Горгий, древнегреческий софист

Философия софистов

В Древней Греции система полисов достигает своего апогея в середине 5 века. Афины устанавливают демократическую форму правления с элементами аристократического правительства, в которое вовлечены все граждане. Это требует умения красиво и разумно доказывать свою точку зрения в суде и на народном собрании. Поэтому риторика (искусство красноречия), эвристика (искусство дебатов) и логика (искусство правильно рассуждать) развивались в это время. Навыки риторики и эвристики преподавали первые оплачиваемые преподаватели философии, софисты.

Для софистов человек — носитель мнения, он не знает объективной истины. Софисты Протагорас и Горгия считали, что объективная истина неведома. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Протагорас заключает: «Если о каждой вещи в мире можно высказать два противоположных мнения, то все, что мы скажем, будет правдой». Поэтому все правда». Другой софист, Хорджиус, делает из этих помещений обратный вывод, что все ложно. Протагор заявляет: «Человек — мера всего». Уже в конце V века до н.э. слово «софист» приобретает отрицательное значение. В условиях стремительного изменения законов, традиций и обычаев, которые ранее казались непоколебимыми, софисты ставили под сомнение объективность государственных законов, религиозных и нравственных принципов. Деятельность софистов была официально запрещена.

Для Сократа человек — прежде всего носитель разума. Разум позволяет человеку осознать разницу между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий — справедливости, добра, мужества, которые являются определениями Бога. Бог Сократа появляется как космический разум, доброта и истина. Он проявляется в сознании каждого человека. Учение о душе занимает особое место в философии Сократа. Стремление души, её воспитание и формирование становится главной целью бесед Сократа. Знание может быть только результатом собственных мыслей и усилий воли, в результате которых в душе формируются твердые нравственные принципы. В своих беседах Сократ искал определения добра и в то же время стимулировал самостоятельное мышление собеседника, начиная с простых и понятных для всех тем и постепенно переходя к более сложным вопросам. Сократ назвал метод философской беседы «диалектикой». Философская беседа обычно состояла из двух фаз: фазы иронии, в которой Сократ указывал собеседнику на расплывчатость и противоречивость его идей, и фазы «майвтики» или «рождения истины», в которой он пытался дать определение обсуждаемому понятию. Сам Сократ ничего не писал; его разговоры известны по произведениям Платона и Ксенофона Афинских.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
  2. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  3. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  4. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  5. Сократ: жизнь, основные философские идеи
  6. К. Маркс и его философия
  7. Мишель де Монтень
  8. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  9. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  10. Эллинистическая философия

биография

Горгий родился незадолго до 75- й Олимпиады, то есть около 480 г. до н. Э. Его отец, Шармантид де Леонтиной, был оратором . У него была сестра, которая, как известно, была женой человека по имени Дикрат, и брат- врач, Геродик, которого не следует путать с Геродиком Селимбрийским .

Философия

Ученик Тисия, а также Эмпедокла Агридженто, с которым он учился риторике, он также черпает свое понимание знания от последнего мастера: тела испускают частицы. Однако чувствительные устройства имеют поры. Ощущение возникает только тогда, когда поры органов чувств имеют размер, соответствующий размеру встречающихся с ними частиц: слишком большие они позволяют им фильтровать, слишком узкие они их удерживают. Эта теория Эмпедокла, согласно Теофрасту, также является теорией Горгия.

Медицина и убеждение

Его брат-врач, похоже, сыграл важную роль в формировании Горгия и зарождении его мысли: Горгий «часто» сопровождал его к больным и, когда они были непокорными, сумел убедить их позволить себе лечиться «без иное искусство, кроме риторики » . Медицина и красноречие — это как раз два центра интересов Эмпедокля, учеником которого он был. Это было во время 84- й Олимпиады, то есть с 444 г. до н.э. Н.э., что он написал свой Трактат о небытии .

Посол в Афинах

Он часто бывал в Тисии, известном своим судебным иском против своего учителя Коракса и автора первого учебника риторики, с которым он был отправлен в Афины послом в 427 г. до н. Э. AD . Там он добился немалых успехов. Несмотря ни на что, как вспоминает Платон, Сократ считал, что действительно нетрудно восхвалять афинян перед афинянами, тем более что Афины, только что участвовавшие в войне на Пелопоннесе, только что были поражены. Великая чума .

В политическом плане Горгий, кажется, выступает за объединение Греции ( панэллинизм ), но, обращаясь к афинянам, «опьяненным превосходством», он предпочитает не «ссылаться на союз между греками» .

Ученики Горгия

Проксен Беотиан, друг Ксенофонта, стал его учеником: «Проксен Беотиан, когда был еще молод, хотел стать человеком, способным на великие дела. Воодушевленный этим желанием, он дал деньги Горгию Леонтийскому, чтобы ему разрешили следовать его урокам ». Антисфен, Алкидамас и Ликофрон последовали его урокам. Протарх и его брат из богатой семьи Каллиев, «человек, который тратит на софистов больше, чем все наши граждане вместе взятые», также были его учениками в Аржи. Для своего обучения Горгий «собрал по сотне мин с каждого ученика», немалую сумму. Его деятельность была настолько прибыльной, что ему поставили статую из чистого золота в Храме Дельф . Согласно Исократу, его «самому известному ученику», Горгий «никогда не поселился ни в каком городе»  : именно в Фессалии он встретил его. Горгий учил его искусство там мощной семье Aleuades, в частности Аристипп Ларисы (из) и Менен, Лариссы, который можно найти в одноименном диалоге по Платону Всегда в Ларисе в Фессалии, он встретил знаменитый врач Гиппократ .
 

Смерть Горгия

Рожденный до Сократа и умерший после того, как последний был приговорен к питью болиголова ( 399 г. до н.э. ), все доксографы согласны с тем, что он жил очень старым: большинство из них доживают до 108 лет (что точно соответствует 27 олимпиадам ). «Горгий Леонтийский, в конце жизни, в очень преклонном возрасте, был охвачен своего рода слабостью: он мягко заснул и лег спать. Когда один из его родственников подошел и осмотрел его, спрашивая, что у него есть, Горгий ответил: « Сон начинает брать меня под свою опеку, как брат  ».

Риторика древней Греции

Риторика появилась в Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Уже создан первый учебник риторики, который не сохранился до наших дней. Первыми теоретиками риторики были софисты. В их понимании, ораторское искусство было наукой убеждать кого угодно и в чем угодно.

Именно софисты внесли свой вклад в развитие риторики в V-IV веке до нашей эры. На древнегреческом языке слово, переведенное как «софист», означает учителя мудрости, мастера. Софисты полагали, что истины как таковой не существует, но что истина — это субъективная, которая наиболее убедительна. Так что, в чем бы человек ни был убежден и в чем бы он ни убеждал других, это правда. Софисты рассматривали объективную реальность как в принципе неведомую, реальная может быть субъективным суждением о ней, и чем убедительнее суждение, тем более оно реалистично. Поэтому главной задачей софистских риториков было сделать идею сильной или слабой высказываниями. Софисты преподавали своим студентам два искусства: искусство рассуждения (диалектика) и искусство общения (риторика).

В Древней Греции были основаны три философские школы софистов: диалектики, элеетики и пифагорейцы.

Диалектики опирались на учение Гераклита Эфесского о изменчивости мира: всё течёт и всё меняется. И можно судить о мире по-разному. Именно в этой философской линии родилась логика.

Элеатика» выступала за демонстрацию гимнастики ума в речи, стройных цепочек доказательств. Они отрицали существование объективной истины и поэтому защищали право каждого на свое собственное мнение.

Пифагорейцы искали гармонию вселенной в человеке и нашли ее в искусстве речи и красоте слов.

Софисты много сделали для развития этики, риторики и лингвистики. Но более того, они изменили социальный идеал. К стандарту аристократии и элитарности по рождению они добавили образование и способности.

Более того, софисты не проводили грань между «обаянием» и убеждениями. Таким образом, идентификация софистами конкретных языковых приемов (фигур) в речи опиралась на красоту и «очарование», а не на логику и убеждение. Поэтому список риторических фигур, предложенный софистами, особенно Горгиасом, имеет периферийное значение для теории риторики.

Горгиас

(483-375 ДО Н.Э.).

Один из выдающихся сицилийских ораторов. Он получил известность благодаря миссии посла из города Леонтини. Он очаровательно умолял афинян о помощи. Впечатленное речью народное собрание сразу же решило послать Леонтини военную помощь против Сиракуз. Горгиас использовал в своих дипломатических речах два трюка: чтобы завоевать сердца и обмануть умы.

В Афинах знаменитый риторик вскоре основал свою собственную школу. Он особенно известен как композитор праздничных речей. Его произведения, такие как «Хвала Елене» и «Восхваление Паламедеса», сохранились до наших дней. Эти речи характеризовались мастерской игрой с остроумием и всевозможными лингвистическими приёмами.

Риторика

Помимо слабости правды, Горгиас постулирует силу языка, его власть над разумом, через аргументацию и над эмоциями, через ритм и звуковые эффекты ( изоколия, паризоз, гомеотелеут, антитезис ). Эту силу можно использовать хорошо или плохо; Techne rhetorike не гарантирует студенту мораль своего работодателя, он является нейтральным инструментом. В этом Горгиас является основателем риторического прагматизма, противостоящего философскому идеализму в духе Платона (уроки Сократа заставляют тех, кто их слушает, становиться лучше). Горгиас развивает идею о том, что оратор может помочь государствам сделать политический выбор, потому что его техника позволяет ему сначала анализировать ситуацию, а затем убеждать, чтобы действовать. Помимо его метафизического трактата, из которого Секст Эмпирик сохранил для нас вышеупомянутый отрывок, у нас есть две короткие мольбы от Горгия: « За Элен» и « Pour Palamède» . Здесь можно прочитать примеры стилистических и звуковых процессов, о которых он теоретизирует.

Горгий (V в. до н. э.)

Родился в Леонтине, Сицилия — 380 г. до н.э., Лариса, Фессалия — древнегреческий софист, величайший теоретик и учитель красноречия V в. до н.э.

Горгиас родился в Леонтине. Он изучал риторику на Сицилии под знаменитым Коракссом

В 427 году он прибыл в Афины, и его умелые речи привлекли всеобщее внимание. Как глава посольства Леонии в Афинах, Горгиасу своей речью удалось убедить афинян оказать военную помощь

Позже он объехал всю Грецию, выступая перед аудиторией повсюду. На собрании греков в Олимпии в 392 году он призвал к единству в борьбе с варварами. Олимпийская речь Горгиаса прославила его имя надолго.

Горгиас был одним из первых ораторов нового типа — не только практикующим, но и теоретиком красноречия, научившим молодых людей из богатых семей говорить и мыслить логически за вознаграждение. Таких учителей называли софистами, «специалистами по мудрости».

Горгиас утверждал, что он учил не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгиаса отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и использовал специальные риторические приемы, называемые «горьковскими фигурами»: предложения, сходные по форме и соответствующие по объему, использование параллельных и противоборствующих клаузул. Письменные произведения Горгиады характеризуются ритмичным рисунком и похожими по звучанию окончаниями.

Из творческого наследия Горгиады традиция сохранилась мало. Например, следующий совет оратору остался в живых: «Опровергайте серьезные аргументы оппонента шуткой, а его шутки опровергайте со всей серьезностью». Всего два приписываемых Горгиаде речи сохранились в полном объеме: «Во славу Елены» и «Восстановление Паламедеса», написанные о мифах Троянской войны. В оратории Горгиады было много новшеств: симметрично сконструированные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и симулянты; ритмическое разделение речи и даже рифмы приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов долгое время сохраняли название «Горгианские фигуры». Горгиас писал свои речи на чердачном диалекте, что является ярким свидетельством растущей роли Афин в литературной жизни древних Элл.

Хоргиас был также одним из учителей Антисфена, основателя школы циников.

Изократ (436 г. до н.э. — 338 г. до н.э.).

Известный афинский риторик, сын Теодораса, богатый владелец флейтовой мастерской, студент Горгиады и других софистов, учитель древнегреческой риторики и теоретик риторики.

Во время правления тридцати тиранов в Афинах Изократ руководил школой риторики на острове Хиос. В 403 году он вернулся в Афины и около десяти лет работал логографом. Около 390 года он основал в Афинах свою собственную школу риторики, которая стала крупнейшей в Древней Греции. Из 28 его речей сохранилось 21, а также 9 писем различным историческим деятелям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и др. Судебные орации, числом 6, датированы первым периодом деятельности Изократа (402-390) и были написаны для передачи в суд одной из сторон, если только это не были школьные образцы, написанные учителем в качестве руководства для своих учеников в реальных или даже вымышленных судебных процессах; по крайней мере, в более поздние годы Изократ упорно отрицал какой-либо намек на судейское красноречие и говорил с явным презрением к авторам таких речей. Речи Изократа, богатые банальностями и софистическими изобретениями и стилистически безупречные, содержат некоторые банальные черты и ссылки на исторические события, особенно на тиранию тридцатых годов и изменения, последовавшие за ее свержением.

Риторика Горгия

Наибольшую славу, почет и деньги Горгию весьма заслуженно принесла риторика. Софист не только был выдающимся оратором, он в равной степени разрабатывал как практику, так и теорию красноречия, показав греческому обществу истинную силу слова, способность искусно составленной речи влиять на чувства и умы граждан как на общественном собрании, так на суде, и во всякой иной ситуации.

Исследователи отмечают, что Горгий не привнес в само разнообразие выразительных средств чего-то кардинально, нового, однако, именно он взял существующие на тот момент выразительные приемы, такие как метафора, антитеза и т.д

и украсил ими свою речь, уделяя большое внимание ее ритму, поэтичности, богатству и выразительности. Определенные комбинации выразительных средств в речи надолго закрепились в риторике в качестве горгиевых фигур

Замечание 2

Кроме того, Горгием был изобретен колон-ритмико-интонационная единица речи, т.е. число слов, которое возможно произнести на едином дыхании.

Несмотря на большой эффект и восхищение современников, ораторский стиль Горгия также подвергался и критике со стороны Сократа, Аристотеля, которые указывали на его излишнюю «цветастость». Также в сторону более умеренного использования средств выразительности отошел, и ученик Горгия, Исократ.

Сила речи

Technè rhêtorike

Риторическое искусство Горгия конкретно состоит в использовании ритмических и звуковых эффектов, таких как рифмы, гомеотелевт, изоколия, паризоз, антитезис, парономазис и гомеоптот, которые он использует в своих восхвалениях и эпидиктических речах . Во время его посольства в Афинах «новизна его стиля удивила афинян, грамотных и духовных людей, которые были очень впечатлены», потому что Горгий использовал эти «образы речи чрезвычайно утонченно и виртуозно. Тем не менее, неправильное использование этих повторяющихся цифр «слишком часто, до отвращения» в конечном итоге выглядит смешным и аффективным.

Риторика: работник убеждения

Gorgias выражает встречное мнение, а риторика требует ноу-хау: это не техника и не искусство. «Риторика — это работа убеждения. »

Память о прошлом, видение настоящего, гадание на будущее

«Сила речи» происходит, по словам Горгия, из того факта, что «у людей нет памяти о прошлом, ни видения настоящего, ни предсказания будущего».

Фармакон

Брат врача, Горгиас утверждает, что «существует аналогия между силой дискурса относительно предписания души и предписанием лекарств относительно природы тел. « Фармакон, речь вполне может быть лекарством от одного яда.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы исследования

    (ru)  Интернет-энциклопедия философии

     :

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (de + en + la)  Sandrart.net

     :

  • Примечания в общих словарях или энциклопедиях  :
  • (де) Герман ДИЕЛС, , на сайте www.remacle.org

Досократический

Ионическая школа Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Архелай ( Милетская школа )  · Гераклит Эфесский ( Эфесская школа )  · Анаксагор  · Метродор Лампсак  · Кратил
Пифагорейская школа Алкмеон Кротонский  · Архит Тарентский  · Эпихарм  · Филолай  · Пифагор  · Тимей  Локровский · Ксенофил  · Ксуф
Элейская школа Ксенофан из Колофона  · Парменид  · Зенон Элейский  · Мелисса  · Эмпедокл
Атомисты ( Abderitans ) Анаксарх  · Бион из Абдеры  · Демокрит  · Левкипп
Софисты Антифон  · Критий  · Горгий  · Гиппий  · Ликофрон  · Полос  · Поликрат Афины  · Продик  · Протагор  · Фрасимах
Другой Диоген Аполлонийский  · Ферекид Сиросский

Сведения о жизни Горгия

Горгий родился в пятом веке до н.э. на юге Италии в греческой колонии Леонтины. Достаточно рано Горгий перебрался на Сицилию, где обучался мастерству красноречия у знаменитого оратора Коракса, а также по некоторым сведениям у Эмпедокла. Завершив обучение, Горгий обосновался в Лариссе и избрал путь бродячего учителя ораторского мастерства и мудрости, т.е. софиста.

Следует отметить, что на тот период в Греции термин софист еще не приобрел той негативной окраски, которая была в него вложена благодаря стараниям Сократа и его последователей, боровшихся против пренебрежения софистами содержания ради формы, истины ради результата. В период жизни Горгия софистами называли платных учителей мудрости, которые обучали юношей наукам, философии и риторике, за весьма солидное вознаграждение.

Среди прочих софистов Горгий выделяется необыкновенным мастерством оратора. Так в 427 году до н.э. он пребывает в составе посольства в Афины, и своей искусной речью убеждает народное собрание оказать военную помощь. Наибольшую славу Горгию приносит его Олимпийская речь, произнесенная в городе Олимпия в 392 году до н.э. В ней софист призывает греков отбросить вражду и междоусобицы, которые сотрясали на тот момент греческое общество и сплотить в борьбе против варваров (персов). Большой эффект произвели также Пифиская речь, в которой Горгий оглашает панэллинические идеи, и эпитафия, восхваляющая павших афинян в Пелопонесской войне.

Из всех сочинений и речей Горгия, в которых разрабатывались как проблемы риторики, так и философские вопросы, до наших дней дошли лишь две:

  • Похвала Елене,
  • Оправдание Паламеда.

Обе речи посвящены Троянской войне и направлены на оправдание героев Иллиады Гомера. Хотя Горгием и разрабатывались философские вопросы, в частности проблемы агностицизма, сам он философом себя не считал, предпочитая называться оратором и учителем риторики. Вместе с тем, нельзя сказать, что скромность была одной из добродетелей Горгия – будучи крайне богат, он еще при жизни установил себе памятник в Дельфах.

Замечание 1

Среди учеников Горгия были Антисфен, основатель философской школы киников, и Исократ, родоначальник аттической прозы.

Библиография

  • Эмиль Шамбри, Эмилин Маркиз, Ален Бийо и Доминик Густ ( перевод  с древнегреческого Эмиля Шамбри), Люсьен де Самосат  : Полное собрание сочинений, Париж, Издания Роберта Лаффона, сб.  »   «,2015 г., 1248  с. ( ISBN  978-2-221-10902-1 ), «Примеры долголетия»
  • (фр) Люк Бриссон ( реж. ), Le Banquet  : Platon, Полное собрание сочинений, Париж, Éditions Flammarion ,2008 г.( 1- е  изд. 2006 г.), 2204  с. ( ISBN  978-2-08-121810-9 ).
  • Люк Бриссон ( реж. ) И Моник Канто-Спербер ( перевод  с древнегреческого Моник Канто-Спербер ), Менон  : uvres complete, Paris, Éditions Flammarion ,2008 г.( 1- е  изд. 2006 г.), 2204  с. ( ISBN  978-2-08-121810-9 ).
  • Пьер Шамбри ( реж. ) ( Перевод  Пьера Шамбри), Ксенофон. Полное собрание сочинений: Анабасе. Экономический. Праздник. Охота. Республика лакедемонян. Республика Афин, т.  II, Гарнье-Фламмарион ,1967( 1- е  изд. 1967)
  • Люк Бриссон ( реж. ) И Платон ( перевод  с древнегреческого), Федра  : Платон, Полное собрание сочинений, Париж, Éditions Gallimard ,2008 г.( 1- е  изд. 2006 г.), 2204  с. ( ISBN  978-2-08-121810-9 ).
  • Люк Бриссон ( реж. ) ( Перевод  с древнегреческого), Apologie de Socrates: Plato, Œuvres comp raux, Paris, Éditions Flammarion ,2008 г.( 1- е  изд. 2006 г.), 2204  с. ( ISBN  978-2-08-121810-9 )
  • (фр) Люк Бриссон ( реж. ) и Жан-Франсуа Прадо ( перевод  с древнегреческого Жан-Франсуа Прадо ), Philèbe  : Plato, uvres compà tales, Paris, Éditions Flammarion ,2008 г.( 1- е  изд. 2006 г.), 2204  с. ( ISBN  978-2-08-121810-9 )

Исследования

  • Грузия ди Леонтини, Грузия «Su ciò che non è», критическое издание, итальянский перевод и комментарии Роберты Иоли, Хильдесхайм, Георг Олмс, 2010.
  • Барбара Кассен, Си Парменид: анонимный трактат Де Мелиссо, Ксенофан, Грузия, Лилль, Presse Universitaire de Lille,1980 г., 646  с.
  • Жан-Поль Дюмон, Les Sophistes: Fragments et testimonies, PUF, Coll.  «Великие тексты»,1969 г.
  • Эжен Дюпреэль, Софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Невшатель, Издания дю Гриффон,1948 г., 407  с.
  • Жан Левек, Трилогия, Парменид, Эраклит, Горгиас, Париж, Осирис, 1994
  • Жильбер Ромейер-Дербей, Les Sophistes, PUF, колл.  «Что я знаю? «,2002 г., гл.  II («Горгий»)
  • Мари-Пьер Ноэль:
    • «Горгии и изобретение GORGIEIA SCHÈMATA», Revue des Études grecques 112, 1999, стр.  193-211;
    • «Убеждение в Горгии», в «Греческой риторике», Труды коллоквиума О. Наварра, изд. J.-M. Galy, A. Thivel, Ницца, 1994, с.  89-105;
    • «Детство искусства: удовольствие и игра с Горгиасом», Бюллетень ассоциации Гийома Буде, 1994, с.  71-93;
    • «Убеждение и святое в Горгии», Бык. жопа. Гийом Буде, 1989, стр.  139-151.
  • Карл Вильгельм Фоллграфф (член Института), Похоронная речь Горгии, Лейден, Э. Дж. Брилл,1952 г.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: