-
D-kD-kTk:
Алгебра ритмов
- ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РИТМОВ. (Сергей Кузнецов)
- Альтернативные способы ритмической нотации для
перкуссионистов. (Антонио Грамши). - Опыт естественной классификации ритмов на примере арабских iqa’at. (Антонио Грамши)
- Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)
- Алгебра ритмов. (Антонио Грамши)
- Балканская ритмика. (Антонио Грамши)
- Комбинаторика балканских ритмов (Антонио Грамши, 2022, PDF)
|
|
|
Размер
Размер такта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби.
Размер 2/2 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте;
Размер 3/4 состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 4/4 состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 7/8 состоит из семи долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте.
Так, например, ритм на 9/8 () будет короче ритма на 5/4 ().
Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. Смешанный размер образуется сочетанием двух- и трёхдольных размеров. Например 5/8 = 3/8+2/8 или 2/8+3/8 . Если в записи ритма после двоеточия стоят цифры со знаком +, это означает деление размера на доли. Например,
Для того чтобы играть сложные размеры часто используются короткие стишки в рифму размеров.
Например, раз-два-раз-два-раз-два-три используется для размера на 7/8.
В некоторых традициях, например в балканской музыке, нечетный размер приводят к четному за счет удлинения самих долей. Например, ритм «дажчово», аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.
Статьи о ритме и барабанах
- Интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
- Интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
- Интервью Сергея Кузнецова для барабанов мира-2015
- Мастера дарбуки
- Барабаны мира: исторический очерк.
- Хроники этнической музыки и восточного танца в России.
- История беллиданса его музыки.
- Драмминг для танцоров
- Барабаны мира: классификация.
- Мифы о барабанах и магические ритуалы с барабанами
- Барабаны Африки. (Лоуренс Грин)
- Ближневосточные барабаны
- Музыкальная археология древней и средневековой Средней Азии: ударные инструменты (PDF)
- Персидская и турецкая музыка
- Японские барабаны
- История русских военных барабанов (Сергей Мищенко)
- О русском военном оркестре и военных барабанах (PDF)
- Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби (PDF)
- Барабанный юмор
- Стихи про барабаны
- К этимологии слова «Перкуссия»
Новости музыкального оборудования
-
Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c
09 марта, 2022С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet…
-
Дебютные микрофоны Universal Audio
22 февраля, 2022Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,…
-
Портативный рекордер Zoom F3
21 февраля, 2022Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых…
-
Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами
20 февраля, 2022В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком…
-
Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
19 февраля, 2022Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс…
C
- calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
- cantabile — певуче.
- capo — начало. См. da capo al Fine.
- capriccioso — капризно.
- cesura или caesura — цезура, перерыв в звучании.
- chiuso — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
- coda — кода, заключительная часть произведения.
- col legno — «древком»; указание играть древком смычка.
- coloratura — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
- col pugno — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
- come prima — как ранее.
- come sopra — в первоначальном темпе.
- comodo — «удобно»; на средней скорости.
- con — с.
- con amor — с любовью.
- con brio — одухотворённо.
- con fuoco — с огнём.
- con moto — с движением.
- con slancio — с энтузиазмом.
- con sordino — с сурдиной.
- coperti — указание приглушить ударный инструмент тканью.
- crescendo — постепенно увеличивая громкость.
Длительность
Условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени. Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (секунда, минута, века), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Длительностью могут выражаться как звуки, так и паузы.
Существуют такие длительности как целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д. В целой ноте умещается две половинных, 4 четвертных, 8 восьмых, 16 шестнадцатых, и 32 тридцатьвторых.
Возьмем, например, ритм Максум на 4/4
T— является четвертной, D- является восьмой, а t — шестнадцатой. Как видно, чтобы поместить тридцатьвторую нужно либо удлинять строку, либо вводить дополнительные обозначения. В нашей школе для компактной формы записи используется ряд обозначений с роллами ~ или r. В арабской технике ролл ~ означает быстрое kk, в турецкой быстрое kkk (триоль).
Если за буквой R следуют серия ударов, то она означает TK или KT, если же это одиночный символ, то ногтевой ролл правой с завершением левой. M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd
M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd
Примеры
Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.
К такому делению относятся:
Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
Триоль — деление на 3 вместо 2-х
Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
Секстоль — деление на 6 вмест 8-ми
Септоль — деление на 7 вмест 8-ми
Новемоль — деление на 9 вместо 8-ми
Децимоль — деление на 10 вместо 8-ми
Ундецоль — деление на 11 вмест 8-ми (в нашей школе на занятиях вы можете услышать ундецоль с замедлением)
В восточноазиатских ритмах встречаются также рисунки с замедлением или ускорением, где длительность нот меняется по логарифмической шкале (звук отскакивающего мячика).
Знак равенства = в сочетании с цифрами означает операцию «размазывания», в случае если нужно показать, что определенное количество ударов приходится на несколько тактов. Например, 3=== означает, что на четыре такта приходится 3 удара (триоль). Если вместо тройки использовать 5 или 7, то это будет означать использование квинтоли или септоли. Если используется быстрая триоль, то знак равенства может опускаться.
t3k3 означает tktktk (арабская триоль), а t3t3 или t=3=t=3= означает t13t13 (турецкая триоль).
Когда возникает необходимость детализировать сложные заполнения, можно использовать так называемую модульную нотацию, разработанную Антонио Грамши. В этой нотации заполнение отдельной доли можно ограничить точками.
Пример 1
1. Компактная форма 2. Модульная запись с триолями: |
3. Модульная запись в столбик 4. Линеная нотация более длинная: |
Преимущество модульной нотации состоит в том, что очень сложные ритмы можно записывать в компактной форме, однако такая запись будет нелинейной относительно тактовой строки. На занятиях в школе мы используем форму записи в столбик, так как она очень удобна для записи на доске, к тому же в ней можно легко отделить базовый ритм от наполнений. Но её сложно сохранить в виде линейного текста, например для того, чтобы перенести запись в плеер ритмов, поэтому в учебнике используется линейная форма нотации.
I
- imperioso — повелительно.
- impeto, impetuoso — с натиском.
- imponente — решительно, выразительно.
- improvisando — импровизируя.
- in altissimo — на октаву выше.
- incalzando — ускоряясь и увеличивая громкость.
- incrocriante — указание исполнять пассаж через руку на арфе или фортепиано.
- indeciso — нерешительно, неопределённо.
- in disparte — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
- in distanza (in lontananza) — в отдалении.
- infurianto — гневно.
- in modo di … — в стиле …
- insensibile — «нечувствительно», указание изменять громкость или темп еле заметно.
- intimo — глубоко.
- iocoso — шутливо.
- irato — рассерженно.
2. Динамические оттенки
Список динамических оттенков. Эти обозначения указывают на относительное изменение громкости звука и не относятся к конкретным уровням громкости. В отличии от других итальянских обозначений, динамические оттенки обычно пишутся под нотной строкой или по центру между двумя строками в двойном стане с ключами.
Термин | Условное обозначение | Значение |
---|---|---|
pianississimo | ppp | крайне тихо |
pianissimo | pp | очень тихо |
piano | p | тихо |
mezzo piano | mp | умеренно тихо |
mezzo forte | mf | умеренно громко |
forte | f | громко |
fortissimo | ff | очень громко |
fortississimo | fff | крайне громко |
Изменения динамики
Список изменений динамики. «Вилочки» () обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени. Термины могут быть дополнены пунктирами для обозначения продолжительности изменения.
Термин | Условное обозначение | Значение |
---|---|---|
crescendo | cresc. или | постепенно увеличивая |
diminuendo | dim. или | постепенно ослабевая |
fortepiano | fp | громко, потом тихо |
sforzando, forzando, szforzato | sfz, sf или fz | внезапное ударение (применимо к ноте или аккорду) |
rinforzando | rfz или rf | усиление (применимо к ноте, аккорду или фразе) |
Полезные слова, фразы и устойчивые выражения
- score – партитура
- sheet music – нотная запись какого-либо произведения, его части или отдельной партии (в русском мы часто говорим просто «ноты», подразумевая именно это)
- movement – часть (муз. произведения)
- to practice – репетировать
- tune – а) тональность (разговорное), б) мелодия как последовательность звуков, напев, наигрыш
- to tune – настраивать
- jam – исполнение музыки, полностью или частично состоящее из импровизации (to jam – соотвествующий глагол)
- live performance, live – «живое» исполнение
- perfect pitch – абсолютный слух
- key – а) клавиша клавишного инструмента б) клапан духового инструмента
- desk – пюпитр
- scorewriter – нотный редактор
- music notation software – программное обеспечение для записи нот
- solfège – сольфеджирование, сольмизация
- music theory – музыкальная теория
- ear training – развитие музыкального слуха (в отличие от стран СНГ, где сольфеджио включает в себя музыкальную теорию, а также развитие слуха и памяти через сольфеджирование, в англоязычных странах эти две дисциплины не объединены в один предмет)
- musical memory, music-related memory – музыкальная память
- playing by ear – игра на слух, подбор на слух
- sight-reading – чтение с листа (sight-singing в случае вокала)
- method – учебное пособие по исполнительской технике
- false, tuneless – фальшиво
- in tune – чисто
- intone – а) интонировать б) запевать, начинать исполнение
- step и skip – «шаг» и «скачок» мелодии (у нас обычно говорят о шаговом и скачкообразном движении, а не единице этого движения)
- medley – попурри
- instrumental version, instrumental (сокращенно inst.), without vocals – минус, инструментальная версия, букв. без вокала (off vocal и karaoke в случае японских, корейских и китайских песен)
Как мы уже писали, это далеко не все активно употребляемые музыкальные слова и выражения на английском языке. Поэтому чтобы чувствовать себя уверенно в международной музыкальной среде, нужно целенаправленно изучать английский язык. Тем не менее, мы надеемся, что наш мини-словарик вам пригодится!
Поделиться
Такт
Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Такт объединяет в себе ритм (соотношение длительностей) и метр (сочетание сильных и слабых долей). В классической нотной записи такты отделены чертой. В учебнике такты отделены двоеточием или переносом.
Если после двоеточия стоит цифра, это означает повторение такта означенное количество раз. Если в конце строки двоеточия не стоит, это означает, что фраза заканчивается на другой строке.
Пример 1
Знак с цифрой означает повторение блока указанное количество раз
Пример 2
Пример 3
Если ритмический рисунок начинатся со слабой доли, то вначале образуется неполный такт — затакт. Затакт — это неполный такт, с которого может начинаться музыкальное произведение. Чаще всего это последняя доля такта, что очень характерно для латиноамериканской музыки.
Интервалы и аккорды на английском языке
Почти все интервалы в английском языке обозначаются обычными числительными, по количеству ступеней.
интервал – interval
прима | секунда | терция | кварта | квинта | секста | септима | октава |
unison | second | third | forth | fifth | sixth | seventh | оctave |
Характеристики «большая» и «малая» зовутся по-английски «мажорной» и «минорной» соответственно. Например: большая терция – major third, малая секста – minor sixth.
- чистая – perfect
- аккорд – chord
- трезвучие – triad
- септаккорд – seventh chord
- основной тон (аккорда) – root
- обращение – inversion, обратить – to invert
- разрешение – resolution, разрешить – to resolve
- увеличенная (-ый) – augmented
- уменьшенная (-ый) – diminished
Понятия из звукорежиссуры
Sound — звук.Amplitude — размах колебаний.Frequency — частота.Phase — фаза.Waveform — форма волны.Sine — синусоидальная.Triangle — треугольная.Square — прямоугольная.Saw — пилообразная.
Динамическая обработка
Compressor — сжиматель.Threshold — порог.Ratio — соотношение.Attack — время вступления.Release — время отпускания.Knee — колено сжатия.
Gain — усилитель.Maximizer — ограничивающий усилительLimiter — ограничитель.Clipper — усекатель.Deesser — смягчитель.Noisegate — шумодавитель.Transient Shaper — формовщик.
Частотная обработка
Equalizer — выравниватель.Filter — очиститель.Pitch Shifter — сменщик высоты тона.Time Stretcher — растягиватель.Saturator — насытитель. Exciter — возбудитель.
Звуковые приёмы
Tremolo — колебатель громкости.Vibrato — колебатель частоты.Chorus — хор.Flanger — гребень частот.Phaser — фазовращатель.Modulator — изменитель.Wah-Wah — квакушка.Overdrive — перегруз.Distortion — исказитель.
Analyzer — расщепитель.Correlation meter — фазометр.Phase Oscilloscope — фазограф.
Общие понятия
Accompaniment — сопровождениеSolo — один исполнительDuo — дуэтEnsemble — группаAcoustics — акустикаComposer — композитор Music — музыка, мелодия песниLyrics — слова, текст песниArrangement — аранжировкаArranger — аранжировщикSound engineer — звукорежиссёрRecording — записьMixing — сведение Mastering — мастеринг
Ритм
Понятие времени неразрывно связанно с понятием ритма, обозначающим циклически воспроизводящиеся процессы. В мифологическом контексте ритм — это прежде всего ритм жизни, проявляющийся во всех ее феноменах и на всех уровнях. Барабанный ритм — это рисунок, состоящий из распределения акцентированных ударов и предполагающий его многократное повторение. В музыке ритм — это скелет, её несущая конструкция. Чувство ритма — вид памяти, который хранит соотношения длительностей. То есть нужно запомнить (почувствовать), сколько времени должно пройти между двумя событиями, в нашем случае ударами по барабану. Значит, чувство ритма — это разновидность памяти, а память можно развивать. Для развития ритмической памяти можно использовать технику проговаривания ритмов с одновременным прохлопыванием тактовых долей. В индийской традиции подобная техника речевого ритма называется «коннакол». Персидские и андалузские ритмы также произошли от поэтических форм, выраженных в ритме.
https://youtube.com/watch?v=Npnqczi_-zY
P
- passionato — страстно.
- pesante — тяжело.
- pianissimo (pp) — очень тихо.
- piano (p) — тихо. Повторениями (pp, ppp) обозначаются ещё меньшие громкости.
- piacevole — приятно.
- piangevole — жалобно.
- più — больше.
- pizzicato — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн. Противоположная пометка — arco.
- pochettino (poch) — довольно мало.
- poco — немного.
- poco a poco — мало-помалу, постепенно.
- poi — тогда, затем.
- portamento — 1. Аналог glissando в вокальной музыке. 2. При игре на фортепиано — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato.
- precipitato — стремительно.
- prestissimo — крайне быстро.
- presto — очень быстро.
- prima volta — «в первый раз»; указание играть каким-то образом в первом из двух повторений.
- primo — первый.
A
- a, à (фр.) — на, у, к, с, при, в, до, в роде, в характере, в стиле.
- ab (нем. аб) — прочь, снять
- abaisser (фр. абасэ́) — понижать
- a cappella — а капелла, без инструментального сопровождения.
- A capriccio — «по желанию» или «произвольно» — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
- accelerando — постепенно ускоряя.
- accentato — с выделением, ударением.
- acciaccatura — форшлаг, очень быстро исполняемый и сливающийся с основной нотой.
- accompagnato — «с аккомпанементом» — аккомпанемент должен следовать любым изменениям в темпе пения.
- adagietto — довольно медленно
- adagio — медленно
- adagissimo — очень медленно
- ad libitum — по желанию исполнителя.
- affettuoso — нежно.
- affrettando — с поспешностью.
- agile — мягко.
- agitato — оживлённо.
- al, alla — в стиле, наподобие.
- alla breve — разбивать такт не на 4 четверти при счёте, а на 2 половинных ноты.
- alla marcia — в стиле марша.
- allargando — понемногу замедляясь.
- allegretto — умеренно скоро.
- allegro — скоро.
- altissimo — очень высоко.
- amabile — с любовью.
- andante — не торопясь.
- andantino — немного быстрее, чем andante.
- animato — живо.
- a piacere — указание исполнителю не придерживаться ритма строго.
- appassionato — страстно.
- appoggiatura — форшлаг, занимающий некоторую часть звучания основной ноты.
- a prima vista — с листа.
- arpeggio — буквально «как арфа». Обозначает, что аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу.
- arco — со смычком (в противоположность pizzicato).
- assai — очень.
- a tempo … — в темпе …
- attacca — (в конце части) начинать следующую часть сразу, без перерыва в звучании.
M
- ma — но.
- ma non troppo — но не слишком.
- maestoso — величественно.
- magico — волшебно.
- magnifico — величаво.
- malinconico — меланхолично.
- mano destra — правой рукой (сокращение: MD).
- mano sinistra — левой рукой (сокращение: MS).
- marcato — делать ударение на каждой ноте.
- marcia — марш; alla marcia означает «в стиле марша».
- martellato — подобно ударам молота.
- marzial — воинственно.
- melancolico — меланхолично.
- meno — менее.
- mesto — печально.
- mezza voce — вполголоса.
- mezzo — «половина»; используется в сочетаниях (например, mf — mezzo forte — довольно громко).
- mezzo forte (mf) — довольно громко.
- mezzo piano (mp) — довольно тихо.
- mobile — изгибчиво.
- moderato — умеренно.
- modesto — скромно.
- molto — очень.
- morendo — «умирая», затихая.
- mosso — движение.
Английские термины музыкальной теории
- звукоряд, гамма – scale (в английском гамма, как вид звукоряда, не выделяется отдельным термином);
- ступень звукоряда – scale degree
- тональность – key (параллельная – relative, одноименная – parallel)
- лад – mode
- мажор – major
- минор – minor
- ключевые знаки – key signature
- квинтовый круг – circle of fifths
- знак альтерации – accidental
Знаки альтерации, как и в русском языке, называются после ноты: например, фа-диез это F sharp.
- бемоль – flat
- диез – sharp
- повышение – sharping, raising
- повысить на, повышенный – to raise by, raised
- понижение – flatting, lowering
- понизить на, пониженный – to lower by, lowered
- бекар – natural
Немецкие обозначения тональностей типа G-dur для соль мажора или сis-moll для до-диез минора в английском не используются, как и обозначение повышенных/пониженных нот путем добавления к букве суффиксов -is/-es.
- тоника – tonic, keynote
- субдоминанта – subdominant
- доминанта – dominant
Орнаментика ритма
Орнаментика или орнаментация — звуки относительно мелкой длительности, украшающие основной ритмический рисунок. К сфере орнаментики относятся роллы, тремоло (последовательность 32-х), аппликатура. Орнаментика при помощи роллов и тремоло (~, r) является изюминкой игры на дарбуке, что отличает ее от других видов барабанов. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг).
В разделе ритмов орнаментика не прописана (см. учебник по дарбуке).
Орнаментика детализирует ритм, насыщает его экспрессией, увеличивает плавность переходов. Искусство орнаментики связано с импровизацией: опытные исполнители могут менять наполнение ритма и орнаментику по ходу исполнения, не повторяясь, при этом сохраняя основной ритмический рисунок. Чем выше уровень исполнительского мастерства, тем искуснее орнаментика
Важно помнить, что в оркестровом случае не стоит переусердствовать с заполнениями и орнаментикой, оставляя для мелодии воздушное пространство
Музыкальный Метр
Метр описывает общее ощущение ритма или распределение акцентированных ударов на метрономной сетке. Важнейшей характеристикой метра является его размер, а именно набор из двух чисел. Первое определяет число стандартных долей в такте, второе — относительную длительность стандартной доли. Иногда говорят о двойном или тройном метре для описания деления ритма на доли. Если такты имеют однотипную структуру, то размер метра справедлив для всего произведения. Если разную, то размер нужно указывать для каждого такта. По умолчанию, доли в пределах каждого такта имеют разную степень акцентированности, пусть даже и условной. Соответственно выделяются сильные и слабые доли. Акцентированность сильных долей тоже неоднородна в пределах такта.
Однако для этнической и восточной музыки понятие метра и его размера являются условностью, так как изначально понятие метра на Востоке связано с поэтическим ритмом. В случае балканских ритмов распределение сильных долей на метрономной сетке носит ассиметричный характер и, например, ритм аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.
Следует добавить, что исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма. Некоторые удары ритма могут не совпадать с сильными и даже слабыми долями.
Цифры над строкой
означают метрическую строку на 4/4. Плюсик означает слабую долю «и». При работе с метрономом каждая цифра является сигналом и соответствующим счётом. Полезно также при игре ритмов считать вслух и чувствовать ритм телом, например отбивать удары метронома ногой. Однако следует помнить, что во время выступлений лишние движения ногами будут отвлекать зрителя.
Темп
Cкорость исполнения ритма, определяемого частотой (количество ударов в минуту) основных долей.
Базовый темп для человека равен ритму спокойного сердцебиения — 60 ударов в минуту.
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempus» — время.
Для точного измерения темпа служит метроном.
Чтобы вырабатывать стабильное чувство темпа, следует играть под метроном, с длительными паузами между ударами для проверки точности возвращения в ритм.
На сегодняшний день шкала градаций темпов по метроному Мельцеля остаётся наиболее эффективным темповым обозначением в классической музыке. Основные темпы классической европейской музыки в порядке возрастания:
Медленные темпы:
граве: 40–48, значительно, торжественно, тяжело;
ларго: 44–52, широко;
адажио: 48–56, спокойно;
ленто: 50–58, медленно;
Cредние темпы:
анданте: 58–76, в характере шага (букв. «идущий»)
модерато: 76–96, умеренно, сдержанно;
Высокие темпы:
анимато: 96–120, оживлённо;
аллегро: 120–168, весело;
виво: 168–192, живо;
престо: 184–210, быстро.
Как можно видеть из таблицы, диапазоны темпов, соответствующих разным характерам исполнения, могут пересекаться. Это связано с тем, что , во-первых, темп указывается приблизительно, а, во-вторых, важен не столько темп, сколько именно характер исполнения, выражаемый отнюдь не только формальной скоростью.
Для прослушивания разных темпов, вы можете воспользоваться метрономом-онлайн.
В наше время также актуальны темпы электронной музыки.
Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.
Подстили транса:
Full on: 140-150
Psy : 146-155
Dark: 160 и более ударов в минуту.
Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. . Из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту и может достигать аж 200.
Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.
Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту.
В ближневосточной музыке одни и те же ритмические структуры с разными темпами называются по-разному. Например, быстрый «максум» называется фаллахи, а быстрая «вахда» называется «мальфуф».