Слайд 16Особенно поучительно сравнение статуй раненых воинов на обоих фронтонах. Мастер восточного
фронтона уже видел несоответствие «архаической улыбки» тому состоянию, в котором находится воин.Мотив движения раненого воина воссоздан в строгом соответствии с жизненной правдой. В некоторой мере скульптор овладел здесь не только передачей внешних признаков движения, но и изображением через это движение внутреннего состояния человека: жизненные силы медленно покидают атлетически сложенное тело раненого воина, рука с мечом, на которую опирается полулежащий воин, медленно сгибается, ноги скользят по земле, не давая больше надежной опоры телу, мощный торс постепенно опадает все ниже. Ритм клонящегося тела подчеркнут по контрасту вертикально поставленным щитом.Овладение сложным и противоречивым богатством движений человеческого тела, непосредственно передающим не только физическое, но и душевное состояние человека, — одна из важнейших задач классической скульптуры. Статуя раненого воина с восточного фронтона Эгинского храма была одной из первых попыток решения этой задачи.
Раненый воин с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. Около 490—480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.
2.1. Пифагор Регийский
Пифагор
Регийский родился на острове
Самос
,
впоследствии переселился в Регий в южной
Италии. Пифагор Регийский был современником
и соперником
Мирона
. О нем говорили как
о первом скульпторе, в творчестве которого
была сделана попытка соблюсти ритм и
соразмерность. Античные источники рисуют
Пифагора как одного из наиболее ярких
мастеров строго стиля. Пифагор работал
по заказам многих греческих городов Балкан,
восточной и западной Греции. Его творческая
жизнь длилась предположительно 40 лет,
с 480 по 440 г. до н.э. Судя по кратким замечаниям
древних авторов о его стиле, Пифагор был
новатором. Он первым стал изображать
«мускулы и вены», более правдоподобно
трактовать волосы. По преданию, Пифагор
Регийский также является автором термина
«
симметрия
», которым он обозначал
пространственную закономерность в расположении
одинаковых частей фигуры или самих фигур.
Особый интерес ваятеля сосредоточивался
на фигурах атлетов, которые по окончании
войн приобрели в искусстве Эллады совсем
особый, почти героический статус.
На
основании этих данных в малых
бронзах (Пифагор был бронзовщиком) и среди
римских копий, отражающих произведения
строгого стиля, учеными были выбраны
те, которые максимально удовлетворяли
всем этим признакам. С наибольшей вероятностью
к Пифагору восходит образ атлета, запечатленный
в бронзовой статуэтке Атлет из Адерно
(ок.460 г. до н.э.). Юноша изображен стоящим,
с чуть разведенными в стороны кистями
рук: он совершал возлияние из пиалы. Кажется,
он спокойно стоит, но на деле в его фигуре
застылость отсутствует: он поворачивает
голову в сторону опорной ноги. В построении
фигуры присутствует «тектоническая»
концепция, представленная в очень зрелом
и оригинальном виде. Однако атлет из Адерно,
стоя, продолжает рывками двигаться; кажется,
что он лишь на минуту застыл и неподвижность
– непривычное для него состояние. Несмотря
на то что фигура рассчитана на фронтальное
восприятие, пластика тела разработана
тонко и предполагает круговой обход.
Отражение
Пифагоровой статуи кифареда Клеона,
изготовленной для Фив, видят в бронзовой
статуэтке из Эрмитажа (ок.460 – 450 гг. до
н.э.). Эрмитажный кифаред – почти мальчик,
он сидит на скале, играя на инструменте;
верхняя часть тела обнажена, нижняя прикрыта
плащом. Юноша бодрый и энергичный, очень
раскован, и кажется, как и в случае с атлетом
из Адерно, что действие не застыло в момент
фиксации его мастером – оно продолжается.
Статуэтка отлично сделана, она тоже круглая,
с оригинальным противопоставлением нагруженных
и свободных частей.
Среди
работ Пифагора числится оригинальная
статуя хромого Филоктета. Плиний сообщает,
что зритель, глядя на Филоктета, чувствовал
ту же острую боль, что испытывал и герой,
укушенный змеей в пятку на о.Лемнос. История
Филоктета, выдающегося стрелка, обладавшего
луком Геракла, вплетается в историю Троянской
войны: с о.Лемнос героя вывезут в Трою
ахейцы, и ему суждено будет поразить стрелой
троянца Париса
Важно, что Пифагор избирает
отнюдь не блистательный акт в судьбе
Филоктета, а напротив, тяжкий, страдальческий.
Выбор физически неполноценного – хромого
– героя показателен для строгого стиля
с его любовью к неординарным событиям,
но все же уникален.
Судя
по всему, Пифагор не был только «певцом
физической мощи», как считает ряд ученых.
Он даже в спокойно стоящих фигурах
оставался динамичным, пульсирующим. Его
искусство воспевает мужественных героев
послевоенной Эллады V в. до н.э. в стиле,
представляющем собой уникальный синтез
ионийской, дорийской и южноиталийской
традиций.
Слайд 3Древнегреческая скульптура ранней классики (начало V в. до н.э.) отмечена особым
очарованием. Чрезвычайно интересен сам переход от архаики к «суровому стилю»: перед нами все те же куросы (юноши), но в них уже почти ничего не остается от улыбающихся идолов с огромными глазами, сложными прическами из длинных завитых волос, схематическими телами, где акцентированы суставы, а мышцы образуют орнаментальный узор. Тело обретает мягкость и упругость, в моду входит короткая стрижка, исчезает улыбка. Только движение еще сковано, человек словно делает первые самостоятельные шаги по земле, пробудившись от сна. Именно так выглядит одна из самых прекрасных греческих скульптур в собрании Британского музея – так называемый Аполлон Странгфорда.
Аполлон Странгфорда
Пифагор: характер, достоинства и недостатки
Характер имени Пифагор определяется исследовательскими и аналитическими способностями. Словно детектив, используя дедуктивный метод, Пифагор ориентируется на детали, но руководствуется при этом внутренней мудростью и убеждениями, а не материальными фактами и реальностью. Острый глаз и проницательные наблюдения в любой ситуации питают свой и без того изобретательный дух. Поскольку Пифагор может быстро найти недостатки практически в любой системе, отличается перфекционизмом
Часто принимает на себя вину, поэтому важно уравновесить присущий им скептицизм непредвзятостью. Не все будет под контролем, но это то, что делает жизнь интереснее и веселее.
Рождение математического естествознания в пифагорейской школе. 2 Мир, как число. Пифагорейский союз и его естественно-научные достижения
В
конце VI
в.до н.э. центр научной мысли Древней
Греции перемещается с востока
средиземноморского мира на его запад
на побережье Южной Италии Сицилии, где
греки основали свои колонии. В городе
Кротоне сложилась, по-видимому, первая
(из известных нам) в истории человечества
научно-филосовско-религиозно-политическая
школа – Пифагорейский союз. Он
просуществовал с конца VI
в.до середины IV
в.до н.э. и оказал громадное влияние на
развитие древнегреческой культуры,
науки, философии. При этом он активно
вмешивался и в политическую жизнь
италийских полисов. Основателем
Пифагорейского союза был Пифагор,
мыслитель, о котором сложено множество
легенд и мало что известно достоверного.
Пифагор – личность противоречивая, в
его воззрении тесно переплетались
элементы мифологии, религии, магии,
философии и науки.
Выходец
из острова Самоса, Пифагор много лет
учился в Египте и Вавилоне, возможно,
даже в Индии. Известна легенда о встрече
в Милете юного Пифагора с Фалесом
незадолго до смерти последнего. Оказавшись
в Кротоне, он основал научно-филосовское
и религиозно-политическое сообщество
единомышленников, получившее впоследствии
название «Пифагорейский союз». Это была
закрытая, тайная организация с определенным
уставом, культивирующий размеренный,
созерцательный образ жизни, который
следовал из их представления о Космосе
как упорядоченном, гармоничном,
симметричном целом, постигнуть который
дано не всем, а только избранным, т.е.
тем, кто ведет особый образ жизни
созерцателя, самоуглубляющегося,
самосовершенствующегося мудреца.
Основное
мировоззренческое положение (которое
принадлежит, очевидно, Пифагору) – «все
есть число». Ранние пифагорейцы
воспринимали число как божественное
начало, сущность мира, а в исследованиях
числовых отношений видели средство
спасения души, некий религиозный ритуал,
очищающий человека и сближающий его с
богами. Это филосовско-религиозное
учение о том, что «мир есть число»,
ускоряло перевод математики из области
практически-прикладной, вычислительной
в сферу теоретическую, в систему понятий,
логически связанных между собой
процедурой доказательства. Мир целостен,
гармоничен, в нем все взаимосвязано. В
то же время «мир есть число», значит,
что все числа связаны между собой, а
занятия математикой позволяют эти связи
установить, прояснить их логическими
доказательствами. Кто изучит и поймет
божественные числовые отношения, тот
сам станет божественным (подобно
Пифагору), а его душа перестанет
переселяться в другие существа
(реинкарнация) и возвыситься до абсолютного
блаженства. Так закладывались
философско-религиозные предпосылки
математического и естественно-научного
познания.
Детство и юность
Определить точную дату рождения Пифагора сложно. Историки установили приблизительный период его появления на свет – 580 до н.э. Место рождения – греческий остров Самос.
Портрет Пифагора
Мать философа звали Партения (Партенида, Пифиада), а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами.
Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнесарх воздвигает алтарь Аполлону, а ребенка окружает заботой и любовью.
Бюст Пифагора
В некоторых источниках также сказано, что в семье воспитывалось еще двое мальчиков – старших братьев греческого философа: Эвност и Тиррен.
Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Еще в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями.
Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» Гомера и заучивать наизусть песни из поэм.
Статуя Пифагора
Через несколько лет 18-летний парень с готовым багажом знаний отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы попасть туда было сложно: он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского физике, диалектике, теогонии, астрологии, медицине.
На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет – город, в котором жил знаменитый Фалес, отметившийся в истории как основатель первой философской школы в Греции.
Пифагор на фреске Рафаэля
Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности.
Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен.
Далее жизнь знаменитого математика кардинально меняется после начала персидской войны. Пифагор попадает в плен и на протяжении нескольких лет живет в Вавилоне.
Интересные факты
- На самом деле Пифагор – это не имя, а только прозвище ученого.
- Пифагор принимал участие в олимпийских играх как борец.
- Изобрел специальный сосуд, позволяющий пить жидкость в строго ограниченном количестве. Сегодня это — один из популярнейших сувениров на греческих островах.
- Любимое число ученого – 10.
- Пифагор был убежденным вегетарианцем.
- Математик считал, что в своей прошлой жизни он был воином-троянцем.
- До наших дней не сохранилось ни одной научной записи, сделанной ученым.
- Биография Пифагора кратко и интересно рассказывает, как появилась его знаменитая теорема. Она досталось Пифагору в качестве выигрыша. В одном из питейных заведений ученый поспорил с одним из посетителей, кто из них сможет больше выпить. Пифагор победил и в качестве награды проигравший вручил ему свиток. Этот человек сказал: «Тот, кто владеет этим свитком останется в истории как знаменитая личность»
Научная биография Пифагора и краткая биография этого выдающегося человека наглядно демонстрируют, как тяга к знаниям может привести человека к выдающимся открытиям, значимость которых для современного общества сложно переоценить.
Математика
В биографии Пифагора важное место занимает математика. Молодой ученый делился своими знаниями в области арифметики и геометрии, философии, медицины, музыки и др
Многие его ученики стали известными государственными служащими, учеными и исследователями.
Сложно оценить вклад ученого, который он внес в развитие геометрии. Биография Пифагора как математика обязана включать в себя упоминание о его самом знаменитом достижении.
Современным школьниками имя ученого известно благодаря его теореме для прямоугольного треугольника. Вместе с основной теоремой существует еще и обратная ей, которая была разработана другими учеными-математиками. На сегодняшней день существует около 400 доказательств знаменитой теоремы, что свидетельствует о ее фундаментальном значении для такой науки как математика.
Еще одним примечательным достижением Пифагора стала его таблица умножения, которая была названа его именем. Именно по ней обучались школы, которая была им основана.
В сферы интересов Пифагора попадали и сами числа, природу которых ученый пытался познать. Знаменитый ученый связал численные свойства с такими жизненными категориями как смерть, болезни, человечество и т. п. Последователи школы Пифагора первыми предложили разделить все числа на две группы: четные и нечетные. Отсюда берет свое начало такая наука как нумерология.
С помощью нумерологии можно узнать, насколько совместимы два человека, благодаря так называемому «квадрату Пифагора». Своеобразная «игра» с числом даты рождения позволяет приоткрыть завесу тайны будущего человека и его второй половины.
Слайд 18Согласно дошедшим до нас сведениям в древнегреческих источниках, ведущими мастерами, определившими
решительный поворот скульптуры 70 — 60-х гг. 5 в. до н.э. к реализму, были Агелад, Пифагор Регийский, Каламид. Представление об их творчестве до некоторой степени можно составить по римским копиям с греческих статуй этого времени, а главное, по ряду сохранившихся подлинных греческих статуй второй четверти 5 в. до н.э., выполненных неизвестными мастерами. Общую картину развития греческой скульптуры до середины 5 в. до н.э. можно представить себе с достаточной ясностью.Понятие о греческом искусстве 70 — 60-х гг. 5 в. до н.э. дают также небольшие бронзовые статуэтки, дошедшие до нашего времени. Их значение особенно велико потому, что бронзовые греческие оригиналы, за редкими исключениями, утрачены и судить о них приходится по далеко не точным и сухим римским мраморным копиям. Между тем именно для 5 в. до н.э. характерно широкое применение бронзы как материала для монументальных скульптур.
Бегун. Бронзовая статуэтка из Олимпии. Первая четверть 5 в. до н. э. Тюбинген. Университет.
Слайд 41Центральные стоящие фигуры — Аполлона, Тезея и Перифоя — снова, как
и в восточном фронтоне, в какой-то мере повторяют размеренный ритм колоннады, тем самым словно подчеркивая спокойную силу и уверенность, которые они вносят в напряжение битвы. В действии, в героической борьбе с враждебными человеку силами как бы очеловечивается тот дух мужественности и единства, который воплощен в архитектуре храма Зевса.В мифе, изображенном во фронтонной группе, рассказывается, как приглашенные на свадьбу царя лапифов Перифоя кентавры, полулюди-полузвери, олицетворяющие низшие стихийные силы природы, бросились похищать лапифских женщин. Руководимые Тезеем и Перифоем и воодушевленные поддержкой Аполлона, лапифы истребили кентавров.
Устройство пифагорейской общины
Человеку, который хотел вступить в пифагорейский союз и стать его полноценным членом, приходилось, подобно послушнику в монастыре, пройти довольно серьезные испытания. Следует отметить, что само это сообщество осознавало себя именно как религиозно-политическую общину или орден, а не как школу или философское общество, образцом которой станет, к примеру, Академия Платона или другие философские школы — стоики, эпикурейцы и т. д. В общинах Пифагора — нужно иметь в виду, что это была целая сеть религиозных организаций — существовала общность имущества, то есть отсутствовала частная собственность, поскольку Пифагор не уставал повторять, что «у друзей — всё общее, и дружба есть равенство». После того как человек изъявлял желание вступить в общину, Пифагор (если это была его община), по сообщению Ямвлиха, лично осматривал каждого и подробнейшим образом изучал человека — как с виду, так и в отношении психических реакций. Он наблюдал, как и когда он смеется, что и как говорит, отчего огорчается и чему радуется, он исследовал его мимику и жестикуляцию, походку, осанку, внешность, телодвижения, полагая, что все эти, как бы мы сказали, несущественные и случайные свойства, являются неоспоримыми и безошибочными свидетельствами о внутренней сущности характера человека.
Такой способ определения характера по его внешним проявлениям называется физиогномикой, которая имела широкую популярность начиная с Античности и вплоть до начала 20 в., когда была подвергнута серьезной научной критике. Тем не менее нельзя отрицать и того, что «судя по одежке», то есть по поведению человека, по его выражению лица и манерам, о человеке действительно можно многое сказать, и все мы в той или иной степени, порою совершенно неосознанно, грешим тем, что оцениваем людей и составляем себе представление об их личности именно на основе такого внешнего и, разумеется, в большинстве случаев совершенно ошибочного «метода», и связано это не с тем, что «метод» этот плох, но в первую очередь с тем, что мы недостаточно проницательны. После того как претендент проходил проверку, его ждало еще три года испытаний, во время которых проверялось усердие новичка в любви к мудрости и его готовность презреть мирские блага (богатство и славу). Когда и этот трехлетний искус был пройден, следовало пять лет пребывания в полном молчании. Именно на этой ступени частная собственность претендента переходила во владение общины и передавалась специальным администраторам, имеющим опыт хозяйственной деятельности, которые назывались политиками.
Эпилог
В наш бурный и, по словам поэта Уистена Одена, беспокойный век (The Age of Anxiety), обрела свое рождение совершенно невиданная доселе вселенная — виртуальная, которая в самой своей сущности (если только она у нее есть) содержит число и его отношения, содержит в качестве своей материи и формы — например элементарный бинарный код 1 и 0, который благодаря ежесекундным миллионным цифровым комбинациями, производимым нашими процессорами, создает всё более и более сложные языки и объекты, на которых и при помощи которых говорит эта реальность, говорит от имени некоего виртуального Субъекта будущего (а будущее уже наступило), под которым мы понимаем искусственный интеллект во всей своей целокупности, созданный неумолимой логикой гармонии цифр и их отношений, — (анти)божественный интеллект, приход коего, возможно, предсказал уже Пифагор…
Пифагор Философские взгляды. Философские взгляды Пифагора и его школы. Законы мира и математики.
В «противоположность ионийским
мыслителям, которые первоосновой явлений
природы считали отдельные вещества —
воду, воздух, огонь — Пифагор основой
всего сущего рассматривал числа,
являющиеся по его мнению, тем фундаментом,
который образует порядок во Вселенной
и обществе. Поэтому познание мира должно
заключаться в познании чисел, управляющих
этим миром. В этом состояла большая
заслуга Пифагора, который по сути впервые
поставил вопрос о значении количественной
стороны окружающего мира. Много сделал
Пифагор и в развитии геометрии.
Пифагору
приписывают формулировку так называемой
Пифагоровой теоремы (квадрат гипотенузы
равен сумме квадратов катетов). Все
числа Пифагор разделял на четные и
нечетные. Основой всех чисел признавал
единицу, которая рассматривалась как
четно-нечетное число Единица — это
священная монада, выступавшая в качестве
первоначала и основы окружающего мира.
Числа таким образом выступали как
реальная сущность всех вещей. Пифагор
и пифагорейцы заложили основы теории
чисел и принципы арифметики. В то же
время придание числу господствующего
значения вело к абсолютизации числа, к
мистике чисел. Вот как описывает Диоген
Лаэртскии воззрения пифагорейцев:
«Начало всего — единица, единице как
причине подлежит как вещество
неопределенная двоица, из единицы и
неопределенной двоицы исходят числа,
из чисел — точки, из точек-линий из них
— плоские фигуры, из плоских — объемные
фигуры, из них — чувственно воспринимаемые
тела, в которых четыре основы -вода и
огонь, земля и воздух, перемещаясь и
превращаясь целиком, они порождают
одушевленный, разумный, шаровидный, в
середине которого — земля, и земля тоже
шаровидна и населена с всех сторон»
.
Пифагорейцы также
занимались теорией музыки, скульптуры
и архитектуры. Они внесли свой значительный
вклад в теорию изобразительного искусства
в отношении проблемы «золотого
сечения» -правильного соотношения
отдельных частей зданий и скульптурных
групп (правило «золотого сечения»:
если отрезок АС разделен в точке В, то
отношение отрезка АВ к ВС должно быть
таким, как и отношение всего отрезка АС
к ВС).
С теорией чисел у
Пифагора связано его учение о
противоположностях, которое состояло
в том, что все вещи представляют собой
противоположности: правое — левое,
мужское — женское, покой — движение,
прямое — кривое, свет — тьма, добро — зло
и т.д. Особое значение для Пифагора имело
противопоставление «предел —
беспредельное»: предел — это огонь, а
беспредельное — это воздух. По его мнению,
мир состоит из взаимодействия огня и
воздуха (пустоты).
Особую
область во взглядах Пифагора представляют
его религиозные, политические и этические
концепции, его представления о душе и
теле. Он полагал, что душа человеческая
бессмертна, она временно вселяется в
смертное тело, а затем после смерти эта
душа переселяется в другое тело,
перевоплощается (метемпсихоз). При этом
считается, что человек помнит все свои
инкарнации, происшедшие в прошлом.
Пифагор полагал, что высшей этической
целью является катарсис — очищение,
которое для тела происходит через
вегетарианство, а для души — через
восприятие гармонической структуры
космоса, выражающейся в основных
музыкальных интервалах.
Пифагорейство
существовало с VI в. до Р.Х. по Ш в.
Пифагорейское учение о числах
Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов
Каждая категория бытия получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.
Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству. Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз. С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.
Зная истинное значение чисел, люди могут влиять на все общество и окружающую действительность. При этом в основе всего – геометрические представления о числах. Так, число «один» является точкой, если к ней добавить еще одну, то между ними можно провести прямую, в то время как три точки могут стать плоскостью. Диагонали правильного пятиугольника образуют пифагорейскую звезду, которая стала символом школы Пифагора.
Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.
Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления. Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа. Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.
Слушающие (акусматики), познающие (математики) и пифагорейские символы (акусмы)
Существует довольно устойчивое мнение, подкрепленное рядом позднеантичных свидетельств, что пифагорейская философия существовала в двух формах — эзотерической и экзотерической. Последней — доступной для всех — философией занимались акусматики, которые по каким-либо причинам не могли всецело подчинить свою жизнь Пифагору и его общине, тем не менее изъявляли желание причаститься его мудрости. Акусматики занимались философией, как бы мы сейчас сказали, догматически — то есть без рефлексии и анализа, они просто воспринимали изречения Пифагора как божественные заповеди, не размышляя особо над ними, но принимая исключительно как руководство к действию. О всем сказанном Пифагором, без упоминания его имени, говорилось так: «Сам сказал» (αὐτὸς ἔφα, ipse dixit). Считалось, что чем больше подобных изречений (то есть символов, или акусм) усвоит адепт, тем более мудрым он будет, проблема лишь в том, что акусматики усваивали только внешнюю сторону символа (иносказания), его практическое значение. Второе же — тайное значение — предназначалось только для посвященных, и какое-либо развитие пифагорейской философии, скорее всего, могло иметь место только среди так называемых математиков, пытающихся осмыслить рациональную составляющую пифагорейского символа. Символы, в свою очередь, распределялись по трем рубрикам, отвечая на три основных вопроса: 1. Что это такое? 2. Что лучше всего? 3. Что можно делать, а чего нельзя? Вот некоторые примеры символов:
Как нетрудно догадаться, третий вид изречений, отвечающий на вопрос, что делать и не делать, в среде акусматиков был самым многочисленным. Вот самые популярные из них, и пусть читатель сам решит, какой можно приписать всему этому смысл, помимо указанного, так как уже в Античности никто не знал толком, при каких обстоятельствах это было сказано и что означало, но существовало лишь множество предположений.
Математики же, соблюдая, вероятно, акусмы в своей практической жизни, изучали пифагорейскую философию в комплексе следующих дисциплин: арифметика, астрономия, геометрия и музыка. В этих науках мы видим зарождение того, что впоследствии станет риторическим квадривием, составляющим наряду с тривием так называемые семь свободных искусств, о которых мы говорили в другом месте. Скорее всего, именно у математиков, среди которых были такие видные ученые, как Архит, Алкмеон, Тимей, Феодор, Филолай и др., пошел интеллектуальный крен в сторону придания учению Пифагора все возрастающей научной рациональности, несмотря на их бесконечные утверждения, что всё изучаемое ими уже было сказано самим Пифагором, а они, мол, всего лишь его разъясняют.