Датский структурализм (глоссематика)

Лингвистическая теория Л. Ельмслева

Л. Ельмслев, создавший Копенгагенский лингвистический кружок, утверждает, что два разноязычных слова могут иметь одинаковую форму выражения и форму содержания, а звуковой состав их – «физическая субстанция» – может быть разной и все же эти два слова будут составлять одну глоссу. А, например, две падежные формы одного и того же слова, несмотря на одинаковость звуковой субстанции будут двумя разными глоссами.

В «Основах лингвистической теории» Л. Ельмслев пытается построить универсальную лингвистическую теорию путем полной дематериализации языка и лишения его всяких элементов развития. Копенгагенский лингвистический кружок характеризует язык как только синхронически абстрактную систему чистых отношений, в которой нет места для специфики каждого конкретного языка.

Лингвистика отношений, согласно этой теории, является чем-то первичным, а реальные языки с их звуковой материей и значениями – это вторичные явления, интересные лишь настолько, насколько они отражают свою модель – универсальную структуру абстрактных категорий. Это уже – панхронизм или, вернее, ахронизм.

Л. Ельмслев пытается полностью устранить языковую материю, как несущественную и ненужную при изучении структур языка и его системы – это сумма произвольных знаков вне материи звуковой речи. Это его сближает с американской «семантикой». Копенгагенские структуралисты в своем учении об имманентной (вечной и неизменной в себе) структуре языка допускают ошибку, утверждая, что мышление и логические категории – вечные, неподвижные и не зависят от языковой материи.

Каждый народ по-своему познает и изучает внешний и внутренний (психический) мир и по-своему передает всё опознанное и изученное своими собственными языковыми средствами. Общность содержания, выраженная различным способом в разных языках, – это не доказательство «вечных и неподвижных» категорий мышления, а результат правильного познания отношений между предметами и явлениями действительности.

Составляя панхронические схемы речевых функций и абстрагируясь от конкретных языковых систем, Копенгагенский лингвистический кружок выходит за пределы тех проблем, которые составляют науку о языке. Копенгагенский лингвистический кружок можно назвать философской теорией позитивистско-логицистического характера или конгломератом различных правил об абстрактных функциях нереального языка, превращенного в искусственную систему.

В. А. Звегинцев в статье «Глоссематика и лингвистика», перефразируя название английского перевода «Основ лингвистической теории» Л. Ельмслева «Пролегомены к теории языка», отмечает, что книгу лучше было бы назвать «Пролегомены к теории уничтожения науки о языке». Таков жалкий результат бесспорно искренних попыток усовершенствовать лингвистическую теорию, ориентированных на фальшивые методологические предпосылки.

Теория языка Ельмслева

Глоссематика — это расширение Saussure’s понятие языка как двойственной системы значения и формы. Это контрастирует с современной американской тенденцией помещать семантику вне ядра лингвистики. Ельмслев также находился под влиянием Пражский лингвистический кружок в той мере, в какой он рассматривал полные тексты как материал для анализа, а не «высказывания», как это было обычным делом в Американский структурализм. Однако, в отличие от американских и европейских лингвистов, Ельмслев считал язык не социальный факт но как вычислительная система, лежащая в основе всех наук.

Конечная цель лингвиста — получить более совершенное понимание целого посредством тщательного изучения структуры составных частей. В максимально возможной степени глоссематика стремится построить неисторическую, несоциологическую и непсихологическую модель, основанную на языковых принципах и минимальной зависимости от факторов, внешних по отношению к системе. Задача лингвиста, анализируя тексты или корпуса разных языков, направлена ​​на установление универсальной модели внутренней работы языка путем сравнения основных мета-структур одного языка с другими. Ельмслев рассматривал фонологию, морфологию, синтаксис, лексикологию и семантику как часть одного и того же аппарата, а не отдельные области исследования.

Под «фонетикой» и «семантикой» Ельмслев означает неорганизованный звук и значение. Вместо этого лингвист должен изучать выражение и содержание, систематизированная организация формы и значения данного языка, которая должна быть выведена из исследовательского материала. Как показывают последующие модели структурная грамматика, но также в некоторой степени порождающая грамматика единицы данного уровня собираются в инвентарь (например, классы слов, типы фраз и т. д.). Таким образом, глоссематика должна стать устройством, которое может правильно предсказывать все грамматические предложения любого языка. Позднее идея Ельмслева стала ассоциироваться с Ноам Хомский кто сделал, использовал модификацию, сделанную его научным руководителем Зеллиг Харрис. Однако слава Ельмслева продолжается в семиотике, и в функциональная лингвистика где его идея воплощена в современных грамматических моделях, включая системная функциональная лингвистика, функциональная грамматика дискурса, и Датская функциональная лингвистика.

Глоссематика – «алгебра языкознания»

Определение 1

Глоссематика – это название особого направления языкознания, противопоставляемого так называемому традиционному языкознанию, которое потерпело неудачу и не закрепилось в лингвистике, так как считалось ненаучным из-за чрезмерного субъективизма.

Глоссематика чаще называется Копенгагенской, реже – Датской. Организаторы школы назвали ее сначала фонематикой, а позже, отступив от признания фонемы, – глоссематикой. Глоссематики представили её как алгебру языкознания.

Концепции глоссематики сформулированы в трудах

  • X. Ульдалля («Основы глоссематики»),
  • Л. Ельмслева («Принципы общей грамматики», 1928, «Основы лингвистической теории», 1943 и «Пролегомены к теории языка», 1960).

Работа X. Ульдалля была опубликована только в 1957 году, хотя написана значительно раньше. Она распространялась и стала известной специалистам в рукописной форме. Глоссематики стремились построить такую лингвистическую теорию, которая была бы всеобъемлющей.

Представляя читателям языкотворчество как структуру чистых (нематериальных) отношений между семиотическим инвентарем, включающем в себя различные формы знаков (языкотворческие и неязыкотворческие, природные и искусственные), представители глоссематики стремились построить такую лингвистическую теорию, которая могла бы действовать вне времени и пространства.

Итак, Датская школа была основной лингвистической школой, которая взялась исследовать структуру всех знаков семиотической системы. С точки зрения этой школы, структуру можно постичь лишь тогда, когда будут изучены зависимости элементов языкотворчества. В таком случае реально работают не материальные явления языкотворчества (звук, буква, значение и т.д.), а соотношение, складывающиеся между

  1. звуками;
  2. звуковыми комплексами;
  3. знаками.

Идея Ф. де Соссюра о замкнутом характере системы языкотворческих знаков своеобразно трансформировалась здесь в систему абстрактных соотношений. Внутренняя система соотношений определяет специфику того или иного языкотворчества.

Таким образом, глоссематика – это слишком абстрактная теория не о сущности языкотворчества, а об зависимости между элементами языка, характере отношений. Глоссематическая теория, хоть и построена на принципах математической логики, считается насквозь формалистической, умозрительной.

Она не нашла своего конкретного применения прежде всего потому, что руководствовалась чисто прагматическим принципом: дать не объяснение структуры конкретного языкотворчества, а предельно формальное описание какого-то абстрактного языкотворчества.

Наиболее последовательно идеалистическое понимание семантики языковых единиц, независимой от действительности, изложил Л. С Ельмслев. Свою теорию Ельмслев назвал учением о знаковости языковых форм.

«Глоссой» Л. Ельмслев называет лингвистический знак, в котором объединяются два компонента:

  • фонологическая форма выражения;
  • семантическая форма содержания.

Рисунок 1. Л. Ельмслев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

И содержание, и выражение имеют свою форму и субстанцию. Но формы знаков не зависят от звуковой субстанции, их надо изучать изолированно от нее.

2. Общетеоретические, лингвистические, философские основания глоссематики

2.1. Особенности теории

  • Эмпирический принцип. Научное описание должно удовлетворять трем условиям: непротиворечивости, полноты (т.е. должно охватывать все элементы без остатка) и простоты (число исходных элементов должно быть минимальным).
  • Имманентность. Теория должна использовать только формальные определения, избегая реальных дефиниций, преобладающих в гуманитарных науках. Формальные определения не описывают объекты и не вскрывают их сути, а соотносят их с уже определенными объектами.
  • Дедуктивный характер лингвистического анализа. Осуществление анализа сверху, от текста и доведение его до нечленимых далее элементов. Цель анализа: исследуя процесс (текст), получить знание о системе, которая лежит за этим текстом, составляет его основу. Это даст возможность строить любые теоретически возможные тексты на любом языке (даже еще не существующем).
  • Панхрония. Главный интерес теории должен быть обращен к инвариантным чертам структуры, которая является вневременной сущностью. По отношению к структуре конкретные языки — всего лишь частные случаи ее реализации.

2.2. Основные идеи

  • Язык понимается как структура. Глоссематика складывается как крайнее направление, строго формализованное в духе требований математики, логики, семиотики и философии неопозитивизма воззрения на язык.
  • Четырехчленное деление речевой деятельности «схема — норма — узус — акт речи». Выделение в языке плана выражения и плана содержания с дальнейшим различением в них формы и субстанции.
  • Язык как частный случай семиотических систем.

Смысл

Глоссематика определяет глоссема как самая основная единица или компонент языка. Глоссема определяется как наименьшая несократимая единица обоих плоскости содержания и выражения языка; в плоскости выражения глоссема почти идентична фонема. В плане содержания это наименьшая единица значения, лежащая в основе концепции. А овца, например, состоит из таксем овца и женский которые со временем можно разделить на еще более мелкие смысловые единицы — глоссемы. Постепенно анализ расширяется до изучения функции, более известные как зависимости, между элементами на уровне дискурс (который называется обработать), а также между значением и формой в языковой системе.

Период, термин глоссема был придуман Луи Ельмслевым и Хансом Йоргеном Ульдаллом в 1930-х годах. Это происходит из Греческий слово Glossa (здесь имеется в виду «язык») и -эма суффикс. Похожую идею использовали Леонард Блумфилд в описании своей системы основных языковых единиц (см. tagmeme ), хотя глоссематика более обширна в каждом направлении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: