Рассмотрим онтологические парадигмы
Генетическая
Данная теория подразумевает сочетание психологического и синтаксического членения. То есть в данном случае смысл соседствует с основной мыслью.
Структурно-синтаксическая
Второе название — речевой феномен
Особенность — не просто чтение того или иного предложения, но и его важность, актуальность для налаживания контакта с адресатом
Функционально-смысловая
В данном случае имеем сразу два направления: коммуникативное и познавательное. Этот метод основывается на совокупности языка и мышления
Семиотический подход
Этот метод достаточно молод, но достаточно перспективен. Основан на понятии актуального членения как одного из способов раскрыть речевую феноменологию языка.
Простой способ
Некоторые читатели наверняка захотят узнать, как можно точно определить тему и рему?
Проще всего это сделать, если задать к предложению вопрос.
Лучше всего рассмотреть этот способ на примере фразы «Папа вернулся из командировки». К ней возможно задать три разных вопроса, в зависимости от ситуации. Если спросить: «Кто вернулся из командировки?», то «папа» будет являться ремой. Соответственно, словосочетание «вернулся из командировки» войдет в состав темы. Если же вопрос звучит: «Откуда вернулся папа?», то слова «из командировки» будут ремой. «Папа» в данном случае — это тема.
Можно заметить, что слова, вошедшие в состав вопроса — это и есть тема предложения, а те из них, что не были упомянуты в нем, являются ремой. В разговорной речи обе составные части могут быть обозначены интонацией. Поэтому иногда можно проводить и анализ отдельной фразы. Тем более, если слушающий достаточно хорошо знаком с ситуацией. В письменном тексте, чтобы обозначить границы темы и ремы, часто требуется прочитать не одно предложение, а отрывок, позволяющий уяснить суть проблемы. Например, для того чтобы понять смысл высказывания «Они уже улетели на юг», достаточно ознакомиться с одним предыдущим предложением текста: «На озере сейчас нельзя увидеть уток».
В некоторых случаях, чтобы избежать путаницы, в письменном тексте возможно употребление предложений только с объективным порядком слов.
Тема, рема и разное другое
Предложения, состоящие исключительно из темы и ремы, в литературном тексте встречаются нечасто. Хоть смысл заключается именно в этих двух частях, но все остальные слова в предложении дополняют его, уточняют, развивают. Или настраивают читателя на восприятие этого смысла, или служат для связки темы и ремы, или просто украшают текст. Например, начинается рассказ со слов: «Жил царь, у которого было три сына». Здесь слово «жил» — это вводная часть предложения. Она нужна, потому что читатель до этого ничего о царе не знал. А вот «царь» — это уже тема. «Было три сына» — это рема, то, что читатель должен знать о царе. А слово «который» нужно для связки темы и ремы.
В качестве вводной части могут использоваться слова «однажды», «как-то», «этим вечером», «на следующий день», «в одном городе» и т. д. То есть в формальном членении предложения они, как правило, выполняют функцию обстоятельств. Иногда такие вводные части даже превращаются в самостоятельное предложение. «Хотите, я вам расскажу сказку? Так вот, давно это было…»
Слова-связки, которые называются элементами перехода, располагаются в предложении между темой и ремой. Чаще всего это союзы, вводные слова, местоимения или местоименные наречия. Например: «Я не знаю, почему идёт дождь» здесь элемент перехода – местоименное наречие «почему». Но бывают и другие части речи, например, в предложении: «Книга оказалась интересной» слово-связка – «оказалась».
В предложении не всегда можно чётко выделить тему и рему из-за сопутствующих слов и выражений — определений, обстоятельств, часто выраженных пространными причастными и деепричастными оборотами, вводных слов и замечаний. Чем больше таких сопутствующих слов, тем сложнее уловить смысл предложения. Но умелый автор построит предложение так, чтобы его ядро (тема и рема) были хорошо заметны и понятны читателю. И не приходилось задавать вопрос автору: «Это он сейчас о чём?»
Не все предложения содержат рему, некоторые могут состоять из одной темы. Например, односоставные предложения: «Смеркалось», «Тебе звонили» и т. д.
Порядок слов как фактор проведения смыслового анализа предложения
Смысловая структура предложения зависит от порядка слов. Порядок слов определяет смысл предложений. В каждом конкретном случае порядок слов зависит как от грамматической природы слов в предложении, так и от смысла всего предложения, который, в свою очередь, регулируется предыдущим и последующим предложениями.
В нейтральных высказываниях, которые строятся по принципу «от известного к неизвестному», тема предшествует реме. В экспрессивных, стилистически отмеченных высказываниях, наоборот, рема предшествует теме. Граница между темой и ремой отмечается самой большой паузой. В высказывании «Петр / учится в университете» тема сообщения – «Петр», если раньше говорилось о Петре или если это высказывание представляет собой ответ на вопрос: «Чем занимается Петр?». Но слово «Петр» может быть и ремой, если в предыдущей части текста говорилось об университете. Ремой оно может быть и в том случае, если это высказывание является ответом на вопрос: «Кто учится в университете?». Тогда естественно такое построение высказывания: «В университете / учится Петр» или «В университете учится / Петр».
Как видно из материала, которой проанализирован в этой статье, аспекты смыслового и формально-грамматического анализа предложений по большей части не совпадают друг с другом. Это вполне естественно, поскольку в основе каждого из этих подходов лежат принципиально разные научные принципы.
Тема и рема
Предложение – структурная единица синтаксиса, которая состоит из занимающих определенные синтаксические позиции элементов, членов предложения. Такой подход к членению считается формальным и предполагает выделение в предложении основных членов, подлежащего и сказуемого (структурное ядро), а также распространяющих членов.
В отличие от формального членения, актуальное связано с реализацией предложения в речевой практике как единицы передачи информации, которая должна быть оформлена в соответствии с коммуникативным заданием
Категория «актуальное» в этом случае акцентирует внимание на факте, что членение тематически сопоставимо с контекстом или ситуацией в момент речи
В каждом предложении, вне зависимости от порядка слов и фразовых ударений практически всегда выделяются две части: исходное высказывание и коммуникативная цель высказывания. Но бывают и актуально нерасчлененные предложения, в которых первая часть опущена. Пример: «Ударил мороз».
Возвращаясь к непосредственному предмету, укажем, что актуальное членение как раз и есть выделение в предложении описанных выше элементов:
- Исходная часть (тема) – известная часть информации или информация, которая угадывается по ситуации.
- Коммуникативная цель высказывания (рема) – новая, неизвестная слушателю ранее информация.
Термины тема и рема являются общепринятыми в русском языке. В английском языке наряду с такими же названиями (theme and rheme), гораздо чаще употребляется дихотомия топик и комментарий (topic and comment), а также топик и фокус (topic and focus). Содержательно близкие к ним также понятия основа и ядро, субъект и предикат.
Интересным фактом является то, что актуальное членение не совпадает с конструктивно-синтаксическим, ведь в зависимости от условий любой член предложения может быть как темой, так и ремой. Пример: «Барселона (тема) победила (рема)», «Победила (тема) Барселона (рема) В то же время при актуальном членении двусоставных предложений, подлежащее обычно выступает темой, а сказуемое – ремой.
Таким образом, информация создается путем динамического сочетания темы и ремы. Некоторые ученые, например представитель генетической теории Г. Пауль, также выделяют третий переходной (или связующий) член. Он выражается глагольным сказуемым, содержащим временные и модальные показатели, но широко не используется в современной науке. Более того, сама целесообразность выделения третьего члена многими ставится под сомнение.
Противоположности
Почему в названии данной статьи уточняется, что речь идет не просто о членении предложений, а именно об актуальном? Потому что существует еще и его синтаксический или грамматический вид. Такой разбор предложений проходят на уроках русского языка в средней школе. Поэтому о нем имеет представление практически каждый человек, за исключением детей младшего возраста. При таком членении слова в предложении рассматриваются в зависимости от своих грамматических, или лучше сказать формальных, функций: кто или что? — подлежащее, что делает? — сказуемое и так далее. Такие же вопросы присущи и частям предложения при актуальном членении.
Так, тему можно выявить, задав вопрос: «Кто?» или «Что?», а рему — «Что об этом знает или думает автор?». Порядок слов в предложении в русском языке считается достаточно свободным, поэтому и его составные части в обоих случаях могут изменять свое положение.
Но, несмотря на схожесть, тема далеко не всегда совпадает с подлежащим, а рема — со сказуемым.
Чтобы убедиться в верности этого, следует рассмотреть пример.
Вот ситуация: школьный библиотекарь хочет узнать, верно ли он отметил, что именно этот мальчик взял книгу.
Он задает вопрос «Володя взял книгу?». С точки зрения синтаксиса это предложение является стандартным. На первом месте стоит подлежащее (Володя), на втором — сказуемое (взял). Но если проанализировать его согласно с темой данной статьи, то окажется, что составляющие предложения находятся в обратном, то есть субъективном, порядке. В этом случае словосочетание «взял книгу» можно назвать темой, а имя Володя — ремой. На данном примере также видно, что синтаксический разбор предложения можно произвести в любом случае, даже если оно дано вне какого-либо контекста.
Однако выделить актуальные составляющие, не зная ситуации, в которой оно было употреблено, не получится.
Онтологические парадигмы актуального членения
В понимании столь сложной и многоаспектной темы не последнюю роль играет знакомство с развитием теории, представлений и подходов к проблеме. В изучении лингвистами вопросов связанных с актуальным членением, можно выделить, по меньшей мере, 4 этапа, которые соответствуют 4 онтологическим парадигмам (по Н. В. Иванову, доктору филологических наук).
Генетическая парадигма (Г. Габеленц, Г. Пауль и др.). Немецкие младограмматики первыми в структуре предложения выделили наряду с синтаксическим членением психологическое. В разработанной ими теории под психологическим членением подразумевалось выражение смысловой направленности предложения, на основе развертывания высказанной в нем мысли. Оно было, в сравнении с синтаксическим, вторичнымструктурным фактором.
Структурно-синтаксическая парадигма. Окончательно сформировалась в трудах чехословацкого филолога В. Матезиуса (главы и организатора Пражского лингвистического кружка, деятельность которого поспособствовала разработке теории структурной лингвистики; в него также входили Б. Гавранек, Б. Трнка, выпускники Московского университета – Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и другие). В. Матезиус первым употребил термин «актуальное членение предложения» как название речевого феномена
Он рассматривал его, в отличие от немецких младограмматиков, как равный, паритетный синтаксическому членению порядок, основываясь на его важности в коммуникации
Функционально-смысловая парадигма. Актуальное членение предложения рассматривается в данном направлении с двух точек зрения – коммуникативной и познавательной. Гносеологическая трактовка тесно связана с изучением проблемы взаимоотношения мышления и языка, поэтому здесь актуальное членение является синонимом к логико-смысловому. Коммуникативный подход изначально опирался на мнение, что актуальное членение сродни коммуникативной функции высказывания, а коммуникативная обусловленность считалась первопричиной актуального членения. Но позже, в связи с диверсификацией ряда критериев, и появлению более широких подходов к обусловленности, многие положения были пересмотрены.
Семиотический подход. Молодой подход, который основывается на понимании актуального членения как ключа к речевой феноменологии знака. Предложение трактуется как знак, которое изучается в единстве с его номинативной и предикативной функциями. Является перспективным направлением, но, как считают лингвисты, говорить о сформировавшейся дискурсивно-семиотической парадигме пока рано.
Актуальное членение текста
Основная единица коммуникации – текст, как совокупность смысловых, лексических, грамматических, интонационных или графических связей между словами, словосочетаниями, предложениями и фразами, образующих единство высказывания.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка дает следующее определение членимости текста: параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса; функция композиционного плана текста целого произведения; наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и целостностью текста произведения.
Главные положения теории актуального членения являются общепринятыми. Но с 80-х гг. ХХ века наблюдается тенденция смещения акцентов синтаксической науки от изучения тема-рематического членения в сторону все большей заинтересованности интерпретацией разных структур высказывания с точки зрения коммуникативного и текстового задания. Это, во многом связано с научной деятельностью советского филолога И. Р. Гальперина, который изучал структуру письменного текста. В нем он выделял 2 типа членения:
- объемно-прагматическое;
- контекстно-вариативное.
К первому типу относится разделение текста на тома, книги, части, главы, абзацы, сверхфразовые единства. Ко второму – речетворческие акты, такие как речь автора, описание, повествование, диалоги, цитаты, прямая речь.
Основными же единицами звучащего текста (его речевой организации) является сверхфразовое единство (СФЕ) и высказывание. СФЕ – сложное структурное единство, складывающееся из минимум двух самостоятельных предложений, объединенных общим смыслом, представляет собой часть завершенной коммуникации. СФЕ строится из высказываний (реализованных предложений, лексически наполненных, обозначающих конкретный смысл единиц речи). С точки зрения задач членения текста не каждое предложение является высказыванием, но каждое высказывание есть предложение.
Сверхфразовое единство композиционно всегда монотематично. Переход от одной темы к другой называется границей сверхфразового единства
При этом важно чтоб она характеризовалась коммуникативной преемственностью между составляющими структурными элементами. Текст, как завершенная коммуникативная данность, предполагает такое соединение высказываний, при котором каждое последующее имеет минимальную часть информации вмещенной в предыдущем
Исходные данные
Под темой принято понимать информационную составляющую предложения, которая уже известна читателю или слушателю или о которой можно легко догадаться с помощью несложных логических построений. Для лучшего уяснения этого понятия следует привести несколько примеров. В предложении «Твой друг — отличный педагог» словосочетание, стоящее в самом начале является его темой.
То есть предполагается, что слушатель знает о ком идет речь. Словосочетание «твой друг»- тема этой фразы. Она не обязательно должна быть хорошо известна. Но в любом случае предполагается, что тема легко усваивается и поэтому не требует дополнительных разъяснений. Это своеобразная отправная точка высказывания. На ней основывается весь дальнейший ход рассуждений. Стоит заметить, что в статье рассматривается именно актуальное членение простого предложения.
Общее представление о смысловом анализе предложения
Замечание 1
Смысловой анализ предложения представляет собой определение лексико-семантической структуры предложения. Начало смыслового анализа предложения состоит в анализе реальной семантики лексических единиц, которые составляют предложение.
Из логики в языкознание привнесены понятия диктума и модуса.
Определение 1
Диктум представляет собой объективную ситуацию, которая отражена в предложении. Модусом же называют вносимые говорящим в предложения субъективные оттенки. Диктум и модус являются основными терминами в рамках семантического синтаксиса.
Однако до сих пор сохранилась трудность их определения. Она заключается в том, что рассматриваемые в процессе смыслового анализа предложения вопросы объективности и субъективности и соответствующие им вопросы истинности и ложности предложения скорее относятся к философии, а не к языкознанию.
Кроме проблем диктума и модуса к сфере, которая непосредственно связана со смысловым анализом предложения, относится вопрос о пресуппозиции. Пресуппозиция представляет собой тот компонент смысла, который позволяет воспринять предложение либо как истинное, либо как ложное.
Таким образом, прежде, чем приступить к реализации смыслового анализа предложения, необходимо быть вооружённым рядом лингвистических понятий и принципов. Это позволит исследователям сделать грамотные и обоснованные выводы о семантической сущности предложения.
Методы передачи компонентов актуального членения
Позиционно. В данном случае в начале предложения — тема, в конце — рема
Это достаточно распространенный способ, когда рассказчик хочет как можно быстрее покончить с маловажной частью и сразу перейти к фактам и основной мысли. В целом, этот способ является достаточно эффективным, и его часто можно заметить в выражениях видных деятелей, например, политиков.
Интонационно
Здесь большую роль имеет умение рассказчика правильно расставлять акценты, ударения, вовремя брать паузы и применять множество других подобных приемов.
Ремовыделительные конструкции. Как правило, это агентивные дополнения. Они указывают на источник действия. Англоговорящие люди, например, применяют для этого неопределенные артикли.
Выделительно-ограничительные наречия. Тут следует понимать, что частицы далеко не всегда могут выделять рему. Например: курицы не летают. То же касается и других частиц.
Контекст. Здесь все достаточно просто — это дополнение к некой форме.
В целом, актуальное членение — очень полезный навык, которым должны обладать все, кто хочет посредством текста воздействовать на аудиторию
При этом не особенно важно, будет ли это интернет-рассылка или живая речь, обращенная к людям на каком-либо выступлении. Чтобы освоить все полезные приемы, которые можно использовать в деловой переписке, для докладов или просто в работе, можно либо повторять все правила из учебников русского языка, либо пройти наш новый курс «Идеальный русский»
В нем собраны теория, которая поможет восполнить пробелы в знаниях русского языка, практические упражнения на закрепление навыков, диктанты и лайфхаки. Сделайте свой русский идеальным!
«Средства связи»
Кроме темы и ремы существуют также элементы, которые нужны для их логической связи между собой. Они являются своеобразным «мостом» от известного к новому. Их принято называть элементами перехода. По отношению к теме и реме они играют второстепенную роль. Данные элементы легко заменить синонимами, или в некоторых случаях вообще опустить.
Так, в предложении «Он является отличным футболистом» слово «является»- это и есть элемент перехода.
«Он»- лицо, о котором сообщается некая информация. Поэтому тему высказывания можно назвать этим местоимением. «Отличный футболист»- характеристика, которую дает данному человеку автор. Значит, в этом словосочетании заключена рема всего предложения. Глагол (переход) «является» можно пропустить. В этом случае в письменном варианте предложения вместо него должно появиться тире.
Тема и рема — что это такое
Этим условием является осмысленность и связность предложений. Несомненно, каждый автор вкладывает в предложение определённый смысл, по крайней мере, как он его понимает. Однако читатели не всегда этот смысл улавливают. И такие бессмысленные предложения либо воспринимаются в тексте как ничего незначащий мусор, либо при попытке понять их смысл затрудняют чтение.
Смысловое содержание предложения зависит от его актуального членения. Это один из принципов лингвистики, название которого придумал ещё в первой трети XX века чешский лингвист Вилем Матезиус. Матезиус рассматривал предложение, как речевое высказывание, которое передаёт мысль говорящего или пишущего. И это высказывание в элементарном виде разделяется на две взаимосвязанные смысловые части: тему и рему.
- Тема — это часть предложения, в которой содержится известная читателю или общеизвестная, очевидная информация. Тема как бы задаёт направление мысли.
- Рема — это раскрытие темы, вывод из неё или сообщение какой-то новой информации, так или иначе, связанной с темой. То есть развитие мысли.
Связь темы с ремой — это обязательное условие построения осмысленного предложения, иначе получится по поговорке: «В огороде бузина, а в Саратове дядька».
Как правило, в предложении тема предшествует реме, при перестановке частей предложения и тема с ремой тоже меняются местами. Например: «Новую книгу написал автор». «Гроза началась к вечеру». Однако, согласитесь, смысл предложений в этом случае уже несколько иной из-за смещения акцентов.
Впрочем, в русском языке перестановка местами темы и ремы тоже случается, и тогда можно говорить об Инверсия может быть и специальным лексическим приёмом, но чаще всего это ошибка, затрудняющая восприятие текста. Например, в стихах А. С. Пушкина инверсия — это поэтический приём:
«Роняет лес багряный свой убор». «Лес» — это тема, «роняет багряный свой убор» — рема. Но в этом предложение места их поменялись. В прозаическом же произведении такая смена обычно напоминает речь магистра Йоды.