Самое главное

Жизнь

Сын француженки и русского инженера, Евреинов с ранних лет проявлял живой интерес к театру, сочинив свою первую пьесу в возрасте 7 лет. Шесть лет спустя он выступал в бродячем цирке в роли клоуна . Он посещал гимназию в Пскове , прежде чем перейти в Школу правоведения в Санкт-Петербурге . Именно там он поставил свою первую полноценную пьесу «Репетиция », за которой последовала опера- буффСила чар» (1899).

Окончив школу в 1901 году, Евреинов обратил внимание на музыку и пару лет учился у Николая Римского-Корсакова в Московской консерватории. В 1907-08 и 1911-12 годах он занимался реконструкцией мира средневековых пьес и пьес Золотого века Испании в Старинном театре в Санкт-Петербурге.. Выдающаяся русская актриса Вера Комиссаржевская попросила его взять ее на главную роль в его версии « Франчески да Римини » (1908)

Позднее в том же году постановка Евреинова « Саломеи» Оскара Уайльда была запрещена по приказу Николая II. Связь Евреинова с семьей Комиссаржевских продолжалась несколько лет. Вместе с Феодором Комисаржевским поставил ряд «арлекинад» и «монодрам» в рамках своего нового проекта «Веселый театр для детей в возрасте». Его концепция монодрамы была представлена ​​​​в Театре души., постановка 1915 года, действие которой происходит внутри человеческой груди как вместилища души.

Выдающаяся русская актриса Вера Комиссаржевская попросила его взять ее на главную роль в его версии « Франчески да Римини » (1908). Позднее в том же году постановка Евреинова « Саломеи» Оскара Уайльда была запрещена по приказу Николая II . Связь Евреинова с семьей Комиссаржевских продолжалась несколько лет. Вместе с Феодором Комисаржевским поставил ряд «арлекинад» и «монодрам» в рамках своего нового проекта «Веселый театр для детей в возрасте». Его концепция монодрамы была представлена ​​​​в Театре души., постановка 1915 года, действие которой происходит внутри человеческой груди как вместилища души.

В 1910 году Евреинов уволился с работы в Министерстве путей сообщения и возглавил театр «Ложное зеркало» в Санкт-Петербурге в качестве продюсера, драматурга и композитора. Именно там он поставил более ста пьес, в том числе четырнадцать произведений, написанных им самим. Его постановка «Ревизора » стала вехой в истории русского театра: каждый акт был поставлен так, чтобы пародировать одну из следующих эстетик: провинциальные реалистические театры, МХАТ Константина Станиславского , приемы Эдварда Гордона Крейга и Макса Рейнхардта и фарсовые комедии.

В 1922 и 1923 годах Евреинов посетил Берлин и Париж , где его пьесы были поставлены Жаком Копо и Шарлем Дуллином . Он провел остаток своей жизни в Париже, работая с Русской оперой Opera Russe à Paris , Сорбонной и Сержем Лифарем . Он подготовил обширную монографию, прослеживающую историю русского театра на протяжении столетий. Многие из его более поздних пьес так и не были поставлены, в том числе « антисталинская драма» «Ступени Немезиды » с такими персонажами, как Алексей Рыков ,Николай Бухарин , Генрих Ягода и Николай Ежов .

Работы и теории

Титульный лист из Pro Scena Sua Евреинова (1915) с изображением комедии Арлекин .

Евреинов утверждал, что роль театра заключается в том, чтобы подражать природе. По его оценке, театр – это все, что нас окружает. Он указывал, что природа полна театральных условностей: цветы пустыни имитируют камни; мышь, симулирующая смерть, чтобы избежать кошачьих когтей; сложные танцы птиц и т. д. Он рассматривал театр как универсальный символ бытия.

«Апология театральности» — самое известное его эссе. Он был опубликован в 1908 году. Здесь Евреинов продвигал основную эстетику

«Сделать театр из жизни — долг каждого артиста… сцена не должна заимствовать у жизни столько, сколько жизнь заимствует у сцены».

Режиссер стремился оживить театр (а через него и саму жизнь) путем повторного открытия происхождения театра в игре . Он находился под влиянием философии Шопенгауэра , Ницше и Бергсона и, как и Мейерхольд , эстетики символизма и комедии дель арте (особенно в ее использовании маски и спонтанности ). Евреинов развил свои театральные теории в «Введении в монодраму » (1909), «Театре как таковом» (1912), «Театре для себя » и « Pro Scena Sua ».(1915).

Среди его пьес — монодрамы «Представление любви» (1910) и «На сцене — крылья души» (1911), трагифарс «Веселая смерть » (1908, по мотивам « БалаганаА. Блока ), «Главное дело». (1921 г.); последние два из которых были в большом долгу перед комедией . Основанный на пьесе Максима ГорькогоНа дне» (1902), «Главное» принес Евреинову единственный международный успех, был поставлен на сцене и на экране во Франции как «Комедия добра».и был поставлен на Бродвее в 1926 году Театральной гильдией с Гарольдом Клурманом и Эдвардом Г. Робинсоном. Его «Корабль праведников » имел большой успех в Польше. По словам Спенсера Голуба, пьеса «Главное» представляет собой «сборник еврейновской эстетики и приемов» и представляет Арлекина «как бросившего вызов смерти и преобразующего жизнь».

(1879 — 1953) Драматург, режисcер, историк и теоретик театра

Детство Николая Евреинова проходило в постоянных разъездах по городам России, причиной чего была служба отца.
Он жил в Екатеринославе, Дерпте, Москве и Пскове.

С 1887 по 1892 годы учился в гимназиях Пскова и Москвы. Сначала первые три года в Пскове, в мужской гимназии (ныне средняя школа № 1).
Затем окончил Московскую гимназию, после Санкт-Петербургское училище правоведения. Поступил в Петербургскую консерваторию, где завершил образование
у Н. А. Римского-Корсакова.

Много для приобщения к театральной жизни, как и его сверстнику-соратнику Борису Глаголину, в юности дал Псков, где семья Николая Васильевича Евреинова,
возглавлявшего правление Псковско-Рыбинской железной дороги, обосновалась сравнительно надолго.

Н. Евреинов свою первую пьесу написал в семь лет и поставил ее в домашнем театре. Любые домашние торжества непременно сопровождались его постановками,
которые, как правило, заканчивались слезами режиссёра — он желал, чтобы спектакль продолжался, и продолжался — вместе с жизнью.
В юности он бежал с бродячими актёрами, но был водворён… — в жизнь. И, кто знает, может, тогда впервые его посетила идея о том,
что «жизнь должна стать театром» — действительным воплощением известной шекспировской метафоры.

На каникулах 22 июня 1893 года в Пскове под псевдонимом «Горкин» принимал участие в благотворительном спектакле.

«Хорошим артистом является также г. Горкин. Он играет с большим тактом и на сцене держит себя довольно свободно.
Сцена – монолог «Наказанный Дон Жуан», прочитанная им, имела успех». И. Цирпонс. Из любительского спектакля – в мировой театр XX века (к портрету Н.Евреинова)

Летом Н. Евреинов выступал с бродячим цирком, расположившимся возле Пскова, исполнял роль клоуна, ходил
по канату, выступал эквилибристом.

Н.Н. Евреинов — автор драматической трилогии «Двойной театр»: «Самое главное» (1921), «Корабль праведных» (1924), «Театр вечной войны»
(1928)), работ о театре: «Введение в монодраму» (1909), «Театр как таковой» (1913), «Театр для себя» (1915).

В 1925 году Н.Евреинов покинул Россию.
30 января 1925 года драматург последний раз прибыл в Псков (по пути в Ригу).

«Белесым полупроснувшимся утром мы высадились в Пскове… Город был весь из низеньких деревянных домишек,
посеревших и обесцветившихся за годы революции.»Иллюстрация туманной метерлинковской мистики в деревянной рамке работы русских кустарей», —
шутили мы, шагая от церковки к церковке.
Как зачарованные мы все утро бродили по этому старинному городу, такому невероятно русскому, говорящему нам так громко о
прошлом нашей родины… После европеизированного, а затем революцией религиозно охолощенного Ленинграда
Псков действовал необычайно вдохновляющее на религиозно настроенных людей…» А. Кашина-Евреинова. Н. Н. Евреинов в мировом театре XX века.

«Когда я думаю о себе, о своей жизни, мне представляется оторванное облако и его одинокий путь.
Оно далеко от земли, от людей, и вместе с этим так близко и земле, и людям, ведь они его создали!
И правда, часто, когда оно оранжево-знойное, красное, кажется, что испарения крови людской, пота и слёз людских образовали эту страшную массу!
— что насыщенная раздражением, усталостью и горем, она должна сломить кого-то, уничтожить, сделать ужасное.
В другое же время — напротив! — оно как будто из опалов, перламутра, из лунных камней, легкомысленное, красивое, немножко смешное…

… Я всегда любил женщин: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «cabalero». Псковские барышни казались мне принцессами.
Смотреть на них царственным оком — я не знал тогда лучшей забавы…

… Родных, знакомых, товарищей много, но из всех их вместе не выжать и пол-друга!» (Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу)

Ссылки

  • Голуб, Спенсер. 1998. «Евреинов, Николай (Николаевич)» В Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-43437-8 . п. 354-355.
  • Клеберг, Ларс. 1980. Театр как действие: эстетика советского русского авангарда . Транс. Чарльз Ругл. Новые направления в театре. Лондон: Macmillan, 1993. ISBN 0-333-56817-6 . 
  • Рудницкий, Константин. 1988. Русский и советский театр: традиции и авангард . Транс. Роксана Пермар. Эд. Лесли Милн. Лондон: Темза и Гудзон. Rpt. как русский и советский театр, 1905-1932 гг . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN 0-500-28195-5 . 
  • фон Гельден, Джеймс. 1993. Большевистские фестивали 1917-1920 гг . Исследования по истории общества и культуры 15. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press. ISBN 0-520-07690-7 . 
  • Коллинз, Кристофер. 1973. Транс. и Эд. Жизнь как театр: пять современных пьес Николая Евреинова. Анн-Арбор, Ардис. ISBN 0-88233-013-6 (ткань), ISBN 0-88233-049-7 .  
  • Евреинов В.Н., «Моя жизнь — театр». Воспоминания о Николае Евреинове. СПб., 2018. 204 с.

Биография[править | править код]

Родился в Москве или Пскове в семье инженера путей сообщения Николая Васильевича Евреинова и маркизы Валентины Петровны де Грандмезон из обрусевшего старинного французского рода. Детство провёл в различных городах по месту службы отца (Дерпт, Екатеринослав, Псков). Начальные классы гимназии посещал во Пскове. С середины 1890-х годов жил с семьёй в Москве, где и окончил гимназию. Первое литературное произведение написал в семь лет.

Окончив с серебряной медалью элитарное Императорское училище правоведения (), получил чин титулярного советника. Служил чиновником в Министерствах юстиции (недолго) и путей сообщения (—). Имел чин коллежского советника (). Одновременно изучал под руководством профессора А. И. Введенского философию в Петербургском университете (—), посещал в качестве вольнослушателя столичную консерваторию по классу рояля и композиции, осуществлял постановки в театрах столицы.

22 декабря 1905 года дебютировал как драматург. С 15 августа по 3 ноября 1906 года редактировал газету «Новый путь», закрытую правительством.

В — и в —1912 годах — художественный руководитель, режиссёр, автор пьес Старинного театра.

С октября до 1916 год — художественный руководитель, драматург, режиссёр, композитор, художник театра «Кривое зеркало». В 1911 году — один из инициаторов создания Общества единого искусства. Принимал участие как режиссёр и драматург в художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» (основано в 1912 году) и «Привал комедиантов» ().

В —1916 годах жил в Финляндии.

После Октябрьской революции уехал на юг, но осенью 1920 года вернулся в Петроград, где осуществил массовую инсценировку «Взятие Зимнего дворца».

В 1922 году уехал в Берлин вместе с группой высланных из России профессоров и общественных деятелей. В 1924 году был избран членом парижского Общества драматических авторов и композиторов. В том же году в Ленинграде в издававшейся П. Е. Щёголевым «Библиотеке журнала „Былое“» вышла его книга «Тайна Распутина».

Со временем Евреинов обосновался в Париже, где в круг его общения входили А. И. Гучков и глава младороссов А. Л. Казем-Бек.

В Париже состоял в масонской ложе «Друзья философии».

В сентябре 1931 года получил от Французского союза драматических писателей звание Профессиональный драматург, что позволило ему первому из «русских» быть избранным в Синдикат драматических писателей и киносценаристов. С 1933 года сотрудничал с юношеским театром «Весёлая сцена», которым руководила его жена. В 1935 году работал как режиссёр-постановщик в Парижском национальном театре. С 1938 года — главный режиссёр Театра русской драмы (Русского театра), выступал там как драматург, режиссёр и актёр.

Во время немецкой оккупации Франции сотрудничал в —1944 годах в пронацистской еженедельной газете «Парижский вестник». Его историческое исследование «Караимы» якобы помогло этому народу, исповедующему иудаизм, но отвергающему Талмуд, избежать преследования во время германской оккупации СССР.

Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Штурм Зимнего дворца

Сцена из спектакля 1920 года, которая позже была использована как якобы «аутентичная» фотография событий.

В 1920 году Евреинов поставил массовое зрелище Штурм Зимнего дворца, воссоздание этого ключевого события Октябрьская революция в свой трехлетний юбилей. Форма массового зрелища приняла дореволюционные символистские утопии «ритуального театра» (формулировка которых в значительной степени была ответом на неудачные попытки Революция 1905 года ) и переделать своих « людей » в пролетариат. Проведенное 7 ноября перед сотней тысяч зрителей, акция начинается с Февральская революция, следует за постепенной организацией рабочих (на красная сцена слева, с Керенский и временное правительство на белая сцена направо), пока они не будут полностью освещены прожекторами, и плачут «Ленин Ленин »прорывается через арку, соединяющую два этажа, чтобы сразиться с« белыми ». Керенский прыгает в машину, чтобы спастись бегством, и его преследуют по дороге между двумя большими группами зрителей на грузовиках, полных Красной гвардии размахивая штыками, к Дворцу. Силуэты борются в окнах Дворца, пока Красная Армия, наконец, не добивается успеха, и вспыхивают красные огни. Пушка, выпущенная с линкора Аврора и салют знаменуют победу Октябрьской революции. Также позже, возможно, вдохновленный фейерверком и пушечным огнем, оранжевый цвет каким-то образом стал одним из официальных цветов октября.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: