Арифметика

Где и как учиться ментальной арифметике

Сегодня существует множество развивающих студий, которые предлагают пройти курсы по ментальной арифметике

Какую из них выбрать, решать вам: обратите внимание на цену, удобное расписание и возможность посещать занятия вместе с ребёнком

Научиться ментальному счёту можно и дома, но для этого потребуется не только желание, но и абакус, обучающие пособия или видеоуроки и масса терпения. 

Как выбрать школу или курс ментальной арифметики

Сейчас почти везде есть “развивашки”, обучающие ментальному счёту. Но, к сожалению, там иногда можно встретить непрофессионалов, которые самостоятельно обучились по видеороликам и решили передавать свои знания дальше. Поэтому при выборе школы будьте бдительны.

Вот несколько пунктов, на что важно обратить внимание:

  1. Есть ли возможность посетить первое пробное занятие бесплатно.Так вы сможете убедиться, готов ли ваш ребенок обучаться или ещё нет, познакомиться с преподавателями, оценить сам центр и задать все интересующие вопросы.

  2. Уточните, где обучались педагоги, есть ли у преподавателя документ о праве обучать ментальной арифметике. Проходил ли обучение сам руководитель центра или школы.

  3. Попросите рассказать, по какой методике работают в этой школе.Если вам скажут, что обучать без формул (при счёте на абакусе есть 26 базовых формул, а их сочетание равно ещё 38), то бегите оттуда. 

  4. Есть ли какие-то тренировочные платформы, экзамены, олимпиады. Центр, в котором есть только бумажные тетради и абакусы (соробаны), отстаёт от современных методов обучения ментальной арифметике.

Выбрав школу, обращайте внимание, какие успехи делает ваш ребёнок. Стоит задуматься о другой студии, если малыш после пары месяцев обучения:

  • продолжает считать на абакусе одной рукой;

  • делает вычисления с трёхзначными числами, но затрудняется, решая простые примеры (3+4 или 6-2) 

Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против

Научиться быстро считать в уме дома — это не фантастика, а реальность. Но сначала вам самим стоит освоить азы ментальной арифметики, выстроить план занятий на несколько месяцев вперед, запастись пособиями, купить абакус или соробан. 

Какие есть плюсы в занятиях дома:

  • комфортная обстановка для ребёнка,

  • экономия времени (не нужно тратить время на дорогу в центр или школу),

  • новый вид общения с ребёнком,

  • более глубокое понимание способностей малыша.

Есть и отрицательные стороны домашних занятий:

  • “педагог” сам плохо разобрался в теме, и ему сложно передать свои знания “ученику”;

  • отсутствие дисциплины. Обязательно нужен чёткий план занятий и строгое расписание;

  • родитель не может адекватно оценить способности ребёнка. Он становится либо слишком требовательным педагогом, либо делает много поблажек;

  • занятия длятся дольше, чем может выдержать ребёнок. 

Об этапах занятия

Обучение ментальному счёту распределено на несколько этапов.

  1. ПодготовительныйДети изучают цифры и учатся их писать, знакомятся с абаком, передвигают косточки. 

  2. НачальныйУченики осваивают технику работы на абаке, учатся использовать две руки для вычислений. Все вычисления делают на счётной доске.

  3. ОсновнойПостепенно уменьшается использование счётов. Вместо доски дети используют изображения, представляя перемещение костяшек во время вычисления.

  4. ЗавершающийДети представляют абак в уме и все действия с ним выполняют ментально. 

Уроки для начинающих проходят 1-2 раза в неделю. Кроме этого, обязательно требуются ежедневные тренировки по 15-20 минут. 

История возникновения ментальной арифметики

Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.

Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.

Счеты-абакус — главный инструмент ментальной арифметики. На занятиях ученики работают с доской и счетами, а после — считают только в уме. В Японии такие счеты называют соробан

(Фото: Unsplash)

Примечания

  1. ^
  2. ^
  3. ^
  4. Давенпорт, Гарольд, Высшая арифметика: введение в теорию чисел (7-е изд.), Cambridge University Press, Кембридж, 1999, ISBN  0-521-63446-6.
  5. Произведения Архимеда, Глава IV, Арифметика в Архимедепод редакцией Т.Л. Хит, Dover Publications Inc., Нью-Йорк, 2002.
  6. Джозеф Нидхэм, Наука и цивилизация в Китае, Vol. 3, стр. 9, Cambridge University Press, 1959.
  7. Ссылка: Revue de l’Orient Chretien Франсуа Нау, стр. 327–338. (1929)
  8. Ссылка: Сиглер, Л., «Liber Abaci Фибоначчи», Springer, 2003.
  9. Тэпсон, Фрэнк (1996). Оксфордский учебный словарь математики. Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-914551-2.
  10. Британская энциклопедия, я, Эдинбург, 1772 г., Арифметика
  11. .

Особенности прохождения обучения

Описав, что такое ментальная арифметика простыми словами, подробнее рассмотрим главные особенности процесса обучения и использующиеся подходы. В основе предмета лежат два главных метода:

Использование специальных счетов-абакусов. Все применяемые методы направлены на развитие мелкой моторики, а также на стимулирование формирования связей между двумя полушариями мозга. Использование абакуса помогает ускорить мышление, сделать ребенка более усидчивым и внимательным. После прохождения курса ему будет намного проще концентрироваться на текущих задачах.

Ментальный счет. Это знакомые многим вычисления в уме. Лучше всего методика показывает себя именно в сочетании с параллельными занятиями с абакусом, потому что подход помогает освоить обратные вычисления и еще дополнительно улучшить результаты. Для достижения цели используются визуализируемые ментальные карты, а также операции бусинами без применения отдельных цифр.

Когда обучение проводится профессионалами, результаты становятся заметными очень быстро.Во время занятия формируются новые нейронные связи, ребенок начинает лучше успевать в школе, осваивает даже очень сложные задачи, требующие постоянной концентрации.

Что такое ментальная арифметика простыми словами

Ментальная арифметика – это один из методов развития интеллекта. В ее основе лежит использование абакуса или соробана – специальных счетов, которые помогают быстрее проводить математические вычисления в уме.

Программа подготовки составлена таким образом, чтобы сочетать сразу несколько действий:

  • Счет в уме.
  • Использование механических счетов.
  • Упражнения на логическое мышление.

Также тренируется и тестируется умение долго концентрировать внимание на конкретной задаче.Когда программа составлена правильно, а преподавание ведет специалист с большим опытом, наблюдаются выраженные позитивные результаты – от улучшения успеваемости до развития склонности к творческим занятиям. Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет

В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты

Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет. В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты.

Минусы ментальной арифметики

Преимущества этой методики действительно заслуживают внимания, но для полноты картины нужно оценить и ее недостатки:

обучение отличается от программы современных школ. Сравнивать уроки математики в школе и ментальный счет некорректно, ведь каждая из этих программ имеет свою направленность. Математика учит ребенка пользоваться формулами и теоремами, а арифметика – быстро считать в уме. И те, и другие навыки будут полезны ребенку, если он будет своевременно их осваивать.
эффективность методики зависит от мотивации. Для получения видимых результатов тренировок, ребенок должен и сам проявлять желание заниматься. Если ему будет неинтересно учиться, то сделать занятия регулярными и продуктивными вряд ли удастся. А это значит, что и значительного улучшения навыков такие тренировки не дадут

Поэтому важно вести обучение, используя игровые элементы, чтобы сделать занятия увлекательными.
ученик может допускать ошибки, если будет торопиться во время вычислений. Освоение быстрого устного счета – долгий и сложный процесс, и вестись он должен правильно

Если обучение проходит с учетом всех необходимых рекомендаций, то ребенок сможет научиться считать быстро и без ошибок.
ментальная арифметика будет вредна для детей, если они будут слишком много заниматься. Чрезмерная нагрузка может переутомлять ребенка, из-за чего он будет терять мотивацию к обучению. И речь, в данном случае, идет не только о выполнении упражнений на устный счет, но и о любых других занятиях. Любая образовательная деятельность должна вестись с учетом потребностей и возможностей детей. Только тогда она будет полезна.

Тщательно взвесив все «за и против», можно с уверенностью сказать, что эта техника будет очень полезна, если занятия выстроены правильно и ученик занимается с интересом. Поговорим о нюансах ее изучения.

Что такое абакус?

Это внешний вид Абакуса.

Внешний вид Абакуса

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. Принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

Абакус и счеты

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки или еще их называют бусинки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

расположение чисел на абакусе

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки или бусинки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1»,«2», «3»,«4» над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере.

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на  рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на счетах число 3.

число-3-на-абакусе

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

На линейке десятков поднимаем 1 бусинку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

Получилось число 15!

Покажем теперь число для примера -53-на-абакусе На линейке десятков опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая означает 50. А на линейке единиц поднимаем с верху 3 костяшки. Получилось число 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Что такое ментальная арифметика

Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.

Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:

46+937-245+363+139=?

Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.

Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности .

Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.

Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.

Минусы методики

У методики ментальной арифметики нашлись сторонники и противники. Создатели курсов по ментальной арифметике часто позиционируют свои занятия, как ключ к успеху

И, хотя овладеть методикой действительно можно каждый человек, тем, кому она дается с трудом, нелегко принять «неудачу», поэтому важно не настраивать ребенка на то, что он обязательно должен научиться чему-то за определенный срок. Все развиваются в своем темпе.
Кроме того, занятия длятся продолжительное время и часто бывают довольно затратными, хотя можно найти и недорогие или даже бесплатные курсы.
Ребенку может быть трудно научиться считать классическим способом, если он привык к другому.
Ментальная арифметика действительно приучает человека к постоянному самоконтролю, что может выступать невротическим фактором.
Многие сетуют на то, что усвоенные правила быстро забываются, если их постоянно не использовать.

При этом многие родители и дети довольны результатами обучения и, как и к любой методике, к ментальной арифметике важен индивидуальный подход. Если ребенок с радостью бежит на занятия, то ментальная арифметика принесет ему только пользу и послужит хорошей ступенью для дальнейшего развития. А, вот, просьбы пропустить занятия и подавленное настроение — «тревожный звонок». Возможно, ребенку подходит другая методика развития.

  • «Хочу, чтобы дети не потерялись в жизни». Что учитель с дипломом ВШЭ делает для школы в умирающем селе
  • «Считают вслух, но не умеют мыслить и дружить». Почему отдать ребенка на ментальную арифметику — спорная идея

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против

Когда родители или их дети только начинают интересоваться этой методикой счета в уме, им кажется, что изучать ее можно и дома. В свободном доступе в интернете легко удастся найти немало статей о том, как работает эта техника, и о том, что нужно для ее освоения. Но уже на этапе сбора теоретической информации могут возникнуть трудности.

В первую очередь они связаны с тем, что разрозненные данные об этой методике, полученные из разных источников, непросто собрать воедино. Из-за этого не всегда удается сформировать хотя бы примерное понимание того, с чего нужно начинать обучение. Похожим образом дело обстоит и с выбором практических упражнений, которые необходимы для тренировки навыков.

Для продуктивного освоения ментальной арифметики дети должны обучаться системно и последовательно. Если не следовать этому правилу, то можно не только потратить время, не добившись желаемых результатов, но и понизить мотивацию ребенка к освоению этой программы. Именно поэтому обучаться по ней лучше в детских центрах, где занятия ведут опытные педагоги.

Пройти курс ментальной арифметики и полностью освоить ее поможет обучение в центрах академии развития интеллекта AMAKids. Занятия ведутся в небольших группах по проверенной временем методике. Ее эффективность подкреплена множеством восторженных отзывов от учеников, которые уже освоили эту технику, и их родителей. Первые заметные результаты появятся уже после месяца тренировок. А навыки, полученные ребятами в итоге, сохранятся с ними на всю жизнь и еще не раз помогут добиться успеха в любой сфере.

Арифметика в образовании

Начальное образование в математике часто уделяют большое внимание алгоритмам арифметики натуральные числа, целые числа, фракции, и десятичные дроби (с использованием десятичной разрядной системы). Это исследование иногда называют алгоритмом

Сложность и немотивированный вид этих алгоритмов уже давно заставляли преподавателей ставить под сомнение эту учебную программу, выступая за раннее обучение более центральным и интуитивно понятным математическим идеям. Одним заметным движением в этом направлении было Новая математика 1960-х и 1970-х годов, которые пытались преподавать арифметику в духе аксиоматического развития теории множеств, отголоски преобладающей тенденции в высшей математике.

Также арифметика использовалась Исламские ученые чтобы научить применению постановлений, связанных с Закят и Ирт. Это было сделано в книге под названием Лучшее из арифметики Абд-аль-Фаттах-аль-Думьяти.

Книга начинается с основ математики и переходит к ее применению в последующих главах.

Описание[править]

Основной объект арифметики — число. Натуральные числа возникли со счетом конкретных предметов. Развитие понятия числа — появление нуля и отрицательных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, способы записи чисел (цифры, обозначения, системы счисления) — все это имеет богатую и интересную историю.

В арифметике числа добавляют, вычитают, умножают и делят. Искусство быстро и безошибочно выполнять эти действия над любыми числами долго считалось важнейшей задачей арифметики. В наше время устно или на бумаге мы делаем лишь простейшие вычисления, а сложные — с помощью вычислительной техники. Математические операции могут быть записаны с использованием соответствующих символов «+», «-», «×» и «÷» и знака равенства «=», например

3 + 4 × 5 = 23.

Записанные таким образом арифметические операции выполняются в определенном порядке, который называют очередностью операций: сначала умножение и деление, а потом сложение и вычитание. Последовательность выполнения операций можно изменить с помощью скобок.

Позиционная система счисления позволила упростить арифметические операции, сводя их к действиям с цифрами в одном разряде, поэтому практически для выполнения вычислений достаточно помнить результаты операции сложения в пределах 20 и таблицу умножения в пределах 100.

Для дальнейшего упрощения арифметических операций традиционно изобретению калькуляторов использовались счеты, а для умножения — логарифмические линейки.

Среди важных понятий, которые ввела арифметика, были пропорции и проценты. Большинство понятий и методов математики основывается на зависимостях между числами. В истории математики процесс слияния арифметики и геометрии происходил на протяжении многих веков. Можно четко проследить «геометризацию» арифметики: сложные правила и закономерности, выраженные формулами, становится понятнее, если удается изобразить их геометрически. Большую роль в самом математике и ее приложениях играет обратный процесс — перевод геометрической информации на язык чисел (см. Графические вычисления). В основе этого переводе играет идея французского философа и математика Рене Декарта об определении точек на плоскости координатами. Разумеется, до него эта идея уже использовалась, например, в морском деле, когда надо было определить местонахождение корабля, а также в астрономии, геодезии. Но именно от Декарта и его учеников идет последовательное применение языка координат. И в наше время при управлении сложными процессами (например, полетом космического аппарата) предпочитают иметь всю информацию в виде чисел.

Десятичная арифметика

Десятичное представление относится исключительно к обычному письменному система счисления использование арабские цифры как цифры для основание 10 («десятичный») позиционная запись; однако любой система счисления на основе степеней 10, например, Греческий, Кириллица, Римский, или же Китайские цифры концептуально можно описать как «десятичное представление» или «десятичное представление».

Современные методы для четырех основных операций (сложение, вычитание, умножение и деление) были впервые изобретены Брахмагупта Индии. В средневековой Европе это было известно как «Modus Indoram» или метод индейцев. Позиционное обозначение (также известное как «обозначение разряда») относится к представлению или кодированию числа используя один и тот же символ для разных порядки величины (например, «разряды единиц», «разряды десятков», «разряды сотен») и с точка счисления, используя те же символы для представления фракции (например, «десятое место», «сотое место»). Например, 507,36 означает 5 сотен (102), плюс 0 десятков (101), плюс 7 единиц (10), плюс 3 десятых (10−1) плюс 6 сотых (10−2).

Концепция чего-либо поскольку число, сравнимое с другими основными цифрами, имеет важное значение для этой нотации, как и концепция использования 0 в качестве заполнителя, а также определение умножения и сложения с 0. Использование 0 в качестве заполнителя и, следовательно, использование позиционного обозначения впервые засвидетельствовано в Джайн текст от Индия назвал Локавибхага датируется 458 г

н.э., и только в начале 13 века эти концепции, передаваемые через стипендия арабского мира, были введены в Европа к Фибоначчи используя индуистско-арабскую систему счисления.

Алгоризм содержит все правила для выполнения арифметических вычислений с использованием этого типа письменных чисел. Например, сложение дает сумму двух произвольных чисел. Результат вычисляется путем повторного сложения одиночных цифр из каждого числа, занимающего одну и ту же позицию, начиная справа налево. В таблице сложения с десятью строками и десятью столбцами отображаются все возможные значения для каждой суммы. Если индивидуальная сумма превышает значение 9, результат представляется двумя цифрами. Самая правая цифра — это значение для текущей позиции, а результат последующего сложения цифр слева увеличивается на значение второй (самой левой) цифры, которая всегда равна единице (если не нулю). Эта корректировка называется нести значения 1.

Процесс умножения двух произвольных чисел аналогичен процессу сложения. В таблице умножения с десятью строками и десятью столбцами перечислены результаты для каждой пары цифр. Если отдельное произведение пары цифр превышает 9, нести Регулировка увеличивает результат любого последующего умножения от цифр влево на значение, равное второй (крайней левой) цифре, которая является любым значением из От 1 до 8 (9 × 9 = 81). Дополнительные шаги определяют конечный результат.

Подобные методы существуют для вычитания и деления.

Создание правильного процесса умножения зависит от отношения между значениями соседних цифр. Значение любой отдельной цифры в цифре зависит от ее положения. Кроме того, каждая позиция слева представляет значение в десять раз больше, чем позиция справа. С математической точки зрения показатель степени для основание (основание) 10 увеличивается на 1 (влево) или уменьшается на 1 (вправо). Следовательно, значение любой произвольной цифры умножается на значение вида 10п с целое число  п. Записывается список значений, соответствующих всем возможным позициям для одной цифры как {…, 102, 10, 1, 10−1, 10−2, …}.

Повторное умножение любого значения в этом списке на 10 дает другое значение в списке. В математической терминологии эта характеристика определяется как закрытие, а предыдущий список описывается как замкнуто при умножении. Это основа для правильного нахождения результатов умножения с использованием предыдущей техники. Этот результат является одним из примеров использования теория чисел.

Главные полезные свойства ментальной арифметики

Несмотря на то, что многим сам процесс обучения может показаться достаточно простым по своей смысловой сути, он дает реальные и заметные результаты. Перечислим только наиболее значимые и заметные из них.

Выраженное развитие способностей к творчеству

Многие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что школьные предметы направлены в своей основной массе на развитие левого полушария. Правое остается без нагрузки, а для формирования гармоничной личности этого недостаточно. Когда начинают проводиться занятия по ментальной арифметике, в работу втягиваются оба полушария. Более того, они начинают работать в синергии – это наиболее значимое требование для развития способности работать в режиме многозадачности. Это позволяет дать заметный толчок развитию интеллекта человека.

Улучшение понимания математики

С каждым годом количество людей, которые относят себя к «гуманитариям», растет. Но во многих случаях такое положение оказывается связано с плохим преподаванием школьной программы математики или неспособностью ребенка быстро ее освоить. Понимать цифры с ментальной арифметикой становится значительно проще. Одна из важных особенностей преподавания – уход от скучного зубрения в область геймификации, работы с логикой

Важно, что человек начинает понимать доступность математики, больше не смотрит на нее как на что-то за гранью его понимания

Повышение концентрации внимания

Это именно то, чего не хватает многим детям в мире, заполненном гигантским потоком информации. Ментальный счет заставляет постоянно концентрироваться и постепенно прививает привычку делать это. Без умения сосредотачиваться, не обойтись и при использовании абакуса. Большой вклад также вносят различные упражнения с использованием флеш-карт и других типов инструментов.

Развитие визуально-пространственного мышления

Программа обучения ментальному счету построена на спользовании, как умственных вычислений, так и общих правил, многочисленных образов. При этом использование абакуса спасает от сильного усложнения процесса, делает его действительно интересным для ребенка. Параллельно активно улучшается и способность к пространственному мышлению. В будущем, умение моделировать различные параметры в уме сильно пригодится человеку для того, чтобы справляться с геометрией, черчением и даже диктантами. У ребенка возникает уверенность в своих силах, а уровень стресса становится меньше.

Тренировка памяти

Еще один положительный результат – активная тренировка памяти. Тренируется не только кратковременная, но и долговременная память, значительно улучшается процесс зрительного запоминания. Это дает ребенку больше преимуществ, как в школьных занятиях, так и в жизни.

Развитие способности быстро ориентироваться

Многие люди в резюме заявляют о своей устойчивости и умении работать в режиме многозадачности. Но мало кто, в действительности, на это способен. Умение выполнять сразу несколько действий без потери качества – залог успешности. Ребенку будет намного проще ориентироваться, он сможет реализовать весь свой скрытый потенциал. Также уменьшается и уровень стресса, который часто приводит к проблемам с успеваемостью.

Пробуждение интереса к обучению

Для многих детей школа становится настоящим бременем, потому что они с детства приучаются думать о ней как о чем-то скучном, постоянно связанном исключительно с процессом зубрения, повторения одних и тех же цикличных действий. Но использование дополнительной подготовки на занятиях по ментальной арифметике заметно меняет ситуацию. Ребенок начинает понимать, что обучение действительно может быть интересным, если его построить правильно. При этом многие начинают сами понимать методы, при помощи которых учебу можно сделать значительно более интересной и насыщенной.

Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта

В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:

  • Абакус;
  • Smartykids;
  • Менар;
  • UCMAS;
  • GENIUS;
  • ALOHA;
  • Unicum kids;
  • Abacumo;
  • Соробан;
  • Пифагорка.

Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.

Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками

Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:

  • вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
  • извлекать корень;
  • находить проценты.

Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.

Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.

Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.

Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет

Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка

Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:

  • воображение;
  • память;
  • логическое мышление;
  • концентрацию внимания;
  • умение абстрагироваться.

В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.

Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.

По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей

Аргументы против

Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.

Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:

  • нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
  • развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
  • из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: