Статуя «дискобол»: наглядное пособие и произведение искусства

Некоторые факты из жизни Мирона

На сегодняшний день доподлинно известно, кто является автором скульптуры «Дискобол». Название статуи связывают с именем Мирона — знаменитого мастера, жившего и творившего в Афинах в V веке до н. э. О самом скульпторе известно очень мало. Годы его жизни и смерти историки определить не смогли. Есть информация, что он родился в Элевферах — маленьком городке, расположенном между Аттикой и Беотикой, позже переехал в Афины, где его наградили титулом гражданина города (такое звание давали только выдающимся людям). Учителем создателя «Дискобола» был талантливый скульптор Агелад из Аргоса. Мирон считался популярным мастером, он получал множество заказов со всех греческих регионов. Его авторству принадлежит немало статуй древнегреческих героев и богов, среди которых фигуры Геракла, Зевса и Афины на острове Самос, изваяние Аполлона в Эфесе, ряд скульптурных композиций в Аргосе, памятник Персею в Афинском акрополе и множество других произведений искусств.

Занимался Мирон и ювелирным делом. Его современники оставили сведения о том, что он изготавливал сосуды из серебра.

«Дискобол» – первая скульптура движущегося человека

При создании скульптуры автор отказался от изображения прямостоящего человека. Предшественники Мирона изображали атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперед ногой. По фигуре спортсмена невозможно было понять, каким видом спорта он занимается.

Мирон оказался первым, кто сотворил статую атлета во время соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры. Бронза, из которой выполнена скульптура, придала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи: древнегреческие спортсмены тренировались на солнце.

Особенности скульптуры

Метатель диска запечатлен в момент размаха перед броском. Спортсмен замер, но движение прекращено только на мгновение. Наметив направление и держа диск перед собой, атлет напряг все силы, нагнулся и далеко откинул назад правую руку с диском.

Спортсмен изображен в момент наивысшего напряжения. Свидетельство тому – широко раскинутые руки и ноги, вдавленные в землю, наклоненная голова и накаченный торс, на котором виден каждый мускул.

Еще мгновение – и скрытая энергия распрямит его тело, как сжатую пружину. Атлет правой рукой отправит диск, вложив в бросок всю силу, ведь диск метали не в цель, а на расстояние.

Напряжение атлета выражено выступающими сухожилиями и пальцами, подобно когтям, вцепившимся в землю. Это ничуть не портит, а только подчеркивает легкость, естественность и эластичность фигуры.

Красивое и умиротворенное лицо юноши – олицетворение энергии и азарта молодого спортсмена, уверенности в победе и желания успеха.

Момент между двумя движениями – замахом и броском – вобрал в себя спокойствие и сосредоточенность спортсмена, совершенство и гармонию, силу воли и спокойствие с одновременным умением его сохранить.

Скульптура Мирона отображает идеал античного человека – сильного, целеустремленного, спокойного и гармоничного. Атлет Мирона, мастера, изваявшего движение в скульптуре, – символ стремления к победе.

Древняя литература – о «Дискоболе»

Древнегреческие писатели часто обращались к образу «Дискобола» Мирона, который считают собирательным образом античного атлета. Однако, древнегреческий писатель Квентиллиан утверждал, что это портрет реального человека – победителя Олимпийских игр древности.

Писатель древнего Рима Филострат рассказал, что Мирон увековечил в скульптуре юношу, который во время соревнований случайно убил диском своего друга Гиацинта. Озвучивается версия о том, что «Дискобол» – изображение самого бога Аполлона.

Мирон «Дискобол»

Из многочисленных, славных в древности скульптур Мирона до нас целиком дошли (да и то в более поздних копиях) только две: «Дискобол» и «Афина и Марсий». В статуе Дискобола Мирон воплотил не только физическое напряжение атлета, но и волевую сосредоточенность: лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное властной энергии, в то же время спокойно. Движение скрыто в совершенном равновесии, достигнута ясная законченность покоя, снято впечатление резкости мгновенной остановки. Если бы Мирон показал атлета в момент, когда диск срывается с руки, был бы утрачен смысл статуи, исчез бы накал ее чувств. Гармоническая красота волевого усилия человека составляет основной смысл скульптуры Дискобола, которая и по сей день кажется современной, а не древней.

Мирон. Дискобол. Римская копия, ок. 120 г. н. э.

Общая информация

Самая знаменитая из работ Мирона, статуя «Дискобол», создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.

В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя «Дискобола» из мрамора.

Копии несложно отличить от подлинного шедевра. Оригинал статуи «Дискобол» скульптора Мирона отличается ракурсом головы атлета — юноша смотрит на диск, а атлеты статуй-копий — вниз, в пол.

Описание

Оригинальная статуя изображает обнаженного спортсмена — как и всех греческих спортсменов — безволосого, замороженного, который готовится к метанию диска . Голова повернута набок. Люсьен Самосатский описывает это так: «Разве вы не видели, — продолжал он, — во дворе, войдя, эту прекрасную статую, работу скульптора Деметрия

видит наклонное отношение к запуску? Его лицо повернуто в сторону руки, в которой находится пластинка, и, осторожно согнув колено, он, кажется, готов встать, как только бросит пластинку. — Это не тот; метатель диска, о котором вы хотите поговорить, — это работа Майрона

Механизм разворачивается в сторону, создавая двухмерную композицию (что характерно для доклассицизма ). Бюст повернут к зрителю, а ноги и ягодицы — в профиль. Только правая нога несет вес всего тела. Эффект, произведенный этим формальным выбором, состоит в том, что все это часть почти плоского целого, как если бы оно было скорее горельефом, чем круглым. Композиция геометрическая, теоретическая. Действительно, края грудных мышц четкие, мускулатура состоит из пластических и теоретических форм, которые отвечают друг другу. Персонаж в полном усилии невозмутим, его взгляд безмятежен и невыразителен. Современному зрителю может показаться, что стремление Майрона к совершенству заставило его резко подавить выражение напряжения в каждой из его мускулов. Веки тяжелые, нос прямой, рот мясистый и слегка приоткрыт, челюсть толстая, подбородок сильный. Мы идеализируем его лицо, чтобы его образ приобрел вневременной вид. Художник решил изобразить краткий момент, когда дискобол достигает точки высвобождения, после начала движения и непосредственно перед броском: этот момент настолько краток, что современные спортсмены все еще задаются вопросом, существует ли он на самом деле. Его поза кажется нам маловероятной для эффективного броска, но бывшие спортсмены вращались только на три четверти оборота, по сравнению с полутораоборотом сегодня. Этот тип вращения мог быть разработан для увеличения сложности спортивных достижений. Кроме того, именно эта поза придает статуе удивительную живость. Именно в этом качестве он цитируется Квинтилианом в его « Ораторском институте», когда он призывает к введению движения и разнообразия в риторический дискурс.

Дискобол Паломбара или Ланчеллотти

Дискобол Паломбара , первая обнаруженная копия этой знаменитой скульптуры, была найдена в 1781 году. Это копия I века нашей эры с оригинальной бронзы Мирона . После его открытия в римской собственности семьи Массимо, вилле Паломбара на Эсквилинском холме , она была первоначально восстановлена ​​Джузеппе Анджелини; Массимо установил его в своем Палаццо Массимо алле Колонн , а затем в Палаццо Ланчеллотти . Итальянский археолог Джованни Баттиста Висконти идентифицировал скульптуру как копию с оригинала Мирона. Он мгновенно стал известен, хотя Массимо ревностно охранял доступ к нему (Haskell and Penny 1981: 200).

В 1937 году Адольф Гитлер вел переговоры о его покупке, и в конце концов ему это удалось в 1938 году, когда Галеаццо Чиано , министр иностранных дел, продал его ему за пять миллионов лир, несмотря на протесты Джузеппе Боттаи , министра образования, и научного сообщества. Он был отправлен по железной дороге в Мюнхен и выставлен в Глиптотеке ; он был возвращен в 1948 году. Сейчас он находится в Национальном музее Рима , выставлен в Палаццо Массимо .

Канон Поликлета: искусство эпохи Классики

В Классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) растет мастерство скульпторов. Они учатся создавать динамичные образы. Более широкое распространение, как материал, получает бронза. Мастера учатся создавать скульптурные группы. Например, Критий и Несиот создали скульптурную группу, изображающую борцов с тиранами Гармодия и Аристогитона.

На барельефе Трона Людовизи изображена выходящая из моря Афродита. Одежда изображенной на барельефе богини плотно облегает тело — скульптор освоил еще один прием сочетания одежды и тела.

В V веке до н. э. творили несколько мастеров, определивших направления греческой скульптуры. Во второй четверти столетия творил скульптор Мирон из Элевтер. Самая известная его работа — «Дискобол». Она изображает атлета, готовящегося метнуть диск. Статуя изображает фигура во время перехода от одного движения к другому. Мирон зафиксировал мгновение.

Дискобол. (Wikimedia.Commons)

Мирон создал статую аргосского атлета Лада. Этот человек одержал победу в беге, но умер от перенапряжения сразу после финиша. Хотя статуя Лада утрачена, эпиграмма неизвестного поэта описывает ее облик. Скульптурная группа «Афина и Марсий» изображает мифологический сюжет. Богиня Афина бросила флейту, на которой пыталась играть, а силен Марсий подобрал ее.

В середине V века до н. э. начал творить другой скульптор — Поликлет. В отличие от Мирона, он не создавал динамичных фигур. Он попытался разработать канон — математические отношения, опираясь на которые можно было бы изобразить идеальное человеческое тело. Уже в Античности писали, что работы Поликлета были по одному образцу.

Самая известная скульптура Поликлета — «Дорифор» (копьеносец). Также он написал трактат «Канон». В нем он изложил правила идеальной симметрии тела.

Примечания и ссылки

  1. Вудфорд, Сьюзен. (1982) Искусство Греции и Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , с. 16. ISBN  
  2. ^ Кларк, . (2010) Обнаженная натура: этюд в идеальной форме . Новый выпуск. Лондон: Общество фолио , стр. 134–135.
  3. Объяснением его неэффективного метания диска может быть то, что у древних олимпийских спортсменов перед метанием диска было установленное вращение в три четверти. Это вращение вполне могло быть преднамеренным препятствием, чтобы сделать спорт более сложным.
  4. ↑ Ссылка Lucian и Quintillian , -x, отмечены , p. 200.
  5. Тони Китто, «Знаменитый знаток: Чарльз Таунли, 1737–1805», журнал Minerva , май / июнь 2005 г., в связи с выставкой Британского музея, посвященной двухсотлетию покупки Таунли.
  6. Хаскелл, Фрэнсис и Пенни, Николас (1981), Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900 , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, стр. 200 и 227., ISBN 0-300-02641-2
  7. Кеннет Кларк проиллюстрировал это в издании The Nude 1956 года , рис. 130, с.241, как «по Мирону « .
  8. Бурелл, Эбони (2 июня 2022 г.). «Человеческие тела: Национальная выставка выставляет кости и органы в Панама-Сити-Бич» . Вестник новостей . Панама-Сити, Флорида . Проверено 21 июля 2022 г. .

«Дискобол» (Мирон): история создания статуи

«Дискобол» (Мирон) является официально признанным образчиком скульптурного мастерства классического периода в искусстве Древней Греции. Эта статуя изображает обнаженного юношу-атлета, который готовится метнуть спортивный снаряд. Чем так интересна эта скульптура, которая прославила своего автора, Мирона, на многие века? Кого она изображает – конкретного человека, олимпийского бога? Об этом вы узнаете из данной статьи. Здесь же мимоходом сообщим, что «Дискобол», наравне с кольцами, является официальным символом Олимпийских Игр. Этим знаком как бы подтверждаются античные корни этого спортивного состязания.

Мирон и его школа

К сожалению, мы не можем назвать точных дат рождения и смерти этого мастера. Нам лишь кое-что известно о его жизни, да и то не из уст современников, а из писаний древнеримских авторов, которые очень ценили его творчество. Если верить Плинию, автор «Дискобола» родился в середине пятого столетия до нашей эры в Элевтерах – небольшом городке на границе двух провинций в Атичной Греции – Беотии и Аттики. Скорее всего, его отец не был скульптором. Мирон учился в Аргосе у Агелада. Вместе с ним у этого прославленного скульптора брали уроки Фидий и Поликлет. За свое мастерство, как пишет Павсаний, Мирон получил гражданство Афин. Это тогда считалось большой честью. Работая в Афинах, Мирон получал заказы из других городов на изготовление скульптур богов, героев, атлетов и животных. Кроме того, он прославился и как искусный ювелир в работе с серебром.

Как выглядел оригинал?

Мы можем утверждать, что «Дискобол» — статуя, вылитая из бронзы. К сожалению, она не сохранилась. Вероятно, ее расплавили или просто уничтожили во времена Средневековья. Мы можем лишь гадать, как такой пластичный, теплого цвета материал, как бронза, передавал игру мускулов под «загорелой кожей». Эту скульптуру пытались повторить многие римские скульпторы. В качестве материала они выбирали более стойкий мрамор. Но он требовал подпорок и был более тяжелым. К тому же, последователи иногда сознательно меняли поворот головы. Например, в некоторых копиях взгляд атлета устремлен не на диск, а вниз. Самым лучшим римским повторением является мраморная статуя, выставленная в Национальном музее в Риме. Она была найдена в 1781 году на Эсквилинском холме. Также известны фрагменты скульптуры – торс, рука с диском, голова атлета. Они хранятся в музеях Берлина, Флоренции, Ватикана, Мюнхена, Базеля.

Почему «Дискобол»?

Мирон был не первым скульптором, изобразившим метателя снаряда. В Древней Греции был обычай устанавливать памятники победителям соревнований. Нам известны скульптуры метателей дисков, а также бегунов и прочих спортсменов, выполненные еще в архаическом периоде. Однако все они поражают своей статичностью. Они выглядят скованно. Это – юноши, застывшие в «каноничной» позе: слегка выдвинутая вперед левая нога, в правой руке диск или дротик. Классический период в искусстве Древней Греции требовал большего. Творя свой «Дискобол», Мирон попытался изобразить человека в движении. В бронзе запечатлен тот краткий миг, когда широко замахнувшаяся рука застывает на миг перед тем, как совершить окончательный бросок. И это состояние покоя в движении нас особенно поражает.

Кого изображает «Дискобол»?

Статуя представляет нам идеально сложенного юношу. По правилам Олимпийских Игр, он наг. Кто он, этот вероятный победитель соревнований по метанию диска? Нам этого не узнать. Даже вглядываясь в лицо статуи, мы не уловим никакого намека на портретное сходство. Город, пославший своего гражданина для участия в Играх, хотел не его личного прославления, а своего. Именно «малая родина атлета» была увековечена в бронзе, а не какой-то конкретный человек. По канонам классического периода, бесстрастное лицо юноши контрастирует с полным динамики телом. Скульптура была рассчитана на то, что взирать на нее будут в анфас. Именно с этой позиции полнее раскрывается «Дискобол». Фото, сделанное слева, представляет скульптуру суженой и съежившейся, несколько неполноценной, потерявшей объем.

Мирон. Дискобол. Мои личные впечатления

Мои личные впечатления, которые сложились, глядя на эту скульптуру, таковы: потрясает красота и слаженность мужского тела, пропорционально сложенная фигура, (это видно на глаз, без линейки и циркуля), хотя, казалось бы, в те времена, когда создан «Дискобол», искусство, по сравнению с современностью, должно быть развито меньше. Скульптура гармонична и красива, видно даже как напряжены мышцы у спортсмены, точно он живой, как будто не прошло столько веков, а сам памятник создан вчера. Наверное, скульптор Мирон хотел сказать своей работой: «Остановись, мгновенье, ты — прекрасно!..»

Древнегреческая культура — одно из величайших достижений античной эпохи, оказавшее непосредственное влияние на дальнейшее развитие всего человеческого общества. Люди, населявшие земли Эллады, оставили своим потомкам много образцов материального и духовного искусства. Особенно преуспели греки в создании скульптурных композиций. Античные статуи, сохранившиеся до наших дней, поражают своей красотой, гармонией и величественностью.

Самым знаменитым образцом древнегреческого искусства является «Дискобол» — скульптура из бронзы, изображающая юношу-атлета во время спортивных соревнований. Датой создания этого античного шедевра историки считают середину V столетия до н. э. — период наивысшего расцвета Афин. Оригинал статуи бесследно исчез в Средние века, однако сохранилось несколько её копий, датируемых временами Римской империи.

Почему «Дискобол»?

Мирон был не первым скульптором, изобразившим метателя снаряда. В Древней Греции был обычай устанавливать памятники победителям соревнований. Нам известны скульптуры метателей дисков, а также бегунов и прочих спортсменов, выполненные еще в архаическом периоде. Однако все они поражают своей статичностью. Они выглядят скованно. Это — юноши, застывшие в «каноничной» позе: слегка выдвинутая вперед левая нога, в правой руке диск или дротик. Классический период в искусстве Древней Греции требовал большего. Творя свой «Дискобол», Мирон попытался изобразить человека в движении. В бронзе запечатлен тот краткий миг, когда широко замахнувшаяся рука застывает на миг перед тем, как совершить окончательный бросок. И это состояние покоя в движении нас особенно поражает.

Репутация в прошлом

чердакеметатель дискаСтабий

Дискобол Мирона был давно известен по описаниям, например, диалог в Лукиане из Самосаты Филопсевд :

«Когда вы вошли в зал» — сказал он, — разве вы не заметили там совершенно великолепную статую портретиста Деметриоса? «Вы, конечно, не имеете в виду метателя диска», — сказал я, — «того, кто наклонился в положение для метания, голова повернута назад к руке, держащей диск, а противоположное колено слегка согнуто, как у того, кто снова появится после броска? «

«Не тот, — сказал он, — это одна из работ Мирона, о Дискоболосе, о котором вы говорите…»

Лукиан Самосатский

Мирон и его школа

К сожалению, мы не можем назвать точных дат рождения и смерти этого мастера. Нам лишь кое-что известно о его жизни, да и то не из уст современников, а из писаний древнеримских авторов, которые очень ценили его творчество. Если верить Плинию, автор «Дискобола» родился в середине пятого столетия до нашей эры в Элевтерах — небольшом городке на границе двух провинций в Атичной Греции — Беотии и Аттики. Скорее всего, его отец не был скульптором. Мирон учился в Аргосе у Агелада. Вместе с ним у этого прославленного скульптора брали уроки Фидий и Поликлет. За свое мастерство, как пишет Павсаний, Мирон получил гражданство Афин. Это тогда считалось большой честью. Работая в Афинах, Мирон получал заказы из других городов на изготовление скульптур богов, героев, атлетов и животных. Кроме того, он прославился и как искусный ювелир в работе с серебром.

Другие копии

Были восстановлены другие римские копии из мрамора , а торсы, которые были известны уже в 17 веке, но были неправильно восстановлены и завершены, с тех пор были идентифицированы как дальнейшие повторения модели Мирона. Например, в начале 18 века Пьер-Этьен Монно восстановил торс, который теперь признан образцом Дискобола Мирона в образе раненого гладиатора , который поддерживает себя рукой, опускаясь на землю; завершенная скульптура была подарена до 1734 года Папой Климентом XII Капитолийским музеям , где она и находится.

Еще одна копия была обнаружена в 1906 году в руинах римской виллы в Тор Патерно в бывшем королевском поместье Кастель Порциано, которая теперь также хранится в Национальном римском музее .

В 19 веке гипсовые копии « Дискоболо » можно было найти во многих крупных академических коллекциях, ныне в основном рассеянных.

Тела: Выставка включает в себя воссоздание Дискобола . Метатель диска представляет собой пластинированный человеческий труп, который выглядит как оригинальная скульптура, включая диск.

Мирон «Афина и Марсий»

Сюжетом второго знаменитого произведения Мирона послужил миф о том, как богиня Афина изобрела, а затем прокляла флейту – за то, что при игре на ней искажалось и морщилось её прекрасное лицо. Проклятую Афиной флейту подобрал сатир Марсий. Научившись играть на ней, он так возгордился своим музыкальным даром, что вызвал на состязание самого покровителя искусств – бога Аполлона. Но Аполлон, играя на кифаре, легко взял верх над Марсием. Разгневанный дерзостью нечестивца бог велел подвесить сатира за руки и содрать с него живого кожу. Кожа была повешена в гроте у Келен во Фригии. Ходили слухи, что она начинала двигаться в такт, когда в этот грот долетали звуки флейт фригийских пастухов, и оставалась неподвижной при аккордах кифары.

В исполненных скульптором Мироном статуях Афины и Марсия иногда видят насмешку над любившими флейту соседями афинян, беотийцами. Однако сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, гармоничное, светлое начало, и Марсия – неуравновешенного, дикого, темного – составляют резкую противоположность друг другу. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий Мирона, кажется, готов упасть навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося в испуге сатира. Гармоническое светотеневое решение в скульптуре Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь сатира, но Мирон не показал ее, изобразив лишь начало мифологической истории. Сдержанность классической скульптуры в театральном, пластическом, живописном выражении определил поэт Гораций:

«…на сцене Берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто, Или что скоро в рассказе живом сообщит очевидец! Нет! не должна кровь детей проливать пред народом Медея; Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы; Прогна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться: Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно».(Гораций, Наука поэзии, 182-188. Перевод М. Дмитриева).

Движение здесь представлено у Мирона более сложным, нежели в Дискоболе. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в известной статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы.

Мирон. Афина и Марсий

Автор фото — shakko

Связь со спортом

Несмотря на то, что Мирон оставил после себя большое количество статуй, самой известной из них всех является «Дискобол». Скульптура, изображающая прекрасного, физически развитого атлета, считается первым античным памятником, запечатлевшим человека в момент движения. Древние греки высоко почитали спорт.

Они были убеждены, что жизнь рождается из состязаний и борьбы. Не удивительно, что Олимпийские игры появились именно в этой стране. Тема спорта была излюбленной для многих античных скульпторов. Не остался от неё в стороне и Мирон. В своих произведениях автор искусно передавал совершенство, красоту и силу атлетически сложенного мужского тела. Вершиной мастерства Мирона оказался «Дискобол». Автор скульптуры сделал её настолько реалистичной, что кажется, будто застывшая на мгновение фигура юноши сейчас оживёт и продолжит движение.

Статуя «Дискобол» как произведение искусства

«Дискобол» — очень смелая попытка античного скульптора не только изучить, но и представить широкому зрителю особенности работы мускулов человека во время сильных физических нагрузок. При создании скульптуры автор использовал новаторский подход: во-первых, он отказался от изображения прямостоящего человека, а во-вторых — изобразил момент между двумя движениями спортсмена — замахом и броском.

Сам образ атлета поэтичен, хоть и вполне реалистичен. Автор не только отображал физические качества человека и его анатомию, но и немалое значение в скульптуре отвел духовной составляющей — качествам атлетов, особенностям их характера, личности: сосредоточенности, воли к победе, силе воли, спокойствию и умению его сохранять, состоянию психологического напряжения в период испытания. Все это вполне соответствует стремлению к совершенству, красоте и гармонии.

«Дискобол» изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.

Архаическая улыбка: ранняя греческая скульптура

Классическое искусство Древней Греции сформировалось к V веку до н. э. До этого оно прошло долгий путь развития. В «темные века» после падения Микенской Греции эллины делали деревянные скульптуры, называемыми хоапы или ксоаны. О них известно только из свидетельств античных авторов, потому что сами деревянные ксоаны утрачены. Ксоаны часто хранились в храмах Классической эпохи, окруженные почетом к своей древности.

В последующие века эллины создают статуи из камня. К кону VII века до н. э. появляется ее новый тип, ставший шагом к классическому искусству — курос. Он представлял собой статую обнаженного юноши. Курос изображал атлета или бога. Часто на лицах куросов и кор были запечатлены улыбки.

Статуи куросов стали одним из символов Архаической эпохи Греции. Их создавали во многих городах греческого мира. Появляются первые мастера, чьи имена сохранились для истории. Например, статуя атлета, созданная аргосским мастером Полимедом. Хиосский скульптор Архерм изваял статую богини Ники. Мастера Ройк и Феодор прославились тем, что начали отливать статуи из бронзы.

Есть как монументальные скульптурные статуи Архаической эпохи, так и мелкая пластика. Например, на острове Наксос найдена статуя одного из олимпийских богов высотой 12 метров.

Курос. (Wikimedia.Commons)

Вторым типом статуй были коры — статуи девушек. Они изображались в пышной и обильной складками одежде. Искусство скульптора проявлялось в создании многочисленных складок платья.

Описание скульптуры Мирона «Дискобол» Картины художников

«Дискобол» — это одна из самых известных скульптур времен Античности. Кроме того, это первая скульптура, которая изображает человека в движении. На то время передать такие сложные движения в скульптуре было очень сложно. Возраст этой скульптуры – около двух с половиной тысяч лет.

Оригинал этой статуи на сегодняшний день не сохранился, поэтому мы можем видеть только лишь копии. Они сделаны в период существования Римской империи. Известно, что оригинальная скульптура «Дискобола» была утеряна в период Средних веков.

Статуя изображает метателя диска в момент размаха перед броском. Фигура прославляет древнегреческих метателей диска. Мы видим обнаженного юношу, который наклонился вперед, метая диск. Его рука, метающая диск, напряжена и отведена до предела. Готовность к движению скульптор изобразил в этой фигуре: кажется,

юноша вот-вот бросит с огромной силой диск, и он полетит на далекое расстояние.

У юноши очень напряженные мышцы. Скульптору удалось показать красоту человеческого тела, как и, впрочем, передать в этой красоте великолепие движений. Мирон передал все разнообразие движений, которые делает человек. Впрочем, все эти движения слиты в скульптуре воедино. Простота жестов человека, изображенного в фигуре, усиливает ощущение легкости и реалистичности движения.

Мирон очень просто изобразил и соединил в одно целое напряжение и красоту, а человеческий силуэт украсил замкнутыми линиями. Так он показал, что любой человек способен к активным действиям и что человек – это, прежде всего, прекрасно.

Копии «Дискобола» хранятся во многих музеях мира и хорошо сохранились. Интересно, что эта скульптура принята как символ олимпийского движения современности. Тем самым подчеркивается его связь с античными временами и традициями.

Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 22:00:45

Примечания и ссылки

  1. «Мирон, родившийся в Элевтере и сам ученик Агелады, прославился особенно своей телкой, прославленной в известных стихах; потому что большую часть времени мы обязаны своей славой не столько собственному гению, сколько гению других. Он также создал собаку, дискобола, Персея, пильщиков, сатира, любящего флейты, Минерву, пятиборца в боях в Дельфах, панкратиастов, Геракла у Большого Цирка, в доме великого Помпея. Эринна рассказывает нам своими стихами, что он построил памятник цикаде и кузнечику. «Плиний Старший, Естествознание, XXXIV,» Медь «, XVIII.
  2. Люсьен из Самосата, Лжец склонности .
  3. Мнение, выраженное английским историком искусства Кеннетом Кларком в книге Кеннета Кларка, Обнаженная: исследование в идеальной форме, Новое издание, Лондон, Общество фолио, 2010, стр.  134-135 .
  4. «Что может быть мучительнее, мучительнее проработанного, чем Дискобол Мирона?» Однако любой, кто критиковал бы эту работу за несоответствие правилам, засвидетельствовал бы, что она не имеет никакого представления об искусстве, поскольку именно в смелости и преодолении трудностей состоит главная заслуга этой статуи. Таковы изящество и очарование, присущие образам мыслей и слов: они действительно, я не знаю, что отвлекает, и радует самим фактом, что они отходят от обычного пути ». Квинтилиан, De Institutione oratoria, Книга II, Глава XIII.
  5. «Он является автором Аполлона, похищенного в Эфесе триумвиром Антонием и возвращенным в Ефесянам богом Августом, которого предупредили во сне. Он кажется первым, кто изменил истинность типов; он плодовитее Поликлета и точнее соблюдает пропорции. Однако, сосредоточившись только на формах, он не возвращал чувства души. «Плиний Старший, Естествознание, XXXIV,« Медь », XIX.
  6. «  Наусидес известен своим Меркурием, Дискоболом и жрецом барана». Плиний Старший, Естествознание, XXXIV, «Медь», XIX.
  7. Удерзы, Les Lauriers де Сезар, Dargaud,1972 г., 48  с. , стр.  16.
  8. (in) Иван Остарцевич, на Saatchiart (доступ 10 декабря 2019 г. ) .
  9. .

Умирающий галл: эллинистическое искусство

После походов Александра началась новая эпоха, когда основывались новые города, а греческие колонисты селились в новых землях. В новых условиях скульпторы меньше создают статуй божеств и мифических героев. Чаще они обращаются к образам обычных людей. Скульптурные портреты передают характеры и эмоции героев. Среди скульптур можно найти изображения жанровых сцен, увидеть людей разных возрастов. Например, статуя старого рыбака безжалостно показывает его дряблое, но некогда сильное тело.


Геракл Фарнезе. (Wikimedia.Commons)

Одновременно с ними продолжает жить официальное искусство — статуи царей и богов, создаваемые в честь побед. Например, знаменитая Ника Самофракийская была создана скульптором в честь победы Деметрия Полиоркета над Птолемеем I.

Мастерами официального искусства были скульпторы Пергамского царства. Их работы увековечивали победы царей из династии Атталидов. Величайший из них, Эвмен II, приказал построить в честь своих побед Алтарь Зевса. На его фризе была изображена сцена гигантомахии — битвы богов против гигантов. Другой фриз Алтаря Зевса содержал сцены из жизни героя Телефа, по легенде правившего в Малой Азии.

Скульпторы чаще изображают иноземцев. Они стараются передать особенности национальных костюмов людей, которых они изображают. В Египте сохранилась статуэтка нубийского уличного певца, которая отражает его негроидные черты лица.

Скульпторы Пергама, цари которого воевали с галлами, оставили изображения умирающих врагов. Знаменитая скульптура «Умирающий галл» запечатлела последние минуты жизни варвара. На скульптуре можно увидеть детали, указывающие на его происхождение, — тип лица, прическа, гривна на шее. Другая скульптурная группа изображает галла, поддерживающего убитую им же жену и поражающего себя мечом. Он убил жену и себя, чтобы не попасть в рабство.

До Эллинистической эпохи греческие скульпторы редко изображали детей. И никогда дети не имели самостоятельного значения. Отныне мастера уделяют много внимания грамотной передаче детской анатомии. Скульптуры детей изображают во время игр — девочка играет в кости или мальчик борется с гусем. Маленькие терракотовые статуэтки того же времени изображают играющих детей, женщин за бытовыми занятиями и ремесленников за работой.


Умирающий галл. (Wikimedia.Commons)

В I веке до н. э. оригинальное искусство эпохи Эллинизма угасает. К этому времени относятся последние шедевры — родосская скульптурная группа Лаокоона и Бельведерский торс. Последний подписан именем скульптора Аполлония. Обладатель торса, бог или герой, неизвестен.

Другие скульптуры Мирона

Острый момент движения привлек скульптора Мирона и в той статуе бегуна Лада, достигшем цели и хватавшемся за венок, о которой до нас дошло лишь стихотворение:

«Полон надежды бегун; на кончиках губ лишь дыханье Видно; втянувшись во внутрь, полыми стали бока. Бронза стремится вперед за венком, не сдержать ее камню, Ветра быстрейший бегун, чудо он – Мирона рук».(Бегун Мирона. Античное стихотворение.)

Жадная тяга скульпторов к точному воспроизведению реальности нашла отражение и в созданной Мироном (и не дошедшей до нас) медной скульптуре коровы, по рассказам древних, настолько похожей на живую, что на нее садились слепни, а пастухи и даже быки принимали ее за настоящую:

«Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец, Сбрую и вожжи принес, телка – обманщица всех. Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве; Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид».(Гемин. Тёлка Мирона. Перевод С. П. Кондратьева.)

Мирон был новатором, смело и решительно отвергшим традиции архаического искусства, которые еще связывали мастеров в первой половине V века до н. э. Именно в этом заслуга скульптора из Элевфер, подошедшего вплотную к высокой классике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: