История создания и развития еаэс: от евразэс через тс и еэп

Таможенный союз ЕАЭС

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

История

Истоки Евразийского экономического сообщества

Саммит ЕврАзЭС 31 мая 2001 г.

10 октября 2000 года, когда были достигнуты реформы в СНГ, было образовано Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС стремился ликвидировать неудачи СНГ, сформировать настоящий общий рынок, противостоять вызовам глобализации и возобновить интеграционные процессы в рамках СНГ. Очень быстро ЕврАзЭС превратился в экономическое дополнение ОДКБ .

Роспуск ЦИК в ЕврАзЭС

В 2004 году Россия присоединилась к Центральноазиатскому экономическому сообществу (ЕОУС) с целью усиления своего присутствия в Центральной Азии. Вскоре Москва выразила желание распустить ЕОУС в ЕврАзЭС. В конце 2005 года Узбекистан выступил за присоединение к ЕврАзЭС, что побудило других членов ЕОУС вести переговоры и в конечном итоге объединить две организации. Это слияние произошло 25 января 2006 года. С 2006 года большая часть функций Центральноазиатского экономического сообщества была передана ЕврАзЭС

Однако статус нынешних наблюдателей ЕОУС, которые не являются наблюдателями ЕврАзЭС, еще не определен (включая Грузию и Турцию, последняя активистка, которая также выступает за присоединение к Европейскому Союзу).

Члены хотели, чтобы ЕврАзЭС стал жизнеспособным экономическим блоком между могущественным ЕС на Западе и растущими экономиками на востоке, которые создали АСЕАН ).

Выход Узбекистана из ЕврАзЭС

16 октября 2008 г. Узбекистан направил в Секретариат ЕврАзЭС официальную ноту с просьбой выйти из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Хотя Узбекистан не привел никаких официальных причин, многие интерпретируют этот шаг как попытку возродить стагнирующие отношения с Западом и решительно отвергнуть влияние России. Другие точки зрения интерпретируют этот шаг Узбекистана как националистическую попытку в ответ на экономический кризис с целью восстановления более жесткого контроля над своей экономикой.

Наследие Евразийского экономического сообщества

Члены Таможенного союза — Казахстан, Беларусь и Россия — достигли договоренности о едином таможенном тарифе в июне 2009 года и одобрили график создания единой таможенной территории. Новый Таможенный союз вступит в силу 1 июля 2010 г.

Руководители России, Казахстана и Беларуси одобрили документы о создании «единого экономического пространства» 1 января 2012 года — единого рынка товаров, инвестиций и рабочей силы.

29 мая 2014 года в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, по итогам которого Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Беларуси Александр Лукашенко подписали Соглашение о Евразийском экономическом союзе.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.

Таможенный союз ЕАЭС

Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.

Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС. 


Евроазиатский экономический союз

Объединение государств в единое экономическое пространство преследовало фактически одну глобальную цель — укрепление экономики. Она складывалась из ряда преимуществ, которые получили члены Таможенного союза:

  • единая форма контроля за качеством;
  • уменьшение себестоимость товаров за счет упразднения таможенных пошлин;
  • усиление конкурентоспособности товаров Таможенного союза;
  • увеличение покупательского спроса за счет расширения рынка сбыта;
  • общий рынок труда, уравнивающий права трудовых мигрантов с гражданами страны.

В технических регламентах Таможенного союза (в перечне, утвержденном 2 апреля 2019 года, их перечислено 47) закреплены нормы безопасности для продовольственных и иных товаров, механизмов, услуг, сооружений и т.д, действующие на территории всех государств ЕАЭС. Эти документы охватывают широкий спектр областей применения. Есть, например, технический регламент “О безопасности аттракционов”, “О требованиях к минеральным удобрениям”, “Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники”.

На таможенной территории ЕАЭС по максимуму устранены барьеры, мешающие свободной торговле между государствами. Но есть и изъятые товары, на которые определенные ограничения все же действуют.


Заседание ЕАЭС

Между государствами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская республика и Армения) нередко возникают противоречия, вызванные разногласиями из-за ввоза некоторых товаров и оборота энергоресурсов. Еще одна важная причина конфликтов — неравномерное распределение сумм ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Математика такова: в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

В 2023 году на Таможенный союз оказывают полномасштабное влияние актуальные геополитические факторы:

  • санкции против России;
  • конфликт с Украиной;
  • ближневосточные кризисы.

Роль Евразийского таможенного союза на мировой сцене стала за последнее время более заметной. Вызвано это и реформированием, и выполнением перечня основных задач, которые задекларированы в программных документах организации. Однако противоречия между странами-участниками остаются, а политическая обстановка не способствует уверенности в завтрашнем дне. Это отпугивает как инвесторов, так и потенциальных партнеров. Сложно пока говорить о перспективах усиления значимости Союза в масштабах мировой экономики.

Есть и критически настроенные эксперты, утверждающие, что Таможенный союз для России “идеологическая игрушка”, не имеющая реальной ценности для других членов.

Экономическое сотрудничество: другие экономические проекты

Свободное передвижение людей и капитала

У Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества есть проект по созданию режима, способствующего свободному перемещению людей и капитала стран-участниц ( Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана ).

«  Только общее, что мы сможем отстаивать наши национальные интересы и создать условия, способствующие повышению благосостояния наших народов»,  — добавил Бузубаев .

Валютный союз

Столкнувшись с падением курса доллара США и повышением курса российского рубля, Россия, Беларусь и Казахстан решили создать валютный союз. А 28 мая 2009 года Россия ввела рубль в торговлю с Казахстаном и Беларусью.

Армения также выразила заинтересованность в создании «  рублевую зоны  ». Недавно Россия заявила, что стремится превратить российский рубль в региональную валюту.

Зерновой союз (Россия-Казахстан-Украина)

Зерновой союз — это российская инициатива, начатая в 2009 году, чтобы объединить Россию, Украину и Казахстан для совместной работы на мировом рынке.

Список стран ЕАЭС 2023

Как уже было сказано, членство в таможенном союзе априори означает принадлежность к ЕАЭС. Пять государств, входящих в его состав, пользуются всеми преференциями, ради которых и создавалась организация. Несмотря на все противоречия страны ЕАЭС продолжают укреплять внутренние связи и упрощать взаимодействие.

Россия


Флаг России

Является ключевым участником ЕАЭС. Причиной тому и географическое положение, и площадь (треть всей территории Евразии) и и традиционная роль лидера, консолидирующего вокруг себя страны, народы и нации. Вклад России во внешнюю торговлю ЕАЭС — 84,3%, во взаимный оборот по экспорту — 62,4%, а по импорту — 34,2%. Российская Федерация стояла у истоков и являлась инициатором учреждения ЕАЭС, являясь членом организации с момента её создания — 1 января 2015 года.

Кыргызская республика 


Флаг Кыргызской республики 

Гористая страна в Центральной Азии, столицей и крупнейшим городом которой является Бишкек. По если смотреть на хронологический порядок, это последний на сегодня участник, вступивший в ЕАЭС 8 мая 2015 года.. Участие в этой экономической интеграции самым благотворным образом сказалось на инвестиционном климате на территории республики.

Казахстан


Флаг Казахстана в Астане

Государство, расположенное в центре материка, бОльшая часть которого находится в Азии, а меньшая — в Европе, со столицей в Астане. Вместе с Россией и Белоруссией состоит в ЕАЭС со дня его основания 1 января 2015 года. Объем торговли Казахстана на общесоюзном рынке в 11 раз превышает внутриреспубликанский.

Белоруссия


Флаг Беларуси

Страна, находящаяся в Восточной Европе, чьей столицей и одновременно крупнейшим городом является Минск, в первый день 2015 года стала одной из трех изначальных стран-участниц ЕАЭС наряду с Россией и Казахстаном. В деятельности союза принимает весьма активное участие.

Армения 


Флаг Армении

Присоединилась к ЕАЭС на один день позже трех стран-“первопроходцев”, 2 января. Государство расположено в Закавказье, на севере Передней Азии, его столица — Ереван. Вступление в Союз стимулировало развитие внешней торговли и привлекло поток инвестиций. 

ЕАЭС: наблюдатели при организации

Статус государства-наблюдателя могут получить страны, заинтересованные в эффективном экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Конечно, если Высший экономический евразийский совет одобрит эту инициативу. Представители стран-наблюдателей могут посещать заседания совета, знакомиться с документами (за исключением конфиденциальных), однако не участвуют в принятии каких-либо решений.

Наблюдатели берут на себя определенные обязательства: в частности. не допускать действий и высказываний, которые могут принести вред Союзу.

На сегодня статус наблюдателя ЕАЭС есть у трех стран:

  • Молдавия (с 14.05.2018)
  • Узбекистан (с 11.12.2020)
  • Куба (с 11.12.2020)

Основные вехи развития ЕАЭС

1994
г.
 – в
Москве впервые прозвучала идея (Н.А. Назарбаев) формирования Евразийского Союза
Государств; в представленном интеграционном проекте впервые использовалось
название Евразийский Союз.

1995
г.
– в Москве
подписано Соглашение о Таможенном союзе (правительствами Республикой Беларусь и
Российской Федерации, с одной стороны, и правительством Республики Казахстан, с
другой стороны), направленное на «дальнейшее развитие сбалансированных и
взаимовыгодных отношений» между сторонами, а именно – на устранение препятствий
для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами
сторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и в
конечном итоге гарантирование устойчивого развития национальных экономик.
 

1996
г.
– в Москве
подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной
областях (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Российской Федерации).

1999
г.
– в Москве
подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве
(президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Республики Таджикистан и Российской Федерации).

2000
г.
 – в
Астане учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (президентами
Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики
Таджикистан и Российской Федерации) в целях эффективного продвижения процесса
формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2003
г.
– в Ялте
подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства
(президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и
Украины), обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы.

2007
г.
– в Душанбе
подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании
Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, в котором поставлена цель – «обеспечение свободного перемещения
товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза
с третьими странами, а также развитие экономической интеграции сторон».

2010
г.
– начал
функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отменены
таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено
беспрепятственное движение товаров на территории трех государств; приняты 17
базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования
Единого экономического пространства; подписана Декларация о формировании
Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации (президентами трех стран), в целях обеспечения
гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими
странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с
выходом на создание общего экономического пространства.

2011
г.
– подписана
Декларация о евразийской экономической интеграции (президентами Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), в которой заявлен
переход «к следующему этапу интеграционного строительства – Единому
экономическому пространству (ЕЭП)», основывающемуся «на принципах соблюдения
общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и
равенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека,
правового государства и рыночной экономики»; принято решение «О вступлении в
силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определявшее
введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.

2012
г.
– вступление
в силу международных договоров, формирующих правовую основу Единого
экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, создающих основу для свободного передвижения не только товаров, но и
услуг, капитала и рабочей силы; начало работы Евразийской экономической
комиссии со штаб-квартирой в Москве.

2014
г.
– подписание
Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (президентами
государств-членов ТС и ЕЭП), Договора о присоединении Республики Армения к
ЕАЭС, Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

2015
г.
– вступление
в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Исключения

Сообщество государств во взаимном сотрудничестве оговаривают ограничения в области:

  • охраны здоровья, жизни;
  • обеспечения морали, правопорядка;
  • защиты окружающей среды, животных и экологического поддержания;
  • сохранения культурных ценностей;
  • выполнения международных обязательств;
  • обороны страны, безопасности.

Фото: pixabay

Вводятся ветеринарно-санитарные, карантинные меры, если этого требуют обстоятельства. Расшифровка статей отражается в соглашениях.

Оборот отдельных товаров может ограничиваться, то есть порядок перемещения, обращения определяется договорами между участниками.

Примечания

Русский мир

Страны русского мира  ЕАЭС: Армения • Беларусь • Казахстан • Киргизия • Россия

СНГ: Азербайджан • Молдавия (в том числе Гагаузия) • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина

Прочие страны: Болгария • Грузия • Израиль • Латвия • Литва • Сербия • Эстония Частично признанные: Абхазия • ДНР • Запорожская область • ЛНР • НКР • ПМР • Херсонская область • Южная Осетия • Проекты: Новороссия • Малороссия

Организации  Евразийский союз • ОДКБ • СНГ
Общее  Русское православие • Русский язык

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина • Украинская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Экономическое сотрудничество

Единое экономическое пространство

После обсуждения создания общего рынка между странами СНГ, такими как Россия, Украина, Беларусь и Казахстан, принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена ​​после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , и первоначально ее будет возглавлять представитель Казахстана., и не будет подчиняться правительствам четырех стран. Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте. 22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство было несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. 1 марта 2010 г. первый заместитель главы администрации президента г.Вновь избранный президент Украинской Виктор Янукович , Ирина Akymova заявил , что Украина не намерена вступать в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии в ближайшем будущем «С таможенного союза противоречит и значительно усложнит вступление Украины в ВТО

Единый рынок для Евразийского экономического сообщества вступил в силу в январе 2012 года с последующим созданием Евразийского экономического союза на 1 января 2015 года

Евразийский таможенный союз

Создание таможенного союза между странами-членами ЕврАзЭС стало приоритетной задачей с весны 2008 года, когда ЕС объявил о своем Восточном партнерстве . С того времени между ЕС и Россией возникли разногласия, когда обе стороны обвиняли друг друга в попытке вырезать сферы влияния над соответствующими странами (Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина). Наднациональный орган таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия — был учрежден 12 декабря 2008 года. По сути, Россия предложила членам ЕврАзЭС доступ на свои рынки (например, для Казахстана) и более низкие цены на энергоносители (например, для Беларуси). , Украина). Предложение ЕС странам-членам равносильно обещаниюде-факто интеграция с ЕС, например, упрощенные визовые требования.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать для общины единую безналичную валюту — евраз . Сообщается, что это помогло бы оградить страны от глобального экономического кризиса.

3 сентября 2013 года EUobserver сообщил, что Армения решила присоединиться к Евразийскому таможенному союзу. Сайт цитирует коммюнике правительства России, в котором говорится, что «Армения присоединиться к Таможенному союзу и предпринять необходимые практические шаги для последующего участия в формировании Евразийского экономического союза».

Антикризисный фонд

9 июня 2009 года государства-члены ЕврАзЭС в сотрудничестве с Арменией объявили о создании антикризисного фонда Eurasec для преодоления финансового кризиса 2009 года.

Министр финансов России Алексей Кудрин пояснил: «Деньги фонда будут использоваться для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам-членам, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. Таким образом, этот фонд будет своего рода копией Регионального международного валютного фонда. Фонд (МВФ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Как мы знаем, МВФ обеспечивает стабилизацию кредита на глобальном уровне, в то время как ЕБРР предоставляет кредиты для инвестиционных проектов. Россия отказалась увеличить размер своего взноса в МВФ, который использовался бы для предоставления кредитов для стабилизации положения нуждающихся стран по всему миру. Вместо этого он создает региональный фонд для помощи своим соседям и союзникам «.

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил: «Евразийское экономическое сообщество создаст фонд в размере 10 миллиардов долларов для борьбы с финансовым кризисом». 9 июня 2009 года Фонд был учрежден на заседании ЕврАзЭС.

Россия и Казахстан внесли в антикризисный фонд 7,5 млрд и 1 млрд долларов соответственно.

Главные отличия интеграционных объединений

Состав государств – членов ЕАЭС и ЕврАзЭС различен: в ЕврАзЭС не входила Армения, но членами являлись Таджикистан и Узбекистан.

ЕАЭС характеризуется более глубокой степенью интеграции по сравнению с ЕврАзЭС и более тесными и разнообразными экономическими связями.

Очевидно различие в целях ЕАЭС и ЕврАзЭС. Основными целями ЕАЭС являются:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

При этом целями ЕврАзЭС являлись:

  • развитие экономического сотрудничества, взаимной торговли государств – членов ЕврАзЭС,
  • эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (следующий этап интеграции после таможенного союза),
  • координация действий государств ЕврАзЭС при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Существенно отличается компетенция органов ЕАЭС и ЕврАзЭС. По сравнению с компетенцией органов ЕврАзЭС каждый из органов ЕАЭС наделен более широкой компетенцией по более широкому кругу экономических вопросов.

При этом высшими органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет и Евразийский межправительственный совет. Постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ЕАЭС – Евразийская экономическая комиссия.

Судебный органЕАЭС – Суд Союза, постоянно действующий судебный орган ЕАЭС, учрежденный в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. с целью обеспечения единообразного применения актов права ЕАЭС его государствами-членами и органами. Расположен в Минске.

Функции:

  • разрешает споры, возникающие по вопросам применения права ЕАЭС;
  • осуществляет разъяснение актов права ЕАЭС.

Суд ЕАЭС является единственным органом, в компетенцию которого входит судебный пересмотр решений ЕЭК. Национальные суды государств-членов решения Комиссии пересматривать не могут.

К 2025 году предусматривается создание наднационального органа по регулированию финансового рынка, который станет базовым элементом формирования общего финансового рынка ЕАЭС.

Судебный органЕврАзЭс – Суд Сообщества. Находился в Минске. К компетенции суда относились:

  • обеспечение единообразного применения Договора от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений;
  • рассмотрение споров экономического характера, возникающих между государствами — членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС;
  • толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС.

Высшим органом ЕврАзЭС был Межгосударственный совет, а постоянно действующим руководящим органом ЕврАзЭС – Интеграционный комитет, в состав которого входили заместители глав правительств стран ЕврАзЭС.

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

Управление и финансирование

Постоянно действующим координирующим органом является Комиссия, она осуществляет полномочия в сферах:

  • таможенное и техническое пространство;
  • ветеринарно-санитарные меры;
  • торговые режимы;
  • статистика;
  • валютная и конкурентная политика;
  • промышленные и сельхозсубсидии;
  • энергетика и естественные монополии;
  • муниципальные, госзакупки;
  • торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт;
  • интеллектуальная собственность;
  • трудовая миграция;
  • финансовые рынки;
  • прочее.

В Комиссию входят Совет и Коллегия. Порядок деятельности регулируется Регламентом, утверждаемым Высшим органом.

Союз является юрлицом, финансирование происходит за счет долевых взносов стран-участниц объединения. Формируется в российских рублях. Объемы и состав вложений устанавливаются коллегиально.

Бюджет должен быть сбалансирован. Часть расходов распределяется на поддержание управления органом, другая – на осуществление основных задач.

Узнайте, как работает Росфинмониторинг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: