Атэс

Сиамский слон

В контексте председательства Таиланда в АТЭС в этом году особое значение для России имеет характер двустороннего взаимодействия. Так, в августе 2022 г. посол Королевства Таиланд в России Сасиват Вонгсинсават заявил о твёрдом намерении правительства пригласить президента России Владимира Путина на предстоящий Саммит АТЭС. Особое значение такой визит будет иметь и в связи со 125-летием дипломатических отношений между двумя странами. Российская сторона официально поблагодарила тайские власти за приглашение

Согласно заявлению Кремля, Россия последовательно участвует в работе АТЭС и придаёт большое значение этому объединению как важному и открытому формату многостороннего взаимодействия на пространстве Тихого океана. Примечательно, что в 2003 г

российский президент лично принял участие в саммите АТЭС в Таиланде.

В мае 2022 г. в Бангкоке прошёл министерский форум АТЭС, где присутствовал министр экономического развития России Максим Решетников. Коммюнике по итогам принято не было из-за демарша представителей Японии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и США. Вместе с тем, по данным российской стороны, 23 пункта из 24-х были согласованы, что подтверждает способность АТЭС продвигать экономическую повестку.

Иван Зуенко: Логистика как фактор восточной политики России

Главная цель развития двустороннего сотрудничества между Россией и Таиландом — в перспективе достичь объёма товарооборота в 10 млрд долл. По итогам 2021 г. данный показатель составил только 2,7 млрд долл., что тем не менее на 29% больше, чем в 2020 г. Ключевые сферы, представляющие интерес для Бангкока с точки зрения наращивания экспорта в Россию, — продукты питания, текстиль, спортивные товары, автомобильные запчасти, медикаменты. Из России планируется поставлять удобрения, энергоносители, вертолёты, а также развивать сервисный сектор. На ближайшее время намечена детальная проработка инициатив по восстановлению туристических обменов — в частности, рейсы из Москвы в Таиланд частично восстановлены с октября 2022 г. Ведётся работа по расширению использования в королевстве платёжной системы «Мир», внедрению расчётов в национальных валютах, не оставлена и идея соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом.

Практические результаты деятельности АТЭС.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы;

нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

международные услуги;

международные инвестиции;

стандартизация товаров и услуг;

таможенные процедуры;

права интеллектуальной собственности;

конкурентная политика;

распределение государственных заказов;

правила, касающиеся происхождения товара;

посредничество в спорах;

мобильность бизнесменов;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация (Табл. 2). Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как в других странах мира – только 3,0%.

Таблица 2. СРЕДНИЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ АТЭС
Страны
1988
1996
Австралия 15,6 6,1
Индонезия 20,3 13,1
Канада 9,1 6,7
Китай 40,3 23,0
Мексика 10,6 12,5
Южная Корея 19,2 7,9
Сингапур 0,4
США 6,6 6,4
Таиланд 40,8 17,0
Тайвань 12,6 8,6
Япония 7,2 7,9
В среднем в АТЭС 15,4 9,1

Составлено по: Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция
. М., МГИМО, РОССПЭН, 2002

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации. Поскольку в документах АТЭС нет принципа обязательности, разные страны-члены осуществляют эти меры с различной интенсивностью. Однако в целом по странам АТЭС только за 1990-е объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций вырос в 3 раза.

Хотя страны АТЭС сильно пострадали от азиатского финансового кризиса 1997, этот регион демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Так, за 1989–1999 совокупный ВНП стран-членов вырос на 1/3 – на 26% в развитых странах и на 83% в развивающихся странах региона. Это существенно выше общемировых показателей (24% для развитых и 11% для развивающихся государств).

The time is now

Для России в современных условиях затруднённости торговли и инвестиционной деятельности будет оправдан акцент на выстраивании гибких схем партнёрства со странами АТР за пределами межправительственных договорённостей

Внимание стоит уделять связям министерского уровня, а также непосредственному общению участников внешнеэкономической деятельности. С учётом крайней заинтересованности даже некоторых партнёров из недружественных стран к развитию сотрудничества с Россией подобные форматы могут быть успешными.

Не исключено, что всем вовлечённым сторонам может пойти навстречу и Бангкок, вполне способный извлечь для себя значительные преимущества из роли хаба и посредника. С учётом того, что председательство в АТЭС в 2023 г. перейдёт к Соединенным Штатам, лучшее время для установления новых перспективных форматов сотрудничества — именно сейчас.

Азиатско-тихоокеанская экономическая мечта

В 1998 г. Россия вступила в форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества вместе с Перу и Вьетнамом. Особый интерес РФ был связан с открытым характером формата, не имеющего статуса международной организации. Цели Москвы в целом совпадали с приоритетами диалогового механизма и заключались в обеспечении всеобъемлющего и устойчивого экономического роста и углублении интеграционных процессов. Гибкие неправительственные схемы взаимодействия, в том числе непосредственно между участниками внешнеэкономической деятельности, потенциально были способны ускорить взаимные обмены и сделать связи более эффективными. Кроме того, многосторонние режимы партнёрства позволили бы дополнить двусторонние в целях диверсификации российского присутствия на мировых рынках, а также использования потенциала АТР для «подъёма» территорий Сибири и Дальнего Востока.

Масштабные приготовления в связи с проведением во Владивостоке саммита в 2012 г. и мероприятия на «полях» форума во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Казани в год председательства стали явным свидетельством российских намерений максимально полно использовать потенциал членства в АТЭС. Более того, ещё в 2012 г. Россия выделила темы, которые определили направление деятельности форума на длительный период

Во-первых, либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция с особым вниманием к улучшению административной среды и снятию барьеров для малых и средних предприятий. Во-вторых, укрепление продовольственной безопасности, включая формирование устойчивых рынков, инновационное сельское хозяйство, обеспечение социально уязвимых слоёв населения, ответственное поддержание экосистем

В-третьих, формирование надёжных транспортно-логистических и производственно-сбытовых цепочек, в том числе устранение препятствий в инфраструктуре, укрепление возможностей в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, антитеррористическая защита объектов транспорта. Наконец, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста, а именно, инвестирование в высокие технологии, трансграничное взаимодействие технологических центров, преодоление «цифрового разрыва» [].

Андрей Кортунов: Американо-китайский покер

Формат неправительственного партнёрства приобретает особую актуальность сегодня, в условиях международных финансовых, транспортных и других ограничений со стороны Запада. Примечательно, что из стран Юго-Восточной Азии осудил действия России в связи с событиями на Украине только Сингапур, кроме него из участников АТЭС к недружественным официально отнесены Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Япония, Республика Корея и остров Тайвань. Перу и Чили выступили в поддержку Украины на ассамблее Организации американских государств в октябре 2022 г. С другими же членами АТЭС (КНР с Гонконгом, Малайзией, Индонезией, Филиппинами, Таиландом, Вьетнамом, Мексикой, Папуа-Новой Гвинеей, Брунеем) Россия будет развивать сотрудничество, поскольку они не присоединились к санкциям и заинтересованы в укреплении собственных международных позиций.

История

Форум базируется на принципах консенсуса и добровольности, его деятельность определяется положениями программной декларации, принятой на саммите в Богоре (Индонезия) – создание системы свободной торговли и либерализация инвестиционного режима для развитых стран региона к 2010 году, для развивающихся экономик – к 2020.

В 1995 году форум конкретизировал способы достижения поставленных целей и достигнутых договоренностей, приняв в Осаке программу действий.

Основные направления сотрудничества и взаимодействия экономик в составе АТЭС:

  • укрепление экономической интеграции;
  • обеспечение сбалансированного роста экономики, в том числе путем создания условий для развития малого и среднего бизнеса, а также расширения участия в экономике региона женщин и молодежи;
  • осуществление структурных реформ, обеспечивающих стабильное экономическое развитие;
  • способствование росту цифровой экономики.

В 2004 году лидеры участвующих экономик подписали Сантьягскую декларацию по поддержке борьбы с коррупцией и укреплению стандартов неподкупности в регионе. Декларацией предусмотрена ратификация и внедрение Конвенции ООН против коррупции, направленной на предотвращение коррупции и укрепление прозрачности в государственном и частном секторе, совершенствование стандартов бухучета, привлечение гражданского общества для борьбы с коррупцией.

Дискуссии вокруг АТЭС

Здание Секретариата АТЭС в
Сингапуре

Эффективность деятельности АТЭС —
одна из любимых тем дискуссий у политологов и
экономистов всего мира. Многие считают, что
вследствие разброса «весовых категорий» стран в
Азиатско-Тихоокеанском регионе просто
невозможно создать устойчивый интеграционный
блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью
своей деятельности образование вторых
«Соединенных Штатов Европы». (Ну какая
интеграция может быть между, скажем, США и
Папуа-Новой Гвинеей?) Работа организации, как уже
отмечалось, направлена на создание
благоприятной атмосферы для бизнеса как
основного фактора экономического роста в
регионе. Поэтому и действует она на основах
консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не
жесткие директивы, а рекомендации.

Эмблема Шанхайской встречи АТЭС 2001 г.

Мишенью для критики служат и цели
Богорской декларации. Снятие таможенных
барьеров — действительно сложная задача,
особенно учитывая, что участники организации —
это не только постиндустриальные страны.
Несколько лет назад ряд стран-участников во
главе с США попытались свести весь смысл
деятельности АТЭС к скорейшему созданию
гигантской зоны свободной торговли

Хорошо, что
попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро
распался бы, ведь ясно, что открытие
неподготовленных рынков окажется губительным.
Образование свободного рынка все-таки является
задачей организации, однако важно, что на первый
план выдвигается не конкуренция, а
сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово
во всех официальных документах организации

Но пока это сотрудничество довольно пассивно
(еще один характерный упрек критиков) и
выражается в основном в проведении встреч на
различных уровнях, в подготовке проектов и в
организации семинаров. Однако задачи АТЭС
таковы, что для их выполнения требуется огромная
подготовительная работа.

Таблица

История возникновения

На протяжении всего ХХ в. Тихий океан
был ареной политической и экономической борьбы
крупнейших мировых держав. Здесь
разворачивалось 70-летнее противостояние
капиталистической и социалистической систем (в
основном СССР и США), здесь во второй половине
столетия происходил экономический взлет Японии,
новых индустриальных стран и Китая.

Переплетение противоречий и интересов
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
обусловило возникновение замысла организации,
которая могла бы регулировать ситуацию в
бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась
долго и трудно: предлагались различные варианты
ее осуществления, разнящиеся как по составу
участников, так и по целям. США ставили во главу
угла военно-политические интересы и предлагали
создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО;
Япония разрабатывала идею организации на
экономических основах. Тихоокеанское
объединение, Тихоокеанская зона свободной
торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца —
вот некоторые предполагавшиеся названия
организации. В 1967 г. был образован Экономический
совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin
Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская
конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and
Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский
совет экономического сотрудничества (Pacific Economic
Cooperation Council).

Однако ни одна из этих организаций не
выполняла функций координирующей региональной
экономической структуры. В 1989 г. по инициативе
Австралии и при поддержке ведущих экономических
держав региона была создана качественно новая
организация, сумевшая путем синтеза
разнообразных концепций сформулировать
конкретные задачи и направления работ
объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic
Cooperation — APEC; соответствующая русская
аббревиатура — АТЭС).

Приоритеты России в АТЭС

Участие России в АТЭС дает возможность привлекать прямые иностранные инвестиции. В 2009-2010 годах Россия стала вносить существенные взносы в Фонд поддержки Сотрудничества. Это позволило стране более активно участвовать в проектах. Далее Россия получила финансирование на ряд инвестиционных программ.

С 2013 года Россия пользуется возможностью безвизового въезда в страны-участницы для решения деловых вопросов сроком до 3 месяцев. Въезд может быть многократным. В 2012 году Россия получила возможность провести саммит на своей территории, значит в 2011 году основные направления деятельности АТЭС регулировании российские представители.

Приоритеты АТЭС остаются неизменными на протяжении всего существования форума. Новая Зеландия является председателем АТЭС в текущем 2021 году. Основными направлениями деятельности можно назвать:

  • Восстановление торговых и экономических отношений между странами.
  • Повышение устойчивости национальных экономик.
  • Внедрение инноваций в хозяйственные отношения стран.

Россия продолжает активное взаимодействие со странами-участницами АТЭС в части транспорта и инфраструктуры. Министерство транспорта РФ ориентировано на диверсификацию цепочек поставок, а также использования спутниковой связи и цифровых технологий в организации логистики. Еще одним направлением является подготовка квалифицированных кадров в сфере транспорта и управления логистическими процессами. Для этого Россия взаимодействует с государствами, имеющими сильную образовательную базу в данной отрасли знаний. С помощью этих инициатив Правительство РФ хочет решить вопрос развития удаленных территорий.

Проведение транспортной выставки в Москве было приурочено проведению Международного транспортного форума стран АТЭС. Её посетили представители многих государств. Последняя неформальная встреча лидеров стран-участниц АТЭС состоялась в июле 2021 года. Темами для обсуждений стали вопросы здравоохранения и проблемы экономических отношений, вызванные пандемией коронавируса. На встрече было решено поддерживать предпринимательство, вносить посильный вклад в оживление глобальной экономики и отношений между странами-участницами.

Структура

Эмблема встреч министров и
экономических лидеров АТЭС, которые состоятся в
Таиланде в 2003 г.

На ежегодных саммитах глав государств
и правительств стран АТЭС принимаются ключевые
документы, определяющие долгосрочную стратегию
развития организации, утверждается объем работ и
их финансирование.

Встречи министров иностранных дел,
торговли и экономики и заседания на уровне
министров по конкретным областям сотрудничества
служат форумами для обсуждения актуальных
проблем.

Главный лозунг организации — «APEC means
business» («АТЭС значит дело») — подтверждается
круглогодичной работой ее многочисленных
структурных подразделений.

В начале сентября 2002 г. во
Владивостоке состоится симпозиум по вопросам
инвестиций в рамках АТЭС

На снимке: Макет оформления
выставочного комплекса «Владэкспо» на время
проведения симпозиума

Образованный в 1993 г. Секретариат
(расположен в Сингапуре) является, как это
определено в его рабочих документах, «основным
механизмом поддержки идущих в АТЭС процессов». В
его ведении находится консультативное и
материально-техническое обеспечение работы
организации: он формулирует проекты и отвечает
за их оценку и финансирование, осуществляет
координацию действий, а также выполняет
информационные и общественные функции от имени
АТЭС. Непосредственная работа по исполнению
Осакской программы ведется в
узкоспециализированных рабочих органах:
комитетах, подкомитетах и рабочих группах.

Огромный цветочный глобус с
изображением очертаний стран АТЭС был
установлен на клумбе в новом шанхайском парке во
время проведения здесь саммита форума осенью 2001
г.

Направления деятельности АТЭС:

Обмен
информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью
достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва
в экономическом развитии;

Разработка
стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров,
услуг и инвестиций;

Сотрудничество
в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране
окружающей среды;

Содействие
развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов,
трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры,
обеспечению трудовыми ресурсами.

Показатели социально-экономического развития стран АТЭС, 2000 г.1

Страна

ВВП2, млрд долл.

Темпы прир. ВВП, %

ВВП на душу насел., тыс. долл.

Экспорт, млн долл.

Импорт, млн долл.

Числ. насел. (на середину
2001 г.), млн чел.

Темпы прироста насе. (2001 г.), %

Число польз. Интер.3, млн
чел.

Австралия

446

4,7

23,2

63869

71531

19,4

0,99

7,77

Бруней

6

3,0

17,6

3500

1600

0,3

2,11

0,03

Вьетнам

154

5,5

2,0

14450

15635

79,9

1,45

0,12

Индонезия

654

4,8

2,9

62124

33515

228,4

1,60

0,40

Канада

775

4,3

24,8

276635

244786

31,6

0,99

13,28

Китай

4500

8,0

3,6

249297

225097

1273,1

0,88

22

Южная Корея

765

9,0

16,1

172268

160481

47,9

0,89

15,3

Малайзия

224

8,6

10,3

98237

82210

22,2

1,96

1,5

Мексика

915

7,1

9,1

166424

182635

101,9

1,50

2,5

Новая Зеландия

68

3,6

17,7

13267

13906

3,9

1,14

1,34

Папуа-Новая
Гвинея

12

2,9

2,5

1980

1120

5,0

2,43

0,002

Перу

123

3,6

4,6

7002

8797

27,5

1,70

0,40

Россия

1120

6,3

7,7

105200

45500

145,5

-0,35

9,2

Сингапур

110

10,1

26,5

137875

134545

4,3

3,50

1,74

США

9963

5,0

36,2

781125

1257636

278,1

0,90

148

Сянган (Гонконг),
особый район Китая

181

10,0

25,4

202440

214200

7,2

1,30

1,85

Таиланд

413

4,2

6,7

69057

61924

61,8

0,91

1

о. Тайвань

386

6,3

17,4

148320

140010

22,4

0,80

6,4

Филиппины

310

3,6

3,8

39783

33808

82,8

2,03

0,50

Чили

153

5,5

10,1

18158

18070

15,3

1,13

0,63

Япония

3150

1,3

24,9

479249

379511

126,8

0,17

27,06

Всего по странам
АТЭС

24428

5,6

14,0

3110260

3326517

2585,3

1,33

261,0

Всего по миру

43600

4,8

7,2

6364000

6669000

6157,4

1,25

407,1

Страны АТЭС в %
от общемировых показателей

56,02

48,87

49,88

41,99

64,12

1

www.wto.org23

Принципы и правила

Страны в составе АТЭС характеризуются значительной разницей в экономическом развитии. Этим обусловлены некоторые особенности формата, структуры и правил форума:

  • сотрудничество происходит только в экономической сфере;
  • отсутствует устав, бюрократический аппарат минимален;
  • принцип добровольности, отсутствие полномочий для принуждения (напр., при разрешении конфликтов);
  • приоритет информационного пространства (сотрудничество в первую очередь ориентировано на информационный обмен о бизнес-проектах участвующих экономик);
  • отказ от жесткого планирования перспектив.

Именно экономически разнородный состав экономик АТЭС препятствует созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (Asia-Pacific Economic Community) в виде зоны свободной торговли и инвестиций.

Несмотря на то, что АТЭС является наиболее молодым в «тройке» крупнейших экономических блоков (два других – ЕС и НАФТА), его экономическая зона развивается наиболее динамично, стремясь по мнению специалистов к роли лидера мировой экономики.

Неувядающая привлекательность

В 1989 г. у форума АТЭС не было конкурентов, однако сегодня это лишь часть мозаики из структур и организаций, сложившихся в регионе. Схожие функции и цели заявлены у китаецентричного Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (RCEP), антикитайского Всеобъемлющего прогрессивного транстихоокеанского партнёрства (CPTPP) и американской инициативы Индо-Тихоокеанского экономического рамочного партнёрства (IPEF). Форум не слишком преуспел в деле либерализации торговли, и Богорские цели 1994 г. по большей части остались невыполненными, поскольку более перспективными оказались двух- и многосторонние форматы зон свободной торговли. Вопросы политики и безопасности также не прижились в состоящей из «экономик» АТЭС.

Вместе с тем форум всё ещё не утратил актуальности. Следование принципу открытого регионализма по мере нарастания глобализационных процессов, по замыслу, способно предотвратить доминирование закрытых региональных группировок. Преимуществом представляется и направленность форума на поддержку малого и среднего бизнеса, повышение мобильности предпринимателей.

На саммите АТЭС — 2020 в Малайзии был принят новый программный документ «Путраджайские ориентиры развития до 2040 года», согласно которым акцентируется внимание на трёх движущих силах экономического роста — торговле и инвестициях, инновациях и цифровизации, уверенном, сбалансированном, безопасном, устойчивом росте. В 2021 г

в Новой Зеландии был одобрен Аотеароанский план действий по реализации Путраджайских ориентиров. В число приоритетов деятельности АТЭС в 2022 г. и далее включена проблематика постпандемийного экономического восстановления, дальнейшей либерализации торгово-инвестиционной деятельности, укрепления региональной взаимосвязанности, обеспечения безопасного перемещения физических лиц, развития цифровой и биоциркулярной «зеленой» экономики, изменения климата.

Андрей Кортунов: «Двадцатка» — не расширенная «семерка»

Однако, несмотря на правильность и логичность приоритетов, всё же маловероятно, чтобы в ближайшее время данный форум послужил основой для последующей масштабной тихоокеанской интеграции. АТЭС по-прежнему неизменно воспринимается в регионе как «западный проект», созданный для укрепления транстихоокеанских связей, продвижения либеральной экономической модели на пространстве Большой Восточной Азии и ослабления Китая. По этой причине КНР и некоторые другие страны региона не склонны видеть в форуме всеобщего характера, равно как и не разделяют все принципы функционирования. Более того, сами США в рамках «ребалансирования» (rebalancing) тихоокеанской политики сделали акцент не на громоздкой структуре из 21-ой экономики, а на более всеобъемлющих межправительственных форматах, таких как первоначальный TPP и вновь предложенный IPEF.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: