Сиамский слон
В контексте председательства Таиланда в АТЭС в этом году особое значение для России имеет характер двустороннего взаимодействия. Так, в августе 2022 г. посол Королевства Таиланд в России Сасиват Вонгсинсават заявил о твёрдом намерении правительства пригласить президента России Владимира Путина на предстоящий Саммит АТЭС. Особое значение такой визит будет иметь и в связи со 125-летием дипломатических отношений между двумя странами. Российская сторона официально поблагодарила тайские власти за приглашение
Согласно заявлению Кремля, Россия последовательно участвует в работе АТЭС и придаёт большое значение этому объединению как важному и открытому формату многостороннего взаимодействия на пространстве Тихого океана. Примечательно, что в 2003 г
российский президент лично принял участие в саммите АТЭС в Таиланде.
В мае 2022 г. в Бангкоке прошёл министерский форум АТЭС, где присутствовал министр экономического развития России Максим Решетников. Коммюнике по итогам принято не было из-за демарша представителей Японии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и США. Вместе с тем, по данным российской стороны, 23 пункта из 24-х были согласованы, что подтверждает способность АТЭС продвигать экономическую повестку.
Иван Зуенко: Логистика как фактор восточной политики России
Главная цель развития двустороннего сотрудничества между Россией и Таиландом — в перспективе достичь объёма товарооборота в 10 млрд долл. По итогам 2021 г. данный показатель составил только 2,7 млрд долл., что тем не менее на 29% больше, чем в 2020 г. Ключевые сферы, представляющие интерес для Бангкока с точки зрения наращивания экспорта в Россию, — продукты питания, текстиль, спортивные товары, автомобильные запчасти, медикаменты. Из России планируется поставлять удобрения, энергоносители, вертолёты, а также развивать сервисный сектор. На ближайшее время намечена детальная проработка инициатив по восстановлению туристических обменов — в частности, рейсы из Москвы в Таиланд частично восстановлены с октября 2022 г. Ведётся работа по расширению использования в королевстве платёжной системы «Мир», внедрению расчётов в национальных валютах, не оставлена и идея соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом.
Практические результаты деятельности АТЭС.
Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.
АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:
торговые тарифы;
нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
международные услуги;
международные инвестиции;
стандартизация товаров и услуг;
таможенные процедуры;
права интеллектуальной собственности;
конкурентная политика;
распределение государственных заказов;
правила, касающиеся происхождения товара;
посредничество в спорах;
мобильность бизнесменов;
внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
сбор и анализ информации.
Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.
Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация (Табл. 2). Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как в других странах мира – только 3,0%.
Таблица 2. СРЕДНИЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ АТЭС |
||
Страны |
1988 |
1996 |
Австралия | 15,6 | 6,1 |
Индонезия | 20,3 | 13,1 |
Канада | 9,1 | 6,7 |
Китай | 40,3 | 23,0 |
Мексика | 10,6 | 12,5 |
Южная Корея | 19,2 | 7,9 |
Сингапур | 0,4 | |
США | 6,6 | 6,4 |
Таиланд | 40,8 | 17,0 |
Тайвань | 12,6 | 8,6 |
Япония | 7,2 | 7,9 |
В среднем в АТЭС | 15,4 | 9,1 |
Составлено по: Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция |
Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации. Поскольку в документах АТЭС нет принципа обязательности, разные страны-члены осуществляют эти меры с различной интенсивностью. Однако в целом по странам АТЭС только за 1990-е объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций вырос в 3 раза.
Хотя страны АТЭС сильно пострадали от азиатского финансового кризиса 1997, этот регион демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Так, за 1989–1999 совокупный ВНП стран-членов вырос на 1/3 – на 26% в развитых странах и на 83% в развивающихся странах региона. Это существенно выше общемировых показателей (24% для развитых и 11% для развивающихся государств).
The time is now
Для России в современных условиях затруднённости торговли и инвестиционной деятельности будет оправдан акцент на выстраивании гибких схем партнёрства со странами АТР за пределами межправительственных договорённостей
Внимание стоит уделять связям министерского уровня, а также непосредственному общению участников внешнеэкономической деятельности. С учётом крайней заинтересованности даже некоторых партнёров из недружественных стран к развитию сотрудничества с Россией подобные форматы могут быть успешными.
Не исключено, что всем вовлечённым сторонам может пойти навстречу и Бангкок, вполне способный извлечь для себя значительные преимущества из роли хаба и посредника. С учётом того, что председательство в АТЭС в 2023 г. перейдёт к Соединенным Штатам, лучшее время для установления новых перспективных форматов сотрудничества — именно сейчас.
Азиатско-тихоокеанская экономическая мечта
В 1998 г. Россия вступила в форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества вместе с Перу и Вьетнамом. Особый интерес РФ был связан с открытым характером формата, не имеющего статуса международной организации. Цели Москвы в целом совпадали с приоритетами диалогового механизма и заключались в обеспечении всеобъемлющего и устойчивого экономического роста и углублении интеграционных процессов. Гибкие неправительственные схемы взаимодействия, в том числе непосредственно между участниками внешнеэкономической деятельности, потенциально были способны ускорить взаимные обмены и сделать связи более эффективными. Кроме того, многосторонние режимы партнёрства позволили бы дополнить двусторонние в целях диверсификации российского присутствия на мировых рынках, а также использования потенциала АТР для «подъёма» территорий Сибири и Дальнего Востока.
Масштабные приготовления в связи с проведением во Владивостоке саммита в 2012 г. и мероприятия на «полях» форума во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Казани в год председательства стали явным свидетельством российских намерений максимально полно использовать потенциал членства в АТЭС. Более того, ещё в 2012 г. Россия выделила темы, которые определили направление деятельности форума на длительный период
Во-первых, либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция с особым вниманием к улучшению административной среды и снятию барьеров для малых и средних предприятий. Во-вторых, укрепление продовольственной безопасности, включая формирование устойчивых рынков, инновационное сельское хозяйство, обеспечение социально уязвимых слоёв населения, ответственное поддержание экосистем
В-третьих, формирование надёжных транспортно-логистических и производственно-сбытовых цепочек, в том числе устранение препятствий в инфраструктуре, укрепление возможностей в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, антитеррористическая защита объектов транспорта. Наконец, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста, а именно, инвестирование в высокие технологии, трансграничное взаимодействие технологических центров, преодоление «цифрового разрыва» [].
Андрей Кортунов: Американо-китайский покер
Формат неправительственного партнёрства приобретает особую актуальность сегодня, в условиях международных финансовых, транспортных и других ограничений со стороны Запада. Примечательно, что из стран Юго-Восточной Азии осудил действия России в связи с событиями на Украине только Сингапур, кроме него из участников АТЭС к недружественным официально отнесены Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Япония, Республика Корея и остров Тайвань. Перу и Чили выступили в поддержку Украины на ассамблее Организации американских государств в октябре 2022 г. С другими же членами АТЭС (КНР с Гонконгом, Малайзией, Индонезией, Филиппинами, Таиландом, Вьетнамом, Мексикой, Папуа-Новой Гвинеей, Брунеем) Россия будет развивать сотрудничество, поскольку они не присоединились к санкциям и заинтересованы в укреплении собственных международных позиций.
История
Форум базируется на принципах консенсуса и добровольности, его деятельность определяется положениями программной декларации, принятой на саммите в Богоре (Индонезия) – создание системы свободной торговли и либерализация инвестиционного режима для развитых стран региона к 2010 году, для развивающихся экономик – к 2020.
В 1995 году форум конкретизировал способы достижения поставленных целей и достигнутых договоренностей, приняв в Осаке программу действий.
Основные направления сотрудничества и взаимодействия экономик в составе АТЭС:
- укрепление экономической интеграции;
- обеспечение сбалансированного роста экономики, в том числе путем создания условий для развития малого и среднего бизнеса, а также расширения участия в экономике региона женщин и молодежи;
- осуществление структурных реформ, обеспечивающих стабильное экономическое развитие;
- способствование росту цифровой экономики.
В 2004 году лидеры участвующих экономик подписали Сантьягскую декларацию по поддержке борьбы с коррупцией и укреплению стандартов неподкупности в регионе. Декларацией предусмотрена ратификация и внедрение Конвенции ООН против коррупции, направленной на предотвращение коррупции и укрепление прозрачности в государственном и частном секторе, совершенствование стандартов бухучета, привлечение гражданского общества для борьбы с коррупцией.
Дискуссии вокруг АТЭС
Здание Секретариата АТЭС в
Сингапуре
Эффективность деятельности АТЭС —
одна из любимых тем дискуссий у политологов и
экономистов всего мира. Многие считают, что
вследствие разброса «весовых категорий» стран в
Азиатско-Тихоокеанском регионе просто
невозможно создать устойчивый интеграционный
блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью
своей деятельности образование вторых
«Соединенных Штатов Европы». (Ну какая
интеграция может быть между, скажем, США и
Папуа-Новой Гвинеей?) Работа организации, как уже
отмечалось, направлена на создание
благоприятной атмосферы для бизнеса как
основного фактора экономического роста в
регионе. Поэтому и действует она на основах
консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не
жесткие директивы, а рекомендации.
Эмблема Шанхайской встречи АТЭС 2001 г.
Мишенью для критики служат и цели
Богорской декларации. Снятие таможенных
барьеров — действительно сложная задача,
особенно учитывая, что участники организации —
это не только постиндустриальные страны.
Несколько лет назад ряд стран-участников во
главе с США попытались свести весь смысл
деятельности АТЭС к скорейшему созданию
гигантской зоны свободной торговли
Хорошо, что
попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро
распался бы, ведь ясно, что открытие
неподготовленных рынков окажется губительным.
Образование свободного рынка все-таки является
задачей организации, однако важно, что на первый
план выдвигается не конкуренция, а
сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово
во всех официальных документах организации
Но пока это сотрудничество довольно пассивно
(еще один характерный упрек критиков) и
выражается в основном в проведении встреч на
различных уровнях, в подготовке проектов и в
организации семинаров. Однако задачи АТЭС
таковы, что для их выполнения требуется огромная
подготовительная работа.
Таблица
История возникновения
На протяжении всего ХХ в. Тихий океан
был ареной политической и экономической борьбы
крупнейших мировых держав. Здесь
разворачивалось 70-летнее противостояние
капиталистической и социалистической систем (в
основном СССР и США), здесь во второй половине
столетия происходил экономический взлет Японии,
новых индустриальных стран и Китая.
Переплетение противоречий и интересов
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
обусловило возникновение замысла организации,
которая могла бы регулировать ситуацию в
бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась
долго и трудно: предлагались различные варианты
ее осуществления, разнящиеся как по составу
участников, так и по целям. США ставили во главу
угла военно-политические интересы и предлагали
создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО;
Япония разрабатывала идею организации на
экономических основах. Тихоокеанское
объединение, Тихоокеанская зона свободной
торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца —
вот некоторые предполагавшиеся названия
организации. В 1967 г. был образован Экономический
совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin
Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская
конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and
Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский
совет экономического сотрудничества (Pacific Economic
Cooperation Council).
Однако ни одна из этих организаций не
выполняла функций координирующей региональной
экономической структуры. В 1989 г. по инициативе
Австралии и при поддержке ведущих экономических
держав региона была создана качественно новая
организация, сумевшая путем синтеза
разнообразных концепций сформулировать
конкретные задачи и направления работ
объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic
Cooperation — APEC; соответствующая русская
аббревиатура — АТЭС).
Приоритеты России в АТЭС
Участие России в АТЭС дает возможность привлекать прямые иностранные инвестиции. В 2009-2010 годах Россия стала вносить существенные взносы в Фонд поддержки Сотрудничества. Это позволило стране более активно участвовать в проектах. Далее Россия получила финансирование на ряд инвестиционных программ.
С 2013 года Россия пользуется возможностью безвизового въезда в страны-участницы для решения деловых вопросов сроком до 3 месяцев. Въезд может быть многократным. В 2012 году Россия получила возможность провести саммит на своей территории, значит в 2011 году основные направления деятельности АТЭС регулировании российские представители.
Приоритеты АТЭС остаются неизменными на протяжении всего существования форума. Новая Зеландия является председателем АТЭС в текущем 2021 году. Основными направлениями деятельности можно назвать:
- Восстановление торговых и экономических отношений между странами.
- Повышение устойчивости национальных экономик.
- Внедрение инноваций в хозяйственные отношения стран.
Россия продолжает активное взаимодействие со странами-участницами АТЭС в части транспорта и инфраструктуры. Министерство транспорта РФ ориентировано на диверсификацию цепочек поставок, а также использования спутниковой связи и цифровых технологий в организации логистики. Еще одним направлением является подготовка квалифицированных кадров в сфере транспорта и управления логистическими процессами. Для этого Россия взаимодействует с государствами, имеющими сильную образовательную базу в данной отрасли знаний. С помощью этих инициатив Правительство РФ хочет решить вопрос развития удаленных территорий.
Проведение транспортной выставки в Москве было приурочено проведению Международного транспортного форума стран АТЭС. Её посетили представители многих государств. Последняя неформальная встреча лидеров стран-участниц АТЭС состоялась в июле 2021 года. Темами для обсуждений стали вопросы здравоохранения и проблемы экономических отношений, вызванные пандемией коронавируса. На встрече было решено поддерживать предпринимательство, вносить посильный вклад в оживление глобальной экономики и отношений между странами-участницами.
Структура
Эмблема встреч министров и
экономических лидеров АТЭС, которые состоятся в
Таиланде в 2003 г.
На ежегодных саммитах глав государств
и правительств стран АТЭС принимаются ключевые
документы, определяющие долгосрочную стратегию
развития организации, утверждается объем работ и
их финансирование.
Встречи министров иностранных дел,
торговли и экономики и заседания на уровне
министров по конкретным областям сотрудничества
служат форумами для обсуждения актуальных
проблем.
Главный лозунг организации — «APEC means
business» («АТЭС значит дело») — подтверждается
круглогодичной работой ее многочисленных
структурных подразделений.
В начале сентября 2002 г. во
Владивостоке состоится симпозиум по вопросам
инвестиций в рамках АТЭС
На снимке: Макет оформления
выставочного комплекса «Владэкспо» на время
проведения симпозиума
Образованный в 1993 г. Секретариат
(расположен в Сингапуре) является, как это
определено в его рабочих документах, «основным
механизмом поддержки идущих в АТЭС процессов». В
его ведении находится консультативное и
материально-техническое обеспечение работы
организации: он формулирует проекты и отвечает
за их оценку и финансирование, осуществляет
координацию действий, а также выполняет
информационные и общественные функции от имени
АТЭС. Непосредственная работа по исполнению
Осакской программы ведется в
узкоспециализированных рабочих органах:
комитетах, подкомитетах и рабочих группах.
Огромный цветочный глобус с
изображением очертаний стран АТЭС был
установлен на клумбе в новом шанхайском парке во
время проведения здесь саммита форума осенью 2001
г.
Направления деятельности АТЭС:
Обмен
информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью
достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва
в экономическом развитии;
Разработка
стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров,
услуг и инвестиций;
Сотрудничество
в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране
окружающей среды;
Содействие
развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов,
трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры,
обеспечению трудовыми ресурсами.
Показатели социально-экономического развития стран АТЭС, 2000 г.1
Страна |
ВВП2, млрд долл. |
Темпы прир. ВВП, % |
ВВП на душу насел., тыс. долл. |
Экспорт, млн долл. |
Импорт, млн долл. |
Числ. насел. (на середину |
Темпы прироста насе. (2001 г.), % |
Число польз. Интер.3, млн чел. |
Австралия |
446 |
4,7 |
23,2 |
63869 |
71531 |
19,4 |
0,99 |
7,77 |
Бруней |
6 |
3,0 |
17,6 |
3500 |
1600 |
0,3 |
2,11 |
0,03 |
Вьетнам |
154 |
5,5 |
2,0 |
14450 |
15635 |
79,9 |
1,45 |
0,12 |
Индонезия |
654 |
4,8 |
2,9 |
62124 |
33515 |
228,4 |
1,60 |
0,40 |
Канада |
775 |
4,3 |
24,8 |
276635 |
244786 |
31,6 |
0,99 |
13,28 |
Китай |
4500 |
8,0 |
3,6 |
249297 |
225097 |
1273,1 |
0,88 |
22 |
Южная Корея |
765 |
9,0 |
16,1 |
172268 |
160481 |
47,9 |
0,89 |
15,3 |
Малайзия |
224 |
8,6 |
10,3 |
98237 |
82210 |
22,2 |
1,96 |
1,5 |
Мексика |
915 |
7,1 |
9,1 |
166424 |
182635 |
101,9 |
1,50 |
2,5 |
Новая Зеландия |
68 |
3,6 |
17,7 |
13267 |
13906 |
3,9 |
1,14 |
1,34 |
Папуа-Новая |
12 |
2,9 |
2,5 |
1980 |
1120 |
5,0 |
2,43 |
0,002 |
Перу |
123 |
3,6 |
4,6 |
7002 |
8797 |
27,5 |
1,70 |
0,40 |
Россия |
1120 |
6,3 |
7,7 |
105200 |
45500 |
145,5 |
-0,35 |
9,2 |
Сингапур |
110 |
10,1 |
26,5 |
137875 |
134545 |
4,3 |
3,50 |
1,74 |
США |
9963 |
5,0 |
36,2 |
781125 |
1257636 |
278,1 |
0,90 |
148 |
Сянган (Гонконг), |
181 |
10,0 |
25,4 |
202440 |
214200 |
7,2 |
1,30 |
1,85 |
Таиланд |
413 |
4,2 |
6,7 |
69057 |
61924 |
61,8 |
0,91 |
1 |
о. Тайвань |
386 |
6,3 |
17,4 |
148320 |
140010 |
22,4 |
0,80 |
6,4 |
Филиппины |
310 |
3,6 |
3,8 |
39783 |
33808 |
82,8 |
2,03 |
0,50 |
Чили |
153 |
5,5 |
10,1 |
18158 |
18070 |
15,3 |
1,13 |
0,63 |
Япония |
3150 |
1,3 |
24,9 |
479249 |
379511 |
126,8 |
0,17 |
27,06 |
Всего по странам |
24428 |
5,6 |
14,0 |
3110260 |
3326517 |
2585,3 |
1,33 |
261,0 |
Всего по миру |
43600 |
4,8 |
7,2 |
6364000 |
6669000 |
6157,4 |
1,25 |
407,1 |
Страны АТЭС в % |
56,02 |
… |
… |
48,87 |
49,88 |
41,99 |
… |
64,12 |
1
www.wto.org23
Принципы и правила
Страны в составе АТЭС характеризуются значительной разницей в экономическом развитии. Этим обусловлены некоторые особенности формата, структуры и правил форума:
- сотрудничество происходит только в экономической сфере;
- отсутствует устав, бюрократический аппарат минимален;
- принцип добровольности, отсутствие полномочий для принуждения (напр., при разрешении конфликтов);
- приоритет информационного пространства (сотрудничество в первую очередь ориентировано на информационный обмен о бизнес-проектах участвующих экономик);
- отказ от жесткого планирования перспектив.
Именно экономически разнородный состав экономик АТЭС препятствует созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (Asia-Pacific Economic Community) в виде зоны свободной торговли и инвестиций.
Несмотря на то, что АТЭС является наиболее молодым в «тройке» крупнейших экономических блоков (два других – ЕС и НАФТА), его экономическая зона развивается наиболее динамично, стремясь по мнению специалистов к роли лидера мировой экономики.
Неувядающая привлекательность
В 1989 г. у форума АТЭС не было конкурентов, однако сегодня это лишь часть мозаики из структур и организаций, сложившихся в регионе. Схожие функции и цели заявлены у китаецентричного Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (RCEP), антикитайского Всеобъемлющего прогрессивного транстихоокеанского партнёрства (CPTPP) и американской инициативы Индо-Тихоокеанского экономического рамочного партнёрства (IPEF). Форум не слишком преуспел в деле либерализации торговли, и Богорские цели 1994 г. по большей части остались невыполненными, поскольку более перспективными оказались двух- и многосторонние форматы зон свободной торговли. Вопросы политики и безопасности также не прижились в состоящей из «экономик» АТЭС.
Вместе с тем форум всё ещё не утратил актуальности. Следование принципу открытого регионализма по мере нарастания глобализационных процессов, по замыслу, способно предотвратить доминирование закрытых региональных группировок. Преимуществом представляется и направленность форума на поддержку малого и среднего бизнеса, повышение мобильности предпринимателей.
На саммите АТЭС — 2020 в Малайзии был принят новый программный документ «Путраджайские ориентиры развития до 2040 года», согласно которым акцентируется внимание на трёх движущих силах экономического роста — торговле и инвестициях, инновациях и цифровизации, уверенном, сбалансированном, безопасном, устойчивом росте. В 2021 г
в Новой Зеландии был одобрен Аотеароанский план действий по реализации Путраджайских ориентиров. В число приоритетов деятельности АТЭС в 2022 г. и далее включена проблематика постпандемийного экономического восстановления, дальнейшей либерализации торгово-инвестиционной деятельности, укрепления региональной взаимосвязанности, обеспечения безопасного перемещения физических лиц, развития цифровой и биоциркулярной «зеленой» экономики, изменения климата.
Андрей Кортунов: «Двадцатка» — не расширенная «семерка»
Однако, несмотря на правильность и логичность приоритетов, всё же маловероятно, чтобы в ближайшее время данный форум послужил основой для последующей масштабной тихоокеанской интеграции. АТЭС по-прежнему неизменно воспринимается в регионе как «западный проект», созданный для укрепления транстихоокеанских связей, продвижения либеральной экономической модели на пространстве Большой Восточной Азии и ослабления Китая. По этой причине КНР и некоторые другие страны региона не склонны видеть в форуме всеобщего характера, равно как и не разделяют все принципы функционирования. Более того, сами США в рамках «ребалансирования» (rebalancing) тихоокеанской политики сделали акцент не на громоздкой структуре из 21-ой экономики, а на более всеобъемлющих межправительственных форматах, таких как первоначальный TPP и вновь предложенный IPEF.