Гарнак, адольф фон

Нацисты и христианство

Большая часть исследователей склоняется к тому, что христианство Гитлера особенно не интересовало. Его можно понять, в конце концов, у него было много других дел — он пытался захватить мир. Но установить власть в стране, в которой только 1,5% населения называли себя атеистами, не представлялось возможным без обращения к религиозной риторике. Именно поэтому в предвыборной программе Гитлера часто звучал тезис, известный нам еще со времен Блаженного Августина: евреи не признали и убили Иисуса Христа, а значит, теперь они сами заслуживают смерти. В книге «Моя борьба» Гитлер писал, что, когда он борется с евреями, он продолжает дело Господа.

В уставе Национал-социалистической немецкой рабочей партии, созданном в 1920 году и известном как «25 пунктов», в 24-м пункте религиозная позиция организации была обозначена так:

Получается, что официально партия не считала себя атеистической организацией. Она скорее склонялась к абстрактно христианскому позиционированию, не принимая сторону ни католиков, ни протестантов. Несмотря на это, известно, что протестантов в рядах сторонников национал-социалистической партии было больше. Вероятно, это связано с тем, что последователи Лютера, не подчиняющиеся папе римскому, были более чувствительны к идее немецкого превосходства.

Когда нацисты пришли к власти в Германии, каждый прихожанин и работник церкви должен был определить для себя, на чьей он стороне. Внутри протестантской церкви сформировались два больших движения, противоположных по взглядам: «Немецкие христиане» и «Исповедующая церковь».

«Немецкие христиане» выражали свое отношение к Гитлеру недвусмысленно:

Среди 10 принципов, сформулированных «Немецкими христианами», нам интересен третий пункт, который утверждает, что членом церкви может быть только ариец.

Отцы-антисемиты

Исследователи расходятся во мнениях о том, существовал ли христианский антисемитизм. Для христианских философов и Отцов Церкви важнее было не происхождение человека, а его вероисповедание. Именно поэтому ненавистнические высказывания были связаны с иудеями по вере. Тем не менее во многих языках, например в немецком, отсутствовали отдельные слова для обозначения иудея и еврея по происхождению, так что высказывания многих канонических авторов звучат не только юдофобно, но и антисемитски. Некоторые из них нацисты использовали в своей полемике во время холокоста.

Судьба язычника в христианском Риме была незавидной: храмы и святилища разрушали, обряды запрещали, а за жертвоприношение грозила смертная казнь — и всё это с разрешения императора. Дела у иудеев обстояли несколько лучше. Дело в том, что священная книга христианства, Ветхий Завет, одновременно считалась священной книгой и у иудеев. Между текстами Ветхого Завета и Танаха существовали некоторые канонические различия, но они не имели решающего значения. Христианским проповедникам, хотя их это и не вдохновляло, пришлось признать: у них с иудеями один Бог, а значит, они заслуживают какого-то особого отношения. Но какого?

Большая часть ранних христианских философов, мыслителей и учителей — среди них, например, Блаженный Августин — придерживалась мнения, что иудеев следует презирать и ограничивать в правах, но нельзя убивать или насильно обращать в свою веру.

1. Биография

Гарнак родился в российском Дерпте. Его отец Феодосий (Theodosius) был профессором практической и методической теологии вначале в Дерпте, затем в течение 13 лет в Эрлангене (Германия) и позднее, уже до самой своей смерти, опять в Дерпте. Его основной труд, касающийся теологии Лютера, до сих пор широко изучается. Дед Гарнака по материнской линии, Густав Эверс, издал Справочник по истории догматов Мюнтера.

Адольф фон Гарнак учился в Дерптском (1869—1872), а затем в Лейпцигском университете, где после получения докторской степени (защитил диссертацию о раннем христианском еретическом учении, гностицизме, в 1874) он стал приват-доцентом, а в 1876 году — экстраординарным профессором по истории церкви.

В 1879 году Гарнак переехал в Гессен, где возглавил кафедру церковной истории Гессенского университета. В 1886-88 состоял профессором в университете в Марбурге — центре неокантианства.

Вскоре ему представилась возможность вернуться в Лейпциг, но ортодоксальные лютеранские круги подняли против него травлю, и возвращение не состоялось.

1.1. Берлинский период

В 1888 году Гарнак избирается (почти единогласно) богословским факультетом Берлинского университета и приглашается на должность профессора

Из-за его либеральных теологических взглядов (особенно в отношении важности и обоснованности исторических верований христианства) Верховный Собор евангелической церкви Пруссии опротестовал это избрание. Дело поступило на рассмотрение совета министров, который отклонил протест, как немотивированный

Это противостояние было преодолено благодаря вмешательству канцлера Отто фон Бисмарка, по совету которого император Вильгельм II утвердил избрание Гарнака профессором Берлинского университета. В Берлине профессорская деятельность Гарнака протекала без больших потрясений, если не считать волнений в ортодоксальных кругах, вызванных его взглядами на происхождение Апостольского Символа веры.

В зимний семестр 1899/1900 Г. прочел в Берлине для всех ф-тов цикл лекций, которые вскоре издал под названием «Сущность христианства».

В августе 1914 года Гарнак поставил подпись под заявлением девяноста трёх немецких интеллектуалов, поддерживающих военную политику кайзера Вильгельма. Более того, известно, что воззвание германского кайзера к народу составил Гарнак, как многие считали занимавший положение «придворного богослова».

В Берлине Гарнак вошёл в состав Академии наук и в 1905 году назначается директором Прусской королевской библиотеки, которую возглавлял до 1921 года. Благодаря его высоким дарованиям и кипучей энергии академией наук стали издаваться творения христианских писателей первых трёх веков (фактически и V века). Над этими изданиями работали лучшие учёные Европы. Гарнак ежегодно выпускал «Jahresbericht der Kirchenvwäter-Commission». С этим монументальным предприятием было связано начатое Гарнаком и Гебхардтом ещё в 1882, а в 1907 продолженное в сотрудничестве с К. Шмидтом издание «Тексты и исследования по истории раннехристианской литературы» («Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Archiv für die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»). В этом 45-томном собрании помещались написанные авторитетными учёными монографии по всем вопросам христианской письменности первых трёх веков.

Гарнак был президентом Евангелическо-социального конгресса (1903—1912 гг.), а с 1910 года президентом основанного по его инициативе Общества содействия науке Кайзера Вильгельма (ныне Общество Макса Планка). Гарнак обеспечил поддержку этой организации промышленностью и правительством, основал исследовательские институты естествознания и медицины. Он не покидал своего поста в университете Берлина до 1921 года, когда ушёл на покой, награжденный титулом заслуженного профессора в отставке.

На протяжении всей своей жизни Гарнак изучал жизнь и творчество немецкого поэта эпохи романтизма Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749—1832) и посвятил ему несколько основательных работ.

2. Теология

2.1. Эволюция Церкви

В своих трудах Гарнак довёл до кульминационного пункта толкование христианской религии как исторической «эволюции». По его мнению христианство во 2 в. переживает процесс обмирщения. С самого начала в христианстве боролось два начала: эллинистический спекулятивный гностицизм (синкретическое движение) и консервативное иудео-христианство (эту идею Гарнак заимствует от Фердинанда Баура). Гарнак доказывает, что еще к III веку у разрозненных и эсхатологических христианских общин не было полного собрания текстов Нового Завета (об этом свидетельствует усеченный канон Маркиона). Само же учреждение церковной епископальной иерархии Гарнак связывает с вызовом харизматического монтанизма и преодолением апологетами крайностей гностицизма (прежде всего дуализма). Именно в это время происходит догматизация и «католизация» христианства. Лишь начиная с Тертуллиана формируется учение о Троице, о применимости понятий субстанция и лицо по отношению к Богу.

2.2. Вера и догматы

Гарнак вслед за Шлейермахером и пиетистами считал, что вера в Бога первичнее догматов, посему для сохранения христианского учения в современном мире необходимо освободить его от догматических представлений о Боге и Христе, созданных для выживания религии в эллинистическом мире.

2.3. Критика чудес

Гарнак отрицал существование чудес в Евангелиях на основании следующих аргументов. Во-первых, авторы Евангелий являлись носителями мифологической картины мира, посему они были склонны интерпретировать непонятное как чудо. Во-вторых, всем великим людям в древности приписывали совершение чудес. В третьих, сами законы природы созданы Богом, посему невозможно, чтобы Бог сам отменил свои решения

2.4. Природа Реформации

Если восточное христианство он называет греческим, а католическое — римским, то протестантизм он считает немецким явлением, полагая, что француз Кальвин все же был последователем немца Лютера. Сущность Реформации сводится к освобождению от внешнего (sola fides), верить в отпущение грехов, восприятию церкви как общества верующих и индивидуализм. Суть богослужения выражается в служению ближнему и славословии Богу. Эти реформы возвращают протестантские церкви к временам Евангелия, посему они в полной мере могут быть названы евангелическкими. Гарнак признавал, что история протестантизма после Реформации не была безоблачной, посему именно пиетизм хранил внутри протестантизма евангельский дух

Сочинения

  • Сочинения мужей апостольских (Patrum apostolicum opera, 1876—) в соавторстве с О. фон Гебхардтом и Т. фон Цаном.
  • История догматов (1889).
  • Работа, излагавшая его взгляды, — «Das apostolische Glaubensbekenntnis» () вызвала бурную полемику.
  • «Сущность христианства» Архивная копия от 23 ноября 2010 на Wayback Machine («Das Wessen des Christentums». ; в английском переводе 1901; 15-е изд. 1950) курс лекций, прочитанных им студентам Берлинского университета, в которых он изложил свои основные воззрения на христианство.
  • «История Прусской академии наук» (Т. 1—3. 1900).
  • Миссия и распространение христианства в первые три столетия (Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderte. )
  • «История древней христианской литературы» («Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius». — Lpz., 1893—. — Bd. 1—2).
  • В —1911 году он выпустил «Введение в Новый Завет» («Beiträge zur Einleitung in das Neue Testament», в четырёх томах), в котором высказался по вопросу о синоптиках и дал такую постановку проблеме об авторе книги Деяний, которая стала событием в богословском мире.
  • В книге о Маркионе (Harnack А., von. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. — Leipzig, 1921) Гарнак с сочувствием говорит о его взглядах на Ветхий Завет.

Труды «Сущность христианства», «История догматов» и «Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви» переизданы в новой орфографии в сборнике «Раннее христианство», Москва, издательство АСТ, ISBN 5-17-003288-9.

  • Гарнак, Адольф. О сущности национальных церквей (1900) // Лютер, Мартин. О свободе христианина: . — Уфа: ARC, 2013. — С. 599—613. — ISBN 978-5-905551-05-5
  • Гарнак А. Религиозно-нравственные основы христианства в их историческом выражении: (Из истории миссионер. проповеди христианства за первые три века). Архивная копия от 20 сентября 2020 на Wayback Machine — Харьков, 1907.

Примечания

  1. ↑ Adolf von Harnack // Encyclopædia Britannica (англ.)
  2. ↑ Karl Gustav Adolf von Harnack // Marburger Professorenkatalog
  3. LIBRIS
  4. Энциклопедический словарь
  5. АДОЛЬФ ФОН ГАРНАК. Дата обращения: 25 декабря 2010. Архивировано 14 апреля 2011 года.
  6. Adolf Harnack: What is Christianity? Lectures Delivered in the University of Berlin during the Winter-Term 1899-1900. — Christian Classics Ethereal Library. www.ccel.org. Дата обращения: 25 декабря 2022.
  7. Henry Chadwick (theologian) (англ.) // Wikipedia. — 2022-11-22.
  8. ↑ Prof. Dr. theol. et phil. Karl Gustav Adolf Harnack Архивная копия от 1 июля 2016 на Wayback Machine. // Professorenkatalog der Universität Leipzig.
  9. Vgl. Uwe Swarat: Alte Kirche und Neues Testament. Theodor Zahn als Patristiker. Wuppertal 1991.
  10. Vgl. Martin von Nathusius: Der evangelisch-sociale Kongreß. Eine Absage. In: Allgemeine Konservative Monatsschrift für das christliche Deutschland. 52. Jahrgang, Januar-Juni, 1895, S. 562.
  11. Цит. поː Уткин А. И. Первая Мировая война. — М.: Алгоритм, 2001. — С. 87. — (Серия: История России. Современный взгляд). — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-9265-0039-7.
  12. Теология. Ф. Шлеиермахер А. Гарнак Архивная копия от 8 октября 2011 на Wayback Machine
  13. Адольф Гарнак и классический либерализм: освобождение христианства от догматики
  14. Адольф Гарнак. Сущность христианства. Дата обращения: 25 декабря 2010. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  15. ↑ Kanzlerin erhält Harnack-Medaille: Die Wissenschaft stets im Blick (нем.). Die Bundesregierung informiert | Startseite. Дата обращения: 10 февраля 2023.

Примечания и ссылки

  1. В Эльзасе во время войны Шпиндлер написал 15 января 1915 года: «Сегодня я прочитал в Internationale Monatsschrift für Wissenschaft ответ профессора Гарнака на письмо, адресованное ему английскими пасторами. Она типичная. « Наша цивилизация была почти исключительно представлена ​​тремя народами: нами, американцами и британцами! Таким образом, Франция не оказала влияния на европейскую культуру … После этого вступления, сделанного для того, чтобы польстить гордости англосаксов, Гарнак излагает известную нам версию истоков войны. Он извиняет нарушение Бельгии следующим предложением: Мы оказались в ситуации, когда больше нечего хранить!  »
  2. «Таким образом, наш вывод из этого обзора состоит в том, что мы не нашли ничего, что могло бы опровергнуть вердикт, к которому нас привело критическое исследование Деяний Апостолов: второе и третье Евангелия, а также Деяния были написано еще при жизни апостола Павла, и что первое Евангелие возникло всего несколькими годами ранее. ”, Дата Деяний и синоптических Евангелий, с. 162.
  3. ↑ и Жан Адо, статья Адольфа фон Гарнака, в Encyclopedia Universalis, 2000 г.

Церковь и Библия без евреев

«Немецкие христиане» поддерживали и развивали идеологическую линию, заданную партией. 13 ноября 1933 года в Берлинском дворце спорта их лидеры, в числе которых был Рейнгольд Краузе, нацистский религиозный просветитель, выступали перед взволнованной толпой. Перед 20 тысячами человек они рассказали о ценностях новой церкви, ее взглядах и планах.

Представим тезисы из речи Краузе в виде краткого списка:

  1. Немецкая церковь должна завершить Реформацию, начатую Лютером. В этом ее задача и святая миссия.
  2. Обязательно следует «освободиться от всего нечистого в богослужении», то есть в первую очередь от Ветхого Завета с его «духом еврейского торгашества».
  3. Также следует отказаться от концепции первородного греха и убеждения, что человек изначально неполноценен и потому должен всю жизнь вымаливать прощение у Бога. Было объявлено, что эти идеи в текст Писания привнес апостол Павел, еврей и злостный враг христианства, который тайно исказил Новый Завет.

Когда затихли последние слова речи, толпа наградила Краузе бурными аплодисментами.

Церкви, которыми управляли «Немецкие христиане», тесно сотрудничали с нацистским режимом: в них освещались флаги, возносились молитвы за души погибших солдат вермахта, звучала «Песня Хорста Весселя» — неофициальный гимн нацистской Германии:

В протестантских церквях «Немецких христиан» висели портреты Адольфа Гитлера, а темы душеспасительных собраний совпадали с актуальной повесткой: «Лютер и евреи», «Христианство и скандинавская вера» и т. д.

Изменились и тексты псалмов и песнопений: из них исчезли слова библейского иврита, такие как «аминь» и «аллилуйя», а также упоминания горы Сион и словосочетание «семя Авраамово». Из всех псалмов Псалтири убрали упоминание Израиля.

В 1939 году был создан Институт по исследованию и ликвидации еврейского влияния на церковную жизнь. Его главной задачей было устранить из христианского учения моменты, которые противоречили линии национал-социалистической партии. Институт справлялся со своей работой отлично, и к началу войны по протестантским церквям нацистской Германии было распространено более 100 тысяч копий литургических материалов, из которых были исключены упоминания о евреях. После войны большую часть из них уничтожили.

Опыт этих 12 лет, когда протестантские церкви Германии официально шли рука об руку с нацистами, тяжело осмыслить. Исследовательские работы до сих пор по большей части носят осведомительный характер: в них перечисляется, что и в каком порядке было сделано. Но почему это было так?

Библиография

Курт Новак и др., (Ред.), Адольф фон Харнак. Christentum, Wissenschaft und Gesellschaft, Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003, .mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}ISBN  3-525-35854-7 — это лучшая недавняя оценка Харнака и его влияния с разных точек зрения.

Ссылки

  1. В немецких личных именах фон — это предлог , который примерно означает от или от и обычно обозначает какое-то дворянство. В то время как фон (всегда в нижнем регистре) является частью фамилии или территориального обозначения, а не первым или вторым именем, если дворянин упоминается только по фамилии на английском языке , используйте Schiller или Clausewitz или Goethe , а не von Schiller и т.
  2. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянииChisholm, Hugh, ed. (1911). Гарнак, АдольфБританская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 10.
  3. Чедвик, Генри (1967), Ранняя церковь , Хармондсворт: Пингвин, с. 43, ОЦЛК .
  4. ^ Гарнак, Адольф фон , Что такое христианство? Лекции, прочитанные в Берлинском университете во время зимнего семестра 1899–1900 гг. , Христианская классическая эфирная библиотека ..
  5. Гарнак, Адольф фон , Архив.

Новая жизнь старой ереси

Мысль о том, чтобы устранить иудейские книги из Библии, приходила не только нацистам. В XIX–XX веках она переживала ренессанс. Например, Адольф фон Гарнак, один из немецких историков Церкви, для того чтобы обосновать отказ от Ветхого Завета, обратился к старой, полузабытой ереси II века — маркионизму.

Это одна из самых интересных ересей, когда-либо существовавших внутри христианства. Последователи Маркиона, внимательно прочитавшие Ветхий Завет, заметили, что его Бог — существо ревнивое и непоследовательное. Кроме того, в глаза им бросилось то, что мир, сотворенный этим Богом, лежит во зле, полон жестокостей и несправедливостей. Бог Нового Завета, обещавший пришествие Царствия Небесного, подозрительно не походил на своего ветхозаветного предшественника.

Тогда маркиониты рассудили так: ветхозаветный Бог — это злобный демиург. Он создал материальный мир со всем его трагическим несовершенством. Тогда как Бог Нового Завета — это «чужой Бог», который не являл себя миру до этого, а Иисус — духовная сущность, призванная возвестить о нем. По их версии, демиург, возревновавший к популярности нового Бога, послал евреев убить Иисуса, чтобы люди никогда не узнали о нем, но Иисус оказался хитрее и воскрес.

Из всего этого следовало стремление маркионитов отказаться от ветхозаветного Бога и тем самым разорвать любые связи с иудаизмом.

Адольф фон Гарнак относился к этим взглядам с большим сочувствием и симпатией и отразил это в работе «Маркион». Несмотря на то, что Гарнак не позиционировал себя как идеолог нацизма, влияние его работ на взгляды официальных немецких богословов 1930-х годов доказано.

Богословие

Среди отличительных особенностей творчества Гарнака были его настойчивость на абсолютной свободе в изучении церковной истории и Нового Завета (т.е. не было табуированных областей исследования, которые нельзя было бы подвергнуть критическому анализу); его недоверие к спекулятивной теологии , будь то ортодоксальной или либеральной ; и его интерес к практическому христианству как к религиозной жизни, а не к системе богословия. Некоторые из его обращений по социальным вопросам были опубликованы под заголовком «Очерки социального евангелия» (1907 г.).

Хотя четыре Евангелия считались каноническими со времен Иринея во 2 веке, Гарнак, как и более ранние немецкие ученые, отверг Евангелие от Иоанна как не имеющее исторической ценности в отношении жизни Иисуса:

Гарнак отрицал возможность чудес, но утверждал, что Иисус вполне мог совершать акты исцеления, которые казались чудесными: «Что земля в своем движении остановилась, что ослица заговорила, что буря была усмирена словом, мы не знаем. верьте, и мы никогда больше не поверим; но то, что хромые ходили, слепые видели, а глухие слышали, не будет так скоро отвергнуто как иллюзия».

Семья

Адольф — брат-близнец математика Акселя Харнака (1851 — 1888).

В 27 декабря 1879 г.в Лейпциге он женился на Амали Тирш ( Эрланген ,31 августа 1858 г.- Берлин ,28 декабря 1937 г.), дочь профессора хирургии Карла Тирша и Йоханны Фрейн фон Либих, сама дочь ученого химика Юстуса фон Либиха . У них было три сына и четыре дочери.

Его сын Эрнст  (ин), родившийся в 1888 году, должен быть осужден нацистами в году за участие в нападении на гитлеровскую армию.20 июля 1944 г., вступил в СДПГ .
Его младший сын Аксель ( — 1 974 ), был доцентом ( приват ) в Университете Тюбингена .

Агнес фон Зан-Гарнак ( — ), ее любимая дочь, был видным представителем феминистского движения и член Германской Демократической партии ( Deutsche Demokratische Partei, либеральная, основанная в 1918 году, умер в 1930 году ).

Бойцы сопротивления Арвид Харнак, 1901 года рождения, расстрелянный нацистами в 1942 году, и Фальк Харнак, 1913 года рождения, режиссер, умер в 1991 году, были его племянниками.

Мартин Лютер и еврейский вопрос

Мартин Лютер, сформулировавший 95 тезисов, которые легли в основу протестантизма, первоначально был убежден, что евреи не стали христианами только потому, что католическая церковь неправильно проповедовала им христианство. В работе «Иисус Христос, рожденный евреем», написанной в 1523 году, он сформулировал эту мысль следующим образом:

Он открыто высказывал сочувствие к иудеям, призывал проявлять к ним любовь и милость и считал, что просвещение может сделать гораздо больше, чем насилие. Он даже призывал относиться к евреям с уважением, поскольку все они являются кровными родственниками Христа:

Трудно поверить, что автора этих строк позже будут с удовольствием цитировать лидеры Третьего рейха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: