Структура АСЕАН
Наивысший структурный орган в АСЕАН – саммит лидеров стран-участниц. Он проходит каждые два года и длится три дня. Кроме этого, ежегодно осуществляются встречи и совещания министров финансов государств, входящих в организацию.
Всеми делами и насущными вопросами Ассоциации занимается постоянно действующий комитет, в состав которого входит министр иностранных дел председательствующей страны, а также послы остальных государств-участников организации. Председательствующая страна меняется каждый год, в соответствии с алфавитным порядком названий государств (на английском языке).
Помимо всего этого, в рамках АСЕАН ведется постоянная работа в 11 комитетах и 122 рабочих группах. Ежегодно Ассоциация организует и успешно проводит около 300 различных мероприятий.
Юридической базой организации выступает пакет из трех документов. Это Декларация от 8 августа 1967 года, так называемый Балийский договор (1976 год), а также Устав АСЕАН, подписанный в Сингапуре в 2007 году.
Россия и АСЕАН
Становление АСЕАН в качестве одного
из центров мировой экономики обуславливает необходимость дальнейшего развития торгово-экономических
отношений со странами, входящими в эту организацию.
Одним из основных
направлений деятельности по укреплению позиций России в этом регионе является расширение
сотрудничества с динамично развивающимися странами АСЕАН, где отмечается растущий
спрос на отдельные виды российской продукции
Важно подчеркнуть, что именно рынки
стран АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных с точки
зрения экспорта российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной
и авиационной техники, станков и оборудования. Правительства стран АСЕАН со своей стороны также демонстрируют
стремление к укреплению двусторонних связей с Россией в торгово-экономической и
научно-технической областях
Торгово-экономические связи России
со странами АСЕАН имеют большие потенциальные возможности, однако по ряду объективных
причин в полной мере они не реализуются. Развитие делового сотрудничества с государствами
Ассоциации сдерживается, в частности, такими факторами, как острая конкуренция на
региональном рынке, традиционные связи АСЕАН с японскими, американскими, европейскими,
китайскими, тайваньскими фирмами, давно поделившими между собой рынки государств
Ассоциации, ограниченностью экспортных ресурсов России, невысоким уровнем качества
российских машин и оборудования, отсутствием у нас возможностей в проведении активной
кредитной политики.
С учетом приоритетов
стран АСЕАН в области научно-технологического развития можно выделить следующие
перспективные отрасли и направления промышленного и научно-технического сотрудничества
как: коммерческое освоение космоса; энергетика; материаловедение: композиционные
и керамические материалы, сверхпроводники, металлы и сплавы с высокими техническими
параметрами; биотехнологические материалы и технологии; медицина, медицинские приборы
и средства диагностики и лечения; информатика и телекоммуникации; разведка и добыча
полезных ископаемых, в том числе с использованием космической техники.
Одна из проблем отношений
РФ с АСЕАН состоит в том, что в широких кругах общественности и в бизнес сообществах
России и стран Ассоциации нет достаточной информации друг о друге и почти нет развитой
системы связей и контактов на разных уровнях. На саммите в Ханое обе стороны высказали
убежденность в том, что для достижения нового уровня торгово-экономического сотрудничества
необходимо развитие прямых контактов между деловыми кругами. Россия не располагает
в регионе (за исключением Вьетнама) такими связями, которые имеют США, Китай и Япония.
При этом речь идет не столько о политических контактах на уровне руководства, которые
в последние годы получили заметное развитие, сколько о сотрудничестве по линии неправительственных
организаций и научного сообщества.
Перспективы развития
Сегодня членами АСЕАН являются 10 стран Восточной и Южной Азии. Два государства, Восточный Тимор и Папуа — Новая Гвинея, получили статус наблюдателей. В 1990-х годах члены ассоциации проводили переговоры о присоединении к ним Китая, Южной Кореи и Японии. Но из-за активного противодействия США эти планы реализовать не удалось. После этого глубокие процессы интеграции в регионе продолжились, в настоящее время образовался блок стран, которые действуют в формате АСЕАН+3.
В двухтысячных годах к деятельности организации стали привлекать Индию, Новую Зеландию и Австралию. Список возможных потенциальных членов:
- Австралия;
- Япония;
- Китай;
- Восточный Тимор.
В 2011 году о своем намерении присоединиться к АСЕАН заявили представители Восточного Тимора. Сейчас проводится работа по оптимизации экономического и юридического законодательства этой страны, что позволит ей в скором времени стать полноправным членом ассоциации. Также перспективным членом считается Папуа — Новая Гвинея, которая с 1981 года имеет привилегированный статус наблюдателя. Эта страна активно сотрудничает в экономической и социальной сфере с АСЕАН, по сути являясь постоянным участником организации.
https://youtube.com/watch?v=GF0kz8G_Rug
Ассоциации и саммиты АСЕАН
Asia Summit East (EAS) является ежегодный Азиатский форум, объединяющий глав государств из 16 стран Восточной Азии с АСЕАН в лидирующие позиции. Россия подала заявку на членство и имеет статус наблюдателя. Первый саммит прошел в Куала-Лумпуре 14 декабря 2005 года.
Региональный форум АСЕАН:
- Члены АСЕАН
- Другие участники Регионального форума АСЕАН
Региональный форум АСЕАН (АРФ) является первым крупным многосторонним форумом в регионе для официальных консультаций по вопросам безопасности в Азиатско — Тихоокеанском регионе. Основанный в 1993 году, сейчас он насчитывает 26 членов.
АСЕАН плюс три является встреча между АСЕАН, Китая, Японии и Южной Кореи провели в ходе встреч на высшем уровне АСЕАН.
Диалог Азия-Европа (ASEM) является неформальным процессом диалога создан в 1996 году, в результате чего вместе Европейский Союз и 3 группы АСЕАН +.
Саммит Россия-АСЕАН — это встреча глав государств АСЕАН и Президента России.
Международное партнерство
С 1996 года АСЕАН стало активно сотрудничать с Российской Федерацией. В это время была подписана декларация о партнерстве, а после присоединения России к Балийскому договору в ноябре 2004 года диалог только углубился. В 2005 году в Малайзии состоялся первый саммит АСЕАН — Россия, в котором принял участие Владимир Путин. Аналогичная встреча прошла через три года во вьетнамском городе Ханое. Сегодня Министерство иностранных дел РФ участвует в конференциях в формате АСЕАН+1 и АСЕАН+10.
Российская Федерация имеет тесные социальные и исторические связи со многими постоянными членами этой организации. Так, во Вьетнаме Росатом строит АЭС, а Газпром активно развивает совместные проекты по добыче голубого топлива в этой стране. В руководстве России неоднократно подчеркивали, что дальнейшее углубление сотрудничества с организацией является одной из приоритетных задач внешней политики страны. Интересным фактом можно назвать то, что на Россию сегодня, по данным статистики, приходится около 10% товарооборота стран АСЕАН.
Определенные сложности наметились в сотрудничестве АСЕАН и США. Это объясняется ярой протекционистской политикой президента США Дональда Трампа, который начал торговую войну не только с Китаем, но и с рядом стран тихоокеанского региона. В ходе двусторонних встреч представители ассоциации и Госдепа отмечают, что в их интересах нормализовать отношения и относиться друг к другу в рамках взаимовыгодного сотрудничества, однако какого-либо прогресса в изъятии экономических ограничений пока не наблюдается.
Сингапур
Сингапур – крошечное государство-город на южной оконечности Малаккского полуострова. Уникальная страна с бесплатным образованием, огромными налогами на автомобили и полным отсутствием налогообложения для IT-сферы. ИЧР очень высокий (11-е место в мире). Объем ВВП на душу населения — 51 600 долларов. Членом АСЕАН Сингапур является с 1967 года.
Сингапур – одно из богатейших и самых успешных государств во всем мире. За каких-то 30 лет страна совершила огромный скачок в своем развитии, во многом благодаря крайне выгодному географическому положению и умелому распоряжению финансовыми средствами. Здесь наиболее развита электроника, сфера услуг, судостроение и биотехнологии.
Зона свободной торговли АСЕАН
Зона свободной торговли АСЕАН (AFTA) — это соглашение между государствами-членами АСЕАН, подписанное в 1992 году в Сингапуре и вступившее в силу в 2003 году.
Еще одно региональное соглашение, меньшее по размеру, но включающее большее количество стран (Австралия, Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Новая Зеландия также подписали), подписано в 2020 году.
AIPA
AIPO (Межпарламентская организация АСЕАН) — региональная парламентская организация, созданная в 1977 году, в которую входят делегации парламентов государств АСЕАН (Султанат Бруней, не имеющий парламента, является членом АСЕАН, но не AIPO). В 2007 г. AIPO уступила место AIPA (Межпарламентской ассамблее АСЕАН) во время апрельской сессии в Куала-Лумпуре. Данная модификация была задумана как новая интеграция межпарламентского сотрудничества в регионе.
Особенности формирования АСЕАН
Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. АСЕАН-10, включающая все 10 стран Юго-Восточной Азии, фактически стала крупной региональной группировкой общей площадью 4,487 млн км2.
В соответствии с Бангкокской декларацией целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».
В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели:
- ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;
- укрепление мира и региональной стабильности;
- расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:
- развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
- расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
- установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.
АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.
Особенности развития региональной экономической интеграции в рамках АСЕАН определяются рядом факторов.
- Высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе.
- Однотипность (но дифференцированность) экономик стран- участниц и имеющиеся вследствие этого трудности в расширении взаимной торговли.
- Участие в интеграционных процессах государстве различным уровнем экономического развития и разными политическими системами.
Организационная структура АСЕАН
Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМ ИД). Проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетику, окружающую среду, финансы, информатизацию, инвестиции, труд, юстицию, искоренение бедности, науку, технологии, социальное обеспечение, транспорт, туризм и др. Достигнута договоренность об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН (Asian Interparlamentary Organisation — AIPO).
Текущее руководство деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН. Генеральный секретарь назначается по принципу ротации. Первым Генеральным секретарем был индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.
Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очередности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2006 г. председательствуют Филиппины, в 2007 г. — по порядку Сингапур. На СМ ИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году. В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов.
Для поддержки международных отношений в регионе и за его пределами АСЕАН учредила комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в следующих столицах: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Ныо-Дели, Ныо-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.
Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время странами-членами АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных государств, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.