Вражеские набеги, тухлые птицы и отсутствующие рабы. письма из хеттского царства

Фонетика

Гласные

подъём\ряд
Передний Средний Задний
Верхний i   u
Средний e    
Нижний   a  

При наличии над гласным диакритического знака он читается долгим.

Согласные

Место/способобразования Губно-губные Альвеолярные Палатальные Велярные Лабиовелярные Ларингалы
Взрывные p  b t  d   k  g kʷ  gʷ  
Носовые m n        
Фрикативные   s       h₂, h₃
Аффрикаты   ʦ        
Сонанты w r, l j      
  • Все смычные глухие, а также сонорные согласные (кроме /r/) появляются в начале слов. Это свойство является общим для всех анатолийских языков.
  • На концах слов:
    • среди взрывных согласных появляются только звонкие: /-d/, /-g/, редко /-b/.
    • часто появляется /-s/, реже /-h₂/, /-h₃/, /-r/, /-l/, /-n/, никогда /-m/.
    • согласные /w/, /j/ появляются в дифтонгах с /a/, /aː/.

Расшифровка

Первое существенное утверждение о принадлежности к хеттам было сделано Йоргеном Александром Кнудтзоном в 1902 году в книге, посвященной двум письмам между царем Египта и правителем хеттов, найденным в Эль-Амарне , Египет . Кнудцон утверждал, что хетты были индоевропейцами, в основном из-за своей морфологии . Хотя у него не было двуязычных текстов, он смог частично интерпретировать эти два письма из-за шаблонного характера дипломатической переписки того периода. Его аргумент не был общепринятым, отчасти потому, что морфологическое сходство, которое он наблюдал между хеттами и индоевропейцами, можно найти за пределами индоевропейского языка, а также потому, что интерпретация букв по праву считалась неопределенной. необходима цитата

Кнудцон был окончательно прав, когда многие таблички, написанные знакомым аккадским клинописью, но на неизвестном языке, были обнаружены Хьюго Винклером в том месте, где сейчас находится деревня Богазкей , Турция, которая была бывшим местом Хаттусы , столицы страны. Хеттское государство. На основе изучения этого обширного , Бедржих Грозныйудалось проанализировать язык. Он представил свой аргумент, что язык является индоевропейским, в статье, опубликованной в 1915 году (Hrozný 1915), за которой вскоре последовала грамматика языка (Hrozný 1917). Аргумент Грозного в пользу индоевропейской принадлежности хеттов был полностью современным, хотя и плохо обоснованным

Он сосредоточил внимание на поразительном сходстве в идиосинкразических аспектах морфологии, которые вряд ли возникнут независимо случайно или будут заимствованы. Они включали чередование rn в некоторых основах существительных ( гетероклитика ) и вокальный аблаут , которые оба замечены в чередовании в слове для воды именительного падежа единственного числа,wadar и родительный падеж единственного числа, wedenas

Он также представил набор регулярных звуковых соответствий. После небольшой первоначальной задержки из-за разрухи во время Первой мировой войны расшифровка, предварительный грамматический анализ и демонстрация индоевропейской принадлежности хеттов Грозного были быстро приняты и более широко обоснованы современными учеными, такими как Эдгар Х. Стуртевант , автор книги. первая научно приемлемая хеттская грамматика с хрестоматией и глоссарием. Самой современной грамматикой хеттского языка в настоящее время является Hoffner and Melchert (2008).

Скрипт

Хетты были написаны в адаптированной форме периферийной аккадской клинописи из Северной Сирии. Преимущественно слоговая природа письма затрудняет определение точных фонетических качеств некоторых хеттских звуков .

Слоговые выделяют следующие согласные ( в частности, аккадская сек серия опускает),

б, г, г, ḫ, к, л, м, н, р, г, š, т, г ,

в сочетании с гласными a, e, i, u . Дополнительно вводятся знаки ya (= IA: 𒄿𒀀 ), wa (= PI: 𒉿 ) и wi (= wi 5 = GEŠTIN: 𒃾 ).

Аккадские глухие / звонкие серии (k / g, p / b, t / d) не выражают контраст между голосом и голосом в письме, но двойное написание в интервокальных позициях представляет глухие согласные в индоевропейском языке ( закон Стертеванта ).

Классификация и лингвистическая история

Вместе с несколькими другими вымершими языками Малой Азии хеттский образует анатолийскую ветвь индоевропейской языковой группы. Не совсем ясно, образуют ли анатолийские языки самую старую индоевропейскую языковую ветвь, а Анатолия — изначальная родина (« Гипотеза Анатолии »), или их носители иммигрировали в Анатолию (включая « Гипотезу Кургана »).

Анатолийские языки (анатолийская ветвь)
Хеттов, Лидиан , Палаик ,
Luwish , Кариш , Ликийский ,
Писидиан , Столик

Внутри анатолийской ветви, которая вымерла, хеттский язык является наиболее важным языком с точки зрения доказательств. Лувийский, карийский, ликийский, писидийский и сидетский языки иногда резюмируются как «лувийские языки», потому что они кажутся более близкими.

Хеттов не следует путать с хаттским, языком хаттов, населявших центральную Анатолию еще до иммиграции индоевропейских народов. Название Хетты было заимствовано от имени Хаттье.

После его открытия принадлежность хеттов (а значит, и других анатолийских языков) к индоевропейским языкам изначально ставилась под сомнение. Причины кроются в иногда сильно различающихся грамматических проявлениях хеттского. Скорее предполагалось, что хетты — очень близкие родственники индоевропейцев и образуют так называемых « ». Сегодня устойчиво считается, что хеттский язык и родственные ему анатолийские языки, как и другие индоевропейские языки, произошли от языка, который — предположительно — около 3000 г. до н. До н.э. или, по крайней мере, не намного раньше в Причерноморских степях к северу от Черного моря говорили о носителях так называемой курганной культуры . Этот основной язык обычно называют индоевропейским исходным языком (реже: индоевропейским основным языком ). Когда в последующий период культурная ассоциация распалась (причины до сих пор в значительной степени неизвестны), общая языковая ассоциация также распалась на отдельные языки или ветви языка.

Представители «индо-хеттской гипотезы» оправдывают особенности, зафиксированные исключительно в анатолийской ветви, тем, что носители более поздних анатолийских языков первыми откололись от общей языковой группы. Тогда все другие индоевропейские языки должны были бы заменить эти особенности. Противоположный тезис, менее признанный сегодня, оправдывает различия с индивидуальными заменами и сохранениями в анатолийской среде.

Сами хеттские лингвистические памятники и свидетельства делятся на три языковых уровня или эпохи, а именно:

  • Старый Этитец (1750 — 1450 гг. До н.э., Телипину )
  • Средние хетты ( 1450–1380 гг. До н.э., до Шуппилулиума I. )
  • Молодые хетты (1380 — 1220 гг. До н.э., до падения империи)

Самый старый хеттский (и действительно самый древний индоевропейский) языковой документ — это текст Анитты, провозглашение додинастического царя с 1730 г. до н.э. Из обширной коммерческой и частной переписки (написано в древней ассирийской) из Karum периода древней ассирийской торговой колонии в , которая существовала на протяжении столетий до Anitta, многочисленные однозначно Хеттеянин личные имена дошли до нас.

Эпоху молодых хеттов можно разделить на три фазы.

Из-за воинственных событий в Восточном Средиземноморье (« народы моря ») он появился после 1200 г. до н.э. До н.э. до распада Хеттской империи на небольшие государства, которые были заселены арамейцами . В конечном итоге этот район попал под власть ассирийцев, официальным языком которых был арамейский .

Пишем письмо на хеттском

Уже по приведенным примерам можно заметить, что хеттские письма имеют четкую структуру. Начинаются они с обозначения отправителя и адресата. Письма или надиктовывались, или записывались со слов отправителя, поэтому начинаются они с формулы: так говорит N. Дальше следует как бы инструкция для гонца или местного писцам, который будет озвучивать текст: скажи X-у.

В письмах подчиненным длинных приветственных формул обычно не было. Если же письмо адресовалось высшему или равному по званию, вставлялись разные благопожелания в духе:

После этого можно было переходить к делу. Если письмо являлось ответом, то сначала обязательно подробно указывалось, на что именно отвечает автор. Часто цитировался фрагмент письма, который требовал ответа, примерно как в функции Replay в современных мессенджерах. Обозначив тему, приступали к ответу. Все части письма отделяли горизонтальными чертами так, чтобы каждый новый тезис был в новом абзаце.

Писцы пользовались тем, что официальные лица сами писем не писали и не читали, и на табличке с административной перепиской дописывали кое-что друг для друга. Писец из провинции мог, пользуясь случаем, попросить своего коллегу в столице порешать какие-нибудь его личные вопросики при дворе. На такую просьбу коллеги Уццу отвечает писец Санда. Уццу работал в канцелярии Тапикки при уже знакомом нам Кассу. Видимо, в предыдущем письме он узнавал у друга из столицы о возможности ходатайствовать о его делах при дворе. Коллега из Хаттусы помещает ответ под письмом с очередными военными поручениями:

В письме речь идет еще и о том, что писец в Тапикке должен передать привет своему шефу Пулли.

Передавать приветы в письмах было крайне важной практикой у хеттов. Когда кто-то забывал это сделать, корреспондент мог открыто написать о своем недовольстве

Когда кто-то забывал это сделать, корреспондент мог открыто написать о своем недовольстве.

Иногда писцы просто знакомились друг с другом в переписке. В египетском архиве Эль-Амарны есть письмо, в котором царь Арцавы пытается сосватать своих дочерей Аменхотепу III. Записав письмо для фараона, писец из Арцавы решил познакомиться с египетским коллегой и после многословного приветствия написал:

С каждым годом количество клинописных табличек увеличивается, и картина жизни этой древней цивилизации становится всё более детальной. Глиняные письма позволяют нам заглянуть в повседневность Хеттского царства. И эта возможность делает памятники эпистолярного жанра одним из самых интересных исторических источников. Так что, если хотите остаться в истории, пишите письма.

Что почитать о хеттах и хеттском языке

  • Иванов Вяч. Вс. От буквы и слога к иероглифу: Системы письма в пространстве и времени. М., 2013.
    Популярный рассказ об истории письма, значительная часть которого посвящена хеттской клинописи.
  • Касьян А. С., Сидельцев А. В. Хеттский язык // Языки мира: реликтовые индоевропейские языки Передней и Центральной Азии. М.: Academia, 2013.
    Самое современное изложение грамматики хеттского языка на русском.
  • Introduction to Hittite — вводный онлайн-курс о хеттском языке на сайте Техасского университета.
  • Bryce T. The kingdom of Hittites. Oxford, 2005; Bryce T. Life and Society in the Hittite World. Oxford, 2002.
    Классические монографии о политической и социальной истории Хеттского царства.
  • Hoffner Jr., Harry A. Letters from the Hittite Kingdom. Atlanta, 2009.
    Академическое издание хеттских писем, на котором во многом основывается эта статья.

Краткий хетско-русский словарь

Здесь приведён краткий список слов языка
древних хеттов, который будет пополняться из указанных в конце словаря источников.

А

  • агниш — огонь
  • ай- — изготовлять
  • айш — рот
  • ак- — умирать
  • акв- — пить
  • аку- — пить (пал.)
  • алькистан — ветка
  • альпа — белый
  • анда — в
  • анния- — делать (анниязи — делает)
  • арава — свободный
  • ара:и:- — молить
  • ария- — спрашивать
  • аркамияла — музыкант
  • арма — луна
  • арну- — приносить (арнуми — несу, приношу)
  • арсина (нес. харси) — хлеб
  • арува- — почитать
  • аруни — мука
  • арш — тот же самый
  • ас- (нес. эс-) — сидеть
  • аса-, са- (нес. эс-, пал. аш-) — быть
  • аса(на) — стул
  • асва — лошадь
  • аси:- — любить
  • ат- (нес. эт-, уд-, пал. ата-) — есть
  • ата- — есть (пал.)
  • атиман — имя
  • аш- — быть (пал.)
  • ашшу — добрый, хороший
  • ая- — создавать

В

  • вава — бык
  • вала:- — поднимать
  • вали — великий
  • ваппия- — лаять
  • варса — роса
  • васа- — почитать
  • васу — благо
  • ватар — вода
  • ваша- — надевать
  • ваштай — грех
  • вер- — говорить (пал.)
  • верия- — звать
  • вете- — строить (пал.)
  • виа:ни — вино

И

  • ига:и- — цепенеть
  • илалия- — желать
  • ирмалант — больной
  • ирхаи- — ограничивать
  • истанца — душа
  • истарк — болезнь
  • ишкалла:и- — разламывать
  • ишния- — соединять
  • ишха — хозяин
  • ишхамай — песня

К

  • карди — сердце
  • карт — сердце (пал.)
  • кастас — голод
  • квен- — убивать
  • кета — он кладёт
  • кешшар — рука
  • киккула — сосуд
  • кикла — трава
  • кину- — лопнуть
  • кинун — сейчас
  • кир — сердце
  • киш- — приходить
  • киша- — царапать
  • кишт — голод
  • кишт- — гасить (пал.)
  • кула — войско
  • курант — хромой
  • кусатара — стена

Л

  • лала — язык
  • ламен- — звать
  • лами- — укреплять
  • лапани- — пасти
  • лила- — искупать
  • лила:и- — освобождать
  • лукка:и- — сиять
  • луттайс — окно

М

  • малд- — спрашивать
  • малит — мёд (пал.)
  • малла- — молоть
  • манинкувант — коротко
  • мейкки — много
  • мекиш — обширный
  • мелит — мёд
  • мема- — говорить
  • мехур — месяц
  • мина — город
  • мини — город
  • мити — слуга
  • муга:и- — жаловаться
  • мури — ягода
  • муриян — гроздь винограда

Н

  • намешха — весна
  • намуваи: — сын
  • наршам — голова
  • насусара — царица
  • натта — нет
  • наххах — почтение
  • нева — новый
  • нега — сестра
  • неку- — темнеть
  • некуманца — голый
  • непиш — небо
  • ниник- — поднимать

П

  • пай- — давать
  • пай- — идти
  • пальтанаш — плечо
  • пальхи — широкий
  • пангария- — простирать
  • панкур — собрание
  • паппарш- — плескать
  • папратар — осквернение
  • пара:и- — дуть
  • парку — высокий
  • паркуй — чистый
  • паркуну- — чистить
  • парн — дом
  • парьянаца- — (иер.) знать
  • пата — нога
  • паттар — крыло
  • пахва:р — огонь
  • паххаш- — защищать
  • пахши- — пасти
  • паш- — глотать
  • педан — место
  • пера — птица
  • перуна — скала
  • пидда:и- — бежать
  • пидда:и- — платить
  • пир — дом
  • пиэти — место
  • пия- — давать
  • пи:ди — место

С

  • са- — быть
  • сальп — сточная канава
  • санаваи: — род
  • сарлата — возлияние
  • саса — печатание
  • са:и- — давить
  • сувана — собака
  • сурна — рог

Т

  • та- — брать
  • та- — приходить
  • тавана — точно
  • тайштай- — вест?
  • такама — (иер.) земля
  • такш- — делать
  • такшан — половина
  • тамаш- — тормошить
  • таната — стена
  • тапариа:ла- — править
  • тар- — говорить
  • таркасни — осёл
  • тару — дерево
  • тарх- — побеждать
  • тати — отец
  • тахукаппи — сосуд
  • та:е- — похищать
  • те- — класть
  • текан — земля
  • тепу — маленький
  • тетхима — гром
  • тешха — откровение
  • тиуна — бог (пал.)
  • тия- — наступать
  • тияз — бог
  • туварса — лоза
  • тупи- — бить
  • турп — хлеб
  • туцци — войско

Х

  • халуган — послание
  • хальки — зерно
  • хамс — внук
  • хантецция — перед
  • хап- — торговать
  • хапа — река
  • хапари — богатство (пал.)
  • хапна — река (пал.)
  • хаппарайцци — проданный
  • хаппа:р — цена
  • хара- — колотить
  • харава — дорога
  • хараш — орёл
  • харк- — иметь
  • харкиш — белый
  • хармахи — голова
  • харси — хлеб
  • хартагга — медведь
  • харти- — звать
  • харуна — амбар
  • харш- — ослаблять
  • хас- — производить
  • хасми — род
  • хастияс — кости
  • хатуарс — письмо
  • хатура- — писать
  • хашта:й — кости
  • хашша — внук
  • хилан — двор
  • хишша — балка
  • хуиш- — жить
  • хулана — шерсть
  • хумати — фундамент
  • хурна:и- — плескать
  • хурта- — проклинать
  • хуха — дед

Ш

  • шакува — глаза
  • шакхар — грязь
  • шалигаи- — плевать
  • шалли — большой
  • шамана — основание
  • шарнинк- — возмещать
  • шарпа — серп
  • шашта — кровать
  • шехур — моча
  • шиват — свет (и день, Бог дня?)
  • шипант- — освящать
  • шиттар — звезда
  • шиу — бог
  • шува:и- — наполнять
  • шуманца — верёвка
  • шуппария- — спать
  • шуппи — святой

Внешние ссылки

  • Хеттеянин Интернет по Winfred П. Леманн и Джонатан Слокума, бесплатные онлайн занятия в научно — исследовательский центр лингвистики в Университете штата Техас в Остине
  • Лауффенбургер, Оливье (2006). «Домашняя страница хеттской грамматики» .
  • Hethitologie Portal Mainz (на немецком языке)
  • «Электронный этимолого-филологический словарь древнеанатолийских корпусных языков (eDiAna)» . Ludwig-Maximilians-Universität München . Архивировано из оригинального 25 февраля 2017 года . Проверено 18 февраля +2017 .
  • Электронное издание Чикагского хеттского словаря — Чикагский университет
  • ABZU — справочник информации, связанной с изучением Древнего Ближнего Востока в сети
  • Хеттский словарь
  • Основная хеттская лексика в Глобальной лексикостатистической базе данных
  • Хетты в вики Glossing Ancient Languages (рекомендации по подстрочному морфемному глоссированию хеттских текстов)
  • glottothèque — Древние индоевропейские грамматики онлайн , онлайн-коллекция вводных видеороликов к древним индоевропейским языкам, выпущенная Геттингенским университетом

Санскрит: древнейший язык или один из индоевропейских языков?

Основателем научной индологии считается англичанин сэр Уильям Джонс (1746-1794). В 1783 году он прибыл в Калькутту на должность судьи. В 1784 году стал председателем основанного по его инициативе Бенгальского азиатского общества (Asiatic Society of Bengal), в задачи которого входило изучение индийской культуры и знакомство с нею европейцев. 2 февраля 1786 года в третьей юбилейной лекции он записал:

«Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них, и в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что оно вряд ли может быть случайностью; это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует».

Однако Джонс не был первым, кто указал на близость санскрита и европейских языков. Еще в XVI столетии флорентийский купец Филиппо Сасетти писал о сходстве санскрита с итальянским языком.

С начала XIX века началось систематическое изучение санскрита. Это послужило толчком к становлению научной индоевропеистики и утверждению основ компаративистики – сравнительного изучения языков и культур. Складывается научная концепция генеалогического единства индоевропейских языков. В то время санскрит признавался эталоном, языком, наиболее близким к праиндоевропейскому языку. Немецкий писатель, поэт, философ, лингвист Фридрих Шлегель (1772-1829) говорил о нем:

«Индийский древнее родственных ему языков и был их общим предком».

К концу XIX века был накоплен большой фактический материал, поколебавший мнение об архаичности санскрита. В начале ХХ столетия были открыты письменные памятники на хеттском языке, датированные XVIII в. до н.э. Удалось также обнаружить и другие, относящиеся к индоевропейским, раннее неизвестные древние языки, например, тохарские. Было доказано, что хеттский язык более близок к праиндоевропейскому, нежели санскрит.

В последнее столетие были достигнуты огромные результаты в сравнительном языкознании. Было изучено и переведено на европейские языки большое число текстов, написанных на санскрите, реконструировованы и датированы праязыки, выдвинута гипотеза о ностратической макросемье, объединяющей индоевропейские, уральские, алтайские и др. языки. Благодаря междисциплинарным исследованиям, открытиям в археологии, истории, философии, генетике удалось установить места предполагаемой прародины индоевропейцев и наиболее вероятные пути миграций арийцев.

Однако до сих пор актуальными остаются слова филолога, индолога Фридриха Максимилиана Мюллера (1823-1900):

«Если бы меня спросили, что я считаю наиболее крупным открытием XIX века в изучении древней истории человечества, я бы привел простое этимологическое соответствие – санскритское Dyaus Pitar = греческое Zeus Pater = латинское Jupiter».

Использованная литература:
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000.
Кочергина В.А. Учебник санскрита. М., 1994.
Рудой В.И., Островская Е.П. Санскрит в индийской культуре // Санскрит. СПб.,1999.
Шохин В.К. Веды // Индийская философия. Энциклопедия. М., 2009.
Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

Фотографии — из Википедии.

PS. В Индии именно устный язык (звук), служит своеобразным стержнем, поскольку единой системы письменности не существовало, в то время как в Китае и вообще в дальневосточном регионе — иероглифическая письменность (образ), для которой не имеет значения конкретное звучание слов. Возможно, это повлияло на представление о пространстве и времени в этих регионах и предопределило особенности философии.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Ссылки

  1. , с. 221–237.
  2. Ван ден Хаут, Тео, (2020). История хеттской грамотности: письмо и чтение в Анатолии позднего бронзового века (1650–1200 гг. До н.э.), опубликовано онлайн: 18 декабря 2020 г., печатная публикация: 7 января 2021 г., «Введение» : «… Герой этой книги грамотность, письмо и чтение в Хеттском царстве в древней Анатолии, или в современной Турции, примерно с 1650 по 1200 год до нашей эры, плюс-минус несколько лет или, возможно, даже десятилетие или два … »
  3. Якубович, 2010, с. 307
  4. , p. 73.
  5. Гютербок, Ганс Густав; Хоффнер, Гарри А .; Даймонд, Ирвинг Л. (1997). Перспективы хеттской цивилизации . Восточный институт Чикагского университета. п. 188. ISBN .
  6. , стр. 35.
  7. , p. 2.
  8. JD Hawkins (2009). «Письма Арзавы в недавней перспективе» . Британские музейные исследования в Древнем Египте и Судане . 14 : 73–83.
  9. Бекман, Гэри (2011). SR Steadman; Г. МакМахон (ред.). «Хеттский язык: восстановление и грамматический очерк». Оксфордский справочник древней Анатолии 10 000–323 гг. До н. Э . : 518–519. ЛВП2027,42 / 86652 .
  10. Сильвия Алаура: «Nach Boghasköi!» Zur Vorgeschichte der Ausgrabungen в Boazköy-Ḫattuša und zu den archäologischen Forschungen bis zum Ersten Weltkrieg, Benedict Press 2006. ISBN 3-00-019295-6 
  11. : 154) harvcoltxt error: no target: CITEREFFortson2004 (help)
  12. , стр. 2-5.
  13. , стр. 7.
  14. , стр. 20 со сноской 41
  15. , p. 2-3.
  16. , стр. 61.
  17. Коулсон 1986, стр. xiii
  18. «Хеттская грамматика» . Assyrianlanguages.org . Проверено 17 января 2017 .
  19. «The Telepenus» Исчезающий Бог «Миф (анатолийская мифология)» . Utexas.edu . Проверено 17 января 2017 .

Источники

Введение и обзоры

  • Брайс, Тревор Р. (2002). Жизнь и общество в хеттском мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN .
  • Брайс, Тревор Р. (2005) . Царство хеттов (2-е исправление). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN .
  • Брайс, Тревор Р. (2012). Мир неохеттских царств: политическая и военная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN .
  • Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура: введение . Молден: Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7.
  • Глатц, Клаудия (2020). Создание империи в Анатолии бронзового века: суверенная практика хеттов, сопротивление и переговоры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN .
  • Мельхерт, Х. Крейг (2012). «Положение анатолийцев» .

Словари

  • Гетце, Альбрехт (1954). «Рецензия на: Йоханнес Фридрих, Hethitisches Wörterbuch (Гейдельберг: зима)», Язык 30, стр. 401–5.
  • Клоэкхорст, Алвин. Этимологический словарь хеттской наследственной лексики . Лейден – Бостон: Брилл, 2008.
  • Пухвел, Яан (1984–). Хеттский этимологический словарь . 10 томов. Берлин: Мутон де Грюйтер.
  • Стертевант, Эдгар Х. (1931). «Хеттский глоссарий: слова с известным или предполагаемым значением, с шумерскими идеограммами и аккадскими словами, распространенными в хеттских текстах», Язык 7, вып. 2. С. 3–82., Языковая монография № 9.
  • Чикаго хеттский словарь

Грамматика

  • Хоффнер, Гарри А .; Мельхерт, Х. Крейг (2008). Грамматика хеттского языка . Вайнона: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-119-1.
  • Хаут, Тео ван ден (2011). Элементы хеттов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN .
  • Грозны, Бедржих (1917). Die Sprache der Hethiter: ihr Bau und ihre Zugehörigkeit zum indogermanischen Sprachstamm . Лейпциг: Хинрикс.
  • Английский язык, Гульельмо (2020). Средний голос хеттов: синхрония, диахрония, типология . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN .
  • Ясанофф, Джей Х. (2003). Хеттский и индоевропейский глагол . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-924905-9.
  • Лураги, Сильвия (1997). Хеттеянин . Мюнхен: Lincom Europa. ISBN 3-89586-076-X.
  • Мельхерт, Х. Крейг (1994). Анатолийская историческая фонология . Амстердам: Родопи. ISBN 90-5183-697-Х.
  • Патри, Сильвен (2007). L’alignement syntaxique dans les langues ind-européennes d’Anatolie . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05612-0.
  • Роуз, SR (2006). Спряжение хеттов -hi / -mi . Инсбрук: Institut für Sprachen und Literaturen der Universität Innsbruck. ISBN 3-85124-704-3.
  • Стертевант, Эдгар HA (1933, 1951). Сравнительная грамматика хеттского языка . Ред. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1951. Первое издание: 1933 год.
  • Стертевант, Эдгар HA (1940). Индо-хеттские гортани . Балтимор: Лингвистическое общество Америки.
  • Уоткинс, Калверт (2004). «Хеттеянин». Кембриджская энциклопедия древних языков мира : 551–575. ISBN 0-521-56256-2.
  • Якубович, Илья (2010). Социолингвистика лувийского языка . Лейден: Брилл. ISBN .

Текстовые издания

  • Гетце, Альбрехт и Эдгар Х. Стертевант (1938). Хеттский ритуал Туннави . Нью-Хейвен: Американское восточное общество.
  • Стертевант, Эдгар Х.А. и Джордж Бехтель (1935). Хеттская хрестоматия . Балтимор: Лингвистическое общество Америки.
  • Knudtzon, JA (1902). Die Zwei Arzawa-Briefe: Die ältesten Urkunden in indogermanischer Sprache . Лейпциг: Хинрикс.

Статьи

  • Арчи, Альфонсо (2010). «Когда хеттеи начали писать по-хеттски?» . Pax Hethitica: Исследования хеттов и их соседей в честь Итамара Зингера . Висбаден: Harrassowitz Verlag. С. 37–46. ISBN .
  • Грозный, Бедржих (1915). «Die Lösung des hethitischen Problems». Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft . 56 : 17–50.
  • Мельхерт, Крейг (2020). «Лувиан» . Соратник древних языков Ближнего Востока . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. С. 239–256. ISBN .
  • Стертевант, Эдгар Х. (1932). «Развитие остановок в хеттах». Журнал Американского восточного общества . Американское восточное общество. 52 (1): 1–12. DOI10.2307 / 593573 . JSTOR   .
  • Стертевант, Эдгар Х. (1940). «Доказательства для озвучивания на хеттском языке g». Язык . Лингвистическое общество Америки. 16 (2): 81–87. DOI10.2307 / 408942 . JSTOR   .
  • Виттманн, Анри (1969). «Заметка о языковой форме хеттской овцы». Revue hittite et asianique . 22 : 117–118.
  • Виттманн, Анри (1973) . «Некоторые хеттские этимологии». Die Sprache . 10, 19: 144–148, 39–43.
  • Виттманн, Анри (1969). «Развитие К. в хеттском». Glossa . 3 : 22–26.
  • Виттманн, Анри (1969). «Индоевропейский дрейф и позиция хеттов». Международный журнал американской лингвистики . 35 (3): 266–268. DOI10.1086 / 465065 . S2CID   .
  • Якубович, Илья (2020). «Хеттеянин» . Соратник древних языков Ближнего Востока . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. С. 221–237. ISBN .

Фонетика и фонология

Поскольку хетты использовали адаптированный аккадский клинописный шрифт и он был преимущественно слоговым по своей природе, точная фонетика и фонология часто уже не могут быть исследованы с полной уверенностью. Однако с помощью этимологии, а также вариантов написания в пределах хеттов можно сделать некоторые значимые утверждения относительно соответствующих словоформ.

Согласные буквы

  двугубый альвеолярный небный веляр лабиовеляр гортанный
stl. sth. stl. sth. stl. sth. stl. sth. stl. sth.  
Взрывчатые вещества п б т d     k грамм k w г ж  
Аффрикаты     ts                
Фрикативы     s                
Носовые   м   п              
Яркие       р              
боковые  аппроксиманты       л              
центральные аппроксимации   ш       j         ч 2, ч 3

Буква s всегда писалась как š в клинописи, хотя клинопись различает s и š. Следовательно, также возможно, что звук был произнесен как глухой постальвеолярный фрикативный звук ʃ или как звук между ними (современный греческий и испанский языки претерпели аналогичное развитие этого звука).

В полу-гласные и , появляются в дифтонгах с и .

Открытие хеттского вызвало ощущение, что часть так называемых laryngals (гортань звуков, например, ), которые ранее лишь гипотетический, разработанные для индоевропейского основного языка ( ларингеальная теории ), на самом деле в текстах хеттских в значительной степени получены и воспроизведены в письменной форме ( символ транскрипции ).

Гласные звуки

  фронт центральный назад
ung. ger. ung. ger. ung. ger.
закрыто я         ты
Средняя е         о ?
открыто     а      

(Различие между o (клинописные символы u) и u (клинописные символы ú) в хеттском языке спорно.)

Обзор хаттского языка

Хаттский язык — язык древнейшего (3 — начало 2 тыс. до н. э.) населения северо-восточной части Малой Азии
внутри излучины р. Галис (совр. Кызыл-Ырмак) — хаттов, или протохеттов
(см. Карту распространения древних хаттов с проекта С.Старостина Вавилонская башня, с согласия Г.Старостина).

Этот древний язык сохранен нам, помимо упоминаемых в иноязычных текстах топонимов, личных имен и имен божеств,
лишь небольшим количеством культовых текстов из царского архива столицы Хеттского царства — Хаттусы (совр. Богазкёй).
В том числе имеется около полудесятка хаттско-неситских (хеттских) билингв и несколько десятков одноязычных текстов,
по большей части коротких и сильно фрагментированных.

Тексты написаны слоговой клинописью почти без идеограмм, что очень затрудняет понимание;
к тому же есть основания думать, что они были записаны хеттскими писцами по памяти без четкого понимания их значения,
иногда даже с ошибками в словоделении.

К этим трудностям присоединяется еще одно обстоятельство.
Дело в том, что хеттский вариант аккадской клинописи, которым записаны эти тексты,
позволяет различать всего 12 согласных (m, р, n, t, sh , z , k, h, l, r, w, j — последний не во всех случаях)
и четыре гласных (a, i, u, е — последний не во всех случаях).
Между тем хаттская фонологическая система, по крайней мере, исторически, была, вероятно, значительно богаче.
Поэтому с фонетической точки зрения клинописные записи хаттского языка, видимо, в высшей степени неточны.

Все это ставит почти непреодолимые препятствия интерпретации хаттского языка,
тем более что грамматическая структура и характер отражаемых в языке грамматических категорий,
по-видимому, весьма существенно отличаются от грамматических категорий,
существовавших в индоевропейском хеттском-неситском языке, и от его грамматической структуры;
поэтому и билингвы дают лишь слабую опору для раскрытия хаттской грамматики.

В лексике установлено значение всего около 150 слов…
.
(И. М. Дунаевская, И. М. Дьяконов)

Современные типологически сходные с хаттским —
абхазо-адыгские языки.

И. М. Дунаевская, И. М. Дьяконов. Хаттский язык.

Империя хеттов. ЦАРСТВО МИРА

Держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.

Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: «Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу».

Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.

Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века — хетты уже использовали железное оружие.

Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские — египтянам.

Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря «народами моря» антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: