Акмеизм

Черты акмеизма

Акмеизм характеризуется следующими особенностями:

  1. В центре произведения должна быть идея принятия земного мира во всех его недостатках и достоинствах. В этом акмеисты отличались от символистов, которые стремились скрыть реальность за мистической неясностью и возведенными в абсолют идеалами;
  2. Ясность во всем. Образы литературного произведения должны быть четкими и предметными;
  3. Желание показать подлинные чувства человека;
  4. Воспевание первозданных эмоций, граничащих с первобытно-биологическим началом;
  5. Простой и понятный взгляд на жизнь;
  6. Нахождение красоты в повседневных деталях.

Несмотря на то, что акмеисты бросили вызов символизму, они стремились создать стихи со стройной композицией и логичностью. Поэтому их произведения были близки не только возвышенным натурам и знатокам литературы, но и неискушенным читателям.

Акмеисты любили отражать в стихах обыденные явления, делали акцент на простых радостях. Они умело воодушевляли читателей и неустанно говорили о героическом прошлом человечества.

Творчество писателей

Один из основателей акмеизма — Николай Гумилев. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Много странствовал, совершил несколько экспедиций в Северо-Восточную Африку. В его стихотворениях присутствуют восточные образы, прослеживается тяга к экзотике, открытию новых миров. Он часто описывал в произведениях свои конкретные впечатления от путешествий.

Другой характер носит акмеистическая поэзия Анны Ахматовой. Она одухотворяет мир предметов и поразительно точно воспроизводит психологический настрой своих героев с помощью предметов. Ее стихотворения предельно лаконичны и имеют отточенные формулировки.

Осип Мандельштам передает вещественный мир через культурные образы: готические башни, древнегреческие корабли, ветхозаветные  персонажи. Его поэзия насыщена представлением о хрупкости человеческой жизни. Маленький человек перед лицом безликой вечности — одна из его основных тем.

Сергея Городецкого называют представителем натуралистического крыла акмеизма. В его стихотворениях — мечта о первобытном рае и об обретении единства человека с природой.

Интересно творчество Владимира Нарбута. Он уходит от привычной для акмеистов эстетики и изображает мир безобразных вещей.

Карнавал поэтов

У акмеистов появляется новая категория – игра. Игра как некий эстетический принцип. Маскарадность, маска. Герои – Арлекин, Пьеро. Лирический герой был носителем маски. Для акмеизма характерно новое понимание слова. Поэты-акмеисты бережено и ревниво относились к слову, которое мыслилось исключительно в контексте культуры. Природа слова – эллинистическая, и имеет дар прорастания. У Анны Ахматовой даже камень мог прорастать. Для творчества акмеистов характерен широкий культурный контекст. Гумилёв называл Шекспира, Данте, Рабле своими учителями.  

В поэзию акмеизма входила архитектура, готика, логика. Целью акмеизма было строительство. Построение духовного храма на земле. В этом течении присутствуют пластика и скульптура, скульптурное запечатление слова. Акмеизм отличается широкой стилизацией, в основе которой – эстетика Возрождения. У Ахматовой двойник лирической героини – фольклорный. У Кузьмина – стилизация под античность («Александрийские песни»). Вне направлений были Борис Пастернак и Марина Цветаева.  

«Шестое чувство» спектакль N.Gumilev

Когда проявилась несостоятельность символизма – индивидуализм не был спасительным! Начало формироваться соборное мышление. Индивидуализму символистов было противопоставлено желание «жить в миру». Михаил Кузьмин считал главным признаком акмеизма «прекрасную ясность». О зарождении и влиянии акмеизма на русскую литературу писали Николай Гумилёв в «Наследии символизма и акмеизма» и Сергей Городецкий в «Новом течении в современной русской поэзии». 

Акмеизм

Новое модернистское течение, акмеизм, появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов — форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Рис. 3.  Николай Гумилев (Источник)

Рис. 4. О.Э. Мандельштам (Источник)

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность.   Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

1911

Рис. 5. А. Ахматова (Источник)

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

• возвращение слову первоначального значения;

• изображение человека с его истинными чувствами;

• поэтизация мира;

• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом (Источник)

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

↑ Поэты акмеисты

  • Сергей Городецкий – родился в 90-х годах 19 века. Получил прекрасное образование в подлинно интеллигентной семье, где основными ценностями считалась мораль, культура и образование. Ко времени создания акмеизма был известным поэтом.
  • Николай Гумилев – личность необыкновенная и талантливая, романтик с очень мужественной внешностью и тонкой душой. С юных лет он пытался утверждаться как личность и найти свое место в этой непростой жизни. Очень часто это желание перерастало из позиции в позу, что может и привело к раннему и трагическому уходу из жизни.
  • Анна Ахматова – гордость, слава, боль и трагедия русской поэзии. Поэтическая душа этой мужественной женщины родила пронзительные слова о великом таинстве любви, поставив ее стихи в ряд прекрасных творений бессмертной русской литературы.
  • Осип Мандельштам – поэтически одаренный юноша, тонко чувствующий искусство. Стихи по его собственному выражению, обуревали его и звучали в нем музыкой. Дружбу с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой считал наиважнейшей удачей своей жизни.
  • Михаил Зенкевич, поэт и переводчик, единственный из основателей акмеизма, дожил до 80-х годов 20 столетия, благополучно избежав репрессий и гонений.
  • Владимир Нарбут – молодой поэт принадлежал к кругу посетителей Башни Всеволода Иванова, горячо воспринял идею акмеизма.

Особенности акмеизма как литературного течения

Основная ценность для акмеистов была не в мимолётном мгновении и чувстве, как у символистов, а в простых предметах и событиях жизни. Много общего со своей поэзией акмеисты видели в скульптуре и архитектуре. Слова и образы у них словно статуи или архитектурные сооружения – они непоколебимы и самодостаточны, они стоят на одном месте, они надёжные и крепкие, как камень.

Меняется и сама сущность поэзии: в то время как символисты в основном подмечают негативные стороны вещей, акмеизмы стараются найти что-то светлое и по-своему радостное в простых вещах.

Основой своей системы акмеисты видят самого человека. Вера в то, что человек способен отстоять свою уникальность и значимость перекликается с идеями Л.Н. Толстого. Так, лирические герои акмеистов в чём-то схожи с героями известного писателя – они также живут в гармонии с собой, миром и окружающей действительностью, также сильно выражена связь природы и души человека. Акмеисты видят мир цельным и наполненным смыслом.

Замечание 1

Таким образом, благодаря трудам теоретиков акмеизма и их творческим экспериментам появляется абсолютно новое направление в литературе. Именно благодаря новаторству и смелым идеям искусство и движется вперёд (акмеизм как раз и является одним из новаторских подходов к знакомым формам и выражениям смысла).

Творчество А. Ахматовой

Творчество А. Ахматовой выступает ярким образцом воплощения принципов акмеизма, в результате чего в произведениях каждая деталь повседневности приобретает особый смысл, одновременно реализует ряд функций. Посредством обращения к художественным деталям Ахматова передает самые сложные психологические переживания своих героев.

Будничный образ лирической героини позволяет создать эффект жизненной и эмоциональной подлинности, превращает произведение в автобиографическую исповедь, вписывает повседневные детали в бытие лирической героини.

Вновь посредством обращения к повседневной детали, старому рукомойнику, потерявшему прежний вид и блеск, отражается эмоциональное состояние лирической героини: сам рукомойник преображается не столько под солнечными лучами, сколько под влиянием радостного состояниями героини.

Бытовые ситуации и картины приобретают психологическую многоплановость благодаря их соотнесенности с интенциями лирической героини.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании акмеизма как литературного течения – философско-антропологические восприятие человека как универсальной и единственной ценности, органично вписанной и в бытие, и в быт. Под влиянием особого философского мировосприятия акмеистов их произведения приобретают особую детализацию, рельефность изображения.

Это интересно: 41,Английская буржуазная революция 17 века — объясняем по порядку

Источники править

  1. ↑ 1 2 «Литературные манифесты от символизма до наших дней». — М.: Издательский дом «Согласие», 1912 г.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 «От символизма до «Октября», сборник (составители Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров). ― М.: «Новая Москва», 1924 г.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 Ходасевич В.Ф. «Колеблемый треножник: Избранное» / Под общей редакцией Н.А. Богомолова. Сост. и подгот. текста В.Г. Перельмутера./ Москва, «Советский писатель», 1990 г.
  4. ↑ 1 2 3 4 О.Э.Мандельштам. Проза. ― М.: Вагриус, 2000 г.
  5. ↑ 1 2 Е.Ю.Кузьмина-Караваева. «Мать Мария». — Собрание сочинений в пяти томах. Том I.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 Г. В. Иванов. «Петербургские зимы». Собрание сочинений в трёх томах, том 3. ― М.: «Согласие», 1994 г.
  7. ↑ 1 2 Андрей Белый. «Начало века». — М.: Художественная литература, 1990 г.
  8. ↑ 1 2 Б.Лившиц. «Полутороглазый стрелец». — Л.: Советский писатель, 1989 г.
  9. ↑ 1 2 В.Г.Шершеневич. «Мой век, мои друзья и подруги». — М.: Московский рабочий, 1990 г.
  10. ↑ 1 2 Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. — Санкт-Петербург, Искусство-СПБ, 2002 г.
  11. ↑ 1 2 Ольга Гертман. Родство по выбору. ― М.: «Знание ― сила», № 1, 2012 г.
  12. ↑ 1 2 Сергей Шиндин. Отраженные в ста зеркалах… Акмеизм в критике. 1913—1917. — Саратов: «Волга», № 1-2, 2015 г.
  13. ↑ Вадим Крейд. «Николай Гумилев в воспоминаниях современников». — М.: Вся Москва, 1990 г.
  14. ↑ Г.В.Адамович. Полное собрание стихотворений. Новая библиотека поэта. Малая серия. — СПб.: Академический проект, 2005 г.
  15. ↑ В.Я.Брюсов. Собрание сочинений в 7 томах. — М.: ГИХЛ, 1973-1975 г.
  • Статья в Википедии
  • Значения в Викисловаре
  • Новости в Викиновостях

Когнитивные основы обучения

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посетили курс «Инфоурок»).

В настоящее время 54 325 школ и колледжей имеют накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

«Дети с УО в семье и школе»

2 слайд Акмеизм Акмеизм (от греч. acme — высшая степень, вершина, расцвет, премьера) — литературное направление, противостоящее символизму, расцветшее в России в начале XX в. Акмеисты провозглашали материальность, субъективность тем и образов, точность слов.

Термин «акмеизм» был введен Н. Гумилевым и С. Городецким в 1912 году. По их мнению, это было движение, способное заменить символизм, переживавший кризис, обобщить опыт предшественников и привести поэта к новым творческим достижениям.

Акмеизм как литературное течение просуществовал недолго, всего два года (1913-1914), но его генетическую связь с «цехом поэтов» невозможно не заметить, как и его глубокое влияние на судьбу русской поэзии в ХХ веке. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич и В. Нарбут.

Логика художественного замысла Ведущее положение культуры в иерархии ценностей. Он основан на различных (в отличие от символических) культурных традициях: античности, средневековья и других. Активное использование литературных цитат, «родной литературы» Принципы акмеизма в области формы. Стихи Акмеиста характеризуются четкой организацией всех элементов художественной формы: — структурированная композиция — стилистический баланс — «реализация» переживаний, эмоций — визуальная объективность, четкость изображения, резкость деталей. В отличие от символизма, который вдохновляется «духом музыки», акмеизм ориентирован на пространственные формы искусства: Живопись, скульптура, архитектура и рисунок.

4 Слайд Акмеисты в 1912 г. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич и В. И. Нарбут называли себя акмеистами. Их восприятие земного мира в его видимой конкретности, зоркий взгляд на детали бытия, яркое и непосредственное восприятие природы, культуры, Вселенной и материального мира, а также представление о равенстве всех живых существ объединяли всех шестерых в то время. Почти все они прошли обучение у учителей символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть стремление символистов к «другим мирам» и их пренебрежение к земной материальной реальности.

5 слайд Акмеизм как литературное течение Акмеизм, слабый как литературное течение, объединял исключительно одаренных поэтов, таких как Николай Гумилев, Александра Ахматова и Осип Мандельштам, творческая индивидуальность которых выковывалась в атмосфере «цеха поэтов» и в споре о «прекрасной ясности». Историю акмеизма можно рассматривать как своеобразный диалог между тремя его основными представителями. Поэтика акмеистов позже преломилась в их искусстве сложным и неоднозначным образом.

Основные представители акмеизма

Акмеисты издавали журналы «Аполлон» и «Гиперборей».

О.Мандельштам

Так, О.Мандельштам в статье «О природе слова» восхищался «Номинализмом » русского языка.

В отличие от символистов  поэты-акмеисты в России не мыслили циклами, мифами, всевозможными сцеплениями. Они стремились к освобождению поэзии от общих мест, дезинтеграции поэзии.

Общим для них было и освобождение от избыточной исповедальности.

Формула акмеизма по Гумилеву

Или у Мандельштама:

Такое единство в теории не исключало особенностей творческого развития каждого, кто причислял себя к этому литературному направлению в культуре Серебряного века— русскому акмеизму.

Так, в поэзии О.Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. В разные годы в его поэзии своеобразно преломлялись различные мировые культурные пласты (готика, эллинизм, Петербург).

Лирическое Я поэта скрывается в подтексте, в смысловой атмосфере поэтических текстов. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, который положен в основу здания поэзии.
Первый сборник стихов поэта так и назывался — «Камень». Предметность стихов Мандельштама всегда связана с настроением персонажа. Наряду с камнем поэтизируются музыка, мир идей, архитектура. Мир поэта чужд мистике или символу. Предельная ясность и вещность – вот характеристики этого мира («Прекрасен храм, купающийся в мире…», «Notre Dame»).

А.Ахматова и акмеизм

Стихи ранней Ахматовой — это мир звучаний и красок, запахов и веса («Смуглый отрок бродил по аллеям…»). Стихи предельно ясные: простота видения, мир предметов, который окружает лирическую героиню, разговорный характер поэтической речи, монологичность, тяготение к сценичности стиха, при этом главным становится лаконизм сюжета («Проводила друга до передней…»). В то же время Ахматова чужда в поэзии гедонизма и «божественной физиологии».

Для самого Н.Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры («Падуанский собор», «Пиза»). При этом в отличие от Блока, который, например, в Италии увидел закат былого величия, у Гумилева – это жизнеутверждающие, яркие и чистые краски.

Наша презентация

https://youtube.com/watch?v=nkOXG8IrQYU

Значение русского акмеизма

Судьба русского акмеизма, как и многих литературных направлений, характеризующих Серебряный век русской культуры, во многом трагична.

Акмеизм при всей декларации ясности, жизнеутверждения должен был отстаивать себя в борьбе. Долгие годы советской истории об этих поэтах практически не говорили. Судьба многих акмеистов в России трагична. Н.Гумилев расстрелян, В.Нарбут и О.Мандельштам уничтожены. Трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой.

В то же время, по выражению американского профессора-русиста О.Ронена, вместе с акмеизмом был похоронен «платиновый век» русской поэзии.

Принципы акмеизма

  • незамутненный взгляд на жизнь, человека, видимый мир
  • определенность образов, слов, предметность тем
  • структурность, организованность, четкость поэтических форм
  • преодоление символизма, абстракции, эстетства, декаданса
  • лирика повседневности, жизнеутверждающий пафос

Стихи акмеистов отличались стройной композицией, точностью рифм, логичностью, были понятны даже неискушенному читателю.  Темы их были гуманистичны, в центре их стоял человек и его творческое преобразование мира.

Они умели писать об обыденных вещах, простых радостях, воспевать здоровье души и тела, природу, воодушевлять на труд и подвиги, героизировать прошлое человечества. Акмеизм больше тяготел к архитектуре, скульптуре, чем к музыке, к равновесию познаваемого и непознаваемого.

Среди наиболее известных книг приверженцев нового движения следует назвать сборники «Чужое небо» и «Колчан» Гумилева, «Ива» и «Цветущий посох» Городецкого, «Вечер» и «Четки» Ахматовой, «Камень» Мандельштама (книга выходила трижды, дополняемая новыми стихами), «Четырнадцать стихотворений» Михаила Зенкевича.

Вдохновение, которое черпали поэты этой эпохи

Чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами. Именно благодаря таким художественным приемам данный стиль стал концепцией в тогдашнем искусстве. В свою очередь акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью своему предшественнику. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с архитектурой или со скульптурой, нежели с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений. Именно поэтому акмеистские стихи так просто учить на память всем школьникам, и так просто понимать их суть.

Чем отличается символизм от акмеизма?

Поэты-символисты всегда вкладывали в свои стихи, помимо основного смысла, еще какой-то философский подтекст

В текстах имелся символ, то есть не просто материальный объект, чувство или явление видимой формы, а еще и нечто более важное

Почитателям символизма предстояло не просто насладиться рифмами и красочными эпитетами, но и разглядеть истинный замысел литературного творца. Возвышенность — одна из главных черт данного течения.

Еще одной отличительной чертой акмеизма является его узкая направленность. Акмеизм характерен лишь для поэзии, в то время как символизм встречается в области музыки и живописи.

Акмеизм как литературное направление

Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать, в недрах символизма, потому что молодые будущие поэты-акмеисты учились у символистов стихотворной технике. Они читали свои стихи в «башне» Вяч. Иванова, выслушивали критические замечания старших коллег и поначалу не думали о том, что образуют новое литературное направление. Но неприятие символистских теорий сначала объединило их в «кружок молодых», а затем они вообще отделились от символистов и организовали «Цех поэтов», начали издавать свой журнал «Гиперборей». Именно там они печатали свои статьи о новом литературном течении, свои стихи. На одном из заседаний «Цеха поэтов» в 1912 году и было решено объявить о создании нового поэтического течения. Из двух предложенных названий – акмеизм и адамизм – прижилось первое. В его основе лежит древнегреческое слово, означающее «вершина, высшая степень чего-либо». Такой вершиной акмеисты считали своё творчество.

Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.

Это литературное течение просуществовало недолго, так как детально разработанной философско-эстетической программы не было создано, да и рамки единого поэтического направления оказались тесны для таких талантливых поэтов, какими были Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. К началу Первой мировой войны произошёл раскол акмеизма, и хотя затем предпринимались попытки возродить объединение (в 1916 году второй «Цех поэтов», в 1920 – третий), акмеизм так и не стал ведущим поэтическим направлением.

Философские основы и особенности акмеизма

Одной из первых работ, посвященных изучению сущности акмеизма, стала статья М Кузьмина «О прекрасной ясности». В качестве основных принципов нового литературного течения автор назвал:

  • противостояние неопределенности и зыбкости символистских идей;
  • теоретики акмеизма провозглашали необходимость обращения искусства к социальной реальности, делая акцент на самоценности явлений социального и природного миров.

В отличие от символистов и представителей других литературных течений начала прошлого столетия, акмеисты ставят в центр мироздания и творчества человека как бесконечно значимое, единственное выражение сути бытия, как ценность, обладающую уникальностью, наличием возможностей творческого преобразования действительности. Философско-антропологическая концепция акмеизма во многом перекликается с философской концепцией Л. Н. Толстого, для которого любое состояние человеческой души и тела всегда наполнено смыслом. Лирические герои акмеистов, как и толстовские герои, живут в гармонии с природой, окружающими людьми, в единстве и неразрывной связи со всем, что их окружает, четко осознавая цели, к которым стремятся, свое место в жизни, смысл бытия.

Замечание 1

Бытие для акмеистов – не отвлеченная бесконечность Вселенной, но непосредственность бытия человека.

Яркими сторонниками данного литературного направления являлись Н. Гумилев, О. Мандельштам, которые видели в качестве задач своего творчества, в том числе, и реабилитацию реального бытия, обесцененного, по их мнению, их непосредственными предшественниками – символистами.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам из комплекта, вам необходимо добавить его в свой личный шкафчик.

2. Распространите видеоуроки среди своих учеников в личных кабинетах.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока «Русский акмеизм»

В сегодняшнем уроке вы узнаете:

— Мы узнаем о том, когда и почему появился русский акмеизм.

— Мы поговорим об основных чертах этого литературного направления.

— Мы поймем, какое место занимал акмеизм в литературе Серебряного века.

Акмеизм — литературное направление, возникшее в России в начале двадцатого века в противовес символизму. Само слово акмеизм происходит от греческого слова akme, которое можно перевести как цветок, пик, вершина или край.

История этого литературного движения началась с восстания молодых поэтов. Они восстали против принципов символизма. Как мы помним, к концу первого десятилетия 20-го века кризис символизма был настолько очевиден, что даже сами символисты признали его. Тем не менее, символизм оставался основным направлением русской литературы. А символисты считали, что имеют право диктовать свою концепцию искусства начинающим поэтам.

В начале 20-го века поэтические встречи, вечера и семинары были очень популярны. Самым популярным поэтическим салоном был салон Вячеслава Иванова, главы «Общества художественных критиков», более известного как «Академия стиха». Местом встречи стала квартира поэта под названием «Башня». На встречах, которые назывались «Ивановские среды или Башня», Вячеслав Иванов читал лекции по теории композиции для молодых поэтов. Поэты говорили об истории искусства и философии, читали и анализировали стихи участников встреч.

На одной из таких встреч осенью 1911 года в Тауэре вспыхнул бунт среди молодых поэтов. Причиной бунта стала язвительная критика стихотворения Николая Гумилева «Блудный сын». Грубый и резкий тон Вячеслава Иванова, «мэтра» символизма, показался настолько возмутительным, что Николай Гумилев, Сергей Городецкий и еще несколько поэтов демонстративно покинули собрание «Академии стиха», чтобы больше никогда туда не возвращаться.

Так родилось новое литературное общество «Цех поэтов» и новое литературное движение — акмеизм. По некоторым версиям, название «акмеизм» предложил Вячеслав Иванов, высмеяв тот факт, что молодые поэты считали свои произведения первоклассными. Это имя осталось в истории литературы, хотя оно было не единственным. Второе название нового движения, адамизм, также получило широкое распространение.

Если слово «акмеизм» подразумевало стремление к совершенству, к отточенности поэтических форм, то слово «адамизм» раскрывало совсем другие, но не менее важные качества. Термин «адамизм» происходит от имени первого человека в Библии — Адам. К чему может относиться ссылка на это изображение? Во-первых, к естественности и непрозрачности нашего восприятия мира. Адам — это человек, перед которым сотворенный мир только открывается в своей естественной красоте, еще не опутанный наложением символов.

Более того, образ Адама относится к изначальной, природной силе, «мужскому, твердому и чистому понятию жизни». Знаменательно также, что именно Адам называет все творения Божьи, и именно ему вверен мир. В одном из своих стихотворений Сергей Городецкий называет Адама «изобретателем имен». То есть для акмеистов главным является само слово, а не символы, стоящие за ним.

«В цехе поэтов все Адамы, все молоды, но не грубы». Михаил Кузьмин писал об акмеистах.

К акмеизму относится еще один термин, связанный с этим поэтом: clairism. От греческого слова clarus — ясность. В 1910 году в журнале «Аполлон» появилась статья Михаила Кузьмина «О прекрасной ясности». В ней смутные мистические откровения символистов противопоставляются «прекрасной ясности», ясности.

↑ Эстетическая зрелость поэзии

За все время своего существования поэзия претерпела множество различных течений и направлений. В первом десятилетии 20 века в противовес символизму в русской поэзии сформировалось новое модернистское направление – акмеизм. В переводе с греческого, этот термин означает высшую степень, вершину, зрелость, расцвет.

Творческие люди, а особенно поэты, чаще всего далеки от таких понятий как скромность. Практически каждый считает себя гением или, по крайней мере, великим талантом. Вот таким образом группа молодых поэтов, связанных между собой не только творчеством, но и личной дружбой, возмутилась жесткой критикой одного из них – Николая Гумилева и создали свое собственное объединение с несколько ремесленным названием «Цех поэтов».

Но уже в самом названии проскальзывает желание выглядеть не просто любителями лирического поэтического жанра, а быть ремесленниками, профессионалами. Акмеисты выпускали журналы «Гиперборей» и «Аполлон». Там печатались не только стихи, но и велась полемика с поэтами других направлений в жанре прозы.

поэты акмеисты фото

Идейные вдохновители акмеизма Николай Гумилев и Сергей Городецкий публиковали в этих журналах своего рода программные манифесты нового поэтического течения.

Истоки акмеизма

Впервые теория акмеизма и само понятие акмеизма как литературного течения были сформированы 19 декабря 1912г в одном из центров культурной жизни Петербурга — кабаре «Бродячая собака». Развитие акмеизма в дальнейшем тесно связано с деятельностью организации «Цех поэтов». Основными участниками движения были Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Сергей Городецкий.

Возникновение этого литературного течения было во многом обусловлено событиями, которые происходили на стыке XIX и XX столетий в России и мире. В это время люди разочаровались в идеалах прошлого и не видели ни будущего своей страны, ни своего места в этой стране. В качестве основных социальных предпосылок становления акмеизма можно назвать следующие:

  • кризис рационализма, который сопровождался обращением к мистике;
  • апокалипсические настроения в обществе и мире, застывшими в ожидании Первой мировой войны;
  • распад связи времен, который сделал прошлое бессмысленным, а будущее – неопределенным.

Как раз в это время в России (да и не только в ней), образовывается огромное количество разнообразных движений. Теперь люди собираются, обсуждают свои идеи и формируют новую философию искусства и жизни. Акмеизм не стал исключением. По своей сути, становление литературного течения стало своеобразным ответом людей на глубокие социальные изменения, происходящие в мире. Представители акмеизма не хотели закрывать глаза на социальную и политическую жизнь страны, они хотели говорить об этом и говорить громко. Поэтому акмеизм становится не просто литературным течением, которое борется с символизмом в литературных кругах, а целым общественным движением со своей идеологией.

Заключение

Все эти направление радикально  обновляют  язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

Домашнее задание

Прочитать стихотворения поэтов этого времени.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Таблицы и презентации

Системы стихосложения (Источник).

Двусложный размер стиха (Источник).

Трехсложный размер стиха (Источник).

Литература в таблицах и схемах (Источник).

Тропы и их значения (Источник).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: