Индоевропеистика

Содержание

Язык и культура Древнего Новгорода

Владимир Н. Топоров. Страничка из истории Новгорода (к ранним русско-итальянским встречам)

Валентин Л. Янин. О местоположении летописного Клина

Willem Vermeer. Historical Dimensions of Novgorod Inflection

Henrik Bimbaum. On some Archaisms of the Old Novgorod Dialect

Emily Klenin. On Correlative i in the Novgorod Birchbark Letters

Dean S. Worth. OMEGA, especially in Novgorod

Анатолий А. Турилов. Новгородский текст в сербской рукописи XIV в.

Борис А. Успенский. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта (представления о рае в середине XIV в.)

Алексей А. Гиппиус. «НОУГОРОДЦЫ»: об одной орфографической аномалии в старовеликорусских текстах

История русского языка и диалектология

Giorgio Ziffer. Per la storia del più antico alfabeto slavo

Виктор М. Живов. Палатальные сонорные у восточных славян: данные рукописей и историческая фонетика

Сергей Л. Николаев. Histoire d’O

Леонид Л. Касаткин. Гласные звуки на конце слова в современных севернорусских говорах на месте редуцированных гласных древнерусского языка

Александр М. Молдован. Из синтаксиса древнерусского перевода Жития Андрея Юродивого

Ольга А. Князевская. Буква ω в рукописи Быбельского Апостола

Мария Г. Гальченко. О написаниях с є вместо ѣ в югозападнорусских рукописях XII–XIV вв.

Werner Lehfeldt. Как работали переписчики московского посольского приказа в XVI столетии

Франческа Фичи Джусти. Об употреблении презенса совершенного вида и о значении форм будущего времени в Житии протопопа Аввакума

Simonetta Signorini. Семантика глаголов волеизъявления в языке памятников русской письменности XVII в.

Helmut Keipert. РУКА–РУЧНОЙ–РУЧАТЬСЯ. Zur Alternationslehre in den Grammatiken des Russischen vor Lomonosov

Акцентология

Пер Амбросиани. К вопросу о полабских отражениях праславянских просодических отношений

Владимир А. Дыбо. Новые данные по диалектологии среднеболгарских акцентных систем

Ларс Стенсланд. Значение альтернации ~ для акцентографического анализа

Розалия Ф. Касаткина. Некоторые наблюдения над особенностями словесного ударения в современном русском языке. Новые энклиномены?

Елена Г. Устинова. Словесный акцент: проблемы типологии

Михаил В. Софронов. Акцентная триада в современном китайском языке

Синхронная лингвистика

Юрий Д. Апресян. Ценить и дорожить в словаре синонимов

Марина Я. Гловинская. Две загадки praesens historicum

Наталия А. Еськова. К вопросу о категории одушевленности

Елена А. Земская. Письма просторечно говорящих как источник изучения некодифицированных сфер русского языка и городской субкультуры

Андрей А. Кибрик. Язык не так нелеп, как кажется (лично-числовое глагольное согласование в сванском языке)

Александр Е. Кибрик. Связанное употребление лексемы САМ в русском языке

Максим А. Кронгауз. SEXUS, или Проблема пола в русском языке

Игорь А. Мельчук. Morphological Processes

Татьяна Н. Молошная. Плюсквамперфект в системе грамматических форм глагола в современных славянских языках

Н. В. Перцов. Элемент -ка в русском языке: словоформа или аффикс?

Светлана М. Толстая. К типологии морфонологических моделей в славянских языках: йотация в отглагольных именах на -еnьjе

Владимир А. Успенский. Невтóн—Ньютóн—Нью́тон, или Сколько сторон имеет языковой знак?

Лингвистика и поэтика

Татьяна М. Николаева. «Бусый волк» Игорь и «оборотничество» пушкинских персонажей

Александр К. Жолковский. Les mots: relire

Татьяна В. Цивьян. Ремизов и его языковые эксперименты

Индоевропеистика

Вячеслав Вс. Иванов. Из заметок о праславянских и индоевропейских числительных

Татьяна Я. Елизаренкова. К семантике слов dám-, grā́ma-, kṣétra- в Ригведе

Жанна Ж. Варбот. О загадке красоты грозы

Список опубликованных работ А. А. Зализняка

Духовная культура и социальная организация

Словарь рассказывает нам о том, что индоевропейское общество имело высокую городскую культуру, развитую торговлю и значительные материальные богатства. Особое слово со значением «вор» свидетельствует о том, что у них уже не было общего имущества. Бедные обозначаются как «лишенные доли» (долю дают боги — интересно сравнить слово «у-бог(ий)-»). Экономическое неравенство приводит к социальному. В этом обществе различаются три основные социальные группы: жрецы, воины и ремесленники (земледельцы). У каждой из них есть свой символический цвет, с каждым соотнесен свой бог.

Индоевропейское общество имеет развитую дуалистическую мифологию: существует два близнеца, которые воплощают два ряда полярных символов. Интересно, что все детали мифов о близнецах со всеми подробностями совпадают в ведийской, греческой, балтийской и германской мифологиях. Остатки этих мифов сохранялись до наших дней. Сравнительно недавно школьный учитель из Литвы рассказал В. Иванову, что еще и сейчас в литовской деревне существует поверье, согласно которому, если мимо больного проедут близнецы на лошадях, они унесут его болезнь (вспомним ведийских близнецов-целителей на лошадях — ашвинов).

В жизни индоевропейского общества огромную роль играло жречество. В словаре очень много слов, обозначающих жрецов и их занятия (предсказания, молитвы, жертвоприношения богам).

Для индоевропейского праязыка восстановлены даже целые молитвенные поэтические формулы.

Вывод: достаточно сложно организованная цивилизация с социальными рангами и разветвленным религиозным культом похожа по своему типу на жреческие общества древней Западной Азии. Можно предположить, что прародиной индоевропейцев были Западная Азия и Балканы.

definition — ИНДОЕВРОПЕИСТИКА

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Индоевропеистика

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Индоевропеи́стика — раздел лингвистики, исследующий живые и мёртвые индоевропейские языки. Индоевропеистика занимается выявлением общеиндоевропейских языковых явлений, проблемами классификации различных ветвей внутри семьи, ареальными контактами в рамках индоевропейских языков, реконструкцией индоевропейского праязыка, культуры и истории праиндоевропейцев.

История исследований

Описание отдельных индоевропейских языков начинается с санскрита (грамматика Панини), затем развиваются греческая и римская лингвистические традиции. Известно, что римляне осознавали сходства и различия между своим языком и греческим. Попытки классифицировать языки часты в средние века. Гуманист Юлий Цезарь Скалигер выделил основные группы европейских языков по принципу названия Бога в этих языках. В Возрождение и раннее новое время нередко пытаются объявить предком всех европейских языков либо один из известных древних языков (древнееврейский язык, латынь), либо живые языки (обычно язык той страны, откуда происходил учёный). Строгой методики сравнения языков не было, предлагались самые фантастические сближения, что вызывало, в частности, насмешки Вольтера («гласные не имеют значения, а согласными можно пренебречь»).

Предтечами индоевропеистики считаются Маркус ван Боксхом (1647) и Уильям Уоттон (1713), подошедшие к идее родства греческого, славянских, германских и романских языков, а также предложившие некоторые верные методологические принципы (например, игнорировать заимствования при сравнении языков).

Однако научная индоевропеистика возникает лишь с открытия санскрита европейцами (Уильям Джонс). Сравнительно-исторический метод разрабатывается лингвистами начала XIX в. (Расмус Раск, Франц Бопп и др.), затем получает завершённую форму у младограмматиков и Мейе.

Известные индоевропеисты

  • Уильям Джонс
  • Фридрих Шлегель
  • Якоб Гримм
  • Расмус Раск
  • Франц Бопп
  • Георг Курциус
  • Август Шлейхер
  • Макс Мюллер
  • Уильям Уитни
  • Август Лескин
  • Бертольд Дельбрюк
  • Карл Бругман
  • Карл Вернер
  • Герман Остгоф
  • Якоб Ваккернагель
  • Фердинанд де Соссюр
  • Антуан Мейе
  • Юлиус Покорный
  • Ежи Курилович
  • Жорж Дюмезиль
  • Эмиль Бенвенист
  • Освальд Семереньи
  • Вячеслав Иванов
  • Гордон Чайлд
  • Джеймс Мэллори
  • Мария Гимбутас
  • Владимир Сафронов
  • Густаф Коссинна
  • Пере Бош-Гимпера
  • Теодор Бенфей
Это незавершённая статья по лингвистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Материальная культура

Большую группу индоевропейского словаря составляют названия домашних животных (конь, осел, бык, корова, овца, баран, коза, собака, свинья и т. д.), а также названия продуктов скотоводства и специальных пастушеских терминов. В Восточной Европе (в частности, в Северном Причерноморье и в приволжских степях) такое развитое скотоводство известно не раньше, чем в III тысячелетии до новой эры.

Особенно важны для локализации прародины индоевропейцев названия сельскохозяйственных растений (ячмень, пшеница, лен), плодовых деревьев и кустарников (яблоня, кизил, тутовое дерево, виноград). Ячмень был одомашнен к VI тысячелетию до новой эры в Западной Азии (один из двух видов — в Малой Азии) и через Малую Азию распространился на Балканы. Далее, еще Н. И. Вавилов установил, что культурный виноград происходит из Закавказско-Западноазиатского центра земледелия. Общеиндоевропейское название вина — шет, по-видимому, еще в глубокой древности было заимствовано семитским и картвельским праязыками. В одном древнеисландском мифе рассказывается о похищении яблок. Этот миф, как и индоевропейское название яблока, тоже западно-азиатского происхождения, так как именно в этом регионе впервые начали культивировать яблони.

Большую роль в жизни индоевропейцев — и как отражение этого в их мифологии — играет мед. Причем мед не диких пчел, а домашних. Впервые одомашнили пчел в Египте, и древнейшее индоевропейское название пчелы практически совпадает с египетским. Это обстоятельство, с точки зрения B. Иванова и Т. Гамкрелидзе, является важным аргументом в пользу того, что прародина индоевропейцев находилась в Восточном Средиземноморье.

Решающим доводом для локализации индоевропейской прародины оказалось существование колесниц у народа — носителя древнего общеиндоевропейского языка. В этом языке есть очень много названий колесных повозок и их составных частей (колесо, ось, упряжка, ярмо, дышло). Почти нет таких индоевропейских мифов, в которых не упоминались бы колесницы. Одинаковые колесницы археологи находят в Микенской Греции, у скифов, германцев.

На основании недавних открытий А. О. Мнацаканяна, О. М. Джапаридзе и других археологов английский ученый С. Пиггот пришел к выводу о том, что колесницы были изобретены в IV тысячелетии до новой эры на очень ограниченном пространстве — от Закавказья до озер Ван и Урмия. Дело в том, что для изготовления таких колесниц, какие были у индоевропейцев, требовались твердые (горные) породы леса, которые могла резать только бронза. (Это доказано в опытах по экспериментальной археологии). А в том, что именно у индоевропейцев была высоко развита бронзовая металлургия, не приходится сомневаться — об этом свидетельствуют существующие в их словаре специальные термины.

Археологические открытия последних лет подтверждают гипотезу, давно уже высказанную английским археологом Г. Чайлдом: распространение колесниц в Евразии было связано с миграциями индоевропейцев. Их прародиной, вероятно, и была та область, из которой происходило распространение колесниц,— скорее всего Северная Месопотамия или прилежащие к ней районы. Кстати сказать, именно там и найдены древнейшие изображения колесниц и сами колесницы, датируемые IV тысячелетием до новой эры.

Многие археологи, утверждающие, что индоевропейцы жили в Центральной Европе, считают, что индоевропейская культура в Европе совпадает с археологической культурой «боевых топоров». Но сами названия боевых топоров в праязыке — западно-азиатского происхождения.

Вывод: есть все основания думать, что прародина индоевропейцев находилась в области, где были изобретены колесницы, где стали возделывать ячмень и виноград. А именно: в северной части Западной Азии (Малая Азия — Северная Месопотамия).

Санскрит: языки и письменность

Санскрит относится индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи языков и является древнеиндийским литературным языком. Слово «санскрит» означает «обработанный», «совершенный». Как и многие другие языки, он считался божественного происхождения и был языком ритуала, священнодействия. Санскрит относится к синтетическим языкам (грамматические значения выражаются формами самих слов, отсюда — сложность и большое разнообразие грамматических форм). В своем развитии он прошел ряд этапов.

Во II – начале I тыс. до н.э. на территорию Индостана с северо-запада начали проникать индоевропейские племена ариев. Они говорили на нескольких близкородственных диалектах. Западные диалекты легли в основу ведийского языка. Скорее всего, его сложение произошло в XV-X вв. до н.э. На нем были записаны четыре веды (букв. «знание») – самхиты (сборники): Ригведа («Веда гимнов»), Самаведа («Веда жертвенных заклинаний»), Яджурведа («Веда песен») и Атхарваведа («Веда атхарванов», заклинания и заговоры). К ведам примыкает корпус текстов: брахманы (жреческие книги), араньяки (книги лесных отшельников) и упанишады (религиозно-философские сочинения). Все они относятся к классу «шрути» — «услышанное». Считается, что веды имеют божественное происхождение и были записаны мудрецом (риши) Вьясой. В Древней Индии изучать «шрути» могли только «дваждырожденные» — представители трех высших варн (брахманы – жрецы, кшатрии – воины и вайшьи – земледельцы и ремесленники); шудры (слуги) же под страхом смерти не допускались к ведам (подробнее о системе варн можно прочитать в посте «Варна-ашрама-дхарма: четыре сословия и четыре стадии жизни в древнеиндийском обществе»).

Восточные диалекты легли в основу собственно санскрита. С середины I тыс. до н.э. по III-IV вв. н.э. шло формирование эпического санскрита, на котором был записан огромный корпус литературы, прежде всего эпосы Махабхарата («Великая битва потомков Бхараты») и Рамаяна («Странствия Рамы») — итихасы. Также на эпическом санскрите записаны пураны (от слова «древний», «старый») – собрание мифов и легенд, тантры («правило», «свод») — тексты религиозного и магического содержания и др. Все они относятся к классу «смрити» — «запомненное», дополняющие шрути. В отличие от последних, к изучению «смрити» допускались и представители низших варн.

В IV-VII вв. формируется классический санскрит, на котором была создана художественная и научная литература, записаны сочинения шести даршан – ортодоксальных школ индийской философии.

Начиная с III в. до н.э. идет сложение пракритов («обычный язык»), основанных на разговорном языке и давших начало многим современным языкам Индии: хинди, пенджаби, бенгали и др. Они также имеют индоарийское происхождение. Взаимодействие санскрита с пракритами и другими индийскими языками привело к санскритизации среднеиндийских языков и формированию гибридного санскрита, на котором, в частности, записаны буддийские и джайнские тексты.

Уже длительное время санскрит практически не развивается в качестве живого языка. Однако до сих пор он входит в систему индийского классического образования, на нем совершаются богослужения в индуистских храмах, издаются книги, пишутся трактаты. Как верно сказал индийский востоковед и общественный деятель Сунити Кумар Чаттерджи (1890-1977), современные языки Индии выросли «образно говоря, в атмосфере санскрита».

Среди ученых и исследователей до сих пор нет единого мнения относительно того, относится ли ведийский язык к санскриту. Так, знаменитый древнеиндийский мыслитель и лингвист Панини (прибл. V в. до н.э.), создавший полное системное описание санскрита, считал ведийский язык и классический санскрит разными языками, хотя и признавал их родство, происхождение второго из первого.

Крупнейшие индоевропейские языки

Общее число носителей языков индоевропейской семьи в настоящее время приближается к трём миллиардам людей. По последним подсчётам крупнейшими индоевропейскими языками являются:

  1. английский язык – всего 1,5 миллиарда носителей, в том числе 500 миллионов (как родной язык) и 1 миллиард (как иностранный язык);
  2. испанский язык – всего 550 миллионов носителей, в том числе 425 миллионов (как родной язык) и 75 миллионов (как иностранный язык);
  3. русский язык – всего 300 миллионов носителей, в том числе 170 миллионов (как родной язык) и 130 миллионов (как иностранный язык);
  4. французский язык – всего 270 миллионов носителей, в том числе 75 миллионов (как родной язык) и 195 миллионов (как иностранный язык);
  5. португальский язык – всего 260 миллионов носителей, в том числе 230 миллионов (как родной язык) и 30 миллионов (как иностранный язык);
  6. немецкий язык – всего 200 миллионов носителей, в том числе 120 миллионов (как родной язык) и 80 миллионов (как иностранный язык).

Происхождение языков индоевропейской группы

Само понятие индоевропейских языков было введено в начале XIX века немецким ученым Францем Боппом с целью обозначения единой группы языков Европы и Азии (включая север Индии, Иран, Пакистан, Афганистан и Бангладеш), имеющих поразительно сходные черты. Это сходство было подтверждено многочисленными исследованиями ученых-лингвистов. В частности, было доказано, что санскрит, греческий, латинский, язык хеттов, староирландский, старопрусский, готический, а также некоторые другие языки отличались удивительной идентичностью. В этой связи учеными стали выдвигаться различные гипотезы о существовании некоего праязыка, который и явился прародителем всех основных языков этой группы.

По мнению некоторых ученых, этот праязык начал развиваться где-то на территории Восточной Европы или Западной Азии. Восточноевропейская теория происхождения связывает начало формирования индоевропейских языков с территорией России, Румынии и стран Балтии. Другие ученые считали прародиной индоевропейских языков балтийскую землю, другие связывали происхождение этих языков со Скандинавией, с севером Германии и югом России. В XIX-XX веках широкое распространение получила азиатская теория происхождения, которая была впоследствии отвергнута лингвистами.

Согласно многочисленным гипотезам, местом зарождения индоевропейской цивилизации считается юг России. Если быть более точным, ареал ее распространения охватывает обширную территорию от северной части Армении вдоль побережья Каспийского моря вплоть до азиатских степей. Самыми древними памятниками индоевропейских языков считаются хеттские тексты. Их происхождение относят к XVII веку до нашей эры. Хеттские иероглифические тексты – древние свидетельства неведомой цивилизации, дающие представление о людях той эпохи, об их видении самих себя и окружающего мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: